Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.

 

Проблема "понимания", как одной из функций мышления исследуется в разных областях - в психологии, в философии, в психолингвистике, в социологии, в педагогике... в быту - он\она\они меня не понимают, в межличностном общении, когда один из собеседников "не врубается" в то, что говорят... В общем, много где проблема "понимания" может (и несет) в себе всякого рода сложности и трудности. Муж и жена при хроническом "непонимании" расходятся, в коллективе обиды и конфликты, в армии солдат "не врубился" в отданный приказ - погиб...

 

Но все эти перечисленные проблемы с "пониманием", все-таки относятся к области душевной. Поэтому нас для прояснения этого вопроса больше должно занимать то, что выше. То, что может судить обо всем, в том числе и о душевном - т.е. духовное. Потому что о всем желательно судить духовно, так как  духовный судит о всем" (1Кор.2:14-15)

 

Очень подробно и интересно о "понимании", как о длительном и последовательном процессе  пишет прп. Максим Исповедник. Своего рода "лествица понимания" получается. Причем, к очень жестким выводам преподобный приводит нас. При отсутствие стремления "понять", укоряет за подобную беспечность - "вырвал у самого себя таковые очи"

В общем, интересно, неожиданно и познавательно.

 

"[В Писании] говорится: «И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости, дух разума, Дух ведения, дух знания, Дух совета, дух крепости, дух страха Божия» (Ис. 11:2).

 

 - Дух страха Божия есть воздержание от деятельного осуществления зла;

 - дух крепости – смелая устремленность и движение к [духовному] деланию и осуществлению заповедей;

 - дух совета – навык различения, благодаря которому мы разумно исполняем Божий заповеди, отделяя от лучшего худшее;

 - дух знания – безошибочное познание способов [духовного] делания соответственно добродетели: соизмеряя свои поступки с этими способами, мы никогда не отпадем от правильного суждения разума;

 - дух ведения – постижение логосов, [содержащихся] в заповедях, в соответствии с которыми и образуются способы добродетелей;

 - дух разума – внутреннее приятие способов и логосов добродетелей, или, лучше сказать, усвоение их, благодаря чему и происходит слияние естественных сил [души] со способами и логосами заповедей.

 - А дух премудрости есть вознесение к Причине духовных логосов, [содержащихся] в заповедях, и соединение с Ней. Соответственно этой Причине мы, неведомым образом посвящаемые (насколько то дозволено человекам) в таинство простых логосов сущих, которые в Боге, возвещаем из сердца, словно из некоего бьющего ключом источника, другим людям истину, многоразлично [проявляющуюся] во всем.

 

Тем самым мы восходим от [сущностей] конечных, от Бога удаленных, а нам близких, к [сущностям] первым, от нас удаленных, а Богу близких, – [и это восхождение осуществляется] последовательно и по порядку.

 

1. Ибо от бездействия в отношении зла вследствие страха [Божия] мы переходим с помощью крепости к деятельному осуществлению добродетелей;

2. от осуществления добродетелей – к различию совета;

3. от различия – к навыку добродетелей, то есть к знанию;

4. от навыка добродетелей – к ведению логосов, которые в добродетелях;

5. от этого ведения – к навыку, способному преобразовать познанные логосы добродетелей, я имею в виду – разуму;

6. от него – к простому и строгому созерцанию истины, которая [есть] во всех [сущих]; побуждаемые им, мы [сможем] держать многие и разнообразные речи об истине перед [людьми] благочестивыми, исходя из мудрого созерцания чувственных и умопостигаемых сущих.

 

Восходя посредством этих очей веры, то есть посредством озарений, мы собираемся воедино в божественной Единице премудрости, сосредотачивая происшедшее ради нас различие харизм в [единой] Причине их путем постепенных восхождений через каждую из добродетелей. И при содействии Божием мы не должны пропускать ничего из вышеназванного, дабы, постепенно впадая в беспечность, не превратили бы мы веру нашу в слепую и безглазую, не имеющую озарений Духа, [стяжаемых] через дела.

 

Ибо в таком случае мы по справедливости предадимся каре на беспредельные века, поскольку и в самих себе, и в том, что касается нас по вере, мы ослепили божественные очи.

Ведь всякий, кто вследствие бездействия [в осуществлении] заповедей вырвал у самого себя таковые очи веры, естественно, становится осужденным, поскольку не имеет Бога, взирающего на него.

 


преподобный Максим Исповедник 

"Вопросоответы к Фалассию"

 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

https://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusalimskij/sobranie-nedoumenij-i-raz-jasnenij-izbrannoe-iz-evangelskoj-simfonii/

Преподобный Исихий Иерусалимский 

"Собрание недоумений и разъяснений, избранное из евангельской симфонии"

"...Недоумение II

  Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: «Ты Илия?», сказал «Нет» (Ин.1:21), однако Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти» (Мф.11:14)?

 

Разъяснение

  Не в абсолютном смысле Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти», но добавил: «Если хотите принять, он есть Илия». Ибо сказал так потому, что тот совершил служение Илии. Ведь предтечей Христова пришествия сделался Иоанн, как Илия второго [пришествия] будет.

 

Недоумение III

Как евангелист Иоанн излагает, что Креститель о Христе говорит: «Я не знал Его» (Ин.1:31)? Если не знал, почему препятствовал Ему, когда Тот хотел креститься, говоря, как у Матфея повествуется (Мф.3:14)?

 

Разъяснение

  Знание существует четырёх [видов]: [получаемое] посредством зрения, посредством пророчества, посредством слуха, посредством опыта. Не говорит, что не познал Его тремя [видами знания], но четвёртым – через опыт. Этим [видом знания] вплоть до Крещения и созерцания Духа не знал [Его]. Как и Адам добро и зло не знал знанием опытным (Быт.3:5, 22). Если же совершенно не знал, что добро – слушаться Бога, а зло – преслушание, то не подлежал бы наказанию..."

Труд преподобного Исихия Иерусалимского включен в Оптинские Толкования 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как вы относитесь к Лаврентьевской летописи?

ВОТ ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, КТО В КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ, И КАК ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. Так начнем повесть сию. По потопе первые из сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Ефрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Индия, Аравия Сильная, Килисирия, Комагина, вся Финикия. Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фиваида, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирсис, другая Ливия, Нумидия, Масурия, Мавритания, находящаяся против Гадира. На востоке же находятся (во владениях Хама): Киликия, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия, Кавалия, Ликия, Кария, Лидия, другая Мисия, Троада, Болида, Вифиния, Старая Фригия; и некоторые острова: Сардиния,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, ладимир сказал:

Как вы относитесь к Лаврентьевской летописи?

Нормально отношусь к летописи, но не к ее толкованию Фоменко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не понимаю: "Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием."

Это слова Святого Духа?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Да

Я понимал так, что отвернувшиеся от Бога подвергаются нашествию чертей и терпят от них много зло козней, но в данном случае получается, что Дух Сам выполняет работу чертей?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель;

а это разве не лицемерие: сначала в блевотину, а потом сердце стонет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь; города его будут пустынею, потому что некому будет жить в них.

 

Так что с ним нужно сделать: крылья дать или в блевотине утопить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, ладимир сказал:

Я понимал так, что отвернувшиеся от Бога подвергаются нашествию чертей и терпят от них много зло козней, но в данном случае получается, что Дух Сам выполняет работу чертей?

нет, совсем не получается. Даже по строго формальной логике не получается. Возможна куча других вариантов

 

2 часа назад, ладимир сказал:

Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель;

а это разве не лицемерие: сначала в блевотину, а потом сердце стонет?

 

2 часа назад, ладимир сказал:

Так что с ним нужно сделать: крылья дать или в блевотине утопить?

Видите, вас дальше первого логического вывода пускать уже нельзя. Начинается "коробка квадратная, значит в ней круглое". У вас какое-то царство дихотомии. Не черное, значит белое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 часа назад, ладимир сказал:

Это слова Святого Духа?

"От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила." (Иов 23:12)

 

"по Писанию, верующие взирают на уста Его, изрекающие все, что захочет, чтобы не быть в разногласии с Его волей в той мере, в какой они ее слышат в Его словах. Когда делается так, Его слова не проходят пустыми сквозь их уши, а прочно оседают в их сердцах.

Потому здесь и добавлено: Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила". (свт. Григорий Двоеслов)

 

Ещё протоирей Олег Стеняев в беседах на книгу Бытия пишет о том, что в православной церковной традиции, это закон — сохранять верность Слову Божию:

 

"Святые отцы категорически запрещают вносить изменения в канонические тексты Ветхого и Нового Завета. Не по Писанию верующие – вси еретики, – гласило правило древней Церкви, а также: Тать есть и разбойник не от Писания глаголы."

https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/besedy-na-knigu-bytija/#0_16

 

Но все эти объяснения, конечно, имеют смысл для православных. Для протестантов всё это пустой звук...

 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Даже по строго формальной логике не получается. Возможна куча других вариантов

 

Что же вы на самом интересном месте замолкаете, показывайте эту кучу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ее от вас никто и не скрывает, но у нее есть одно интересное свойство, понимание зависит от духовного состояния слушающего. А иначе это все превращается в метание бисера перед свиньями. Это тоже слова Святого Духа. Я тут сделал все что мог, остальное в ваших руках, если Бог сподобит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, *Владислав* сказал:

Ещё протоирей Олег Стеняев в беседах на книгу Бытия пишет о том, в православной церковной традиции, это закон — сохранять верность Слову Божию:

Да, Владислав, именно Слову Божию, но вот Филарет считает иначе и исправляет в житие Серафима именно его наставления, а то что Серафим наставлял в Духе, у меня нет сомнений:

Через наместника лавры, архимандрита Антония, житие было представлено на рассмотрение митрополиту Филарету. Тщательно просмотрев в рукописи наставления Преподобного, святитель писал в 1838 году архимандриту Антонию: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или Духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословии. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца».

А когда из единственно молитвы Христа убирают из всех книг последнюю строку, дающую твердую уверенность верующему, вот это и есть :

17 минут назад, *Владислав* сказал:

Тать есть и разбойник

А я не призываю стирать эту блевотину, это хорошо, что она там есть, это ориентиры для думающих.

9 минут назад, A Lost Sheep сказал:

А иначе это все превращается в метание бисера перед свиньями

Батюшка, я с вами искренне разговариваю, а вы прячетесь за отговорки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Это тоже слова Святого Духа

Бог - один, Дух - один, вы можете представить себе Серафима, говорящего: возлюби своего ближнего? Тут вопросов нет.

А теперь Серафим говорит: пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием.

И еще хохочет так от души весь сотрясаясь. Это невероятно, никогда Серафим так не сказал бы.. Только черт будет смеяться над побежденным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
46 минут назад, ладимир сказал:

Батюшка, я с вами искренне разговариваю, а вы прячетесь за отговорки.

в том ваша и беда, вы не понимаете, что это не отговорки

 

31 минуту назад, ладимир сказал:

И еще хохочет так от души весь сотрясаясь.

Это уже чисто ваши фантазии, и притом болезненные.

 

29 минут назад, ладимир сказал:

Батюшка, после Филаретовских исправлений оригинал жития Серафима был уничтожен?

Не знаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.08.2023 в 11:25, A Lost Sheep сказал:

Да

Галилей (1564–1642) – физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться, – изречения его абсолютно и непреложно истинны».

https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/nauka-i-religija/

 

Галилей ошибся?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не ошибся, со Священным Писанием всё именно так и есть. Хотя Галилей как эксперт в данном вопросе не очень подходит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 21.08.2023 в 20:32, ладимир сказал:

но вот Филарет считает иначе и исправляет в житие Серафима именно его наставления, а то что Серафим наставлял в Духе, у меня нет сомнений:

Через наместника лавры, архимандрита Антония, житие было представлено на рассмотрение митрополиту Филарету. Тщательно просмотрев в рукописи наставления Преподобного, святитель писал в 1838 году архимандриту Антонию: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или Духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословии. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца».

Возможно Вы не в курсе, святитель Филарет - канонизированный святой, и он архипастырствовал в том же Духе, в Котором жил преп. Серафим. Так что его правка жизнеописания, составленного иеромонахом Сергием из ТСЛ - только в плюс.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Не ошибся, со Священным Писанием всё именно так и есть.

Но хоть с Моавом, да и других мест в ВЗ вы знаете лучше меня: зла - выше крыши.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, ладимир сказал:

Но хоть с Моавом, да и других мест в ВЗ вы знаете лучше меня: зла - выше крыши.

Неужели вы не понимаете, что говорить зло и говорить о зле - это совершено разные вещи. Мда, похоже все еще хуже, чем я думал...

 

То есть, Святой Дух в вашем представлении должен говорить исключительно о приятных вещах. Нет, Бог нелицеприятен, у Него Истина это главное. А истина почти всегда для многих из нас весьма неприятна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, ладимир сказал:

Но хоть с Моавом, да и других мест в ВЗ вы знаете лучше меня: зла - выше крыши.

 

21 час назад, ладимир сказал:

Галилей (1564–1642) – физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться, – изречения его абсолютно и непреложно истинны».

Очередное перевирание смысла сказанного. Галилей говорил о зле в Библейском учении и ошибках в нём, а по вашему получается, что Галилей вообще не читал Писание, всё врёт, остолоп. Но вот этого зла и ошибок в Писании нету, ибо "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16).  Говоря о зле со стороны людей, об их ошибках, падениях или каких-то действиях, что умом не просвещённым могут казаться неправильными, жестокими - Писание тем учит нас не падать в грех, в какой падали тогда люди, за что были наказаны. И в Новом Завете Апостолы везде указывают на свои ошибки, заблуждения, какие они совершали по младенчеству в вере, тем уверяя нас только в истине слова, как говорил один из толкователей Писания. Ибо если бы они писали о себе только хорошее, то это бы внушало меньше доверия. Почему у нас и сладенькие все такие сектанты типа "свидетелей иеговы" вызывают такое отвращение большей части людей во всём мире? потому что о себе говорят только хорошее или ничего, не капли Смирения, как те пингвины: "Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем"

Изменено пользователем ВладимирБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...