Jump to content
иером. Даниил

Как определить угодность жизни человеческой Богу? (о цвете костей усопших монахов и не только)

Recommended Posts

Совесть наша далеко не безупречная, работает в общем, но не всегда можно ей верить. Иногда люди "по совести" такое творят, что волосы дыбом... Нельзя нам себе доверять, а верить надо уставам Церкви и духовнику, как ее представителю.

Ну, что Вы право?... Я думал Вы поймёте шутейный тон. Нужно было мне конечно смайлик с улыбкой в 49 посте поставить, да не один.

Share this post


Link to post

что нередко и исполнял сей светильник рассуждения, повелевая, чтобы их выносили без чести и лишали всякого псалмопения".

Это осужденники - совсем другое. Они сами хотят этого и просят.

Share this post


Link to post

Это осужденники - совсем другое. Они сами хотят этого и просят.

 

Таким же "осужденником", кстати, был и святой преподобный Ефрем Сирин.

Думаю всместо слова "осужденник" более подходит слова "смиренный" и "сокрушенный"...

 

(Предчувствуя близкую кончину, Ефрем, на смертном одре, болезненной рукой написал «Завещание», в котором оставил нам истинное изображение себя...всего яснее обнаружилось в «Завещании» Ефрема глубокое смирение и сокрушение сердечное, которые были душой его жизни. Отсюда проистекали его последние заповеди, чтобы не погребали его с пышностью, не прославляли его при погребении, не сопровождали его гроб торжественно, но вместо всяких украшений и ублажений старались облегчить его судьбу своими молитвами. «Кто положит меня, – говорил он, – под жертвенником, то да не узрит он Божия жертвенника, потому что смрадной нечистоте неприлично лежать на святом месте. Если кто положит меня во храме, то да не узрит он храма света, потому что суетная слава бесполезна тому, кто не достоин славы. Для чего воздавать почести тому, кто не соблюл (не сберег) своей чести? Не полагайте меня с мучениками, потому что грешен я и ничего не стою; по недостаткам своим боюсь и приближаться к костям их. Кто понесет меня на руках своих, у того руки да покроются проказой, как у Гиезия: но, подъяв меня на рамена, несите как можно скорее, и предайте погребению, как презренного, потому что бедственно прошли дни мои.

К чему прославлять вам меня, когда посрамлен я пред Господом? К чему ублажать вам меня, когда нет у меня добрых дел? Если бы кто описал вам дела мои, то всякий из вас оплевал бы мне лицо; если бы зловоние грешника ощущали приближающиеся к нему, то все бы убежали от Ефремова смрада... Грешен я, осквернен нечистотой и непотребством, очернен грехами. Какой нет во мне нечистоты? Какого не лежит на мне греха? Все непотребное, все беззаконное и скверное есть во мне. Вовсе ничего хорошего не сделано мной во все дни мои, вовсе ничего доброго не совершено с тех пор, как произвели меня на свет родители мои. Ничего не берите у меня на память себе, ибо на память вам есть у вас слышанное вами от Господа нашего. Если возьмете что у Ефрема, то Ефрем будет в ответе. Господь скажет мне: "В тебя более веровали они, нежели в Меня". Кто со мной во гроб положит шелковую одежду, тот да будет ввережен во тьму кромешную; кто со мной во гроб положит багряницу, тот да будет низринут в геенну огненную. В моей ризе и в кукуле предайте меня земле, потому что убранство неприлично непотребному. Кто понесет предо мной восковую свечу, того да пожжет огонь из внутренности его. К чему огонь тому, кто сожигается собственным своим огнем? Лучше пролейте, братия, слезы свои о мне и о всех, подобных мне. Во грехах и в бесполезной суете провел я дни свои. ну и т.д.)

Share this post


Link to post

Вы не хотите обвинить прп.Ефрема в нечеловечности, в отступлении от заповеди любви к ближнему, ведь люди, ученики искренне любящие и почитающие его, просто хотели его по-человечески, по нормальному похоронить, а он им - будете гореть в геене огненной, света не увидите, руки отсохнут?..

 

Если на Афоне есть такое предание с телами и костями, то значит так и должно быть. Вас же никто не заставляет откапывать наши российские кладбища и косточки осматривать. У Елены в сообщении ясно сказано "Не надо думать, что афонцы отрицают мощи и поклонение мощам. Но они различают нетление, так сказать, благодатное, сопровождающееся чудесами, иногда мироточением и т. п., от неполного, замедленного приятия тела землею. При этом, на самом Афоне очень много мощей не афонских, святителей же афонских, действительно, нет. Святогорец объясняет это так, что Бог там проявляет свои чудеса, где это нужно, то есть в миру, для поддержания благочестия, на Афоне же в этом нет надобности. Здесь Промысел Божий оставляет неизменными законы природы и не проявляет нетленных мощей."

Share this post


Link to post

Это осужденники - совсем другое. Они сами хотят этого и просят.

 

Да нет, не другое дело, все христиане по сути точно такие же добровольные осужденники. Вопрос только в степени подвига, который на себя берет человек. Разница количественная, а не качественная.

Share this post


Link to post

Нафаня, осужденник пишется без кавычек. Осужденники это особое направление в монашестве - иноки, которые особо оплакивают свою греховность и подвергают себя сугубому самоосуждению. Они настолько остро принимали свою греховность и недостойность, что просили не хоронить их, а выбрасывать их тлен, и просьбы их соблюдались. Ефрем Сирин подобным образом воспринимал видимость своей греховности, но в меньшей степени. Осужденники блаженны и их подвижническое видение своей греховности достойно уважения и почитания. С чего Вы вообще взяли, что я не поддерживаю или не понимаю подобных взглядов? Это просто совершенно другое дело - мы говорим, вернее - говорили, в этой теме не об осужденниках. A Lost Sheep их почему то соединил и приравнял с монахами, чьи тела выкапывают для определения их праведности, а это совершенно разные вещи. Простите меня за такое грубое сравнение, но повесить человека не одно и тоже, что он повесится сам. Ваши посты №57 и 58 показывают, что Вы не правильно поняли, что именно я говорил.

Share this post


Link to post

Да, значит я Вас, Андрей, не правильно поняла, мне почему то показалось, что Вы с неким холодком произнесли фразу "это осужденники...". Простите. :blush200::75:

...Но что-то Вы не взлюбили афонских монахов. :scratch_: Ставим под сомнение их благочестие? А ведь это предание не вчера появилось, и проходило и на глазах святых праведных святогорцев, если б оно чем-то противоречило заповедям Божиим и духу христианства, то навряд ли бы святые отцы смолчали. И почему мы проявляем двоякость? Как речь заходит о "наших" (российских) батюшках - то цыц, молчать, там благодать на благодать, и истина на истине, и если что батюшка говорит, то это непременно от Бога, и нельзя подвергать сомнению благочестие и т.п. и т.д. А про "чужих" значит можно? Можно подвергать сомнению их благочестие и святость, подозревать в отклонении от заповедей Евангелия и неправильной жизни вообще? Только не забываем ли мы, что мы Церковь Соборная, и что уважение и почтение и доверие у нас должно быть не только к "своим"?

Share this post


Link to post

Кстати, что Вы скажете на то, что и в Киево-Печерской лавре было живо такое вот предание и традиция.

 

"Обычай погребения иноков в пещерах в Киевской обители был заведен при игуменстве преподобного Никона, принесшего его из Тмутаракани. Однако чин погребения в пещерах есть и в Студийском монастырском уставе. Он существенно отличается от обычного христианского чина погребения.

 

Умершему иноку обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди и укрывали лицо.Тело клали на доску и без гроба закладывали в специально ископанную нишу (локулу), со стороны пещерного коридора закрытую иконой или вовсе замурованную. Нишу открывали спустя три года, и если тело за это время истлело, значит инок вел жизнь праведную. Останки праведника разбирались и хранились вместе с остальными в специальных помещениях — отдельно черепа, отдельно кости. Локула же с неистлевшим телом вновь закрывалась, теперь уже на два года, и все эти два года за покойного особенно молились.

 

Истлевание тела после погребения оказалось для русского климата обычным явлением, поэтому монастырская традиция эта на Руси вскоре прервалась. Вместе с тем, уже в Печерском монастыре Господь прославил многих угодников Своих именно нетлением мощей. Преподобный Нестор Летописец, участвовавший в открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, записал, что суставы у преподобного не распались, и отметил слипшиеся на голове волосы.

 

В русском сознании нетление как показатель праведности укрепилось до такой степени, что в начале XX века канонизации преподобного Серафима Саровского, мощи которого истлели, помогло лишь личное поручительство государя императора Николая II, в свою очередь доверившегося будущему священномученику преподобному Серафиму Чичагову."

Share this post


Link to post

A Lost Sheep их почему то соединил и приравнял с монахами, чьи тела выкапывают для определения их праведности, а это совершенно разные вещи.

 

Во первых, выкапывают кости монахов не для определения их праведности, выкапывают всех вообще, так заведено. А цвет костей это так, наблюдение по ходу, накопленная за века статистика. А про осужденников это относится ко всеми христианам без исключения. Просто разная степень подвига, по разным силам.

 

Касательно Афона, приходили туда люди, становились там монахами. Они же все знали, что и их косточки будут выкопаны после смерти. В какой-то степени, уже одно то, что они скончались на Афоне, говорит об их согласии с этим обычаем. Кого это не устраивало, те там и не оставались.

Share this post


Link to post

Хороший повод для вразумления - цвет костей не только, как свидетельство жизни человеческой, но и отпечаток духовного состояния человека.

 

К сожалению, такой благочестивый только для монахов, а как было бы хорошо, чтобы о тебе, потом, еще более усилили молитву.

Share this post


Link to post

Такой обычай характерен именно для Афона, в связи с тем, что здесь достаточно мало земли и вообще территории. В иные эпохи на Афоне проживало до 40 тысяч монахов. Можно представить, сколько места потребовалось бы для их погребения.

Но можно прочитать на могильных крестах дату даже десятилетней давности. Почему этих монахов не вырыли, по обычаю, спустя несколько лет после их смерти, почему они еще лежат в могиле?

Я спросил одного монаха, и тот ответил вот что: в последнее время ряд монахов умерли от онкологических заболеваний. Перед смертью они лечились, проходили химиотерапию. И вот, оказывается, тело, подверженное интенсивной лекарственной терапии, плохо истлевает. Поэтому, пока место на кладбище есть, эти могилы не трогают. Но спустя несколько лет их все равно раскроют, и в этих могилах будет погребены другие иноки.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=375

Share this post


Link to post

Так вот среди монашествующих бытует страшилка, что самые неблагополучные кости бывают у иконописцев и.. клиросных.

 

П.С. С радостью услышал бы опровержение этих слухов.

 

Вспомия рассказ «Несвятых святых» про удивительного и таинственного печерского подвижника Отца Мелхиседека, который был нашим современником! Говорят, что до принятия великой схимы он служил в монастыре, как все священники, и звали его игумен Михаил. Он был искусным и усердным столяром. В храмах и в кельях у братии до сих пор сохранились кивоты, аналои, резные рамы для икон, стулья, шкафы, прочая мебель, сделанные его руками. Трудился он, к радости монастырского начальства, с раннего утра до ночи.

 

 

Однажды ему благословили выполнить для обители большую столярную работу. Несколько месяцев он трудился, почти не выходя из мастерской. А когда закончил, то почувствовал себя столь плохо, что, как рассказывают очевидцы, там же упал и — умер. На взволнованные крики свидетелей несчастья прибежали несколько монахов, среди которых был и отец Иоанн (Крестьянкин). Отец Михаил не подавал никаких признаков жизни. Все собравшиеся в печали склонились над ним. И вдруг отец Иоанн сказал:

— Нет, это не покойник. Он еще поживет!

И стал молиться. Недвижимо лежащий монастырский столяр открыл глаза и ожил. Все сразу заметили, что он был чем-то потрясен до глубины души. Немного придя в себя, отец Михаил стал умолять, чтобы к нему позвали наместника. Когда тот наконец пришел, больной со слезами начал просить постричь его в великую схиму.

 

 

Говорят, услышав такое самочинное желание своего монаха, отец наместник, в свойственной ему отрезвляющей манере, велел больному не валять дурака, а поскорее выздоравливать и приступать к работе — раз уж помереть толком не смог. Но, как гласит то же монастырское предание, на следующее утро наместник сам, без всякого приглашения и в заметной растерянности, явился в келью отца Михаила и объявил ему, что в ближайшее время совершит над ним постриг в великую схиму.

 

 

Это было так не похоже на обычное поведение грозного отца Гавриила, что произвело на братию чуть ли не большее впечатление, чем воскресение умершего. По монастырю разнесся слух, что наместнику ночью явился святой покровитель Псково-Печерского монастыря преподобный игумен Корнилий, которому в XVI веке Иван Грозный собственноручно отрубил голову, и сурово повелел наместнику немедленно исполнить просьбу вернувшегося с того света монаха.

В монастыре знали, что в те минуты, когда отец Мелхиседек был мертв, ему открылось нечто такое, после чего он вновь восстал к жизни совершенно изменившимся человеком.

 

Нескольким своим близким сподвижникам и духовным чадам отец Мелхиседек рассказывал, что он пережил тогда. Но даже отзвуки этого повествования были крайне необычными. И мне, и всем моим друзьям, конечно же, хотелось узнать тайну от самого отца Мелхиседека.

И вот той ночью, когда в Лазаревском храме я набрался смелости впервые обратиться к схимнику, то спросил именно об этом: что видел он там, откуда обычно никто не возвращается?

Выслушав мой вопрос, отец Мелхиседек долго стоял молча у царских врат опустив голову. А я все больше замирал от страха, справедливо полагая, что дерзостно разрешил себе нечто совершенно непозволительное. Но наконец схимник слабым от-редкого употребления голосом начал говорить.

 

 

Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зеленого поля. Он пошел по этому полю, не зная куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были и исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока.

Потом Она проговорила:

— Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы. А ты принес лишь это…

Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре.

После всего случившегося отец Мелхиседек полностью переменился. Главным делом его жизни стало то, о чем говорила ему Пресвятая Богородица, — покаяние и молитва. Плоды теперь уже духовных трудов не замедлили сказаться в его глубочайшем смирении, плаче о своих грехах, искренней любви ко всем, в полном самоотвержении и превышающих человеческие силы аскетических подвигах. А потом и в замеченной многими прозорливости и в деятельной молитвенной помощи людям.

Share this post


Link to post

Вспомия рассказ «Несвятых святых» про удивительного и таинственного печерского подвижника Отца Мелхиседека, который был нашим современником!,

Знал об этом очень давно,но все равно понравилось изложение,Наташа,спаси тебя Господь!

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...