Перейти к публикации
Pack

Есть ли труды св. отцов о развитии внимания и памяти? И как относится Церковь к методикам современных психологов?

Рекомендованные сообщения

Всем здравия.

 

Прошу помощи, хочу разобраться в одном вопросе который меня давно интересует.

 

Вопрос касается развития и тренировки внимания и памяти.

 

Есть ли труды св. отцов, которые были посвящены этому вопросу? И как относится Церковь к методикам современных психологов?

 

Недавно нашел на мой взгляд интересный подход к освоению памяти в внимания [на одном сайте в интернете] хочу услышать мнение верующих, нет ли угрозы в таких методах тренировки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для православного человека в этом просто нет нужды, во всяком случае я не могу себе её представить. Всё что нужно, дает Бог. Надо больше - проси, может даст, если сочтет нужным. Если не сочтет - Ему лучше знать, Он ведь ради нашей пользы и старается. У бесов и внимание и память - ого-го, а толку...

 

Ну и не говоря у же о том, что надо жить церковной жизнью, исповедоваться и причащаться. Молиться, каяться, жить по благословению духовника и тд.

 

Часто на этих сайтах применяют оккультные методики, не говоря об этом сразу прямо, а лишь через какое-то время, да и возможно не всем. Так что угроза очень даже вероятна. Можно не прибавление внимания и памяти пробрести, а и последнего лишиться. Вот как-то так Священство относится ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошо, согласен, но ум - это тоже инструмент, им тоже нужно уметь пользоваться. Мы учимся владеть тем или иным инструментов в быту и жизни, по чему я не могу обучатся пользоваться таким инструментом как память или умение концентрировать внимания ? Мы же учимся пользоваться компьютером, отчасти инструмент интеллектуальный, для этого есть разного рода обучающая литературу, я же хочу копнуть глубже научится пользователя тем, что мне даровал Бог от рождения. Но при этом боюсь взять ту или иную методику на вооружения, вот и нужен совет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Верно. Память нужна для работы, и обучения. Всегда испытывал сильную проблему с запоминанием имен людей, лингвистика хромает сильно, допускаю много ошибок.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошо, согласен, но ум - это тоже инструмент, им тоже нужно уметь пользоваться. Мы учимся владеть тем или иным инструментов в быту и жизни, по чему я не могу обучатся пользоваться таким инструментом как память или умение концентрировать внимания ? Мы же учимся пользоваться компьютером, отчасти инструмент интеллектуальный, для этого есть разного рода обучающая литературу, я же хочу копнуть глубже научится пользователя тем, что мне даровал Бог от рождения. Но при этом боюсь взять ту или иную методику на вооружения, вот и нужен совет.

А Вы считаете, что не умеете пользоваться своим умом? Похоже, что Вы уже чего то почитали... Ум это как раз таки не инструмент, что бы им уметь или не уметь или учиться пользоваться. Это дар Божий, главная часть души человека. Представьте себе, что Вы насобирали целую корзину отборнейших красивых боровичков. Вы идёте с ней и рассказываете сокрушённо, что Вы совершенно не умеете собирать грибы и Вам очень хочется этому научится... Кто не умеет собирать грибы, тот их не имеет. Так же и про ум - он или есть, или его нет. Человек, имеющий ум - называется умным, а человек не имеющий его - безумным или слабоумным. Скажите как такое может быть - умный человек, который не умеет пользоваться своим умом? Да не как. Только не нужно путать ум и знания - это разные вещи. Вот знания можно иметь и не уметь ими пользоваться именно из за отсутствия ума. Или же Вы считаете, что Бог даровал Вам от рождения ум, да позабыл дать Вам инструкцию как им пользоваться?

 

Привожу цитату из книги "Элементы православной психологии" Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько: "Ум – разумная (мыслительная, познавательная) сила души. Выделяется святыми отцами наряду с вожделевательной (желательной) и раздражительной (чувствующей) силой в трехчастном строении души, принятой в православной аскетике и антропологии.

Следуя святым отцам, ум есть владычественное начало души, царь и владыка человеческого естества. Он призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, относят Образ Божий в человеке. Ум - это око души."

 

В общем получается, что человек не умеющий пользоваться своим умом, является попросту сумасшедшим.

 

Повторю часть цитаты - "Он (ум) призван господствовать над остальными частями души и всем естеством, подчиняясь при этом Царю всего тварного бытия – Богу." Следовательно, если кто то говорит Вам, что Вы не умеете полностью управлять своим умом - изменять его, добавлять или уменьшать, то он прав - это Божественная прерогатива, а не Ваша. И если он предлагает Вам научится управлять Вашим умом, то ведёт Вас к попыткам разрушения естественной гармонии троичного состояния Вашей души.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опасность увлечения подобными "технологиями" развития внимания и памяти заключается в специфическом понимании человека, как состоящей из отдельных деталей машины. В частности, внимание и память рассматриваются как отдельные детали, над развитием которых предлагается работать.

 

Те, кто имел опыт общения с психически неуравновешенными или просто людьми, больными шизофренией, наверняка могли наблюдать необычайное развитие у последних некоторых умственных способностей, таких как необычайная память, поразительная (иногда просто пугающая) интуиция; повышенная способность к логическому мышлению, на стыках которого правда обязательно присутствуют серьезные провалы, и тп. Такие гиперспособности в подобных случаях ВСЕГДА проявляются за счет подавленности других душевных свойств или попросту говоря, название этому - психические отклонения. Иногда среди таких людей встречаются настоящие гении. Если не ошибаюсь, Эйнштейн страдал как раз шизофренией. Но по большей части - это люди весьма несчастные.

 

То, что мы что-то постоянно забываем и что-то пропускаем мимо своего внимания, является в некотором смысле нормальной защитной реакцией нашей души, и если поставить себе целью постоянное стимулирование памяти посредством специальных упражнений, то это может привести со временем к серьезным психическим отклонениям. Особенно, если это стремление к гениальности будет постоянно подогреваться страстью гордыни и тщеславия.

 

Интересен в качестве иллюстрации недавно появившейся современный вариант фильма "Шерлок Хомс (2012)". Молодой человек, наделенный феноменальными способностями внимания, памяти и мышления, представлен как откровенный самодовольный псих и идиот, ничего кроме сожаления к себе не вызывающий.

 

Мало кто из практикующих подобные "технологии" развития мышления знает о настоящем состоянии природы человека. В нынешнем состоянии грехопадения душевные силы человека находятся в состоянии разделения и часто функционируют, противореча друг-другу. Психология не признает, а потому и не берет во внимание эту важную аксиому состояния человека. В связи с чем, работа и развитие отдельных сил души в отрыве от цельного человеческого состава, может лишь усиливать разделение внутри человеческого существа, что приводит к серьезным последствиям. И чем интенсивнее эта работа, тем серьезнее могут быть последствия.

 

Опыт христианского подвижничества помогает собирать во едино, рассеченные грехом силы души и тела. Только в этом направлении может идти по-настоящему правильное развитие.

 

Вообще, эта тема очень обширна и в нескольких предложениях ее трудно охватить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разве ум это главная часть души ? Я думаю так как человек создан по образу в нем каждая часть души нужная и важная, и нет чего либо главней или второстепенной (скажем сердце души). Но я не правильно поставил вопрос (опять же из-за проблемы внимания). Меня интересует не столько ум сколько его часть: память, и внимания, которую можно тренировать и развивать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про память. Знаете, что такое наркоз по своей сути? Это практически выключение памяти об сильной боли. Во время операции вводят наркоз и при этом постоянно капают противошоковый препарат, что бы не произошло остановки сердца из за болевого шока. То есть во время операции организм чувствует боль во всей её полноте, но наркоз отключает память о боли. Это как пример того, что далеко не всегда память полезна, она бывает и смертельна. Наркоз можно назвать лекарством от злопамятства. Вот память - это инструмент ума.

 

Выше я приводил цитату из книги "Элементы православной психологии" Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько, Вам будет интересно её прочитать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо о.Даниил. Только так и не понял, что мне делать, универ я бросил. Реально не хватает внимания и памяти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня интересует не столько ум сколько его часть: память, и внимания, которую можно тренировать и развивать.

Само по себе желание иметь хорошие внимание и память - вполне понятно и оправдано. Особенно если область деятельности связана, а подчас и напрямую зависит от уровня последних. Существуют для их развития некоторые костыли, о которых просто достаточно раз узнать и все. Это всем хорошо известные образные "якоря" и различные ассоциативные ряды, которые индивидуальны для каждого человека и которые подсказывает сама жизнь. Но зацикливаться на всем этом, а тем более поддаваться на уловки тех, кто на на этой основе создает всякие методики и пытается заработать на этом деньги, - не совсем разумно.

 

Существует так называемая сердечная память, когда человек запоминает то, что ему в действительно нужно запомнить и что является для него по-настоящему дорогим и значимым. К примеру, можно годами читать Священное Писание и ничего из него не запомнить наизусть. Это может говорить о том (как ни оправдывался бы человек отсутствием у него памяти), что в прочитанном человек не увидел для себя существенно важных мыслей, иначе бы обязательно сердце бы впитало и ум запомнил бы эти слова. Бывает, что специально зазубришь какой-нибудь псалом, а он так и лежит мертвым грузом в памяти и через какое-то время забывается. А бывает напротив, запоминается то, что никогда специально и не пытался запомнить.

 

Поэтому важно развивать в себе именно сердце, которое является своеобразным центром человека. Тут настоящее средоточие всех сил. А память, внимание и все остальное - лишь служебные силы, которые сами по себе не могут принести настоящей пользы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо о.Даниил. Только так и не понял, что мне делать, универ я бросил. Реально не хватает внимания и памяти.

Вот честно не знаю, что и сказать тут.. Мне всегда казалось, что памяти и внимания (как и здоровья вообще) должно хватать на ту деятельность, к которой человек призван. А занятия в университете прямым образом должны бы стимулировать сами по себе и внимание и память.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Существуют для их развития некоторые костыли, о которых просто достаточно раз узнать и все. Это всем хорошо известные образные "якоря" и различные ассоциативные ряды, которые индивидуальны для каждого человека и которые подсказывает сама жизнь. о.Даниил подскажите, пожалуйста, где мне почитать про эти костыли. Я приведил вверху ресурс, там вроде бы про это и говорится, но я решил спросить здесь перед тем как брать эти механизмы на вооружения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О Даниил прошу посмотрите на этот материал, и скажите можно ли его использовать или нет ? Если нет то подскажите где почитать или взять информацию о образных «якорях» скажем чтобы не навредить себе, и своей душе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ой, я уже не помню, где конкретно можно об этом почитать (тоже видно память дырявая :friends0: ). Из последнего прочитанного на эту тему помню лишь то, что эти костыли не идут ни в какое сравнение в живой, естественной и здоровой памятью. Пользу они могут приносить лишь в некоторых частных случаях - запомнить номер телефона какого-нибудь и тп. Костыли - они и есть костыли, с ними особо не побегаешь )))

 

П.С. Сайт, ссылка на который была удалена, мне лично не понравился. Душок у него какой-то гнилой. Чего только стоит выражение: "гениальность за 1-2 года" )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О, порылся у себя в библиотечке и нашел папку с книжками, с которыми когда-то знакомился. Прикрепляю папку к сообщению. Ни в коем случае не утверждаю, что все, прописанное в этих книжках, надо применять к себе без разбору, но чисто для ознакомления посмотреть можно. По совету апостола Павла "Все испытывайте, хорошего держитесь".

 

Память.zip

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

согласен, если бы не сомнивался у вас спрашивать не стал, нужно сито, из видео курса нашел пару способов запоминания слов спомощью ассоциаций, вроде работает, но боюсь использовать не посоветовавшись

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И кстати, самое важное... Говорят, что у людей, долгое время живших на природе в экстремальных условиях, обострялись зрение, слух и обоняние. Думаю, и внимание тоже. Попробуй в таких условиях будь невнимательным - сразу на обед к какому-нибудь слонопотаму попадешь! Так и в жизни, если человек будет понимать, насколько важно для него быть внимательным и что от каждого его действия (даже самого казалось бы незначительного) зависит наша вечная участь, то по необходимости память будет развиваться и работать на полную катушку. А если жить вяло и ничем вокруг себя не интересоваться, то память, не говоря уже о других душевных силах постепенно атрофируются за ненадобностью. Так что образ поведения и наличие цели в жизни - напрямую влияют на уровень развития души со всеми ее способностями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О Даниил вот у моей дочери аналогичная проблема как и у автора этой темы.Действительно вопрос наболевший.Много сил и здоровья уходит из-за учёбы а если бы была память было бы намного легче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость гость

Существует так называемая сердечная память, когда человек запоминает то, что ему в действительно нужно запомнить и что является для него по-настоящему дорогим и значимым....

 

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью твоей

Меня в стране пленяешь дальной.

К.Н.Батюшков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всем здравия.

 

Прошу помощи, хочу разобраться в одном вопросе который меня давно интересует.

 

Вопрос касается развития и тренировки внимания и памяти.

 

Помнится меня тоже интересовал этот вопрос, который мы обсуждали по ссылке:

forum.optina.ru/blog/69/entry-2202-склероз-молодых-или-что-с-этим-делать/

Может, найдёте что-то полезное для себя ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость николай..

наверно надо молиться о даровании памяти. прп.Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский они ведь в детстве плохо учились,но молитва к Богу принесла свои плоды. у меня вот тоже слабая память,бес забвения постоянно похищает какие-нибудь мысли из головы. а насчёт психологии я придерживаюсь мнения старца Порфирия Байрактариса,который говорил:"психиатры и психологи похожи на слепых,которые осязанием пытаются понять вещи,находящиеся вокруг них.Душа очень глубока,и только Бог её знает!"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость о. Михаил

"Повторение мать учения"-так мудрость народная учит развивать память. Добродетель не груша, ее вдруг не скушаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. А нука сани ступайте сами :laugh100: По щучьему велению по моему хотению

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как психолог могу заметить, что понятие внимание в святоотеческой психологии намного более глубокое, чем в психологии. По св. отцам внимание связано со всеми силами души и имеет непосредственное отношение к преуспеванию в духовной жизни: внимание есть залог трезвения, а рессеянность - греховного падения.

 

 

Вот несколько работ на эту тему:

 

-- св. отцов:

 

Никифор Уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 239-251. – Текст здесь.

 

О внимании и молитве. Собрано из святых отцов // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 436-439. – Текст здесь.

 

Симеон новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 462-472 (Слово 68). – Текст здесь.

 

Феодор Студит. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 308-310 (Подвижнические монахам наставления. 159). – Текст здесь.

 

Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 401-420. – Текст здесь.

 

 

-- Современые авторы:

 

Зенько Ю. М. Внимание, трезвение, рассеянность // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь.

 

Коржевский Вадим иерей. О трезвении // Его же. Пути спасения христианина: беседы. – Тюмень: Русская неделя, 2010 (Беседа 9). – Текст здесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо. Вы повторяете и скорей всего подтверждаете то, о чем говорил о.Даниил. И проблема моя скорей всего в разрозненности душевных сил (составляющих). Я обратил внимания, что очень хорошо вспоминать прожитый день, особенно плохие проступки. Но это не всегда у меня получается, а когда не получается внимания и память ослабевают. Я бы не сказал что у меня совсем плохая память. В свое время занимался радиолюбительством, многие схемы держу в голове очень легко, но вот что касается лингвистики тут проблема с раннего детства. Добротолюбие — очень хороший труд сейчас его читаю как раз

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...