Jump to content

zenko

Пользователи
  • Content Count

    11
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

4 Обычный

About zenko

  • Rank
    Новичок

Recent Profile Visitors

2120 profile views
  1. А вот из послания ап. Павла (1 Кор. 11): 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
  2. В рамках ЛЕКТОРИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Санкт-Петербург) проводится авторский курс ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ По понедельникам в 19.00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Роменская, д. 12 (совсем близко от метро "Лиговский пр."). Вход свободный. ПОЛНАЯ ПРОГРАММА И КАК ДОБИРАТЬСЯ: ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ БЛИЖАЙШИЕ ЛЕКЦИИ: 25 ноября – Введение. Необходимость и практическая значимость христианской антропологии. Общий обзор курса (+ прием заявок на индивидуальное библиографическое консультирование). 2 декабря – Христианское учение о теле, поле и семье. Тело как храм Св. Духа. Семья как малая церковь. Половая идентификация как типикон пути человека к Богу. Девственность, безбрачие, монашество. 9 декабря – Критика современных представлений о теле, поле и семье. Современный кризис семьи, сексуализация и эротизация пола и тела. Типы взаимоотношения полов. Женщины в христианстве. 16 декабря – Сотворение человека по образу Божию. Основные черты образа Божия: разумность, словесность, духовность, свобода, владычество, бессмертие, творчество. Человек как помощник, сотворец Бога. 23 декабря – Православное учение о личности: Божественной и человеческой. Неправильность психологического и обыденного понимания личности. Практические и педагогические выводы. 30 декабря – Православное учение о сердце и психолого-педагогические выводы из него. Сердце как глубинная середина человека и источник всего: плохого и хорошего. Очищение сердца. Чистое сердце как престол Божий.
  3. У меня как-то один из подростков навеселе спросил, зачем мне борода (я сам, грешен, ленюсь бриться). Так только в тот самый момент, глядя на этого подростка, я осознал, что он с моей точки зрения еще более странный, чем я - с его: у него подбородок есть, а бороды то и нет! И как ни странно, этот простой и краткий ответ полностью удовлетворил подростковое любопытство - и больше вопросов на эту тему не последовало.
  4. О МОЛИТВЕ (подборка работы св. отцов об Исусовой, умной, сердечной молитве) -- Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.300-302. -- Григорий Синаит преп. О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 94-112. -- Григорий Синаит. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.227-237. -- Григорий Синаит преп. О безмолвии и молитве. 10 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999, с. 84-93. -- Диадох блаж. О молитве гласной и в одном сердце творимой // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.48-49 (Подвижническое слово. 73). -- Исаак Сирин. О молитве, поклонах, слезах, чтении, молчании и псалмопении // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.167-170 (Слово 40) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). -- Исаак Сирин. О чистой молитве // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с.61-68 (Слово 16) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). -- Истолкование молитвы – Господи помилуй! // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.447-451. -- Каллист Патриарх. Главы о молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с.425-428. -- Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.335-336 (Наставление безмолвствующим. 19). -- Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ее // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.369 (Наставление безмолвствующим. 48). -- Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нее теплоте // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.376-378 (Наставление безмолвствующим. 54). -- Каллист и Игнатий Ксанфопулы. О том, что плод внутрь-сердечной молитвы требует долгого времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.375-376 (Наставление безмолвствующим. 52). -- Макарий Египетский преп. Должно непрестанно и усердно молиться Богу // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с.247-249 (Беседа 33). -- Макарий Египетский преп. О молитве // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с.372-382 (Слово 3). -- Макарий Египетский преп. О том, что бывает с христианами во время совершения молитв // Его же. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998, с.68-71 (Беседа 8). -- О внимании и молитве. Собрано из святых отцов // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.436-439. -- О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться. Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.477-482. -- Об умной благодатной молитве. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.473-476. -- Симеон архиепископ Солунский. О священной молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с.440-446. -- Симеон новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.462-472 (Слово 68).
  5. Протестанты любят говорить о предопределении, когда анализируют библейский эпизод с отвержением жертвы Каина. В современной православной литературе либо говорят о всезнании Бога, либо как-то вообще обходят это место стороной, либо пишут что-то "от себя". Попалась, например, такая такая точка зрения (передаю своими словами): дескать, это же Бог, как Он считает нужным, так и делает - в чем и проявляется свобода самого Бога. Так то оно так, но как-то выглядит это не как свобода Бога, а как произвол над свободой человека. Впрочем, здесь, наверное, есть что обсудить - и на этом я останавливаюсь. А практически все мои вопросы и сомнения по поводу жертвы Каина разрешил св. Иоанн Златоуст - он внимательно прочел библейский текст и сделал из него важные выводы: "Не без цели и не напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви, что Господь наш не смотрит на различие лиц, но награждает намерение, испытывая душевное расположение. Так, вот смотри, было и теперь. Поэтому, возлюбленные, тщательно выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без внимания, потому что божественное Писание ничего не говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище; таково свойство всего духовного. Итак, что говорит Писание? И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных овец своих, и от туков их (ст. 3. 4). Более проницательные уже из самого чтения понимают сказанное. Но так как мы должны заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти слова, и для этого снова повторим их. Каин, сказано, принесе от плодов земли жертву Господу, потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" (Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн. 1. 1994, с. 162-163). Электронный текст: Иоанн Златоуст св. Беседы на книгу Бытия. Беседы 1-41 // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 4. Кн. 1. – М., 1994, с.V-VIII, 1-455. То есть, конечно, Бог обладает и предзнанием и свободой и т. д., но в данном конкретном случае его решение имело вполне понятную и связанную с нашей волей причину. Более того, мне кажется, что данный случай является типическим: то есть, на самом деле, и во всех других сложных случаях нашей жизни Бог ориентируется именно на наше внутреннее расположение. Кстати, потом нашлось и другое подтверждение такого толкования этого библейского места. По Макарию Великому: "Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы призре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4, 3-5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу" (Макарий Египетский. 1998, с. 370-371). Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998 (репр. переизд.: 4-е изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1904). Электронный текст: Макарий Египетский преп. О совершенстве духовном (Слово 2)
  6. Иоанн Златоуст писал об этом: "Но, может быть, спросит кто: как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену? Не удивляйся этому, возлюбленный: божественное Писание нигде не делает точного исчисления женского пола, но, избегая всего излишняго, вкратце упоминает о мужах, и то не о всех; да и о них очень кратко повествует нам, напр., что такой-то родил сыновей и дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах" (Т. 4. Кн. 1. с.178) Иоанн Златоуст св. Полное собрание творений в 12 т. Т. 4. Кн. 1. – М., 1994, Электронный текст: Иоанн Златоуст св. Беседы на книгу Бытия. Беседы 1-41.
  7. Блаж. Феофилакт Болгарский хорошо пишет о многих "трудных местах Нового Завета. Так, например, до сих пор многих смущают слова Христа: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26). Блаж Феофилакт писал об этом: "Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо человеколюбец не бесчеловечно учит… но хочет, чтоб искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания... Напротив, когда они не препятствуют ему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания" (Феофилакт Болгарский. 1911, с. 397). То есть речь идет о том, чтобы не принимать, отвергать мирское противление Божественной воли, даже если оно исходит от самых близких и родных людей. /Феофилакт Болгарский/. Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, на Святое Евангелие. – СПб.: Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1911 (переизд.: М.: СКИТ, 1993).
  8. А вот о Библии св. Иоанн Златоуст: - "Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья" (Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн 1. 1994, с. 22); – "Чтение божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей" (там же, с. 14); – "От того, подлинно от того мы впали в великое нерадение, что читаем не все Писания, но, избирая то, что считаем более ясным, на прочее не обращаем никакого внимания. От того вошли и ереси, что мы не хотим читать всего состава (Писания), что считаем нечто в нем излишним и неважным" (Иоанн Златоуст. Т. 3. Кн 1. 1994, с. 181). Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12-и т. ТТ. 1-12. – М., 1991-1995 (репр. переизд.: СПб., 1898-1914). А вот толкования Иоанна Златоуста на Книгу Бытия: http://www.xpa-spb.r...gu-Bytiya1.html
  9. Так и память памяти - рознь. Хорошая память совсем не такая радость, как это кажется с первого взгляда. В психологической литературе есть описание одного "мнемониста Ш", который обладал уникальной памятью, так что мог запомнить сразу большой кусок текста или набор несвязанных между собой чисел. Но ему эта способность кроме сомнительной славы принесла большие душевные мученья, поскольку он страдал от того, что не может ничего забывать. Оказывается, психологически очень тяжело нести с собой всю свою жизнь, если помнишь каждую секунду каждого дня - и притом во всех подробностях. Кроме того, с духовной точки зрения выделяют и такую страсть, связанную с памятью, как злопамятство. У христианина память должна быть с такой особенностью: она должна быстро забывать все плохое и крепко держаться за хорошее.
  10. Мне кажется неверно любую крайность возводить в правило: дескать, ни за что и ни при каких обстоятельствах. А вот за всеми этими подписями также в суете прошла информация о ювинальной юстиции, против которой мы не высказались как надо - а вспомним только тогда, когда эти ювинальные приставы придут "по закону" забирать из наших семей детей. В этом, я думаю и основной соблазн нашего времени: все смешалось в одну кучу, и многие опускают руки, поскольку в этом трудно разобраться, но делать это надо обязательно.
  11. Как психолог могу заметить, что понятие внимание в святоотеческой психологии намного более глубокое, чем в психологии. По св. отцам внимание связано со всеми силами души и имеет непосредственное отношение к преуспеванию в духовной жизни: внимание есть залог трезвения, а рессеянность - греховного падения. Вот несколько работ на эту тему: -- св. отцов: Никифор Уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 239-251. – Текст здесь. О внимании и молитве. Собрано из святых отцов // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 436-439. – Текст здесь. Симеон новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 462-472 (Слово 68). – Текст здесь. Феодор Студит. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 308-310 (Подвижнические монахам наставления. 159). – Текст здесь. Филофей Синайский преп. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 401-420. – Текст здесь. -- Современые авторы: Зенько Ю. М. Внимание, трезвение, рассеянность // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс). – Текст здесь. Коржевский Вадим иерей. О трезвении // Его же. Пути спасения христианина: беседы. – Тюмень: Русская неделя, 2010 (Беседа 9). – Текст здесь.
×
×
  • Create New...