окаянный аз 5 Опубликовано: 11 августа, 2013 Есть ли в православном предании, писаниях св. отцов какие-либо установки относительно Таинства исповеди: как она должна проходить? Возможна ли форма исповеди, когда исповедующий свои грехи кается "про себя", а после этого священник читает разрешительную молитву (не зная сути самих грехов)? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 11 августа, 2013 Нет таких "форм" и "методов" исповеди, и быть ни как не может. Священник - свидетель пред Господом Вашей исповеди. Но при таком "комфортном" варианте, что Вы предлагаете, чему же будет свидетелем священник? Если у Вас молчаливое осознание своих грехов, то это положение начала покаянию, но не таинство исповеди. Коли мы посмели согрешить перед Господом и осознали всю мерзость этого греха, то что бы истинно очистится от него, мы должны излить его перед Господом как бы нам не было стыдно. Наоборот - чем стыднее и сильнее переживания по этому поводу, тем больше вероятность полного очищения, без последующего возвращения к этому греху. Есть наоборот публичная исповедь - когда грех особо тяжкий и мерзкий, то что бы его истребить в себе, нужно излить его публично перед всеми. Принцип здесь такой - сумел согрешить, так поимей мужество сознаться и огнём стыда своего за грех изжечь в себе его остатки. На исповеди и дозволяется и приветствуется, при многочислии народа к исповеди, называть конкретные грехи без подробного их описания и Ваших соображений по поводу их возникновения, что бы не затягивать время исповеди и не искушать себя оправданиями противоположными сути самоосуждения и раскаяния. Но при первой, генеральной исповеди, или при самоосознании тяжести своего греха, такое упрощение недопустимо - не почувствуешь стыда своего за грех, не наступит и омовения души. Вот например пьяница, который немощен справится с одолевшим его влечением, просит деньги на выпивку у старушки-матери, но у матери нет денег - пенсия мала, а на лекарство много денег уходит, да и не хочет мать давать деньги сатане на погибель сына, даже если бы они и были. Сын устраивает скандал, доводит больную мать до слёз, и в конце всего тайно вытаскивает все деньги из её кошелька. Потом осознаёт, что поступил нехорошо, совершил грех, идёт на исповедь и при священнике обращается к Богу - "Каюсь, Господи - согрешил я воровством. Прости и помилуй меня грешного" и всё. Вот вроде бы и покаялся, обозначил грех, вот только разве это истинное покаяние и сокрушение в содеянном? Конечно же нет - это православие без христианства, когда делами закона - тем, что человек фактически пришёл и покаялся, обозначив грех, он пытается купить любовь Христову. А на самом то деле нет сокрушения, нет осознания мерзости множества сотворимых им в одночасье грехов, нет самоосуждения и негодования на себя за допущенные мерзости. Кабы было всё это, то человек бы ползал на коленях в собственных слезах перед распятием, терзался в муках и искал наказания себе - вот это истинное раскаяние. Но не как не поиски удобного и безболезненного совершения исповеди. Проще говоря - что самое мерзкое и неприятное Вы видите в своём грехе, что особо терзает Вас и не даёт покоя совести, вот именно то и нужно изливать не скрывая в своём раскаянии перед Господом. А священника стеснятся нечего - он не для постыжения т осуждения нашего стоит, а для соучастия нам, помощи в исцелении от греха, для свидетельства в истинности и глубине нашего покаяния. Вот, пожалуйста, прочитайте главу "Таинство Покаяния" из труда протоиерея Геннадия Нефёдова "Таинства православной церкви", там очень хорошо освящаются им поднятые Вами вопросы о покаянии и исповеди - http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nefedov_tainstva_i_obryady_05-all.shtml Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 12 августа, 2013 Есть ли в православном предании, писаниях св. отцов какие-либо установки относительно Таинства исповеди: как она должна проходить? Возможна ли форма исповеди, когда исповедующий свои грехи кается "про себя", а после этого священник читает разрешительную молитву (не зная сути самих грехов)? а может ли врач лечить вылечить больного не зная сути? не зная чем тот болеет? захотите Вы лечиться у врача который будет назначать лечение Вашему телу без исследования симптомов болезни? а душа больше тела, как тело больше одежды... и священник есть врач души... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 12 августа, 2013 Может, я не в тему, извините, но, мне думалось,что Врач души-Господь, а священник -санитар, подтаскивающий израненную душу ко Господу.... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Нет таких "форм" и "методов" исповеди, и быть ни как не может. Священник - свидетель пред Господом Вашей исповеди. Но при таком "комфортном" варианте, что Вы предлагаете, чему же будет свидетелем священник? Если у Вас молчаливое осознание своих грехов, то это положение начала покаянию, но не таинство исповеди... На исповеди и дозволяется и приветствуется, при многочислии народа к исповеди, называть конкретные грехи ... не как не поиски удобного и безболезненного совершения исповеди.. Андрей, большое спасибо за ответ. Но, к сожалению, такой вариант не я предлагаю, как вы пишите, а он существует в нашем приходе (это епархия РПЦ, не секта). Говорят, у батюшек нет времени всех исповедать персонально. Поэтому на исповедь подходят группой, каждый кается про себя, а батюшка читает разрешительную молитву. Вот я и пытаюсь понять, может святые Отцы Церкви допускали такую форму, ведь священнослужители РПЦ не могут несогласованные нововведения практиковать в своём приходе. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 а может ли врач лечить вылечить больного не зная сути? не зная чем тот болеет? захотите Вы лечиться у врача который будет назначать лечение Вашему телу без исследования симптомов болезни? а душа больше тела, как тело больше одежды... и священник есть врач души... Спасибо, я тоже так считаю. Но как быть, если это практика нашего прихода? Приходится ходить в другой храм, который за тридевять земель. Хотя понимаю, что для христианина это не препятствие: Св. Иоанн Синайский аж за 8 км. в Храм ко причастию ходил Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 12 августа, 2013 Может, я не в тему, извините, но, мне думалось,что Врач души-Господь, а священник -санитар, подтаскивающий израненную душу ко Господу.... тогда уже скорее инструмент ну а в жизни оно бывает по всякому... кого-то где-то достаточно осолить, а где-то и подтаскивать... Но как быть, если это практика нашего прихода. да Вы сильно не мудрствуйте по этому поводу... видите по первоначальной формулировке вопроса, Вас толком никто и не понял вероятно, что и Вы что-то не правильно поняли или не знаете чего-то частного... главное не соблазняйтесь этим, думаю, лучше либо игнорировать, либо попросить у священника разъяснения по этому вопросу... Приходится ходить в другой храм, который за тридевять земель. Хотя понимаю, что для христианина это не препятствие: Св. Иоанн Синайский аж за 8 км. в Храм ко причастию ходил а если Вы хотите получать какие-то духовные советы... ну это же уже речь-то о другом, это практически духовничество... а духовник должен быть человеком опытным... едва ли "новоиспечённому" архитектору доверят проектировать большой и сложный храм... но и не любой опытный духовник подойдёт любому человеку... это я к тому, что поискать придётся всего скорее и 8км в этом вопросе - мелочь не достойная внимания... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 тогда уже скорее инструмент ну а в жизни оно бывает по всякому... кого-то где-то достаточно осолить, а где-то и подтаскивать... да Вы сильно не мудрствуйте по этому поводу... видите по первоначальной формулировке вопроса, Вас толком никто и не понял вероятно, что и Вы что-то не правильно поняли или не знаете чего-то частного... главное не соблазняйтесь этим, думаю, лучше либо игнорировать, либо попросить у священника разъяснения по этому вопросу... а если Вы хотите получать какие-то духовные советы... ну это же уже речь-то о другом, это практически духовничество... а духовник должен быть человеком опытным... едва ли "новоиспечённому" архитектору доверят проектировать большой и сложный храм... но и не любой опытный духовник подойдёт любому человеку... это я к тому, что поискать придётся всего скорее и 8км в этом вопросе - мелочь не достойная внимания... Конечно, кто ж откажется от хорошего духовника! И я нуждаюсь. Но дело тут не только в духовном совете или благословении. Дело именно в исповедании грехов, которые, как говорит тот же проф. Осипов, с человека не снимаются, ежели он сокрушённо их не исповедует, т.е. не проговорит (вслух! говорят, что даже можно и с бумажки прочитать, но только обязательно вслух) перед свидетелем, обличённым властью "разрешать и вязать". Но во многих храмах практикуется, что батюшка сам берёт список, где грехи написаны, и "про себя" читает (и теперь я не знаю, прощены мне грехи или нет) ... беда Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВИКТОРИЯ... 1 090 Опубликовано: 12 августа, 2013 Конечно, кто ж откажется от хорошего духовника! И я нуждаюсь. Но дело тут не только в духовном совете или благословении. Дело именно в исповедании грехов, которые, как говорит тот же проф. Осипов, с человека не снимаются, ежели он сокрушённо их не исповедует, т.е. не проговорит (вслух! говорят, что даже можно и с бумажки прочитать, но только обязательно вслух) перед свидетелем, обличённым властью "разрешать и вязать". Но во многих храмах практикуется, что батюшка сам берёт список, где грехи написаны, и "про себя" читает (и теперь я не знаю, прощены мне грехи или нет) ... беда Простите, что вмешиваюсь, а что такое хороший духовник? Это который по головушке гладит или тот который зубы может выбить? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 12 августа, 2013 беда Вы такие вопросы затрагиваете которые на форуме не решаются... тут в любом случае не происходит никакого таинства... а можно получить в лучшем случае хороший совет (но и хороший совет можно применить плохим способом...) главное помнить, что Бог о нас знает всё... каждый помысел и знает даже больше чем мы сами о себе знаем... да и про сокрушение... кто где и когда его измерил? Это который по головушке гладит или тот который зубы может выбить? полагаю, что хороший духовник по времени должен и то и то уметь... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВИКТОРИЯ... 1 090 Опубликовано: 12 августа, 2013 Вы такие вопросы затрагиваете которые на форуме не решаются... тут в любом случае не происходит никакого таинства... а можно получить в лучшем случае хороший совет (но и хороший совет можно применить плохим способом...) главное помнить, что Бог о нас знает всё... каждый помысел и знает даже больше чем мы сами о себе знаем... да и про сокрушение... кто где и когда его измерил? полагаю, что хороший духовник по времени должен и то и то уметь... Духовник нам ничего не должен, это мы ему должны. До конца своей жизни. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 12 августа, 2013 Духовник нам ничего не должен, это мы ему должны. До конца своей жизни. эко Вы лихо скочете с обычного теоретического трёпа на суровую правду жизни... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ВИКТОРИЯ... 1 090 Опубликовано: 12 августа, 2013 эко Вы лихо скочете с обычного теоретического трёпа на суровую правду жизни... Просто не понимаю выражение " хороший духовник" Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Простите, что вмешиваюсь, а что такое хороший духовник? Это который по головушке гладит или тот который зубы может выбить? Хороший, в моём понимании, это тот, что Бога слышит сердцем, и грешника может из ада вытащить своей молитвой ко Господу (Бог его слышит). И говорит он не своё, но Божие... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Вы такие вопросы затрагиваете которые на форуме не решаются... Такое ощущение, что они сейчас вообще нигде не решаются, и в Церкви тоже ("жатвы много, а делателей мало", посему "толпы... изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря") . Я понимаю, что у священнослужителей не хватает времени, на них фактически непосильная ноша. Но всё-таки... Есть духовный голод особенно у новичков, мало знакомых с жизнью Церкви . Казалось бы "яндекс знает всё" есть сайты монастырей, подворий и т. д., но часто и вопросы там задавать нет возможности. Жаль. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 12 августа, 2013 Такое ощущение, что они сейчас вообще нигде не решаются, и в Церкви тоже ("жатвы много, а делателей мало", посему "толпы... изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря") . Я понимаю, что у священнослужителей не хватает времени, на них фактически непосильная ноша. Но всё-таки... Есть духовный голод особенно у новичков, мало знакомых с жизнью Церкви . Казалось бы "яндекс знает всё" есть сайты монастырей, подворий и т. д., но часто и вопросы там задавать нет возможности. Жаль. Извините,что встреваю, дело в том, что людям, по настоящему ничего не надо,не готовы они к жизни во Христе, не способны принять Евангельское добро, как истинное и личное.Наш батюшка не однократно говорил,что это до хиротонии он думал,что людям не до дают внимания и не занимаются их воцерковлением, и прежде чем оставить мир и принять сан много учился и трудился, чтобы было чем помочь нуждающимся духовно, но когда он стал священником и на протяжении многих лет службы понял, что по настоящему людям ничего не надо и жить духовной, евангельской жизнью желающих очень не много.Он говорил, что кто-то из Оптинских старцев сказал о том, что нет духовников потому, что нет людей стремящихся жить духовно,по христиански. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 12 августа, 2013 Такое ощущение, что они сейчас вообще нигде не решаются, и в Церкви тоже ("жатвы много, а делателей мало", посему "толпы... изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря") . Я понимаю, что у священнослужителей не хватает времени, на них фактически непосильная ноша. Но всё-таки... Есть духовный голод особенно у новичков, мало знакомых с жизнью Церкви . Казалось бы "яндекс знает всё" есть сайты монастырей, подворий и т. д., но часто и вопросы там задавать нет возможности. Жаль. понимаете ли какая штука... знания почерпнуть можно и в книгах, и в сети ... только вот благодать, любовь по интернету их не передашь... хотя есть одна книга которая много рассказывает о любви... Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Первое послание к Коринфянам. Глава 13 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 12 августа, 2013 Андрей, большое спасибо за ответ. Но, к сожалению, такой вариант не я предлагаю, как вы пишите, а он существует в нашем приходе (это епархия РПЦ, не секта). Говорят, у батюшек нет времени всех исповедать персонально. Поэтому на исповедь подходят группой, каждый кается про себя, а батюшка читает разрешительную молитву. Вот я и пытаюсь понять, может святые Отцы Церкви допускали такую форму, ведь священнослужители РПЦ не могут несогласованные нововведения практиковать в своём приходе. Печальное это явление - групповая исповедь "про себя". Не берусь конечно говорить за всех, но могу поделиться своими личными ощущениями по этому поводу. Несколько раз приходилось исповедовать людей, являющихся прихожанами приходов, где практикуется такая форма исповеди. Могу сказать, что впечатление от разговора с ними оставалось всегда какое-то непонятно тяжелое. Опять же, это сугубо мои личные переживания, но бывает, что при исповеди незнакомого человека приходится прислушиваться еще и к внутреннему чувству, читать так сказать между строк. Конечно есть приходы, где священник просто физически не может исповедовать каждого в отдельности, но в этом случае надо обязательно стараться хотя бы несколько раз в год выбираться в такие места, где можно подробно рассказать священнику о своих грехах. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Извините,что встреваю, дело в том, что людям, по настоящему ничего не надо,не готовы они к жизни во Христе, не способны принять Евангельское добро, как истинное и личное.Наш батюшка не однократно говорил,что это до хиротонии он думал,что людям не до дают внимания и не занимаются их воцерковлением, и прежде чем оставить мир и принять сан много учился и трудился, чтобы было чем помочь нуждающимся духовно, но когда он стал священником и на протяжении многих лет службы понял, что по настоящему людям ничего не надо и жить духовной, евангельской жизнью желающих очень не много.Он говорил, что кто-то из Оптинских старцев сказал о том, что нет духовников потому, что нет людей стремящихся жить духовно,по христиански. В последние времена тому и надлежит быть, старцы об этом пророчествовали: люди будут не Бога, а денег искать, что, собственно, и наблюдаем. Нищих духом мало. Говорите, что совсем нет просящих, стучащих? По-моему, всё же есть ещё. К тому же, если паствы нет, то почему пастыри так заняты, что не могут найти времени, чтобы пообщаться с людьми? Например, ссылаются на нехватку времени, чтобы исповедать без спешки, чинно-благородно. Духовные люди, старцы, духовные пастыри (их наличие) никак, по-моему, не должно зависеть от наличия или отсутствия паствы. А, если сознательно выбираешь крайне тяжёлый путь священнослужителя, то сетовать, что не духовник или плохой духовник, потому что духовных чад нет... как-то глупо. Да простят меня батюшки за мои невежественные размышления Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 12 августа, 2013 Вообще, по чину исповеди, человек должен исповедовать свои грехи перед священником в индивидуальном порядке. Но в наше время, как уже заметили, в некоторых храмах это просто физически невозможно. Поэтому Церковь в порядке икономии позволяет совершать общую исповедь. Таинство совершается, все в порядке. Но многие люди остаются этим неудовлетворены. И поэтому, например в Оптину многие приезжают именно для того чтобы подробно исповедоваться. Насколько я помню, это не сугубо современная вещь, у св. Иоанна Кронштадтского на службах тоже совершалась общая исповедь, так как количество причастников иной раз исчислялось тысячами. Духовные люди, старцы, духовные пастыри (их наличие) никак, по-моему, не должно зависеть от наличия или отсутствия паствы. Да нет, старцев становится меньше именно потому что мы недостойны их иметь. Зачем открывать волю Божию человеку, который все равно ее не исполнит и будет только больше осужден за это. Это как в Евангелии, всемогущий Господь не мог совершить ни одного чуда в Капернауме по причине неверия жителей. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Печальное это явление - групповая исповедь "про себя". Не берусь конечно говорить за всех, но могу поделиться своими личными ощущениями по этому поводу. Несколько раз приходилось исповедовать людей, являющихся прихожанами приходов, где практикуется такая форма исповеди. Могу сказать, что впечатление от разговора с ними оставалось всегда какое-то непонятно тяжелое. Опять же, это сугубо мои личные переживания, но бывает, что при исповеди незнакомого человека приходится прислушиваться еще и к внутреннему чувству, читать так сказать между строк. Конечно есть приходы, где священник просто физически не может исповедовать каждого в отдельности, но в этом случае надо обязательно стараться хотя бы несколько раз в год выбираться в такие места, где можно подробно рассказать священнику о своих грехах. Спасибо. Мне всё-таки главное - важно было понять правильно ли так. Получается, что неправильно. Чисто по-человечески, понимаю, что всё имеет свои причины. Но лучше вовсе не делать, если нет возможности сделать наилучшим способом, чем делать плохо. Приходят совсем молодые люди, невоцерковлённые, малого духовного опыта и знания, которые воспринимают это, как норму. Буду молиться, чтобы Господь всё управил по Своей воле. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Вообще, по чину исповеди, человек должен исповедовать свои грехи перед священником в индивидуальном порядке. Но в наше время, как уже заметили, в некоторых храмах это просто физически невозможно. Поэтому Церковь в порядке икономии позволяет совершать общую исповедь. Таинство совершается, все в порядке. Но многие люди остаются этим неудовлетворены. И поэтому, например в Оптину многие приезжают именно для того чтобы подробно исповедоваться. Насколько я помню, это не сугубо современная вещь, у св. Иоанна Кронштадтского на службах тоже совершалась общая исповедь, так как количество причастников иной раз исчислялось тысячами. Да нет, старцев становится меньше именно потому что мы недостойны их иметь. Зачем открывать волю Божию человеку, который все равно ее не исполнит и будет только больше осужден за это. Это как в Евангелии, всемогущий Господь не мог совершить ни одного чуда в Капернауме по причине неверия жителей. Общая исповедь - это другое: батюшка вслух называет грехи, а люди со своего места вслух исповедуют "грешен", а не про себя. Кстати, на общую исповедь мало кто, особенно из неофитов, отважится. Ежели только Господь силой, как Иону, не притащит (шучу) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
EКатерина 2 677 Опубликовано: 12 августа, 2013 (изменено) ... Есть один сельский приход в глуши, настоятель его - старенький больной игумен, который еле бродит... Некоторое время назад опять поджигали его дом, - теперь у Батюшки нет дома... ((( Помощников, кроме нескольких стареньких жен - мироносиц, у него тоже нет... ((( К нему приезжают издалека и на богослужениях всегда очень много людей. В воскресный день исповедь начинается часов в 8.00 утра. В это время в храме читают утреннее правило, каноны, Последование к Святому Причащению, иногда еще и акафисты, потом Часы - все терпеливо стоят и слушают. Батюшка, записывает на листочек имя каждого исповедника, - как мне объясняли, чтобы потом помянуть его в алтаре. Сестричка, с которой я однажды приезжала туда, рассказала мне, что как-то она была в этом списочке Батюшки под номером 198. Только после того, как от аналоя отойдет последний исповедник, начинается Литургия. Иногда она заканчивается в 14-15 часов дня и позднее. Потом Батюшка совершает требы и беседует с теми, кому это действительно очень необходимо... Изменено 12 августа, 2013 пользователем EКатерина Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
окаянный аз 5 Опубликовано: 12 августа, 2013 Только после того, как от аналоя отойдет последний исповедник, начинается Литургия. Иногда она заканчивается в 14-15 часов дня и позднее. Потом Батюшка совершает требы и беседует с теми, кому это действительно очень необходимо... Тяжеловато с 8 до 15, а вопрос свой, уже к вечеру, видимо, задать удаётся. А Батюшка настоящий, благослови его Господь. И паства, видимо, у него по-монашески стойкая Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 12 августа, 2013 А есть правило, согласно которому Литургия не может начинаться после полудня. Вот и решай тут, что лучше... Со всех сторон компромиссы ) Общая исповедь - это другое: батюшка вслух называет грехи, а люди со своего места вслух исповедуют "грешен", а не про себя. Да нет, почему же. В чине общей исповеди об этом ничего не сказано. Во всяком случае в том, который в Оптиной происходит. Просто стоят люди, слушают. Вообще, кстати, нет такого чина "общая исповедь". То, что сейчас понимают под этим, это чин обычной исповеди, только несколько приспособленный под современные реалии. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение