Перейти к публикации
О_К (fakel)

Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

Рекомендованные сообщения

ПРАВОСЛАВНОЕ ФАРИСЕЙСТВО, ИЛИ О НЕУДОБОНОСИМЫХ БРЕМЕНАХ

 

протоиерей Андрей ДУДЧЕНКО

 

Несколько дней назад я разместил в социальной сети и в своем блоге запись о том, что нигде не проявляется так ярко наше православное поповское фарисейство, как в отношении к мирянам касательно подготовки ко Причастию.

Требовать обязательной исповеди от мирян перед каждым причащением — поповское фарисейство. Священники сами не исповедуются перед каждой литургией, но по мере необходимости или возможности.

Точно так же фарисейство — требовать от мирян дополнительного поста перед Причастием. Ни один священник, требующий от мирян дополнительного поста, сам таким образом не постится. Достаточно поститься в установленные посты — по средам, пятницам, и в многодневные посты, принятые Церковью, и приходить на литургию натощак.

А вот не разрешать мирянам причащаться на каждой литургии — это уже даже не фарисейство, а противление Христу! Кто мы такие, чтобы дерзать становиться преградой между даром Христовым и человеком?

На литургии мы произносим Христовы слова: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…» — все, а не «исповедавшиеся, постившиеся, вычитавшие правило…» Страшно, когда священник становится не помощником, а преградой!

В ответ на эту запись один мой читатель отметил, что на самом деле положение еще хуже. Все-таки фарисейством мы называем, как правило, осознанное лицемерие. Ну, или частично осознанное. Здесь же чаще всего мы имеем дело не с лицемерием, но с другой верой. Священники, предписывающие непременно поститься дополнительно три дня, неделю или один день перед Причастием и каждый раз непременно исповедоваться, действительно уверены, что именно так и следует поступать. При этом, снова же, никто из них не применяет этого правила к себе.

Не существует никакой заповеди, канона, нормы устава насчет дополнительного поста и обязательной исповеди перед Причастием. А того, чего не существует, и нарушить нельзя. Но тем не менее большинство священников все же держатся этой отжившей свой век рекомендации синодальной эпохи.

Приходилось неоднократно быть свидетелем такой ситуации: субботний день, закончилась литургия, священник с пономарями и хором идет в трапезную. И здесь предлагают два вида блюд: не-постное — для священника и всех желающих, и постное — для тех, кто желает причаститься завтра, в воскресенье. Но ведь священник тоже будет причащаться в воскресенье, и при этом никому из священников не придет в голову поститься в субботу (если это, разумеется, не во время многодневного поста)! Спрашиваешь такого священника: в ответ — убеждение, что нам — можно, а вот мирянам — нельзя. Однако послушаем лучше святителя Иоанна Златоуста: «Но есть случаи, в которых священник не отличается от подначального, например, когда должно причащаться страшных Таин. Мы все одинаково удостаиваемся их; не так, как в ветхом завете, где иное вкушал священник, иное народ, и где не позволено было народу приобщиться того, чего приобщался священник. Ныне не так; но всем предлагается одно тело и одна чаша» (Беседы на Второе послание к Коринфянам, 18, 3). В вопросе принятия Святых Таин священник не отличается от мирянина, в том числе — и в плане подготовки!

Священник не может служить литургию и не причаститься. Это правило выполняется в 100% случаев. Точно так же священник не может сослужить на литургии и не причаститься. Так же следовало бы всегда причащаться на литургии и всем присутствующим, но не сослужащим клирикам (к сожалению, часто приходится наблюдать, как священник, не служащий в данный день, но требный или исповедующий, не причащается). Это предписывает восьмое Апостольское правило: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка при совершении приношения не причастится — да представит причину, и если она уважительна, да будет извинен. Если же не представит — да будет отлучен от общения церковного, как сделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал». То есть если присутствующий на литургии (в правиле не говорится именно о сослужении, поэтому мы можем смело подразумевать всех клириков, находящихся в храме во время литургии) клирик не причастится без уважительной на то причины — да будет отлучен, потому что он стал причиной причинения народу «вреда» — видимо, дурного примера, а также потому, что своим поведением (уклонением от причащения) навел подозрение на предстоятеля, возглавляющего литургическое собрание, в том, что тот неправильно совершает службу. Получается, что если предстоятель совершает литургию неправильно, то клирик имеет полное право не причаститься. Но что значит неправильно? В контексте эпохи, когда были составлены Апостольские правила, вывод возможен только один: если он совершает службу как еретик. Именно в евхаристической молитве — анафоре — выражается суть богословия Церкви. Еретики, искажавшие православное учение о Боге и воплощении Сына Божия, непременно изменяли в соответствии со своим учением и евхаристическую молитву. Вот на такой — и только на такой! — литургии клирики (а также и миряне) имели полное право не причащаться, а может, не только право, но и обязанность. Однако нет ни малейшей причины для клирика уклоняться от причащения на литургии, которая была совершена в соответствии с богословием кафолической Церкви!

Но почему же тогда это стало не только возможно, но и вполне привычно для мирянина? Вопрос, кажется, риторический. В тех же Апостольских правилах говорится: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» (правило 9). Пребывать до конца на святом причащении что значит, как не то, что нужно это причащение принимать, а не только смотреть, как принимают другие? Можно ли насытиться от трапезы, не вкушая ее? Однако по сей день еще многие и многие наши священники убеждены и учат, что частое причащение — не полезно, при этом призывая каждое воскресенье и праздники приходить в храм. Это тяжелое наследие синодальной (дореволюционной) эпохи, когда вполне нормальным считалось причаститься один раз в год… Плоды такого «благочестия» очевидны: 1917-й и последующие годы гонений и почти полного истребления Церкви, что было бы невозможно без поддержки или молчаливого попустительства «народа-богоносца».

Традиция дополнительного поста и обязательной исповеди перед Причастием сложилась как ответ Церкви на упадок подлинного благочестия. Когда миряне — в терминологии церковной «верные», которых апостол Петр в своем послании называет «родом избранным, царственным священством» — перестали подходить к Чаше, то тем самым фактически отдалились, если не отпали от Церкви. И тогда таковым стали рекомендовать непременно подготовиться к воссоединению с Церковью с помощью поста, усиленной молитвы и непременной исповеди. Одна из молитв принятого ныне чина исповеди содержит слова: «Приими и соедини его святей Твоей церкви…» — а присоединить к Церкви можно лишь того, кто в настоящий момент к ней в силу каких-либо причин не присоединен. Крайне странно читать такую молитву над верными, исповедующимися и причащающимися каждое воскресенье, а то и чаще…

Значит ли это, что мы теперь должны проповедовать во всеуслышание с амвонов о том, что можно подходить ко Причастию без поста и исповеди? Нет, не значит, потому что в наших храмах, как правило, очень много «захожан», то есть тех, кто считает себя православным, но не знаком в достаточной мере с Евангелием, давно или никогда не исповедовался, не знает, что такое Причастие. Пускать к Чаше всех без разбору нельзя. Здесь исповедь — как раз отличный способ познакомиться с человеком и что-то ему подсказать, направить, сориентировать. Однако в частных беседах, то ли во время исповеди, то ли в ином формате, можно и нужно разъяснять, что связка исповедь-причастие не является незыблемой и никогда не была такой в истории Церкви, и что достаточно соблюдать установленные Церковью постные дни, чтобы причащаться за каждой литургией.

Теперь затронем некоторые тонкости. Одна моя знакомая написала в ответ: «А я знаю священника, который сам постится перед тем, как совершать литургию. Не строго, но постится. С утра мясо не ест, а вечером вообще в животной пище старается ограничивать себя. Очень его уважаю». Да, такой подход действительно можно и нужно уважать, однако это не отменяет вопроса: зачем? Каковы обоснования такого поведения? Речь идет прежде всего о посте в субботу, который прямо запрещен Апостольскими правилами: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (правило 64). То есть мы с легкостью отвергаем очень ранний канонический свод ради соблюдения «предания старцев», причем очень недавнего. Да, скажут иные, в Апостольских правилах подразумевался совсем другой пост, не тот, что нынче: полное неядение до захода солнца, а не изменение рациона. Это верно, однако для нас сегодня пост — это именно изменение рациона (воздержание от животной пищи), именно это является постом для сегодняшних православных христиан, и почему-то, невзирая на Апостольское правило, мы считаем уместным и возможным это и в субботу!

Не надо делать культа из еды, и я вовсе не призываю отменить посты. Однако не надо делать культа и из поста. Вообще, по слову апостола Павла, которое мы часто забываем, «пища не приближает нас к Богу». В иных интернет-дискуссиях действительно убеждаешься в правильности тезиса игумена Петра (Мещеринова) о том, что наше практическое православие часто вырождается в «религию еды».

В нынешнем церковном календаре постные дни занимают большую часть года — около 200 дней, в зависимости от продолжительности Петрова поста. Кажется, этого количества вполне или даже более чем достаточно, чтобы не делать из мясной пищи культа. Можно вспомнить, что такой аскет как приснопамятный патриарх Сербский Павел, которого никто не упрекнет в излишних послаблениях, на основании исторических и пастырских соображений считал возможным сократить продолжительность Петрова и Рождественского постов…

Евхаристический пост состоит в полном воздержании от еды и питья с утра до самого Причастия. Однако в случае болезни не запрещается принять перед причащением лекарство, необходимое по жизненным показаниям. В некоторых случаях в роли такого лекарства может выступать еда — как, например, при некоторых формах сахарного диабета. В таком случае можно смело съесть тот минимум, что необходим, и идти на литургию. Это же касается и маленьких детей… А вот с какого времени начинать евхаристический пост? Чаще всего рекомендуют с полуночи. Однако в самой полуночи нет ничего «мистического», и можно сказать, что в определенных случаях (например, позднее возвращение с работы) ничто не препятствует поужинать и после полуночи, чтобы затем наутро причаститься. Это подтверждается и рекомендацией Священного Синода РПЦ от 28.11.1968 года поститься не менее шести часов перед причащением.

А вот что говорит на эту тему архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря на Афоне: «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Давайте ещё и вспомним слова Господа о том, что подите прежде научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы. Господь всё поймёт, простит, очистит, спасёт... Может мы в баптисты подадимся - раз веришь, значит уже спасён. Зачем нам вообще исповедоваться если Господь - Сердцеведец? И причащаться благостно, так и будем причащаться без всякой подготовки, да по чаще - Святые Дары как щи ложкой хлебать.

 

Простите за сарказм. Но хочется спросить у протоиерея Андрея Дунченко. который берётся говорить за всё священство, что для него самого значит исповедь и причастие, если он думает о таком возможном упрощённом подходе к таинствам?  У нас ведь беда сильнейшая в обратном, противоположном - потеря истинной веры и благодати Святого Духа через нерадение к Богу, молитвам, таинствам. Ребёнку до 7 лет можно причащаться без подготовки, поста и исповеди, и Вы посмотрите, что это даёт, к чему это в итоге приводит. К тому, что мамы с детьми не в церкви на Литургии перед причащением молятся, а маются у церкви в ожидании и у каждого выходящего спрашивают, а не началось ли ещё причащение. И когда причащение началось по быстренькому забегают и, по установленным известным правилам, без очереди к чаше, а потом быстренько домой - по делам, по магазинам. Ребёнок морщится, отворачивается, хнычет - не хочет он Христа принимать, а мама его уговаривает - "ну попей, покушай это же вкусненький сладенький компотик". А священник силой заталкивает Святые Дары в кричащий рот.

 

Конечно нет такого закона исповедоваться перед причастием, как и нет закона спасаться вообще - хочешь спасайся, хочешь не спасайся - твоё личное дело. ни кто не неволит. Но ведь должно быть понимание, что это не компотик сладенький, а настоящие плоть и кровь Христовы, это Сам Христос. И вот от разной степени этого понимания появляются разные желания - кто то хочет неделю перед причастием на коленях вокруг церкви ползать, рыдая о своих грехах, а кто то хочет по быстренькому причастится не обременяя себя, священника и Бога своими несовершенными раскаяниями и прочими всякими подготовками.

 

Не понимаю, что за разговоры у православного человека о достаточности календарных постных дней и периодичности исповеди? Если мы хотим там, в будущей настоящей жизни общаться с Богом, то мы должны уже здесь скорее начинать это делать и не прекращать никогда. Господь общается с нами непрерывно с нашего зачатия, а мы значит с ним пол часа утром, пол часа вечером, и по постным и воскресным дням? Вся жизнь христианина это непрерывный пост и молитвенное покаяние перед Богом. Только настоящих христиан мало. С них иконы пишут. Но церковь ведь стоит.

 

Настоящая жизнь человека в покаянии перед Богом. Мы рождаемся в первородном грехе и только лишь за тем пребываем на земле, что бы очистится и приобрести некий духовный иммунитет к грехопадению. А всё остальное житейская суета. Так как же можно в клочья разорвать свою душу причастием без истинного покаяния?  Цель священника не указом заставить человека исповедоваться для очищения от греха перед причастием, а объяснить, вразумить человека, что нельзя принимать Христа в грязную от греха душу.

 

Протоиерей Андрей Дунченко заверяет, что "никому из священников не придет в голову поститься в субботу", что "ни один священник, требующий от мирян дополнительного поста, сам таким образом не постится." Наверное отец Андрей знает значительно меньше священников, чем я потому, что знаю отца Александра, отца Михаила, которые постоянно находятся в состоянии поста, видят Бога перед собой непрерывно.

 

"Нерадение о Боге есть язва, нанесенная врагом в грехопадении.

Нерадение есть признак неверия.

Что сие есть, христианине, как что они царю земному, обещающему ранг и честь верят, и ради того подвизаются; а Царю небесному, обещающему вечную честь и славу, не верят, и потому не хотят служить Ему, и в подвиге христианскаго благочестия стоять?

 

Сами убо разсудим, грешники, не самая ли кровь Христова ради нашего спасения излиянная, и все Его смотрение вопиет нам, да покаемся, и тако спасения вечнаго не лишимся. Без ПОКАЯНИЯ бо нет спасения никому. — Однако-же грешник окаянный о том небрежет. Бог человеколюбивый толикий и толь чудный о нем показал промысл, дабы покаялся, и тако спаслся, но грешник о том небрежет.

 

Нежелание идти по пути СПАСЕНИЯ есть безумие.

Бог хощет его помиловать, спасти, вечный живот ему подать; но он тое благоволение Божие презирает, и отвращается от Него, и так самовольно идет в погибель, как слепый в ров. Аще бы кто пришел к утопающему в воде или погрязающему в тине, и, простерши руку, хотел бы его оттуда извлещи; или пришел бы кто к пленному, и хотел бы его от плена избавить, но он сам не хощет от беды своей избавиться, — не был ли бы безумен, и к своему благодетелю неблагодарен? Неотменно бы всяк признал его за несмысленнаго и неблагодарного. Тако делает нераскаянный грешник, который от любви мира отстать, и к Богу обратиться, и вечный живот от Него получить не хощет...." - схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

... я потому, что знаю отца Александра, отца Михаила, которые постоянно находятся в состоянии поста, видят Бога перед собой непрерывно.

А говорят еще, что чужая душа - потемки. Человек вот все ясно видит и твердо знает, молодец.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

в нашем храме в Андреевке сказали, что в Страстную неделю и  Пасхальную исповеди не будет, и для меня это объявление было тяжело=именнно в эти дни много искушений и трудностей, и исповедь нужна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Странное и тревожное положение получается - если на Страстной седмице человек обратится в храм с горячим желанием очищения и исцеления от греха, то ему отказано будет в этом?

Что то не по себе от этих обновленческих нанотехнологий. В такой храм ходить не стану, где человеку целую неделю в исповеди отказано будет по причине, что не ко времени пришёл. Не знаю кому там и зачем священники служат, но наверное не Христу и людям. Храм это прежде всего больница для души. Может ли нормальный врач отказать страдающему больному в лечении по причине, что он какими то другими делами занят? Какие могут быть у него дела важнее, чем служить людям исцеляя их? Это же грех для священника - отказать человеку в принятии исповеди.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

О разрешительной молитве http://www.bogoslov.ru/text/3171386.html

 

"кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны" (Ин. 20:22-23)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, возможно есть причина так сказать. Я не за такой подход, но знаю, что я не все знаю.  Не от лени, не от безделья или нежелания возможны такие слова. Может мы сами отчасти виноваты, считая, что мы можем как хотим и когда хотим приходить, а священник всегда должон быть готов к нашему приходу. Ведь Пост, Вы сами же писали, он не в еде только, а в соблюдении себя от греха. Ну это я так, рассуждаю.

 

Уже по "Радонежу" слышала подобное предложение о послаблении правил перед Причастием. Грустно. Хотя там священник говорил, что, зная свою паству, он кому-то разрешает подходить без исповеди, если он ничего такого не натворил. Не по душе все эти новшества тем, что быстро привыкаешь к таким более удобным условиям. У нас на Всенощной ну человек 10 всего. Настоятель благословляет по уважительной причине не приходить, учитывая особенности проживания в сельской местности. На Литургии значительно больше народа. И причастники запросто могут не быть на Всенощной. Всенощная 2 с небольшим часа. Походишь, походишь  на такие службы и думаешь - а чё? хорошо ! кратко, сжато (((. Потом в Оптине опять привыкать приходится к нормальному положению вещей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, возможно есть причина так сказать. Я не за такой подход, но знаю, что я не все знаю.

Да, что бы там не было. Зачем Господь церкви для людей строит? Какая может быть причина у священника не исповедовать кающегося? Какая может быть уважительная причина для аборта или самоубийства? Для греха уважительной причины быть не может. Понятно, что не может быть так, что пришёл вот и "вынь да положь" - некогда сейчас священнику или устал, конечно нужно подождать или прийти по позже. Но не так же, что всю неделю в церкви не исповедовать по причине каких то других более важных дел. Конечно мы достойное по делам своим имеем. Неделю назад мне знакомый пожарник из МЧС с азартом и без тени смущения рассказывал как они по вызову на пожар приехали частную птицефабрику тушить, а там полно кабеля медного толстого. Так они под покровом противопожарных мероприятий этот кабель себе понарубили и в машину запихали. На много денег сдали. Был просто поражён как МЧСник, призванный служить спасению жизни и имущества людей, похваляется групповым мародёрством. Понятно каких мы по своим делам должны пастырей иметь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну, на край какой всегда выход есть - телефон священника в любом храме дадут по первой же просьбе. Думаю, что будет исповедь на Страстной. Просто у многих привычка такая тянуть-тянуть и дотянуть. А тут как удобно - совместить пост (у многих это первая и последняя неделя Поста) и исповедь со Причастием. А Неделя-то какая напряженная. Вот, может, отцы и решили таким образом сподвигнуть прихожан не тянуть до последнего. Предполагаю ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

телефон священника в любом храме дадут по первой же просьбе

Улыбнуло Оль. Это может у вас в поселке дают?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Подумала - если священник знает хорошо своих прихожан, их особенности, их страсти и т.д. - наверное, может дать какие-то послабления.

Послабления какого характера?  Если по количеству молитв или по поводу поста, по физической немощи говеющего, то понятно, а "освобождение" от исповеди можно только назвать послаблением исповеднику, но не прихожанину.

Улыбнуло Оль. Это может у вас в поселке дают?

Что же это за тайна такая?  В Прибалтике, в столице и пригороде, без проблем созванивался со священниками и РПЦ и РКЦ (когда был католиком)

 

 Говорят, что исповедь - это не беседа, но других то вариантов нет, нужен же человеку и совет, а другого времени для общения, кроме исповеди, в большинстве случаев нет.

А вот по поводу необязательности длинного поста перед причастием, в этом есть смысл мне кажется.

Многие вопросы можно разрешить для себя изучая Св. Отцов.  На пример "Аскетические Проповеди" Святителя Игнатия Брянчанинова, письма Валаамского старца сиигумена Иоанна Алексеева, письма Святителя Иоанна Златоуста к диакониссе Олимпиаде - всё это, не многое из того что:

1. есть в бесплатном доступе, в интернете, 

2. написано лёгким для восприятия языком,

3. душеполезно и назидательно,

4. САМОЕ ГЛАВНОЕ - читая эти и подобные материалы, мы получаем наставления на прямую от Святых Отцов - НЕ ВЕРОЯТНО, но факт!

Это отнюдь не означает отсутствие надобности советов со священниками, но если к ним подходить после прочтения Св. Отцов и просить разъяснения или помощи в понимании того или иного вопроса по отношению к себе (на пример) глядя на ситуацию через призму Святоотеческих наставлений, то они всегда будут готовы к встрече и беседе, всегда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

(когда был католиком)

 

Если согласны потратиться, я вам дам сейчас номера храма и собора ( городские) вы звоните в лавку и просите тел. священника, отписываетесь тут. Согласны? напишу номера в ЛС.

Я представляю  :grin0000:  любому позвонившему телефон батюшки личный и пошли звонки, а благословите меня на наклейку новых обоев голубого цвета? А то и после принятия "соточки" часа в 2 ночи,  под огурчик с салом - вдруг поговорить захотелось с батюшкой о "жизни" напрочь перекошеной, начальнике ворюге, жене непослушной, детей радолбаев....

 

Телефон и только рабочий настоятеля еще выпросить можно , но поймать его там в кабинете да еще и благочинного совсем не просто.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

(когда был католиком)

 

Да, перешёл в Православие 23 Апреля этого года, а родился среди католиков и крестили меня в РКЦ.  Просветление пришло благодаря лекциям проф. А. И. Осипова и чтению Св. Отцов РПЦ.

Изменено пользователем taximan

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если согласны потратиться, я вам дам сейчас номера храма и собора ( городские) вы звоните в лавку и просите тел. священника, отписываетесь тут. Согласны? напишу номера в ЛС.

Я представляю любому позвонившему телефон батюшки личный и пошли звонки, а благословите меня на наклейку новых обоев голубого цвета? А то и после принятия "соточки" под огурчик с салом вдруг поговорить захотелось с батюшкой о "жизни" перекошеной....

В столице на телефон всегда отвечал кто-то из близких, которые выслушав причину звонка говорили когда можно позвонить (через 5-10 минут, час или два, а может и в другой день).  В пригородах, где "все друг друга знают", обычно отвечал сам священник потому что глупостей под рюмочку или "про обои" никто себе там позволять не будет, т.к. потом в как бы от стыда не сгореть ещё в этой жизни :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У священника есть личная жизнь и семья. Все требы через лавку, исповедь, причастие, соборование, освящение кв и т.д. Личный же тел. - только своим чадам.

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В столице на телефон всегда отвечал кто-то из близких, которые выслушав причину звонка говорили когда можно позвонить (через 5-10 минут, час или два, а может и в другой день).  В пригородах, где "все друг друга знают", обычно отвечал сам священник потому что глупостей под рюмочку или "про обои" никто себе там позволять не будет, т.к. потом в как бы от стыда не сгореть ещё в этой жизни :)

Как правило телефон священника Вам может дать только сам этот священник. Конечно это не секретная информация, но если номер телефона батюшки будет "в свободном обращении", то ему через пару месяцев придётся номер менять. Александр прав - замучают звонками. У нас, например, в церковной лавке конечно знают телефоны всех священников (у нас в храме 5 священников служит), но если Вы попросите телефон, то Вам предложат оставить свой телефон и в кратце обозначить тему вопроса и... "священник сам Вам скоро перезвонит". Заходит в лавку какой ни будь батюшка, и ему дают Ваш телефон, и он звонит Вам из церковной лавки.

Конечно если нужна срочность или приехать неудобно, то можно в крайнем случае позвонить, но вообще то телефон это плохой инструмент общения в духовных вопросах. Нужно в храм прийти, помолиться Господу о вразумлении и обратиться к батюшке "в живую".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне недавно помог батюшка по телефону! Так получилось что нет рядом храма а помощь нужна! Слава Богу, так вразумил хорошо! Считаю что на приходе любом должен быть телефон! Что то спросить что то узнать, да и совет взять неплохо! Ведь существуют же спец телефоны доверия? Я представляю сколько бы помощи принес храм имея телефон и дежурного батюшку! Срочный отъезд, позвонил благословился и с радостной душой в поезд или самолет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Я представляю сколько бы помощи принес храм имея телефон и дежурного батюшку!

Вы даже не представляете что станет через неделю с этим батюшкой :)

Есть же проекты батюшка онлайн, или вопросы к батюшке, ну например тут https://dialog.elitsy.ru/

Нужны психологи? сюда https://elitsy.ru/voprosy-psychologu/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне недавно помог батюшка по телефону! Так получилось что нет рядом храма а помощь нужна! Слава Богу, так вразумил хорошо! Считаю что на приходе любом должен быть телефон! Что то спросить что то узнать, да и совет взять неплохо! Ведь существуют же спец телефоны доверия? Я представляю сколько бы помощи принес храм имея телефон и дежурного батюшку! Срочный отъезд, позвонил благословился и с радостной душой в поезд или самолет!

Если до храма далеко то конечно. Но это исключение  и относится к этому нужно очень бдительно. Ведь телефон и интернет и прочие нанотехнологии человека лукавить обучают - развивают в нём лень и соблазны к нерадению. Мы ж себе оправдание найдём, что бы время не тратить на поход в храм, если в телефоне у нас батюшка сидит и говорит.

 

Вот как пример моего вразумления к радению о Боге. В прошлом году был на автомобиле в Крыму. Когда собирались обратно, то конечно нужно было взять благословение в дорогу. Но в церковь ехать времени было мало. Но всё же отложил всё и убедил себя, что это важнее - поехал утром в храм. Нашёл священника и попросил у него благословения в дорогу домой. Он же распросил меня когда я собираюсь ехать, а мы собирались ехать вечером, что бы легче было паром через пролив миновать и в ночь машин в дороге меньше. Тогда он сказал, что даст мне благословение, но только не сейчас, а что бы я неприменно пришёл в храм к 15 часам на молебен. Конечно выполнил наказ - пришёл на молебен. Было человек 15. Мы помолились и в конце молебна священник вознёс отдельную молитву обо мне и моих родных, которые ехали со мной. И все молились вместе со мной. Я был очень тронут, ведь я ничего не заказывал, а только имя своё священнику утром назвал.

 

По телефону - это совсем не то. Посоветоваться только если. В храме же - благодать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

По телефону - это совсем не то

Да тут и сравнивать нечего брат. Просто иногда бывают срочные вопросы и нужны решения, а храм уже закрыт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...