Перейти к публикации
Николай..

Как бороться с завистью в себе?

Рекомендованные сообщения

Премудрый Сирах говорит:"Что из сотворённого завистливее глаза? Потому он плачет о всём, что видит". А святой Нифонт Цареградский добавляет, что плод зависти есть оклеветание. Иногда по неведению или на волне эмоций бывает согрешишь и оклевещешь человека, стало быть где-то раньше была к этому человеку и зависть. Как вот уловить эти завистливые помыслы и вовремя их распознать, может быть кто-то поделится личным опытом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Могу поделиться поучениями святых Отцов. Чтобы победить зависть, надо бороться со страстью, порождающей её - со тщеславием, с гордостью.

 

Св. Иоанн Златоуст:

 

Эта страсть все извратила: она породила любостяжание, зависть, клевету, наветы; она вооружает и ожесточает людей.

 

Преподобный Марк Подвижник:

 

Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем.

 

Преподобный авва Исаия:

 

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

 

Преп. Амвросий Оптинский:

 

Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.

 

...Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частью виною сего бывает славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общие исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь, как страсти эти одна с другою сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге «Семь слов»: «ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия» (Слово 1, гл. 8).

 

Св. Прав. Иоанн Кронштадский:

 

Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение; от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти: холодность, бесчувственность и жестокосердие по отношению к Богу и ближнему, злое нетерпение, или раздражительность, ненависть, зависть, скупость, уныние, гордость, сомнение, маловерие и неверие, жадность к пище и питию, или чревоугодие, любостяжание, тщеславие, леность, лицемерие.

 

 

 

То же пишет о зависти преп. Макарий Оптинский, указывая нам и пути исцеления:

 

"Вопрошаешь о страсти зависти, в тебе гнездящейся, и боишься, что она пребудет в тебе до гроба; да еще недоумеваешь, как она происходит от гордости? Рассуди, не от самолюбия ли и славолюбия твоего она есть? а сказано от отец: "самолюбив не может быть братолюбив". Ежели бы ты старалась о снискании смирения, не говоря уже, имела бы смирение, то предпочитала бы себе ближнего и все его выгоды. Что терзает завистника? Ближнего благополучие или предпочтение; хотя и сам он имеет те же блага, а временем и предпочтение; но ему досадно, зачем он имеет то. А где любовь и смирение, там все изгибы зависти пожерты бывают. Не смущайся, что страсть тебе стужает, но старайся противляться оной самоукорением, смирением и любовию. Когда зависть есть, то уже явно, любовь и смирение изгнаны вон; а без них и добродетели ничего не стоят. Ты не отчаивайся и не думай, что до гроба пребудет с тобою эта страсть; по мере умаления самолюбия и приобретения любви и смирения, и от оной получишь свободу.

 

...Находясь в церкви и чувствуя мир и тишину, утешалась оными; а после ощутила страсть зависти за предпочтение К., и мрак покрыл тебя; из сего должна видеть что никак не должно думать о себе, хотя бы и великих дарований сподобились; все еще в нас кроется тьма страстей... А как горька зависть и изъяснить трудно, и она не отвне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете диавола, а диавол тьма и смущение; а где благодать, там свет и мир. Подвизайся против сей страсти, и не думай, что люди подают повод к страсти, но случаи сии только показуют тебе оную, лежавшую в тебе скрытно и подвигшуюся от случая, смотрением Божиим, попущенного к исцелению твоему".

 

 

А о борьбе со страстью тщеславия написано здесь:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Николай мне вот помогает разговор с батюшкой,а потом исповедь и Причастие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чтобы разобраться,необходимо эту гадину определить,обозначить,чтобы стала явной.У святых отцов есть такие определения и методы борьбы с ней.Кратко-не любовь к ближнему,вытекающая из самолюбия,которое,в свою очередь,происходит из нашего эгоизма,впрочем,как и все остальное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

надо думать о таком человеке хорошее, можно даже придумывать о нем хорошее ... упоминать его имя и его добрый образ в молитвах своих ... самому стараться быть внимательным к себе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Преподобный Амвросий много писал о борьбе со страстями. Старец указывал на первоочередную борьбу с главными страстями, после победы над которыми отсекутся и другие страсти, от них происходящие: «…для очищения нив душевных удобнее делить оные на три поля, начиная сперва очищать часть поля сугубого славолюбия, то есть искания человеческой славы и похвалы, или превозношения и презрения других и наконец третье поле сугубого сребролюбия, то есть любоимения и любостяжания. Когда эти три поля очистятся, то с ними незаметно отсекутся и другие страсти, от них происходящие, то есть гнев и памятозлобие, печаль земная, зависть, ненависть, охлаждение и леность относительно молитвы и дел благочестия».

 

Сама страдаю этой гадостью,кажется немного ее,но думаю я ошибаюсь.Думается,это от того что некоторых мы недолюбливаем,считаем себя лучше и достойнее этих людей.Старец Паисий Святогорец советовал искать доброе в этих людях(ведь в них такое ,что в нас нет,доброе),включать добрые помыслы о них постоянно,даже когда страсть эта нами не движет.Когда нахлынут помыслы осуждения,зависти,неприязни -включать добрый помысел,а потом с Божией помощью,помысел будет включаться автоматически,когда мы приобретем навык постоянного их возделывания в себе..Вот бывает ,хожу и бубню,перечисляю достоинства человека...Правда,не надолго хватает меня :blush200:От гордости и от тщеславия нашего...Паисий Святогорец говорил,гордость -генеральный штаб страстей!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать, и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще-то клевета это ложь.

По святоотеческому учению делится она на три степени (по своей тяжести): ложь словом, ложь делом и ложь всем образом жизни. Последний самый "страшный" потому как сам человек обманывает и себя и окружающих не давая в этом отчета, автоматически, не осознавая свои действия неправыми.

Все страсти взаимосвязаны друг с другом (также как и добродетели), начиная борьбу с одной по мере ослабления этой страсти, с которой ведете борьбу, мало-по-малу начнут ослабевать и другие. Если еще определите или уже знаете свою природную(данную даром от рождения) добродетель и станете развивать ее, начнете деятельно исполнять заповеди Божии и использовать любую представляемую ежеденевно возможность "отсупить от зла и сотворить благое", то споспешствуемые Божьей благодатью может быть и преуспеете в борьбе с вашей страстью...

 

Только не стоит забывать, что вот врачи например сами себя не лечат (интерефна - почему?), обращаются за помощью к коллегам и в духовной борьбе так же - лучше руководствоваться советом и мнением со стороны единодушного брата или сестры (это может быть священник, которому вы доверяете, друг, родственник - кто угодно).

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...........Только не стоит забывать, что вот врачи например сами себя не лечат (интерефна - почему?), обращаются за помощью к коллегам и в духовной борьбе так же - лучше руководствоваться советом и мнением со стороны единодушного брата или сестры (это может быть священник, которому вы доверяете, друг, родственник - кто угодно).

:)

Так ведь "слепой слепого поведёт - оба в яму упадут".... Ну а если руководствоваться советом и мнением со стороны кого угодно, то легко рассеяться умом. Наверное нужно обязательно прислушиваться к советам и мнениям со стороны, но испытывать их святоотеческими учениями и руководствоваться ими же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Если смотреть изнутри, то удавшихся жизней не бывает. кому завидовать?" - это сказал человек не религиозный. И правда. Даже в случае святых Господь восполняет.. Если кому-то жить мешает соц неравенство или таланты, которых у нас нет, то хороший способ борьбы, думаю, учиться радоваться за ближних. и не вникать, насколько справедливо... (если это не является проф обязанностью)). Ну и просить в простоте обо всём полезном для себя не грех.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Батюшки и Отцы Церкви говорят,что жизнь христианина без искушений не бывает.И если у человека все ровно и гладко,верующего ,значит ....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вообще,надо,думается ,всегда жизнь соотносить со своими грехами.У меня их столько тяжких,что должна благодарить Бога ,что жива до сих пор.А Я ЕЩЕ И РОПЩУ!!!Но это ,наверное,для особо отмороженных,как я.А если человек благочестив...Святые Отцы и батюшки ответят вам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На хамоватый тон ответа не ждите, не получите, будет скучно. По делу: если человек инвалид, калека, то для него отдельная мораль, или нет? (отвечать не обязательно).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда болен, очень тяжело не роптать и не завидовать. Что бы не советовать, это будет совет со стороны, которой ты завидуешь. Остается смотреть на тех, кому хуже, и верить в Жизнь Вечную. В конце концов , это закончится, и надеяться, что надежда сбудется. А может с верой, надеждой и любовью приступить к Причастию? ,,..Во исцеление души и тела..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...