Николай.. 1 470 Опубликовано: 18 ноября, 2013 Премудрый Сирах говорит:"Что из сотворённого завистливее глаза? Потому он плачет о всём, что видит". А святой Нифонт Цареградский добавляет, что плод зависти есть оклеветание. Иногда по неведению или на волне эмоций бывает согрешишь и оклевещешь человека, стало быть где-то раньше была к этому человеку и зависть. Как вот уловить эти завистливые помыслы и вовремя их распознать, может быть кто-то поделится личным опытом? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алинa 95 Опубликовано: 18 ноября, 2013 Могу поделиться поучениями святых Отцов. Чтобы победить зависть, надо бороться со страстью, порождающей её - со тщеславием, с гордостью. Св. Иоанн Златоуст: Эта страсть все извратила: она породила любостяжание, зависть, клевету, наветы; она вооружает и ожесточает людей. Преподобный Марк Подвижник: Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем. Преподобный авва Исаия: Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем. Преп. Амвросий Оптинский: Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов. ...Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частью виною сего бывает славолюбие и горделивость. Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общие исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь, как страсти эти одна с другою сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге «Семь слов»: «ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия» (Слово 1, гл. 8). Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение; от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти: холодность, бесчувственность и жестокосердие по отношению к Богу и ближнему, злое нетерпение, или раздражительность, ненависть, зависть, скупость, уныние, гордость, сомнение, маловерие и неверие, жадность к пище и питию, или чревоугодие, любостяжание, тщеславие, леность, лицемерие. То же пишет о зависти преп. Макарий Оптинский, указывая нам и пути исцеления: "Вопрошаешь о страсти зависти, в тебе гнездящейся, и боишься, что она пребудет в тебе до гроба; да еще недоумеваешь, как она происходит от гордости? Рассуди, не от самолюбия ли и славолюбия твоего она есть? а сказано от отец: "самолюбив не может быть братолюбив". Ежели бы ты старалась о снискании смирения, не говоря уже, имела бы смирение, то предпочитала бы себе ближнего и все его выгоды. Что терзает завистника? Ближнего благополучие или предпочтение; хотя и сам он имеет те же блага, а временем и предпочтение; но ему досадно, зачем он имеет то. А где любовь и смирение, там все изгибы зависти пожерты бывают. Не смущайся, что страсть тебе стужает, но старайся противляться оной самоукорением, смирением и любовию. Когда зависть есть, то уже явно, любовь и смирение изгнаны вон; а без них и добродетели ничего не стоят. Ты не отчаивайся и не думай, что до гроба пребудет с тобою эта страсть; по мере умаления самолюбия и приобретения любви и смирения, и от оной получишь свободу. ...Находясь в церкви и чувствуя мир и тишину, утешалась оными; а после ощутила страсть зависти за предпочтение К., и мрак покрыл тебя; из сего должна видеть что никак не должно думать о себе, хотя бы и великих дарований сподобились; все еще в нас кроется тьма страстей... А как горька зависть и изъяснить трудно, и она не отвне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете диавола, а диавол тьма и смущение; а где благодать, там свет и мир. Подвизайся против сей страсти, и не думай, что люди подают повод к страсти, но случаи сии только показуют тебе оную, лежавшую в тебе скрытно и подвигшуюся от случая, смотрением Божиим, попущенного к исцелению твоему". А о борьбе со страстью тщеславия написано здесь: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Nadegda 2 748 Опубликовано: 18 ноября, 2013 Николай мне вот помогает разговор с батюшкой,а потом исповедь и Причастие. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Viacheslav Chulowsky 244 Опубликовано: 18 ноября, 2013 Чтобы разобраться,необходимо эту гадину определить,обозначить,чтобы стала явной.У святых отцов есть такие определения и методы борьбы с ней.Кратко-не любовь к ближнему,вытекающая из самолюбия,которое,в свою очередь,происходит из нашего эгоизма,впрочем,как и все остальное. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ALEXANDR 2 726 Опубликовано: 18 ноября, 2013 надо думать о таком человеке хорошее, можно даже придумывать о нем хорошее ... упоминать его имя и его добрый образ в молитвах своих ... самому стараться быть внимательным к себе Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 19 ноября, 2013 Преподобный Амвросий много писал о борьбе со страстями. Старец указывал на первоочередную борьбу с главными страстями, после победы над которыми отсекутся и другие страсти, от них происходящие: «…для очищения нив душевных удобнее делить оные на три поля, начиная сперва очищать часть поля сугубого славолюбия, то есть искания человеческой славы и похвалы, или превозношения и презрения других и наконец третье поле сугубого сребролюбия, то есть любоимения и любостяжания. Когда эти три поля очистятся, то с ними незаметно отсекутся и другие страсти, от них происходящие, то есть гнев и памятозлобие, печаль земная, зависть, ненависть, охлаждение и леность относительно молитвы и дел благочестия». Сама страдаю этой гадостью,кажется немного ее,но думаю я ошибаюсь.Думается,это от того что некоторых мы недолюбливаем,считаем себя лучше и достойнее этих людей.Старец Паисий Святогорец советовал искать доброе в этих людях(ведь в них такое ,что в нас нет,доброе),включать добрые помыслы о них постоянно,даже когда страсть эта нами не движет.Когда нахлынут помыслы осуждения,зависти,неприязни -включать добрый помысел,а потом с Божией помощью,помысел будет включаться автоматически,когда мы приобретем навык постоянного их возделывания в себе..Вот бывает ,хожу и бубню,перечисляю достоинства человека...Правда,не надолго хватает меня От гордости и от тщеславия нашего...Паисий Святогорец говорил,гордость -генеральный штаб страстей! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 19 ноября, 2013 Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать, и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
alexch 80 Опубликовано: 23 ноября, 2013 Вообще-то клевета это ложь. По святоотеческому учению делится она на три степени (по своей тяжести): ложь словом, ложь делом и ложь всем образом жизни. Последний самый "страшный" потому как сам человек обманывает и себя и окружающих не давая в этом отчета, автоматически, не осознавая свои действия неправыми. Все страсти взаимосвязаны друг с другом (также как и добродетели), начиная борьбу с одной по мере ослабления этой страсти, с которой ведете борьбу, мало-по-малу начнут ослабевать и другие. Если еще определите или уже знаете свою природную(данную даром от рождения) добродетель и станете развивать ее, начнете деятельно исполнять заповеди Божии и использовать любую представляемую ежеденевно возможность "отсупить от зла и сотворить благое", то споспешствуемые Божьей благодатью может быть и преуспеете в борьбе с вашей страстью... Только не стоит забывать, что вот врачи например сами себя не лечат (интерефна - почему?), обращаются за помощью к коллегам и в духовной борьбе так же - лучше руководствоваться советом и мнением со стороны единодушного брата или сестры (это может быть священник, которому вы доверяете, друг, родственник - кто угодно). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 23 ноября, 2013 ...........Только не стоит забывать, что вот врачи например сами себя не лечат (интерефна - почему?), обращаются за помощью к коллегам и в духовной борьбе так же - лучше руководствоваться советом и мнением со стороны единодушного брата или сестры (это может быть священник, которому вы доверяете, друг, родственник - кто угодно). Так ведь "слепой слепого поведёт - оба в яму упадут".... Ну а если руководствоваться советом и мнением со стороны кого угодно, то легко рассеяться умом. Наверное нужно обязательно прислушиваться к советам и мнениям со стороны, но испытывать их святоотеческими учениями и руководствоваться ими же. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 21 декабря, 2013 "Если смотреть изнутри, то удавшихся жизней не бывает. кому завидовать?" - это сказал человек не религиозный. И правда. Даже в случае святых Господь восполняет.. Если кому-то жить мешает соц неравенство или таланты, которых у нас нет, то хороший способ борьбы, думаю, учиться радоваться за ближних. и не вникать, насколько справедливо... (если это не является проф обязанностью)). Ну и просить в простоте обо всём полезном для себя не грех. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 21 декабря, 2013 Батюшки и Отцы Церкви говорят,что жизнь христианина без искушений не бывает.И если у человека все ровно и гладко,верующего ,значит .... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 21 декабря, 2013 А вообще,надо,думается ,всегда жизнь соотносить со своими грехами.У меня их столько тяжких,что должна благодарить Бога ,что жива до сих пор.А Я ЕЩЕ И РОПЩУ!!!Но это ,наверное,для особо отмороженных,как я.А если человек благочестив...Святые Отцы и батюшки ответят вам Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мария Ш 2 616 Опубликовано: 22 декабря, 2013 На хамоватый тон ответа не ждите, не получите, будет скучно. По делу: если человек инвалид, калека, то для него отдельная мораль, или нет? (отвечать не обязательно). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Viacheslav Chulowsky 244 Опубликовано: 22 декабря, 2013 Когда болен, очень тяжело не роптать и не завидовать. Что бы не советовать, это будет совет со стороны, которой ты завидуешь. Остается смотреть на тех, кому хуже, и верить в Жизнь Вечную. В конце концов , это закончится, и надеяться, что надежда сбудется. А может с верой, надеждой и любовью приступить к Причастию? ,,..Во исцеление души и тела..." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение