Jump to content

Recommended Posts

Многие православные христиане воспринимаю благодать как воду, которая может перетекать из одного предмета в другой (от св. мощей к нательному крестику, например). Надеюсь, что в этой теме мы (православные христиане) разберемся в этом вопросе. Ссылки на источники очень приветствуются. Начнем с того, что:

 

"Учение о благодати было раскрыто в мистическом учении исихазма и изложено в XIV веке византийским мистиком и богословом Григорием Паламой в его спорах с Варлаамом о Фаворском свете. В 1351 году в Константинополе это учение было утверждено на православном соборе[17].
Решения этого собора в виде анафем вошли в греческую Постную Триодь[18][19] и читались в Неделю Торжества Православия.

Более кратко и тезисно это учение изложено тайным монахом Андроником (А. Ф. Лосевым), его обычно в русском тексте актов собора печатают в квадратных скобках вместе с решениями самого собора:

 

  1. Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.
  2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.
  3. Энергия сущности нетварна.
  4. Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты.
  5. Имя „Божество“ относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть энергия Божия тоже есть сам Бог.
  6. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же — может».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C#.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B5

 

Следовательно вещи (кресты, Дары волхвов, Крещенская вода) не могут быть источниками, а только посредниками в передаче благодати от Бога к человеку. Ведь, "Верить в Церковь - значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа." Из православного катехизиса.

Share this post


Link to post

Следовательно вещи (кресты, Дары волхвов, Крещенская вода)

иконы, мощи... святые ныне живущие не являются источниками благодати... всё точно. Я также исповедую :) решил только чуть-чуть дополнить список :)

Edited by mlsha

Share this post


Link to post

И св. мощи и иконы не могут быть источниками благодати. Православный катетхизис говорит о том, что Бог является источником благодати, а не иконы и св. мощи, например: Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: "Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают". Как бы в объяснение этого он замечает: "Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог" (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.15. С.3-4).

 

Да и св. Писание подтверждает: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (ст. 11, 12).

 

Бог творит посредством своей нетварной энергии чудеса через им же сотворенное (св. мощи, предметы). Как может тварное быть источником нетварного?

Share this post


Link to post

мох

Что-то Вы из Википедии цитаты стали брать. Не ожидала от Вас.)))

 

Благодать – нетварная Божественная энергия, сила или действие, в которой Бог являет Себя человеку, преодолевающему с её помощью грех и достигающему соединения с Богом.

 

По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».

Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор.12:9)).

 

Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании

 

Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт.6:8; Еккл.9:11; Эсф.2:15, 8:5);

б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (1 Пет.5:10; Рим.11:6; Зах.12:10), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (Пс.83:12, 146:8-9; Деян.14:15-17, 17:25; Иак.1:17) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (1 Кор.12:4-11; Рим.12:6; Еф.4:7-8);

в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.2:11, 3:4-5);

г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение.

http://azbyka.ru/dictionary/02/blagodat-all.shtml

 

 

P.S. Вещи действительно не являются источником благодати, а только посредниками в некоторых случаях. Благодать может и без посредников даваться. Человек может никуда не ездить, ни к чему не прикладываться. Но все же поскольку мы пребываем в теле, людям видимо бывает нужно в каких-то случаях и паломничество совершить, и к святыне приложиться и много чего еще сделать. В евангельском рассказе про исцеление слепорожденного Спаситель счел нужным сделать брение и помазав исцелить. А в другом случае Спаситель на расстоянии исцеляет(исцеление слуги сотника). Богу все возможно. Но почему-то Он в разных случаях действует по разному. Это уже мои личные рассуждения...возможно в чем-то ошибочные.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Мох, Вы из одних источников в другие перетаскиваете общеизвестные вещи. К чему? поговорить? Перечитайте собственный пост номер три. просто так. Если Вам интересно глубоко понимать то, что Вы написали в посте номер один, Вам прийдется много читать, на длительный срок покинув форум. Поскольку учители церкви первых веков христианства адаптировали термины античной философии, можно следовать их путем, ознакомившись для начала,например, с понятиями энергии и энтелехии у Аристотеля.... Потом почитайте упомянутых Вами св отцов, потом есть замечательные труды С.С.Хоружего об исихазме. См. "Очерки синергийной антропологии" и "К феноменологии аскезы".. много, чего ещё есть. Все это, конечно, не обязательно делать. Господь силен и самому простому любящему Его человеку дать верную интуицию относительно любого вопроса.

 Если Вам кажется, что вас окружают сплошные фетишисты, то это глюк. А если такие и встречались Вам живьем, то не тщитесь немощною рукою своею...

Помолимся?

Share this post


Link to post

iam, я рад за Ваше образование и с неподдельным нетерпением жду ссылки на Ваши статьи из богословРУ.

К остальным участникам форума. Мне хочется понять простого верующего человека, который приходит к мощам прп. Амвросия приложить тезоименитую иконочку, или когда пытается приложить фото близкого человека.

Edited by мох

Share this post


Link to post

Надо же какой вы дотошный. Откуда столько терпения? Прям не занимать его у вас. А фото близкого человека это шутка или впрямь кому- то захотелось передать благодать через фото близкому человеку :grin0000: .  Я как то видела бутылочки с маслом прикладывали. Поначалу удивилась когда стояла у раки. Наверное решили и саму бутылочку освятить плюс к маслу освящённому.

Share this post


Link to post

Простыми словами, без цитат и определений. Что для меня благодать и как это ощущаю: это когда на душе тепло, тепло, радостно и спокойно, чувство того, что тебя Господь слышит, видит,….Любит.

Когда помолившись перед иконой, мощами, прося святых, их молитв к Господу обо мне грешной, чувствуешь все Это просто наполняет… когда сами по себе мысли встают на нужное место, разъясняется ранее не реально сложное, многое осознается и хочется с улыбкой, порой идиотской, дарить всем радость, а не тыкать в спину иголки . Вот как-то так...Простите

Share this post


Link to post

Фото пытаются регулярно прикладывать )))) Платки, четки, свечки ... очень хочется понять.

Share this post


Link to post

Это не за благодатью прикладывают, а что-то в роде освящения.

Share this post


Link to post

Кто вам сказал, что люди прикладывают вещи для того, чтобы сделать их источниками благодати?

Edited by Oleg

Share this post


Link to post

iam, я рад за Ваше образование и с неподдельным нетерпением жду ссылки на Ваши статьи из богословРУ.

К остальным участникам форума. Мне хочется понять простого верующего человека, который приходит к мощам прп. Амвросия приложить тезоименитую иконочку, или когда пытается приложить фото близкого человека.

мох, на богослов ру не заходила ни разу, но то, что предложила, есть у меня в библиотеке здесь, в Оптиной. Хотите, дам почитать? Живем-то рядом..

Ваше стремление понять всех небезопасно - мозг лопнет. Не жалко? Можете встать у раки и проводить соцопрос)

Share this post


Link to post

Про фото могу сказать. Когда стояла в очереди к Матронушке, рядом женщина рассказала о себе. Ее дочь учится в Лондоне, в Москве редко бывает. Девочка умная, хорошая, талантливая. На учебу тратит очень много душевных и физических сил. Мама считает, что прикладвая ее фото к мощам Матронушки помогает ей духовно, т.е. через фото Матрона помогает девочке, как будто она сама приложилась). Как то так.  

Сказано - по вере вашей да будет вам. Не нам судить правильно другие поступают или нет.

Иисус тоже по разному лечил - кому то надо было прикоснуться к Нему, а кому то на расстоянии помогал (когда хозян счел себя недостойным принять к себе домой).  

Edited by ElenaSh

Share this post


Link to post

Тема почему то называется "Что такое благодать?", а на самом деле в теме обсуждается не, что такое благодать, а как она передаётся. В Евангелии от Иоанна сказано - "Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: Так бывает со всяким, рожденным от Духа."

Святитель Василий Великий говорит - "Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика." Вот как получается - Дух дышит где хочет, но сообщение благодати происходит по касанию. Значит не является ли касание мощей, икон, даров и прочих святынь испрошением благодати? Не для того ли прикладывает человек фотографию, иконку или воду, что бы испросить на них благодать, которая по такому испрошению, передаётся в них незримо и являет уже их самих не источником, а передатчиком, ипрошенной касанием, благодати. Подобно как иерей опускает крест в воду, испрашивая тем самым ниспослание благодати Духа Святого на воду сию, и подобно как мы, при совершении крестного знамения, прикладываем три перста к своему челу, или само своё чело прикладываем к образу, тем самым призывая благодать, действием идём на встречу ей, с теми же целями и желаниями прикладываем фотографии или воду к святыне.

 

"И якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне, грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся."

Share this post


Link to post

мох

Что бы фотографии прикладывали, я такого не видела.)) Обычно иконы того святого, чьи мощи в раке находятся и крестики нательные иногда. Но Вам виднее, наверно, наблюдаете за простыми смертными, за темным, не просвященным народом. Может и статистику ведете, опросы...?))

Между прочим, а почему у Вас, мох, не возникает вопроса, зачем в лавках при монастырях продаются вещи освященные на мощах? Например, в Дивеево продаются платочки освященные на мощах батюшки Серафима, сухарики освященные в чугунке батюшки Серафима. И не только в Дивеево, но и в других монастырях и храмах подобное продается. Вот люди и думают, а почему бы самим не освятить. И тут у них видимо открывается поле для "творчества".)))

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Мария, можно продолжить - в ладанках ладан освященный на мощах. Почти в каждой церковной лавке. 

Share this post


Link to post

Ее дочь учится в Лондоне, в Москве редко бывает. Девочка умная, хорошая, талантливая. На учебу тратит очень много душевных и физических сил. Мама считает, что прикладвая ее фото к мощам Матронушки помогает ей духовно, т.е. через фото Матрона помогает девочке, как будто она сама приложилась).

А что, в Лондоне Бог другой чем в России? Почему девочка в Лондоне не может прийти в Церковь и помолиться? А если ей некогда или не хочет, то хоть сотню раз фото прикладывай - не поможет.

 

... Дух дышит где хочет, но сообщение благодати происходит по касанию. Значит не является ли касание мощей, икон, даров и прочих святынь испрошением благодати? Не для того ли прикладывает человек фотографию, иконку или воду, что бы испросить на них благодать, которая по такому испрошению, передаётся в них незримо и являет уже их самих не источником, а передатчиком, ипрошенной касанием, благодати....

Непонятно, зачем человеку, приложившемуся к мощам и получив от благодати некое освящение, тут же прикладывать платок, например? Почему он считает, что благодать в платке будет содержаться дольше (если вообще будет содержаться), чем в нем самом? Разве что только платок не грешит? Тогда давайте кошек к мощам прикладывать - они же не грешат, а по дому всегда будет ходить "заряженная благодатью" субстанция.

Share this post


Link to post

Елена

Я как-то не обращала внимания раньше. Написала, что вспомнилось. Наверно много чего продается.

На самом деле, чего уж скрываться, сознаюсь, я и сама иконки прикладывала...в Дивеево. Пусть Мох считает меня невежественной и глупой теткой.))) Но, что было, то было.

Share this post


Link to post

Мария, можно продолжить - в ладанках ладан освященный на мощах. Почти в каждой церковной лавке. 

про ладанки http://halkidon2006.orthodoxy.ru/sueverie/Ladanka.htm

 

"Царская окружная грамота 1648 года замечает: «…а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб в дом к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над больными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование»[71]. Болгарская рукопись позднейшего письма осуждает жен, «кои завезують зверове (вар. скоти) и мечки, и гледать на воду, и завезують деца малечки» (детей). Знахарям, занимавшимся навязыванием таких амулетов, давались названия наузника и узольника, как видно из одной рукописи Санкт-Петербургской публичной библиотеки, где признаны достойными отлучения от святого причастия: обавник, чародей, скоморох и узольник.

Наузы состояли из различных привязок, надеваемых на шею: большею частию это были травы, коренья и иные снадобья (уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа и проч.), которым суеверие приписывало целебную силу от той или другой болезни; смотря по роду немощи, могли меняться и самые снадобья[72]. Иногда, вместо всяких целительных средств, зашивалась в лоскут бумажка с написанным на ней заговором и привешивалась к шейному кресту. У германских племен привязывались на шею, руку или другую часть тела руны (тайные письмена) для излечения от болезни и противодействия злому колдовству, и амулеты эти назывались ligaturae (в Средние века) и angehenke.

В христианскую эпоху употребление в наузах ладана (который получил особенно важное значение, потому что возжигается в храмах) до того усилилось, что все привязки стали называться ладанками – даже и тогда, когда в них не было ладану. Ладанки до сих пор играют важную роль в простонародье: отправляясь в дальнюю дорогу, путники надевают их на шею в предохранение от бед и порчи. В XVII веке был приведен в приказную избу и наказан батогами крестьянин Игнашка за то, что имел при себе «корешок невелик, да травки немного завязано в узлишки у (шейного) креста»." "Волхвы, колдуны упыри в религии древних славян" Как видно "узольники", т.е. те кто ладанки делал, по кормчей книге и от причастия отлучались.

Edited by мох

Share this post


Link to post

Мох, есть разница между ладаном и травкой, над которой колдун почел заклинание, или нет?

Про фото - зря пыталась объяснить Вам. У всех разная степень воцерквленности, я тоже, грешная, выросла в атеистической среде, в нашем поселке храм под клуб переделали, мы в нем смотры худ. самодеятельности устраивали и дискотеки. Информации никакой не было, и степень подготовленности к церковной жизни нулевая. Сейчас с улыбкой вспоминаю первые свои шаги, тоже торжественно собиралась сходить в церковь ... чтобу свечку поставить. Считала, все на этом заканчивается. Всему свое время.      

Share this post


Link to post

Кстати, по поводу освящения икон на мощах.... Видела, что и священники так делали. И в тот момент никакими вопросами не задавалась, просто была рада, что приехала, что Бог дал такую возможность побывать в Дивеево. Эмоции захлестнули(я же все таки женщина). И..., да, сделала как все, не задаваясь вопросом, зачем это...? , иконки приложила. Да, действие не осознанное. Но объясните, мох, чем же это плохо?

По моему Вы сгущаете краски.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Мох, есть разница между ладаном и травкой, над которой колдун почел заклинание, или нет?

А что, нательного креста Вам в помощь и защиту недостаточно? Если уж Крест не защитит, то никакой кусок ладана Вам не поможет. 

Share this post


Link to post

Мох, продают то ведь в ЦЕРКОВНОЙ лавке. Не все такие "вумные", как Вы. Считают, что в церкви плохому не научат. 

Share this post


Link to post

А Евангелие Вам на что дано?

 

"Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" Мф. 23
 
"Итак, не смотря на развращение книжников, Спаситель так твердо ограждает права их власти, что и после столь сильного обличения сказал народу: вся, елика аще рекут вам творити, творите, - потому что они предлагают не свои заповеди, но Божии, которые Бог открыл в законе чрез Моисея. И заметь, какое Он оказывает уважение к Моисею, снова доказывая согласие Своего учения с ветхим заветом, когда и самих книжников считает заслуживающими уважения из почтения к Моисею: на Моисеове седалищи седоша, говорит Он. Так как Он не мог представить их достойными доверия по их жизни, то предлагает к тому законные побуждения, упоминая о кафедре и учении Моисея. Когда же слышишь слово: "вся", не разумей здесь всего закона, как, например, постановлений о пище, о жертвах и тому подобном. Как Он мог говорить теперь о том, что отменил еще прежде? Под словом: "вся" разумеет Он предписания, служащие к исправлению нравов, улучшению образа жизни, согласные с правилами нового завета и освобождающие от ига закона." Толкование свт. Иоанна Златоустого.
Edited by мох

Share this post


Link to post

А Евангелие Вам на что дано?

 

А Вы вот как стали большим и сведующим? сразу резко Вас таким Бог сотворил или всётаки Вы как и прочие человецы были когда-то маленьким и неучёным?

ещё одно скажу, напомню, что Бог милостив, но не просто милостив, а милостив невыносимо... Он любящий Отец и прекрасный воспитатель и учитель, нестерпимо милостивый ко всем людям над которыми возводит солнце и тем более к своим рабам, слугам и детям.

Больше мне по этой теме добавить, пожалуй, нечего.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...