Перейти к публикации
inna d

Святитель Николай Сербский

Рекомендованные сообщения

Святитель Николай Сербский

 

Почему Господь не смеялся? Что удивляло Господа?

В Евангелии неоднократно говорится, что Спаситель плакал, и ни разу не сказано, что Он смеялся. Он называл Себя «врачом, в котором нуждаются больные, а не здоровые»; Праведником, Который «пришел призвать грешников к покаянию» (Мф. 9, 12–13), Пастырем, Который явился к заблудшему стаду (Мф. 9, 36; Ин. 10:11, 14), Жизнодавцем, Который пришел к смертным. Имея такую миссию и такое звание, даже обычный совестливый человек не мог бы смеяться, и тем более – милосердный Сын Божий. Есть нечто, что даже Богу не под силу: не может Бог смеяться, видя боль человеческую. В непрестанной заботе о больных и страдающих, о грешных и заблудших, о погибающих и умирающих Он не мог смеяться.

Удивляло ли Спасителя что-нибудь в этом мире? На этот вопрос ответить еще легче, на него отчетливо отвечает Евангелие: Спаситель удивлялся двум вещам – великой вере и великому неверию человека.

Однажды в прекрасном, но развращенном языческом городе Капернауме к Спасителю подошел римский сотник, язычник и идолопоклонник. В сокрушении он просил Христа исцелить его воина, слугу, который лежал дома при смерти. И милосердный Господь сразу же пошел к дому сотника, чтобы исполнить мольбу. Но произошло неожиданное: сотник остановил Христа, сказав: «Не трудись, Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, ...но скажи слово, и выздоровеет слуга мой!» (ср.: Лк. 7, 6, 7). «Услышав сие, Иисус удивился» такой вере язычника и идолопоклонника «и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (ср.: Мф. 8, 10). Ибо не нашел Он такой веры среди тех, кто гордился своим единобожием, утверждая, что верует во единого Живого Всевышнего Бога, а этот человек был из язычников, не знавших единого Бога и поклонявшихся мертвым идолам. «И сказал Иисус», и по слову Его слуга сотника исцелился: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (ср.: Мф. 8, 13).

Скрытый текст

 

А в другой раз Христа удивило неверие людей. Это произошло в Его отечестве, в городе праведных – в Назарете. Господь проповедовал Свое Божественное учение, и слова Его были сильны «как у власть имеющего» (Мф. 7, 29). Но не восприняли Его учение по внутренней сущности и ценности, но «соблазнялись о Нем», соблазнялись как человеком, происхождение и занятие Которого казались им слишком незнатными и скромными, и говорили с насмешкой: «Не плотник ли Он, сын Марии? ...И соблазнялись о Нем» (Мк. 6, 3). И не верили Ему. Тогда Господь произнес Свои удивительные слова, в которых указал на глубокую несправедливость, совершающуюся между людьми постоянно: «не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». И снова сказано, что Он «дивился неверию их» (ср.: Мк. 6, 4, 6).

Итак, Спаситель мира был удивлен только двумя явлениями в этом мире – великой верой и великим безверием.

* * *

Кого-то может озадачить Его удивление, и спросит он: разве, кроме веры и неверия, на земле нет ничего больше или страшнее, что может вызвать удивление? Нет. Для Бога, провидящего причины всего, что происходит, нет в жизни человека ничего страшнее неверия. Обычному человеку, взгляд которого еще не пресытился внешними пестрыми символами мира, многое может показаться больше и страшнее неверия. А Господа не может удивить ни одно из Его творений, ибо Он возвышается над всем. Его не может удивить ничто, что несвободно и насильно подчиняется Его закону. Если Его и удивляло что-либо, то это свободный выбор свободных существ – выбор между верой и неверием. И это свободное существо, без сомнения, человек: даже если он свободен не во всем, то в выборе между верой и неверием свободен безусловно.

Вера и неверие имеют решающее и первостепенное значение для всей жизни человека, ее течения, значимости, для счастья, позиции в земном и в небесном мире, в мире тления и временности и в мире бессмертия. Если было бы иначе, то прозорливый Спаситель мира, Которого не удивляло ничто земное, не удивился бы ни вере, ни безверию человека. Но вера является главной положительной движущей силой, направляющей человека ко всякому добру, а безверие, в свою очередь,– главной отрицательной силой, толкающей человека ко всякому злу. Ибо насколько сам человек достоинством и миссией возвышается над всеми прочими творениями в материальном мире, настолько же и его вера вознесена над всеми остальными его силами и достижениями...

Великий Колумб35 открыл новую землю, Новый Свет, и был посажен за это в тюрьму безумными людьми, и, сидя в кандалах за решеткой, он горько каялся, что отправился на поиски новой земли. Христос открыл людям бесконечный новый мир, новую жизнь, мир духовной реальности, бессмертное Царство Божие, вечное отечество Ангелов и праведников. И принял за это жесточайшую казнь от людей, но, претерпевая все муки и унижения, Он не раскаялся в том, что открыл людям Новый Свет и указал им путь к нему.

* * *

Знаменитый путешественник, венецианский аристократ Марко Поло36, проделал путь через великую Азию. Много лет он прожил в Китае, прошел и изучил Монголию и обширную пустыню Гоби. А когда вернулся на родину, он рассказал своим землякам о великих азиатских царствах и об их великолепии, о богатстве и блеске китайских царей и их дворцов, о сказочных военных парадах и вереницах тысяч слонов и верблюдов, об огромных городах, обнесенных мощными стенами, о неизвестных народностях, о дереве, приносящем хлебные плоды, о невиданных породах чудесных птиц и зверей, о животных, имеющих один рог, огромных змеях и других диковинах суши и вод. Но его рассказы о действительности, которую он на протяжении многих лет видел своими глазами, вызывали всеобщий смех и недоверие. Одни считали благородного Марко Поло обманщиком, другие – безумцем. Родные просили его замолчать, но он продолжал рассказывать, друзья покинули его и объединились с насмешниками, но и это не остановило Марко, хотя каждый рассвет напоминал ему пустой кубок, который на исходе дня наполнялся горечью. А когда пробил его час и у смертного одра окружили его родные и близкие, которые настаивали, чтобы он опроверг все, что говорил при жизни, якобы находясь в плену у своей необузданной фантазии, Марко ответил им: «Я не только не преувеличил виденного, я не рассказал и половины того, что видел!».

Сегодня, спустя всего шестьсот лет со времени путешествий Марко Поло, нет ни одного образованного человека, который не поверил бы тому, что рассказывал путешественник, нет никого, кто счел бы его обманщиком или безумцем.

Иерусалимские старейшины и книжники были ожесточены против Господа еще сильнее, чем венецианцы против Марко Поло. Они называли Христа обманщиком и безумцем по двум причинам: во-первых, потому, что Христос говорил о существовании Царства, беспредельно огромного и непостижимо иного, чем все земные царства; а во-вторых, потому, что Он разоблачал нечистоту их сердец, мешавшую им поверить Его словам. Сегодня, спустя девятнадцать столетий после того, как Христос открыл людям Царство Божие, сотни миллионов человеческих душ всего земного шара веруют в Него, веруют в то, во что не хотели поверить книжники и фарисеи, и мы имеем уже почти двухтысячелетний опыт веры.

* * *

Воистину, если бы Он сейчас явился в мир, то вновь, как и два тысячелетия назад, не удивился бы ничему, кроме веры и неверия.

– О дети Мои, – сказал бы Он, – сыны и дщери! Чему Мне дивиться среди вас? То, что удивительно вам, Меня удивить не может. Как дивиться Мне вашим стремительным колесницам и вашим летающим машинам, если Мои Серафимы быстрей ваших мыслей?

Как дивиться Мне вашим телефонам и радио, которые доносят до вас голоса людей из далеких стран, если Мои Ангелы на Небесах слышат ваши тайные молитвы и не нужны им никакие аппараты? Или как дивиться Мне вашим граммофонам, которые хранят и воспроизводят голоса людей через десятилетия, если Мои Небеса хранят и, когда хотят, повторяют песни и стенания людей, прозвучавшие от сотворения мира?

Или как дивиться Мне вашим фильмам, в которых отражаются бледные тени драм из жизни людей и мира, если Мои Небеса видят в одно мгновение ока все, что происходило на сцене театра вселенной с момента, когда первый луч света осветил темный хаос, и все, что происходит и произойдет до конца времен?

Все эти аппараты и изобретения люди придумали не благодаря своим способностям, а потому, что Я открыл им это Своим таинственным вдохновением. Я открыл их в очень опасное время, когда люди стали считать себя животными, исчадием горилл; Я открыл их, чтобы Мои люди опомнились и увидели пропасть, которая отделяет их от всех прочих миров и царств и которую Я сотворил между ними.

– О дети Мои, – сказал бы Он, – сыны и дщери мои! Чему мне дивиться среди вас?

Богатству ли вашему, которое разъедает ржавчина и поедает моль? Се, Я не считаю богатством мириады золотых звезд по сравнению с неисчерпаемыми невидимыми сокровищами Моей небесной ризницы!

Или красоте одежд ваших, сотканных из листвы и травы? А Я цветы полевые наряжаю прекраснее, чем царь Соломон одевался во славе своей (Мф. 6, 28–29). И святители Мои на Небесах облачены в такую красоту, которую ваше око не видело и о которой ухо ваше не слышало! (1Кор. 2, 9)

Или дивиться Мне силе ваших воинов и многочисленности войск? Се, Мои Силы Небесные превосходят числом песок в море и листья в лесах, и наименьший воин Моего Воинства небесного сильнее величайшего из земных войск! Или знаниям вашим Мне дивиться? Все знание ваше в сравнении с бескрайним знанием Божиим подобно песчинке в морской бездне. Но и этой песчинки знаний вы не получите без Промысла Божия и помощи Его. Нет, дети Мои, ничто из этого не удивляет Меня. И все же есть у вас нечто, чему Я дивлюсь непрестанно: Я дивлюсь великой вере многих, которые едва лишь слышали имя Мое. Вот удивление Мое и радость. Еще удивляюсь неверию некоторых, познавших и Мой закон, и Мои дела. И удивление Мое переходит в скорбь.

Дивлюсь вере тех, кто обратился ко Мне из язычества, и удивляюсь неверию тех, кто рожден был в вере и воспитан в ней, чьи предки из поколения в поколение Меня держались и за имя Мое души полагали.

Дивлюсь слепцам, которые, будучи слепы, величают Творца своего, и удивляюсь зрячим, которые, глядя широко раскрытыми глазами на дела Божий вокруг себя, не видят их.

Дивлюсь нищим и больным, которые в своем горе и в своей боли возносят хвалу Господу, и удивляюсь богатым и здоровым, которые среди изобилия остаются немы для благодарения Дароподателя всех благ.

Дивлюсь смертельно больным, которые, видя свое тело изъеденным болезнью, израненным и гниющим, умирают с верой в воскресение и в бессмертие, которые Я обещал. Дивлюсь мученикам Своим, которые пожертвовали плотью ради любви ко Мне, пожертвовали телом ради жизни, и удивляюсь тем, кто жертвует вечной жизнью ради тела.

О дети мои! Ничему не дивимся Я и Ангелы Мои, кроме великой веры одних, и ничему Я и Ангелы Мои не удивляемся так, как великому неверию других.

* * *

Я не могу не вспомнить случай, подтверждающий мои слова. Во время Первой мировой войны один английский писатель и журналист, объезжая союзников, приехал и к сербам (это было как раз во время Пасхи). Солдаты, не занятые в тот момент на военных заданиях, выстроились парадным строем в день Воскресения Христова, а сербский правитель, в окружении офицеров встав перед строем, приветствовал солдат: «Христос воскресе, герои!». В ответ громогласно прозвучало: «Воистину воскресе!». Эта совершенно привычная для нас картина подействовала на англичанина как удар грома. «Ни на одном из фронтов я не пережил ничего более великого, – рассказывал он позже на своих лекциях в Лондоне. – Представьте только, правитель обращается к своему вооруженному народу, поздравляя его с Воскресением Христовым, и весь народ единодушно жизнеутверждающе отвечает ему: «Воистину воскресе!». И это, господа мои, случилось не в каком-нибудь кафедральном соборе или салоне, а на поле битвы, на поле смерти, боли и ужаса, когда сам правитель вне престола, народ вне отечества, – и все они на кровавой Голгофе! Это было настолько возвышенно, что словами не выразить. Я чувствовал себя так, будто присутствую при самом Воскресении Христовом в Иерусалиме девятнадцать столетий назад. Этот народ непобедим. И не удивляйтесь тому, что я скажу вам: только тогда, на том фронте, я почувствовал непоколебимую уверенность в том, что союзники победят, победят силой веры этого небольшого народа».

 

 

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/biblejskie-temy/8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

(Святитель Николай Сербский)

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Письмо 27. Друзьям, на вопрос: «Кто мне свидетельствует Христово воскресение?»

Прежде всего об этом мне свидетельствует моя совесть. Потом – разум и воля.

Совесть говорит мне: за столь великое страдание Господа ради блага и спасения людей не могло быть иной награды, кроме воскресения и небесной славы. Невыразимые страдания Праведника увенчались несказанной славой. Это дает утешение и мир.

Разум говорит мне: без сияющей победы воскресения весь подвиг Сына Божия остался бы в гробу, вся Его миссия была бы напрасна.

Воля говорит мне: воскресение Христово спасает меня от колебаний между добром и злом, решительно направляя на путь добра, и освещает мне этот путь, дает силу и вдохновение.

Кроме этих трех голосов, которые во мне об одном и том же свидетельствуют, есть свидетели верные извне. Славные жены-мироносицы, двенадцать великих апостолов, более пятисот иных свидетелей (см.: 1Кор. 15, 6) – все, кто по воскресении видел и слышал Его, не во сне – наяву, не одну минуту – сорок дней. И огненный иудей Савл, гонитель христиан, свидетельствует мне, что видел он воскресшего Господа, слышал глас Его и исполнил Его повеление. И спустя тридцать лет не хотел отказаться от свидетельства своего, даже когда меч Нерона72 опускался на главу его. Свидетельствует святой Прокопий73, военачальник римский, который отправился было в поход против восточных христиан, но явился ему в пути Господь Иисус Христос и к Себе его обратил. И, вместо того чтобы избивать христиан, предался он добровольно на убиение за Христа. Свидетельствуют тысячи мучеников Христовых, веками в темницах и на плахах Христа исповедавших, от мучеников иерусалимских до новомучеников балканских и новомучеников русских.

Свидетельствуют мне о том и все праведники, которых часто встречаю в жизни, свидетельствуют радостью, когда слышат о воскресении Христа из мертвых. Оно созвучно их совести, оно потрясает их души и радует сердца.

Принимаю свидетельство и от грешников и ненавистников Его, ибо их отрицание воскресения доказывает мне обратное. Мирской суд испытывает показания свидетелей и по степени их правдивости определяет ценность свидетельства. Когда свидетели святые и чистые утверждают, что знают о Христовом воскресении, то радостно приемлю свидетельство их как истинное. Когда нечистые, неправедные и грешные отрицают воскресение, они лишь подтверждают свидетельство первых и укрепляют мою уверенность в истинности воскресения Господа моего. Ибо отрицают не по знанию, а по злобе.

Свидетельствуют многие племена и народы, воскресшие от язычества к просвещению, от рабства к свободе, от болотной тины безнравственности и помрачения разума в свет детей Божиих. И воскресение сербского народа свидетельствует мне воскресение Христово.

Сами слова «воскресение из мертвых» о том же мне свидетельствуют, ибо без Христова воскресения не было бы слова этого в языке человеческом. Когда апостол Павел впервые произнес слова эти в Афинах, искушенные знаниями афиняне удивлены были и озадачены74.

Итак, дети Божии, поздравляю вас и приветствую: воистину Христос воскресе!

 

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/27

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Сегодня день памяти святителя Николая Сербского и хотел бы сказать несколько слов о его книгах, тем более, что отдельные высказывания в некоторых из них вызывают у читателей недоумение. У нас изданы большинство трудов святителя Николая (Велимировича), и действительно, он мыслитель первой величины для православной Сербии, да и в целом для Вселенской Православной Церкви. Между тем при оценке его наследия нужно учитывать, что в его творчестве было два периода. В первый (ранний) период он предстает интеллектуалом, получившим образование на Западе (и в России тоже), во второй (поздний) период он - богослов и тайнозритель, крепко держащийся святоотеческой традиции. Сербы мне говорили,что это связано с его знакомством с Афонской традицией, произошедшим в этот период. О том, насколько серьезно этот рубеж осмыслялся им самим, видно из следующего письма, в котором святой Николай говорит: "Ты утверждаешь, что я много написал... Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое... Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки" (Жељко З. Jелић. Непозната писма светог Николаjа Серпског. Београд, 2009. С. 54).

В частности, до 1924 г. написаны "Молитвы на озере" (1922), "Мысли о добре и зле" (1923), "Религиозный дух славян" (1916), "Духовное возрождение Европы" (1917), "Религия Негоша" (1911), "Место Сербии в мировой истории" (1915). Именно в некоторых из этих книг можно найти некоторые высказывания, смущающие читателей.

После 1924 г. написаны проповеди (1925), "Охридский пролог" (1926), "Вера образованных людей" (1928), "Символы и сигналы" (1932), "Феодул" (1942), катехизис "Вера святых" (1949), "Кассиана" (1952), "Первый Закон Божий" (1959).

Ну и особенно я могу порекомендовать "Любостыньский стослов", написанный святителем в заключении во время Второй мировой войны."

 

Отец Георгий Максимов.

https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень люблю читать Миссионерские письма святителя,сейчас читаю нередко "Охридский пролог".

 

Извините за сообщение выше,но я должен был его разместить,к сожалению в ранних работах святителя нашел явно неправославные высказывания.

Изменено пользователем Дионисий из Тулы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Песня "Вера наша" на стихи Св. Николая Сербского:

 

 

Слова песни (оригинал): 

 

Вера вечна , вера стара ,
Вера наших светих цара ,
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Вера пука и кнезова ,
И народних витезова .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна! 

Витезе је изродила ,
И свеце је одгојила .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Срце блажи , вољу снажи ,
Ко још бољу од ње тражи .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Вера ова души прија ,
И разуму људском сија .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Народ Србски просветила ,
Земљу Србску осветила .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Народ Русски просветила ,
Земљу Русску осветила .
Вера вечна, вера славна ,
Наша вера Православна!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...