Jump to content
Olga

Богослужения Великого Поста

Recommended Posts

Posted (edited)
3 часа назад, sibiryak сказал:

Дорогие братья и сестры! Если кто-то по какой причине не имеет возможности побывать в храме на Богослужении, по болезни, немощи и так далее, есть замечательная возможность помолиться вместе с церковью и дома.

Скрытый текст

Так же как и здесь на сайте в аудио можно слушать службу, а можно не только слушать, но и смотреть в отличном качестве на сайте Азбуки , Успенское подворье монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь  - прямая трансляция с Успенского собора подворья Оптиной пустыни в Санкт- Петербурге  https://azbyka.ru/bogosluzhenie-online

 

А если кто-то хочет не только слушать и смотреть, но и следить, сам молиться по уставу, здесь можно брать текст всего суточного круга.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/sluzhby-pervoj-sedmitsy-velikogo-posta/3

 

Сегодня самому так пришлось весь день провести, скажу вам дорогие это стОит попробовать. Перерыв был  между вечерней и Великим повечерием с чтением Великого канона преп. Андрея Критского.

 

Отдохнуть, почитать Евангелие, перекусить )

 

Завтра в 11 по Москве будет трансляция Литургии Преждеосвященных даров.

 

Расписание Богослужений в монастыре Оптиной пустыни смотрим на главой странице сайта https://www.optina.ru/calendar/

 

Расписание Богослужений на Подворье Оптиной пустыни в Санкт- Петербурге смотрим здесь https://spb.optina.ru/calendar/

 

 

 

Слава Богу за все!

Одно время, не сколько лет назад смотрел онлайн - трансляции, но это не одно и тоже что бывать на самой службе. Само присутствие на литургии, да и в обще, на суточном круге церковного Богослужения оказывает внутреннее одухотворение, что нельзя иметь посредством онлайн вещания. С точки зрения учащихся и для общего понимания мирян такая практика в случае не возможности присутствовать на самой службе не плохое подспорье, но с точки зрения благодати в живом приобщение на самой службе не заменить ни чем, в том числе, посредством онлайн - трансляций. 

Да и по себе заметил, что душе легче, когда сам стою на церковной службе. Присутствия благодати Божьей нет, когда смотрю трансляции, но это, мое ощущение присутствия благодати Божьей исключительно личного участия в церковной службе. 

Часто страдаю из - за того, что не могу долгое время по болезни лично бывать в церкви, но трансляция мне в этом не поможет (но, это лично мое) у кого то, возможно, все иначе. 

Ни кого не отговариваю, каждому свое. 

 

Александр, за ссылки, конечно, спасибо, я потом посмотрю каталог ссылок на трансляции с других приходов и выложу, там начиная с Москвы и Киева и до Сибири были ссылки на такие трансляции, так что, если они из интернета не исчезли, дополню к вашей ссылке. 

 

Искал, искал и так не на шел тот каталог, поэтому дам пару - тройку ссылок на усмотрение: 

 

Edited by Георгиев
  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное.., хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)...
Везде присутствует Царь всяческих, и везде — Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа...
Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом...
Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам... в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.
Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный...»

IMG_20190322_111607.jpg

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

IMG_20190420_002718.thumb.jpg.bbcd9846c728d682291a7fd728e74f09.jpg

 

Три чтения из Священного Писания - Ветхого Завета (Паремии)

Быт. 1:1; 8-12

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.


Сщмч. Ипполит Римский

Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего

Кто-нибудь скажет: по какой причине пророк посчитал нужным дать такое благословение Иуде, а старшим сыновьям не такое? Знай, что причина этого заключается в том, что Давиду предстояло родиться от колена Иудина, а от Давида предстояло родиться Христу по плоти (ср. Евр. 7:14; Мф. 1:1). Именно поэтому Иаков, предвидев духом будущее, благословил Давида, который должен был произойти от Иуды, и Христа, Который должен был родиться от Давида по плоти, чтобы принять не только духовное благословение от Бога, но и плотское благословение.

Что же это за братья, которые восхвалили и поклонились ему, как не апостолы, которым сказал Господь: вы - братья Мои и сонаследники? (ср. Мф. 12:49; Рим. 8:17) А слова: Руки твои на хребте врагов твоих - означают или то, что Христос, распростерши руки, одолел врагов, восторжествовав над властями (ср. Кол. 2:15), или то, что Он стал Господом и Владыкой Своих врагов по плоти, будучи поставлен Отцом в качестве всеобщего Судии (ср. Ин. 5:22).
О благословениях Исаака и Иакова.

 

Софр. 3:14-19
Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли.

 

Зах. 9:9-15
Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли. Ты также в крови завета Твоего освободил узников Своих от озера, в котором нет воды: возвратитесь к укреплению, узники надежды: ныне Я воздам тебе двукратно то, что возвещаю. Ибо Я напряг Себе Иуду[как лук], как лук Я наполнил Ефрема, и возбужду сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Греция, и сделаю тебя как бы меч сильных. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

 

Свт. Кирилл Александрийский

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна

В сих словах ясно возвещает наконец явление Спасителя нашего, так что совсем не оказывается никакого места для скорби. Повелел духовному Сиону непременно радоваться, после того как уничтожена всякая скорбь наша; ибо от чего еще может быть печаль у нас и что еще мы можем оплакивать, после того как грех изгнан и смерть подверглась попранию и естество человеческое призвано в свободу и увенчано благодатью сыноположения и украшено вышними и небесными дарованиями? Обрати внимание на то, что благовествующий о пришествии нашего Спасителя тотчас называет Сион дщерью и с полною справедливостью повелел ей предаться сильной радости, и увещевает проповедовать Иерусалиму, что уже (скоро) явится и откроется во плоти царь его «праведен и спасаяй»; ибо Христос оправдал нас верою и расширил путь спасения для приходящих к Нему. Сверх того Он «кроток», не употребляет законной суровости, не наказывает смертью преступающих заповедь, напротив спасает по своей благости и восстановляет падших. Мы читали, что «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Писмя – это карающий закон, тень и образ; дух же животворящий – это Христос (1Кор.15:45), ибо евангельским наставлением мы научены покланяться духом и истиною (Ин.4:24). А что Он воссел на «жребца юна»и таким образом вошел во Иерусалим, для подтверждения этого нет нужды говорить много; ибо для удостоверения в этом достаточно для нас того, что написал о сем божественный евангелист: Христос сидел на молодом осле, а ослица следовала за Ним. И это событие было для нас знамением важнейшего дела именно: Христос нашел успокоение в новом народе, то есть призванном к познанию истины, но некогда служившем идолам: ибо он был как бы неким молодым ослом, еще не объезженным, и не умевшим правильно ходить, как не бывший под руководством божественного закона. Но Приводящий всех к духовному познанию назначил Себе молодого осла. А что некогда и синагога Иудейская последует за Ним, на это он указал тем, что ослица следовала за Ним, хотя по времени призвания она имела старшинство; она была призвана чрез Моисея и пророков. Поелику же она огорчила спасающего царя (потому что не уверовала в него): то по справедливости она идет вслед молодого осла и оказалась позади, то есть следующею за другими и позади уверовавших из язычников и первая оказалась последнею. Смотри, как «Испытаяй сердца и утробы» (Пс.7:10) показал, что природа человеческая дошла до крайнего неразумия, тем, что и синагога иудейская и самое множество язычников уподобляется неразумнейшей ослице: ибо одни служили твари вместо Творца Бога, другие же пренебрегая руководительство закона утратили ум и благое расположение души и оказались склонными к порокам всякого рода, они «приложишася скотом несмысленным и уподобишася им»(Пс.48:21), по слову Псалмопевца. Осел и в ином смысле служит символом нечистоты; ибо он есть животное не священное и осужденное законом (Исх.13:13): а таковыми конечно оказываются заблуждающиеся и грехолюбцы.

Толкование на пророка Захарию.

IMG_20190420_002718.jpg

Edited by Olga
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / — Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники — богословы из общества имени Скабаллановича — в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу
Во время полиелея — самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:
Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
*******
Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм — и воскресение тем предсказали.
Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.
Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

 После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.
Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Общее воскресение
прежде Твоея Страсти уверяя,
из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,
Тебе победителю смерти вопием:
осанна в вышних,
благословен Грядый во имя Господне.

В общем воскресени прежде Твоего страдания удостоверяя,
из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже.
Потому и мы, как дети, держа символы победы,
Тебе – Победителю смерти воззовем:
«Осанна в вышних,
благословен Грядущий во имя Господне!»
Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.
Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.
Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5
Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.
Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.
При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное — это куда идет Господь и ради чего.
Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...