Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
35 минут назад, Юрий Кур сказал:

С Блоком промахнулся.

Может быть. А может быть и нет. Так и не известно, в конце концов,  в какого бога верил Блок.

Но нам в контексте этой темы важен не сам Блок, а его творчество и то, какое оно.

38 минут назад, Юрий Кур сказал:

 

Демонические мотивы?

А вот эти стихи?

 

Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.

 

А его ,"Двенадцать"? Кто там у него во главе революционеров (читай убийц)?

29 минут назад, Мария Ш сказал:

Карелин

Архимандрит. Архимандрит Карелин, или можно коротко о. Рафаил.

32 минуты назад, Мария Ш сказал:

А есть что-то, помимо того, о чем говорит Карелин?

Нуу, наверно есть... предложите что-нибудь в контексте темы, я с удовольствием прочитаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 минут назад, *Владислав* сказал:

можно коротко о. Рафаил.

Можно и так)

7 минут назад, *Владислав* сказал:

Так и не известно

А святому Нектарию старцу Оптинскому известно. Конец - делу венец. Перед смертью он просил сжечь поэму 12. Говорить о пушкинской гавриллиаде, о блоковской 12 можно, поскольку они были. Но поэты это оплакали и пережили. А у нас какая цель, когда акцентируем внимание на этом?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
21 минуту назад, *Владислав* сказал:

вот эти стихи?

 

Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.

Главное здесь - подлинность.

я не знаю Есенина, Белого, Шершневича, Соловьева, Маяковского и тд., но это не значит, что не читала. О.Рафаил, похоже, знает всех... но разве это не поверхностный взгляд (гуманитарное преступление), считать поэзию любого подлинного поэта (а все перечисленные такие и есть), плодом участия в тайном обществе? Действительно есть переклички знакомых между собой поэтов. Да, там было и влияние. Брюсов, Гумилев, вяч. Иванов. были лидерами. Вели занятия. Но главное - не влияние одних на других, а подлинность, собственный голос, "лица необщее выражение". 

Да, в среде интеллигенции была проблема духовной неразборчивости. Увлечения спиритизмом и соответствующими практиками... откуда это? Почему бы? Да ведь место свято пусто не бывает. Когда пастыри не пасут, среди овец разброд. Если человек одарен, искренен, восприимчив, но не имел опыта живого свидетельства  веры, он предоставлен себе и своим смутным представлениям о добре и зле, жизни и смерти. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
16 минут назад, Мария Ш сказал:

А святому Нектарию старцу Оптинскому известно. Конец - делу венец

Спасся ли Блок? Не знаю. Если спасся... и Слава Богу!

Речь в теме и в тексте о другом, о том, что спасаться с Блоком опрометчиво.

Вы, кстати, "Петроградский священник. О Блоке." читали"?

 

Любой внеправославный подход к поэзии Блока должен считаться недостаточным для ее понимания, а позитивистические подходы к символизму - без веры и причастности символа той реальности, которую он символизирует, должны считаться оскорбительным, как смердяковское "про неправду все написано". Блок или великий поэт, потому что говорит о подлинной реальности, или - если этой реальности нет - симулянт, "только литератор модный", без будущего, как всякая мода.

Но и "слов кощунственных творец" есть уже поэт значительный, ибо кощунственные слова - неправда, сказанная о Правде; "кощунство всерьез" обязывает быть причастным глубине, предполагает укорененность в глубинах сатанинских.

Мистика Блока подлинна, но - по терминологии православия - это иногда "прелесть", иногда же явные бесовидения.

Видения его подлинны, но это видения от скудости, а не от полноты...

 


НЕТ ИСХОДА

Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила...
Тихо смотрит в меня Темноокая. <...>

1907

Это не единственное стихотворение у Блока, где он сам сознает безвыходность своей одержимости.


 

Ведет его (-- как четко выражен характер данности, срв. терминологию Н. О. Лосского "мое" и "данное мне") часто являвшийся в метелях демон самоубийства. (Данное стихотворение можно сопоставить с "Демоном самоубийства" Брюсова.)

Диавол - не только дух небытия, но и дух самоуничтожения. Не имея средств уничтожить себя до конца, дух тьмы требует от Бога себе уничтожения... "И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти" {Достоевский ?. ?. Полн. собр. соч. Т. XIV. С. 293.} (Зосима в "Брат<ьях> Карамаз<овых>").

 

(...текст был отнесен к разряду "Dubia". Данная гипотеза была аргументированно оспорена в пользу авторства протоиерея Федора Константиновича Андреева (1887--1929), священника храма св. Сергия и храма Воскресения Христова ("Спаса на Крови") в Петрограде--Ленинграде, известного проповедника, авторитета в вопросах философии литургии, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством, духовно близкого к о. П. Флоренскому)

http://blok.lit-info.ru/blok/kritika-o-bloke/petrogradskij-svyaschennik-o-bloke.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

"И пока из какого-то чуда
Не восстал завопить мертвец,
Поэты ревели, словно верблюды
От жестокой грыжи сердец."- это шершневич Есенину.

Поэты говорят от сердца. (Да, часто неразборчивого и грешного). Их слова нельзя сводить к результату присутствия в тои или иной тусовке. 

Не зняю, кому и зачем я говорю. АРХ. РАФАИЛ большой писатель. Что уж

7 минут назад, *Владислав* сказал:

что спасаться с Блоком опрометчиво.

Кому это грозит?) 

Критики, к слову заметить, тоже говорят от сердца...

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:
1 час назад, Мария Ш сказал:

есть что-то, помимо того, о чем говорит Карелин?

Нуу, наверно есть... предложите что-нибудь в контексте темы, я с удовольствием прочитаю

Я имею в виду другое. Перефразирую. Если вы ранее ознакомились с творчеством людей, о которых написал арх.Рафаил,  должно же быть и свое собственное впечатление. Или оно полностью вторит сказанному в цитатах, коими и ограничивается? Никто не считает гениев святыми отцами. Об этом не надо говорить. Но почему и зачем они есть?  Без цитат.

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, Мария Ш сказал:

Или оно полностью вторит

Да нет, все проще...

Чтобы в телефоне начал правильно работать компас его нужно откалибровать. Зеаете, что такое компас и зачем он нужен?)

Так вот, провожу калибровку (может и еще кому пригодится). Перенастраиваю список книг, которые нужно включить/прочитать и список книг, которые надо исключить/забыть.

А у вас-то есть компас? Как ориентируетесь, по звездам, по направлению ветра... Как?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

В то время как в миру увлекаются светской литературой, часто безнравственной, в монастыре – чтение Псалтири и в свободное время – Жития святых. Когда я поступил в монастырь, то у меня явилось желание перечитать всех наших классиков; я открыл это старцу, но тот запретил. Теперь я радуюсь, что послушался мудрого совета, так как желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминания о мирской жизни, а может быть, и сожаление о ней.

 

Я не хочу сказать, что чтение наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Например, чтение Псалтири: здесь мы можем почерпнуть все эстетические наслаждения. Книга эта написана святым пророком и царем Давидом по внушению Святого Духа, сам пророк говорит об этом: «Язык мой – трость книжника скорописца» (Пс 44, 2).

Скрытый текст

2 января 1911 г.

Слава Господу! Дожили мы до праздников, нынешние дни называются святыми днями, так как Церковь посвящает их воспоминаниям о Рождестве Спасителя мира!

 

Но что теперь происходит в миру! Страшно и подумать – объедение, пьянство, разврат...

 

У Гоголя есть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В ней описывается как из-за ничтожной причины два приятеля поссорились на всю жизнь. Они истощили все свои средства на суды, дошли до бедности, лишь бы только обвинить один другого. Печальная история! В конце повествования автор добавляет: «Скучно жить на этом свете, господа!».

 

Сейчас мы переживаем лютые времена. После объявления всяких свобод при Александре II усилилась разнузданность, люди восстают один на другого, не щадя ни родства, ни дружбы. Восстают против законной власти – все попрано: вера, добродетель, стыд. Театр развращающим образом действует на душу. В нем разыгрываются безнравственные вещи, как, например, «Анатэма» Андреева63 и т.д. Не скучно, а страшно жить на таком свете, господа! Впрочем, не следует приходить от этого в уныние, было и хуже, да прошло, так и настоящее успокоится. Это еще не время перед Антихристом. Господь милосерд, но и правосуден. Священное Писание говорит: «Бог поругаем не бывает...» (Гал. 6, 7). Долго терпит Он грехи и беззакония, но если человек не хочет исправиться, то наказывает нечестивцев внезапной смертью. «В чем застану, в том и сужу»64, – говорит Господь. Ужасна будет участь человека, умершего внезапно во время совершения грехов. Один богач, женившись на бедной девушке, начал вскоре всячески издеваться над ней, а сам предался разгульной жизни. Однажды он был в театре на одном безнравственном представлении. В антракте он отправился в буфет, взял себе рюмку вина и вдруг упал мертвым. Каково такой душе явиться на суд Божий?

 

Однажды в Вене, в Ринг-театре, шло какое-то кощунственное представление. Вдруг вспыхнул пожар и быстро распространился по всему зданию. Множество людей погибло. Потрясающее впечатление произвело зрелище массы гробов, которые затем потянулись по направлению к кладбищу. А какова загробная участь этих людей! Страшно подумать.

 

Теперь все разрешено, театральные представления будут даже в большие [церковные] праздники. Прежде же в казенных театрах под праздники не играли. Помню, однажды в Казани под праздник Святителя Николая давалось представление. Вдруг за кулисами вспыхнул пожар, возбудивший всеобщую панику. Впрочем, жертв человеческих не было. Господь помиловал за молитвы Святителя. Долго после этого под праздник Святителя Николая Чудотворца представлений не давалось.

 

Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я всегда имел абонемент – кресло в партере. Впоследствии, когда я узнал другие, духовные, утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для мирских наслаждений, тогда открывается другой клапан – для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним. Любы долготертит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает... (1Кор. 13,4–8).

 

Кто же спасется? Претерпевый до конца, далее – удалением от греховных удовольствий, каковы, например карты, танцы и т.д.

 

Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его: «Посмотри, что они делают». Господи, да ведь это поругание Креста Христова! Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революции для попрания креста, ведь и танцуют ее четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела одна схимница; ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей.

 

Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре! Там служат врагу, здесь, в монастыре, – Богу. В то время как в миру беззакония достигают самого большого развития, в монастыре радость и мир о Господе! Торжественная служба умиляет душу и располагает ее сильнее восчувствовать всю беспредельную благость Господа, родившегося ныне от Безневестныя Девы Марии. У нас, например, даже сама природа располагает к тихой радости о Господе. В то время как в миру увлекаются светской литературой, часто безнравственной, в монастыре – чтение Псалтири и в свободное время – Жития святых. Когда я поступил в монастырь, то у меня явилось желание перечитать всех наших классиков; я открыл это старцу, но тот запретил. Теперь я радуюсь, что послушался мудрого совета, так как желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминания о мирской жизни, а может быть, и сожаление о ней.

 

Я не хочу сказать, что чтение наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Например, чтение Псалтири: здесь мы можем почерпнуть все эстетические наслаждения. Книга эта написана святым пророком и царем Давидом по внушению Святого Духа, сам пророк говорит об этом: «Язык мой – трость книжника скорописца» (Пс 44, 2).

 

Незаменимое чтение представляют собой Жития святых, особенно на славянском языке. В настоящее время славянский язык не всегда понимают, а между тем он несравненно красивее и богаче русского. Один знаток, сравнивая славянский язык с русским, говорил, что между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром. Представьте себе великолепный Миланский собор или собор Святого Петра в Риме, а рядом с ними – простую деревенскую церковь, и это будет подобием славянского и русского языков. В миру чтение Жития святых, в особенности на славянском языке, совсем оставили; вы же не сообразуйтесь с обычаями века сего, а занимайтесь этим спасительным чтением. Посещайте монастыри, особенно в праздники; когда и меня не будет, не забывайте приезжать сюда, чтобы отдохнуть душой. А может быть, кого из вас Господь сподобит монашеского чина. Хотя монастырская жизнь полна скорбей и искушений, но она же несет с собой и великое утешение, о котором мир совсем не имеет ни малейшего понятия. Впрочем, как бы ни спасаться, только бы спастись и достигнуть Царствия Небесного, которого да сподобит нас всех Господь. Аминь.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 минут назад, *Владислав* сказал:

желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминания о мирской жизни, а может быть, и сожаление о ней.

Это частный случай. 

Нектарий Оптинский постоянно читал классику, ценил и любил русских поэтов. Когда это верно встроено в иерархию ценностей, это не проблема.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

А вот эти стихи?

Покаяние и борьба с демонами. Были бы демонические, себя лжецом бы не называл, и ко Христу не обращался бы.

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

Так и не известно, в конце концов,  в какого бога верил Блок.

у преп. Нектария и митр.Вениамина не было сомнений, что Блок верил в Христа Спасителя и умер как Христианин.

 

3 часа назад, *Владислав* сказал:

Это не единственное стихотворение у Блока, где он сам сознает безвыходность своей одержимости.

Вообще-то это стихотворение заканчивается:

 

И приветно глядит на меня:
«Восстань из мертвых!»

 

2 часа назад, *Владислав* сказал:

Теперь я радуюсь, что послушался мудрого совета, так как желание заняться светской литературой было приманкой врага, чтобы возбудить во мне воспоминания о мирской жизни, а может быть, и сожаление

о ней.

Путь духовный у всех разный. Преп.Варсонофию духовный отец запрещал читать литературу, а преп. Иоанну Дамаскину - писать богослужебные песнопения. Но это же не был абсолютный и универсальный запрет. 

 

Кстати, батюшка Варсонофий сам писал замечательные стихи.

 

2 часа назад, *Владислав* сказал:

Так вот, провожу калибровку (может и еще кому пригодится). Перенастраиваю список книг, которые нужно включить/прочитать и список книг, которые надо исключить/забыть.

Это индивидуальный процесс, который лучше выполнять под руководством духовника. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 часов назад, Мария Ш сказал:

А святому Нектарию старцу Оптинскому известно. Конец - делу венец.

 

6 часов назад, Юрий Кур сказал:

у преп. Нектария и митр.Вениамина не было сомнений, что Блок верил в Христа Спасителя и умер как Христианин.

Вы не очень изящно подменяете обсуждаемый вопрос. Мы не обсуждаем спасся или нет Александр Блок, мы говорим о том, является его (и других поименованных поэтов и писателей) творчество духовным, душевным или, вообще, несет антихристианский/лжехристианский смысл. По вашей логике мы должны житием разбойника, который первый вошел в рай, усладится. А что? "Конец - делу венец". Разогреем чувства описанием разбоев, изнасилований, убийств. Это же всего лишь духовная неразборчивость этой среды. Изучим "из какого сора растут стихи, не ведая стыда" - "Тело, Христово тело, выплевываю изо рта". Главное, что голос собственный и правдивый, а человек одарен, искренен, восприимчив. 

Нам важно/полезно/нужно? подпирать свои искания тем, зачем и почему "поэты режут в кровь свои босые души"?

 

6 часов назад, Юрий Кур сказал:

Вообще-то это стихотворение заканчивается:

 

9 часов назад, Мария Ш сказал:

Когда это верно встроено в иерархию ценностей, это не проблема.

Вы не прочитали то, что я вам предложил? Почему?

 

"Любой внеправославный подход к поэзии Блока должен считаться недостаточным для ее понимания, а позитивистические подходы к символизму - без веры и причастности символа той реальности, которую он символизирует, должны считаться оскорбительным, как смердяковское "про неправду все написано" 

http://blok.lit-info.ru/blok/kritika-o-bloke/petrogradskij-svyaschennik-o-bloke.htm
 

Нас не должен волновать и занимать неправославный подход к творчеству кого либо. Это аксиома, как мне кажется.

 

6 часов назад, Юрий Кур сказал:

Это индивидуальный процесс, который лучше выполнять под руководством духовника. 

У очень многих нет духовника:

"Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете" (1Фес.5:11)

10 часов назад, Мария Ш сказал:

АРХ. РАФАИЛ большой писатель. Что уж

Для меня, да. Архимандрит Рафаил очень большой авторитет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, *Владислав* сказал:

Вы не прочитали то, что я вам предложил? Почему?

Доклад читал. И Александра Блока читал. С тем, что его творчество несет антихристианский смысл не согласен.  Моё отношение к нему и его творчеству такое же, как у преп.Нектария и митр.Вениамина. И считаю это "православным подходом". Читать этого поэта необязательно. Так же, как необязательно слушать музыку и смотреть картины. Я не обладаю музыкальным чувством и художественным вкусом, и поэтому музыку не слушаю и выставки не посещаю. Не знаю, потерял ли что из-за этого  в духовном плане, вероятно, нет;  но и не приобрел.

 

14 минут назад, *Владислав* сказал:

Вы не очень изящно подменяете обсуждаемый вопрос. Мы не обсуждаем спасся или нет Александр Блок, мы говорим о том, является его (и других поименованных поэтов и писателей) творчество духовным, душевным или, вообще, несет антихристианский/лжехристианский смысл.

Не подменяю. В данном случае творчество напрямую связано с личностью. И кстати преп.Нектарий не только высказывался о личности А.Блока, но и знал и любил его поэзию. Чистому всё чисто.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
26 минут назад, *Владислав* сказал:
27 минут назад, *Владислав* сказал:

Вы не прочитали то, что я вам предложил?

 

Прочли. Задолго до вашего предложения.

 

29 минут назад, *Владислав* сказал:

подпирать свои искания

Христианину ничего подпирать не нужно.

32 минуты назад, *Владислав* сказал:

не должен волновать и занимать неправославный подход к творчеству кого либо.

Вот именно. 

40 минут назад, *Владислав* сказал:

Для меня, да. Архимандрит Рафаил очень большой авторитет.

Очевидно:

 

41 минуту назад, *Владислав* сказал:

Вы не очень изящно подменяете

 

43 минуты назад, *Владислав* сказал:

Разогреем чувства описанием разбоев, изнасилований, убийств

 

44 минуты назад, *Владислав* сказал:

Изучим "из какого сора растут стихи, 

 В том-то и дело, что кто-то ограничивается сором. 

Вы не ответили на вопрос о собственном впечатлении от прочтения. Не поразмыслили о самом феномене людей слова, авторов. Это не удивило. Большие авторитеты подавляют восприимчивость. Понимаю. Диалога с набором цитат, разбавленных хамоватыми выпадами, быть не может. 

И не надо кормиться тем, что не способен переварить. Вполне можно обойтись без светской литературы. И без литературы вообще. 

Епископ Нестор (Доненко) "Любовь рождается в свободе" - сборник проповедей и статей. Попадется - рекомендую. Там о том, что такое христианский подход. 

Меня простите. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
50 минут назад, Юрий Кур сказал:

И кстати преп.Нектарий не только высказывался о личности А.Блока, но и знал и любил его поэзию.

Есть у меня очень большие сомнения в этом. Духоносный старец говоривший: - Все стихи мира не стоят одной строчки Священного Писания, вряд ли будет "зачитываться" стихами Блока.) 

Все это известно и митрополиту Вениамину, в том числе, только со слов Павлович Надежды Александровны, которую называли последней женщиной Блока. Для которой, действительно, видимо, Блок был не просто поэт из окружения. У нее до конца жизни висели на стенах иконы и портреты Блока. Митрополит Вениамин и пишет: "И от нее же узнал о Блоке и о. Нектарий". И все это знакомство уже происходило в конце жизни старца... Т.ч. сомневаюсь я, что преподобный знал о творчестве хорошо. Так, несколько стихов Надежда Александровна ему прочла, да и только. А ее впечатлительная (предвзятая) натура потом несколько преувеличила все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 минуту назад, *Владислав* сказал:

Есть у меня очень большие сомнения в этом.

Это Ваше право.  А я доверяю митр. Вениамину, который хорошо её знал. На сайте Оптиной ей посвящена статья (что само по себе показательно), где ничего о её "предвзятости"  не говорится. А вот о том, что А.Блок подарил её Добротолюбие говорится.

https://www.optina.ru/pavlovich/ 

Надежда Александровна - это замечательная женщина, спасшая старца Нектария от расстрела (или говоря по другому:  удостоившаяся того, что Господь через неё спас  преподобного), всю жизнь остававшаяся его верной духовной дочерью.

 

Злые языки страшнее пистолета. Не будем к ним присоединяться. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 минут назад, Мария Ш сказал:

Вы не ответили на вопрос о собственном впечатлении от прочтения. Не поразмыслили...

. Это не удивило. Большие авторитеты подавляют восприимчивость. Понимаю.

Диалога с набором цитат, разбавленных хамоватыми выпадами, быть не может.

Мария, по существу размещенных текстов есть, что сказать? Я вам, вообще, зачем? Или без хайпа жизнь уже не в радость?

Так и минуло б, так и сгинуло б...
Каб не нуды мои, не зуды мои,
Не подспуды мои, не гуды мои.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, *Владислав* сказал:

 Я вам, вообще, зачем? 

Ндааа. 

Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, кто перед тобой. 

Собственный монолог мне не нужен. Диалога, как я и предположила, быть не может. По указанной причине.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, Юрий Кур сказал:

я доверяю митр. Вениамину

Хорошо. Но мы не о том... Спас Господь Блока, и Слава Ему!

5 минут назад, Мария Ш сказал:

Вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, кто перед тобой. 

Смотри в себя, и будет с тебя...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, *Владислав* сказал:

Хорошо. Но мы не о том... Спас Господь Блока, и Слава Ему!

Аминь!

 

Но и мы не о том, а о Надежде Александровне ))

 

По существу приведенных Вами текстов - об их полезности можно будет судить по тому, насколько хорошо они помогут нам приблизиться по духу к Божьим людям, о которых написал митр. Вениамин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
14 часов назад, Юрий Кур сказал:

Через неделюполторы он неожиданно сказал: “Напиши матери Александра, чтобы она была благонадежна: Александр — в раю”. Самой мне и в голову не приходило, — пишет она мне, — спрашивать о загробной участи Блока”.

Юрий, у меня к Вам просьба. Подумайте, нужно ли защищать старца Нектария (старенький был, хорошо ли знал), Павлович (хватило бы ей фантазии притянуть за уши такое!) И самих авторов. 

 Перед кем?

Перед набором цитат все беззащитны).

 

21 минуту назад, *Владислав* сказал:

Смотри в себя, и будет с тебя...

Дорогой набор цитат, а что это значит?) Текстовать еще будете...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 часов назад, *Владислав* сказал:

Перенастраиваю список книг, которые нужно включить/прочитать и список книг, которые надо исключить/забыть.

Тогда там должна быть только Библия с толкованиями. 

И больше ничего. Все остальное нужно исключить/забыть. 

Всяк человек ложь. 

 

Но мы же читаем не только Библию, но много чего еще.

И общаемся тоже с разными людьми, в том числе с заблудшими - например когда приходим что-то покупать, оплачивать, и т.д.

И даже на этом форуме общаемся с разными людьми...

Общаемся с разными людьми, которые разное несут в себе, но главное - что мы несем в себе.

Одному человеку могут благословить читать какую-то книжку, а другому не благословят. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мария Ш сказал:

Подумайте, нужно ли защищать старца Нектария (старенький был, хорошо ли знал), Павлович (хватило бы ей фантазии притянуть за уши такое!) И самих авторов. 

Насчет защищать не знаю, но почему бы не сказать доброе слово?

 

2 минуты назад, Мария Ш сказал:

Перед набором цитат все беззащитны).

 

За набором цитат всегда ведь стоит какое-то убеждение или идея. Вокруг этого и "дискурс", как говорит моя дочь. Если в ходе этого дискурса сможем определить поверочную схему для "калибровки компасов", то будет очень хорошо.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Зачем чего то самостоятельно определять? 

Идешь к священнику, у которого исповедуешься, и спрашиваешь. 

Одному человеку священник разрешит читать, другому запретит. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Юрий Кур сказал:

почему бы не сказать доброе слово?

Помогай Господь! И с Праздником!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...