Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    5
  • comments
    83
  • views
    6408

О паломницах ...

blog-0703475001386357244.jpg

Наткнулся давеча на интересную рукопись под номером 114 из фонда Лавры преподобного Сергия Радонежского, называется она «Книга Антиоха монаха. Перевод с греческого, 1848 года» . Полистав, обнаружил преинтереснейшую главу, как нельзя кстати, относящуюся к современным мужским монастырям. Чтобы поделиться с вами находкой, пришлось ее набрать (тыкая в клавиатуру двумя пальцАми). Привожу в авторской орфографии и пунктуации.

 

Глава 18.

О том, что не должно часто быть вместе с женами Псаломницами.

 

Вредно нам и часто быть вместе с Псаломницами. Почему так называемые монастыри препятствуют нам беседовать с ними? Ибо образ женского взора начинает возмущать сердце человека, и отклонять ум от безмолвия и увлекать {...}, поелику ум в молитве ослаб и оставил славословить Бога и занялся заботою о них. Ибо беседа с ними обыкновенно производит в сердце монаха тоже, что червь в дереве и моль в одежде. Итак, если хочешь быть целомудрым, бегай сообщества их и не давай им дерзости быть дерзливыми с тобой. Ибо сначала они благоговейны и тем притворяются, а после безстыдно дерзают на все. Прежде собеседования говорят кротко, и смотрят в землю и непрестанно плачут; имеют вид честности и тяжко воздыхают; спрашивают о чистоте и с услаждением слушают. Во вторую беседу начинают смотреть понемногу выше; в третью, ты улыбнулся, и она засмеялась с хохотом. Наконец уже и говорят такие слова, которые разнеживают постыдную страсть. А это все крючки, уловляющие на смерть. Итак лучше приближаться к огню горящему, нежели к жене юной, особенно когда и сам ты юн. Прикоснувшись к огню и почувствовав боль, ты тотчас отскакиваешь, а разслабев от слов жены, трудно тебе удалиться. Итак, хорошо и благоугодно И Богу и людям отказываться от сообщества их, дабы, запутавшись в сетях их, нам не лишиться надежды на избавление, подобно насекомым, попадающим в ткань паука. Особенно, отрекшиеся от родных и самих себя предавшие Богу, не должны иметь суетного и душевредного с ними общения, дабы не было страдания в душе нашей. Ибо грехолюбивый демон употребляет против нас различныя хитрости. Он внушает им, чтобы они умоляли нас с плачем и слезами посещать их и пещись о них ради воздаяния от Господа! Убедившись /их просьбами/, мы получаем возмездие - неизцелимые язвы в душе и помыслы постыднейшие. И наконец возмущаемое сердце получает наказание, когда, подобно палачам, туда и сюда влекут его то ум, то страсть. Итак суетное дело, как сказано выше, нам оставившим родителей и братьев, приобретать сообщества на погибель души. Ибо совершенно непристойно человеку, желающему подвизаться в пустыне, с женою есть и пить, или от жены иметь служение, или заботиться об женах, или вообще иметь с ними знакомство. Равно непристойно и монахиням жить вместе с мужами, чтобы кто нибудь не соблазнился в разсуждении нас, но чтобы мы были безукоризненны. Ведущи бо, говорит Апостол, страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы /2 Кор. 5,11/. Итак убоимся, как сказано, соблазнить кого либо, слыша Господа говорящаго: уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей, нежели соблазнит единаго малых сих /Мат. 18,6/. Итак как от лица змия и великого греха должно убегать от них, поелику смертоносна для желающих подвизаться не только беседа с ними, но и мысль о них. Сему научает нас Приточник, говоря: не даждь жене твоего богатства, и твоего ума в последний совет /Прит. 31,3/ И другой: с поющими долго долго не сиди, чтобы не быть уловленну хитростями ея /.../. Думаю, что и Исаия об них же говорит: понеже вознесошася дщери твои, Сионе, и ходиша высокою выею и помизанием очес и проч. /Иса. 3,16/; и прибавляет: и Господь открыет образ их в день он /17/, что исполнилось. как я разумею, в настоящее нашествие Халдеев. И в другом месте сказано: девы не назирай, да не когда соблазнишися в красоте ея /Сир 9,5/. И Екклезиаст говорит: горчае смерти есть обрести жену, яже есть ловитва и сеть сердце ея, узы в руку ея: благий пред лицем Божиим изъимется от нея, и согрешаяй ят будет от нея /Еккл. 7,27/; и прибавляет: веселися юноше в юности твоей, - и ходи в путех непорочно, и не в видении очию твоею: и разумей, яко о всех сих приведет тя Бог на суд /Еккл. 11,9/ Также и Апостол: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла /2 Кор. 5,10/. Итак мы, которые показываемся знающими Писания, и не храним их, имеем быть судимы строже незнающих, по слову Господа: раб ведевый волю господина своего, и не сотворивый по воли его, биен будет много; и прибавляет: всякому, емуже дано будет много, множайше истяжут от него /Лук. 12,48/. Ему слава во веки веков. Аминь.


Антио́х Палести́нский — монах и богослов живший в VII веке.

Около 620 года Антиох Палестинский написал сочинение «Πaνδέκτης της άγίaς Γρaφης», представляющее собою сокращенное изложение учения Святого Писания и св. отцов церкви по различным вопросам христианской нравственности и отчасти веры, в применении к жизни преимущественно монашеской. «Пандекты» Антиоха изданы в греческо-латинском тексте в «Patrologia», series graeca, Миня (т. 89). Ему принадлежит также молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим», читаемая на великом повечерии.



59 Comments


Recommended Comments



В названии паломницы...

А в тексте псаломницы...

 

ну значит с псаломщицами общаться нельзя)))а с поломницами можно))) :good2000:

Share this comment


Link to comment

Мох, а что же с духовным-то окормлением сестер делать?.. Да, есть монастыри, куда не ступала нога девицы, как то Лавра прп. Саввы Освященного, Афон и т.д. Ну нельзя нас всех за печку задвинуть... пропадемс..:(

Share this comment


Link to comment

И сейчас в свободном доступе можно почитать, например, в книжице, везде сейчас продающейся: Преподобный Нил Ситнайский "О восьми лукавых духах": http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D0%9E%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B8%20%D0%BB%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%B0%D1%85&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvoT-twMUKrgCbXY9MpaLOeT_usyfnOECOUyszCB2ah9hkflpCGSxBnfpZbqOqP0gkvy1UnTI0lDPiBYps9nPeEexMAEdUB4FLIcmRBz9k_3nQHyu77FEEoIKp9WwqrCT5-Kd0O5igFPvQeheVeoKjp67zf7HyEah60fbMaI03GhpBFTHGLQ28o0Qbr2SSh9fEM2077KTKe_w&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxa3I3b2NLb3FqZzgxT2xMLUQ4NC1YVDlFbkt2eVdhZ1llY0dRMTVSTUF4WWFfOGdMYzhVR0RPR2VxZFg1VTNLQmI2c1NhMlR4WnM5Yl9uLVAxNTRoV3M5SzNzUjVGMTJiMV9ueDRoTG90SHpScmV6MWlPYnY2TlJoX3JldktxeG1nQ0ZZbnhqVUNFeQ&b64e=2&sign=5eeb7d924135e36d10afa39eebb9a32e&keyno=0&l10n=ru&mc=0

 

"...Избегай свидания с женщинами, если хочешь быть целомудренным, и не давай им свободы когда-либо доверяться тебе. Ибо вначале или действительно имеют, или лицемерно оказывают уважение, а впоследствии бесстыдно отваживаются на все; при первом свидании поникают они взором долу, говорят кротко, с состраданием проливают слезы, бывают пристойно одеты, горестно воздыхают, предлагают вопросы о чистоте и со тщанием слушают. Видишь их во второй раз, и взор их поднят несколько выше, а в третий – смотрят уже бесстыдно улыбаясь, даже разливаются громким смехом; наконец, приходят нарядные, ясно выказываются пред тобою, такой вид дают взгляду, который возвещает страсть, поднимают брови, не оставляют в покое ресниц, обнажают выю, во всем теле обнаруживают негу, произносят слова, ласкающие страсть, самым выговором стараются обольстить слух, пока всеми силами не оцепят душу.

И делается это для тебя удою, уловляющею в смерть, хитросплетенною сетью, влекущею в погибель. Да не введут же тебя в обман скромными речами, потому что в них сокрыт вредоносный звериный яд!

Глава 5. Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь. Разрастается трава, растущая при воде, и страсть непотребства – в сообществе с женщинами. Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что остановит силу огня, попаляющего солому.

 

Как невозможно удержать стремительность огня, разливающегося по соломе, так невозможно остановить стремление к непотребству, воспламеняемое при пресыщении. Столп поддерживается основанием, и страсть блудная упокоевается пресыщением. Обуреваемый корабль поспешает в пристань, и целомудренная душа ищет пустыни. Корабль убегает от морских волн, угрожающих опасностию, а душа – от женских лиц, причиняющих гибель. Вид нарядной женщины потопляет хуже волны. Из волн по любви к жизни можно еще выплыть, а обольстительный вид женщины убеждает пренебречь и самою жизнию. Пустынный куст безвредно избегает огненного пламени, и целомудренный вдали от женщин не воспламеняется страстию непотребства. Как воспоминание об огне не сожигает мысли, так и страсть не имеет силы, когда нет для нее пищи.

Глава 6. Если помилуешь неприятеля, то будет у тебя враг, и если пощадишь страсть, то восстанет на тебя. Воззрение на женщину невоздержного возбуждает к сластолюбию, а целомудренного располагает к прославлению Бога. Если страсть при свиданиях с женщинами будет оставаться в покое, не верь обещаемому ею бесстрастию. Ибо и пес, окруженный толпою, машет хвостом, а вышедши из толпы, показывает свойственную ему злость. Когда воспоминание о женщине делается бесстрастным, тогда заключай, что вступил ты в пределы целомудрия. А когда представляемый тобою образ ее побуждает к лицезрению и стрелы ее касаются души твоей, тогда думай о себе, что ты еще вне добродетели. Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и мысленно не беседуй долго с женским образом, потому что страсть любит возвращаться назад и опасность к ней близка.

Как соразмерное плавление очищает серебро, а продолженное сверх меры производит в нем утрату, так целомудренный навык портит долговременное представление в мыслях женщины. Недолго беседуй с явившимся тебе лицом, чтобы не зажгло в тебе пламени сластолюбия и не запалило гумна души твоей. Как долго остававшаяся в соломе искра производит воспламенение, так продолжительное памятование о женщине возжигает похоть..."

Share this comment


Link to comment

Что делать с паломницами не могу сказать, могу только предположить, что надо прибегнуть к совету выше приведенных святых отцов ))))

Share this comment


Link to comment

У женских монастырей та же претензия к паломникам мужского рода :425:

Поэтому сейчас в монастырях движение есть, а прогресса нет.

Share this comment


Link to comment

Ну хоть мужского роду количеством насколько меньше. Хотя все правильно пропорционально, скорее всего.

 

А что такое "прогресс в монастыре", которого нет?

Share this comment


Link to comment

Может, кому сгодится и это ("Одна ночь в пустыне Святой Горы" арх.Иерофей Влахос)

 

"...На готовящихся стать монахами лукавый обращает любовь тех, кто ранее были к ним безразличны. Родственники и друзья (в том числе и духовные) прекрасными словами раскрывают любовь свою и проявляют чрезвычайный интерес. Сегодня люди не молятся и вместе с тем не отпускают тех, которые стремятся молиться. Они хотят, чтобы все люди без молитвы прилагали свои усилия в обществе. И мир сегодня гибнет и страждет не потому, что нет тех, кто интересовался бы его нуждами, но потому, что нет молитвенников. Многие полагают, что труд монахов (и, главным образом, молитва) бесполезен и не нужен, не ведая того, что молитва — это “духовная активность, кровавая борьба и неусыпное бодрствование”. Они даже не желают знать, что кто-то молится о них, об их проблемах. Таким образом, они воюют против самого стремления к монашеству и становятся орудием диавола. Диавол также стремится низвергнуть в плотские грехопадения тех, кто готовятся стать монахами, опалить их крылья и затруднить для них вступление на путь монашеского жития. Вот почему мы сказали, что чем сильнее было наслаждение в миру, тем большей скорби подвергаются в монашестве при очищении..."

Share this comment


Link to comment

Мох, а что же с духовным-то окормлением сестер делать?.. Да, есть монастыри, куда не ступала нога девицы, как то Лавра прп. Саввы Освященного, Афон и т.д. Ну нельзя нас всех за печку задвинуть... пропадемс.. :(

 

конечно нельзя))а кто же будет помидоры выращивать и трапезу готовить??? :laugh100: а в храме убирать??? :laugh100:

Share this comment


Link to comment

У женских монастырей та же претензия к паломникам мужского рода :425:

 

так им же все можно!!!они же мужчины :laugh100: Вы что))Оленька))какие притензии :laugh100:

Share this comment


Link to comment

Что делать с паломницами не могу сказать, могу только предположить, что надо прибегнуть к совету выше приведенных святых отцов ))))

 

так вертуально тоже с тетками общаться нельзя)))грех :laugh100: что же Вы творите)Мох? :laugh100: кайтесь :laugh100:

Share this comment


Link to comment

Гляжу на все сообщения и понимаю - Антиох был прав. Вообщем-то, что и требовалось доказать. :grin0000:

Share this comment


Link to comment

Гляжу на все сообщения и понимаю - Антиох был прав. Вообщем-то, что и требовалось доказать. :grin0000:

 

:laugh100: однозначно

Share this comment


Link to comment

так вертуально тоже с тетками общаться нельзя)))грех

А почему грех? Если я включу видео с огнем,я же не сумею обжечься. И пообщавшись виртуально, понимаешь, держаться в реале надо подальше :laugh100:

Share this comment


Link to comment

мох

Запугали совсем...))) Я и так в Оптине была, и ни с кем вообще не говорила. Только начала оттаивать и тут ваши записи. И как теперь на новое паломничество настраиваться..?

Впрочем один мирянин на все это сказал, вот и не надо ездить, нечего женщинам в мужских монастырях делать вообще.

Share this comment


Link to comment

А почему грех? Если я включу видео с огнем,я же не сумею обжечься. И пообщавшись виртуально, понимаешь, держаться в реале надо подальше :laugh100:

 

а в реале, Вам, непосредственно приходится общаться с паломницами :laugh100:

Share this comment


Link to comment

.Мария как нестранно,но у меня тоже такое мнение,да и духовник говорит есть множество женских монастырей,нечего ездить в мужские монастыри,там и без вас искушений хватает...,хотя батюшка не запрещает,но как-то вот однажды так высказался).Но для меня Оптина,эта самая любимая обитель моя,правда когда я теперь попаду в Оптину не знаю(((.

Share this comment


Link to comment

мох

 

Зря Вы недооцениваете опасность интернета.... Сравнение с огнем не удачное. Но не буду углубляться в эту скользкую тему. Про прилог, внимание и последующее... Вы, я думаю, начитаны больше меня.

Share this comment


Link to comment

а в реале, Вам, непосредственно приходится общаться с паломницами

Обычно змеи зимой впадают в спячку ... видимо не все.

Share this comment


Link to comment

"В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: "От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?" Старец отвечает: "Конечно, брать". Через некоторое время купец снова пишет: "Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я всё время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание," И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послало тебе небо, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность."

 

митр. Антоний Сурожский " О самопознании"

Share this comment


Link to comment

Надежда

А у меня так и складывается, что пока в длительное паломничество мне удалось съездить только в женский монастырь, дважды по 5 дней в Дивеево. Но там проблема с исповедью, мне каким-то чудом удалось успеть. А в мужские ездила всегда коротко и быстро, приложилась к мощам, иконам, подала записки и все. Но мне так до сих пор обидно(на саму себя), что не исповедалась в Оптине, побоялась, а возможность была.

 

P.S. Вот только в одном московском монастыре мужском последнее время часто бываю. Но там уж и так никуда им не деться от женщин. )))

Share this comment


Link to comment

И старец отвечает: "И не вздумай гнать, это ангела небесного послало тебе небо, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность."

 

:good2000::good0000::good3000:

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...