В суботу 6 августа купил корманного формата (8Х12 см) книжицу "ЖИТЬ - НЕ ТУЖИТЬ. Изречения Амвросия Оптинского"(Москва, изд. "Никея" 2011 г. - 320 стр.) завтра собираюсь её подарить в качестве подарка на день рождения приятелю. Покуда она у меня то конечно решил почитать. Что то вспомил, а что то прочитал в первые. Решил наиболее понравившееся записать в свои заметки. Возможно комуто они тоже будут интересны.
*** на стр. 93 ***
Мужик переносил меру гороха через речку и рассыпал...
Ему говорят: "Плохо твое дело - горох рассыпал..."
Он подобрал его, да и ответил:"Плохо, да не совсем... Я рассыпал мерку, а подобрал то две".
Ему сказали: "Так, стало быть, твое дело вышло хорошо?"
Мужик опять отвечает: "Хорошо да не совсем" -
"Почему?" -
"Да потому,что горох мой был чистый, а теперь попалам с землею".
Опяит ему говорят: "Стало быть твое дело вышло плохо?"
Опять отвечает мужик: "Плохо да не совсем. Я нес горох, чтобы посеять, а для посева земля не мешает .
Ему опять говорят: "Стало быть, твое дело вышло хорошо?"
Мужик отвечает: "Хорошо да не совсем: горох вырос редок".
Ему опять говорят "Стало быть, твое дело вышло плохо?"
Он опять отвечает: "Плохо да не совсем: горох вырос редок, да чист..."
Ничего... Все к лучшему! Все к лучшему!..
*** стр.120 ***
Так молитва есть сильней шее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой раассказ.
На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами.
Но вот странно - лишь только монах начинает исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молится монаху. раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: "Скворушка, Христос воскресе!" А скворец отвечает:"Вот то-то и беда наша, что воскрес", и и тут же окалел. А в келии монаха разлилось нестерпимое зловоние. тогда понял монах свою ошибку и раскаялся.
*** стр. 122 ***
Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: "Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а они все на свою лошадку: "Но-но! Но-но!" - так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!"
*** стр. 123 ***
Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы.
Уодного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву Иисусову и повторял её довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в то время эту молитву. И что же - коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!
*** стр.136 ***
Указывая, что человеку нечем гордится, старец прибавлял: "Да и чем, в самом, деле, человеку тут возносится? Оборванный, ощипанный, прсит милостыни: помилуй, помилуй! А подаст ли милость, это еще кто знает".
*** стр. 141 ***
О том,за что бьют, батюшка говорил: "Одних бьют для полировки, а других для исправления".
*** стр.150 ***
Старец рассказывал пртичу о жасмине: "Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходится. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темное место. Зато потом растение покрывается обильно листьями и уветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много".
*** стр. 151 ***
Батюшка рассказывал: "Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова"". И на чье-то замечание: "А мы все смотрим назад!" - батюшка сказал: "За то и подгоняют нас розгами и бичем, то есть скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались"
*** стр. 152 ***
Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: "Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, что бы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, что бы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив".
*** стр.184 ***
Если не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по крайней мере постораемся приносить искреннее и смиренное раскаение в своих ошибках и согрешениях с посильным исправлением, чтобы на страшном суде не оказаться в числе нераскаянных грешников..."
*** стр.187 ***
Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.
*** стр.193 ***
Всем известно, что первозданные Адам и Ева чрез вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому всеми святыми отцами и предписывается начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения.