Глава 18, стихи 16-17:
«Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притч. 18:16).
Про ухо здесь сказано потому, что в древности научение шло преимущественно на слух. Не все могли читать и писать, но даже и среди тех, кто знал грамоту, мог читать и писать, была распространена форма обучения через слушание. И здесь говорится не про любого, кто слушает научение, а про того, кто сердцем своим хочет учиться. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что если христианин уже не хочет учиться вере, изучать Писание, узнавать о Боге, то это тревожный признак омертвения его души. Для христианина нормальное состояние — это желание узнавать, учиться. А Господь и Откровение Его о Себе — это как неисчерпаемое море познания, которое мы и за всю жизнь не выпьем.
«Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Притч. 18:17).
Этот стих в синодальном переводе может быть понят как оправдание взяточничества, но так понимать его не следует, поскольку в Книге Притч, как мы помним, взяточничество неоднократно осуждалось (15:27, 17:23). А то, как стоит этот стих понимать, говорит святитель Иоанн Златоуст, речь здесь не о человеке, который дарит подарки вышестоящим, чтобы как-то к ним подлизаться, или получить чего-то от них, а о человеке, который даёт подарки нижестоящим, который благодетельствует другим людям, — «не окажется в трудном положении дающий бедным; он будет, как один из вельмож».