Здесь важно понимать, о чем идет речь и кто, что имеет ввиду, говоря об оптинском духе. Можно говорить об атмосфере. которая бывает восторженной, веселой, грустной, унылой, дружелюбной, враждебной... и т.д. Но атмосферу нельзя унести с собой, атмосфера "своего места" развеет и изменит атмосферу человека. Ее можно только вспоминать. Атмосфера, это результат чувственных состояний и настроек.
А если речь идет о благодати, то воспользуемся православным определением.
"Благодать - это нетварная Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку."
Значит в любом святом мест, как и в Оптиной Пустыни, Бог проявляет Себя в виде энергий, которые мы и ощущаем, можем принять и унести с собой. Святитель Василий Великий говорит, что при этом "духоносные души (в нашем случае оптинские старцы), будучи озарены Духом, не только сами становятся носителями благодатной силы, но и на других изливают благодать"
В свете этого, возможно небольшое, но весьма существенное, непонимание некоторыми женщинами, ездящими иногда в Оптину Пустынь. Потому что, если человек принял и принес оттуда частичку благодати, то тогда благодать творит плод. Плод этот: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22-23). Соответственно, если этого плода нет - значит отошла и благодать.И тогда возникает чувство, о котором некоторые женщины начинают рассказывать, вспоминая, а это чувство называется ностальгия. И несет в себе чувственную окраску и следовательно воспоминания направлены не на благодать, а на атмосферу. Потому что нам известно, что по потерянной благодати Адам не ностальгировал, а всю жизнь плакал.
Учитывая все это, тогда еще сильнее раскрывается и становится более понятна мысль одного оптинского отца, которую я приводил выше. "Если бы даже одна сторона конфликта соблюла заповеди, то конфликта бы не было". Т.е. принес и имеешь благодать (дух Оптиной) - творишь плод, не творишь заповедь - благодать ушла. И в таком случае: " все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23).