Глава 23, стихи 6-8:
«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притч. 23:6-8).
Святитель Василий Великий так объясняет эти стихи: «Премудр был тот, кто запрещал вкушать пищу у человека завистливого, подразумевая также и всякое общение в жизни. Как легковоспламеняемое вещество мы кладем подальше от огня, так, по мере возможности, не надо заводить дружеских бесед с завистливыми, таким образом поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении».
Мы уже рассматривали ранее, что есть группы людей, заражённых грехами, с которыми, согласно Писанию, нужно ограничить общение.
Во-первых, это люди, которые распространяют ереси — потому что они будут пытаться вовлечь нас в ересь и отвратить от пути спасения.
Во-вторых, это люди, зараженные духом осуждения — потому что они будут вовлекать в свой грех. Вор или даже убийца может общаться с нами, не пытаясь вовлечь нас на путь своего греха, но человек, имеющий страсть к осуждению, обязательно вовлекает в нее тех, с кем общается.
В-третьих, это блудники, насаждающие понятие блуда как нормы или соблазняющие нас.
В-четвертых, это гневливые, потому как мы можем попасть им под горячую руку, когда они будут в приступе гнева.
И, наконец, в-пятых, это зараженные завистью. С ними тоже не рекомендуется поддерживать общение даже на бытовом уровне. Для чего? Чтобы уберечь человека, который страдает этой страстью, от греха, не дать ему повода завидовать нам. Человек завистливый, который нас пригласил на обед, делает это не из любви к нам. Как объясняет отец Даниил Сысоев, завистливый человек теряет друзей и родных, зависть отчуждает его даже от самых близких людей. Некоторые завидуют своим родственникам и через этого становятся чужими для них, отношения портятся. Иногда из-за зависти люди делают всякие гадости тому, кому завидуют. В результате такой человек становится одинок, и, чувствуя своё одиночество, может пытаться приобретать себе новых знакомых, и для этого приглашать нас разделить с ним трапезу. Но при этом, поскольку страсть зависти в нём ещё жива, мы сами рискуем оказаться новым объектом его страсти, и спровоцировать его на новые грехи, уже в отношении нас. Рискуем столкнуться со злобой, которая будет выражением его зависти. Поэтому, чтобы все это предотвратить и не подпитывать его страсть нашим общением с ним, дан такой совет.