Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 03.09.2025 во всех областях

  1. 1 балл
    Глава 24, стихи 17-18: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» Для христианина очень важно удерживать себя от всякого злорадства, особенно когда твой враг обидел тебя и вот Господь его наказывает. В этот момент радоваться его страданию не следует, потому что, радуясь чьему-то страданию, мы уподобляемся не Богу, а Его врагу. И здесь даже указывается, что в таком случае Господь отменит наказание твоего врага. Святитель Дмитрий Ростовский пишет: «Не радуйся падению ближнего, а, напротив, плачь и рыдай, считая его падение как бы своим, потому что нам заповедано — любить ближнего, как себя. Не утешайся согрешением другого — да не порадуются бесы и люди о твоем согрешении... Одни только бесы радуются о погибели грешных, ибо и сами совершенно погибли. Человек же должен радоваться о спасении человеческом — да и сам получит спасение и обрящет милость у Бога ныне и в день суда». Святитель Николай Сербский, в свою очередь, говорил: «Человек, не радуйся падению твоего врага. Он брат тебе — и пусть не торжествует твое сердце, если он погибнет. Бог сотворил его для жизни, а потому и не радуется Бог его гибели. И ты не радуйся тому, что огорчает Бога. Если гибнет человек, потерю терпит Бог; неужели ты радуешься ущербу Творца своего и Родителя? Прилично ли тебе веселье, когда плачут ангелы? Если падает твой враг, молись о нем Богу, чтобы Бог спас его; и благодари Бога за то, что не пал так ты. Вы из одного и того же материала: и ты, и он — как два кувшина, вышедшие из рук гончара. Если один кувшин разбился, прилично ли другому смеяться и ликовать? Если одна овца потерялась, подобает ли радоваться остальному стаду? Нет, ни в коем случае. Ведь пастырь оставляет стадо и, озабоченный, идет искать заблудшую овцу». Наш враг не является главным виновником того зла, который он причинил нам. Главный виновник — дьявол, а сам человек явился лишь его орудием. И поэтому, когда мы чувствуем при виде зла справедливое негодование, его нужно обращать на подлинного творца зла, а не на его орудие. Я слышал, что хозяевам собак рекомендуется при наказании не бить их рукой или ногой, но использовать что-либо, например, скрученную газету или палку. В этом случае собака думает, что её бьёт палка, и даже если огрызается, она кусает палку, а не человека, который её бьёт. Так и христианин, который злится на человека, становится подобен такой собаке, кусающей палку, а не бьющего. Конечно, в отличие от палки, грешник, совершая грех, является осознанным инструментом дьявола, в этом есть разница, но это не только вина, но и беда этого человека. Потому что он встал на путь, который ведёт в ад. Здесь нечему радоваться, Бог и так накажет этого человека.
  2. 1 балл
    Глава 24, стихи 15-16: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» Вторая часть этого изречения особенно часто комментировалась святыми. Что значит «семь раз упадёт праведник и встанет»? Блаженный Августин говорил, что речь идёт о бедствиях, которые случаются с праведным человеком: «В соответствии со всякой неудачей, какая происходит в глазах людей с ним, сказано: семь раз упадет; а о том, что приобретет он ото всех этих несчастий, говорится: встанет». То есть эти внешние бедствия не сокрушают духовно человека праведного, но, наоборот, содействуют его возвышению и духовному укреплению. Другие святые говорили, что речь идёт о прегрешениях, в которые может впасть и праведный человек. В частности, преподобный Иоанн Кассиан: «Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает, то покаяние за них никогда не должно прекращаться, ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти». Есть принципиальное отличие между смертными грехами и, условно говоря, малыми грехами. Грехи смертные — это грехи сознательные, про которые человек знает, что Богу это неугодно, и, тем не менее, все равно их совершает. Эти грехи называются смертными потому, что они ведут человека к духовной смерти. Что же касается малых прегрешений, то, как здесь описывал преподобный Кассиан, они для праведника не являются следствием его сознательного выбора в пользу зла, но являются следствием его несовершенства, немощи, невнимательности. К этим малым грехам не нужно относиться легкомысленно, но, как сказано, исправлять их покаянием. Святой Кесарий Арльский писал: «С Божьей помощью мы и можем, и должны пребывать без великих грехов. Малые же прегрешения кружатся вокруг точно мухи, постоянно нас тревожа и жаля. Ибо помышлением ли, словом или делом, нуждою, слабостью или забвением прокрадываются к нам многочисленнейшие грехи. Ведь тот, кто считает лишь смертные грехи и только против таковых стремится вести брань, а на малые ополчается либо мало, либо вообще никак, подвергает себя не меньшей опасности. Итак, не будем презирать грехи наши за то, что малы, но убоимся их потому, что числом велики. Ведь и капли дождевые малы, но по многочисленности своей и реки наполняют, и дома подкапывают, а иногда и напором своим горы движут». Этот стих Священного Писания помогает нам защититься от уныния, поскольку нередко христианин, видя как эти малые грехи словно мухи облепляют его, думает: «Ну вот у меня ничего не получается, от грехов не удаётся избавиться, значит, я уже не спасусь». Нет, «праведник семь раз падает, но встаёт». Поэтому и мы сколько бы раз ни падали, не должны отчаиваться, но вставать. Преподобный Амвросий Оптинский сказал, что даже если во время смерти мы еще будем в духовной борьбе, пусть даже мы не победили окончательно, Господь нас спасёт. Потому что, хотя мы и не умерли победившими, но не умерли и сдавшимися греху. Мы продолжали бороться. И в Апокалипсисе Господь говорит: «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7). Не победившему, но побеждающему. Это описывается как процесс. Вся наша жизнь здесь — процесс борьбы с грехом, очищения себя, приближения к Богу. И пока мы идём по этому пути, пусть даже какие-то из этих мух все ещё кружат вокруг нас, но мы являемся побеждающими. Я как священник, принимающий исповеди, заметил, что у христиан, которые ведут регулярную церковную жизнь, крайне редко бывают тяжкие падения. Но те или иные малые грехи составляют проблему, с которой нужно бороться. И, как пишет святой Игнатий (Брянчанинов), «Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но вместе они делаются утонченнее, неприметнее», потому Господь, как пишет святой Игнатий, не избавляет до конца человека от этих малых несовершенств и падений, потому что они «охраняют от превозношения, служат причиной смирения, удерживают на спасительной пажити покаяния». Многие, даже и не освободившись от всех грехов, но лишь от самых главных, уже возносятся в сердце. А представьте, если бы мы полностью были очищены Господом от грехов: день прошёл, не согрешил, неделя, месяц, год и ни одного греха — кто бы не превознёсся? Так что Господь позволяет нам оставаться в этой брани, чтобы мы были в этом процессе побеждения, а не почивали на лаврах, которые на самом деле не наши, потому что побеждает в нас Сам Христос и почивать на лаврах мы будем уже в Царстве Небесном. А здесь это, мягко говоря, преждевременно.
×
×
  • Создать...