Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 13.09.2025 во всех областях

  1. 1 балл
    Глава 25, стихи 16-17: «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч. 25:16). Здесь предписывается умеренность в пище, если говорить про первый уровень понимания. Вполне актуальный и для нашего времени совет. Но, разумеется, это относится и к другим предметам. Во всем нужно соблюдать умеренность, чтобы не пресытиться. «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч. 25:17). Если говорить про первый уровень понимания, то это о том, что не нужно докучать собой другим людям. Если мы приехали к кому-то в гости, то не засиживаться, не обременять собою хозяев, даже если это наши друзья, которые говорят, что все хорошо. Но святые также объясняют этот стих иносказательно. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит, что «Другом здесь называется наше тело по причине нашего естественного единства с ним и любви к нему. Так вот, Слово [Божие] увещевает заботиться о теле не тщательно, а умеренно и редко, дабы в случае, если ты будешь много заботиться о его отдыхе, не обнаружилось в тебе козней врагов и ненавистников».
  2. 1 балл
    Глава 25, стих 15: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» Не в первый раз в Книге Притч говорится о силе слова, и здесь священный автор продолжает эту тему, уча, что если мы хотим склонить к милости высокопоставленного человека, то будем скорее успешны, говоря с кротостью, чем используя обличения и жёсткие выражения, которые спровоцируют гнев. Кроткое слово больше может склонить его к милостивому рассмотрению того, о чем мы просим, и к милости по отношению к тому, за кого ходатайствуем. И здесь ответ всем тем, кто любит спрашивать: «А почему Церковь не обличает власти? Почему она не выступит против президента?» и так далее. В истории Церкви открытые обличения властей были редкостью, происходя тогда, когда по-другому уже никак нельзя было. А до тех пор, пока можно по-другому, Церковь и, в том числе, наши святые, старались убедить кротостью. Тот же святитель Филипп Московский, прежде чем публично обличить Ивана Грозного, очень долго пытался его мягко и кротко увещевать. Но и в тех случаях, когда происходило открытое обличение правителя, оно почти никогда не приводило к покаянию обличаемого. Тот же Иван Грозный просто разозлился, сместил святителя Филиппа, а затем и погубил его. Так было и в других случаях, когда патриархи выступали с обличениями. Единственное исключение, — это святой император Феодосий, который кротко отнёсся к обличению святителя Амвросия Медиоланского и принял епитимью от него. Может быть, еще пара таких исключений найдется, но по большому счёту, обратившись к истории, мы видим подтверждение истины, выраженной в данном стихе. Если и удавалось добиться какого-то влияния, то не благодаря открытым и грозным обличениям правителя, а благодаря кроткому увещеванию, которое совершалось непублично. Публичные обличения хороши для политика, который хочет таким образом привлечь к себе внимание людей и добиться их поддержки на выборах, но это наихудший способ в плане именно решения дела. И это не только властей касается — вспомните, когда кто-то так действовал по отношению к вам — разве не вызывало это в вас чувство возмущения и противления, желание сделать наоборот просто чтобы отстоять свою независимость от внешнего принуждения, соединенного с бесчестием в отношении вас?
×
×
  • Создать...