Глава 26, стих 26-27:
«Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании» (Притч. 26:26).
Когда человек готовит выступление против кого-то в обществе, или в рабочем коллективе, то, чтобы не спугнуть свою жертву, наедине он может выдавать себя за его друга, сторонника, чтобы усыпить его бдительность, чтобы удар, который он публично нанесёт ему, оказался для него совершенно неожиданным. Когда такое коварство вскрывается, то его жертва оказывается дезориентированной, и сложно сразу найти подходящие слова, чтобы как-то себя защитить или вскрыть эту неправоту. К слову, так нередко поступают журналисты, когда делают вид, что на стороне человека, прося у него интервью, а затем перекручивают его слова в очернительской публикации.
Стих 27: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится»
Это изречение Книги Притч стало основой для известной поговорки: «не рой другому яму, сам в неё упадёшь». Приведу толкование преподобного Марка Подвижника на эти слова: «Лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого; также клевещущий — искушения оклеветанного им, лихоимствующий — лихоимствуемого, утомляющий — утомляемого им, презирающий — презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».
И даже если бы мы не имели других аргументов к тому, чтобы не совершать таких грехов, то сам этот духовный закон уже был бы достаточным поводом не совершать греха, чтобы не принимать на себя чужих искушений. Это не в том смысле сказано, что если ты украдёшь, то обязательно и у тебя украдут, и если ты кого-то оклевещешь, то и тебя оклевещут. Такое тоже может быть, но не обязательно. Тут говорится о том, что если ты оклеветал кого-то, то тебе в жизни придут те искушения, которые бы пришли в его жизнь.
В свою очередь, святитель Иоанн Златоуст показывает, как эти слова сбылись на иудеях, которые отвергли и предали смерти Господа Иисуса Христа. Он пишет, что «Они хотели погубить Христа, чтобы уничтожить Его проповедь, а случилось противное. Проповедь, по благодати Христа, процветает, а у них все исчезло и погибло: они лишились и отечества, и свободы, и безопасности, и богослужения [в храме]... Итак, зная это, никогда не будем злоумышлять против других, памятуя, что мы изощряем через это меч против себя самих и наносим себе глубочайшую рану».