Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 24.03.2023 во всех областях

  1. 1 балл
    Корень осуждения и зависти Человек – испорченное существо, он грешник. В нем живет живет огромный, страшный монстр – гордыня. Каждому представляется, что в нем нет никакой гордыни, есть люди гордые, есть люди не гордые, но гордыня, огромная, страшная, неперевариваемая гордыня есть в каждом человеке. Это гордыня воспроизводит естественный повод в разную поросль, и зависть и осуждение в том числе. И вся аскетическая деятельность человека, как написано отцами Добротолюбия, направлена как раз на то, чтобы искоренить гордыню, а, значит, насадить в душе смирение. Осуждение. Человек должен понять, что его влечет осуждать именно ощущение того, что он имеет право судить других, то есть, высокое мнение о себе. Когда это высокое мнение о себе уйдет, когда гордыни станет меньше, человек перестанет судить. Еще к осуждению человека приводит самооправдание. То есть, каждый человек, осуждающий другого, уверен в том, что он осуждает негодяя. И он исходит из той точки зрения, что надо же негодяев судить, а то они обнаглеют, с негодяями нужно бороться. А судить их не надо даже и тогда, то есть, осуждать их не надо. Если вы увидите негодяя, и в вашей власти сделать так, чтобы общество от него избавилось – сделайте так. Но какой смысл его осуждать? Никакого смысла нет. От того, что мы судим несправедливость, или негодяйство, или подлость, или еще что-то, ничего не происходит. Жизнь не становится лучше. Негодяев не становится меньше. Их становится больше. Потому что именно путем осуждения, в конце концов и хорошие добрые люди становятся негодяями. Потому что они думают, что они лучше других. Это и есть путь к тому, чтобы стать хуже, чем ты есть на самом деле. Поэтому надо перестать себя оправдывать тем, что мы, вроде бы как, стоим на защите справедливости или правды. Так на защите справедливости или правды не стоят. Стоят только действием. А судят словом или мыслью. Поэтому надо перестать себя оправдывать и понять, что я просто превозношусь над теми людьми, которые очевидным образом грешат. Если вот эти две вещи победить, искоренить, то можно исцелиться от осуждения. Зависть, понятно, той же самой гордыней питается, и исходит она из того, что мы убеждены, что Бог несправедлив. Почему Он одним дает, а другим не дает? А если мы убеждены, что Бог несправедлив, то, стало быть, мы в Него не верим, в Бога, который благий. Господь, который щедрый, Господь, который человеколюбец, Он не может быть завистлив и несправедлив. Даже, более того, в сущности, когда мы видим человека, у которого есть что-то, чего нет у меня, и нам кажется, что это как-то нехорошо, раз мы ему завидуем, то мы представляем в этот момент Бога совсем не таким, как Он есть на самом деле. Более того, мы представляем Его таким, каким нарисовал его сатана в раю, придя к жене и сказав, что Бог, на самом деле, вовсе не такой. И, если Он тебе чего-то не дал, то у Него есть какие-то очень нехорошие замыслы в отношении тебя. Вот что сказал сатана Еве. И она решила, что, действительно, Бог не такой, и с этого все началось. И мы должны, для того, чтобы победить зависть, возрасти в вере. То есть, убеждать, уговаривать себя, стоять на убеждении, что Бог благий и щедрый. Он дает блага, Он распределяет все дары, внутренние и внешние, как Ему угодно. И Он никогда не ошибается. А, если мы так не думаем, то мы, на самом деле, и не верим, мы думаем, что все происходит случайно. Конечно, это требует аскетических упражнений, молитвы, покаяния, исполнения заповедей. Хоть какого-то начального поучения в смирении. Когда наш ум и сердце начинают смиряться, тогда у нас начинают появляться силы для того, чтобы побороться с осуждением и завистью. Это со стороны духовно-аскетической. А можно к этому же подойти с точки зрения Священного Писания, с точки зрения евангельской, с точки зрения того, что принес Христос на землю. И тогда мы увидим, в сущности, что такое христианство. А христианство – это дар жизни мне, человеку. Я крестился во Христа, во Христа облекся, я теперь Христовый, а потому не должен возвращаться к страстной жизни, не должен возвращаться к вещественным началам мира, как пишет апостол Павел: «жить не по стихиям, а жить по Христу». Если я поверю, что во мне теперь живет Христос, что во мне теперь иная жизнь, зачем я буду как прежде, как не христианин, заниматься осуждением и завистью. С точки зрения того, что дал мне Христос. Возьмем, например, осуждение. Меня Христос простил, почему бы мне не простить всех? Не хочу простить всех – значит, и меня Христос не простит. Да нет, мне хорошо со Христом, мне нравится, что Он меня простил. Да, уж и прощу и всех. А если я их сужу, значит, я их не простил. Значит, осуждая их, я тоже буду осужден. Зачем? Бог избавил меня от суда, пусть Он избавит от суда и всех. Или меня не избавили от суда? Или во мне не живет Христос? Или Он меня не простил? Или, на самом деле, я не облекся во Христа и не крестился во Христа? Получается, что, на самом деле, у нас какая-то странная жизнь: мы, вроде как, христиане, мы даже помним, как крестились, но от того, что нам теперь дана новая жизнь, мы не размышляем никак, как будто, ничего не изменилось. Раньше мы жили, ворчали на жизнь, теперь ворчим. Раньше жили, Зная, что мы грешники, и Богу до нас дела нет, и сейчас ходим, то же самое. Так неужели ничего не изменилось после крещения? Мы же прощены – будем прощать. Нас же не осудил Бог и не судит – почему мы будем судить? Простая мысль, вера в то, что во мне теперь живет Христос с момента крещения, и я теперь не нуждаюсь в том, чтобы кого-то судить, потому что сам в каждый момент вкушаю свою неосужденность, меня не осудили, и я больше не хочу никого судить. То же самое с завистью. Что завидовать людям? Тебе нравится его машина – попроси у Бога. У Бога великих щедрот, милостей бездна, попроси. Как Он сам говорит: «Если сын просит хлеба, разве отец подаст ему камень?» нет. «Так если вы, лукавые сущи, умеете даяния благие давать детям вашим» насколько больше Бог даст блага просящим у Него. Ты считаешь, что эта машина благо – попроси, Бог тебе даст. Ты считаешь, что это зло – тогда чего же ты завидуешь другому, что он ездит на зле? Ты считаешь, что этого не надо – ну, так и Бог так считает. Поэтому Он одному дал, другому не дал, Он знает, что она тебе не нужна. Ну, выбери одно из этих трех состояний, и обращайся, переживай это состояние перед лицом Бога. Так же можно и про квартиру, и про жену, и про детей, и про все. Если тебе нужен ребенок – попроси ребенка, если тебе нужна жена – попроси жену, тебе нужны деньги – попроси деньги, тебе нужен дар рисовать иконы – проси. Со всем, как бы сказать, прикладом к этому дару. Со всем, что вытекает из этой творческой способности. С тем, что нужно бороться с тщеславием, с тем, что нет ни минуты свободного времени, с тем, что нужно выполнять сумасшедшие заказы в течение одной ночи, потому что всем вдруг захотелось написать икону, что надо порой не получать деньги за то, что ты написал икону, потому что написать надо, а людям нечем платить, что нужно молиться всегда, для того, чтобы образ получился хоть сколько-нибудь духовный. Возьми этот со всем тем, что он предполагает. Или дар пения на клиросе – попроси. Как, скажем, Роман Сладкопевец – он так и стал петь. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Просите, и будет дано вам». То есть, получается, что мы завидуем, всегда завидуем, нисколько не прося. Значит, осуждение и зависть, как и многие другие вещи, они показывают, что мы, на самом деле-то, не верим, что мы во Христа крестились и во Христа облеклись. Мы не верим, что во Христе мы получили доступ к сокровищам самых разных благ, а, в первую очередь, вечной жизни. Мы не верим, что во Христе мы имеем доступ ко Отцу, и Он Сам Говорит: «Все, что ни попросите у Отца во имя Мое, будет вам». Не верим. И тогда, если мы, действительно, с этой точки зрения осознали, что мы судим и завидуем, начнем с того: «Господи, дай мне веру. Я же совсем обыкновенный человек. Я же не верю». А спасается человек верой. И, если я не уверую, не войду в общение с Тобой, то тогда у меня надежды нет. И тогда родится покаяние и плач, самый важный, самый нужный плач в своей жизни, плач, как у того дедушки: «Господи, верую, помоги моему неверию».
×
×
  • Создать...