Jump to content
Guest samaryanka

Искушения клиросного послушания: можно ли молиться на клиросе?

Recommended Posts

Песнь Богу

На клиросе

Беседа с регентом храма святителя Димитрия митрополита Ростовского в Очаково Николаем Кузнецовым

kliros%20tot.jpg

– Как ты пришел к вере и оказался в храме Свт. Димитрия на клиросе?

– С детства я не был крещен, но в 1991 году крестилась моя мама и брат. Затем, глядя на них, и я принял таинство Крещения от о. Димитрия. Все мы ходили на богослужения в храм Архистратига Михаила в Тропарево, любили проповеди о. Димитрия, обращались к нему за советами. В 1992 году о. Димитрия назначили настоятелем храма святителя Димитрия в Очаково, который в то время был сильно разорен и мы последовали за своим любимым проповедником.

 

Самый первый молебен прошел перед закрытыми дверями. Конечно, ездить в район промзоны было неудобно и далеко, в храме было неуютно, так как не было отопления (кроме наскоро сделанной печки, которая больше дымила, чем отапливала) отсутствовали полы и окна. Но каждую неделю о.Димитрий устраивал беседы о православной вере, из-за чего я стал посещать храм намного чаще и жизнь моя стала коренным образом меняться. При каждом удобном случае старался сделать что-нибудь для храма полезное: помочь убрать мусор, натаскать воды, что-то еще.

 

Во вторник первой седмицы Великого поста 1993 года батюшка благословил меня помогать в алтаре. Моими ближайшими наставниками в алтаре стали Кирилл Журавлев (ныне диакон), который был тогда еще подростком и о. Валерий Баранов, тогда еще не рукоположенный, но избранный в старосты храма после Антона Купрача. Я стал изучать церковный устав, началось воцерковление. Стоя в алтаре во время служб, я порой тихо подпевал вслед за клиросом некоторые песнопения, и батюшка, заметив это, благословил меня на клиросное послушание. Новое послушание так понравилось, что я скоро погрузился в него с головой. У меня было начальное музыкальное образование (семь лет музыкальной школы по специальности фортепиано), поэтому на клиросе я начал петь «не с нуля».

 

Но появилось желание продолжить музыкальное образование. Я покупал сборники церковных песнопений и, помимо спевок, часто занимался самостоятельно дома. Почти на каждой службе О. Димитрий приходил на клирос и помогал петь стихиры. Это воодушевляло певчих и давало возможность привыкнуть к правильному стилю исполнения церковных песнопений. Кроме этого, несмотря на острую нехватку времени, батюшка часто беседовал с нами о церковном пении и нередко участвовал в спевках.

Читать далее...

Share this post


Link to post

О молитве на клиросе

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

В статье пойдет речь об отношении клиросных певчих к молитве. Адресована статья всем прихожанам и церковнослужителям православных храмов, а также, дерзаем предположить, обратят внимание к нашим доводам и священники.

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время многие регенты и певчие считают, что молитва – это само их пение, при этом индивидуальное молитвенное участие певчих на клиросе, в ряде случаев, исключается.

Читать далее...

Share this post


Link to post

Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним (63 псалом)

Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)

 

Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться. Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и "бесчинных воплей", то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов. Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.

 

К счастью и клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее. Но в остальном, как сказал один певчий: "мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной". Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.

 

Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос - это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.

 

Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один "прекрасный" день на клиросе могут остаться два человека.

Читать далее...

Share this post


Link to post

боюсь не убежать от них от искушений, как не беги...

Какие бы не были основания но благословлять наскоро это кощунство.Литургия не под человека и не под обстоятельства служится а в первую очередь Богу.А вот подумайте угодна ли Богу молитва наспех.Если на полчаса позже чем 1,5 часа то от этого никто пока не умирал.Литургия примерно 2 часа и служится.

Share this post


Link to post
Guest samaryanka

и что будет если таким прихожан вместо 1,5 часа службы подсунуть 3-4 часа? боюсь в храм ходить вообще перестанут...

.Во-первых,я бы не стала называть таких прихожан классическими,а во-вторых,сократить литургию при всем желании можно максимум на 15мин. но зато появляется ощущение гонки и суеты,что очень не нравится большенству нормальных прихожан,а те которых вы называете классическими,найдут повод не ходить в храм!В наших храмах их достаточно...поводов я имею в виду.....

Share this post


Link to post
Guest Гость

Ну все равно, у каждого свои конкретные обстоятельства, рано или поздно своей головой надо начинать думать, на профессорских советах в рай не въедешь.

Вот "профессорскую тему" как-то закрыли,а ведь я именно его мнение и хотела обсудить - см пост номер 9,не ради удовольствия помыть кому-то кости,а потому что этот человек имеет очень сильное влияние на умы современных православных!..Кто ж захочет петь на клиросе если всеми уважаемый богосллов считает это дело неспасительным?

Share this post


Link to post

Немного в сторону уходим. Но все же хотела бы добавить о своем восприятии. Может, не так уж совсем отрицательно я отношусь к тому, что говорит Алексей Ильич. Я просто не понимаю многого. Но это не его же вина, а мое отсутствие образования. Но на днях слушала ответы на вопросы по "Союзу". И батюшка на вопрос: (своими словами) - профессор Осипов говорит, что сейчас нет молитвы и т.д. (естественно упрек), ответил - профессор Осипов призывает нас усилить свою молитву. Нельзя сказать, что ее нет, она есть. Но разве она такая, как должна быть? Нет! Надо усилить свое молитвенное делание. Так ли уж не прав профессор?

 

Я и подумала, может просто мы не так его понимаем в силу своей греховности - гордыни и т.п. (простите!)? Может, надо не обидеться, а проанализировать - это что - про меня он сказал - нет молитвы? По-честному...

 

Простите, это мое лишь мнение. так вот увиделось))

 

А насчет "закрыли тему" - ее же не закрыли - вот пишем же. Как я поняла "основное направление" форума - каждый из нас должен всегда помнить - здесь общаются православные христиане. А зайти почитать на сайт могут люди других религий, неверующии и т.д. Надо стараться "посмотреть на себя со стороны" - как прочитают, что поймут разные, разные люди. Какие они (читай - мы) - эти православные? Как они общаются? Как они относятся друг к другу? Я так поняла)))). А еще - сайт монастыря. И конечно, насельникам и распоряжаться - закрыть, нет..

 

И как-то, знаете ли, не оставляет надежда, что на клиросе петь все же будут!!! И профессор здесь ничего не решает)))

  • Like 1

Share this post


Link to post
Так ли уж не прав профессор?

коротко если, то однажды столкнулся я с мнением человека в схиме (если не ошибаюсь) и вот это его мнение я понял и сразу же стал как днём ясен ответ на вопрос почему мне не нравится проф. О.. А фраза сказанная им (не в отношении проф. О., а по сторонней теме) была такой: "это не с позиции любви"

 

так вот в том смысл, что проф. О. во лжи уличить удастся вряд ли т.к. по многим вопросам нельзя сказать строго, что на 100% он ошибается (простите за математический язык), часто (почти всегда) он прав, но можно сказать чуть лучше, добавить чуть любви, смирения и это перевернёт вкус его слов, наверное, пример со сжиганием его книг - один из не многих (может действительно чуть заблудился - не знаю, не мне судить...)

 

и опять же говоря про клирос, да - часто это просто хор... сказать, что они всегда молятся - трудно, но иногда сказать, что они не молятся - просто кощунство... и весь вопрос в соотношении этих иногда и всегда...

а так, простите, если напрямки ломить по "бескомпромиссной логике", то можно легко сказать, что

"проф. О. как минимум раскольник т.к. имея определённый авторитет и говоря такие слова, он фактически запугивает клирос тем, что они 100% не спасутся т.е. клиросу надо разоблачаться до простых прихожан и тем самым оставить церковь без клироса, что не слабо подрывает текущие церковные устои..."

но сказав так чего мы добьёмся-то? глупых споров крику, гаму и бестолковой суеты? и кому оно надо?

 

лично моё мнение такое, что если человек не канонизирован, то к трудам его надо относиться как минимум с осторожностью... и другого выхода не видно... нам писано:

По плодам их узнаете их

а плодов, что породит деятельность проф. О., в частности, мы-то знать не можем...

Share this post


Link to post

Миша, конечно, всегда бы нам - зототую середину! Так бы все легко и просто было! Все просто, все понятно!

 

И мне тоже хотелось бы, чтобы чуть по-другому выразился бы тот или другой человек - на много было бы больше пользы. Но где я, и кто - профессор. Ведь не все же возопили - брошу клирос, петь не буду. Нет, думаю подавляющему большинству не будет указ мнение профессора. И какую же радость можно обрести, если не упираться со всей своей богатырской мочи, а все же посмотреть на себя со стороны. Пусть укололо его мнение, но не в погибель же. Работайте над собой. Даже и клиросным не во вред это))).

 

А кто бы не хотел нас исправить. Пусть этот человек замолчит, а тот вообще не объявляется - я так хочу и я так вижу, и я так считаю! И с чего это меня? Разве те или другие люди плохи? Или все же проблема - во мне самой!!!!!

 

А Господь считает - вот так сказать профессору. Может, скажи он чуть по-другому, что он, конечно же может, непредсказуемые вообще могут быть последствия))). Мы же как можем распорядиться своей всесокрушающей любовью))) Имеющий уши слышит.

Share this post


Link to post
Guest Татиана.

Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь (Лк. 2, 13-14); обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26) и, как молитвенная жертва уст (Ос. 14, 3), с евангельских времен песнопения в богослужении обрели простор вечности, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются и будут вечно раздаваться на небесах (Откр. 4, 8-11; 15, 2-4; 19, 5-7).

Share this post


Link to post

Ведь не все же возопили - брошу клирос, петь не буду. Нет, думаю подавляющему большинству не будет указ мнение профессора.

конечно не все, "возопить" могли только те, кто это мнение слышал, а из них только те для кого авторитет проф. О. был как-то признан (Слава Богу, мы-то по своей гордыне ещё и далеко не каждого послушаем... уже не говоря по "услышим"), а в том, смысл, что вот кого-то данное изречение смутило... да, было много других изречений, которые наставили, но это вот смутило...

 

а если про смирение речь вести... тогда , конечно, каждый сам себе виноват и мы должны носить немощи других, но это в идеале, а до идеала, как правило, далеко... :help0000:

Share this post


Link to post

Ну вот так не хотелось ввязываться в высказывания о клиросе. Очень нагрешила в этом отношении. В храме стараюсь сохранять молитвенное настроение. Были случаи, описанные проф. А.И.Осиповым - как грянут!, аж страшно становится. И ощущение как в опере "Борис Годунов", когда на площади каждый свое выкрикивает. А потом на первой воскресной Литургии образовали хор знаменного распева. И почти все прихожане, ходящие на вторую (позднюю) Литургию, стали ходить на первую Литургию. И очень быстро это дело "прикрыли". Сейчас я хожу в восстанавливающийся храм, где трое-четверо певчих и где все спокойно поется (без выкрутасов). Если регенты думают, что прихожанам нравятся их оперные пения, то уверяю вас, что это не так. А вот ссылки на пение ангелов... Я не умею прикреплять видео как ссылку. Можете просто набрать "Пение ангелов на Афоне". :164:

Edited by Людмила 18

Share this post


Link to post

Известный московский регент раскрывает секреты профессии

 

Зачем церковному хору нужен регент, если есть запевала или в храме принято петь "всем миром". Должны ли певчие быть прихожанами или лучше приглашенные певцы-профессионалы? На эти вопросы отвечает известный московский регент Евгений Кустовский, руководитель Московских православных регентских курсов.

61045.p.jpg?0.424805111869047

Ваши родители были музыкантами?

Трудно сказать. Что такое музыкант в наше время? Музыкант сейчас – это обладатель "корочки", диплома. Мои родители не были музыкантами в этом смысле. Но они очень хорошо знали музыку, лучше, чем многие современные музыканты. Послевоенное время. 50-е годы. Мои родители учились в обычном советском техникуме и несколько раз в неделю ходили в консерваторию. У них был приятель, молодой студент консерватории Серёжа Дижур, который впоследствии стал великим органистом и преподавателем в консерватории. Он по своему студенческому билету водил моих родителей на концерты. Да, мои родители не способны были воспроизвести музыку, но музыкальная память, слух – все это у них было. Они знали всего Бетховена, Моцарта, Чайковского, Верди... а через них знал и я, потому что дома мы часто слушали проигрыватель, пластинок классической музыки у нас были горы. Музыка сопровождала наш быт. Идем мы с отцом в баню, он поет: "Джи-ильда-а..." Я отвечаю: "Оте-ец мо-ой!.." (Дж. Верди, "Риголетто").

 

Какие воспоминания у Вас остались от обучения в знаменитом училище Свешникова?

Сама идея создания нашего хорового училища во время моего обучения там держалась в строжайшем секрете. Только сейчас о ней можно говорить свободно. А идея была такая: сделать советский по идеологии вариант Синодального училища. В 1918 году оно было разогнано по известным историческим причинам, в 1944 году в эвакуации Александр Васильевич Свешников, бывший уже достаточно известным хоровым деятелем, создал хоровое училище, в котором обучались только мальчики. А преподавателями были бывшие педагоги Синодального училища, да и сам Свешников был синодалом. В свое время в этом училище обучались Чесноков, Ковин...

 

Свешников был "из семьи сельского дирижера", как об этом пишут в его биографии, иными словами, он вырос в семье регента, очень много времени он провел на клиросе. Есть фильм "Поющие дирижеры" 1974 года, где Свешников говорит: "Некоторые хоровики обижаются, когда их называют певчими, я ничего в этом плохого не вижу. Певчая птичка – разве это плохо?" Видно, как он хитрит, чтобы обосновать свое особое уважение к слову "певчий". В хоровом училище 1950-60-х годов была очень четкая, профессиональная методика, основанная на классической хоровой культуре. Мы пели Баха, Стравинского, Перголези. У нас были и общеобразовательные предметы – химия, физика, литература, геометрия... – и обучение по спецкурсу музыкального училища. Работы было по горло.

 

А каким был Свешников как человек и как учитель?

Во-первых, он был очень изобретательным. Он тоже играл с учениками. Во-вторых, я ни разу не встречал педагога, который бы уделял столько внимания дыханию, вокальному аппарату, артикуляции. Как человек, он мог быть разным, мог быть жестким, накричать на ученика, но только по одной причине: если он видел равнодушие к своему предмету. В то же время возникали и такие ситуации: идет второй час занятия, Свешников спрашивает: "Кто за то, чтобы заниматься дальше?" Все дети поднимают руки. "А кто за то, чтобы идти гулять? – Он один поднимает руку. – Ну, поскольку я руководитель, то идем гулять!" Он каким-то шестым чувством чувствовал, в каком мы состоянии, устали мы или ленимся. Не помню, боялись мы его или нет, но то, что любили – это да. Мы звали его "Дед". Нелюбимого человека так не назвали бы, Свешников был нам действительно как родной. Он был человеком увлеченным, фанатиком своего дела. Этот фанатизм нужно было или принять, или там не учиться. В общем-то, мы все были фанатиками своего дела.

 

Для чего хору нужен регент? В некоторых провинциальных хорах его роль иногда вообще исполняет "запевала" – тот, кто лучше знает мотив и ведет за собой... Всякому ли хору нужен регент?

Хор – это организм, состоящий из разных людей, чтобы они пели одинаково, слаженно, в едином тоне и темпе, для этого нужен человек, который обеспечит это единство. Для этого нужен один человек. Но вот в чем дело: в советское время на клиросе осталось очень мало профессионалов. Поэтому функцию таких "объединителей" заняли люди, которые знают, что управлять надо, но их никто не обучал, как. Именно поэтому появилась функция, сформулированная М. А. Булгаковым в "Мастере и Маргарите" как "регент-запевала". Получается двоякая ситуация: человек поет в церковном хоре, с другой стороны, он пользуется приемами народного пения. В фольклоре как раз регентовать не надо. Нужно вести за собой голосом, голос заменяет руки. Но тогда это будет соло с хором. Ведь нужно, чтобы ведущий за собой голос всегда доминировал.

Вы ведь тоже занимались фольклором... Вам это помогло на клиросе?

Я пытался писать диссертацию по фольклору, ездил в экспедиции, собирал записи, анализировал их. Но написать диссертацию мне, грубо говоря, не дали. Педагоги аспирантуры "застукали" меня на клиросе, это был 1982 год, и с диссертацией пришлось завязать. Певчим я стал спустя два месяца после крещения и знакомства со своим будущим духовником отцом Владиславом Свешниковым. С отцом Владиславом нас с женой познакомила ее подруга, он тогда служил не в Москве, а в глуши, в Чурилово. Мы приехали туда. Отец Владислав был первым священником, с которым я познакомился. Он спросил меня, кто я, откуда. Я ответил, что музыкант. А он мне говорит: "Ну, раз музыкант, значит, пой на клиросе". Я подумал тогда: "Ну и поп! Впервые меня видит, а уже решил, что я буду делать! Я и в церковь-то не хожу..." Впереди у меня была научная карьера, я работал в Союзе композиторов, учился в аспирантуре. Но потом клирос меня все-таки "забрал".

 

Это получилось случайно. Одна моя знакомая попросила заменить ее брата, который уходил в отпуск. А мне нужна была подработка: стипендию я получал небольшую, жена ждала второго ребенка, а официально работать аспиранту не разрешалось... Когда у меня закончился срок аспирантуры, я не очень расстроился, тогда я уже знал, что клирос – это единственное место, где я могу применять все знания и умения, которые у меня были, совместить разные специальности, которые я получил: я был дирижером, закончил хоровое училище и консерваторию, потом занимался фольклористикой в аспирантуре Гнесинского института, мог услышать тот или иной напев, понять его и петь потом с любым текстом, а это и есть основа церковного обихода, гласов. Поэтому тот путь, который люди проходят годами, у меня занял всего несколько месяцев. Отец Владислав оказался прав: я действительно стал регентом.

 

Знакомство с отцом Владиславом повлияло на Ваше воцерковление?

Очень много мне дали квартирные собрания нашей общины. Отец Владислав служил в Тверской епархии, но был москвичом. И мы часто собирались у него в квартире, он разбирал Евангелие, мы много читали духовной литературы, служили требы – молебны, акафисты... Но, надо сказать, Евангелие я прочитал еще до того, как познакомился с отцом Владиславом. А креститься меня сподвигнула прихожанка отца Владислава, моя подруга Мария Карпова. Было это так: я собрался крестить дочку, а будущая крестная моей дочки когда мы ехали на крестины сказала: "Как-то нехорошо. Дочку крестишь, а сам некрещеный! Может, заодно и тебе креститься?" Ну, я согласился. И крестился.

 

Каким, по-Вашему, должен быть идеальный певчий?

Идеальный певчий – это не только профессионал. Это человек, душой и сердцем участвующий в богослужении. Это человек, который выражает свою молитву с помощью профессиональных музыкальных качеств. Однако далеко не всегда профессиональные певчие занимаются на службе служением. Очень часто на клиросе слово "профи" становится ярлыком, обозначающим человека с высшим музыкальным образованием, при этом отрешенного от всего, что происходит в храме. Он просто отбывает рабочее время и зарабатывает деньги, при этом у него могут быть какие-то благоговейные ощущения и вполне молитвенный вид.

 

Я помню такое критическое время для клироса – 1990-1991 годы. Тогда произошла чудовищная инфляция, в храмах резко перестали платить хорошие деньги, а платили в советское время очень много. В это время больше половины певчих ушли из храма, "правые", профессиональные, хоры просто лопнули, как мыльные пузыри. Потому что людей держала на клиросе только зарплата. Один священник на восклицание фининспектора "Как же вы нас, наверное, ненавидите! Столько денег мы у вас отнимаем..." ответил: "Нет-нет, ничего! Вы – тот самый утюг, который выжигает из ризы Господней всех клопов". Клирос потерял качество, но зато остались самые верные.

 

Насколько профессия клирошанина творческая? Возможна ли на клиросе самореализация?

Я бы провел длинную, жирную черту между регентом и певчими. Управление службой и, я бы даже сказал, творение службы, – это творчество. Одна и та же служба в разных храмах, при разных условиях может прозвучать по-разному. Не только по составу песнопений, но и по способу их пения, по ритму богослужения, по расстановке акцентов. Это очень творческий акт, но это что касается управления службой. Регент – это и композитор, и режиссер. Он заранее слышит звучание службы. Это полномочие регента, даже его обязанность. Но это не позволяется певчим. Что будет, если каждый певчий будет по-своему толковать службу? Получится то же, что и у Осла, Козла и косолапого Мишки во главе с проказницей-Мартышкой. От певчего требуется только одно: стоять и петь. Но в это время можно молиться, например.

 

Во многих храмах сейчас практикуется "общенародное" пение, "всем миром", когда литургию, например, поет весь приход... Может быть, тогда и никаких специальных певчих не надо?

Служба подразумевает, что есть какие-то "общенародные" элементы типа "Отче наш" или Символ веры. Эти песнопения неразумно отбирать у прихожан. А другие песнопения лучше исполнять тем, у кого это лучше получается – хору. Певчий – это не посторонний человек из ниоткуда, а тоже один из прихожан, который реализует свою молитву там, где он делает это лучше, чем другие, стоящие в храме люди, – на клиросе. Кто-то другой из прихожан может быть идеальным алтарником или идеальным иконописцем, и они иначе выражают свою молитву и служение.

 

Значит, наемные певчие, не-прихожане, хуже? Откуда же взялась эта традиция – звать певчих-"профи" в праздничный "правый" хор?

Это сложилось еще до советского времени: на некоторых приходах в хор стали приглашать певцов со стороны. Наемники сделались наемниками не сами по себе, их сделали батюшки, которые считают, что легче купить клирос, чем воспитывать – искать способных людей среди своей общины. Но для этого вначале нужно эту общину создать, а это немалый труд. Гораздо проще "заказать" хор на стороне, не понравится – можно выгнать, поменять на другой...

 

Вы часто проводите мастер-классы за рубежом, в Европе, в Америке... Заграничные певчие чем-то отличаются от русских?

Да, отличаются радикально. Только в России пение и регентование считается работой, за которую положено что-то платить. В большинстве приходов Европы и Америки и даже Австралии пение, регентование, прислуживание в алтаре и даже настоятельство – это добровольное, безвозмездное дело, вдобавок к основной светской работе. В то же время за рубежом были замечательные композиторы, которые фактически спасли русскую церковную музыку в советское время, когда в России она никак не развивалась. За границей она продолжала жить, развиваться в диаспорах харбинских или европейских. Чему свидетельством знаменитые Лондонский и Римский сборники. Современные клирошане продолжают традиции тех регентов-эмигрантов, которые наследовали синодальной традиции, придворной певческой капеллы. В Америке это классик американской церковной музыки Ледковский, в Европе – Осоргин, Мироносицкий, отец и сын Кедровы, Жаворонков.

 

А чего не хватает зарубежным регентам? Для чего им нужны мастер-классы?

Им не хватает образования. В России существуют разные центры подготовки регентов, в Европе их нет. Ни одного учебного заведения. Поэтому наши мастер-классы – по сути единственный стабильный центр по подготовке регентов и певчих. В Америке есть ежегодная летняя школа в Джорданвилле, которую возглавляет отец Андрей Папков. Там преподают лучшие преподаватели. Но на всю Америку этого маловато...

 

Какие качества Вы цените в церковной музыке?

Я буду не очень оригинален в ответе на этот вопрос. Какая бы ни была церковная музыка – простая, сложная, современная или старинная, архаичная – в ней должно быть главное: она должна помогать услышать слова тех гимнов, на которые она написана. Важно, чтобы музыка как минимум не мешала молиться, а еще лучше – помогала. А когда авторская музыка начинает подкреплять слова гимнов чувственными, чрезмерно эмоциональными оттенками, это мешает. Музыка в богослужении не самодостаточна, она обслуживает слова.

 

А как Вы решили сочинять церковную музыку?

Я понял, что в церковной музыке уже все давно написано, а мне просто нужно взять и раскрыть то или иное слово в каком-то определенном стиле, давно сложившемся. Я занимаюсь по сути стилизацией. Если в богослужении есть три основных песнопения, и только для двух из них есть музыка в едином стиле, а третье выбивается, я сочиняю это третье так, чтобы оно соответствовало первым двум и складывался единый образ службы.

 

Беседовала Юлия Линде

 

Share this post


Link to post

Храм - это корабль, где несколько человек, образно говоря, "гребут" (священник, который совершает службу, а также хор). Таким образом спасаются все находящиеся в храме. И нужно слушать не КАК поют на клиросе, а ЧТО поют.

Share this post


Link to post

Храм - это корабль, где несколько человек, образно говоря, "гребут" (священник, который совершает службу, а также хор). Таким образом спасаются все находящиеся в храме. И нужно слушать не КАК поют на клиросе, а ЧТО поют.

Простите, но порою так поют, что практически не возможно понять, что поют... "Гребут" так, что за борта вываливаешься - попробуйте ка три раза перекрестится и поклонится, если трисвятое умудряются за 6 секунд протараторить - голова закружится. Частенько клир гребёт в своей отдельной лодке не осознавая где они поют и для чего поют - не раз и не в одном храме мне приходилось слушать как на Литургии, при пении Символа веры, хор такие колена и переливы закладывает и так слова тянет, что чётко понятно - не осознают певчие, что вместе с ними все молящиеся в храме Символ поют и не могут люди поймать и подстроится под такие мудрёные переливы, а дьяка нет - некому молящихся с хором согласовывать.

 

А порою хор такое усердие в пении проявляет, что в конце службы хочется овации им устраивать и на бис вызывать. Как на концерте побывал, а не в храме на службе. Однако ж молитва это не эстрадное пение.

 

Благодарим хор за молитвенное пение, но грести нужно всё таки так, что бы морской болезни у всех не приключилось. Как говориться - "не дрова везёшь".

 

И простите меня за гундёж - это моё заговение на пост.

Share this post


Link to post

Тоже простите, не только не понять что поют, а понять поют ли вообще или издают какие то звуки. Вот на праздник Рождества приглашал настоятель хор с ДК, вот было пение, сердце в пятки уходило, и главное каждое словечко отчетливо слышно.

Share this post


Link to post

Всегда стараюсь стать поближе к клиросу' что бы отчетливее слышать слова пения, за что бывало и по "шапке" получал от особо бдительных старушек, поставленных видимо Самим Господом в храме не молится, а порядки соблюдать и всем свои места указывать. Так вот когда поближе становишся, что бы слова молитвы четче слышать, то кроме желанных слов начинаешь от хора иногда и не желанные слова слышать... Так сказать производственные разборки в ходе работы... Стоишь так молишься, с головой ушел в молитву, и вдруг... - бабах - крики шепотом - "А ты сам куда смотришь! Что поешь!Здесь, что! А ты что!..." Но я не ропщу - понимаю, что все по воле Господа. Видать Он мне так через певчих указывает, что нельзя так сильно молитвой увлекаться, а то ведь можно в порыве вознестись и купол храма головою прохудить... Кровельные материалы ноне дорого стоят...

 

Так, что благодарим хор и за молитвенное пение и за служение в удержании от разрушительного возношения.

 

Простите... Заговение продолжается... На посту шутить не буду.

Share this post


Link to post

Стоишь так молишься, с головой ушел в молитву, и вдруг... - бабах - крики шепотом - "А ты сам куда смотришь! Что поешь!Здесь, что! А ты что!..." Но я не ропщу - понимаю, что все по воле Господа. Видать Он мне так через певчих указывает, что нельзя так сильно молитвой увлекаться, а то ведь можно в порыве вознестись и купол храма головою прохудить... Кровельные материалы ноне дорого стоят...

 

Так, что благодарим хор и за молитвенное пение и за служение в удержании от разрушительного возношения.

 

Андрей, этот "пост" во время поста, надо в другую тему форума переносить. От души посмеялся! :rofl0000:

Share this post


Link to post

Возможно,покажусь смешным,но единственное, дозволительное,положенное и правильное на клиросе-это молитва,может быть кто-то из поющих забывает,что все,что поется на клиросе-молитва? Более того,во времена,когда клирос перестал носить своего истинного смысла-"Избранные",молиться-единственный способ не стать преступником пред Богом в самые важные моменты человеческой жизни,моменты служения Богу....

Share this post


Link to post

Дружу с нашим регентом,искушений много везде,клирос не исключение...А так как поют большинство на клиросе не воцерковленные люди,они всего этого не выдерживают и уходят.Помоги им Бог в их служение!Всегда молюсь о наших певчих,особенно когда приходят больные,голоса нет,еле говорят,думаешь как же они петь то будут(И поют,да так проникновенно,Господь и Богородица их не оставляют,а после службы они говорить не могут,но а искушениями они борются.Спаси их Господь!

Share this post


Link to post
Всегда молюсь о наших певчих,особенно когда приходят больные,голоса нет,ели говорят,думаешь как же они петь то будут(И поют,да так проникновенно,Господь и Богородица их не оставляют,а после службы они говорить не могут,но а искушениями они борются.Спаси их Господь!

Да уж,как же они потом вообще петь будут когда у них например узелки на связках появятся из-за пения больными а там глядишь и вообще голоса лишатся,если продолжать будут в том же духе.Там уже ни то что еле говорить будут а будет полная афония.Такие трюки с собой так просто не пройдут.А уж о качестве пения в таком состоянии когда еле говорят я так думаю еле поют -лучше промолчать .Вопрос -кому нужно такое послушание?

Share this post


Link to post

ну это уже другая тема.Каждый сам выбирает что ему надо,люди все взрослые...

Share this post


Link to post

ну это уже другая тема.Каждый сам выбирает что ему надо,люди все взрослые...

Почему другая?Это тоже своего рода искушение ведь тема об этом?Если на клиросе поют так что уши затыкай какое будет состояние молящихся в храме?А регент который так издевается над людьми что разрешает больным петь куда она смотрит?Или абы спеть прокудахтах.

Share this post


Link to post

поет больная только регент,а другие если болеют,то дома сидят.Бывает что регент сама,одна,поет,так как никого нет!а поет наша регент,даже больная,просто здорово,я про нее писала,что говорю с ней,а она хрипит,но начинается Литургия,и она поет,а не кудахтает,как вы написали...Помощь Божия,это сила,нам не понять...хотя согласна,больному петь нельзя.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By Татиана.
      В духовной жизни нет мелочей

      Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна. 
      На подступах к Церкви человека одолевают сомнения: а тот ли это путь, почему верующие и священники не являют собою идеал человека, и т.д. Преодолев первый эшелон препятствий и войдя в Церковную жизнь, перед неофитом возникают новые проблемы: почему я не меняюсь в лучшую сторону, почему приходят периоды ослабления в вере, нормально ли то, что прежнее окружение вдруг стало чужим? Иногда эти сомнения кажутся неразрешимыми, и тогда душа человеческая сходит с прямой дороги к своему Творцу и идет дальше по жизни тернистым и окольным путем.
       
      Но как сказал один из старейших духовников Московской епархии отец Валериан Кречетов, «набор сомнений, которые вводят людей в искушение, не так велик». Мы попросили отца Валериана разрешить некоторые из таких сомнений.
       
      Отец Валериан решил стать священником еще в детстве, в школе он отказался вступить в пионеры и в комсомольцы, несмотря на все последовавшие за этим неприятности. Вернувшийся с войны и ставший священником отец, который в свое время прошел и Соловецкие лагеря, говорил ему: "Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме". Потому закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, - ведь в тюрьме на лесоразработки посылали в те времена. Но к счастью эта участь миновала о.Валериана. Он женился, стал отцом семерых детей (а сейчас уже дедушка 27 внуков) и с 1970 года служит в Покровском храме с. Акулово в Подмосковье. Он воспитал много священников, монахов и монахинь. Известный всей православной России старец о. Николай Гурьянов в последние годы принимал Причастие из рук о. Валериана и батюшка каждую неделю ездил к старцу из Москвы на остров Залита.
       
       
×
×
  • Create New...