Jump to content
Sign in to follow this  
О_К (fakel)

Петров пост

Recommended Posts

Пост человеческий

Священник Сергий Круглов

IMG_2635.jpg

Священник Сергий Круглов

В храме – стоит старушка, из наших прихожан, чья вера отличается не столько богословской утонченностью, сколько простой и крепкой верностью. Пришла с внучкой тинейджерского возраста и облика (топик — шортики – резиновые вьетнамки – феньки-сережки) – из таких, которых летом привозят в отпуск в Минусинск (хоть и сибирский, а юг как-никак) родители, работающие на Севере. Сами — отдыхать, а детей – бабушкам, а те уж как рады!… Вот и эта – привела любимую внучку в храм.

У девчонки – глаза, что называется, по пять копеек: все интересно – и свечку поставить, и иконы поразглядывать, и послушать бабушкины объяснения того и сего, — все внове, явно у себя-то в Норильске нечасто в храме бывает…

 

Слышу разговор:

- Бабуль, а почему ты говоришь – Петров пост? Опять что ли пост? Пост же был уже, весной, когда Пасха?

- А то был пост Божественный, а это – человеческий…

- Как это?

p_p_2.jpg

Апостолы Петр и Павел

- Ну, Великим постом мы празднуем воскресение Сына Божия, Господа нашего, готовимся к нему. А сейчас – чествуем людей Божьих, апостолов Петра и Павла и всех святых… То постимся – Богу, а это – людям.

О Петровом посте, как известно, впервые упоминается в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского (III век). Также известно, что в те времена это был пост, так скажем, компенсаторный, для тех, кто хотел, но не смог попоститься Великим постом в преддверии Пасхи Христовой, и лишь позднее его стали связывать с именами апостолов Петра и Павла.

В наши дни нередко приходится в среде особо продвинутых и начитанных слышать мнение: вот-де, и зачем этот пост – непонятно, принесли когда-то на Русь греческие да египетские монастырские уставы – послушные славяне и взяли самые строгие, слепо им следуют без всякого смысла, такое-де у нас, невегласных, обрядоверие…

Ну, вольному, как известно, воля, Церковь – не колония общего режима, она только предлагает нам пост, но насильно поститься никого не заставляет, не понуждает всех во всем быть одинаковыми как спички из одного коробка (и вышеозначенный ропот на «лишнее» в Типиконе, и наоборот – строжайшее «низзя» в отношении свободы в обращении с постовым уставом чаще всего происходят из непонимания самой его духовной сути, из более гастрономического и дисциплинарного, чем подвижнического отношения к посту).

И в бабушкином богословии смысла, похоже, больше, чем в треске копий, ломаемых ригористами и вольнодумцами, церковными эрудитами, витиями многовещанными: «То постимся – Богу, а это – людям…»

Именно что – людям. Главную Божью заповедь мы, конечно, помним. Но если с любовью к Богу как-то более-менее всё ясно: «любить, то есть бояться-слушаться, а то накажет», то вот со второй половиной – любить ближнего – как часто бывает все размыто и туманно… Сколь многие из нас стараются идти к Богу – поодиночке, крепко усвоив идею ЛИЧНОГО «спасения души»! Вместо христианской семьи, общины духовно близких и единых в Духе людей, живущих вместе и во Христе – не только на Евхаристии, но и за порогом храма, в обычной жизни, у нас – «приход»: как пришел – так и ушел…

Особенно явно это «одиночество-в-толпе» на примере больших многолюдных соборов: вот вроде человек воцерковлен, исправно ходит на службы, исповедуется-причащается, посещает Воскресную школу – но все это делает сам по себе, иногда никто его и не замечает….

С одной стороны – потребительское пассивное отношение прихожан, обвинения в адрес священнослужителей: «А вот у вас нет общинной жизни!..А вот вы нам НЕ СДЕЛАЛИ!…А вы обязаны!..»

С другой – понятное нежелание иных священнослужителей «париться» над этим всем: времени и сил и так ни на что не хватает, куча забот, храм надо строить, ритуальные услуги совершать (попробуй откажи кому в требе или сделай что-то не так – нажалуются архиерею, мало не покажется…), бежать в школы-тюрьмы-больницы-на телевидение, а потом еще описывать все это в отчетах про миссионерство-катехизаторство-охват молодежи, сотни иных послушаний и забот, своя семья на руках, ну когда тут не то что какую-то там общину строить, а и просто Богу помолиться.

С третьей – священник, пытающийся все же как-то организовать такую общину, напомнить людям о том, что Церковь Христова – это семья, а мы все — братья и сестры, что совершает ту же Евхаристию не один священник, а вся Церковь, и живет христианин в Церкви не только во время Богослужения, наталкивается на активно сопротивляющийся индивидуализм: «Я пришел сюда свою душу спасать прежде всего… И вообще, к Богу пришел, а не к ним, они все грешники… И про какую вы там общину говорите, вот есть же храм один для всех, святыни, таинства и обряды одни для всех, чего же еще? Какая такая совместная внехрамовая молитва и чтение Писания, какое общение, какое ежедневное попечение друг о друге, какая такая совместная жизнь, что значит – свои по Духу? Что за сектантские разговоры?! Вы, поди, батюшка – еретик?!..»

Любовь к ближним, человеческий фактор… Помните у Чехова горькое : «Человека забыли»? Как часто вот это мирское отношение: главная наша ценность – земля наша расейская и ее недра, а еще – наша (явная или только чаемая) мощь: военная, государственная и прочая, а люди…ну что люди — отзывается и в церковной ограде: главная наша ценность – храмы и святыни, традиции и священная наша история, мощь православия опять же, а человек…что человек, он изначально грешен и нечист, в Церковь допущен только по милости и снисхождению, а в Церкви надо за ним присматривать, чтоб во-первых не коснулся бы святыни и не осквернил ее, а во-вторых чтоб не поддался козням всесильных бесов, не нахватался где-нибудь прелести и не вышел из рамок формулы «послушание паче поста и молитвы», лишнего бы не думал и очи имел не борзяся долу, на то и сказано: «пасомый» — его надо пасти жезлом железным, водить на водопой и регулярно стричь, а более с него взять нечего, овца она и есть овца…

help.jpg

К счастью, сама Церковь постоянно напоминает нам об этом «человеческом факторе», напоминает всем – и таинствами, и Писанием,и преданием, и Самим Духом, живущим в ней, о нашем собственном апостольском назначении – показать Христа нашим ближним и свидетельствовать о Нем в суете жизни, о великой ответственности, которую мы не должны с себя снимать, зане мы не только люди, то есть чада Божьи, но и христиане, то есть чада вдвойне, призванные участвовать в домостроительстве Отца, в деле преображения себя и мира в Царство Божие, святые, то есть выделенные Богом из мира в особый удел и наделенные для выполнения этой творческой задачи всеми мыслимыми Божьими дарами, дарами Духа Святого.

Для нас Пятидесятница – не красная дата в календаре, она совершается ежедневно. В Неделю Всех Святых мы чествуем не только тех христиан, кто запечатлен на иконах, но и друг друга, народ священный, Церковь, которую Господь наш родил в муках любви на Голгофе и хочет, чтобы новорожденный подрос, вылез из пеленок и научился быть взрослым…

«Пост человеческий»… В чем смысл поста? В аскезе ради аскезы? От такой постановки дела недалеко и до пресловутого «гастрономического» настроения: «Попостимся построже, чтоб разговеться в праздник послаще»…. В аскезе ради личного спасения? Нужное дело, но как же надо беречься на этом пути, чтоб не стать Ферапонтом из «Братьев Карамазовых»…

 

Аскеза ради чего?

Один из ответов – ради Церкви, то есть ради ближнего. Попробовать посвятить Петров пост – ближнему, усилия молитвы и поста направить – на него: того самого, кто нуждается в нашей любви, внимании, прощении, помощи, провести пост ради него, ради того, чтобы и ему через нас открылся Христос, открылась любовь и правда Божья. Посвятить пост – своей церковной общине: чтобы действительно Господь Духом Своим Святым очистил, направил, укрепил ее, сделал воистину Церковью верных, чтобы, как в древней евхаристической молитве, собрал нас, как хлеб, рассеянный по горам, в единое Свое Тело.

Share this post


Link to post

Память об апостолах — не в поедании огурцов…

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» — Ап. Павел.

014.jpg

Много прекрасных икон Спасителя написал благодарный Человек, ища душой любимый Образ Бога. Святые люди, пребывая в духе, восхищали из горних высот образа: Златые Власы, Спаса Недреманное Око, Ярое око, Архиерей Архиереям. Казалось бы, за две тысячи лет изографы сказали нам все о Воплощенном Боге.

 

Но нет! Как-то не прозвучала в иконах радость Христа, взявшего на руки мальчика Игнатия, Спасителя, явившегося по Воскресении, ученикам на берегу озера и готовящего им на костре рыбу печеную. Неужели при этом Он оставался таким же грозным, суровым, погруженным в дела Вселенной, как это часто мы видим на греческих иконах? Нет.

 

За скобками также осталось еще одно Евангельское событие, в котором мы можем увидеть легкую улыбку Христа и доброжелательную тонкую шутку. Вот, сидит под деревом деревенский «богослов» Нафанаил. Перед ним СТОИТ Творец Мира, ангелов, духов и самого Нафанаила.

 

И житель глухой деревушки вместо приветствия говорит Христу!!! : « … из Назарета может ли быть что доброе?» И Бог, наверное, не с грозным ликом шутит, не укоряя и ничуть не оскорбляя человека:

- Вот израильтянин, в ком нет Лукавства.

 

Через несколько минут Нафанаил бросает дом, семью, работу и уходит вслед за Христом.

 

Поразительно точные слова: «В ком нет лукавства». Один из священников, живущих ныне в Сибири, писал о том, что в работе с коренными жителями Сибири нужна осмотрительность, так как среди них много людей живущих в евангельской простоте.

Он пишет, что если европейцу надо долго, порой годами взращивать словами в сердце доброе дело, то сибиряки часто и малую часть слов готовы тут же воплотить в жизнь тут же, вплоть до существенной жертвы.

001dad58.jpg

Христос-Пантократор

Меня также поражают некоторые христиане Запада. Обескураживающая простота и «наивность» делает их похожими на детей, а нас на тертых жизнью, изуверившихся взрослых. Очень необычно и удивительно выглядит их забота об инвалидах, страждущих, гонимых.

У нас этого почти нет. Когда видишь лица людей бескорыстно и с бесконечной доброжелательностью терпящих скорби ближних, то сжимается сердце. Что-то в нем ранится, и оно укоряется.

 

На Западе и на Востоке есть то, что было у Нафанаила. А как у нас? Часто одно подумал, другое сказал, третье сделал, а четвертое вышло. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Восток — дело тонкое. Это когда вот только что в человеке сияла вера Христова, а через пять минут вылез кроманьонец с дубиной.

 

Был в храме: «Простите и благословите». Пришел домой – там жена сидит! Ну и поехало. Ни простить, ни благословить. И когда переключится в голове одно на другое, никто не знает. Двух-, а часто и трехвалентность – наша бытовая норма. Эту переменчивость души порицали Конфуций, Цицерон, Евангелие, и даже Гоголь, описывая такие переходы как свойства «подлой» души. Замесь ордынца с христианином.

 

 

Но не таковы были апостолы. У них не было промежутка между подумал, сказал и сделал. Подумал и сделал. Как же возникает такое состояние души? От веры. И тот, кто жил верой, дал точное ее определение, оставшееся на века:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1)

 

То есть, говоря проще: вера – это такое состояние души, когда человек видит Горний мир также явственно и реально, как и мир земной. Это такое состояние, кода человек видит себя на всякое мгновение перед лицом Бога, когда до Него так близко, что с Ним можно разговаривать, как Иоанн Кронштадтский на Литургии, как праотец Адам под звездным небом. Так близко, что человек готов принять Руку Господа, протянутую ему.

 

Как же обретается такое зрение сердца? Как увидеть себя перед Богом лицом к лицу, глаза в глаза? Об этом сказано в Евангелии. Там много что сказано вообще такого, что часто обыватель слушая, отвечает: «Нууууу, хорошо им там. Они люди святые, а мы…»

Но вот жизнеописание апостолов показывает, что они сделали первый шаг, пребывая в самом простом звании: рыбака из захолустной деревушки и служки в доме архиерея. Что может быть проще?

 

Один всю жизнь рыбача, разумеется, ждал Мессию-царя, избавителя Израиля. Но вряд ли, при этом, он предполагал начало пути Мессии от своей деревни. Другой — стоял еще дальше: на месте преследователя и пособника мучителям первых христиан.

Их путь — яркая иллюстрация двух разных путей шествия в Небесный Иерусалим от нахождения в самом простом звании до места восхищенных на третье небо.

 

Ранее мы видели, как два таких же разных служения привели к рожденному Христу простых пастухов и ученых волхвов. Первые, очевидно, пребывая в компании единомышленников и в праведных трудах вздыхали о Мессии. Причем, показательно, что их ностальгия о Небе и чистота жизни сделали их сердца чище сердец царя, архиереев, богословов, философов, архитекторов и знаменитых военачальников.

 

Это тема часто спекулятивно развивается нашими деревенским батюшками, противопоставляющими селян ученым «безблагодатным» горожанам. Но это не так. Пастухи пришли первыми и принесли свои простые, незатейливые дары. Напортив, придя позже, ученые мужи, провидя будущее, принесли, то, что у пастухов быть в принципе не могло – ладан, золото и смирну.

Так и апостолы.

033-567x600.jpg

Петр, подобно пастушкам, был всегда первым. Всегда неутомим. Я видел в Риме его тюрьму. Стоит круглый дом. В каменном полу тесная дыра, через которую протиснули пожилого апостола и сбросили к уголовникам почти с трехметровой высоты. И среди них он нашел и привел ко Христу души, скучающие о Боге и о Граде небесном Иерусалиме. И это накануне смерти!

 

Павел смог передать нам дух, живший в сердцах свидетелей Явившегося Христа. Он смог донести до нас и слова Духа, входившего в его сердце. Он смог нам дать не только глубочайшее определение веры, но также сложил удивительный по силе гимн истинной любви:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

 

И наконец, он затвердил важность ДЕЛ веры.

 

Во всем этом ему помогло прекрасное образование, которое он получил в детстве, пребывая у ног Гамалиила – лучшего учителя Израиля. Воспитание в образованной и обеспеченной семье. Все было дано ему как десять талантов. И все его таланты он прирастил с лихвой, возвращая их Господу.

043.jpg

Еще одна важная особенность жизни апостолов сегодня очень и очень актуальна – жизнь для Бога среди людей. У нас как-то исподволь сформировалось мнение, что наилучшим путем к Богу является аскеза. Желательно монашеская. Пост, молитва и послушание стали аксиомами в духовной жизни.

 

Жизнь в миру часто рассматривается как ущербная в духовном возрастании. Старцы, как увидят добрые молодые сердца, так срочно определяют их в монастырь. И складывается впечатление, что в монастырях заняты очень важным для Вселенной делом – добыванием из аскезы некого духовного «масла», потом великодушно раздаваемого в мир.

 

В то время как эти предметы: пост, молитва и послушание — не могут быть самоцелью, а являются лишь только инструментами для стяжания духа, очищения сердца, видения горних и укрепления веры. Вера же по апостольскому учению без дел мертва. А вот тут у нас и загвоздка.

 

В имперской России, а затем в СССР милосердие и справедливость позиционировались государственными атрибутам — так, что наше милосердие атрофировались. Многие настолько дезориентированы, что с трудом уже могут придумать себе доброе и богоугодное дело. Вот поститься, молиться и слушать радио «Радонеж» — это пожалуйста. А провести ночь в автобусе «Милосердие» – это удел шестерых человек на двенадцатимиллионную Москву.

053-580x435.jpg

Не аскеза, а Евангельский максимализм превратили рыбака и образованного юношу в апостолов. Чистая аскеза – это удел буддистов, ищущих нирвану, не возмущаемую ни людьми, ни обстоятельствами. Если бы аскеза была фундаментом христианства, то Спаситель должен был бы на протяжении всего евангельского повествования учить людей открывать чакры, а не посещать все уголки Иудеи, сея зерна любви к Богу и людям.

 

Раз уж пришло время, то правильно будет вспомнить и то, что люди, ставшие рядом со Христом, охотно трудились и кормились от рук своих и никогда не были при этом оставлены Господом. Тот человек, которому посвящены соборы во всех частях света – апостол Павел, добывал пропитание шитьем палаток, нисколько этим не смущаясь.

 

Это повод к тому, чтобы на время поста ослабить объятия Мамоны, мучающего сегодня и богатых, и бедных. Взирая на почти нищенскую жизнь этих двух прекрасных людей, мы должны помнить, что никогда, ни при каких обстоятельствах они не были оставляемы Богом.

 

Читая, как на руке Павла оказалась змея, не причинившая ему вреда, нам также следует думать о том, что мы все можем в укрепляющем нас Господе. Не забывая обетование Господа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам».

 

Среди товарищей апостола по мореплаванию родилась мысль о божественной природе Павла. И товарищи апостола по путешествию были не совсем не правы. Они, без сомнения, увидели за простой внешностью этого незнакомого человека великую душу, пламенеющую к Богу, но выразить это сумели так, как тогда это было принято у римлян – решили, что он из рода бессмертных богов.

Из примеров такого простого апостольского труда и упования мы должны сделать вывод, что ни скорбь, ни нужда, ни болезнь не отлучают от Христа, и попробовать увидеть Промысл нашего Небесного Отца о каждом из нас — в этом году, в этот день, в эту секунду.

Память об апостолах, выражающаяся в посте, должна быть не только в употреблении огурцов, прибавлении молитвы на личном правиле и частом стоянии на службе.

 

Особенностью этого поста для нас должно стать упражнение в нелукавстве, цельности характера, так чтобы «да» было – «да». А «нет» — «нет». Как у апостолов. В развитии того, что Христос считал главным у апостолов — евангельской простоты. Так, чтобы наша жизнь в миру, в самых его прозаических местах, вдруг открылась нам как нива проповеди через явленную любовь и милосердие. Нива чрезвычайно угодная Богу.

062.jpg

И что очень важно и обязательно этим постом – дела любви. Прицерковные люди — большие охотники учить. А преодоление неудачи своей проповеди они часто видят в большем напоре, суровости и красоте монологов. Однако, у апостолов труды обязательно связаны со словами.

 

Вот они пришли к болящей петровой теще, к уже умершей Тавифе, к мальчику, выпавшему из окна — воздев руки и воздвигнув горе душу, приклонили Любовь Господа к страждущим. Так и нам будет хорошо по их примеру постом служить слабейшим и младшим не только летучим словом.

 

Возвращаясь к иконам как взысканию Образа явленного Бога, можно сказать, что еще остается удел апостольский заросший – приносить в мир Христову радость, тепло, улыбку и Его милующую любовь через наше сердце, ум, руки, уста и внимание. Важно также творить икону не только на левкасе, но и в своей душе, так чтобы через наше подобие люди узнавали и благодарили Бога.

 

Думаю, что подобные труды на ниве подражания апостолам Петру и Павлу будут лучшим подарком ко дню торжества их памяти. А мы, подражая лучшим ученикам Христовым, не только словом, но и, главным образом, делом, принесли бы на своей ладони такие труды как гостинец к празднику. Нечто святое, весомое, чистое и радостное.

 

«Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Римл. 14:17).

 

Share this post


Link to post

Теплится лампада, свет свечи весёлый, старый инок шепчет, голову клоня:

— Милостивый Боже, я познал глаголы «Симоне Ионин, любиши ли Мя?"

 

Катятся беззвучно слёзы восковые, воздыхает старец, всей душой томясь.

Что сказать на эти словеса живые: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

 

Тихо шепчет старец, не подымет взора. волны, воды снова надо мной шумят.

— Дай мне покаянье, Рекший без укора: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

 

Молится подвижник, лик и строг и светел. плач коснулся сердца, теплотой щемя.

Оскорбе же Симон, что услышал в третий : «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

 

О, Святый Апостол, Ты Своё паденье вон исшед, оплакал, помянув глагол.

Но до самой смерти в петушином пеньи слышалось средь ночи: Аз не вем Его.

 

Плачет старый инок: «О, моя Отрада, Мати Пресвятая, я Тебе молю.

Дай сказать от сердца с Тем, Кто трижды падал: " Господи, Ты веси, яко Тя люблю.»

 

Теплится лампада, свет свечи весёлый, старый инок шепчет, голову клоня:

— Милостивый Боже, я познал глаголы «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

 

 

Иероманах Роман (Матюшин) 12 января 1988 г. с. Родовое

Share this post


Link to post

ПЕТРОВ ПОСТ. КАК НАМ ЕГО ПРОВЕСТИ?

 

Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь – это субботние и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится две недели, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.

Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец люди могут «поститься» и по экономическим причинам... В чем же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют...Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к Нему.

Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту.

Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе. Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями.

В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный обычай, который должен прививаться в семье, – это решительное прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек становится неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее наметить для себя список книг, которые полезно было бы прочитать. Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость.

Что касается долгих часов, проводимых во время Поста вне дома, тут нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что Пост – это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях.

 

http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/petrov_post/petrov_post_kak_ego_provesti.shtml

 

 

Когда был установлен Петров пост

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

"После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище".

 

Почему этот пост назван апостольским

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой – они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (<a href="http://azbyka.ru/biblia/?Act.13:3" target="_blank">Деян. 13:3).

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

 

Share this post


Link to post

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер. 31:31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2Кор. 3:3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5:34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть...

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви". Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божий можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.

Отвратить же это зло можно только милостию и постом".

Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов".

Share this post


Link to post

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор. 4:1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19:28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

 

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1:18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1:29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9:40), больные исцелялись (Деян. 9:3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5:15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2Кор. 11:5)

и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8:3). Однажды "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил" (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1Кор. 15:10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

 

Share this post


Link to post

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан".

 

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Share this post


Link to post

по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

 

Вот интересно, почему такие разные бывают сведения о постах? Здесь в Вашей цитате - одно (рыба только по субботам и воскресеньям), на сайте "Православие.ру" - другое (сегодня можно рыбу, потом в ближайшие выходные, а также в след. понедельник, вторник и четверг), в православном календаре, купленном мною в Даниловском монастыре - третье (рыбу можно каждый вторник, четверг, субботу и воскресенье), в книгах "Чтение на каждый день года" - вообще нечто четвёртое. Это не только Петрова поста касается, а любого поста. И ведь что странно - все источники православные.

По поводу сухоядения тоже расхождения.

 

Я совершенно запуталась, не знаю по какому из календарей ориентироваться.

Share this post


Link to post

 

 

Вот интересно, почему такие разные бывают сведения о постах? Здесь в Вашей цитате - одно (рыба только по субботам и воскресеньям), на сайте "Православие.ру" - другое (сегодня можно рыбу, потом в ближайшие выходные, а также в след. понедельник, вторник и четверг), в православном календаре, купленном мною в Даниловском монастыре - третье (рыбу можно каждый вторник, четверг, субботу и воскресенье), в книгах "Чтение на каждый день года" - вообще нечто четвёртое. Это не только Петрова поста касается, а любого поста. И ведь что странно - все источники православные.

По поводу сухоядения тоже расхождения.

 

Я совершенно запуталась, не знаю по какому из календарей ориентироваться.

Вот здесь хорошо описано- http://otets-gennadiy.livejournal.com/51160.html

Share this post


Link to post

Валерия, можно (и нужно) благословение взять у священника и кратко спросить, если нет своего духовника, - как благословите? Если есть особенности какие в необходимом питании - сказать о них.

 

Я бы сказала: "Батюшка, запуталась в рыбе. Когда благословите?" Но это я знаю, у кого спрашивать бы пришлось. Как там у Вас будет? Как-то хотела на молочное послабление получить, да наш настоятель всех опередил на проповеди: " Сейчас начнете - батюшка, кефирчика бы..!" Да таким тоном сказал, что стыдно стало. И все обошлось без послаблений.

 

Если чего не так написала - прошу простить. Чего-то рабочие деньки с переутомлением полным не прекращаются.))

Share this post


Link to post

Нынешний Петров пост справедливее назвать не Петровым, а Павловым, потому как он маленький. Имя Павел в переводе с латинского означает малый. Дети малые тоже этим постом как то уж очень страдают.

Share this post


Link to post

Как это меру поста для всех определяют, мне непонятно. Было дело, сломала я ногу плюс сильное растяжение. И тут начался Петров пост. Я в гипсе, сходить в храм не могу, пощусь как положено. К концу поста у меня уже начали просто сыпаться волосы, в последний день совсем кончилось терпение и водворилась в моем сознании мысль, что такой пост - просто бессмысленное самоуничтожение. А перед этим я еще долго болела гриппом с осложнением на легкие, с рецидивами. Организму реально досталось. Подходит Успенский пост. Иду в храм спросить, нельзя ли мне какое послабление. На что батюшка, глядя на меня, объявляет мне, что в послаблениях я не нуждаюсь. Но сказал еще на всякий случай к другому батюшке подойти, который раньше был врачом. А мне нужно было уезжать, к тому я уже не попадала. Еду в метро, и наворачиваются у меня слезы. Попостилась я несколько дней и слегла с какой-то простудной инфекцией. Тут уж я сама себе послабление назначила.

Потом, когда попала к тому священнику-врачу и рассказала ему и про Петров пост, и про ропот свой в конце поста, он воскликнул "А зачем же Вы так постились?"

 

Мне вообще не совсем понятно, как всем людям один устав назначен. У меня, например, такая скорость обмена веществ, что мне себя можно не особо в еде ограничивать и я поправляться почти не буду. Зато при посте по правилам у меня уже так из организма минеральные вещества выводятся, что начинают сдвигаться зубы и иногда даже болеть связки на суставах. А какая-нибудь тетенька под сто кило может за пост внешне и не измениться даже, вид такой же свежий будет. Потому как обмен веществ у нее медленный. Есть у меня знакомая, полная, так я на ее обычном рационе не протяну. А вешу я раза в полтора меньше.

И всем один устав.

Share this post


Link to post

Как это меру поста для всех определяют, мне непонятно.

...

И всем один устав.

в том дело, что с течением времени физиологические процессы у людей могут притерпевать изменения... проще говоря - люди привыкают... а можно и сложнее сказать - Бог укрепляет...

а можно ещё сложнее сказать - человек отрекается от греха (даже в самых незначительных и мелких проявлениях, нещадно гонит от себя скверные помыслы) и тем самым делает возможным приблизиться к себе благодати Бога, ну а далее по слову "кто на ны яко с нами Бог?"...

Share this post


Link to post

 

в том дело, что с течением времени физиологические процессы у людей могут притерпевать изменения... проще говоря - люди привыкают... а можно и сложнее сказать - Бог укрепляет...

а можно ещё сложнее сказать - человек отрекается от греха (даже в самых незначительных и мелких проявлениях, нещадно гонит от себя скверные помыслы) и тем самым делает возможным приблизиться к себе благодати Бога, ну а далее по слову "кто на ны яко с нами Бог?"...

 

Миша, может, и так. Но вот человек только пришел в церковь. И тут уже слышит: " Мы сегодня ничего не вкушаем, а завтра после утренней службы можно подкрепить себя сухариками".

И к строгости соблюдения прихожанами поста у батюшек особое рвение.

 

Один мой знакомый спросил у батюшки: "Как мне поститься?" И получил ответ: "Как мы, сухоядением".

Share this post


Link to post

Миша, может, и так.

вот "." тут быть должна и всё... дальше лишнее...

Но вот человек только пришел в церковь. И тут уже слышит: " Мы сегодня ничего не вкушаем, а завтра после утренней службы можно подкрепить себя сухариками".

И к строгости соблюдения прихожанами поста у батюшек особое рвение.

ну и что? Если священник это говорит своему приходу, то что в этом плохого?

это Ваша проблема лихо разрешается простым путём... - просто это не Ваша проблема и всё... и не за чем строить всякие догадки на тему "а что будет если бы..."

 

если Вы в больницу зайдёте и услышите как врач кому-то говорит, что "ты не должен есть ничего острого, солёного, жирного..."

и что?

 

у каждого человека свой разум есть...

у каждого человека своя свободная воля есть...

у каждого человека своё сердце есть...

каждый за свои слова, дела и намерения ответ будет держать на Суде Страшном... и какой Вам смысл выдумывать какую-то гипотетическую ситуацию с гипотетическим священником и гипотетическими прихожанами и каким-то ещё гипотетическим прохожим...

Share this post


Link to post

 

Вам смысл выдумывать какую-то гипотетическую ситуацию с гипотетическим священником и гипотетическими прихожанами и каким-то ещё гипотетическим прохожим...

 

Миша, это не гипотетическая ситуация. Я сама в этом приходе и своими ушами это слышала. Речь была, конечно, про Страстную пятницу и Страстную субботу, но новоначальным такое не под силу понести.

 

И куда деваться со своим разумом и волей?

 

Причем грех жаловаться на священника, это сказавшего. Он очень хороший священник. Но по постам у нас такая ситуация. Однажды невольно слышала ставший громким разговор одной женщины с батюшкой, она ему говорила, что врачи ей не разрешают какую-то там меру поста, а он ей говорит, что Вы сами себя лишаете. Потом уже, так и быть, разрешил.

Может, она себя чего-то и лишала, но человек, понимающий, что наносит вред своему здоровью, вряд ли сразу способен на духовные высоты. Как бы вместо духовных приобретений не вышли духовные потери. Миряне мы и мирским духом насквозь пропитаны. Как сразу на такой подвиг способным оказаться...

Share this post


Link to post

и нормальная ситуация, посты дОлжно соблюдать! а знаете, что ещё должно? к примеру, должно:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:

но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь. Псалом 1.1-2

вот тогда и поститься по уставу хорошо... когда всё в балансе... а то люди как хотят - вот я по уставу поголодаю и всё, я свой долг перед Богом выполнил...

но только Бог по другому говорит:

Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, Притчи 23.26

 

ПС: стоит ли говорить, что пост должен быть ещё и духовным..? а то бывает, что человек об этом забывает...

 

ППС: да что всё лезите в чужие дела когда Вас и не спрашивают даже?.. чтобы были потери в духовной жизни эту духовную жизнь для начала надо бы заполучить... а то ходят люди по земле... постятся, в церкви заходят... свечки ставят... и думают, что они духовно живут тем самым...

ага...

а на самом деле духовная жизнь у человека в коме лежит, а то и похоронена напрочь...

Edited by mlsha

Share this post


Link to post

и нормальная ситуация, посты дОлжно соблюдать! а знаете, что ещё должно? ПС: стоит ли говорить, что пост должен быть ещё и духовным..? а то бывает, что человек об этом забывает...

 

ДОлжно, Миша, дОлжно. Но вот как с исполнением быть? И как правильно к этому исполнению подойти.

Share this post


Link to post

 

ППС: да что всё лезите в чужие дела когда Вас и не спрашивают даже?.. чтобы были потери в духовной жизни эту духовную жизнь для начала надо бы заполучить... а то ходят люди по земле... постятся, в церкви заходят... свечки ставят... и думают, что они духовно живут тем самым...

ага...

а на самом деле духовная жизнь у человека в коме лежит, а то и похоронена напрочь...

 

Что в чужие дела лезу? Так это общая тенденция у нас. Попробуй не попостись как сказано.

А насчет того, что духовная жизнь, может, в коме лежит, мне и самой понятно. И такие вот посты ее из комы не выводят. Я когда Великий пост в первый раз по уставу провела, меня, наверное, раздуло от гордыни. Вспомнить противно.

Share this post


Link to post

ДОлжно, Миша, дОлжно. Но вот как с исполнением быть? И как правильно к этому исполнению подойти.

 

Свет, у вас есть духовник?.. Как именно поститься вам, никто из нас здесь правильно вам не ответит. Только духовный отец или священник, которому вы постоянно исповедуетесь и который более-менее знает ваш образ жизни и вас самих, может дать какой-то вразумительный совет. Как уже часто здесь писали: то, что полезно одному - может навредить другому.

 

Господь ждет от нас не жертвы, но милости и не нужно Ему видеть нас с упавшим гемоглобином или передвигающимся по стенке от недоедания. Пост - инструмент лишь к очищению наших духовных очей. Все по силам, наверное, должно быть. Тут бы следом за постной кашкой перестать злиться...

Помоги Господи!

Share this post


Link to post

e_f61dfdb9.jpg

Протоиерей Андрей Ткачёв

1 июл 2013 в 20:25

Пост без молитвы – диета, не больше. Диета – тоже хорошо. Облегчает плоть, дает чувство радости жизни, и прочее, прочее. Вот скажет вам некто: «Я диету соблюдаю, а вы поститесь. В чем разница?». А вы ему: «Ну, знаете… Ну, понимаете…» И – ничего внятного. Тогда он ничего не узнает и ничего не поймет. Плюс – будет уверен, что и его диета, и наш пост – нечто если не до конца одинаковое, то очень похожее.

Горе нам. Мы не умеем ни объяснить, ни защитить свою веру. Глаза у всех умные, а слова не те. Не в пример нам были иноки некие, которых спросили философы: «И вы не женитесь — и мы. И вы спите на земле – и мы. И вы ходите вечно в одной одежде, и мы – в одном плаще. Какова меж нами разница?»

Было это во времена, когда философия была не кабинетной дисциплиной, а образом жизни. По этому критерию у нас сегодня вообще нет философов, одни… не скажу, кто. Так вот, те монахи, к которым был обращен вопрос, ответили: «По внешним признакам вы и мы отличаемся мало. Но мы уповаем на Бога и пребываем в благодати».

 

Протоиерей Андрей Ткачёв

 

oCqTxLA27zc.jpgКакой пост наилучший? - Не иметь злобы.

 

Монах Симеон Афонский

Share this post


Link to post

Мы слабы и мало заботимся о спасении души,не умеем жить по христиански.Вот к этому побуждает нас пост-мирный удар по нашей жизни.Пост установлен,что бы отрезвить нас,заставить задуматься,пробудиться от греховного сна.Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего,то вот Великий пост положи начало доброе-брось эту привычку.

(Священноисповедник Сергей Касимовский)

http://www.solovki.ca/downloads/sergy_kasimovsky.pdf

Share this post


Link to post

«Не пища имеет значение, а заповедь»

Один противник поста сказал батюшке Амвросию (Оптинскому): «Не все ли равно Богу — какая пища?» На это старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что не покоряется заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

 

***

67. ОДНИ ПРАВИЛА И ПОСТЫ, БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ, НЕ СПАСУТ

..Мать N! Прочти в четвертой части писем отца Макария (письма № 91-99) и хорошенько вникни в сказанное там, а письмо № 98 прочтите обе вместе. А что там сказано: никакой не может быть пользы затягиваться на одних правилах и постах, как и сами можете теперь на себе видеть. Увидит одна у другой ночью свет в келье, и сама — бух поклоны; а там, может быть, просто лампадка ярко разгорелась; и если только в этом будете соревновать друг другу, то действительно никакой не может быть пользы. Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот — соблюди заповеди.

Негодование старших должно терпеть, считая это попущением Божиим, в наказание за наше возношение и самомнение, и особенно за сближение и толки с такими людьми, с которыми никак не следовало сближаться и толковать о чем-либо. Путающиеся бо обыкновенно путают и приближающихся к ним. .. Разумейте разумевающие! (из писем преп.Амвросия)

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...