Перейти к публикации
Ерёмин Андрей

Дух человека - источник созидания и разрушения

Рекомендованные сообщения

Вот часто такое у меня смотрю проф. Осипова - слова мудрые, правильные, хорошие примеры приводит, но вот как-то чего-то не хватает...

а вот если посмотреть отца Даниила Сысоева - его слова, они как огнём обжигают...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я собственно хотел обратить внимание на своевременность и важность темы - "Дух человека - источник созидания и разрушения". О настоящем положении в православии речь. Каждый из богословов на своём месте и в своё время, предопределённое им Господом. Не хотелось бы уже в который раз переходить на праздное обсуждение достоинств, недостатков, личных ощущений лекторов.

 

Суть в том, что с возрастанием возможностей нашего информационного питания и возможностей выбора в получении информации, мы не становимся прилежнее ко Господу. Фарисейство, книжничество, законничество начинают преобладать над духовностью нашей. Вера наша становится поверхностной, мысль стремится к Богу, а душа лежит в праздной лени. Мы совершенствуем себя в познании истины, но не совершенствуем в творении Богоугодных дел реального проявления любви. А вера без дел мертва. Всё чаще можно слышать призывы наших старших наставников в вере о том, что познание Бога это не только знания о Нём, а ещё и непременное житие по Заповедям Божьим.

 

Как ярко бывает выражено не соответствие нашего стремления к познанию Бога с нашим же реальным отношением к Нему. Сказано нам, что в каждом ближнем человеке мы должны видеть Бога. Что делаем по отношению к ближнему своему - то делаем Самому Богу, любовь и понимание Бога проявляем в любви и понимании ближнего.

 

Вот возьмём практически любую тему этого форума - отчего часто возникают разногласия, споры, прослеживаются беспочвенные обиды, проскакивают претензии? Как Вы думаете и понимаете почему на православном форуме, где по идее должны царить взаимопонимание, уважение, осторожность к ближнему, доверие, неприятие плохих мыслей о ближнем, непременная оправдательность в суждении о его отношениях к тебе, мы часто видим недоверие, искажённое восприятие обращений ближнего, суждение его отношения к нам в худшую, а не в лучшую стороны? Дружеский совет воспринимается нами как нравоучение, подсказка нам - как обличение в нашей глупости, душевный порыв участия - как влезание в личные дела, попытка предостережения от видимых ошибок - как осуждение. Отчего при общении мы в ближним изначально видим не друга и советчика, а оппонента и потенциального спорщика, тем самым просто подсознательно настраиваем себя на спор, восприятие "в штыки"? Где в нас любовь, внимание, кротость, смирение, осторожность в мыслях - как бы не правильно, плохо не подумать о ближнем? Где же в нас истинное христианство? Где эти удивлённые возгласы язычников по отношению к христианам - "Посмотрите, как они любят друг друга!"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитав Ваше сообщение #3,Андрей, я подумала о том, что возможно далеко не каждый человек может излагать так свои мысли, как умеете делать это Вы. До недавнего момента мне тоже казалось,что люди не всегда доброжелательно общаются друг с другом, пока не прочитала слова"все мы люди разные, у каждого своя манера общения". Сейчас это тоже может показаться, что я подлавливаю Вас за Ваши же слова, но это не так. По опыту переписки сама убедилась насколько трудно, а порой и невозможно сделать так, что бы человек понял тебя правильно,ведь действительно, в твой доброжелательный настрой поверят только тогда, когда и сам твой собеседник находится в добром духе и ни в чем нехорошем тебя не подозревает.Как думаете? Я и сама чаще всего пишу с одним смыслом, а понять это можно, как минимум двухсмысленно, это уже зависит от фантазии читающего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 09.11.2012 в 09:32, Lyuba сказал:

Прочитав Ваше сообщение #3,Андрей, я подумала о том, что возможно далеко не каждый человек может излагать так свои мысли, как умеете делать это Вы. До недавнего момента мне тоже казалось,что люди не всегда доброжелательно общаются друг с другом, пока не прочитала слова"все мы люди разные, у каждого своя манера общения". Сейчас это тоже может показаться, что я подлавливаю Вас за Ваши же слова, но это не так. По опыту переписки сама убедилась насколько трудно, а порой и невозможно сделать так, что бы человек понял тебя правильно,ведь действительно, в твой доброжелательный настрой поверят только тогда, когда и сам твой собеседник находится в добром духе и ни в чем нехорошем тебя не подозревает.Как думаете? Я и сама чаще всего пишу с одним смыслом, а понять это можно, как минимум двухсмысленно, это уже зависит от фантазии читающего.

Вот я как раз про то, что не должно христианину в общении с ближнем основываться на своём настоящем "расположении духа". Что же тогда получается - раз у меня плохое настроение, значит я вижу всех в негативе? Раз я думаю или воспринимаю сущность так, то значит это правильно, а ближний пытается сбить меня, запутать, он говорит не то? Это же чистейший воды эгоизм - воспринимать как удобно, как приятно глазу и как льстиво слуху. Христианину нужно быть постоянно прокурором себе и адвокатом ближнему, а мы всё время поступаем наоборот. Да, совершенно ясно и закономерно, что все мы разные и никогда не сможем полностью ясно и точно выражать наши мысли, что бы собеседнику всегда была понятна полная их суть без искажений, но скажите вот почему, из каких соображений мы из двух возможных толкований слов собеседника выбираем не то, что проще и добрее, а то, что сложнее и злее, да порою ещё и додумываем, что либо, сгущаем краски? Если это от нашего моментного настроения, то нет в нас любви к ближнему и его оправдательности. Вот и получается не христианство, а фарисейство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Батюшка Порфирий Байрактарис говорил:"ты всегда молись,люби и прощай,изгоняя из себя всякий плохой помысел." вот это и есть я думаю 4 краеугольных камня на которых зиждется личный храм каждого христианина или христианки. дух молитвы,дух любви,дух прощения и дух рассуждения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО !!! :464:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 09.11.2012 в 08:44, Ерёмин Андрей сказал:

Я собственно хотел обратить внимание на своевременность и важность темы - "Дух человека - источник созидания и разрушения".

 

А вы знаете , мне не просто общаться в письменном формате.( Наверное это моя беда). Пусть написан даже хороший, ясно выраженный текст но всё же, мне нужны глаза, жесты, голос, интонации автора. Без них я наверняка что-то недопонимаю, не до чувствую а следовательно могу ошибаться в прочитанном. И это ошибочное часто рождает во мне и осуждения и гнев и желание ответить ещё " круче". Ведь читая чужой текст я наполняю его своими эмоциями. А эмоции как известно - капризная девица. Общение на форуме это прекрасная вещь и несомненно нужная для меня. Но всё же слово прочитанное на экране вещь плоская а мне нужен объём.( отступлю чуть в сторону, я люблю читать стихи но с большим удовольствием слушаю как их читают авторы).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если оставить то, что рождает осуждение, гнев и желание ответить ещё круче? Если не наполнять чужой текст своими эмоциями? Если показалось, что человек на тебя "наехал", то усомнись в своих домыслах, убеди себя, что ты его не правильно понял. Потому как мне Господом заповедано видеть Бога в каждом ближнем моём, а значит не может такого быть, что бы ближний мой желал мне зла, значит я что то, где то не правильно его понял. Знаете, чем отличается оптимист от пессимиста? - Пессимист рюмку коньяку выпьет и скукожится - "Фу! Клопами воняет!", а оптимист клопа раздавит - "Ах! Коньячком попахивает!" Вот и нужно быть оптимистами по отношению к словам ближнего - не окрашивать их самостийно в тёмные тона. Опять же возвращаюсь к прекрасной загадке Корнея Чуковского о ближнем человеке - "Мудрец в нём видит мудреца, глупец - глупца, баран - барана..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ох Андрей твои слова да Богу б в уши. Если было-бы всё так просто, оставить осуждение , гнев и крутизну, укротить эмоции. Далеко не всегда так получается ( я имею ввиду себя).Чуковский конечно молодец,но и бараном всё-же быть не хочется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1917-й: апофеоз трагедии русского духа

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)

http://www.pravoslavie.ru/smi/42717.htm

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот, что удалось найти касаемо русской национальной идеи:

 

Старообрядчество было разряжением того творческого напряжения русского духа, которое сделалось осью его самосознания и сводилось к идее Третьего Рима, т. е. к мировой миссии хранения чистой истины Православия. И раз оно эту истину связало с обрядом - в этом не может быть случайности. Значит, ладно ли, складно ли, но в этом отразилась русская религиозная mentalite [(фр.) - склад ума]. Ведь не случайно же среди всех церквей Востока только русская церковь развила и вознесла внешнее благолепие своего культа на такую высоту и достигла в нем чисто религиозной, а не мирской, красоты, что едва ли с ней может сравниться какой-либо другой культ в мире. Византия завещала нам чудную икону, но сама забыла ее, упав до уродливой безвкусицы, а каким пышным райским цветком распустилась и преобразилась на Руси эта икона! И не помешал тому «недостаток просвещения». С другой стороны, два с половиной века самого обильного просвещения России не помешали в начале XX века явиться среди русских монахов движению имяславия, в каком-то смысле отожествляющего имя Божие с Самим Богом и нашедшего защитников среди утонченнейших и просвещеннейших русских богословов. Между тем, Ключевский с изумлением пишет о сожженном вместе с протопопом Аввакумом духовидце Епифании, что «этот борец бесов, почти не замечавший разницы между миром зримым и созерцаемым, учил: «Почитай Крест Христов, яко Самого Христа; и поклоняйся ему яко Самому Христу или яко образу Христову», - это было для него все равно. Что Крест и образ Христов есть Сам Христос, что имя Божие есть Сам Бог - эта мистика чужда пониманию Ключевского, это для него «неумеренная вещественность религиозных представлений, материализация духа». И не для Ключевского только, но вообще «по общепринятому мнению».

 

 

  Показать содержимое

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В Европе исторически сложилось две модели отношений общества и Церкви: Западная и Восточная.

 

Восточная Церковь, находившая во время становления внутри сильного и авторитарного государства, даже не делала попыток стать руководящей административной структурой. Ее полем стало тонкое богословие, искусство, литература и, что очень важно, создание института монашества как идеала человеческого общежития.

 

На Западе в силу слабости полувараварских государств у Церкви получилось стать соправителем паствы. Она заполнила вакуум власти и даже боролась за доминирование и создание теократического правления на основе Пакс Романа. Византийская Церковь казалась на Западе роскошной, эстетской, рафинированной, мистической и виртуальной реальностью.

 

Восточный идеал был привит в России и до тех пор, пока страна находилась в непрерывных войнах, страна особенно не задумывалась о сохраняемых сокровищах. Однако по мере установления мира русские богословы стали обращаться к имперскому наследию и вдруг обнаружили интересную мировозреченскую модель и идеал: Мега-монастырь размером со страну.

 

Вероятно, зарождение этой идеи было также результатом контакта с католическим Западом. В идее «Третьего Рима» можно увидеть гибрид византийского духовного мира, существовавшего параллельно с государством и идей западного предложения использовать государство в качестве инструмента реализации восточного идеала. Но если на Западе идеал был многоуровневым и имел различные варианты для разных социальных групп и обителей, то на Востоке он был единственным и прямолинейным — Студийский Устав для всех. Для детей мирян, больных, царей, воинов без извинения к званию. (Так что в той или иной степени мы все нарушители Устава и Номоканона).

 

Что-то подобное просуществовало в 17 веке в Парагвае, где католические монахи построили монашеское государство. Они научили индейцев службе, строительству храмов, пению, живописи, ремеслам и даже военному искусству, при том, что там царил порядок похожий на коммунизм. А через сто лет все рухнуло. Очевидно, что нечто похожее на парагвайский опыт имелось в основе идеи Третьего Рима — как идеи прикладной реализации Восточной модели мироустройства.

 

Раскол и последующее разрушение старой церкви стало ответом государства на предложение быть Третьим Римом. И не только государства, Народ в целом не поддержал раскольников, очевидно, не без основания подозревая в них диктаторов нового типа. Государство около ста лет очень активно доламывало конкурента за власть, постепенно разрушая монашескую жизнь, как основу русского православия. В 19 веке Церковь превратилась в очень странную конструкцию, неслыханную в христианском мире — департамент, находящийся под полным контролем государства. Революция довершила дело полным разрушением внешних форм организации русского православия.

 

Но разрушение формы, не означало разрушение идеи. Монастырский идеал оказался вполне жизнеспособным и сегодня. Все знают архиерейскую шутку: монастырский сторож мечтает стать монахом. Монах — архимандритом. Архимандрит — архиереем. Архиерей — патриархом. Патриарх — …монастырским сторожем. Скорее всего, патриарх совсем не желает быть сторожем, но вот вертикаль ценности личности, в зависимости от положения в церкви, отмеченная в шутке, очень даже серьезна и реальна.

 

Считается, что лучше всего быть монахом. Если не монахом, то священником. Причем идеал священника — бессеребреник, живущий как брат с сестрой с матушкой. Среди мирян лучше девственники, чем женатые. Далее идут люди, живущие в браке. Мирянин лучше тот, кто почтен многочадием и платонической дружбой с супругой. Причем, что очень важно, статус мирянина, в идеале легитимен только тогда, когда мирянин находится в строгом послушании у старца. Круг замкнулся.

 

Де-факто мы видим вполне живой реализацию модели мега-монастыря. То есть Третий Рим или Парагвай никуда не девался. Они ушли в социальное и культурное гетто, сосуществуя с чуждым государством на договорных началах. Отличительным и очень важным свойством этого мироустройства является растворение личности в околоцерквном социуме.

 

Сейчас невозможно сказать, что же будет финалом развития этого зерна этой социальной модели: то ли возрастание и создание теократического государства нового типа, то ли полный уход в себя, во «Внутренную Монголию» со своим православным «шариатом». Но зато мы можем видеть, что восточная модель подхватила серьезную инфлуенцию в виде «младострачества», основой которого стало отрицание важности личности мирянина и создание отношений«жрец-профан».

 

«Жрец», благодаря «харизме», погружен во все тайны бытия от устройства автомобиля, поликлинического обследования и архитектуры до духовной брани и видения картины мироустройства. Роль мирянина — безусловное подчинение воли «медиума». Мирянин априори ничего не видит и не понимает. Часто мирянам это тоже удобно, и они, не ломая себе голову, едут к «старцу» за советом, где найти жену, делать ли хирургическую операцию, в какой институт поступать сыну. Серьезным повод к посещению таких «жрецов» становится желание погадать на будущее, на мужа и о судьбах мира.

 

Духовничество — очень важный институт. Как университет для специалиста. Как корабль для моряка. Но лучший моряк тот, кто знает свою профессию, а не тот, кто тупо и бессмысленно выполняет непонятные приказы капитана. На таких «умных» матросах и держится корабль. Точно то же самое и в духовной жизни. Таких людей, готовых к самостоятельной и ответственной жизни в Царствии Небесном, и воспитывает настоящий старец. Прекрасным примером такого чуткого управления паствой является Геронда Паисий Святогорец.

 

Младострацы же, наоборот, жестко пресекают любое вхождение мирян в диалог с Богом, в мир духа, пресекают любую самостоятельность и тем самым снимают с чада связанную с этим ответственность.

 

То, что человек должен поступать добро по отношению к ближним — это общее место. А вот на диалоге с Богом как важнейшей составляющей духовной жизни следует остановиться особо, так этот диалог жестоко преследуется «старчиками». Младострацы вменили себе в право быть единственными трансляторами гласа Божия. Они заставляют мирян быть глухими к Богу. Тем самым калечат людей и, главное, лишают их основы праведности. И в самом деле, если вчера человек лишился своей воли, сегодня ума, то завтра он утратит вообще человеческий облик.

 

Что же можно сказать о самостоятельности и ответственности личности перед Богом в противоположность старчикам?

 

Вот что мы читаем в Бытии:

 

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

 

То есть совсем не монах, человек имеющий жену и богатство, оружие и власть БЕСЕДУЕТ с Богом! Этот тип святости называется праведностью. Двадцатый век стал в истории русской православной церкви веком праведников. В прошедшие века мы, вспоминая праведников, с не собьемся со счета вспоминая Петра и Февронию Муромских, Иулианию Лазаревскую, Софию Слуцкую, Иоанна Русского.

 

Иоанн Златоуст обуславливает праведность Авраама не волевым избранием его Богом, но:

 

1. Аврамовой незлобивостью — при выборе пастбищ он искренне предлагает родственнику выбрать то, что ему кажется лучше.

 

2. Милосердием — он из сострадания выкупил у кочевников пленного раба и совершенно чужого ему человека, дал ему свободу, принял в семью и доверил свои дела.

 

3. Нежадностью — после победы над врагами он не взял абсолютно ничего, что могло бы вполне законно считаться его добычей.

 

4. Жаждой общения с Богом. Он искал Бога и БЕСЕДОВАЛ с Ним.

 

5. В этих беседах он беспокоился не только о себе, но о других — что было прообразом молитвы.

 

Итак, мы видим две составляющих. Первая — любовь и уважение к ближнему. Второе — постоянное предстояние перед лицем Бога или собеседованием с Ним. И видим, что две составляющих взаимно обусловлены. Все это вместе составляет предмет веры. «Верил Авраам Богу, и это ему вменилось в праведность».

 

Вменилось не потому, что он просто сидел и сам в себе «верил» в Бога, а он имел дела веры. И эта вера вменилась ему в праведность. Она ему вменилась не по «делам закона», не потому, что он выполнял некие религиозные правила, а потому, что он жил праведно, исполняя волю Божью. Это и есть «праведность от Бога по вере».

 

Авраам, предстоя, беседовал с Богом. Если человек не беседует с Ним, это свидетельствует о глубокой поврежденности души. Под беседой понимается молитва и прямое собеседование. Тут есть опасность самодеятельности и духовной кустарщины. Многие легкомысленно заявляют, что и так беседуют с Богом.

 

...Труд и любовь в миру способствуют праведности, когда человек понимает этот труд, семью и отношения с ближними как поле деятельности перед Богом. А плоды этого труда — как билет в Рай...

 

Когда я впервые попал в Рим, то стало совершенно очевидно, что Москва — никакой не Третий Рим. Она совершенно не восприняла государственного правого наследия Первого Рима, не усвоила места личности в Риме, оставшись азиатской деспотией. Она не поднялась до высот богословия, эстетики и мистики Второго.

 

И совершенно обосновано была сокрушена идея Третьего Рима, основанного на полном невнимании к наследию Рима и Константинополя, усугубленном пренебрежением к значению личности в глазах Бога, и ложном мессианстве. Истории оказалось ненужным повторение парагвайского феномена. Старообрядчество имело в себе дефект, который совершенно логично привел его к крушению.

 

Очевидно, что любая система, основывающаяся на заграждении уст человека перед Богом, и в дальнейшем будет сокрушена. Потому, что все мы любимые дети нашего общего Небесного Творца. Потому что настоящий Отец всегда рад лепету Своего чада. Как настоящий Отец, Он умиляется, радуется и ждет нашего взросления и принятия на себя Праведности Авраама и Иосифа Обручника.

 

Задумаемся: Каин (!!!) мог слышать глас Бога. А мы? Как можно не беседовать с Богом? Как можно это запретить?

 

http://www.pravmir.ru/o-shoferax-pravednikax/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 08.11.2012 в 23:25, Ерёмин Андрей сказал:

Очень поучительная лекция для нас.

 

как всегда все правильно иииииии грустно.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

полностью согласна с Осиповым.

 

И в том, что на Западе мало кто смотрит на Христа как на Бога. Чаще всего они его называют "Сын Божий", "Спаситель", что конечно же верно, но еще и это надо правильно понимать, а Богом практически нет. Как-то даже делали такой опрос, фильм - подходили к людям (и просто на улице вылавливали, и целенаправленно у представителей христ.конфессий) и спрашивали "Кто такой Христос?", и максимум что звучало в ответе этих людей это было, что Христос это какой то праведник, пророк, освященный силой Божией, что у Него было много дарований от Бога, т.е. наподобие того как некогда сомнительно высказался о.Мень, что во Христе "Бог в действии", хотя Православие учит что Христос это Бог в сущности, Бог чудодействует во святых своих, но Христос не просто там святой какой-то, а Бог во плоти, и вот эта концепция "Бог-Слово стало плотию" у этих человеков напрочь отсутствует в голове. Не дай Бог чтоб и у нас также было когда-нибудь.

 

  В 09.11.2012 в 08:44, Ерёмин Андрей сказал:

Не хотелось бы уже в который раз переходить на праздное обсуждение достоинств, недостатков, личных ощущений лекторов.

И с этим согласна. Тем более и выше упомянутый отец Данииил Сысоев тоже не всегда и не во всем был прав, бывали перекосы и в его мышлении (например концепция уранополитизма, когда патриотизм это нечто такое ужасное, и земное отечество любить не стоит)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...