Jump to content
abraxus

Что предпринять для того, чтобы освободиться от злобы на людей?

Recommended Posts

Здравствуйте.

Посоветуйте:

Что предпринять для того, чтобы освободиться от злобы на людей?

Причина злобы всегда разная: зависть, страх и т.д.

Буду рад ответам!

Спасибо.

Share this post


Link to post

Молиться Господу и просить божией помощи в преодолении своих страстей.

Share this post


Link to post

Здравствуйте.

Посоветуйте:

Что предпринять для того, чтобы освободиться от злобы на людей?

Причина злобы всегда разная: зависть, страх и т.д.

Буду рад ответам!

Спасибо.

 

Если найдете книгу "ДНЕВНИК послушника НИКОЛАЯ БЕЛЯЕВА (преподобного оптинского старца НИКОНА) ",обязательно купите и прочитайте .Я многое для себя нашла из настовлений старца .

А пока зайдите на эту страничку http://www.optina.ru...dnevnik_nikona/

Вы не один в своих размышлениях .Но ВСЕ грехи от ГОРДОСТИ .И это подтверждается в книге .Там же есть настовления как бороться.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ !

Share this post


Link to post

Здравствуйте.

Посоветуйте:

Что предпринять для того, чтобы освободиться от злобы на людей?

Причина злобы всегда разная: зависть, страх и т.д.

Буду рад ответам!

Спасибо.

Совершенно очевидно, что бы избавится от последствий, нужно устранить причину. Пожар начинают тушить с устранения источника огня. Вы сами видите причины своей злобы - "зависть, страх и т.д." Вот необходимо их и устранить. Святые отцы нас поучают, что никогда мы не сможем побороть один определённый порок не борясь и не искореняя при этом остальные. Какой то определённый грех не может возникать и процветать единолично, он всегда поддерживается и сосуществует с другими грехами. Как правило человек распознаёт в себе и обращает внимание уже на более тяжкие последствия поражённости своей души грехами потому, что враг тщательно маскирует своё пагубное воздействие на душу человека. Наипервейшая его (врага) задача ввести человека в заблуждение, в состояние прелести - заставить его думать, что все те мелкие и средние беззакония которые он творит, и из которых по кирпичикам складываются большие грехи, это нормальное состояние человека, что всё хорошо - все так живут и поступают, что в обсуждении ближних, обращении на них своего мерительного взгляда, удовлетворении мелких страстишек, ленности, пустословии и сквернословии нет ничего плохого. Бес подводит под нас базовый фундамент греха, а мы по слепоте и глупости духовной не замечаем этого. И вот когда уже насаждённая страстями и пороками душа, начинает проявлять явное, кричащее беззаконие в виде терзающей обиды, кипящей злобы, бушующего гнева, воющего уныния, тогда то мы понимаем, что явно что то не так - нужно от этого избавляться, это некрасиво и разрушительно. А избавится можно только удалив корни зла, первопричины греха злобы - гордыню, самолюбие, осуждение, властолюбие. В первом томе творений Игнатия Брянчанинова, кажется в Аскетических опытах, есть такая интересная глава о грехах и пороках, в которой каждый наиболее распространённый и опасный порок разбирается отдельно, и там же ярко прослеживается их очень тесная взаимосвязь, питание одного порока другим. Так вот практически какой из грехов и пороков не возьми, хоть вместе, хоть отдельно, все приводят к состоянию злости, за которым развивается гнев, а потом безумие. Хорошо если удаётся себя ещё остановить и осадить в состоянии злобы, а то ведь если дать волю страстям - безумие неминуемо. Что бы побороть грех нужно видеть его первопричины и устранять их, следить и оценивать не ближних и рабыню Изауру в телевизоре, а себя. Не тратить время отпущенное нам Богом для осознания, осмысление и переделывание себя, на обсуждение, осуждение и переделывание ближнего. Постоянно пристально приглядываться к себе и находить в себе страстишки и пороки, бороться с ними и искоренять. Замещать их противоположными добродетелями. Поймал себя на осуждении человека - Господи, помилуй! - немедленно найди как его оправдать и за что его похвалить можно. Схватился, что лежишь без дела и глупости по телевизору смотришь, когда как полон сил и энергии для добрых дел - Господи, помилуй! - немедленно вставай и иди чистить снег или ищи добрых дел для ближних. Обратил внимание, что пустословием и сквернословием уста оскверняешь - Господи, помилуй! - замолчи немедленно и иди под образа молитву творить или книжку ребёнку душеполезную почитай. Тогда размыт будет и подточен бесовский фундамент наших грехов и смоет их благодатным потоком Божественной любви, возрождённой в нас своими добрыми делами во благо ближнему и угоду Богу.

Share this post


Link to post

Злоба, зависть и многие другие грехи начинаются с мыслей, которые посылаются бесами, для того, чтобы человек принял эти мысли и заинтересовался ими, начал обдумывать и размышлять.Если в самом начале гнать от себя злобные, завистливые мысли, обращаясь за помощью к Богу,говоря: "Господи, помилуй меня,грешного", то плохие мысли отступают, и какое то время не беспокоят.Потом бесы снова нападают, с каждым разом плетя против человека, все более изощренные сети. Чем внимательней человек становится к своим мыслям, тем хитрее становятся темные силы, предлагающие сделать зло, прикрывая его благими намерениями. И человек не редко соблазняется на исполнение такого ложного добра, действительно не замечая подвоха. И только когда так называемое "доброе" дело выполнено, раскрывается правда, где человек узнает, что сильно согрешил.Такая борьба с помыслами продолжается всю жизнь, так приобретается опыт и внимание к себе, контроль и понимание того, что без обращения к Богу за помощью, не можем ничего.Если злые мысли не гнать в самом начале, а принимать и обдумывать, то победа над человеком произойдет неизбежно,приведя его к самым разным бедам и неприятностям. Как то,спросили у монаха, кто научил его непрестанной молитве? И монах ответил: " Меня научили бесы, они так яростно и почти непереставая мучили меня греховными помыслами, что мне ничего не оставалось, как непрестанно молиться."

Share this post


Link to post

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце (преп. Иларион).

Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаешься (преп. Иосиф).

В каждом человеке надо видеть образ Божий и любить его. А все недостатки и грехи человеческие относить на болезнь души. Мы этим все больны в большей или меньшей степени. Поэтому приучайте себя к мысли, что гневаться и раздражаться на болезнь, которой поражен человек абсурдно. Зло на зло умножает зло. Почитайте святых отцев. Опытом своей жизни и благодатью Духа Святого, которое они носят в себе, они просто и мудро разъясняют всем страждущим от разных духовных страстей причины их возникновения и как с ними бороться. И конечно надо исповедоваться и просить духовной помощи у батюшки.

Share this post


Link to post

Зависть из'едает только вашу собственную душу. Бросайте это дело раз и навсегда. И отучайте себя смотреть на то, кто и как живет. Всегда были бедные и богатые. Умные и глупые. Успешные и не очень. Вместо зависти лучше учиться за людей искренне радоваться.

С гневом, мне кажется, много сложнее. Как по совету Господа гневаться и не согрешать, для меня пока тоже остается загадкой. Наверное, проблема кроется в наших черствых и гордых сердцах.

Помоги вам Господь!

Share this post


Link to post

Мы от рождения больны страстями, и наша злоба это результат этой болезни. Поэтому нам надлежит работать над собой. А мир души это награда за понесенные подвиги. Просто так он не дается. Сначала надо осознать, что мы повреждены, потом понять что без помощи благодати Божией нам не исцелиться, а потом стараться стяжать эту благодать, не терять ее и потихоньку со смирением начинать делать что-то на этом поприще. Вот в таком порядке.

 

Если мы сами не смиряемся, то Господь на это дело посылает других людей, а если и они нас не смиряют, Он берется за дело Сам.

 

Так что, молиться о ниспослании мира души, а после этого с благодарностью терпеть все последующие скорби. Первые слова в любых неприятностях должны быть "Слава Богу за всё" и "Господи помоги и вразуми меня грешного", это очень важно.

Share this post


Link to post

Вот еще советы Старцев:

 

Как исцелиться от гнева и раздражительности

 

Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:

 

«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

 

Старец писал о раздражительности:

 

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

 

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

 

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».

 

Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

 

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

 

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:

 

«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

 

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

 

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

 

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

 

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

 

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

 

Если мы кого-то обидели

 

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

 

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

 

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

 

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

 

и еще много полезного: http://www.pravoslavie.ru/put/58095.htm

 

Share this post


Link to post

Чудесная тема! Спасибо всем! очень вовремя!

Share this post


Link to post

Схимонах Оптиной Пустыни Евфимий одаривает паломников книжицей и благословляет делиться ею. "Как преодолеть гнев, раздражительность и злопамятность" (беседа по творениям преподобношо аввы Дорофея).

 

Поучение восьмое "Раздражительность"

Отцы сказали, что монахам несвойственно гневаться, также и оскорблять кого-либо, и ещё: "Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстию, тот вовсе чужд иноческой жизни" и проч. Что же должны мы сказать о себе, когда мы не только не оставляем раздражительности и гнева, но и предаемся злопамятности? Что нам делать, как не оплакивать такое жалкое и нечеловеческое устроение душ наших? Итак, будем внимать себе, братия, и постараемся с помощию Божиею избавиться от горечи этой губительной страсти.

Случается, что, когда между братиями произойдёт смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк: "Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает его...

 

...Итак, должно подвизаться, чтобы очистить совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и говоря: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом человек и молится за брата своего (а это есть знак сострадания и любви), и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?

И авва Зосима сказал: "Если диавол подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой". А другой старец сказал: "Молящийся за врага будет незлопамятен". Исполняйте это на деле и тогда хорошо уразумеете то, что слышите; ибо поистине, если не будете исполнять этого, не можете одними словами научиться сему. Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Итак, будем внимать себе, братия, и трудиться со тщанием, пока ещё имеем время.

Бог да даст нам помнить и исполнять то, что слышим; да не послужит сие нам к осуждению в день суда Господня. Богу подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Полностью Поучение Восьмое http://lib.eparhia-s...lessons/12.html

Share this post


Link to post

Снова я Вам докучаю вопросами) Внимательно прочитала, но вот что непонятно: как-же надо себя вести, если, допустим, человек обижает? Вот, например, абстрактная ситуация: человек(допустим, незнакомый) нам хамит и ругает нас. Знаю, что если спокойно отвечать ему и не ругаться с ним, то его еще больше это раздражает. Вообще, надо-ли отвечать на злобные выпады, или лучше помолчать и молиться за него? Как правильно? Большое спасибо, с уважением

Share this post


Link to post

Юля, ну ведь таких людей всегда жалко...Что-то не так в его жизни, вот и злобствует, обвиняя всех вокруг. Не понимает, что никто, никто не виноват в его проблемах - только лишь он сам. И чего же с ним вступать в напрасные переговоры. Конечно, лучше помолиться за него.

Share this post


Link to post

Снова я Вам докучаю вопросами) Внимательно прочитала, но вот что непонятно: как-же надо себя вести, если, допустим, человек обижает? Вот, например, абстрактная ситуация: человек(допустим, незнакомый) нам хамит и ругает нас. Знаю, что если спокойно отвечать ему и не ругаться с ним, то его еще больше это раздражает. Вообще, надо-ли отвечать на злобные выпады, или лучше помолчать и молиться за него? Как правильно? Большое спасибо, с уважением

Во всём руководствуйтесь Евангелием - это же Глас Божий, поучающий как нам нужно жить. Там все примеры и возможные жизненные ситуации рассмотрены, разъяснены. Земная жизнь Иисуса Христа - это пример для подражания. Посмотрите как Иисус отвечал на поругания, нападки, обвинения, оскорбления.

Share this post


Link to post

СОВЕТ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: НЕ СМУЩАТЬСЯ, А СМИРЯТЬСЯ

 

Тебя смущает, видя в себе совершенное неисполнение всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет конец? Прочти у св. Исаака Сирина в 34 Слове: «Награда бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда <делание> сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает». И еще предлагаю выписанное из книги Петра Дамаскина, чтобы не отчаиваться, но...

 

http://www.optina.ru/201212/

bVRUqxGxn0E.jpg

Share this post


Link to post

Снова я Вам докучаю вопросами) Внимательно прочитала, но вот что непонятно: как-же надо себя вести, если, допустим, человек обижает? Вот, например, абстрактная ситуация: человек(допустим, незнакомый) нам хамит и ругает нас. Знаю, что если спокойно отвечать ему и не ругаться с ним, то его еще больше это раздражает. Вообще, надо-ли отвечать на злобные выпады, или лучше помолчать и молиться за него? Как правильно? Большое спасибо, с уважением

Я думаю, лучше молиться краткой молитвой "Господи помилуй". Молитва поможет молчать. Правда, у меня это не всегда получается. Если в сердце появляется злость на кого-нибудь, надо обязательно идти на исповедь.

Share this post


Link to post

Хорошо бы научится самим быть незлобным в такой момент и смиренным.

Share this post


Link to post

Я думаю, лучше молиться краткой молитвой "Господи помилуй". Молитва поможет молчать. Правда, у меня это не всегда получается. Если в сердце появляется злость на кого-нибудь, надо обязательно идти на исповедь.

Самолюбие и гордыня действует как молния - мгновенно ослепляет разум и человек в падает в злобу, а порой и в гнев по отношению к своему обидчику, тогда уже не до молитв. В этот момент человек забывает о Боге, так как предан во власть сатане. Важно не допустить в себе начало цепной реакции, не позволить зародится осуждению ближнего, сразу переключать внимание на себя - "Что я не так сделал? Господь испытывает моё смирение и закаляет меня через ближнего." В любых острых, ответственных ситуациях важно ни на секунду не прерывать контакт с Богом, не отпускать чувство Его взгляда на нас - это надёжный щит от попыток бесов искусить нас.

Share this post


Link to post

"Когда сердце стремится к злобе на ближнего за какие-либо грехи его, действительные или мнимые, то тотчас напомни себе, что ты сам - бездна грехов и немощей, что ты должен озлобляться лишь на себя за неисполнение закона Божия..." Иоанн Кронштатдский

Share this post


Link to post

Самолюбие и гордыня действует как молния - мгновенно ослепляет разум и человек в падает в злобу, а порой и в гнев по отношению к своему обидчику, тогда уже не до молитв. В этот момент человек забывает о Боге, так как предан во власть сатане. Важно не допустить в себе начало цепной реакции, не позволить зародится осуждению ближнего, сразу переключать внимание на себя - "Что я не так сделал? Господь испытывает моё смирение и закаляет меня через ближнего." В любых острых, ответственных ситуациях важно ни на секунду не прерывать контакт с Богом, не отпускать чувство Его взгляда на нас - это надёжный щит от попыток бесов искусить нас.

Вы правы, злость появляется из-за гордыни и себялюбия. Как только кого-то осудил (в мыслях, на словах) молитва уходит, теряется душевный мир и начинается одно падение за другим. И только осознание своих грехов и исповедь помогает подняться. Часто падения бывают и из-за многословия. А как вы боритесь с многословием?

Share this post


Link to post

Вы правы, злость появляется из-за гордыни и себялюбия. Как только кого-то осудил (в мыслях, на словах) молитва уходит, теряется душевный мир и начинается одно падение за другим. И только осознание своих грехов и исповедь помогает подняться. Часто падения бывают и из-за многословия. А как вы боритесь с многословием?

А вот тут на форуме своё многословие проявляю, что бы меня по чаще вразумляли. Здесь народ бдительный - как "лимит" превысишь сразу на место по-христиански поставят.)))

 

Смотря что и при каких обстоятельства понимать под многословием. Например любого преподавателя и святителя можно назвать многословным - во на святитель Игнатий Брянчанинов аж 8 томов "намногословил", только от такого его многословия какой яркий свет христианства по всему миру разливается. В молитве задержания старца Пансофия Афонского есть такие слова - "...да не умолкнут уста моя для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих." Многословие пустыми словами, по сути многословие + пустословие - это бесцельная болтовня смысл которой не понятен и не важен самому говорящему. Оно часто порождает неизбежную цепочку: обсуждение - осуждение - раздражение - возмущение - негодование - злость - ненависть - гнев - безумие - гибель души. В отечнике есть такая притча -

 

Был среди старцев один великий муж, которому Христос даровал такую благодать, что он, по действию Святого Духа, видел то, чего другие не видят. Он рассказывал, что однажды сидело много братий, и они говорили между собой. Когда разговор шел душеспасительный и для назидания приводимы были изречения из Священного Писания, тогда стояли среди братий святые Ангелы. На их лицах сияла радостная улыбка, и они с удовольствием внимали беседе о Господе. Когда же разговор переходил к предметам суетным, Ангелы огорчались и тотчас уходили от беседующих, и являлись к говорящим грязные кабаны, покрытые коростой, и ходили вокруг них. Это были демоны, они принимали вид кабанов и веселились над пустословием и многословием монахов. Увидев это, блаженный старец ушел в свою келию и всю ночь плакал и рыдал, из сердца его лились стенания и слезы о горестном недуге нашего падения. После этого он стал ходить по монастырям, наставляя отцов и братий такими словами: «Остерегайтесь, братия, многословия и пустых бесед, от которых происходит вред и погибель для души. Мы не понимаем, что через такие беседы делаемся ненавистными Богу и Ангелам Его. Говорит Писание: При многословии не миновать греха (Притч. 10, 19)! Многословие расслабляет душу и ум наш, вносит в них пустоту».

 

Из этого понятно становится, что когда люди говорят о Боге, Богоугодных делах, о понимании Писания, соучаствуют друг другу в познании Бога и веры, то пустыми слова их являться не могут и святые Ангелы слушают их внимают и радуются.

Share this post


Link to post

Добавлю Андрей, вчера на беседе ( когда слушал) наместника о.Венедикта, услашал как раз подобные вещи. Вопрос начался о духовнике, и суть ответа была( не досоловно) что делитесь знаниями, общайтесь, особенно знаниями из Св писания, отцов наших --->>>НО! не пустословьте и т.д, кто слушал его вспомнит о чем ). Как мне понравилась беседа, очень грамотно, воситину дух святой говорил. .

У нас ведь часто тут простите чуть что, сразу как вы говорите - по Христиански воспитают, тобишь в многословии предупредят :)

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...