Jump to content
~*~Иринушка~*~

Ересь ли слова С.Есенина:«Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие"

Recommended Posts

Являются ли ересью слова С.Есенина - 

Из письма Г. А. Панфилову  (ноябрь 1912 г. Москва):  "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему." (читать полный текст письма)

Share this post


Link to post

Это не ересь. Но неверный посыл - "я не как прочие человецы". Настоящая любовь изгоняет страх. Учитывая сложные отношения поэта с Господом, доходившие, бывало, до святотатства, богохульства, он не достиг.. такого рода бесстрашия. Это другое, удалецкое, наверное. Мы не знаем, что там было перед смертью.. Помилуй Бог. 

Share this post


Link to post

Возможно,говоря,что "я не как прочие...",Есенин говорил не горделиво,а с сожалением и горечью,имея ввиду,что у него нет такой святой веры в Господа?...Ну,по крайней мере,мне бы тах хотелось думать,и его высказывание я именно так и восприняла,но столкнулась с различными мнениями и решила поинтересоваться,возможно это я что-то не так понимаю?!...

Share this post


Link to post

Ваше доброе предположение говорит о том, что этот человек Вам дорог. В этом правы. Наша поспешность слышать и видеть недостатки в ближних греховна.

Та его фраза говорит о том, что иные из страха, т.е. рабски, относятся, а сам бескорыстно, как, по его мнению, следовало бы. Там еще эмфазируется не божественное, а человеческое в Христе.

Share this post


Link to post

С. Есенин был человеком благородной души, без сомнения. И жил он в труднейшее для Церкви время, когда многие греховные язвы ее служителей были обнажены и выставлены напоказ. Он интуитивно чувствовал, что правда Божия существует и она выше всех этих человеческих пороков, но к сожалению не нашел к ней путь, не понял, что Церковь Христова свята. Отсюда такие наивные и поверхностные суждения...

 

Ересь это все же нечто гораздо более обдуманное и упёртое, плюс активно и широко пропагандируемое, а тут - просто личное заблуждение...

Share this post


Link to post

Из письма Г. А. Панфилову  (ноябрь 1912 г. Москва):  "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему."

 

Это была особая черта большинства творческих людей того времени - воспринимать Иисуса Христа как высоконравственную личность, учителя жизни, и преклоняться перед "лучшим из людей", не принимая Его как Бога. Тогда казалось, что это возвышенно и безобидно. Но все так мыслящие, сами того не понимая, были немного антихристами, предвосхищавшими страшные события 1917 года.

 

Как пишет апостол Иоанн Богослов:

"И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" (1Ин. 2; 18, 22).

 

Приведенное Вами письмо относится к 1912 году, а буквально через несколько лет Есенин выскажется уже со всей определенностью:

 

"Не устрашуся гибели,

Ни копий, не стрел дождей, -

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

 

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

 

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Говорю вам - вы все погибнете,

Всех задушит вас веры мох.

По-иному над нашей выгибью

Вспух незримой коровой бог.

Новый на кобыле

Едет к миру Спас.

Наша вера - в силе.

Наша правда - в нас!"

 

("Инония", 1918 год)

 

Собственное понимание Христа, вне Церкви, очень быстро привело людей к выводу, что "наша правда - в нас" и сделало двадцатый век одним из самых страшных в истории.

Share this post


Link to post

Интересное утверждение есть у Дворкина - "Слово еретик означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине."

Вообще ересь трактуется как осознанное стремление исказить основы христианского вероучения. По этому, если человек пребывает в заблуждении по неимении у него достаточной правильной информации, по недопониманию, и при этом не несёт свои заблуждения в массы как истину, достойную внимания, то это вряд ли можно называть ересью.

Share this post


Link to post

 

 

Ника, говоря о сложных отношениях поэта с Создателем, я сознательно не стала цитировать это стихотворение. Когда-то вырезала и выбросила "Гаврилиаду" из с/с АСПушкина. Соображение такое: сейчас, когда они уже по ту сторону, им все ясно. Лишнее упоминание может их мучать как умножающийся уже помимо их воли грех, коему послужили когда-то..

Share this post


Link to post

Ездила в паломническую поездку в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью, с заездом в Константиново по Есенинским местам(там очень красиво). Нам рассказывали, что в детстве - юности Есенин ходил в храм, дружил с приемным сыном священника, по окончании церковно-приходской школы собирался стать учителем, но потом уехал в Москву. Все изменилось, он стал известным, поехал в столицу, попал в богему и там конечно по молодости лет подпал под влияние, да и тщеславие расцвело. Все это и отвратило его от детской веры. Богема тех лет очень опасная была среда в духовном смысле.

 

Я в юности увлекалась поэзией серебряного века, а так же биографиями и теми духовными поисками, какие происходили в то время(например, Штайнер с его антропософией).Большинство в итоге заблудились в этих духовных поисках и ушли не туда. Все это оборвала революция, но Есенин многое успел застать. Ну, а потом революционные идеи, попытки построить рай на земле и без Бога.

 

И взрослой веры Есенин судя по всему не смог обрести. Он безусловно талантливый и глубокий человек, хотя и простой, мне очень жаль, что так сложилась его жизнь. Думаю, именно из-за потери веры и разочарования во всем, в том числе и в революционных идеях, он и спился. Ведь последние недели перед смертью Есенин провел на лечении в психоневрологической больнице, у него была депрессия. Есенин похоже был алкоголиком, а значит в этот период своей жизни(в запоях) был под влиянием бесов, так что поздние богоборческие стихи не удивительны. Помочь ему мог только Бог, а он не смог обратиться к Нему. Это все только мои личные предположения... Одному Богу известна истинная жизнь души каждого человека, а по одному письму, или одному стихотворению, по обрывкам воспоминаний, мы никак не можем судить, да и права такого не имеем.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Не стоит защищать Есенина от его собственного творчества.
"Инония" - это антирелигиозная поэма, но смыслы там гораздо глубже просто богохульства. Речь идет о тонком прозрении будущего, где воцарится "новый Спас", а старый мир псевдорелигиозным путем превратится в царство новой справедливости. Так и вышло в скором времени.

Share this post


Link to post

"глубже простого богохульства".. мдаа...Поэты не столько накликают грядущее, сколько предчувствуют его, они невротики и восприимчивы ко всему, не исключая  миродержителей тьмы века сего. Вы считаете, что не стоит защищать, - дело Ваше. Я не защищаю их таким образом, а жалею, как могу. И Есенина, и Блока, и Цветаеву, всех... не перечислишь. Всех людей жалко. Простите, что я говорю само собой разумеющееся для христианина.

Share this post


Link to post

Поэты не столько накликают грядущее, сколько предчувствуют его

 

точнее уж, не само будущее, а бесовские планы касательно оного. Которые далеко не всегда сбываются... Пророчества у поэтов (и писателей-фантастов) искать можно лишь в том аспекте, что бесовские планы отчасти и сбываются, так как человечество не кается, а потому бесы имеют над ним власть и ведут куда хотят. Но им позволяется далеко не всё, иначе бы этого мира уже не было бы...

Share this post


Link to post

Овец, Вы выразились точнее. Они поднаторели смущать и угадывать. Но историю творит Господь. Да

Share this post


Link to post

A Lost Sheep

 

А что по поводу православных поэтов и писателей, даже были(и есть)монашествующие, которые писали стихи и прозу(в том числе и причисленные к лику святых)?

А фэнтази(с отсылом к христианству) в основном для молодежи предлагаемое, например, Льюис, Толкиен, прот. А. Торик, Вознесенская, Чудинова и т.п.?

Share this post


Link to post

Псалтырь, стихи от Бога.

Стихи схиигумена Саввы ( Остапенко )   Цитировать не могу, поищите поиском.

Share this post


Link to post

А что по поводу православных поэтов и писателей, даже были(и есть)монашествующие, которые писали стихи и прозу(в том числе и причисленные к лику святых)?

Как правило, все они этим занимались на ранних этапах своего становления. Все-таки, стихи, проза и музыка это вещи больше душевные чем духовные.

 

А фэнтази(с отсылом к христианству) в основном для молодежи предлагаемое, например, Льюис, Толкиен, прот. А. Торик, Вознесенская, Чудинова и т.п.?

Льюис и Толкиен по-моему к христианству мало относятся, кроме смутных аллюзий, язычества там гораздо больше. Ну, а об остальных лучше промолчу, если кому-то это поможет к Богу прийти, так я буду только рад...

Share this post


Link to post

A Lost Sheep

Суровы Вы в своей оценке.))

Литература и искусство, конечно, душевны, но многие ли из современных мирских людей способены жить только духовным?) Все равно на досуге что-что читаем, слушаем, смотрим. :blush200: Не все же, думается, бесами навеяно.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Лост Шииип! Словесное творчество и музыка ( удавшиеся )  душевное? Творцу удалось. Музыка небесных сфер - душевненько, знаете.. Люди, которые этим не понапрасну занимаются, знают, что это вечное. И знают, что их неудачи гибельны. Все как в жизни)))

 Толкиен с Льюисом не были православными, что не отменяет их христианства.

Share this post


Link to post

Из книги "Моя Америка" Александра Дворкина. Из воспоминаний о Сергее Сергеевиче Верховском.

 

«Общение с ним можно было сравнить со струей холодного душа. Я был тогда еще только неофитом, романтиком, а Сергей Сергеевич всегда охлаждал мои порывы. Он подчеркивал, что христианство – это не романтика, не влюбленность, но серьезный жизненный труд. Он даже придумал словечко для таких неофитов, как я, называя нас «благочестивцы». Тогда я посмеивался над его прозаизмом, над его приземленностью. Сейчас же я с большой благодарностью вспоминаю все его советы.

В частности, он помог мне излечиться от увлечения Серебряным веком русской литературы, указал на темную, оккультную сторону декадентства, которую я прежде предпочитал не замечать. Например, мне пришлось признать факт, что Блок пребывал в глубокой прелести. Об этом свидетельствуют и все его оккультные увлечения, и нравственные провалы. Я же тогда был настолько очарован волшебной мелодикой его поэзии, что либо все это не замечал, либо трактовал как-то иначе. Но ведь из песни слов не выкинешь, и вот наглядный пример и итог его заблуждений: во главе банды грабителей и убийц в финале поэмы «Двенадцать» он каким-то образом увидел Христа…

Конечно, Серебряный век остается одной из вершин русской поэзии, да и вообще словесности, и к нему нельзя относится однозначно отрицательно: наряду с глубочайшими падениями, у его героев были и величайшие прозрения и достижения, несомненно обогатившие русскую литературу. Но Сергей Сергеевич был абсолютно прав, указывая на опасность увлечения поэзией Серебряного века, на ту ее темную сторону, которую мы привыкли игнорировать, а то и восторгаться ею. Однако холодный душ всегда полезен. И Сергей Сергеевич успешно охладил тот несколько запоздалый юношеский романтизм, которым я страдал."

Share this post


Link to post

Да, Юль, качели раскачались широко, а потом и вовсе сделали "солнышко". Абзац. А раскачивали всем миром. Сейчас молитвами новомучеников жизнь продолжается и призыв к умению различать духов остался. Ходим-то опасно. На все есть Слово Божье.

Share this post


Link to post

То,что Есенин с любовью относился к Иисусу говорит о его доброй и светлой душе,просто ему не хватило времени понять и принять Его,как Спасителя! А тот ужасный стих... это уже не он писал.... а как,правильно сказала Мария,что будучи в запоях и душевно надломленным он был под влиянием бесов! Пусть Господь простит р.Б.Сергея за его заблуждения и дарует ему Царствие Небесное! 

Share this post


Link to post

A Lost Sheep

Суровы Вы в своей оценке.))

 

Не все же, думается, бесами навеяно.

не всё, но если бы только мы знали, насколько многое, то наш интерес к изящным дисциплинам сильно бы поубавился...

 

Вот, неплохая книга, рекомендую прочитать внимательно часть II, про искусство в разных формах как раз.

 

http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php?page=0

 

 

Лост Шииип! Словесное творчество и музыка ( удавшиеся )  душевное?

Слово Божие - духовное. А "я помню чудное мгновенье" - то уже разбавлено изрядной долей прелести ) Музыка - чисто душевная. Гармония сфер - ну, Творец совершенен во всем, и все же это явление само по себе материальное и к спасению души никакого отношения не имеет.

 

Толкиен с Льюисом не были православными, что не отменяет их христианства.

Ну не знаю, я не сторонник такого либерализма... С точки зрения Церкви у католиков Таинства сами по себе совершаются, но спасительной силы не имеют. У протестантов и того хуже, у них вообще учение о Церкви уничтожено практически. Но в конечном итоге это Богу решать, кто Ему больше угодил. Мы православные можем запросто оказаться в более глубоком аду, чем язычники, не то что протестанты...

Share this post


Link to post

Все прекрасное имеет отношение ко спасению постольку, поскольку имеет отношение к Богу. Наше обыкновение обманываться и заблуждаться этого не отменяет. 

 По поводу вдохновения и "чудного мгновения" можно говорить разное, но по мне в этом мгновении не прелесть, а чудо. Поскольку оно чудное, а не прелестное. Пушкин знал Керн достаточно хорошо, чтобы обольщаться издалека, но вот эта способность увидеть хоть на миг человека преображенным и чистым как раз и отличает гения, поэта. Набоков говорил хорошо об этом стихотворении Пушкина. Но я не думаю, что захотите прочесть. И не надо.

Share this post


Link to post

Все прекрасное имеет отношение ко спасению постольку, поскольку имеет отношение к Богу.

Ну да, по большому счету это так. Но я имел в виду, что человек призван возвыситься над физической природой, она не более чем платформа для этого, хотя и прекрасно сделанная )

 

 

По поводу вдохновения и "чудного мгновения" можно говорить разное, но по мне в этом мгновении не прелесть, а чудо. Поскольку оно чудное, а не прелестное. Пушкин знал Керн достаточно хорошо, чтобы обольщаться издалека, но вот эта способность увидеть хоть на миг человека преображенным и чистым как раз и отличает гения, поэта. Набоков говорил хорошо об этом стихотворении Пушкина. Но я не думаю, что захотите прочесть. И не надо.

Да, Пушкина я читал и Набокова читал, но углубляться дальше никакого желания нет...

 

Лучше вот, отрывок из "Бесед с духовными чадами" преп. Варсонофия Оптинского о Пушкине.

 

"Из наших русских писателей более других искал Бога Пушкин, но нашел ли Его — не знаю. Достоверно известно, что он решил поступить в монастырь, однако исполнить это желание ему не удалось.

Помню, однажды задумался я о нем. В какой славе был Пушкин при жизни, да прославляется и после смерти. Его произведения переведены на все европейские языки, а ему как теперь там? На вечерней молитве я помянул его, сказав: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Александра», и заснул с мыслью о нем. Вижу сон: беспредельная, ровная степь. Никаких селений, стоит только один старый покосившийся дом с мезонином. Много народа идет туда, иду и я, поднимаюсь на расшатанное крыльцо, затем по лестнице наверх. Вхожу в зал. Там стоит множество людей, все их внимание сосредоточено на Пушкине, который декламирует что-то из «Евгения Онегина». Одно место в этой поэме было мне непонятно, и я решил спросить о нем самого Пушкина. Пробираюсь к нему. Он смотрит на меня и произносит знаменательные слова, которые я не нахожу нужным передавать вам. Затем Пушкин оставляет зал. Я следую за ним. Выйдя из дома, поэт вдруг изменился. Он стал старым, лысым, жалким человеком. Обернувшись ко мне, он сказал: «Слава? На что мне она теперь?» Грустно покачал головой и тихо пошел по степи, делаясь постепенно все меньше и меньше, и наконец слился с горизонтом.

Этот сон был ответом на мои мысли о Пушкине. Впрочем, может быть, само желание чистой жизни Господь вменит ему в дело.

Замечателен один случай из жизни Пушкина. Однажды в обществе он познакомился с известной красавицей — мадам Керн. Повстречался он с ней на одном балу, где она имела такой успех, что сам Государь Николай Павлович ни с кем, кроме нее, не танцевал. Пушкин, как художник, поклонник всего прекрасного, был очарован ею и по возвращении с бала написал стихотворение, которое посвятил ей:

 

Я помню чудное мгновенье —

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

 

Прошло с тех пор много времени. Дороги Пушкина и Керн совершенно разошлись. Мадам Керн, овдовев, стала вести такую скромную жизнь, что к старости сделалась истинной христианкой, чуть ли не подвижницей. Известен рассказ о том, что «гроб ее повстречался с памятником Пушкину, который ввозили в Москву», чтобы поставить на Тверском бульваре. Так сбылось чудное мгновенье, и перед статуей, как бы перед самим Пушкиным, мелькнула эта старица в гробу, но по жизни — истинный ангел чистой духовной красоты. Таким образом, исполнилось желание Пушкина:

 

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты."

 

 

Share this post


Link to post

Ну и начитанные же мы)

Пушкин посвятил это стихотворение Анне Петровне, когда они были знакомы не один год и не вскользь. Памятник и гроб - да, было. 

 Вспомнила свою поездку в Болдино, где осень действительно хороша и способствует.. Подала сорокоуст об упокоении р.Б. Александра в церкви напротив барского дома, а ночью приснилось, что осталась ночевать там. Крестьянская девушка готовила мне гостевую, чуть погодя вошел хозяин, отпустил её. - "Поди, я сам". Принес воды и лохань умыться и свет. Мы не разговаривали, но было ясно, что благодарит. Выглядел буднично на свой возраст - 37. Как было тихо и хорошо на душе, ни одно морализаторствующее (или как сказать) поучение такого следа оставить в душе не в силах.)))

 Но что-то мы отошли от темы. 

Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Надо стремиться слышать, надо и стремиться донести. У некоторых это профессиональная обязанность, на которую не у всех хватает материальных и душевных средств... Может быть Есенину человек не встретился, или встретился и послужил соблазном. Но все в руках Божьих и это одно утешает.

Edited by iam

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By Andrei†
      Из ЖЖ священника Георгия Максимова:
       
      Официальное церковное отношение к лжеучениям Осипова
       
      Сегодня (примечание: 11.04.2016) был, наконец, опубликован официальный ответ на письмо верующих к Патриарху по поводу лжеучений А.И. Осипова. Патриарх поручил синодальной богословской комиссии подготовить ответ, и теперь переслал его тем, кто обращался к нему за разъяснениями. В этом ответе по всем пяти пунктам "особенностей" учения Осипова подтверждено, что они не соответствуют учению Православной Церкви. На мой взгляд, это одно из важнейших событий последнего времени в богословской сфере.
       
      Совсем недавно мне сообщили из нескольких источников о фактах принуждения настоятелей к обязательной покупке книг Осипова для последующего распространения у себя на приходах. Думаю, настоящий ответ Святейшего и комиссии положит конец этому. Вспоминаю также рассказы бывших учеников МДС о том, как они перед экзаменами у Осипова молились, чтобы им не попался вопрос об одном из его "особенных" учений, поскольку в этом случае если ты не будешь излагать его учения как якобы учение Церкви, то будут проблемы. Полагаю, теперь и эта практика закончится - семинаристы могут в ответе А.И. цитировать настоящее решение комиссии.
      Наконец получили ответ не только те 48 человек, которые подписали письмо Патриарху, но и все те, кто меня годами спрашивал: почему же Церковь не выскажет своего отношения к ересям Осипова? Вот, высказала, и отношение это негативное по всем пунктам. Примечательно, что комиссия в этом документе ссылается на свое предыдущее осуждение осиповского лжеучения по Евхаристии от 2007 г. Так что перед нами уже второе церковное осуждение его новшеств, только в этот раз не по одному, а по пяти пунктам и с называнием его имени и прямым призывом к Осипову привести свою проповедь в соответствии с церковным учением. Рекомендую эту новость к широкому распространению. Ниже ссылка на сам текст ответа комиссии: "Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова".
       
      А также продолжение темы из сообщения священника Георгия Максимова от 25.08.2016:
       
      Ответ Осипову
       
      Множество людей писали мне по поводу ответа А.И. Осипова на решение Богословской комиссии о его учении. Так что очередной выпуск нашей передачи мы посвятили именно учению Осипова и конкретно комментарию на его ответ. Ролик получился непривычно большим, это связано с тем, что хотелось уже окончательно все разъяснить относительно осиповских лжеучений, показать все наглядно и обоснованно. Так что если вы слышали что-то о проблемах с учением Осипова и хотите разобраться - смотрите этот ролик. Если вы уже разобрались, но у вас есть знакомые осиповцы, которые вам пишут, что "профессор разнес в пух и прах решение комиссии" - покажите им этот ролик. Если вы интересуетесь учением Церкви о посмертном воздаянии, или если вам просто интересно посмотреть, как можно поймать за руку и разоблачить "шарлатанов от богословия" - этот ролик для вас :-)
       
       
       
       
      P.S. Корректировка текста связана с добавлением ролика в статью.
       
       

×
×
  • Create New...