Перейти к публикации
~*~Иринушка~*~

Ересь ли слова С.Есенина:«Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие"

Рекомендованные сообщения

Являются ли ересью слова С.Есенина - 

Из письма Г. А. Панфилову  (ноябрь 1912 г. Москва):  "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему." (читать полный текст письма)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это не ересь. Но неверный посыл - "я не как прочие человецы". Настоящая любовь изгоняет страх. Учитывая сложные отношения поэта с Господом, доходившие, бывало, до святотатства, богохульства, он не достиг.. такого рода бесстрашия. Это другое, удалецкое, наверное. Мы не знаем, что там было перед смертью.. Помилуй Бог. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Возможно,говоря,что "я не как прочие...",Есенин говорил не горделиво,а с сожалением и горечью,имея ввиду,что у него нет такой святой веры в Господа?...Ну,по крайней мере,мне бы тах хотелось думать,и его высказывание я именно так и восприняла,но столкнулась с различными мнениями и решила поинтересоваться,возможно это я что-то не так понимаю?!...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ваше доброе предположение говорит о том, что этот человек Вам дорог. В этом правы. Наша поспешность слышать и видеть недостатки в ближних греховна.

Та его фраза говорит о том, что иные из страха, т.е. рабски, относятся, а сам бескорыстно, как, по его мнению, следовало бы. Там еще эмфазируется не божественное, а человеческое в Христе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С. Есенин был человеком благородной души, без сомнения. И жил он в труднейшее для Церкви время, когда многие греховные язвы ее служителей были обнажены и выставлены напоказ. Он интуитивно чувствовал, что правда Божия существует и она выше всех этих человеческих пороков, но к сожалению не нашел к ней путь, не понял, что Церковь Христова свята. Отсюда такие наивные и поверхностные суждения...

 

Ересь это все же нечто гораздо более обдуманное и упёртое, плюс активно и широко пропагандируемое, а тут - просто личное заблуждение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из письма Г. А. Панфилову  (ноябрь 1912 г. Москва):  "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему."

 

Это была особая черта большинства творческих людей того времени - воспринимать Иисуса Христа как высоконравственную личность, учителя жизни, и преклоняться перед "лучшим из людей", не принимая Его как Бога. Тогда казалось, что это возвышенно и безобидно. Но все так мыслящие, сами того не понимая, были немного антихристами, предвосхищавшими страшные события 1917 года.

 

Как пишет апостол Иоанн Богослов:

"И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" (1Ин. 2; 18, 22).

 

Приведенное Вами письмо относится к 1912 году, а буквально через несколько лет Есенин выскажется уже со всей определенностью:

 

"Не устрашуся гибели,

Ни копий, не стрел дождей, -

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

 

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

 

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Говорю вам - вы все погибнете,

Всех задушит вас веры мох.

По-иному над нашей выгибью

Вспух незримой коровой бог.

Новый на кобыле

Едет к миру Спас.

Наша вера - в силе.

Наша правда - в нас!"

 

("Инония", 1918 год)

 

Собственное понимание Христа, вне Церкви, очень быстро привело людей к выводу, что "наша правда - в нас" и сделало двадцатый век одним из самых страшных в истории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересное утверждение есть у Дворкина - "Слово еретик означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине."

Вообще ересь трактуется как осознанное стремление исказить основы христианского вероучения. По этому, если человек пребывает в заблуждении по неимении у него достаточной правильной информации, по недопониманию, и при этом не несёт свои заблуждения в массы как истину, достойную внимания, то это вряд ли можно называть ересью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Ника, говоря о сложных отношениях поэта с Создателем, я сознательно не стала цитировать это стихотворение. Когда-то вырезала и выбросила "Гаврилиаду" из с/с АСПушкина. Соображение такое: сейчас, когда они уже по ту сторону, им все ясно. Лишнее упоминание может их мучать как умножающийся уже помимо их воли грех, коему послужили когда-то..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ездила в паломническую поездку в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью, с заездом в Константиново по Есенинским местам(там очень красиво). Нам рассказывали, что в детстве - юности Есенин ходил в храм, дружил с приемным сыном священника, по окончании церковно-приходской школы собирался стать учителем, но потом уехал в Москву. Все изменилось, он стал известным, поехал в столицу, попал в богему и там конечно по молодости лет подпал под влияние, да и тщеславие расцвело. Все это и отвратило его от детской веры. Богема тех лет очень опасная была среда в духовном смысле.

 

Я в юности увлекалась поэзией серебряного века, а так же биографиями и теми духовными поисками, какие происходили в то время(например, Штайнер с его антропософией).Большинство в итоге заблудились в этих духовных поисках и ушли не туда. Все это оборвала революция, но Есенин многое успел застать. Ну, а потом революционные идеи, попытки построить рай на земле и без Бога.

 

И взрослой веры Есенин судя по всему не смог обрести. Он безусловно талантливый и глубокий человек, хотя и простой, мне очень жаль, что так сложилась его жизнь. Думаю, именно из-за потери веры и разочарования во всем, в том числе и в революционных идеях, он и спился. Ведь последние недели перед смертью Есенин провел на лечении в психоневрологической больнице, у него была депрессия. Есенин похоже был алкоголиком, а значит в этот период своей жизни(в запоях) был под влиянием бесов, так что поздние богоборческие стихи не удивительны. Помочь ему мог только Бог, а он не смог обратиться к Нему. Это все только мои личные предположения... Одному Богу известна истинная жизнь души каждого человека, а по одному письму, или одному стихотворению, по обрывкам воспоминаний, мы никак не можем судить, да и права такого не имеем.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не стоит защищать Есенина от его собственного творчества.
"Инония" - это антирелигиозная поэма, но смыслы там гораздо глубже просто богохульства. Речь идет о тонком прозрении будущего, где воцарится "новый Спас", а старый мир псевдорелигиозным путем превратится в царство новой справедливости. Так и вышло в скором времени.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"глубже простого богохульства".. мдаа...Поэты не столько накликают грядущее, сколько предчувствуют его, они невротики и восприимчивы ко всему, не исключая  миродержителей тьмы века сего. Вы считаете, что не стоит защищать, - дело Ваше. Я не защищаю их таким образом, а жалею, как могу. И Есенина, и Блока, и Цветаеву, всех... не перечислишь. Всех людей жалко. Простите, что я говорю само собой разумеющееся для христианина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поэты не столько накликают грядущее, сколько предчувствуют его

 

точнее уж, не само будущее, а бесовские планы касательно оного. Которые далеко не всегда сбываются... Пророчества у поэтов (и писателей-фантастов) искать можно лишь в том аспекте, что бесовские планы отчасти и сбываются, так как человечество не кается, а потому бесы имеют над ним власть и ведут куда хотят. Но им позволяется далеко не всё, иначе бы этого мира уже не было бы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Овец, Вы выразились точнее. Они поднаторели смущать и угадывать. Но историю творит Господь. Да

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

A Lost Sheep

 

А что по поводу православных поэтов и писателей, даже были(и есть)монашествующие, которые писали стихи и прозу(в том числе и причисленные к лику святых)?

А фэнтази(с отсылом к христианству) в основном для молодежи предлагаемое, например, Льюис, Толкиен, прот. А. Торик, Вознесенская, Чудинова и т.п.?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Псалтырь, стихи от Бога.

Стихи схиигумена Саввы ( Остапенко )   Цитировать не могу, поищите поиском.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что по поводу православных поэтов и писателей, даже были(и есть)монашествующие, которые писали стихи и прозу(в том числе и причисленные к лику святых)?

Как правило, все они этим занимались на ранних этапах своего становления. Все-таки, стихи, проза и музыка это вещи больше душевные чем духовные.

 

А фэнтази(с отсылом к христианству) в основном для молодежи предлагаемое, например, Льюис, Толкиен, прот. А. Торик, Вознесенская, Чудинова и т.п.?

Льюис и Толкиен по-моему к христианству мало относятся, кроме смутных аллюзий, язычества там гораздо больше. Ну, а об остальных лучше промолчу, если кому-то это поможет к Богу прийти, так я буду только рад...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

A Lost Sheep

Суровы Вы в своей оценке.))

Литература и искусство, конечно, душевны, но многие ли из современных мирских людей способены жить только духовным?) Все равно на досуге что-что читаем, слушаем, смотрим. :blush200: Не все же, думается, бесами навеяно.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Лост Шииип! Словесное творчество и музыка ( удавшиеся )  душевное? Творцу удалось. Музыка небесных сфер - душевненько, знаете.. Люди, которые этим не понапрасну занимаются, знают, что это вечное. И знают, что их неудачи гибельны. Все как в жизни)))

 Толкиен с Льюисом не были православными, что не отменяет их христианства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из книги "Моя Америка" Александра Дворкина. Из воспоминаний о Сергее Сергеевиче Верховском.

 

«Общение с ним можно было сравнить со струей холодного душа. Я был тогда еще только неофитом, романтиком, а Сергей Сергеевич всегда охлаждал мои порывы. Он подчеркивал, что христианство – это не романтика, не влюбленность, но серьезный жизненный труд. Он даже придумал словечко для таких неофитов, как я, называя нас «благочестивцы». Тогда я посмеивался над его прозаизмом, над его приземленностью. Сейчас же я с большой благодарностью вспоминаю все его советы.

В частности, он помог мне излечиться от увлечения Серебряным веком русской литературы, указал на темную, оккультную сторону декадентства, которую я прежде предпочитал не замечать. Например, мне пришлось признать факт, что Блок пребывал в глубокой прелести. Об этом свидетельствуют и все его оккультные увлечения, и нравственные провалы. Я же тогда был настолько очарован волшебной мелодикой его поэзии, что либо все это не замечал, либо трактовал как-то иначе. Но ведь из песни слов не выкинешь, и вот наглядный пример и итог его заблуждений: во главе банды грабителей и убийц в финале поэмы «Двенадцать» он каким-то образом увидел Христа…

Конечно, Серебряный век остается одной из вершин русской поэзии, да и вообще словесности, и к нему нельзя относится однозначно отрицательно: наряду с глубочайшими падениями, у его героев были и величайшие прозрения и достижения, несомненно обогатившие русскую литературу. Но Сергей Сергеевич был абсолютно прав, указывая на опасность увлечения поэзией Серебряного века, на ту ее темную сторону, которую мы привыкли игнорировать, а то и восторгаться ею. Однако холодный душ всегда полезен. И Сергей Сергеевич успешно охладил тот несколько запоздалый юношеский романтизм, которым я страдал."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, Юль, качели раскачались широко, а потом и вовсе сделали "солнышко". Абзац. А раскачивали всем миром. Сейчас молитвами новомучеников жизнь продолжается и призыв к умению различать духов остался. Ходим-то опасно. На все есть Слово Божье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

То,что Есенин с любовью относился к Иисусу говорит о его доброй и светлой душе,просто ему не хватило времени понять и принять Его,как Спасителя! А тот ужасный стих... это уже не он писал.... а как,правильно сказала Мария,что будучи в запоях и душевно надломленным он был под влиянием бесов! Пусть Господь простит р.Б.Сергея за его заблуждения и дарует ему Царствие Небесное! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

A Lost Sheep

Суровы Вы в своей оценке.))

 

Не все же, думается, бесами навеяно.

не всё, но если бы только мы знали, насколько многое, то наш интерес к изящным дисциплинам сильно бы поубавился...

 

Вот, неплохая книга, рекомендую прочитать внимательно часть II, про искусство в разных формах как раз.

 

http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php?page=0

 

 

Лост Шииип! Словесное творчество и музыка ( удавшиеся )  душевное?

Слово Божие - духовное. А "я помню чудное мгновенье" - то уже разбавлено изрядной долей прелести ) Музыка - чисто душевная. Гармония сфер - ну, Творец совершенен во всем, и все же это явление само по себе материальное и к спасению души никакого отношения не имеет.

 

Толкиен с Льюисом не были православными, что не отменяет их христианства.

Ну не знаю, я не сторонник такого либерализма... С точки зрения Церкви у католиков Таинства сами по себе совершаются, но спасительной силы не имеют. У протестантов и того хуже, у них вообще учение о Церкви уничтожено практически. Но в конечном итоге это Богу решать, кто Ему больше угодил. Мы православные можем запросто оказаться в более глубоком аду, чем язычники, не то что протестанты...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все прекрасное имеет отношение ко спасению постольку, поскольку имеет отношение к Богу. Наше обыкновение обманываться и заблуждаться этого не отменяет. 

 По поводу вдохновения и "чудного мгновения" можно говорить разное, но по мне в этом мгновении не прелесть, а чудо. Поскольку оно чудное, а не прелестное. Пушкин знал Керн достаточно хорошо, чтобы обольщаться издалека, но вот эта способность увидеть хоть на миг человека преображенным и чистым как раз и отличает гения, поэта. Набоков говорил хорошо об этом стихотворении Пушкина. Но я не думаю, что захотите прочесть. И не надо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все прекрасное имеет отношение ко спасению постольку, поскольку имеет отношение к Богу.

Ну да, по большому счету это так. Но я имел в виду, что человек призван возвыситься над физической природой, она не более чем платформа для этого, хотя и прекрасно сделанная )

 

 

По поводу вдохновения и "чудного мгновения" можно говорить разное, но по мне в этом мгновении не прелесть, а чудо. Поскольку оно чудное, а не прелестное. Пушкин знал Керн достаточно хорошо, чтобы обольщаться издалека, но вот эта способность увидеть хоть на миг человека преображенным и чистым как раз и отличает гения, поэта. Набоков говорил хорошо об этом стихотворении Пушкина. Но я не думаю, что захотите прочесть. И не надо.

Да, Пушкина я читал и Набокова читал, но углубляться дальше никакого желания нет...

 

Лучше вот, отрывок из "Бесед с духовными чадами" преп. Варсонофия Оптинского о Пушкине.

 

"Из наших русских писателей более других искал Бога Пушкин, но нашел ли Его — не знаю. Достоверно известно, что он решил поступить в монастырь, однако исполнить это желание ему не удалось.

Помню, однажды задумался я о нем. В какой славе был Пушкин при жизни, да прославляется и после смерти. Его произведения переведены на все европейские языки, а ему как теперь там? На вечерней молитве я помянул его, сказав: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Александра», и заснул с мыслью о нем. Вижу сон: беспредельная, ровная степь. Никаких селений, стоит только один старый покосившийся дом с мезонином. Много народа идет туда, иду и я, поднимаюсь на расшатанное крыльцо, затем по лестнице наверх. Вхожу в зал. Там стоит множество людей, все их внимание сосредоточено на Пушкине, который декламирует что-то из «Евгения Онегина». Одно место в этой поэме было мне непонятно, и я решил спросить о нем самого Пушкина. Пробираюсь к нему. Он смотрит на меня и произносит знаменательные слова, которые я не нахожу нужным передавать вам. Затем Пушкин оставляет зал. Я следую за ним. Выйдя из дома, поэт вдруг изменился. Он стал старым, лысым, жалким человеком. Обернувшись ко мне, он сказал: «Слава? На что мне она теперь?» Грустно покачал головой и тихо пошел по степи, делаясь постепенно все меньше и меньше, и наконец слился с горизонтом.

Этот сон был ответом на мои мысли о Пушкине. Впрочем, может быть, само желание чистой жизни Господь вменит ему в дело.

Замечателен один случай из жизни Пушкина. Однажды в обществе он познакомился с известной красавицей — мадам Керн. Повстречался он с ней на одном балу, где она имела такой успех, что сам Государь Николай Павлович ни с кем, кроме нее, не танцевал. Пушкин, как художник, поклонник всего прекрасного, был очарован ею и по возвращении с бала написал стихотворение, которое посвятил ей:

 

Я помню чудное мгновенье —

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

 

Прошло с тех пор много времени. Дороги Пушкина и Керн совершенно разошлись. Мадам Керн, овдовев, стала вести такую скромную жизнь, что к старости сделалась истинной христианкой, чуть ли не подвижницей. Известен рассказ о том, что «гроб ее повстречался с памятником Пушкину, который ввозили в Москву», чтобы поставить на Тверском бульваре. Так сбылось чудное мгновенье, и перед статуей, как бы перед самим Пушкиным, мелькнула эта старица в гробу, но по жизни — истинный ангел чистой духовной красоты. Таким образом, исполнилось желание Пушкина:

 

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты."

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну и начитанные же мы)

Пушкин посвятил это стихотворение Анне Петровне, когда они были знакомы не один год и не вскользь. Памятник и гроб - да, было. 

 Вспомнила свою поездку в Болдино, где осень действительно хороша и способствует.. Подала сорокоуст об упокоении р.Б. Александра в церкви напротив барского дома, а ночью приснилось, что осталась ночевать там. Крестьянская девушка готовила мне гостевую, чуть погодя вошел хозяин, отпустил её. - "Поди, я сам". Принес воды и лохань умыться и свет. Мы не разговаривали, но было ясно, что благодарит. Выглядел буднично на свой возраст - 37. Как было тихо и хорошо на душе, ни одно морализаторствующее (или как сказать) поучение такого следа оставить в душе не в силах.)))

 Но что-то мы отошли от темы. 

Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Надо стремиться слышать, надо и стремиться донести. У некоторых это профессиональная обязанность, на которую не у всех хватает материальных и душевных средств... Может быть Есенину человек не встретился, или встретился и послужил соблазном. Но все в руках Божьих и это одно утешает.

Изменено пользователем iam

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: АндрейВ.Х.
      Из ЖЖ священника Георгия Максимова:
       
      Официальное церковное отношение к лжеучениям Осипова
       
      Сегодня (примечание: 11.04.2016) был, наконец, опубликован официальный ответ на письмо верующих к Патриарху по поводу лжеучений А.И. Осипова. Патриарх поручил синодальной богословской комиссии подготовить ответ, и теперь переслал его тем, кто обращался к нему за разъяснениями. В этом ответе по всем пяти пунктам "особенностей" учения Осипова подтверждено, что они не соответствуют учению Православной Церкви. На мой взгляд, это одно из важнейших событий последнего времени в богословской сфере.
       
      Совсем недавно мне сообщили из нескольких источников о фактах принуждения настоятелей к обязательной покупке книг Осипова для последующего распространения у себя на приходах. Думаю, настоящий ответ Святейшего и комиссии положит конец этому. Вспоминаю также рассказы бывших учеников МДС о том, как они перед экзаменами у Осипова молились, чтобы им не попался вопрос об одном из его "особенных" учений, поскольку в этом случае если ты не будешь излагать его учения как якобы учение Церкви, то будут проблемы. Полагаю, теперь и эта практика закончится - семинаристы могут в ответе А.И. цитировать настоящее решение комиссии.
      Наконец получили ответ не только те 48 человек, которые подписали письмо Патриарху, но и все те, кто меня годами спрашивал: почему же Церковь не выскажет своего отношения к ересям Осипова? Вот, высказала, и отношение это негативное по всем пунктам. Примечательно, что комиссия в этом документе ссылается на свое предыдущее осуждение осиповского лжеучения по Евхаристии от 2007 г. Так что перед нами уже второе церковное осуждение его новшеств, только в этот раз не по одному, а по пяти пунктам и с называнием его имени и прямым призывом к Осипову привести свою проповедь в соответствии с церковным учением. Рекомендую эту новость к широкому распространению. Ниже ссылка на сам текст ответа комиссии: "Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова".
       
      А также продолжение темы из сообщения священника Георгия Максимова от 25.08.2016:
       
      Ответ Осипову
       
      Множество людей писали мне по поводу ответа А.И. Осипова на решение Богословской комиссии о его учении. Так что очередной выпуск нашей передачи мы посвятили именно учению Осипова и конкретно комментарию на его ответ. Ролик получился непривычно большим, это связано с тем, что хотелось уже окончательно все разъяснить относительно осиповских лжеучений, показать все наглядно и обоснованно. Так что если вы слышали что-то о проблемах с учением Осипова и хотите разобраться - смотрите этот ролик. Если вы уже разобрались, но у вас есть знакомые осиповцы, которые вам пишут, что "профессор разнес в пух и прах решение комиссии" - покажите им этот ролик. Если вы интересуетесь учением Церкви о посмертном воздаянии, или если вам просто интересно посмотреть, как можно поймать за руку и разоблачить "шарлатанов от богословия" - этот ролик для вас :-)
       
       
       
       
      P.S. Корректировка текста связана с добавлением ролика в статью.
       
       

×
×
  • Создать...