Перейти к публикации
inna d

Преображение Господне!

Рекомендованные сообщения

С Праздником Преображения Господня!

 

preobrazhenie.jpg

 

Да поможет Он всем нам преобразиться из ветхого человека в нового — живущего Христом!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Братия и сестры, отче Лост Шип и братия Оптиной!

 

С праздником Преображения Господня!

 

Всем нам преобразится желаю и спасения. :69:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стезя к святой тайне преображения человека

Из поучений архиепископа Алексия (Фролова)

 

30 лет назад архимандрит, а в будущем архиепископ Алексий (Фролов) был назначен наместником тогда еще разоренного Новоспасского монастыря Москвы, где в главном Преображенском соборе обители, на праздник Преображения Господня, и будет в 1995-м году рукоположен во епископы. Здесь же, у алтаря Преображенского собора Новоспасского монастыря, владыка и упокоен. Тема преображения душ человеческих, святынь, некогда разрушенных по всей нашей стране, была одной из центральных в беседах, проповедях архиерея.

Путь на Фавор один: через Голгофу

Архиепископ Алексий (Фролов) Преставился архипастырь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, – именно в этот день некогда Церкви был передан разоренный Новоспасский монастырь Москвы, на восстановление которого владыка Алексий и положил все свои силы. Благодаря его пастырским трудам в Новоспасском монастыре еще в 1990-е годы собралась одна из самых многочисленных паств: в праздничные дни – более тысячи причастников. А это и было, в его представлении, одно из главных условий церковного возрождения: народ должен нуждаться в святыне.

Когда монастырь был восстановлен, и столь многие получили здесь наставление на узкий путь духовной жизни, Господь Своего служителя и призвал – сначала к архипастырскому служению на Костромской земле, где находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, в день празднования которой 27 марта владыка и был рожден, а вскоре, посредством тяжелейшего заболевания, – и к рождению в вечность.

На известие о смерти архиерея тогда еще наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, ныне митрополит Псковский и Порховский, сказал в проповеди:

Скрытый текст

 

– Верным Своим рабам Господь дает право и честь в конце жизни взойти на Голгофу, – сравнив пережитое владыкой Алексием с тем, что некогда выпало на долю преподобного Варсонофия Оптинского[1].

Сам преподобный Варсонофий Оптинский свое крестное послушание в одной из последних своих бесед комментировал по-преображенски оптимистично:

– Нужно идти на Фавор! Но помнить надо, что путь на Фавор один: через Голгофу, – другой дороги нет[2].

Он вообще точно исповедовал христианство прямого действия

«Святость, как предназначение и призвание человека к наследию Царства Святой Троицы» – так назывался один из последних докладов, прочитанный архипастырем на Рождественских чтениях в 2012-м году. В этом итоговом тексте владыка Алексий принципиально отказался от кавычек: не кавычил Евангельские слова и цитаты святых отцов. Он вообще точно исповедовал христианство прямого действия: такое не предполагает условных значений.

След в след за Христом

– Вы только подумайте, – призывал владыка, – окажись вы в каком-нибудь непроходимом месте, топком болоте, – что и есть вся наша жизнь, – и вдруг появляется проводник, и говорит вам следовать за собою, – да вы же след в след пойдете! Вот так и к Проводнику, явленному нам в Евангелии, отнестись надо. И путь этот будет тернистый, и восход этот будет на Голгофу.

Евангелие – это жизнь, прожитая Христом. Если я хочу быть спасен, я должен пройти этот путь. След в след. Благовестие обращено к нашему сердцу. Христианство – это не сумма знаний, а образ жизни. Это смирение – и именно по смирению посылаемая нам благодать Святаго Духа.

Довериться нужно Христу, так же, как Он Богу Отцу доверился. Не просто верить в Него – «и бесы, известно, веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). А довериться. Что это значит? А вот, ударили тебя по правой щеке – не размышляй: могу-не могу, хочу-не хочу, – а сделай так, как предлагает Христос: подставь другую щеку (ср. Мф. 5, 39).

Христианство – это не сумма знаний, а образ жизни

– Мы часто говорим о человеческом достоинстве, – отмечал владыка Алексий, – а человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте. Человек должен быть достоин своих страданий. У Бога не стоит задача причинить нам боль. Он этого не хочет. Если я страдаю, то это потому, что я болен, мое сердце испорчено. И чем сильнее эти страдания, тем больше, значит, я удален от Бога. А желание моего Небесного Отца, который есть Любовь, – приблизить меня настолько, насколько я сам этого захочу: «сыне, даждь Мне твое сердце» (Притч. 23, 26). Вот и всё, чего просит у нас Господь.

– А мы не хотим, – обличал владыка в проповедях, – чтобы на нас совершилась спасающая воля Божия. Мы всегда убегаем от той любящей десницы Божией, которая Божественными ударами Божественной любви бьёт по нашему сердцу различного рода испытаниями. Мы бережемся от Божественной Отеческой любви. Но мы не можем не слышать: «Возьми крест свой и следуй за Мной!» Следуй! За Мной! И на Голгофу. И будет Фавор. И никуда не деться от предательства Иуды. Но ты не задавайся вопросами: а на каком это основании да почему?! Ибо Отец Небесный – Сама Любовь – тебя распинает.

Когда Бог преображает человека

– «На Кресте мы видим Любовь Отца – распинающую, Любовь Сына – распинаемую, Любовь Духа Святаго – торжествующую силою крестною», – часто приводил владыка Алексий слова святителя Филарета (Дроздова), сказанные в Страстную Пятницу у Святой Плащаницы.

Именно на голгофе и торжествует любовь христианина, когда он, пребывая на кресте, со креста заставляет себя любить тех, кто причиняет ему боль.

– «Отче, отпусти им: не ведают, что творят» (Лк. 23, 34), – к Кому, как не к Богу, возопить со креста? Но христианин и богооставленность в момент самой острой боли переживет, – так же, как это было в опыте Самого Христа. И что же тогда делать?

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). А кого терпеть-то? – часто мы задаемся вопросом. Нам всё кажется, что надо потерпеть кого-то. А на самом деле есть только один единственный человек, которого нам надо терпеть всю свою жизнь…

…Вот, я стою пред Богом и хочу отказаться от всех своих немощей, – это главное чувство, которое надо в себе воспитывать, подходя ко Кресту и Евангелию. И не отчаиваться. От Исповеди к Исповеди.

– Потерпи себя, человече, – иронизировал над нашим столь типичным ропотом о том, кого и чего нам только не приходится терпеть, архиерей, – малейшее, совсем немного, потерпи себя, и Господь спасет тебя.

– А сколько терпеть? – обычно задаемся мы уточняющим вопросом.

– Терпение должно иметь совершенное действие. Совершенное действие терпения – это смирение, – подсказывает владыка Алексий, и далее – одна из любимых его формул: – По жизни необходимо терпеливо смиряться и смиренно терпеть.

Однако от терпения до смирения – огромное расстояние, – предупреждает, – и это та узкая стезя к святой тайне преображения человека, которую так трудно найти, при отсутствии опытных наставников желающим искренне подвизаться[3]. Однако терпеть и не смириться – это катастрофа, – увещевал владыка, – путь в психиатрическую лечебницу.

Фавор открывается христианину, претерпевшему крест, когда он смиряется по любви ко Господу

Фавор открывается христианину, претерпевшему крест, когда он смиряется по любви ко Господу, оправдывая тех, кто причиняет ему скорбь, точно так же, как за Свое смирение, исполнившись любви Духа Святаго, Распятый на Кресте Сын Божий просил: «Отче, прости им, не ведают, что творят» (Лк. 23, 34).

Именно на Кресте Господь оправдывает распинателей. К этому в своем личном опыте сораспятия Христу призван и каждый христианин.

Так упраздняется стена между Богом и человеком. Бог и человек соединяются тогда в человеческом сердце. И удивительная тайна начинает происходить, – свидетельствует архиерей, – Бог преображает человека.

Исполняя заповеди, я свидетельствую, что Христа люблю больше, чем себя

Именно смирение награждается благодатью, которая и выражается в верном последователе Спасителя как любовь. Любовь к Богу и к каждому человеку, – что и есть наше служение Христу.

– На нас, христианах, – убеждал владыка, – лежит величайшая ответственность – показать каждому человеку то, как любит каждого человека Бог.

Учил благоговеть перед всяким человеком: «Ибо в каждом человеке совершается, – говорил он, – тайна его спасения».

– Я не могу не любить. Бог ради меня по любви ко мне распялся. Взошел на Крест и претерпел страшные муки. Он есть Любовь Распятая. Значит, я – раб Бога Распятого. И я права не имею не любить. Я обязан любить всех.

Но как это возможно? Только благодать Божия дает человеку возможность полюбить даже врага. А дается благодать по смирению. Но пока у нас нет ни смирения, ни дара благодати, мы должны понуждать себя. Святоотеческий принцип: даже если у тебя нет любви, старайся делать дела любви, и Господь, видя твое произволение, даст тебе любовь. Как молитва дается молящемуся, так и любовь – стремящемуся ее проявить.

Только благодать Божия дает человеку возможность полюбить даже врага. А дается благодать по смирению

Дух Божий почиет на тех, кто на кресте своих испытаний остается верен Распятому за нас, Его евангельскому Слову. Как писал преподобный Симеон Новый Богослов относительно грядущего Суда:

«Никто не будет истязан: кто сколько постился, кто сколько молился, какие совершал подвиги, но каждый будет истязан: насколько кто в течение жизни стал подобным Христу, насколько отразился образ Божий в человеке»[4].

Исполнением Божественных заповедей сохраняется в этом мире любовь. Исполняя заповеди, я свидетельствую, что Христа люблю больше, чем себя. И в такую любящую душу и снисходит Дух Святой.

Исключительно силою торжествующего в сораспявшемся Господу христианине Духа Божиего Святаго рознь мира сего и преодолевается.

Нам надо научиться в жизни только одному: всегда и везде, в любых обстоятельствах надо попытаться оправдать Бога и всех, кого Он посылает на моем пути, и осудить себя.

Для чего нам дано имя Христово?

Именно в этой вертикальной плоскости личных взаимоотношений человека с Богом – ключ к оправданию ближнего.

Еще в Ветхом Завете Бог определяет Себя как Лицо.

– Кто Ты, Господи? – искали с Ним личного знакомства.

Нам это имя в Новом Завете открыто. Имя это – Иисус Христос.

– И если нам дается это имя, то давайте зададимся вопросом, – размышлял владыка Алексий, – для чего? Только ли для того, чтобы поверить в то, что Он когда-то был? Нет. Каждый христианин призван взыскивать Его. А Господь на Кресте. И это явленный нам Богом образ Любви и оправдания всего человечества.

Значит, виновен не тот человек, которого я не люблю, – виновен я, поскольку во мне нет этого Божественного дара любви. А если во мне нет этого дара любви, значит, я оправдываю себя, закрывая тем самым себя от рачительной, исцеляющей мое испорченное сердце любви Божией. Я, предпочитая себя, правду своей боли, а не любовь к Распятому, пренебрегаю Духом Святым.

Всё, что с нами происходит, происходит по любви Божией. А значит, нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть себя самого и сокрушить себя! – наставлял владыка Алексий.

– И только тогда, – увещевал, – посещает христианина Божественная любовь, когда каждый из нас оправдывает Бога Отца и оправдывает ближнего, причиняющего мне боль; только при этом условии способно раскрыться сердце человеческое для принятия Божественной любви, торжествующей силою крестною.

Крест – это единственный дарованный нам путь, чтобы мы очищали свое сердце и преображались.

Когда у нас не хватает сил…

«Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22). Господь нас простил. Но обратим внимание на свое сердце: насколько оно искажено, испорчено, заражено болезнью греха. Как исцелиться? Только понуждением себя к подвигу, требующему постоянного напряжения воли. Без этого спасение невозможно. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Владыка Алексий, будучи еще молодым иеродиаконом, глубоко воспринял сказанные ему как-то отцом Иоанном (Крестьянкиным) слова: «Воля Божия – это не всегда легко... Необходимо преодолевать себя, чтобы ей следовать»[5]. Вот это преодоление себя и стало всежизненным подвигом владыки.

Но и тогда, когда мы прилагаем все наши силы, спасение, – напоминал, – не от подвизающегося, а от Бога милующего (ср. Рим. 9, 16).

Мы должны довериться Богу – Небесному Отцу – и когда у нас не хватает сил, исповедоваться и причащаться, соединяясь со Христом.

Я хочу измениться, но как я могу измениться, если у меня нет сил, – вот для этого нам и дано Причастие.

Владыка Алексий наставлял понуждать себя: не хочу идти на литургию, а я пойду! – но вместе с тем сам факт самопринуждения обнаруживает передо мной самим: где же сокровище моего сердца? (ср. Мф. 6, 21).

– Давайте-ка откровенно самим себе скажем о себе всю правду, – наставлял владыка перед Исповедью. – Страшно становится! А теперь со всем, что я есть, давайте начнем приближаться к Богу, а Бог есть Любовь, Добро, Свет, Благость, Истина. Не начну ли я искать места, удобного для себя? Не будет ли мне тяжело с Богом: Он есть Любовь, а я не знаю, что такое любовь…

Литургия в опыте владыки Алексия и была тем критерием выбора: где я хочу пребывать? «Стоящие в храме, мните себя быть пребывающими на Небесах, – напоминал он, – ибо Божественная литургия дана нам святыми отцами, которые свидетелями были этого Богослужения на Небе». Ссылался и на современные свидетельства переживших клиническую смерть: на том свете тоже служится литургия – именно такая, которая нам известна по службам в храмах.

Мера взаимности

– Трагедия современного человека, – цитировал владыка Алексий слова одного из подвижников благочестия, – заключается в том, что мы постоянно пытаемся строить свои отношения с Богом, такие, какие нам удобны, забывая о том, что Бог уже предлагает человеку Свои отношения. Это Евангельский закон.

Если заповеди Божии – есть выражение любви Божией к человеку, то какова мера моей взаимности? Исполнить их. Это мои личные отношения со Христом, это сфера моего сердца, где (в идеале) – только Бог и я.

Если я выражу свою любовь к Богу вот этими действиями, которые даны в заповедях, я буду с Богом (ср. Ин. 14, 15). И удивительным образом, выражая свою любовь к Богу через исполнение заповедей, я тем самым являю Его любовь к другому человеку. Это и есть: «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19–20). Не свою любовь мы являем (ее, увы, может и не оказаться, или к ней может быть подмешан тот или иной грех), а любовь Божию. Именно о ней мы и будем истязаны на Страшном Суде, – совесть нас там будет обличать: почему я так мало любил, – то есть: что же я не с Тобой был, Боже?

«Почему в наше время так мало святых?» – вспоминал владыка вопрос к преподобному Серафиму Саровскому и его ответ: в людях оскудела решимость. Но если в нас нет любви, то не будет и решимости…

– Как часто мы себя оправдываем! – болезновал владыка Алексий. – Это самое худшее, что может быть. Ну, подумаешь, не дочитал правило… Ну, подумаешь, неправду сказал… Но ведь это всё накапливается в моем сердце и создает некое противное Богу настроение самооправдания. Оправдывая себя, мы злословим Господа, начинаем отчаиваться, роптать.

Всякое противление Божественной заповеди, – вразумлял, – носит умный характер. Отказываясь от Бога, я соглашаюсь с силами тьмы, удаляюсь от Света и оказываюсь там, где действуют уже демонические законы, и тем самым я реализую в этом мире власть бесовскую.

Освободить от этого мрака может Тот лишь, Кто Сам есть Свет. А также те, через кого Свой Свет Бог являет в мир. Те, кто любят вопреки, сохраняя тем самым Жизнь Христову на земле.

А мы несем этот фаворский Свет миру?

– А мы несем этот фаворский Свет миру? – вопрошал владыка. – Древние люди, даже язычники, обращаясь друг к другу, говорили, показывая на христиан: «Вы посмотрите, как они любят друг друга!» Сейчас о христианах могут так сказать люди, живущие рядом с христианами: «Вы посмотрите, как они любят друг друга»? Когда мы приходим хотя бы даже в храм, мы любим друг друга? Мы не сердимся друг на друга? Исполненные благодати Духа Святаго, а Он есть Любовь, – мы продолжаем любить? Или мы тут же начинаем злиться, роптать, малодушествовать, завидовать, гневаться? В таком случае я задаю себе вопрос: а христианин ли я? Если нет во мне любви, а человек ли я вообще?

 

А христианин ли я? Если нет во мне любви, а человек ли я вообще?

– Люди! Православные! Любите друг друга! – обращался, бывало, в проповедях владыка Алексий – и тут же сокрушался: – Но сколько бы мы, духовенство, иерархи Церкви, с амвона ни обращались, мы так и остаемся не услышанными. Почему же? А потому что современный человек привык защищать свои интересы. И христианин, увы, к сожалению, поступает подчас точно так же. Он боится боли самоотречения.

Но вспомним Первосвященническую молитву Господню (Ин.17, 1–26), в которой есть и такое упование: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, а Я в Тебе, да будут все едины» (Ин. 17, 21), – замечательный акцент ставит наш современник-афонит[6] , – отмечал владыка Алексий, также часто обращаясь к этому рассуждению, – он говорит, что здесь это как гораздо важнее самого единства, поскольку это образ бытия Самой Троицы, единство – только следствие.

Единство не может быть самоцелью в нашем падшем мире, оно – только следствие: «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26), – то есть единство есть следствие Богооткровенной, христоподражательной завещанной нам любви: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

«Так и соделывается, от сердца к сердцу, наше спасение, как соединение всех и вся с Богом», – говорил владыка Алексий в указанном выше докладе о святости как нашем предназначении к наследованию Царства Пресвятой Троицы. И это самое тесное, самое близкое соединение, которое возможно для нашей природы, как на горе Фавор апостолы якоже можаху вместили свет Божества Христа.

Подготовила Ольга Орлова

19 августа 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/141222.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Объяснения паремий на праздник Преображения Господня

Паремии на праздник Преображения Господня

Книга Исхода (XXIV, 12—18)

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Скрытый текст

 

В первой паремии мы слышим о восхождении Моисея на гору Синай, чтобы получить заповеди Божии. О них было до этого объявлено народу, и все выразили согласие следовать повелениям Божиим. Но Бог, зная непостоянство воли как отдельного человека, так и целого народа, повелел Моисею подняться на гору и быть там до того момента, который Он укажет. Он обещал дать Моисею каменные скрижали, на которых будут написаны заповеди. Скрижали — это две отполированных каменных доски, на которых каждое слово закона как высечено, то есть неизменно на все века, постоянно, непоколебимо, твердо, надежно, несомненно. Написаны они Богом, даны Богом народу, и Бог обещал хранить Свой народ, если народ будет верен Ему. Скрижали Завета каменные, как знак прочности, но они вполне легко поднимались, что символизировало то, что исполнить повеления Божии под силу человеку и всему народу. Это и факт и образ. Моисей легко нес их с горы, пока не увидел беззакония народа, но об этом позже.

На Синай Моисея сопровождал Иисус, которого Моисей готовил себе в преемники. Поднялся же на вершину горы он один, и наедине беседовал с Богом. У подножия горы остались семьдесят старейшин, которым Моисей заповедал в молчании дожидаться его. Когда Моисей поднялся к вершине горы, то увидел облако — знак присутствия Божия. Слава Божия, как сияющее облако, шесть дней покрывала гору, и все шесть дней Моисей молча ждал, когда Господь позовет его. Зачем так долго? Чтобы за это время, оставив всякое «житейское попечение», молча, сосредоточенно, благоговейно взирая на близкое и недоступное сияние Божества, подготовиться к беседе с Богом. Облако, вероятно, только для Моисея было светозарным и не пугало его. Израильтяне же видели его как грозовое, постоянно озаряемое вспышками молний, так что вершина горы им казалась пламенной.

Когда Моисей услышал зов, то поднялся на вершину, вошел в облако и пробыл там сорок дней, включая и те шесть дней, которые провел в ожидании. Чем он питался тогда? Скорее всего, ему даже не приходила мысль о еде. Если вдохновленные какой-нибудь идеей творцы земных ценностей могут забыть на время обо всем на свете, то тем более Моисей, подготовленный прежним опытом воздержания и увлеченный открывшимся ему горним миром, мог не думать ни о каких житейских потребностях.

Почему этот момент Исхода вспоминается на Преображение? Потому что Преображение напоминает восхождение Моисея на Синай и явление ему Бога в облаке. Вот какие параллели можно провести: Синай был покрыт облаком, в котором звучал голос Божий, — и Фавор оделся облаком, из которого ученики Христовы услышали голос Отца Небесного. На Синай были допущены избранники народа, — и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы. На Синае Моисей трепетал и радовался близости Божией, — и на Фаворе ученики вскричали от страха сначала (Мк. 9, 6), потом обрадовались так, что не помнили и не понимали того, что говорили.

На Синае Моисей получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики услышали краткое изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел: «Его слушайте». Это можно назвать двумя новозаветными скрижалями, на которых утверждалась вера и послушание.

Моисей получил заповеди Ветхого Завета на Синае и, явившись на Фаворе, подтвердил конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову, как некогда на Синае перед Богом. Моисей принес народу заповеди Божии, и ученики Христовы передали всем повеление слушать Господа, сказавшего в Евангелии все, необходимое для спасения.

Книга Исхода (XXXIII, 11—23; XXXIV, 4—6, 8)

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»; итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой. [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу].

Вторая паремия продолжает рассказывать о Моисее. Пока он был на Синае, народ (хотя и обещал хранить заповеди) делал, что хотел. Моисея не было рядом, и все, как неразумные дети, сразу же вернулись к привычному: праздник урожая шумно отмечали перед отлитым тельцом. Бог дал знать об этом Моисею, намериваясь истребить народ, такой неверный и непостоянный. Моисей стал умолять Бога простить народ. Просить издали легче. Как только Моисей стал спускаться с горы и сам увидел гулянье и пляски перед тельцом, он тут же с досадой разбил скрижали. К чему они, если люди не хотят ни о чем думать? Бесполезное знамение нарушенного завета — разбитые скрижали — только терзали душу Моисея, еще хранившего в памяти величие милости Божией к народу. На следующий день, наказав зачинщиков бесчинства и разбив идола, Моисей опять пошел в гору, где сорок дней молился о прощении непослушного народа. Господь склонился на милость, но сказал, что теперь Сам Он не будет сопутсвовать им, а повелит Ангелу Своему. До этого шатер, временно заменявший скинию, был среди народа. Над ним временами появлялся столп облачный как знак присутствия Божия. Моисей входил в шатер и беседовал с Богом. Теперь шатер был вне стана. Каждый мог смотреть на него только издали, зная, что вызвано это грехопадением народа. Моисей входил в шатер, к которому никто не смел приблизиться. Зная это, легче понять смысл читаемых строк паремии.

«Глагола Господь к Моисею…» Общение Моисея с Богом удивительно тем, что Господь без посредника, не в прикровенных образах или знамениях, а просто, как друг, беседовал, открывая тем ему тайну Своего снисхождения. Тайна эта в том, что Бог может устранить все препятствия, не подчеркивать разницы между Творцом и творением, чтобы человек поверил: Бог хочет в нем видеть друга. Друг может не бояться Его, только любить безгранично и преданно. Из ветхозаветных праведников только Моисей явил нам пример такого друга. Близость в общении с Богом укрепляла Моисея в трудах его чрезвычайного служения. Для народа это тоже важно было, чтобы он учился уважать и повиноваться для своей же пользы. Моисей входил в шатер для беседы с Богом, оставляя как сторожа Иисуса Навина. Теперь, помня сказанное об Ангеле, Моисей говорит Богу, что не знает, кто будет вести их. Говорит это потому, что в душе он очень не хотел, чтобы Бог отступил от Своего народа. Напоминая о прежних обетованиях Моисею, вождь народа израилева просит явных доказательств того, что Бог снова будет с ними, будет их руководителем и тем докажет всем племенам и народам, что народ израильский — Божий народ, избранный народ. Бог обещает как прежде вести народ и успокаивать его. Однако Моисей настойчиво повторяет, что готов отказаться от надежды прийти в обетованную землю, готов остаться в пустыне, если Бог не пойдет Сам с ними. Почему Моисей не хочет успокоиться? Он не уверен в людях, боится за них и спешит заручиться обещанием Божиим, хочет услышать снова от Бога, что Он не оставит народ Свой, если он и опять окажется непостоянным и неверным. Бог подтверждает прежде данное обещание Моисею. Моисей с еще большим дерзновением просит показать славу Божию. Чего он хочет? Слава Божия явлена ему в облаке, он видел ее на Синае, в скинии. Теперь он хочет видеть Бога лицом к лицу. Хочет, чтобы ничто не мешало, не заслоняло, не туманило этого видения: ни облако, ни дым, ни огонь, никакая тень. Бог ему обещает, добавляя: «воззову о имени Моем», то есть через Бога Сына, Который может являться в чувственном образе, тогда как видеть Бога Отца так невозможно для смертного. Сейчас, как ответ Бога, Моисей слышит: «помилую, егоже аще милую», то есть милость и щедрость откроет ему Бога, но увидеть Бога лицом к лицу невозможно ни для кого из смертных. Безопаснее Моисею укрыться в расселине скал, и Бог покроет его, чтобы лучи Божества не повредили немощному человеку, хотя бы и Моисею. После этого велено было подготовить новые скрижали и подняться на Синай. Там снова будут начертаны заповеди Божии. На Синае Моисей видит славу Божию и кланяется Богу в благоговейном трепете.

На Преображении это читается потому, что на Фаворе Моисей увидел обещанное ему Богом: через Иисуса Христа он увидел Бога лицом к лицу, как и просил прежде. Он получил исполнение прошения через века. Теперь не надо прятаться в щель, теперь в лице Бога Слова Моисей видит подтверждение обещанной милости и щедрости. Сын Божий, ставший Богочеловеком, Которого могли видеть люди — Тот же неприступный Бог, Который хранит верность избранному народу, включая в число избранников всех верных христиан. В новом завете обетования Божии приобрели полную ясность и конкретность для тех, к кому обращено слово Божие: «Того послушайте».

Третья Книга Царств (XIX, 3—9, 11—13, 15—16)

Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя.

Третья паремия посвящена второму участнику славы Преображения — пророку Илии.

Пророк Илия чудесно доказал всему народу истинность отеческой веры в единого Бога, освободил от влияния служителей Ваала и убежал от гнева Иезавели. Казалось бы, ему, заключившему небо и низведшему дождь, бояться Иезавели? Блаженный Феодорит говорит, что и пророку (особенно после явных чудес) допускалось перенести тяжелое состояние души, чтобы не подпасть власти гордости, стать надменным. Страх ослабляет душу, угнетает, а пережитое напоминает о собственной немощи. Илия боялся Иезавели не потому, что она могла его убить. Смерть казалась ему избавлением от страданий. Ему казалось невыносимой мысль о том, что злоба Иезавели приведет к искоренению истинного богопочитания. Он бежал в Вирсавию, но там не остался, пошел в пустыню один, отпустив слугу. День шел по Аравийской пустыне, как раз там, где когда-то проходили израильтяне, направляясь к земле обетованной. Подавленное настроение не рассеивалось. Присев в жидкую тень можжевелового куста, уставший, голодный, расстроенный, он мучился от того, что все его усилия восстановить истинное богопочитание ни к чему не привели. Казалось, что легче умереть, чем мириться с этим. И Илия просит у Бога смерти. С такими мыслями он заснул под этим же кустом. Ангел Божий разбудил его, велел встать и поесть. Илия увидел хлеб и воду. Вряд ли он ясно видел Ангела (если б так было, он бы окончательно проснулся и больше не заснул), скорее всего он был в полудремоте. Воду и хлеб он не только видел, но и подкрепился, заснув снова. И снова его будит тот же голос. Илия снова ест, окончательно просыпается и понимает, что надо идти. Встает и идет к Хориву. Шел Илия сорок дней и ночей. Почему так долго? Видимо, он еле двигался, не в силах преодолеть внутреннего расслабления, усиленного усталостью, вынужденным постом, трудностью пути и плохим настроением. Наконец он нашел пещеру и укрылся в ней. Господь зовет его: «Зачем ты здесь, Илия?» Илия повторяет то же самое: алтари разрушены, пророки Божии убиты, остался он один, и его ищут, чтобы убить. Правда, смерти себе он уже не просит, но горечь одиночества отравляет жизнь. Надежда на Бога и упование на Него еще не воодушевили его смятенной души. В ответ Господь велит ему завтра выйти из пещеры и стать на открытом месте. Он услышит бурю, от которой горы будут трескаться и падать камни. Бурю сменит землетрясение. Пронесется огонь. Все это знамения приближения Господа, как было и на Синае. Но присутствие Божие не в этих мощных и устрашающих явлениях. Господь открылся в тихих звуках набежавшего ветерка. И вот, когда Илия ощутил присутствие Божие, он снова должен был ответить на вопрос: зачем он здесь? Он повторил то же самое, но уже без жалобы и смятения. Теперь он исповедует Богу свою вину: малодушие и страх. Господь повелел ему возвратиться туда, откуда он бежал, и продолжить свое служение.

Почему пророк Илия, бывший участником Преображения Господня на Фаворе, представлен в этот праздник воспоминаниями не лучших своих дней? Может быть, это для того, чтобы никто никогда не считал, что может без Бога чего-то достичь, понять, усвоить. Пророк Илия был ревностен и решителен, пока Бог давал ему мужество и силы. Тот же пророк пережил усталость и малодушие, когда Бог дал ему понять, что все творит Он, а человек тогда силен и смел, когда Бог с ним. Пример пророка Илии, ощутившего Бога в легком дыхании ветерка и исповедавшего Ему свою немощь и страх, будет всем верным указанием пути: к сиянию славы Божией на Фаворе шли великие избранники Божии путем трудным, скорбным и самоотверженным. Здесь, на Фаворе, для Илии было и откровение Св. Троицы в словах: «изыди, и стани… пред Господем». Господь говорит (т. е. Бог Отец) и Господь призывает предстать Господу (Богу Сыну), что возможно услышать и понять при действии Святого Духа. Последовал этому повелению пророк Илия уже окончательно, представ Господу Иисусу Христу на Фаворе. Все они: и пророк Илия, и пророк Моисей для Новозаветной Церкви явили связь времен и исполнение повелений Господних, для которых нет преград, нет изменения, нет прошлого. Все Божие живо и пребывает всегда.

19 августа 2009 г.

 

https://pravoslavie.ru/23583.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дорогие форумчане!!!

Поздравляю с праздником Преображения Господнего! Желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир! Всем здравия душевного и телесного, христианской любви и надежды!Радуйтесь и радуйте друг друга) С праздником!

IMG-20210819-WA0008.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником Преображения Господня, православные!

Преображения, которое уготовлено каждому из нас, если только мы не отвергнем. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Необходимость трех свидетелей

Чудо Преображения Христа

Слава Господня на горе Фавор

Явление Моисея и пророка Илии

Три кущи. "Хорошо нам здесь быть"

Глас с облака: "Сей есть сын Мой Возлюбленный"

Свидетели Преображения

Преображение ждет каждого

"Чистые сердцем Бога узрят"

Светлая цель, ради которой можно жить

Событие, накануне вольных страданий и смерти Христа

Фаворский свет

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, inna d сказал:

Необходимость трех свидетелей

Очень мне нравятся беседы о. Олега. И в который раз убеждаюсь, что невозможно вести проповедь Евангелия без слов самого Евангелия.

Евангельские слова, как ограждение - прочный каркас для всей конструкции. И для того, чтобы не "выпасть" за пределы (в своеумии), и для  четкости линий (мыслей).

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На Преображение Господне

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение».

Дорогие братия и сестры! За шесть дней до преображения Господь беседовал в Кесарии Филипповой с учениками о Своей смерти и о воскресении, а затем, подозвав народ, говорил о несении креста . После этих бесед Господь повел учеников Своих на гору Фавор и преобразился пред ними.

По древнему преданию, Господь преобразился за сорок дней до Своих страданий. Преображение Господне происходило в феврале, но Церковь Христова перенесла празднование его на август, потому что иначе это совпало бы со святой четыредесятницеи, что несовместимо с великопостным богослужением, печальным временем поста и покаяния, преображающим собой настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Шестого августа, а не в другой какой-либо день празднуется Преображение Господне, потому что на четырнадцатое сентября приходится Воздвижение Креста Господня, когда вторично совершается воспоминание страданий Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от Воздвижения сорок дней, установили празднование Преображения Господня шестого августа.

Спаситель знал, что приближается время Его страданий и смерти, что свидетели этого, Его ученики, могут соблазниться Его уничижением, а потому надо было утвердить их в вере, явить им видимым образом славу Своего божества, чтобы они потом поняли тайну Его добровольных страданий и смерти и чтобы это напоминало им пророчества об Избавителе Израиля.

Скрытый текст

 

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Господь явил им Царство Свое прежде… поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира». В славе преображения предызображались и слава Его воскресения, и та слава, в которой Он приидет, как Судия живых и мертвых, и наше будущее преображение при Его втором страшном пришествии.

Святой евангелист Матфей говорит: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними». Почему же Христос взял на гору Фавор не всех учеников? Блаженный Феофилакт Болгарский отвечает: «Владыка Христос не взял двенадцати учеников на гору, потому что Иуда не был достоин своими предательскими очами видеть славу преображения Христова». Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Нечестивые не узрят славы Твоей, Христе Боже». Но если бы Господь взял всех апостолов, кроме Иуды, то этот последний исполнился бы гнева и ненависти не только ко Христу, но и ко всем апостолам. Блаженный Феофилакт добавляет: «Если бы Господь оставил под горою одного Иуду, а прочих взял бы с Собою, то некоторые люди могли бы говорить, что это именно обстоятельство ранило сердце Иуды и заставило обратиться к мысли о предании своего Владыки».

Почему Иисус Христос взял именно этих трех учеников? На это преподобный Иоанн Дамаскин отвечает: «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его (Петра), неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца, и чтобы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство». (Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отеи, Мой, Сущий на небесах).

Он взял Иакова, поскольку ему прежде всех предстояло умереть за Христа, испить чашу Его и креститься Его крещением. (И убил (Ирод) Иакова, брата Иоаннова, мечом). Наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, чтобы он, увидев вечную славу Сына Божия, возгласил: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Кроме того, на горе Преображения апостол Петр, еще и не мысливший о страдании и смерти своего Учителя и Господа (Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!), мог теперь видеть истинную славу Его, которая навсегда останется неприкосновенной, несмотря на поползновения враждебных сил. Иаков же и Иоанн, ожидавшие наступления земного царства Мессии и домогавшиеся почетных мест в этом царстве, могли созерцать истинное величие Христа Спасителя, которое превосходило всякое земное могущество. По закону трех человек было достаточно, чтобы засвидетельствовать откровение славы Божией, и, по выражению святого Прокла, они «по духу представляли в лице своем и всех прочих апостолов».

В Евангелии еще сказано, что Господь возвел их на гору высокую. Блаженный Феофилакт по этому поводу говорит: «Он возводит их на высокую гору, чтобы показать, что тот, кто не возвысится над земным, недостоин таких небесных созерцаний и спасения». Кроме того, Господь хочет научить их и всех нас богомыслию и трудолюбию: без труда не поднимешься на высоту. Высота горы — образ богомыслия, восшествие на гору — указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять. Богомыслие без трудолюбивой жизни недейственно, не приносит пользы и трудолюбие без богомыслия.

Утомленные от пути и ночной молитвы, апостолы уснули; когда они пробудились, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостолы видят теперь, что Господь Иисус Христос не есть Илия, но Бог Илии; не Иеремия, но освятивший Иеремию во чреве матери; не один из пророков, но Господь пророков, посылающий их. Он Творец неба и земли, Владыка живых и мертвых, Который повелел небу и низвел Илию, дал повеление земле и воскресил Моисея. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что явились в славе небесной пророки Илия и Моисей, «один умерший, а другой еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землею». Явлением своим они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков. «Радостью исполнились пророки и апостолы, взошедшие на гору, — замечает преподобный Ефрем Сирин, — радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались апостолы, ибо узрели здесь славу Его божества, которого прежде не разумели… Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих».

Дорогие братия и сестры! Грешникам нет места на Фаворе небесном. Достойными участниками будущей вечной славы явятся те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе. Это те, которые преобразовывают свой ум непоколебимой верой так, что он делается умом Христовым, мыслят и рассуждают, как учит святое Евангелие, твердо стоят в истине и отвращаются всякой лжи и неправды. Это те, которые преобразовывают свою волю так, что она становится послушной одному святому Евангелию и никто, а равно и ничто не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних. Это те, которые преобразовывают свое сердце так, что в нем пребывает искренняя, пламенная любовь к Богу и ближнему и она живет и дышит единым Господом и упованием вечной жизни. Это те, которые преобразовывают и самые свои внешние чувства так, чтобы они не служили греху и беззаконию, но правде во святыне.

В то время как Господь беседовал с пророками о страшных страданиях, которые Ему предстоят в Иерусалиме, Петр, в состоянии несказанного блаженства, восклицает: «Хорошо нам здесь быть». В это время раздается вразумляющий голос свыше: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Этими словами Отец Небесный свидетельствовал, что Христос воистину Сын Божий, что Он — Отчее Сияние и Его надо слушаться во всем, в чем учил и учит. Он еще недавно говорил, что всякий хотящий за Ним идти должен взять крест свой. Значит, земная жизнь — не для радостей и блаженства (хотя для укрепления нашего и это иногда посылается), а для слезного покаяния и терпеливого перенесения скорбей и страданий.

Не только апостолы испытали небесное блаженство на горе Фавор, но и многие угодники Божий сподобились этой небесной радости, например преподобный Сергий, когда посетила его Царица Небесная, и преподобный Серафим Саровский во время беседы с Мотовиловым просиял и преобразился.

Дорогие братия и сестры! Великое значение Преображения для всех нас заключается в необходимости нашего духовного преображения — преображения сердца, устремленного к вожделениям земным — к чистоте; преображения языка, сколонного к осуждениям, — к молчанию; преображения гордости — в смирение; преображение заключается в полном освобождении нашем от всех греховных земных привязанностей для узрения света божественного, как воспевает Святая Церковь в икосе праздника; для стяжания Духа Святого и вечного спасения. Аминь.

 

https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#ch_0_1_5

 

Всех форумчан и отцов Оптиной Пустыни с прекрасным праздником Преображения Господня!

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...