Перейти к публикации
  • 0
Jelena

О нищете духовной

Вопрос

Братья и сестры, у меня вопрос к вам. 

Читаю книгу схиарх. Авраама (Рейдмана) "Размышления над Нагорной проповедью". Тут такое высказывание про нищету духовную, цитирую: "Возьмём нищету духовную в смысле смиренного о себе мнения. Представьте себе человека, который считает, что он ни на что не годен, никому не нужен, ничтожен и никчёмен. Разве он блаженный? Да он ещё несчастнее, чем обыкновенный нищий. От осознания своего ничтожества он пребывает в глубочайшем отчаянии. .... В смирении без Христа, как и в нищете без Христа нет ничего радостного.... Блаженство начинается с отречения от всего земного, в том числе от мирской гордости..."

Мне не понятно: уничижать себя в мыслях (да может и на словах) - выходит это со смиренномудрием ничего общего не имеет? Или я не правильно понимаю? Жду ваших подсказок!

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
1 час назад, Jelena сказал:

Мне не понятно: уничижать себя в мыслях (да может и на словах) - выходит это со смиренномудрием ничего общего не имеет? Или я не правильно понимаю? Жду ваших подсказок!

 

 

Может, Вам помогут толкования на Мф. 5:3

https://bible.optina.ru/new:mf:05:03

 

Разные видения от Святых Отцов. 

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У отцов, действительно, есть разные толкования на это место из  Мф. 5:3, хотя и близкие по смыслу. Наиболее продвинутые, которые я читал (это не только в https://bible.optina.ru/new:mf:05:03), говорят о том, что "нищий духом"" -- это ум, который возвращается к самому себе [во внутренней молитве], не задерживаясь на мирских помыслах (и потому "нищий" от них). Так как Бог -- это тоже Ум, мыслящий Самого Себя (см. толкование прп. Максима Исповедника об этом), то подобное привлекает Подобное, то есть такой ум -- Бога и Небесное Царство, которое Он мыслит. Потому и говорится: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное".

 

Такое вселение Божие в подвижника и называется смирением, как Лествичник пишет:

 

"Смирение есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия".

 

А какое к этому имеет отношение смиреннословие, о котором речь в исходном вопросе, я не знаю, наверно, отдаленное.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Прочитала толкования святых отцов. Все равно много чего не понятно. Остаётся  смиряться)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
20 часов назад, Евгений Павленко сказал:
Скрытый текст

 

У отцов, действительно, есть разные толкования на это место из  Мф. 5:3, хотя и близкие по смыслу. Наиболее продвинутые, которые я читал (это не только в https://bible.optina.ru/new:mf:05:03), говорят о том, что "нищий духом"" -- это ум, который возвращается к самому себе [во внутренней молитве], не задерживаясь на мирских помыслах (и потому "нищий" от них). Так как Бог -- это тоже Ум, мыслящий Самого Себя (см. толкование прп. Максима Исповедника об этом), то подобное привлекает Подобное, то есть такой ум -- Бога и Небесное Царство, которое Он мыслит. Потому и говорится: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное".

 

Такое вселение Божие в подвижника и называется смирением, как Лествичник пишет:

 

"Смирение есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия".

 

А какое к этому имеет отношение смиреннословие, о котором речь в исходном вопросе, я не знаю, наверно, отдаленное.

 

 

Есть еще толкование, не помню от кого. Попробую своими словами Нищии духом, как не желающие ничего духом своим...т.е. не копят богатств земных, по духу уже нищий, даже если не бедный.  И это толкование можно подтвердить духовным законом, что мира с Богом можно достичь только если не желать ничего. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Елена, я думаю, нужно отделить друг от друга две части. 

Правильно понять их. 

 

Первая часть - это гордость. Это болезнь. Смертный грех. 

Страдают ее ВСЕ.

В той или иной степени.

Лже-смирение - это тоже гордыня (!)

Кстати, самоунижение, может быть тоже проявлением гордыни. 

Гордец ставит себя в центр. А не Христа.

 

Вторая часть ... незнаю как объяснить.

Ненавидеть себя нельзя. Это самоубийство.

Нужно осознавать себя ПОСЛЕДНИМ ГРЕШНИКОМ.

НО!

Человек - это творение рук Божьих.

Человек создан по образу и подобию Божию.

Христос умирал на кресте за КАЖДОГО человека.

И еще.. Господь любит не просто всех.

Он любит КАЖДОГО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мано сказал:

...Кстати, самоунижение, может быть тоже проявлением гордыни. 

Почему? Если видишь свои грехи, страсти и ругаешь себя, то какая ж тут гордость?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, ALEXANDR сказал:

Есть еще толкование, не помню от кого. Попробую своими словами Нищии духом, как не желающие ничего духом своим...т.е. не копят богатств земных, по духу уже нищий, даже если не бедный.  И это толкование можно подтвердить духовным законом, что мира с Богом можно достичь только если не желать ничего. 

Но разве можно ничего не желать, когда устремляется душа к Богу? Например, спасения души если не желать, то как бороться со страстями, с грехами? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
22 минуты назад, Jelena сказал:

Но разве можно ничего не желать, когда устремляется душа к Богу? Например, спасения души если не желать, то как бороться со страстями, с грехами? 

Мне кажется, что нужно. Господь Сам все даст по милости. Мы можем верить, надеяться и быть верными. Конечно лично я желаю многое ) Только это не правильно. И мира нет. ... Так понимаю...может это и не правильно. Желать познать что-то самому, без Духа Святого, не хочу больше. Я не хакер.   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, ALEXANDR сказал:

Конечно лично я желаю многое ) Только это не правильно. И мира нет..

Вы имеете в виду мирские желания? Или духовные тоже?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
50 минут назад, Jelena сказал:

Но разве можно ничего не желать, когда устремляется душа к Богу? Например, спасения души если не желать, то как бороться со страстями, с грехами? 

Даже в смысле слов" Чаю воскресения мертвых " , слово "чаю" не есть желаю. Чаю это надежда, ожидание, и конечно она не может быть без смирения. Вот два нищих. Один поступает как попрошайка, ко всем подходит, он желает денег. Другой сидит с молитвой и надеется на милость Божию, что ему помогут. Как то так я понимаю. :)   

Только что, Jelena сказал:

Вы имеете в виду мирские желания? Или духовные тоже?

Любые. Мирские и духовные. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, ALEXANDR сказал:

... Вот два нищих. Один поступает как попрошайка, ко всем подходит, он желает денег. Другой сидит с молитвой и надеется на милость Божию, что ему помогут. Как то так я понимаю. :)   

А как же тогда "Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся"? Ведь именно жаждать правды о себе надо, праведности.  Тут движущая сила - желание. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Висевший на кресте разбойник возле Христа, он уверовал, но ему, проснувшиеся, совесть не позволила попросить у Христа желание быть с Ним. Он только попросил Его помянуть во царствии Божьем. "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем"  ...т.е. он познал Бога, и тут же познал свои грехи, с которыми ему не место быть вместе с Христом... И Господь видя в сердце его веру и смирение спас его душу.

1 минуту назад, Jelena сказал:

А как же тогда "Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся"? Ведь именно жаждать правды о себе надо, праведности.  Тут движущая сила - желание. 

Я так думаю "желают" с гордостью. 

"Чают", "жаждят" со смирением, будучи лишенным истины, как в пустыне странник лишен воды. Он жаждет выпить глоток воды, что бы не умереть. А в ресторане спрашивают " Что Вы желаете выпить?")

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, ALEXANDR сказал:

Я так думаю "желают" с гордостью. 

"Чают", "жаждят" со смирением, будучи лишенным истины, как в пустыне странник лишен воды. Он жаждет выпить глоток воды, что бы не умереть. А в ресторане спрашивают " Что Вы желаете выпить?")

По мне так: желают и жаждут - близкие понятия. Только жаждут - это сильнее слово.

Почему вы думаете, что желать - это к гордости относится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Александр, вот нашла слово св. Исихия Иерусалимского про силу желательную: "Трём силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их - Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия - сатаны. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а силу мысленную поставим госпожею над обеими ими, чтобы мудростию и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
14 минут назад, Jelena сказал:

По мне так: желают и жаждут - близкие понятия. Только жаждут - это сильнее слово.

Почему вы думаете, что желать - это к гордости относится?

Не знаю ... когда чего-то желают, тогда идут и покупают это, или отбирают у другого, или получают в виде взятки или пошлины. Царь Ирод желал слушать речи Иоанна Предтечи, услаждался истиной. Желают для услаждений. Так и я люблю слушать речи святых отцов для услаждения, а то,что они говорят не делаю..

Жаждить, это крайняя необходимость, когда на грани смерти. Жаждеть слов Христа, святых отцов, что бы следовать по этим словам, выбраться из лап смерти, сатаны. Когда познал что такое Истина, и у каких грехов ты в рабстве.   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
26 минут назад, Jelena сказал:

Александр, вот нашла слово св. Исихия Иерусалимского про силу желательную: "Трём силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их - Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия - сатаны. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а силу мысленную поставим госпожею над обеими ими, чтобы мудростию и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными".

Да...есть слово гнев. Гневаться можно на брата, а надо его направлять на врагов рода человеческого.

Желание тоже было вложено в человека самим Богом. Что бы люди плодились и размножались. Но размножались в целомудрии! ...т.е. что бы все в них было в одном целом: душа, плоть и совесть. Человек исказил это желание. Бог еще дал, что бы душа человека всегда желала познать Бога. И это желание исказили. Человек ищет других богов. Итак, человек это слово дискредитировал ...   

Елена, однако, все это словоблудие надо прекращать. Простите, что заморочил Вас. 

Изменено пользователем ALEXANDR

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, Jelena сказал:

Почему? Если видишь свои грехи, страсти и ругаешь себя, то какая ж тут гордость?

Если мы сравниваем себя со Христом...  анализируем, осознаем, видим, понимаем ...

так сказать ... кто мы есть на самом деле...

Когда мы видим свои грехи, страсти...   Отчетливо видим...

Это правильное духовное устроение.

 

Главное - быть В ДУХЕ ПОКАЯНИЯ. Следить за собой... Сколько всего дурного в нас...

 

А вот человек горделивый, высокого о себе мнения (!) и вследствии этого, недовольный собой.

И другими.

Когда человек сам себя вгоняет в депрессию, например. Это такая форма гордыни.

 

У кого есть смирение, нет отчаяния и уныния. 

А при лже-смирении, отчаяние, уныние обязательно прилагается.

При лже-смирении: 

Человек считает, что он достоин лучшего. 

Человек считает, что виноваты другие, не он. 

 

Смирение - это не унылое лицо и юбка в пол.  

Вобщем, помним свои грехи. Но и любовь Божию тоже помним.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
22 минуты назад, ALEXANDR сказал:

...Итак, человек это слово дискредитировал ...   

Я в защиту слова - желание - хочу сказать. Вот когда монашеский постриг происходит, то у постригаемых спрашивают: "Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святой дружине сей?". А постригаемый отвечает: "Желаю жития постнического".

Видите: желаю! 

30 минут назад, ALEXANDR сказал:

Елена, однако, все это словоблудие надо прекращать. Простите, что заморочил Вас. 

Все хорошо, мне на пользу, много о чем задумалась. И вы просите, если что не так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

А еще слова святого Макария Великого (!):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою.

Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою.

 

А еще слова преподобного Иоанна Дамаскина (!):

Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Перевод: Если праведника спасаешь, нет ничего великого, и если чистого помилуешь, нет ничего удивительного, ибо они достойны Твоей милости, но прояви дивную Твою милость на мне, грешном, и яви в этом Твое человеколюбие, да не превзойдет мое зло Твою неизреченную благость и милосердие, и как только хочешь, устрой дело моего спасения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

20181212_091206.thumb.jpg.a4b5b81d33f0b29fdb67d93013de9d07.jpgПростите, думаю отлично отвечает на заданный вопрос Святитель Игнатий Брянчанинов в своём первом томе Аскетических опытов. О истинном и ложном смиреномудрии.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Оттуда же: 

"Слепые судьи часто признают смиренным лицемера и низкого человекоугодника: он - бездна тщеславия.

Напротив того , для этих невежественных судей представляется гордым неищущий похвал и наград от человеков, и потому не пресмыкающийся пред человеками, а он- истинный слуга Божий....

Смирение надеется на Бога - не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своём просто, прямо, твёрдо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью..... Смирение не даёт никакой цены земным благам...

Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности называют гордостью...

Пилат обиделся Христовым молчанием, которое ему показалось гордым. Пилат от собственной гордости был неспособен понять, что ему предстояло всесовершенное смирение.

Хочешь ли стяжать смирение? Исполняй Евангельские заповеди: вместе с ними будет вселяться в сердце твоё, усваиваться ему, святое смирение, т. е. свойства Господа нашего Иисуса Христа."

Изменено пользователем р. Б. Ирина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...