Перейти к публикации
Татиана.

Переход от одного духовного отца к другому

Рекомендованные сообщения

Переход от одного духовного отца к другому


Конечно, ты можешь думать, что сейчас такие знания тебе не нужны. Буду рад, если они не понадобятся и в будущем. Желаю тебе не разлучаться со своим наставником никогда в жизни.

Однако надо быть готовым ко всему. Может случиться так, что неожиданно в какой-то момент жизни твой духовник объявит тебе о расставании. По каким причинам он может прийти к выводу, что больше не может руководить тобой? Это могут быть или личные проблемы духовника, или твои искушения, в которых он не сможет, по его мнению, тебе помочь.

Иногда личные проблемы духовного отца носят сугубо внутренний характер, и он не может посвятить тебя в их суть. Из-за этого ты не должен обижаться на него. Поверь, такое сокрытие причин расставания часто носит оправданный характер. Для каждого истинного духовника очень тягостно разорвать связь с духовным чадом. И если добрый пастырь идет на это, значит, на то есть веские причины. Иной раз с течением времени, когда эти причины исчезают, наставник рассказывает своему духовному чаду, почему ему пришлось принять столь тяжелое решение. А иногда это так и остается тайной. Но в жизни вечной, когда все тайное станет явным, чадо поймет, что духовник пошел на разрыв с ним ради его же пользы.

* * *


Нет врача, который исцелял бы людей от всех болезней. Бывают случаи, когда и духовнику приходится признать свою несостоятельность.

Только честный пастырь, любящий своих духовных детей, способен признаться в собственном бессилии помочь подопечному, когда тот нуждается в его помощи. Для этого нужно обладать смирением, духовностью и чувством ответственности перед Богом за душу опекаемого человека.

Если искушение чада скоропреходяще или не очень серьезно, то духовник чаще всего не отказывается и далее окормлять его. Для разрешения же насущной проблемы он иногда рекомендует обратиться к более опытному духовнику.

Игуменья Иулиания, хорошо знавшая известного духовника и новомученика архимандрита Симеона (Холмогорова), вспоминала: «Как-то я ехала на трамвае из Данилова монастыря с одной дамой. Разговорились. И эта дама рассказала мне, как она познакомилась с отцом Симеоном.

Моя новая знакомая была духовной дочерью одного тоже очень чтимого в Москве духовника — отца Владимира Богданова. Однажды у нее возник какой-то вопрос, который отец Владимир не мог разрешить. Тогда он посоветовал ей молиться и сам обещал молиться.

Через некоторое время дама увидела странный, как ей показалось, сон. Она вошла в келлию к какому-то старцу, но вместо монаха или священника увидела лежащего на кровати мужчину. Он был одет в одежду серого цвета и наполовину покрыт одеялом. Перед ним — киот с иконами и горящие лампады. Поговорить с мужчиной дама не смогла, да и не собиралась, приняв его за обычного больного человека. Тем не менее этот сон произвел на нее большое впечатление, и она рассказала о нем своему духовнику. В человеке из сна отец Владимир сразу узнал архимандрита Симеона, который, будучи парализованным, лежал в одной из келлий Данилова монастыря. Рассказу своей духовной дочери отец Владимир совсем не удивился и тотчас же сказал:

— Это отец Симеон, я к нему хожу исповедоваться. Я ему напишу письмо, и он тебя примет и, конечно, все твои вопросы разрешит.

Так оно и случилось».

Видишь, как отец Владимир нашел выход из трудного положения? Он и его духовная дочь усердно помолились и в ответ получили откровение обратиться за помощью к более опытному духовнику.

Но проблема проблеме — рознь. Случается, что искушение носит очень серьезный характер и продолжается длительное время. Духовник с прискорбием видит, что его чадо духовно погибает, а помочь ему ничем не может. И тогда духовнику не остается ничего другого, как просить чадо найти другого, более опытного наставника, который смог бы реально быть ему полезным.

Повторюсь, такое решение всегда дается духовнику очень тяжело, и, если в твоей жизни произойдет нечто подобное, ты должен найти в себе силы понять твоего наставника.

Часто люди обижаются на своего духовника, услышав от него предложение поискать себе другого руководителя. Это можно объяснить: ведь привязанность чада к духовному отцу подчас бывает крепче, чем к отцу по плоти. Однако обижаться не стоит. Сам подумай, будет ли лучше для человека, если духовник, движимый, например, тщеславием, не признается в собственном бессилии и продолжит держать его при себе, когда ему необходим более опытный и искусный врач? А в жизни подобное случается нередко.

Если твой духовник найдет в себе мужество и скажет, что дальше неспособен окормлять тебя, ты обязан немедленно приняться за поиски другого наставника. Да, да, ты должен не горевать, не предаваться тоске, а, скажу еще тверже, броситься искать нового опытного духовника. А как же иначе? Ведь твое искушение не прошло и продолжает нуждаться в исцелении. И если ты не смог победить искушение совместно с прежним духовником, то в одиночку не одолеешь его и подавно.

«Когда наш духовный врач признает себя недостаточным для исцеления нас, тогда должно идти к другому; ибо редкие исцеляются без врача. Кто будет противоречить нам, когда утверждаем, что если корабль, имея искусного кормчего, не избежал крушения, то без кормчего он должен был совершенно погибнуть?»



Самостоятельное решение



Одно дело, когда духовник сам решает прервать окормление своего чада, другое — когда человек собирается сменить духовника по собственному желанию. Тем более, если его прежний наставник оказывал ему действенную помощь. Послушай, что говорит по этому поводу преподобный Иоанн Лествичник: «Всякого наказания достойны перед Богом те больные, которые, испытавши искусство врача и получивши от него пользу, из предпочтения к другому оставляют его прежде совершенного исцеления».

Почему такие люди достойны наказания? Потому что они отвергли Божественный дар — своего духовника! Да, мы очень часто не ценим то, что имеем. Такое легкомыслие свойственно всем людям. Наверное, это наследие, доставшееся нам от прародителей, которые в свое время не оценили по достоинству райское блаженство. Мы почти всегда мечтаем о том, что где-то и что-то лучше, чем у нас самих. В частности, нередко чада предаются мечтам о более совершенном духовнике. Причина такой мечтательности и собственная легкомысленность, и наушничество лукавых духов. Знай: демоны ненавидят духовничество и всеми путями пытаются увести чадо от духовника, который, как правило, и является для человека в настоящий момент наилучшим руководителем. Чадо, получавший духовную пользу от своего духовника, но покинувший его, оказывается в конечном итоге в плачевном положении. Он бывает нещадно осмеян нечистыми духами.

Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни, однажды сказал своему юному духовному сыну, стремившемуся к христианскому совершенству:

— Андреюшко, я хотя неопытен в духовной жизни и не посвящен в ее тайны, но много начитан и богат познаниями о ней, которые и хочу передать тебе для делания твоего, к коему ты имеешь великое усердие. Оселок-то хоть туп, да бритву точит. Только, пожалуйста, будь терпелив, сноси мои немощи, слушайся меня во всем. Будет тебе великая польза от того, а мне утешение, ибо как горько было бы мне умереть, не передавши кому-либо моих познаний!

Советую тебе хорошенько запомнить пословицу про оселок! А то ведь иной раз гордость возносит нас в такие заоблачные дали, что мы начинаем считать себя острыми и тонкими, а нашего духовника недостаточно умелым, и даже тупым, чтобы нами руководить. Чаще же все обстоит совсем наоборот. Но даже если ты и на самом деле одарен талантами сверх всякой меры, без оселка тебе не обойтись!

Если твой наставник в чем-то несовершенен, это не является причиной для того, чтобы уйти от него. Господь восполнит недостаток опытности, таланта и рассудительности твоего духовника, если увидит в тебе искреннее желание спасти свою душу. «Поистине, — пишет авва Дорофей, — если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет», пользы не получит.

Ты обязан испытывать особые чувства к наставнику, «который привел тебя ко Господу... во всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним». Для многих православных христиан духовники являются отцами, которые духовно родили их во Христе. Истинный духовник подобен апостолу Павлу, который писал своим духовным чадам:Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4, 15). Между духовником и чадом существует теснейшая духовная связь. Крепче и возвышенней подобной связи человеку уже не найти, если он без веской причины оставит своего первого духовного отца.



Не спеши менять наставника

Святитель Феофан Затворник не одобрял поспешной смены духовника. Он писал: если ты даже ясно увидишь, что твой наставник «неполезен тебе, не решает сомнений, не дает совета, вообще не созидает по неопытности или по невниманию, — не спеши оставлять его или переменять. Ибо на кого переменишь?»

Имей в виду: если ты искренне искал наставника, то твой духовник дан тебе по воле Божией. Подумай: желает ли Господь, чтобы ты переменил духовника? Будет ли новый лучше прежнего? Не пожалеешь ли ты через некоторое время о том, что, как говорит пословица, поменял шило на мыло?!

Если тебе явно надо сменить наставника, то перед тобой сразу возникнет вопрос: где и как найти нового? Все надо начинать заново. Поиски опять могут занять немало времени. Поэтому, пока ты не определился с переходом к другому духовнику, не покидай прежнего. Остаться вообще без духовника — самый худший вариант из всех возможных. Ищи нового наставника, но ищи со смирением, отдай это дело в руки Божий и живи в мире.Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость (Пс. 31, 10).

Непонимание



Иногда человек уходит от своего духовника из-за того, что наставник перестает понимать его. Если подобное недоразумение возникнет в твоей жизни, не принимай поспешных решений. Лучше постарайся найти причину возникшего непонимания. В чем она может заключаться?

Например, в настоящий момент у твоего духовника трудный период жизни. На него навалились скорби, искушения, испытания. Сейчас он не может вникать в суть твоих проблем и уделять тебе много времени, потому что его душа находится в смятении и сама нуждается в духовной поддержке. Ведь твой духовник тоже человек. Войдя в его положение, прояви снисхождение и ослабь свою требовательность. Сочти, что твой наставник взял некий духовный отпуск. Пройдет некоторое время, он воспрянет духом и будет полезен тебе по-прежнему. От непонимания не останется и следа.



Когда будешь искать причину непонимания между тобой и духовником, подумай: а есть ли неясность в ваших отношениях на самом деле? Не существует ли непонимание только в твоем воображении?

Однажды старцу Паисию Афонскому рассказали о некой женщине. Она жаловалась на своего духовника, который не мог ее понять. Старца спросили:

— Что следует ей ответить? Старец Паисий сказал:

— Ответьте ей: «Может быть, это ты сама не дала духовнику понять тебя? Может быть, вина лежит на тебе?» Сталкиваясь с подобными случаями, заставляйте человека задуматься, не находите ему легкого оправдания. Эти вопросы очень тонкие. Здесь порой видишь, как люди ухитряются запутать даже духовников.

Причину всех своих искушений надо искать прежде всего в самом себе. Задай вопрос: почему меня не понимает мой духовник? Чаще всего это происходит по двум причинам. Во-первых, мы настолько запутались в собственной проблеме, что не можем при всей своей искренности ясно изложить суть волнующего нас вопроса своему наставнику. Во-вторых, мы все прекрасно понимаем, но нам хочется, сознательно или несознательно, подвести духовника к нужному нам решению. Он же предлагает нам совсем другой вариант, вот мы и начинаем путать и его, и себя, чтобы все вышло по-нашему. Так что, прежде чем упрекать духовника в непонимании, разберись в самом себе.

Однако вернемся к рассказу о женщине, сетовавшей на непонимание своего духовника. Старцу Паисию также рассказали, что духовник, по ее словам, вообще ей не нравится. Старец Паисий на это сказал:

— Раз он ей не по душе, то, возможно, в этом тоже виновата она сама. Возможно, она хочет, чтобы духовнику было по душе ее своеволие, чтобы он оправдывал ее в этом. Предположим, какой-то человек совершенно не заботится о своей семье и на этой почве у них с женой постоянные скандалы. И вот такой человек, желая развестись, приходит ко мне и начинает жаловаться на жену, рассчитывая, что я встану на его сторону. Если я отвечу ему: «Ты сам виноват во всей этой истории», — то, не осознав своей вины, он скажет, что мой ответ пришелся ему не по душе. То есть некоторые люди говорят, что духовник им не по душе, потому что духовники не позволяют делать то, что вздумается.

Хочу предупредить тебя и о том, что нередко чадо перестает понимать своего духовника под воздействием нечистых духов.

Евгения Леонидовна Четверухина в 1908 году познакомилась с преподобным Алексием Зосимовским. Об одном из своих посещений старца она вспоминала: «Поведала я старцу как-то и о своих смущениях, возникших у меня в душе из-за некоторых не понятых мной поступков духовного отца. На это старец очень внушительным и строгим тоном сказал:

— От раз избранного духовного отца не уходи по причинам, выдуманным тобой. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто наиболее может быть нам полезен! Не слушай его внушений, если он будет шептать, что духовный отец невнимателен к тебе, холоден с тобой и не хочет иметь тебя около себя. Кричи ему прямо вслух: «Не слушаю тебя, враг, это все неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного».

Мы часто принимаем внушения демонов за собственные мысли. Пользуясь этим, злые духи постепенно настраивают нас против наших духовников. Поэтому, как только ты увидишь в своей душе помыслы, возбуждающие в сердце негативные чувства к твоему наставнику, так тотчас поразмысли: не демоны ли настраивают тебя против духовника? Именно они всеми средствами хотят увести нас от руководителя, помогающего нам возводить здание нашего спасения.

Старец Паисий Афонский говорил: «Нехорошо менять духовников. Посмотрите на здание, в строительстве которого непрерывно менялись архитекторы и инженеры. Разве может оно быть в порядке?»


Не будь репейником



Иногда непонимание поступков и поведения наставника приводит ученика к отчуждению, которое может закончиться полным разрывом отношений с духовным отцом. Надо ли духовнику все свои действия объяснять своему чаду?

Конечно, какие-то поступки требуют разъяснения и духовник должен их объяснять чаду. Другие, по разным причинам, — нет. Ты это должен понимать и не соблазняться ситуациями, в которых твой духовник, как тебе кажется, ведет себя неправильно.

Старец Паисий Афонский, наставник, известный всей Греции, никогда не оправдывался, если его кто-то в чем-то обвинял. Даже переубедить такого человека старец не пытался. Он благодетельствовал ему и, если за старца пытались заступиться, он оправдывал своего обвинителя.

Прежде чем обвинять, спроси себя: достиг ли ты столь высокого духовного дара рассуждения, чтобы понимать подоплеку всех поступков окружающих тебя людей, тем более твоего духовника?

Преподобный Антоний Оптинский имел множество духовных детей. Иногда в сердце некоторых из них вкрадывалось неудовольствие против своего духовника. В таком случае преподобный Антоний не оправдывался, наоборот, он часто просил прощение, несмотря на то, что совесть его ни в чем не обличала. Старец исходил из того, что только один Бог без греха, а любой человек грешен. Желая своим чадам только спасения и прилагая к этому все свои усилия, он знал, что не все из них по своему духовному младенчеству могут понять его действия. Поэтому, хотя преподобному не в чем было перед ними оправдываться, он просил у них прощение, чтобы их сердца пребывали в мире.

Разумеется, современный духовник, еще не достигший святости, должен объяснять некоторые свои поступки духовным чадам. Когда он не делает этого своевременно, возникает непонимание между ним и его чадами.

В оправдание духовников скажу, что на практике они не в силах постоянно и досконально объяснять все свои действия всем своим чадам. Твой духовник — живой человек. Он постоянно находится в круговороте жизненных событий. Поэтому не будь репейником и не цепляйся к нему по пустякам.


Переходный возраст



Желаешь ли ты, чтобы твои близкие относились к тебе уважительно, предупредительно и мягко? Конечно, скажешь ты, хочу. Да, такое желание свойственно всем людям. Особенно мы рассчитываем на чуткость со стороны наставников, которым раскрываем свое сердце. Поэтому неудивительно, что человек болезненно воспринимает резкость, невнимательность, равнодушие со стороны своего духовника. И, конечно, нет оправдания духовнику, который допускает подобное отношение к своему чаду. Однако, как показывает жизнь, чада видят негативное в поступках духовника чаще всего там, где ничего плохого нет. Нередко чада по отношению к своему наставнику ведут себя как капризные дети.

Павел Тамбовцев был послушником и духовным сыном преподобного Леонида Оптинского. Однажды он сказал старцу о том, что подчас приходит в недоумение от некоторых поступков окружающих его людей. Иногда Павел не понимал и самого преподобного Леонида, необоснованную, с его точки зрения, строгость старца, которую тот порой проявлял к своим духовным чадам.

— Это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего, — ответил преподобный Леонид. — Не надо никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают и с какой целью с кем-либо я так поступаю. Таковыми поступками скорее обнаруживается внутренний людской характер, и для дышащих высокомерием это нужно. Итак, ты несправедлив. Старайся более внимать себе, не разбирать дела, обращение и поступки других.

Почему Павел Тамбовцев не понимал некоторые поступки старца Леонида? Из-за того, что еще не был духовно зрелым человеком. Под руководством своего духовника ты должен пройти все периоды духовной жизни: младенчество, молодость, зрелость.

Как-то раз схиигумен Савва (Остапенко) сказал одной из своих духовных дочерей:

— Когда младенцу три года, мать берет его на руки и ласкает. Но когда ребенку двенадцать лет, то с него уже другой спрос и мать его на руки не берет. Так и отец духовный: три года носит чадо на руках, а затем с него уже и спрос.

Переход из одного возрастного периода в другой сопровождается иногда искушениями. Особенно они случаются у человека, который никак не хочет выйти из младенческого состояния. Когда духовник начинает предъявлять к нему требования как к духовно взрослому человеку, он принимает это чуть ли не за грубость. И сразу задает себе вопрос: не пора ли мне покинуть этого грубияна и найти более ласкового пастыря?

Схиигумен Савва наставлял своих духовных чад:

— Не надо обижаться, если духовный отец скажет прямо и обличит кого-либо, потому что он не должен молчать, иначе будет отвечать перед правосудием Божиим. А то бывает так: скажет батюшка: «Ну что ты такая бестолковая», а она уж и губки надула, вроде капризного ребенка. А сатана хохочет, пляшет... Так вот, не будем обижаться, а все обиды будем переносить благодушно. Бывают такие непослушные больные: не слушают врача и не признают его рецептов. Батюшка вас обличает с той целью, чтобы душа не погибла, чтобы человек опомнился. А если я умолчу, то Господь взыщет с меня за упущенный момент, в который я должен был вразумить человека. Утопающего тащат за волосы, врач прописывает больному горькие лекарства... Вот и я бываю с некоторыми строг. Отец духовный дается не для дружбы, а для спасения, и надо ценить его слово, дорожить его благословением и все выполнять безупречно. Как среди детей «маменькин сыночек» остается неисправленным и ненужным обществу, так и в духовной жизни: изнеженный, избалованный, капризный христианин неспособен бороться со злой силой и если не переломит себя, то останется неисправленным.

Ты должен быть готовым к тому, что настанет момент, когда духовник по различным причинам не сможет больше с тобой «нянчиться». И это не должно послужить тебе поводом к недовольству наставником и тем более к мыслям об уходе от него. Наоборот, тогда ты обязан проявить духовную зрелость. Преподобный Никон Оптинский говорил: «Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не дойдет, а так и сгниет у этого столпа».

Не капризничай и не обижайся на своего духовного отца, когда он что-нибудь требует от тебя как от духовно зрелого человека. Если вдруг у тебя появится желание уйти от него и найти себе духовную няньку, тотчас гони это желание от себя прочь.



Недостаток внимания



Что еще может вызывать у чада недовольство духовником вплоть до решения уйти от него? Ситуация, когда духовник по каким-либо причинам начинает уделять меньше внимания и времени своему чаду. Человек, привыкший получать от наставника избыток того и другого, обычно очень строптиво реагирует на изменение обстоятельств.

Вот воспоминание одного из духовных чад архимандрита Серафима (Тяпочкина). «Как-то было у меня искушение: я стал тяготиться тем, что к батюшке все труднее попасть, что он много внимания уделяет духовенству, которое шло к нему вне очереди. Я же ждал неделю-две. «Если он не может меня принять, то зачем тогда взял в духовные чада», — рассуждал я в раздражении. Однажды во время исповеди батюшка неожиданно вдруг говорит:

— А знаете, Георгий, будьте довольны тем, что я за вас частичку вынимаю.

Мне стало стыдно, я готов был сквозь землю провалиться. С тех пор эти помыслы меня больше не посещали. Я не понимал тогда, насколько важна молитва старца. Одним из первых данных мне батюшкой наставлений было пожелание всегда, когда читаешь утреннее правило, просить молитв своего духовного отца.

Со временем, когда уже сам стал священником, я понял, что иереи приезжали к батюшке решать в основном церковные вопросы и редко — личные. С годами и жизненным опытом пришло осознание того, что Господь по молитвам старца милует нас и посылает нам все необходимое».

Твой духовник тебя редко принимает? Будь доволен, что вынимает частицы из просфоры на Божественной литургии о твоем здравии и спасении.

Одна из первых духовных дочерей преподобного иеросхимонаха Иосифа Оптинского привыкла к тому, что он уделял ей много времени. Это относилось к тому периоду, когда отец Иосиф был келейником у преподобного Амвросия Оптинского. Со временем женщина стала свидетельницей того, как ее наставник духовно возрастал и как Господь явно готовил его к принятию старчества. Однако это ее не радовало. Ведь Оптинские старцы всегда были окружены народом и не могли уделять прежнего внимания своим первым чадам. Однажды женщина высказала преподобному Иосифу свое опасение. В ответ он сказал, что ей надо быть готовой ко всему. И привел в пример игуменью Шамординской обители Амвросию (Ключареву). Став духовной дочерью преподобного Амвросия, она посещала его каждый день и беседовала с ним столько, сколько желала. Когда же к старцу Амвросию потянулись паломники со всех концов России, игуменья была рада попасть к нему хотя бы раз в неделю.

Духовная дочь преподобного Иосифа запомнила эти слова. Когда преподобный Иосиф стал Оптинским старцем, она перестала подолгу беседовать с ним. Однако «теперь она стала получать пользу душевную, успокоение и утешение от одного его выхода на общее благословение и стала удовлетворяться и дорожить одним его словом более, чем прежде продолжительными наставлениями».

Сколько времени должен уделять тебе наставник? Это зависит от степени твоего духовного развития. Отец уделяет много времени ребенку, взрослому же сыну — меньше.

Сорняки сомнения


Ты спросишь: в каких же случаях допустимо покидать своего духовника? Уходи от него только тогда, когда он явно попрал заповеди Божий и правила Церкви. Этим твой руководитель обнаружил, что его душа заражена страстями. Отстранись от него, не то он заразит и тебя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал немедленно расставаться с духовником, который нарушил нравственное предание Церкви. Общение с таким наставником — душевредно. Однако, писал святитель, «иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущают помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас».

Обрати внимание на это очень важное замечание святителя Игнатия. В наши сердца семена сомнения по отношению к духовникам чаще всего всевают нечистые духи. И делают они это особенно тогда, когда мы получаем несомненную пользу для своей души под руководством наших наставников. Поэтому демоны всеми путями пытаются увести нас от руководителей, которые ведут по пути спасения.

Вместе с тем мы и сами нередко бываем виноваты в том, что лукавые сомнения охватывают нашу душу. Будучи грешными и страстными, мы подчас принимаемся примечать недостатки своих духовников. Это удивительно? Нет. Ведь больной человек частенько начинает замечать симптомы своей болезни и у тех, кто совершенно здоров. Будь осторожен в суждениях: не приписывай собственные недуги своему наставнику.

Преподобный иеросхимонах Иосиф Оптинский духовно руководил многими оптинскими иноками. Один из них, имевший искреннюю любовь к своему духовнику, постепенно стал к нему охладевать, а со временем и совсем перестал приходить к нему на исповедь. «Но по милосердию Божию и по молитвам своего наставника, он скоро познал, что поддался вражескому искушению и, придя к старцу, сказал:

— Батюшка, простите меня за откровенность — я потерял всякую веру в вас.

На это старец отечески мягким, успокоительным тоном ответил:

— Что же, сын мой, удивительного в твоем искушении? Святые апостолы и те усомнились было в вере в Бога и Спасителя, а после своего неверия еще сильнее укрепились в вере, так что уж ничто не могло их отлучить от любви Христовой.

Искусившийся инок тут же почувствовал перемену в душе и совершенно предался в волю старца, исполнившего на себе апостольские слова:Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, I)».

Видишь: сомнениям свойственно приходить в наши души. Однако наше дело заключается в том, чтобы побеждать их и через это приобретать духовную крепость, опытность, мудрость. Борись с сомнениями, иначе они лишат тебя наставника.

Как бороться с недоверием к своему духовнику? Так, как ведут борьбу со всеми лукавыми помыслами: главное — старайся не соглашаться с мыслями, приходящими под воздействием бесов. А еще лучше совсем не обращай на них никакого внимания. Старец Паисий Афонский говорил: «Духовное преуспеяние подвизающегося зависит не от того, насколько хорош духовный отец, но от того, насколько чисты помыслы послушника».

Сомнения в духовнике парализуют нашу духовную жизнь. Помни: человек, принимающий в свое сердце бесовские помыслы и теряющий к духовнику «доверие, падает сам, подобно тому, как обрушивается купол, когда из него убирают центральный кирпич, на котором все держится».



«Мир имейте между собой»

Все богомудрые подвижники благочестия едины во мнении, что смена духовного отца должна быть исключительным случаем в жизни христианина. Если же такая перемена неизбежна, то она должна проходить благопристойно, как, впрочем, и все происходящее между верными чадами Церкви.

Господь заповедовал нам:Мир имейте между собою (Мк. 9, 50). Поэтому, если случится тебе перейти от одного духовника к другому, сделай это мирно. Так, чтобы не подвергнуть смущению ни себя, ни своего прежнего наставника. Не забывай: он потратил на тебя много сил и времени. Сейчас ты, может, и не видишь всей духовной пользы, которую получил от него, но узришь ее впоследствии. В настоящий момент ты, по грубости сердца, можешь не ощущать всей его любви к тебе, как малые дети родительской заботы, однако оценишь ее с течением времени. Нам часто застят взор сиюминутные порывы души, но они проходят, и вдруг издалека нам становится ясным то, что мы не смогли разглядеть вблизи.

«Так, когда во время гонения на старца иеросхимонаха Александра Гефсиманского запрещено было к нему ходить и некоторые ученики оставили его и перешли к другим старцам, а затем, не найдя духовного спокойствия, снова возвратились к отцу Александру, то он принимал их с кротостью и любовью, не напомнив и не укорив ни единым словом за их непостоянство. Говаривал он только после по поводу этих переходов:

— И святых апостолов оставляли их ученики, как то пишет апостол Павел:Димас оставил меня... и пошел в Солунь (2 Тим. 4, 10)».

Вот оно — любящее и всё прощающее сердце истинного духовника! Неудивительно, что ученики старца Александра со временем еще более оценили его и вернулись к нему.

Что я хочу тебе сказать? Ничем не огорчай своего былого наставника, какие бы причины ни руководили тобой при уходе от него. Ты должен быть в своем отношении к нему безукоризненным. Вот пример такого поведения.

Иоанн Романцев участвовал в Первой мировой войне. В 1916 году он был ранен и после выздоровления поступил послушником в Глинскую пустынь. «Когда Иоанна приняли на послушание, то определили на кухню и велели обращаться со всеми вопросами и недоумениями к некому старцу. Сходил он к нему раз-другой и загрустил. Что-то не заладилось в их взаимоотношениях, чего-то очень не хватало. Обижаться не на что, а вот душа не раскрывается.

— Ты что, Ваня, такой скучный стал? — спросил его как-то собрат, тоже исполнявший послушание на кухне.

Не утерпел Иоанн и все ему рассказал. Тот предложил сходить к своему старцу. Просто пойти послушать и поговорить, если захочет. Старец очень понравился Иоанну. Такому он всю душу наизнанку вывернул бы. Конечно, он рассказал о том, что его беспокоит. Как же теперь быть?

— Пойди к своему старцу и расскажи все, как есть. Если он тебя с миром отпустит, приходи ко мне.

Старец выслушал и просто сказал:

— Такое бывает. Что же, раз душа не лежит, иди. Я хочу тебе только пользы. Иди с миром». Впоследствии Ваня стал знаменитым Глинским старцем, схиархимандритом Серафимом.

Обрати внимание на важную деталь в этом рассказе: послушник Иоанн получил благословение на переход к новому духовнику от своего прежнего наставника. Такие мирные взаимоотношения между благочестивыми людьми дают и соответствующие плоды: недаром со временем Иоанн достиг духовного преуспеяния.

Старец Паисий Афонский говорил: «Чтобы найти себе нового духовника надо взять благословение от духовника старого. В легкой смене духовников нет ничего хорошего». Поступать таким же образом советовал и святитель Феофан Затворник. Он подчеркивал, что переходить к новому наставнику нужно непременно с разрешения прежнего духовника. «После сего хоть и будет перемена, — писал святитель, — но она будет сделана законно и, главное, — с совета. Не могущий может указать могущего, и дело это устроится по Божьему, а не своевольно, не наобум».


«Запасной» духовник

Хочу упомянуть еще об одном немаловажном моменте.

Не собираясь покидать своего духовного наставника, мы иногда по различным причинам не имеем возможности советоваться с ним. Что делать в этом случае? Подобный вопрос волновал одного из многочисленных паломников, посещавших старца Паисия Афонского. Выслушай вопрос этого человека и ответ Преподобного.

«— Геронда, если у мирского человека духовник находится в отлучке, то может ли он советоваться о возникшем у него затруднении или искушении с кем-то из своих духовных братьев?

— А что, он не может позвонить своему духовнику и посоветоваться с ним? Духовный брат иногда в состоянии нам помочь, а иногда — совсем не в состоянии. Или даже, несмотря на доброе расположение нам помочь, духовный брат может навредить. В случае необходимости можно позвонить духовнику и таким образом расставить вещи по своим местам. Если же человек не может связаться со своим духовником, а вопрос, с которым он столкнулся, серьезен и не терпит отлагательства, то пусть спросит какого-то другого духовника. Будет хорошо, если человек заранее узнает у своего духовника о том, к какому духовнику он может обращаться в подобных случаях. Необходимо советоваться с человеком, который имеет тот же дух, что и твой духовник. Ведь один инженер делает план так, а другой — иначе. И у того и у другого инженера планы могут быть хорошими, однако они отличаются друг от друга».

Постарайся исполнить совет старца Паисия. Это принесет тебе несомненную пользу.

Небесполезен для тебя будет и следующий рассказ.

Как-то раз старца Паисия Афонского спросили:

— Геронда, если человек по какой-то причине вынужден сменить духовника, то ему снова нужно исповедовать новому духовнику те грехи, которые он ранее исповедовал старому?

— Хорошо, если человек поставит своего нового духовника в известность о том, какими духовными болезнями он болел, подобно тому, как больной рассказывает новому врачу историю своей болезни, чтобы тот имел возможность помочь ему более результативно178.

Как может духовник руководить человеком, если ничего не знает о нем? Только формально. Безусловно, чем больше знает наставник о своем духовном чаде, тем лучше для последнего. Поэтому, если ты когда-нибудь перейдешь под руководство нового духовника, то расскажи ему подробно о своей жизни и состоянии своей души.



Р.S.Завершая это письмо, подытожим его содержание.



1. Если вдруг твой духовник сам скажет, что дальше не может окормлять тебя, ты не отчаивайся, а немедленно принимайся за поиски другого наставника.

2. Остаться вообще без духовника — самый худший вариант из всех возможных. Ищи нового наставника со смирением, отдав это дело в руки Божий.

3. Для каждого истинного духовника очень тягостно разорвать связь с духовным чадом. И если добрый пастырь идет на это, значит, на то есть веские причины. Не обижайся на него.

4. Необоснованная смена духовника — это негативное событие в жизни христианина. Старец Паисий Афонский говорил: «Нехорошо менять духовников. Посмотрите на здание, в строительстве которого непрерывно менялись архитекторы и инженеры. Разве может оно быть в порядке?»

5. Знай: демоны ненавидят духовничество и всеми путями пытаются увести чадо от духовника. Не поддавайся бесовским наветам. Если твой наставник в чем-то несовершенен, это не является причиной того, чтобы уйти от него. Господь восполнит недостаток опытности, таланта и рассудительности твоего духовника, если увидит в тебе искреннее желание спасти свою душу под его руководством.

6. Иногда человек уходит от своего духовника из-за того, что наставник перестает понимать его. Если подобное недоразумение возникнет в твоей жизни, не принимай поспешных решений. Лучше постарайся найти причину возникшего непонимания.

7. Духовный отец не в силах постоянно и досконально объяснять все свои действия всем своим чадам. Твой духовник — живой человек. Он постоянно находится в круговороте жизненных событий. Поэтому не будь репейником и не цепляйся к нему по пустякам.

8. Не капризничай и не обижайся на своего духовного отца, когда он что-нибудь требует от тебя как от духовно зрелого человека. Если вдруг у тебя появится желание уйти от него и найти себе духовную няньку, тотчас гони это желание от себя прочь.

9. Уходи от духовника только тогда, когда он явно попрал заповеди Божий и правила Церкви. Этим твой руководитель обнаружил, что его душа заражена страстями. Отстранись от него, не то он заразит и тебя.

10. Будучи грешными и страстными, мы подчас принимаемся примечать недостатки своих духовников. Будь осторожен в суждениях: не приписывай собственные недуги своему наставнику. Старец Паисий Афонский говорил: «Духовное преуспеяние подвизающегося зависит не от того, насколько хорош духовный отец, но от того, насколько чисты помыслы послушника».

11. Все богомудрые подвижники благочестия едины во мнении, что смена духовного отца должна быть исключительным случаем в жизни христианина. Если же такая перемена неизбежна, то она должна проходить благопристойно, как, впрочем, и все происходящее между верными чадами Церкви.

Прот. Вячеслав Тулупов. «Как найти духовного отца». © Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2007 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О духовническом служении (беседа с протоиерем Иоанном Мироновым)

s_20071212205816.jpg
— Батюшка, многие верующие люди ищут и не могут найти себе духовного отца. Как быть?

— Господь говорит: ищите и обрящете, стучите и отверзется вам. Вот так и здесь, кто желает, тот находит. Придет, помолится один раз, другой. Душа человеческая — потемки, но она чувствует искренность, особенно искренность священника. Если священник искренен, человек это чувствует и прилепляется к пастырю. Потому что его душа соединяется с душой священника и раскрывается этому пастырю. Господь сказал: кто откроет дверь, я войду и Вечерю сотворю. Так и в духовном делании. Раз человек открывает тебе свое сердце, то становится твоим духовным чадом, доверяет тебе свою жизнь. Ко мне тысячи людей приходят. После исповеди еще несешь домой мешок грехов. Читаю их по несколько часов. Надо знать каждого человека. Некоторые перечисляют грехи с семилетнего возраста. Говоришь: «Может, уже каялись в этом, так не надо». — «Нет, батюшка, лучше покаемся, чтобы наша душа успокоилась».

— Чем отличаются духовные советы людям с разными характерами?

— Всем один рецепт ни в коем случае давать нельзя. Опять же нужно учитывать состояние души и здоровья, жизнь каждого человека и весь духовный багаж, который он приобрел за свою церковную жизнь.

— А если человек к Вам приходит первый раз и просит дать совет, как Вы поступаете?

— Я благословляю читать духовную литературу. Прежде всего, конечно, авву Дорофея, потом Иоанна Лествичника. Польза от чтения этих духовных книг столь велика, что человек, если он искренне внимает написанному, на следующей встрече уже совсем по-другому начинает беседовать с духовником и выполнять его советы.

Бывает, что нужно одернуть «умничающих» по слову Святых Отцов: «Если ты видишь новоначального, шествующего на небо, стащи его за ногу на землю». Надо на земле жить в мире и святости. Если мы привыкли ворчать, то ворчунов в Царствии Божием не нужно, а нужны славящие Господа.

Если приходит человек падший, погрязший в грехе, надо его ободрить, помочь преодолеть грех. Так пьяница дает обещание, например, три месяца не пить, а через две недели на исповеди кается: «Я не выдержал». А я ободряю его и говорю: «Хорошо, что ты хоть две недели не оскорблял лице Божие. Сегодня опять обещаешь не пить?» — «Обещаю». -»Ну вот, слава Тебе, Господи, попробуй». Вместе тихонько читаем молитвы перед Крестом и Евангелием, и человек дает обещание на какой-либо срок.

Так нужно бороться и с другими грехами. Совет здесь для всех один: покайся, пообещай Богу исправиться.

— Как вы понимаете духовничество: как советование или как строгое указание принять то или иное решение, совершить тот или иной поступок?

— Конечно, советование. Но иногда для исправления человека нужно наложить на него хоть небольшую посильную епитимью. Всегда нужно смотреть на состояние здоровья, духовное устроение, учитывать, насколько он пришел в вере к Господу. Вообще, чтобы дать душе полезное наставление, целиком обозреть душу человеческую. Нельзя рубить сплеча, назначая: тебе 100 поклонов, тебе 10... Часто всего-то нужно вместе с человеком поплакать, помолиться вместе с ним, поговорить.

— В каких случаях епитимья все-таки необходима?

— Тогда, когда человек уже давно живет церковной жизнью, но тяжко грешить продолжает. Он знает, что это — грех, и тем не менее не оставляет его. Иной раз пришедший ко мне на исповедь человек даже просит: «Батюшка, назначьте мне 100 поклонов, мне никак не справиться с собой». И я благословляю ему такой подвиг.


Но мне накладывать строгие епитимьи ой как не по душе. Ведь я и сам такой никудышный, так какое же право я имею требовать с других? Потому, думаю, надо потихоньку советовать.

— Кого Вы считаете своими духовыми чадами? Дело в том, что от многих теперь слышишь: «Мой духовник — отец Иоанн». А оказывается, что был тот человек на исповеди у Вас один-два раза...

— Тех, кто исповедуется постоянно. Тот, кто сбрасывает бремя греховное, не хочет его нести. Конечно, я никого не отстраняю, кто попросит помощи. Готов всегда помогать, если не на исповеди, то в беседе. В те дни, когда я дежурю в храме — крещу, венчаю, молебны и панихиды служу — я всегда в промежутке между требами стараюсь побеседовать с теми, у кого есть вопросы.

Беседа — это одно, а что касается духовничества, я обычно говорю: «Подожди, испытай свои желания. Может быть, я тебе и не подхожу. Ты не спеши, выбирай». И я никого не задерживаю, не принуждаю ходить только ко мне. Бывает, придет человек и скажет: «Батюшка, мне в другой приход ближе ездить». — «Бог благословит». Я ведь тоже несовершенный. Все мы молимся: «Помилуй падшее создание Твое». И сознавая свою греховность, мы веруем, что постепенно приближаемся к Господу. Человеку нельзя давать послушания, которые ему не под силу. Приходит, например, ко мне старушка — ноги больные, жизнь прожита в скорбях и трудах. А я ей еще и поклоны назначу? Пусть молится хотя бы сидя. Я ведь и сам по немощи каноны читаю иногда сидя, ножки-то старенькие, болят. А молоденьким, тем и поклоны назначить можно, и добрые дела почаще делать. Полы помыть немощному, навестить пожилого, постирать, приготовить еду, лекарства купить...

— Полезно ли на исповеди обличение, или, наоборот, утешение?

— «Обличи, запрети со всяким долготерпением и умилением». Запрещать легко, а помочь избавиться от грехов — вот задача. Нужно не только научать, но и самому исполнять то, чему учишь. Главное - не останавливаться на половине пути, не терять того духовного достояния, которое Господь даровал тебе однажды.

— Много исповедников бывает у вас?

— Каждый день бывает до шестидесяти, а в праздники приходят сотни людей. В промежутках между требами я стараюсь принимать людей, просто поговорить с ними.

Некоторые приходят ко мне с большим горем. Приводишь таким слова поэтические:

Горя-то, горя-то сколько кругом,

Божьего света не видно.

Право, о собственном горе своем

Думать становится стыдно.

Я спрашиваю: «Матушка, у тебя крыша над головой есть?» — «Есть». — «А кусочек хлеба есть?» -»Есть». — «Ноги еще ходят?» — «Ходят». — «А ты посмотри, что люди терпят». И так человек успокоится.

Или Евангельского юношу вспомнишь, как он сказал: Все заповеди Божий я исполнил от юности моея. А мы так можем сказать? «Нет, батюшка, мы не исполнили их». — «Да, я сам не исполнил, поэтому и говорю вместе с вами, что «мы грешники, мы Твоих заповедей не исполнили. Помилуй нас»«. Причина скорби чаще всего кроется в нашей гордыне, в нашем самолюбии.

— Батюшка, а как не отчаиваться, когда все одни и те же грехи преследуют. Ты каешься, а через некоторое время возвращаешься «как пес на блевотину свою»?

— Как Господь сказал апостолу Петру: прощать и до семидесяти семи раз в день. То есть Господь все прощает, если искренне каешься. Но стараться «да солнце не зайдет во гневе твоем» — каждый день перед Господом каяться, и не только на исповеди. Как потянет к привычному греху, прочитай молитву сначала. Исправляться будешь, когда увидишь свою негодность, проявишь смирение. Не исправляешься, возвращаешься к греху — значит еще не смирился. Но ни в коем случае не ропщи. Помни всегда: Господь тебя смиряет твоими греховными немощами.

А смирению надо учиться у Матери Божией. Часто женщины говорят мне: «Батюшка, у меня смирения нет». — «А ты учись у Царицы Небесной. Проси у Нее, Она научит тебя. И потихоньку все шероховатости изгладятся». Только мы должны прибегать к помощи Божией Матери по-детски бесхитростно.

— Некоторых смущает, что духовник на исповеди иногда не выслушивает, а сразу читает разрешительную молитву.

— Так может быть с теми, кого ты хорошо и долго знаешь, о ком всегда просишь Господа, чтобы Он наставил на путь истинный. Долго нужно беседовать с новоначальными. Ну, а если у «старинного чада» случается что-то серьезное, тогда нужно обязательно выслушать.

А смущаться не надо. Исповедь — это таинство, и священник действует так, как Бог ему на сердце положит.

— Какими бы Вам хотелось видеть своих духовных чад?

— Мне кажется, все люди лучше меня. А духовные чада — они все хорошие, все дети Божий, всех я люблю. И я не заслуживаю того, что они меня так любят. Они тянутся ко мне, словно к родному отцу, и обнимут, и поцелуют, и я их тоже. Действительно, любовь Христова побеждает все. Особенно близок мне человек, когда он искренне кается. Я вместе с ним и поплачу, и помолюсь. Главное — не стыдиться. Покаяние отверзает нам двери в Царствие Небесное.

Приходит ко мне раба Божия Мария и говорит: «Батюшка, открыты ли мне двери райские?» — «Манюшка, они всем открыты, только надо постараться войти в них. Нам Господь откроет двери райские, когда мы будем идти и не думать, много ли мы сделали хорошего, а только на милость Господа надеяться». И она успокоится, отходит радостная, что Господь откроет ей двери рая. «Откроет, Манюшка, — говорю я ей на прощание, — откроет. Господь нам всегда простирает Свои отеческие объятия».

В монашеском чине пострига поется: «Объятия Отеческие отверсти мне потщися. Блудное мое иж-дих житие... Ныне обнищавшее мое сердце не презри, тебе во умиление зову: согреших же на небо и пред Тобою». Вот и мы все должны потихоньку, смиренно, идти ко Господу.

— Батюшка, как известно все люди находятся в разных духовных возрастах. И руководить «младенцами во Христе», и теми, кто находится в подростковом или юношеском духовном возрасте, приходится по-разному?

—Иди к униженным, иди к обиженным

По их стопам.

Где тяжко дышится, где горе слышится,

Пастырь, будь первым там!

А где хорошо, там и без нас хорошо. А вот где тяжко дышится... Как о преподобном Серафиме сказано: «С плачущим — плакать. Он рад унывающих нежно ободрить, их дух укрепить». Мы должны быть пастырями там, где плачут. А где пиры да компании, там и без нас хорошо.

Приходят и пьяницы, и наркоманы, и стали они мне — самыми близкими. У них бывают такие страшные лица, черные даже, как будто и не может быть их перерождения. А смотришь через месяц-два — лицо становится чистым и душа светлеет. Так может человек возрасти перед Господом, что и грех ему становится в тяжесть, он с ужасом смотрит на все, что творил прежде. Духовное перерождение — великое дело. Для священника это великая радость от Господа — видеть, как люди преображаются.

А для всех «духовных возрастов» справедливо одно: если мы имеем покаяние, то мы приближаемся к Господу. А когда перестаем чувствовать свою греховность, то удаляемся от Бога. Преподобные отцы просили не чудотворений, не видений, а зрети своя прегрешения и не осуждати брата моего. А когда мы начинаем считать себя величиной, то это первое наше падение.

Да, человек сначала лежит в колыбели, потом начинает ходить, а затем бегать и шалить, шишки себе набивать и плакать. Но если он искренне плачет, то его шишки греховные будут исправляться потихоньку.

Пастырь знает своих детей. И тому, кто постоянно у меня, я уже не могу все время давать новые и новые лекарства, как врач. К своим должна проявляться и суровость. Ведь когда к человеку без суровости подходят, он начинает думать, что у него все хорошо. Нужно духовнику иногда и строгость проявить, чтобы показать: «Не все у тебя гладко, надо так-то и так исправляться».

Нам дана свободная воля, не все же мы одинаковые. Если хотим быть Божиими, то должны волю свою направлять к воле Божией. Об этом мы просим в славословии: Господи, научи мя творити волю Твою, а.не мою грешную. Помнить надо, что человек — падшее создание. Поэтому мы и молим: Помилуй, Господи, падшее создание Твое. Пастырь должен и к себе это относить, всегда смотреть за собственной душой. Стоит только чуть-чуть возгордиться, и все... Как старец оптинский говорил: «Сатана возгордился и с неба свалился, а мы погордимся — во аде очутимся».

Господь дает радость, когда призывает к Себе людей. Непогода бывает, дождь, снег, а они идут на службу Божию, тянутся к Матери-Церкви. Значит, понимают: где нет благодати, туда не стоит идти. Каждому пастырю надо просить у Господа: И Духа Твоего Святаго не отыми от меня. Я так прошу... Без благодати мы все — обугленные головешки, как говорил преподобный Серафим. А с Господом мы и сильны, и крепки, и бодры, и радостны — все Господь дает.

Коротенькие такие молитвы полезно повторять, как Иисусову молитву. Некоторым советую читать: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

— Есть ли граница между послушанием и мелочным надоеданием духовнику по пустякам?

— Я даю послушание, но если человеку тяжело его исполнять, то говорю: «Потерпи немножко». Иногда же приходится и очень строго наказывать. Один раб Божий, мое духовное чадо, оступился даже до рукоприкладства. Отлучил его на полгода от причастия. Человек должен постоянно следить за состоянием своей души. Каждую секунду к духовнику не побежишь, надо постоянно обращаться к Господу: «Господи, благослови».

— Существует ли какое-то правило, что можно решить самостоятельно, а на что нужно обязательно испрашивать благословения

— Конечно, если человек хочет вступить в брак, духовник должен посмотреть на жениха и невесту. Некоторых проверяю и год, и два-три, а потом только благословляю на венчание. Нужно брать благословение перед дорогой. Другой раз и в паломничество не благословляю ехать. Например, у нее больная мать, а она хочет уезжать, чтобы кто-то другой за ней поухаживал: «Нет, деточка, это твое дело. А вдруг ты уедешь, а она без тебя отойдет, что тогда?» Благословение надо брать на переезд или покупку дома, машины. А то можешь так запутаться, что потом трудно и разобраться будет. К врачу, в больницу, на операцию, конечно, надо взять благословение. Если человек и по мелочам что-то не может самостоятельно решить, пастырь должен подсказывать, не надо отгонять человека. Но когда человек одно и то же по много раз спрашивает, то уже надо остановить: «Деточка, я ведь тебе уже сказал, что надо делать, слушайся». На исповедь к нам собирается по 200-250 человек, если каждому даже по одной минуте уделить — сколько получается? А уже старость и немощь наша сказывается... Поэтому с постоянными духовными чадами я подолгу уже не разговариваю, только в каких-то исключительных случаях. Им говорю: «Мы в самом богослужении всегда должны что-то находить новое. Церковь всегда обновляется, как невеста. Господь нас незримо обновляет». За ручку постоянно водить человека не надо. Исповедь и совет — не одно и то же. Необходимо вникать в суть явлений. Например, приходят родители, жалуются на детей. На то даже, что они из дома убегают. В чем дело? — Родители создают невыносимую обстановку. Чадо надо строго воспитывать, но, как Апостол Павел говорит, не раздражать их. Постоянными наставлениями можно детей утомить. Во всем нужна мера. Или мы начинаем из ребенка творить кумира. И вот он вырастает - и приносит родителям одно горе. Не утешение, а горе. Они отдавали ему последний кусок, все лучшее, жили ради него, он привык к этому и ничего не ценит... Тут мудрость нужна.

— В чем особенность духовного окормления творческих людей — художников, ученых, музыкантов, журналистов?

— Я всегда говорю: «Прикладывайте к своему таланту великий труд. Если ты художник и хотя бы неделю кисть в руках не держал, то рука у тебя уже не набита. Если музыкант не садится за клавиши каждый день, то он потеряет гибкость пальцев. Если певец каждый день не упражняет свой голос, то он его теряет. А тот, кто пишет и говорит, должен исполнять главное правило: защищать святыню». Сейчас журналисты не защищают Россию, а пытаются затоптать ее глубже в грязь, расписывая все так, чтобы выглядело еще хуже, чем на самом деле. За это придется отвечать перед Богом. Если ты видишь: падает человек, то должно поднять его, помочь ему, а не глумиться над ним. Православным же журналистам хорошо бы по поводу каждой статьи спрашивать совета и благословения. Ведь с благословения — и пишется легко, и говорится. Но мало кто вполне исполняет это. Бывает, что и вообще не слушаются, идут наперекор духовнику. Приходится за это епитимейку давать, поклончики или еще что-нибудь. Но я, конечно, не очень-то строгий. Есть очень строгие духовники, у меня так не получается. Отлучил вот человека на полгода от причастия, и сам из-за этого переживаю.

— Когда надо проявлять терпение, а когда надо постоять за правду?

— Терпение всегда нужно. В терпении вашем стяжите души ваши, — сказал Господь. Терпение вырабатывает и смирение, и кротость, и подвиг, и умение сказать слово правды, когда надо. Потому что и разъяснять несправедливость человеческую надо терпеливо: «Голубчик, Вы не совсем правильно поступаете. Так ли православному надо себя вести?» Сказано: обличи со всяким долготерпением и умением. А то можно так обличить, что и сам потом падешь в этот грех.

— Как поступать духовным чадам, которые слышат нападки на своего духовного отца?

— Очень просто: «Вы ругаете батюшку, а он в это время молится». Помнишь, как Нафанаил говорил: «Что от Назарета может быть хорошего?» А ему сказали: «Пойди и посмотри». Так и нам надо ответить нападающим: «Сходите и посмотрите на плоды дел его. И сами убедитесь, есть на нем Божие благословение или нет». Но опять же кротко и смиренно это говорить надо.

— А если на самом деле чад что-то смущает в духовнике, в его словах и поведении?

— Тогда надо молиться. Чадам нужно всегда молиться за своего духовного отца. И помнить, какие тяготы грехов человеческих он принимает на свои плечи, не осуждать только.

— В каких случаях можно менять духовника?

— Я, например, благословляю, когда кто-то хочет от меня отойти. Ват недавно была у меня одна раба Божия: «Батюшка, можно я буду ходить к отцу N.7» «Пожалуйста, моя сладенькая. Бог благословит». Не прошло и месяца, она со слезами кричит: «Батюшка, прими меня обратно». Конечно, я принял. Запросто уходить от духовника нельзя. Но даже если обстоятельства так сложатся, что человек должен будет уйти, то он обязан всю жизнь молиться за своего первого духовника, и вообще стараться не терять совсем связь с прежним духовником.

— Как Вы относитесь к «младостарцам», и правильно ли вообще это название?

— Конечно, иногда слышишь удивительные вещи: приехал в тот приход, где служил старец и где теперь он из-за немощи служить не может, молодой священник, и вот он о старце уже говорит так: «Он — мой прихожанин». А он ведь еще и на свет не появился, когда батюшка уже стал старцем... Бывает такое, что молодые берут высоту над теми, кто уже много потрудился. Сам еще ничего не знает, а уже хочет учить. Молодым раньше не давалось даже духовничество, на это благословляли только опытных людей. А теперь такая обстановка, что приходится рукополагать совсем молодых людей. Но «младостарчество» — это величайший грех. Хотя, конечно, есть избранники Божии от чрева матери. Мы немало таких примеров знаем из истории. И сейчас Господь не оставляет свой народ, есть избранники Божии. Но главное тут, чтобы в гордость не впал человек. А ведь бывает так: кто особенно много на себя берет, на тех и враг особенно нападает. И бывает так, что завертит, завертит он такого человека и «бросит в бездну без стыда». Надо быть очень осторожным.

— Духовничество — труд обоюдный, и быть духовным чадом не так просто, как казалось вначале. Какие требования вы предъявляете к духовному чаду?

— Духовное чадо должно быть послушным. Даже пословица есть: бодливая корова все стадо портит. Когда стадо мирно пасется, пастушок может и отдохнуть, и посидеть. А когда видишь, что у него что-то не получается в духовной жизни, — тут не до отдыха. В день, когда нет службы в храме, иногда отвечаешь на сто телефонных звонков. У одного - операция, у другого — внук пропал, у третьего — сын захворал, кто-то умер. Надо каждому ответить. Я где-то читал, что если священник не слушает человека, который к нему обращается, то и его молитв Господь не услышит. Пастырь должен быть очень внимательным. Особенно, когда идет служить Божественную литургию, молится за всех, более всего за своих духовных чад. Я стараюсь молиться и о благодетелях, и о труждающихся, и об обремененных в больницах, темницах. Много очень писем приходит из тюрем, многие там нуждаются в окормлении. Я очень рад, что наши пастыри отец Владимир Сорокин, отец Александр Григорьев , отец Николай Тетерятников сейчас стали окормлять тюрьмы. Это великое дело.

— Батюшка, какими же все-таки вы хотели бы видеть своих духовных чад?

— Отвечу словами оптинского старца схиархимандрита Моисея из его письма духовному чаду: «Прямая овца не имеет рог, не имеет гласа противу пасущего ее, не бодается, не брыкается и не кусается. На пасущего не злобится, хотя бы он и наказывал ее, не противоречит, не ругается и никак никого не злословит. Пасущего же во всем слушает, пред ним спокойно и благонадежно ходит и из пределов его не выступает; особливо чуждого гласа не слушает и по чуждым не ходит. Гласа же пасущего ее так слушает и так следует ему, что никакого предрассудка не имеет, хотя бы на беззлачном месте, хотя бы на болотном ее пас, и не ропщет, не злоречит и не жалуется на него».

— Правильно ли утверждение, что чем раньше у новоначального появится духовный отец, тем спасительнее для него? Или верующий должен сначала хотя бы немного подрасти сам?

— Правильно сказал: чем раньше духовный отец появится, тем лучше. Сколько было у меня молодых людей, они теперь уже — кто священник, кто дьякон, кто иеромонах. Потому что рано прилепились к пастырю, а потом возрастали от силы к силе. Очень важно, когда человек живет по послушанию духовника. А кто надеется на свои силы, тому тяжело.

— У вас сотни, даже тысячи духовных чад. Все они разного социального, иерархического, образовательного, возрастного уровня. Каждому полезно только для него составленное лекарство?

— Евангелие у нас одно, а исцеления все получают по-разному. Помните, слепому Господь сказал брением помазать очи, грешница услышала: иди и впредь не греши. Каждый получает свой совет. Нужно учитывать и возраст, и образование, чтобы каждому дать необходимый ему совет.

Мы должны стремиться не к тому, чтобы наказать как можно строже, а к тому, чтобы человек почувствовал, что он виноват. Если это произойдет, то и небольшое наказание покажется этому человеку большим. С одним из моих духовных чад был такой случай. Он самочинно делал пятьсот поклонов в день, а я ему сказал: «Не надо пятьсот, делай тридцать». Приходит, говорит: «Не могу тридцать сделать, сократите, батюшка». А от себя делал пятьсот и не уставал. Жестокой епитимьи я не даю, а стараюсь — по силам. Стареньким, немощным разрешаю иногда и сидя покаянный канончик прочитать. Здоровеньким поклончика два-три, редко когда пятнадцать-двадцать. Нельзя человека воспитывать только наказаниями. Если я буду каждый день ребенка наказывать, то он привыкнет к наказанию. Надо так учить, чтобы обходиться без наказания. Помню, бывало, отец только посмотрит в мою сторону, уже чувствую, что что-то неверно сделал, провинился.

Источник: Духовник.Ру

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что делать, если долго искомый духовник на просьбу принять тебя в духовные чада ответствует : " ну... Это лет через 10."

И при этом тебя раздирают противоречивые чувства по отношению к нему,- мол и зачем он тогда нужен, если тебя не слушает, воспринимает поверхностно и прочая... Наряду с тем, что все остальные напротив, предлагают духовниками быть?

Но только тот, что отказался, помогает бороться с врагом и прогоняет его уже в прилогах... Хотя после отказа такой уверенности нет.

Изменено пользователем Наталья777

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Татиана. спасиБо за статью о духовническом служении!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что делать, если долго искомый духовник на просьбу принять тебя в духовные чада ответствует : " ну... Это лет через 10."

Может пошутил?)

 

Наряду с тем, что все остальные напротив, предлагают духовниками быть?

Какой Вы однако популярностью пользуетесь! :328:

 

Не переживайте! У меня такого вообще не было, что б предлагали, скорее наоборот. :black_ey: А были такие, что подхожу на исповедь, а батюшка сразу говорит, идите к другому. :dntknw00:

 

Вообще не просто наверно батюшкам с нашей женской эмоциональностью, с обидами, ревностью, излишней привязанностью.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вроде бы,как я поняла,по крайней мере так батюшка наш говорит,что если я к нему подошла,то он не может,не имеет права отослать меня к другому,отказать в исповеди.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не знаю. Со мной так было и не один раз. Один священник отослал, но продолжал исповедь, по долгу разговаривая с каждым. Я подумала, что он видимо только своих чад исповедует. Другой, почему-то когда я подошла(только литургия оглашенных закончилась), стал собираться и ушел - это вот совсем недавно было. Ну, мало ли, может нужно ему куда-то... А был и такой, который меня знал, но не захотел, что б я к нему ходила. И я подумала, что наверно, это так все и должно быть. Может мне и действительно не надо у них исповедаться, может и не было бы пользы, а даже наоборот. Хотя при отказе всегда, конечно, самолюбие задето.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

 А был и такой, который меня знал, но не захотел, что б я к нему ходила.

:mellow: Удивительно.Странно.Хотя бы кто-нибудь из священников пояснил нам,как такое возможно,что за причины.

Изменено пользователем Елена Валентиновна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Елена

Я тут не хочу ситуацию обсуждать. Сейчас причины уже не важны, хотя он мне сказал почему. Так получилось - это к лучшему. Да и не духовный отец это был, а просто исповедовал. Жалею уже, что об этом случае упомянула.

 

Я последнее время уже на многое стала спокойнее смотреть. Ведь на все Воля Божья.

 

Кстати, в книге прот. Вячеслава Тулупова рассматриваются случаи, когда и почему духовник может отказаться далее руководить чадом. Почитайте, если интересно. Хотя там все несколько идеализированно, в жизни все прозаичнее.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

книге прот. Вячеслава Тулупова рассматриваются случаи, когда и почему духовник может отказаться далее руководить чадом

Спасибо,прочитаю обязательно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЕленаЯ тут не хочу ситуацию обсуждать. О причинах и так догадываюсь. Но все это не важно. Потому что так, как получилось - это к лучшему.Я последнее время уже на многое стала спокойнее смотреть. Ведь на все Воля Божья.Кстати, в книге прот. Вячеслава Тулупова рассматриваются случаи, когда и почему духовник может отказаться далее руководить чадом. Почитайте, если интересно.

Обычно так происходит если чадо регулярно ослушивается, но про " лет через 10" я действительно непонимаю, так как этот отец имеет чадиц намного моложе меня и симпатичней, если иметь ввиду возможные искушения, как причину его отказа. Да, а насчет популярности,- просто Господь благоволил мне появляться ежедневно и утром и вечером в храме в последние месяцы, за что я Ему несказанно благодарна, и меня само собой уже за свою принимают, а безнадзорность моя их волнует))). Хотя я с Вами согласна, может пока и не нужен духовник,- справимся с Божьей помощью и обычными исповедями с Причастиями. Да молитвами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

но про " лет через 10" я действительно непонимаю

А что ? Мне Ветхозаветная история вспомнилась... )

Сколько лет Иаков ждал Рахиль?) Мы же ждать не умеем.

 

Хотя... Я иногда думаю, что до старости не так уж долго. Один священник при мне так и говорил, что трудно со стариками, они нового не воспринимают. И мысль приходит такая, кто ж захочет взять занудную старушку в чада? :328: Вы наверно правы, лучше смолоду как-то найти. )

 

Елена Валентиновна

 

Ой, вот только что обратила внимание, что первый пост, как раз и есть та самая глава из книги "Как найти духовного отца". Вот ведь, еще только 41 год, а маразм уже кажется начинается. :girl_wink:

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что ? Мне Ветхозаветная история вспомнилась... )Сколько лет Иаков ждал Рахиль?) Мы же ждать не умеем.Хотя... Я иногда думаю, что до старости не так уж долго. Один священник при мне так и говорил, что трудно со стариками, они нового не воспринимают. И кто ж захочет взять занудную старушку в чада? Вы наверно правы, лучше смолоду как-то найти. )

Как раз со старушками у нас все батюшки в ладу и " на короткой ноге")) они у нас милые и благостные. И те и другие)). Да и с любым возрастом работает наш приход отлично, честь и хвала. Просто я видимо, пока того, кто мне подходит, не достойна. Ну что ж значит Божий промысел таков. А здесь разместила скажем так, вопрос наболевший свой,- вдруг кто мне подскажет возможные причины подобного поведения батюшки...

Изменено пользователем Наталья777

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, забыла сказать. Я уже больше 10 лет хожу в наш храм, он меня давно знает... И еще столько же подождать и выслушивать от остальных бесконечные советы о необходимости духовника? Я то не знала, что эту часть надо отдельно обсуждать, думала раз хожу к нему на исповедь, значит духовник. И всем так и говорила,- есть мол. А оно вона как...

Изменено пользователем Наталья777

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наталья,а не может быть причиной,что он сомневается,что вы как должно подготовились или думает ,что вы не раскаиваитесь искренне?Простите,если не то сказала,это все лишь предположение

Изменено пользователем Елена Валентиновна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А здесь разместила скажем так, вопрос наболевший свой,- вдруг кто мне подскажет возможные причины подобного поведения батюшки...

Вы сами ответили в другой теме, действительность нас отзеркаливает. Причины всего происходящего - только в нас самих. Чтобы Бог дал духовника, надо для этого созреть и быть готовым его слушаться, даже если не хочется, а такое состояние будет возникать нередко. Часто люди воспринимают духовников просто как советчиков, а это опасно в духовном смысле...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, забыла сказать. Я уже больше 10 лет хожу в наш храм, он меня давно знает...

Так это же очень важный момент. Я то в 2010г. первый раз пришла,но ходила поначалу редко, кое-как. А серьезно, каждое воскресение или чаще, всего около 2 лет. Если Вы 10 лет регулярно к одному, то это серьезно.

 

 

A Lost Sheep

 

А как без духовника дозреть до духовника?

И куда ж плохоньким и строптивым деваться?

Вот бывает хочешь послушаться, но нет, не получается.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наталья,а не может быть причиной,что он сомневается,что вы как должно подготовились или думает ,что вы не раскаиваитесь искренне?Простите,если не то сказала,это все лишь предположение

В чем?))))) он же не в исповедях отказывает, а в Духовном окормлении.

 

В общем, я благодарна всем за отзывчивость. Мне стало легче. Спаси Господи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наталья, я может не полностью поняла, но Вам же не сказали - приходи через 10 лет. Сказали - чадом станешь через 10 лет. Это разно. Т.е. еще 10 лет надо потрудиться, научиться, поискушаться и т.д. и потом станет понятно чадо Вы или нет))  Правда, представляется, батюшка чуточки завысил срок, хотя знакомая сестричка озвучила 13 лет непрерывной "борьбы" и только потом стало понятно - ну вроде все, чадо! Т.е. назвать себя можно, а стать - не обязательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот это действительно интересная мысль, спасибо Ольга. Но он не сказал, посмотрим через 10 лет, насколько ты была послушной и стала ли чадом не по названию, а по сути. Он на конкретный вопрос " батюшка, а я уже принята Вами в чада или нет? Мол только недавно узнала, что это вопрос обсуждаемый" ответил : " нуу это лет так через 10". А на следующий мой вопрос,- " то есть Вы еще не молитесь за меня, как за чад?" Ответил:-" в общих чертах"... Он юморной так то)). Просто в этом случае я дезориентирована была.

Ну я в общем то поняла что в любом случае не стоило, наверное это обсуждать на форуме, так как Господь видит тайное, а мысль изреченная есть ложь. Так что прошу почистить мои посты в этой теме целиком. И благодарю модератора за вовремя проявленную сознательность... А я лучше стихи буду писать)). Чем тереть по бабьи языком)))).

Да! И пожалуйста не хвалите меня за это решение !!! За стихи можно))) А то я подустала от браней))))) а начинается то все с " самости" )))))))

Изменено пользователем Наталья777

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну да, Наташа, я вчера написала то, о чем Вы выше, но стерла, не знала насколько могу смутить. Пришло в голову - держитесь этого отца! Не капризничайте! )) Не пустословлю далее)) Скорее всего прямого ответа не услышать, т.к. эта связь - духовная - особая связь, ее не с чем сравнить. И она, как никакая, испытуется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наташа, оч хочется ваши стихи почитать... Размещайте! А духовника ищите, ищите не сдавайтесь! Господь пошлет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стихи в разделе Стихотворения) https://forum.optina.ru/topic/3278-стихотворения/page-35#entry72926

Изменено пользователем Наталья777

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А что делать, если долго искомый духовник на просьбу принять тебя в духовные чада ответствует : " ну... Это лет через 10."

Если позволите, и я вставлю свои пять копеечек :)..Я вообще не задавала вопрос своему духовнику взял он меня в чада или нет. Просто ходила на исповедь, по возможности, к одному батюшке. Чадо я ему или не чадо, волею или не волею, таким образом он знал обо мне всё, более того, помнил такие моменты, о которых я и сама забыла за давностью лет. Я не требовала от него повышенного внимания (мы же не особенные) и в силу своей малой воцерковлённости не думала о том, молится он за меня или нет. И когда меня спросила его чадица сколько лет я у него и как он меня "взял", я даже не поняла вопроса. Для меня было открытием, что для того, чтобы постоянно ходить к нему на исповедь, нужно "записаться". Думаю всё таки, что покаяние, осознание своих грехов, которые отделяют тебя от Бога и борьба с ними - вот ключевое в духовной жизни и Таинстве Исповеди. А дальше, всё по Промыслу.

 

У меня был переход от одного духовника к другому. Причём, очень болезненный. До сих пор помню напутствие своего батюшки на путь ко спасению "без него": "Прими это как волю Божью. Молиться ты умеешь, Господь тебя любит..", мол: "Я спокоен"..И как оказалось, это не страшно, это всё духовный опыт и всё во благо. У нас один Отец - это Господь Бог! :)

Изменено пользователем Наташа Белочкина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...