Перейти к публикации
Татиана.

О монашестве с любовью

Рекомендованные сообщения

Как известно, монашеский постриг всегда обновляет ветхого человека, но посмотрите, как преображает еще и внешне! Люди, которых я знал или видел до пострига - одни, после него - некстати сказать, другие, - ангелы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я еще скажу что миряне, снявшие косметику в храме- ангелы... Как выйдут накрасятся,- все!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если к монахине приставить крылья, то будет Ангел, и если с Ангела убрать крылья, то будет монахиня. ( преп. Антоний Оптинский)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 29.04.2014 в 17:28, ВИКТОРИЯ... сказал:

Если к монахине приставить крылья, то будет Ангел, и если с Ангела убрать крылья, то будет монахиня. ( преп. Антоний Оптинский)

"Отыми от Ангела крылья, будет дева; дай деве крылья, будет Ангел". -- из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, жития монахини Елены (Мантуровой). Так кто же автор изречения? Впервые узнаю о Прп.Антонии...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 29.04.2014 в 21:26, Nedostoin bo... сказал:

"Отыми от Ангела крылья, будет дева; дай деве крылья, будет Ангел". -- из Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, жития монахини Елены (Мантуровой). Так кто же автор изречения? Впервые узнаю о Прп.Антонии...

 

Слушаю аудиокнигу на сайте " письма преп. Анатолия ( Зерцалова), и там говорится об этом. По поводу автора вам видней, вы начитанней меня. Уж простите безграмотную

Изменено пользователем ВИКТОРИЯ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Один раз шёл авва Агафон в город, для продажи скромного рукоделия и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его:"куда идёшь?" "Иду в город",- отвечал авва Агафон: "продать рукоделие моё". Прокаженный сказал: "окажи любовь, снеси меня туда". Старец поднял его и на плечах отнёс в город. Прокаженный сказал:"положи меня там, где будешь продавать рукоделие своё". Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, - прокаженный спросил его:" за сколько продал ты это?" "За столько-то", - отвечал старец. Прокаженный сказал: "купи мне хлеб". Старец купил. Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил: - "это за сколько продал?" "За столько-то", - отвечал старец. "Купи мне ещё хлеб", - сказал прокаженный. Старец купил.

Когда старец распродал рукоделие своё и хотел уйти, - прокаженный сказал ему: "ты уходишь?" "Ухожу", - отвечал авва. Прокаженный сказал: "окажи любовь, отнеси меня туда, где взял." Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: "Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли."

Авва оглянулся на прокаженного, и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 28.04.2014 в 18:12, Nedostoin bo... сказал:

Как известно, монашеский постриг всегда обновляет ветхого человека, но посмотрите, как преображает еще и внешне! Люди, которых я знал или видел до пострига - одни, после него - некстати сказать, другие, - ангелы!

Думаю, и могу ошибаться, что подобного рода преображения связаны с появлением обычного вдохновения и аванса благодати,  которые получают все начинающие свой путь церковной и тем более монашествующей жизни люди. По внешнему виду судить опасно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 12.08.2014 в 15:25, Aleksey сказал:

...подобного рода преображения связаны с появлением обычного вдохновения и аванса благодати,  которые получают все начинающие свой путь церковной и тем более монашествующей жизни люди...

Если быть точным, то не все получают благодать авансом.

 

У некоторых моих знакомых церковная и монашеская жизнь, наоборот, начинались с тяжких испытаний, видимо, потому что до этого в мирской жизни они были весьма успешными и привыкли надеяться на свои силы. Одна после пострига сразу чуть из обители не сбежала из-за навалившихся хульных помыслов.

На другую, как сговорившись, в каждом храме, куда она ни заходила, старушки набрасывались. Даже в моём храме на неё вдруг накричала прихожанка, от которой я громкого слова никогда не слышала и не знала, что она умеет такие звуки издавать.

 

А вдохновение пришло потом, оно ждало, пока кумушки смирятся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

это не иг. Михаил, это послушник Александр, за ним иерод. Александр, обоих в Оптиной уже нет... После о. Рафаила тоже послушник Александр, в наст. время счастливый глава многочисленного семейства )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чудесный дар детства на Афоне  

 

Монастырь Григориат, первый снег.

 

post-4499-0-81265900-1427748185_thumb.png

 

post-4499-0-79277900-1427748208_thumb.png

 

post-4499-0-85545600-1427748220_thumb.png

 

post-4499-0-01832100-1427748236_thumb.png

 

Душа, как плод, нальется светом,

А мир исчезнет, словно ложь.

Твоим, Христе, живу Заветом,

В душе испытывая дрожь.

 

В ночи прислушиваюсь к сердцу,

Не забывая ни на миг,

Что только тот доступен детству,

Кто детства во Христе достиг... 

 

+

Стихи монахов Святой Горы  Афон.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва монаха

 

В звенящей тиши глубокой ночи молился монах о спасении души.

Он Бога просил за себя и весь мир, за нашу страну - Россию...

 

Но враг восставал, молиться мешал; он душу монаха к себе воззывал.

Шла в келье война всю ночь до утра, мечом у монаха молитва была.

 

И с алой зарей встал Свет надо тьмой. Победа была за молитвой святой!

Господь покрыл землю своей добротой...А мир не узнал о битве ночной...

 

(автор Людмила Павлова. Напечатано в книге "Вновь наступят оптинские весны". Издатель О.Ю.Алейников. Воронеж. 2014)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим,

и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене.(Мф.19:21)

 

Размышления о том, чего не было, но могло бы быть…

 

post-4499-0-70522400-1430257271_thumb.jpg

Как-то неожиданно наступил возраст, когда о взрослом уже сыне меня спрашивают: «А у него есть девушка?», – и после отрицательного ответа, – «Монахом собирается быть?» Может быть, всем подвизающимся на церковной ниве родителям задают такой вопрос? Но даже если нет, то сами-то уж они себе его точно хотя бы раз в жизни задавали. Для одних он звучал риторически, для других начинался словами: «а что если», и лишь избранным после утвердительного ответа приходилось оставаться наедине с собственными размышлениями о разлуке с близким человеком, об изменении его имени, об одинокой старости... Или?
 

     Мой сын, к сожалению, не собирается быть монахом. Зато без сожаления я часто думаю о том, что у меня – сын. Кажется, что так легче смиряться с решениями, которые он будет принимать самостоятельно. Он – мужчина, и даже такой важной в его жизни женщине как мать, необходимо об этом помнить. Всемилостивый Господь, конечно же, лучше нас знает, кто будет чьим родителем, и я радуюсь тому, что мой ребенок имеет возможность самостоятельно принимать жизненно-важные решения. Боюсь, в случае с девочкой все могло быть и по-другому.

     Сами уверовав в зрелом возрасте, неофитами мы были готовы всё оставить ради лучшей жизни, и монастырь виделся образцом человеческого общежития, моделью идеального мироустройства. Туда тянуло, там хотелось остаться, и казалось, что Небо на земле доступно всем. Это было время духовной весны, разразившейся после распада СССР на просторах нашей необъятной Родины. Оглядываясь назад, только и удивляешься мощности благодатного потока, который хлынул тогда на человеческие души, перевернул умы, изменил судьбы и наполнил радостью сотни тысяч жизней бывших советских граждан. Люди уходили в монастыри вовсе не от проблем (хотя, наверное, бывало и такое). Они шли навстречу Христу. Их было тогда так много, что они были похожи (и были такими на самом деле) на несметное войско, способное восставить из мерзости запустения дивной красоты храмы, вдохнуть жизнь в монашеские обители, возродить Церковь... Сейчас даже сложно себе представить, что довольно много семей оставляли мир по взаимному согласию, уходя в монастыри, чтобы заново строить, восстанавливать, возрождать разрушенную, но не уничтоженную нашу духовность.

     В монастырь, кажется, хотелось тогда всем верующим во Христа Воскресшего, и мне представлялось, что если бы у меня была дочка, вполне можно было бы попроситься вместе в какую-нибудь городскую женскую обитель и дожить там до старости, еще и вырастив ребенка в «обеззараженной среде». С ребенком мужского пола в женский монастырь проситься было как-то неудобно. Но все промыслительно. Ангельский образ, он определенно не для всех, а внешние причины, приводящие к пониманию этого, Господь дает всем разные, но всегда необидные. Чувство благодарности к тем, кто возродил церковную жизнь, пришло, пожалуй, вместе с осознанием значения их подвига. Что это были за люди, и что это были за дела, Бог весть, но точно известно, что спать в неотапливаемых помещениях, питаться не каждый день, убеждать сильных мира сего помогать возрождающейся обители («зачем она нужна, спрашивается?») и бесконечно уповать на милосердие Божие – это сверхусилия, на которые способны лишь избранные. Принцип икономии, примененный тогда к кандидатам на постриг, с лихвой был компенсирован самой жизнью этих подвижников новой эпохи церковного возрождения.

 

  Показать содержимое

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Таинство монашеского пострига

Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви предлагает вашему вниманию часть лекции, прочитанной в Саратовской Духовной семинарии в 2003 году тогда еще кандидатом педагогических наук протоиереем Евгением Шестуном. Через год после этого по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия отец Евгений принял монашеский постриг с именем Георгий.

IMG_0061.JPG

Таинство брака возвращает человеку полноту бытия. Ева была взята от Адама, и тем самым была нарушена полнота его бытия. Человек чувствует себя в истинном браке полноценным: «две плоти» становятся едиными (Ср. Быт. 2: 24), если говорить народным языком, «две половинки нашли друг друга, соединились в целое». В связи с этим я много думал о том, что же такое монашество, почему монахи не ищут этой полноты, чем она у них восполняема. К тому же, говорят, что нет различий между мужским и женским монашеством. Для меня все это было тайной и загадкой, пока я с этим очень близко не встретился.

 

Следуя мирской логике, восполнение обязательно должно быть, оно необходимо. С этой точки зрения монашество рассматривается как восполнение своего бытия Богом, то есть как особая разновидность брака. Такое мнение достаточно распространено, и для примера приведем слова игумена Илариона (Алфеева), ныне митрополита: «Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум — существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй “половины”, второго “я”, через обретение “другого”. В монашестве этим “другим” является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку».

 

Когда я стал читать творения старцев о монашестве, то убедился, что монашество — на самом деле великая тайна. Если вы возьмете «Книгу для монашествующих и мирян», составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), то в предисловии прочтете первые строки: «Монашество — великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности».

185236.b.jpg

В письме к брату «О монашеском постриге» архиепископ Серафим (Звездинский) попытался выразить невыразимое: рассказать, что происходит с человеком, когда совершается монашеский постриг. Прочтем начало этого письма: «Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце?! Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедродарительною десницею Господа, что, правда, не в состоянии сосчитать и половины своего богатства.

 

Монах я теперь! Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей. Какое дивное и сверхъестественное действие благодати! Всего переплавила она меня, всего преобразила...

img_9823.jpg

Пойми ты, родной: меня, прежнего Николая (как не хочется повторять мирское имя!) нет больше, совсем нет, куда-то взяли и глубоко зарыли, так что и самого маленького следа не осталось. Другой раз силишься представить себя Николаем — нет, никогда не выходит, воображение напрягаешь до самой крайности, а прежнего Николая так и не вообразишь. Словно заснул я крепким сном... Проснулся — и что же? Гляжу кругом, хочу припомнить, что было до момента засыпания, и не могу припомнить прежнее состояние, словно вытравил кто из сознания, на место его втиснув совершенно новое. Осталось только настоящее — новое, доселе неведомое, да далеко будущее. Дитя, родившееся на свет, не помнит ведь своей утробной жизни, так вот и я: пострижение сделало меня младенцем, и я не помню своей мирской жизни, на свет-то я словно только сейчас родился, а не 25 лет тому назад. Отдельные воспоминания прошлого, отрывки, конечно, сохранились, но нет прежней сущности, душа-то сама другая...»

 

Стали принимать монашество мои духовные чада, которых я знал помногу лет. Сам я не монах и, присутствуя на постригах, только со стороны мог наблюдать, что происходит с людьми, которых я хорошо знаю и люблю. Я увидел, что на самом деле происходит великое Таинство: в монашестве умирает человек, но рождается Ангел. И один из первых вопросов, который задается при постриге, звучит так: «Желаешь ли сподобиться ангельскому образу иночествующих?» Монах — это Ангел во плоти.

img_9881.jpg

Ангел — существо бесполое, а раз он бесполый, то может жить вне брака, он не требует земного восполнения. Поэтому монашество не следует уподоблять браку. Это великое Таинство. Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что монахи восполняют число Ангелов, заменяя Ангелов падших. В «Слове, произнесенном Старцем на постриге монахини...» он сказал: «Как назвать то, что мы видели сегодня? Ни перо, ни земной язык не могут выразить этого таинства. Велико и не исследовано честное таинство монашеского пострига... Сестра наша Никифора! Возрадовались Ангелы на твоем сегодняшнем постриге, потому что увидели тебя входящей в их лик. Опечалились демоны, возрыдались плачем великим, потому что ты заняла то место, на которое до падения были поставлены они... О! Никифора, Никифора, велика твоя благодать, земной Ангеле Никифора!»

 

  Показать содержимое

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Монах – дар Божий

Архимандрит Мелхиседек (Велник)

«Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9: 23), и «без Него [Бога] ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 3), – говорит наш Спаситель Иисус Христос. Верить ли в жизнь после смерти, верить ли в творческую силу вечного Бога, верить ли, что Бог жив и действует в мире и по сей день, верить ли, что Он управлял и управляет миром, – вот вопросы, в ответах на которые современный человек сомневается.

204258.p.jpg?0.8945677566807717

Трудно говорить сегодня великие слова о монахах и монашестве в целом, поскольку многим монахи всё еще кажутся людьми, находящимися на периферии общества, отсталыми или неграмотными, которые не нашли своей цели в жизни или, возможно, пережили некое разочарование. Но для того, кто верит и имеет в себе хотя бы небольшую частичку сияния образа Божия, для тех, кто не исказил в себе образ Божий, мы решительно утверждаем – в духе со всеми теми, кто был пронизан лучом Пресвятого Духа, – что без монахов и монашества пропал бы мир, «пропало бы христианство в мирянах»[1].

 

Такие императоры, как Феодосий, Юстиниан, Алексей Комнин, издавали законы, защищающие монашество. «Монашеская жизнь как созерцание, которому в ней предаются, есть священная вещь», полезная всем гражданам, «из-за чистоты их и заступничеств», молитв, совершенных монахами для всеобщего блага, – говорил Юстиниан в 133-й новелле. Алексей Комнин (1081–1118) писал: «Не думаю, что я когда-либо исполнял волю Божию, и поэтому убежден, что всё то, что Бог дал мне в этой жизни, было дано мне по благочестивым молитвам моих святых монахов и моему доверию к ним»[2].

 

Такое же высокое осознание монашеской жизни мы находим и у славного господаря Стефана Великого, который называл монахов «молитвенники мои», а Путну считал своим «любимым монастырем»[3].

 

Монашество, основанное и прочно стоящее на учении Христа Спасителя и святых отцов, а также на 2000-летнем опыте своего существования, доказало, что этот образ жизни является «искусством из искусств», «наукой из наук», точно так же, как истинно христианская жизнь есть «духовное искусство»[4].

 

Что преследовала и что преследует монашеская жизнь? Мы можем ответить одним словом: совершенство. Его тяжело понять, но еще сложнее следовать ему и достичь его.

204260.p.jpg?0.14548915741033852

Слова Христа Спасителя ясны. «Хочешь быть совершенным?» – спросил однажды Иисус юношу, желавшего спастись. Затем сказал: «Продай имение твое… приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Иисус также сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), а в другом месте: «Вы – боги» (Пс. 81: 6).

 

Совершенство! Глубокая и высокая цель! И всё же многие, очень многие достигли этой высокой вершины. Высоты принадлежат орлам, только они могут восхищаться красотой горы, над которой летают. У человека, именуемого Златоустом, мы находим особые слова о том, кто такие монахи, как они проводят свою жизнь и какова их цель. Они «Христово воинство и царственное стадо, и образ жизни их свойственен горним силам»[5], «равны ангелам»[6], а для нас они «свет наш» и «яркое олицетворение небесных вещей»[7]. «Всё же это происходит от доброго настроения души. Они поистине святые – ангелы между людьми»[8].

 

Для святого Иоанна Златоуста монах – это «предавший себя Богу и избравший монашескую жизнь; тот, кто властвует над гневом, и завистью, и сребролюбием, и сладострастием, и прочими пороками, постоянно имея в виду и заботясь, как бы не допустить душу подпасть под власть гнусных страстей и не предать разум в рабство этой тяжкой тирании, но всегда соблюдать ум выше всего, поставив над страстями страх Божий»[9]. Монахи являются «людьми, которые не могут причинить кому-нибудь вреда, будучи духовно готовы только страдать»[10], а их «песни плодотворны и исполнены любви к Богу»[11].

 

  Показать содержимое

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как-то приходит некий новоначальный брат к старцу и говорит:
- "Авва, я одержим гневом, и хочу поколотить других братьев".
Отвечает ему старец:
- "Иди, поколоти всех, и умирится помысел твой".
Брат так и сделал и потом пребывал в мире и любви до конца дней своих.

...- прочла где-то, первоисточника не знаю. Может кто-то пояснить?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 05.08.2015 в 13:39, iam сказал:

прочла где-то, первоисточника не знаю. Может кто-то пояснить?)

 

Похоже на анекдот, так как весьма сомнителен совет потворствовать страсти.

 

Ведь начало борьбы с гневом — его пресечение в словах и делах: "смятохся и не возглаголах".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 05.08.2015 в 14:02, AndreyVKh сказал:

Похоже на анекдот, так как весьма сомнителен совет потворствовать страсти.

 

Так и есть.Это из  весёлого раздела"Сценки из монастырской жизни"

http://www.hamburg-hram.de/letopis/scenki-iz-monastyrskoj-zhizni/6395.html

  Цитата

 

 

Теперь нам надо хорошо отдохнуть несколько дней, а потом мы снова сможем любить весь мир.
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...