Татиана. 1 983 Опубликовано: 19 мая, 2011 Как дети попадают в зависимость? При написании своих статей автор использует опыт работы в Душепопечительском Центре во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского в Москве. Центр этот был создан по инициативе профессора, доктора медицинских наук иеромонаха Анатолия (Берестова) и ряда православных врачей, психологов и педагогов для помощи лицам, пострадавшим от тоталитарных сект и оккультизма. Но с течением времени туда все больше и больше стали обращаться наркоманы и их родители. И это, по-видимому, неслучайно. Практика показывает, что психологическая и социальная структуры наркотической зависимости, зависимости от секты а также зависимости алкогольной имеют много общего. Не случайно ряд сект используют наркотические вещества в своей практике. Поэтому, при разговоре о зависимости, здесь под нею понимаются все три указанных ее вида. Зависимость - особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли - ключевого ее качества (дара Божия), выделяющего человека из прочей одушевленной твари. В ЧЕМ ВИНА РОДИТЕЛЕЙ? Многие, глядя на новорожденного младенца, умиляются, видя в нем чистое, непорочное создание. На самом деле ребенок не рождается ни святым, ни безгрешным, ни просто хорошим человеком. Каким он станет, во многом определяется родителями. Именно у них ребенок в первую очередь учится и хорошему, и плохому. Сразу же оговоримся, что, рассматривая проблемы семейные, мы оставим за скобками семьи с ярко выраженной психологической либо социальной патологией (тех же алкоголиков, наркоманов и т.п.). Причины нестроения там лежат на поверхности. Дети часто являются нежеланными и ненужными. Но как быть с теми семьями, которые в обиходе принято называть "приличными", где пекутся (очень часто чересчур) о детях, искренне желая им добра? А между тем большой процент молодых людей, страдающих от той или иной зависимости - наркотической, алкогольной, психологической - выходцы именно из таких семей. Трагический, без преувеличения, парадокс "века сего" заключается в том, что и в этих семьях дети часто вынуждены выживать, а не жить, выживать именно морально, психологически, а нередко и физически. Исследования ряда зарубежных специалистов (и они целиком подтверждаются нашим опытом) свидетельствуют - абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать "нет" своим родителям. Под этим имеется в виду не истерически-аффективное поведение избалованного ребенка, а нормальное человеческое "нет". "Нет" человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в том, что мнение это небезразлично его близким. К сожалению, о том, что ребенок с момента своего рождения человек, то есть венец Божественного творения, а не чья-то собственность, не роскошная игрушка и не узаконенное средство для удовлетворения своих прихотей, забывают и, более того, даже не подозревают многие родители. Ребенок с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий его реальное внутреннее состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания (не принципиально - будут ли это истерические слезы матери или затрещина отца). А происходит это потому, что какими надо быть мамами и папами, они учились у своих мам и пап, и тому же будут учить своих детей. Так и передается из поколения в поколение, как проклятие, "наследство", называемое доминантным, или, попросту говоря, подавляющим родителем. О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ, ИЛИ ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ГЕРОИНОМ И ТАРЕЛКОЙ МАННОЙ КАШИ При такой модели поведения родителей ребенок с самого раннего возраста усваивает, что прямой и честный протест, отражающий его реальное внутреннее состояние, не будет принят и понят взрослыми и повлечет за собой непременные переживания (не столь принципиально, будут ли это истерические слезы матери или затрещина отца). Напротив, внешнее проявление покорности и согласия с мнением старших приводят к поощрению, подаркам и, главное, гарантируют от неприятностей и дискомфорта. Возьмем простой пример, хорошо знакомый каждому, у кого есть дети. Ребенок отказывается есть вообще, либо какое-то определенное блюдо. Во многих семьях это вызывает бурю негативных чувств у мам и бабушек. А зря! Изначально ребенок никогда не отказывается из вредности. Он отвергает еду потому, что на самом деле не хочет в данный момент есть! Его организм не нуждается в пище! И это объективное состояние, безусловно, сохраняется и тогда, когда на горьком опыте маленький человек убеждается, что лучше проявить видимую покорность и начать есть, а вернее, делать вид, что ты ешь. Происходит раздвоение внутреннего и внешнего мира ребенка. Он надевает маску. Приучается лукавить и лгать. Но это еще не все. Подавленный протест, необходимость скрывать свое истинное состояние вызывают чувство унижения и стыда. Они порождают агрессию на родителей, которая не может, по понятным причинам, быть выражена открыто, и либо проявляется в искаженных, деструктивных формах (одной из таких форм в старшем возрасте может быть уход - уход из дому, в секту, в наркотики, либо в алкоголизм), либо становится так называемой "аутоагрессией" - то есть агрессией, направленной ребенком на самого себя (поскольку все виды зависимости ведут к саморазрушению личности, они могут быть одной из форм проявления аутоагрессии). Родители, пытающиеся тем или иным способом вызвать или усилить у ребенка чувство вины (слезы, "посмотри, как больно ты мне делаешь...", "...ты загонишь бабушку в гроб" и т.п.), должны знать и помнить: тем самым они отталкивают ребенка от подлинного раскаяния. С большой долей уверенности можно утверждать две вещи. Этот порочный механизм, даже если человек не станет жертвой зависимости, все равно сдетонирует каким-то иным образом и исковеркает ему жизнь. Если в раннем детстве в процессе семейного воспитания не сформированы психологические основы зависимости, а наоборот, выработаны здоровые способы реакции на ситуацию, человек практически гарантирован от наркотической зависимости, риска попасть в деструктивную секту и, в значительной мере, от опасности алкоголизма. КАК НАКОРМИТЬ ВОЛКОВ, СОХРАНИВ ПРИ ЭТОМ ОВЕЦ (ПРИМЕРЫ ЗДОРОВОГО И ПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ) Приведем пример здорового и полезного поведения взрослого. Все та же ситуация - ребенок отказывается есть. Крик, шум, беготня, слезы. Дело происходит на даче. На террасу входит тетя мальчика. - Что такое, почему кричат? - Да вот... - Не хочет есть? Замечательно! Я как раз собираюсь в лес по грибы. Пойдешь со мной? Излишне говорить, что предложение с восторгом принимается. - Только учти: никаких бутербродов с собой брать не будем, а пойдем надолго. Замечание пропускается мимо ушей. Бедолага готов идти не то что в лес без бутербродов, а на Северный полюс без шубы. Через пару часов на террасе вновь беготня. Счастливая бабушка и озабоченная мамаша гремят тарелками и кастрюлями, едва успевая подкладывать своему чаду, которое уминает и первое, и второе, и третье так, что только за ушами трещит. Спрашивается, почему такое простое и эффективное решение не пришло в голову другим взрослым? Не Бог ведь весь какая премудрость, что физическая активность на свежем воздухе или, говоря попросту, прогулка в лесу, повышает аппетит. Все дело опять-таки в нежелании либо в не способности хотя бы на шаг в сторону от проторенной тропы. И бабушка, и мама видели перед собой задачу накормить мальчика. Внутренний голос говорил им: "Чтобы ребенок рос здоровым, он должен вовремя и правильно питаться". Но парадокс в том, что, искренне считая, будто они заботятся о мальчике, взрослые в действительности занимали абсолютно эгоистическую позицию. Когда-то давно бабушка твердо усвоила от своей мамы: "У хорошей матери ребенок всегда накормлен!" Эту заповедь она передала своей дочке. И теперь у обеих внутренняя установка: если ребенок не накормлен вовремя - родители плохие. И в сложившейся ситуации обе прилагали все усилия для того, чтобы не быть плохими. И желание оставаться "хорошими девочками", выполняющими родительское предписание, делало этих добрых и любящих женщин несвободными. Оно не позволяло им даже на минутку взглянуть на ситуацию глазами мальчика, понять: а что нужно ребенку. В этом сущность доминантного родителя и "родового проклятия" многих семей. Бывают ситуации иного рода, когда полезно дать возможность ребенку взглянуть на свое поведение глазами другого. Один человек отправил своего восьмилетнего сына на каникулы к бабушке в другой город. Всякий раз, отправляя внука в магазин, бабушка давала ему деньги на мороженое, либо разрешала оставить сдачу на карманные расходы. Как-то отец приехал навестить мальчика. Его визит совпал с пребыванием в городе разъездного зверинца, куда мальчику очень хотелось пойти. Накануне посещения зверинца мужчина, отправляя сына за хлебом, неожиданно для себя услышал: "Дай на мороженое, тогда пойду!". - Ты что, делаешь мне одолжение, за которое надо платить? - спросил отец. - Бабушка всегда платит мне за то, что я хожу в магазин. Я ведь могу обойтись и без хлеба! Герой нашей истории ничего больше не сказал и выдал требуемую сумму. На следующий день с утра ребенок тенью ходит за отцом: - Папа! Ну когда, наконец, мы пойдем смотреть зверей? - Как только ты дашь мне на пиво, так сразу и пойдем! - Ты что, шутишь? - Нет, не шучу. Ты можешь обойтись без хлеба и берешь с бабушки деньги за то, чтобы ей помочь. А я вполне могу обойтись без зверинца. Почему бы мне не взять с тебя деньги за то, что я с тобой туда пойду. После этого памятного диалога поборы за хождение в магазин прекратились. Приведенные примеры здоровой и эффективной реакции взрослых не являются ни в коем случае готовыми рекомендациями. Не ищите рецептов. Доверьтесь себе, положитесь на волю Божию, просите у Господа вразумления, как поступить с ребенком, найти нужные именно для него слова и доводы - действуйте спонтанно. Тогда решение обязательно придет как бы само собой. Если же возникают существенные трудности, не спешите искать врагов вовне, обратитесь внутрь себя. Человеку обычно трудно самому объективно и ясно видеть свои духовные и душевные проблемы. Поэтому не пренебрегайте помощью, идите к священнику, психологу, мудрому и опытному педагогу, главное, не повторяйте одни и те же ошибки. Помните: одни и те же грабли, если на них наступать без конца, становятся смертельно опасны! ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "СВОБОДА"! Что же происходит в семье, если доминантный родитель продолжает упрямо гнуть свою линию, не давая ни другому супругу, ни детям даже пикнуть? А происходит вот что. Дети растут. И достигают того специфического состояния личности, которое принято называть подростковым возрастом. Если ребенок дошкольного и младшего школьного возраста свое желание походить на взрослых полностью реализует в игре, то подросток уже не удовлетворяется тем, чтобы быть как взрослый. Он ощущает себя уже взрослым и энергично начинает претендовать на право распоряжаться собственной жизнью. Для многих подростков и, в особенности, для тех, за кого все решают родители, иллюзорная свобода бывает предпочтительнее реальной. Так как реальная свобода предполагает, что, имея власть принимать решения, человек несет ответственность перед Богом и людьми за эти решения. Молодые же люди, остро желая самостоятельно принимать решения, отказываются, как правило, от ответственности за них. Это становится понятным на примере асоциальных молодежных группировок. В чем секрет их привлекательности для детей из так называемых "благополучных" семей? А секрет в том, что группировка идеально отвечает специфическим запросам подростка. Она предоставляет иллюзию полной свободы при полном отсутствии таковой! В самом деле: группировка исключает все то, что является внешней атрибутикой родительского диктата. Прежде всего, родители просто отсутствуют физически. Ряд группировок или те же секты позволяют и даже призывают вообще уйти из родительского дома. Многое из того, что запрещалось и осуждалось в этом доме, в группировке не только разрешено, но и поощряется. Практически все подобные образования дают полную волю в такой важной для подростка сфере, как сексуальная, поощряют ложные стереотипы "взрослого" и "мужественного" поведения - курение, потребление спиртного и, наконец, наркотиков. Многие группировки позволяют подросткам самостоятельно, как им кажется, удовлетворять на том или ином уровне жизненные потребности, дают ощущение финансовой независимости от "предков". Вместе с тем, в группировке всегда существует своя строгая иерархия. Есть вожак, принимающий решения за младших членов, знающий, как лучше что-то сделать или где что-то достать (имеется в виду нечто существенно важное для группы) и обучающий этому подчиненных. Он же часто заботится об их безопасности (скажем, в отношении конкурирующих групп, милиции и т.п.) и наказывает за ошибки и неповиновение. Любой открытый протест в адрес вожака безусловно и немедленно подавляется. Такая тотальная, граничащая с самым настоящим рабством зависимость позволяет чувствовать столь же тотальную свободу от ответственности как материальной (меня не бросят, обо мне позаботятся, за меня скажут веское слово), так и моральной (у меня не было другого выхода, мне приказали, меня заставили). Весьма типичны ситуации, когда учителя вдруг начинают жаловаться на поведение ребенка, вызывать в школу родителей, а те искренне недоумевают и возмущаются: - У нас хороший мальчик (девочка), от него плохого слова не услышишь. Сами не умеют наладить дело, найти подход к ребенку, а потом валят с больной головы на здоровую! Эту, типичную для доминантных родителей реакцию быстро подмечают дети. Они, уже прекрасно научившиеся за предыдущие годы лукавить и говорить то, что от них хотят услышать, нередко начинают ловко использовать непонимание между родителями и педагогами в своих целях. И все же, каких бы успехов ни достиг ребенок на этом поприще, он не может таким путем в полной мере удовлетворить потребность в субъективных ощущениях свободы и самостоятельности. Где же искать выход бунтарю, скрывающемуся за личиной "послушного мальчика", либо "хорошей девочки"? Беда этого бунтаря в том, что при всей своей неистовости и неудержимости, он уже несвободен, он уже в рабстве и напоминает огромную сильную овчарку, посаженную на цепь. А на цепь его посадили собственные родители, лишив возможности заявить о себе прямо. Этого бунтующего человека не только не научили в детстве отстаивать право на свою жизнь, бороться за нее - ему категорически запретили делать это! Такой подросток вступает в начальный этап самостоятельной жизни, будучи уже лишенным свободы воли! И в своем бунте не имея выбора, он идет усвоенным с детства путем. Чаще всего подросток ввиду невозможности обрести себя выбирает уход. Это может быть уход в буквальном смысле слова. Очень многие в этом возрасте пытаются убежать из дому. Другой вариант - уход в молодежную преступную группировку либо в секту. Другая разновидность ухода - это уход в иную реальность при помощи психоактивных веществ. БЕГСТВО В ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ Всякий раз, когда, сидя у себя дома в кресле, Вы вспоминаете какое-то место, куда, скажем, любите ездить на отдых, людей, с которыми там встречаетесь, Ваше сознание погружается в иную реальность. Глубина погружения зависит от силы Вашего воображения и остроты переживаний, связанных с местом или обытиями, о которых Вы вспоминаете. Физически оставаясь в своей комнате, Вы, тем не менее, видите предметы, которые находятся за сотни километров от Вашего дома, слышите голоса людей, которых нет в данный момент рядом, а иногда уже нет и на этом свете. Более того, Вы можете как бы беседовать с ними. Задавать вопросы и получать ответы! Во всем этом нет нужды искать какой-то чертовщины. Психологи и психотерапевты давно изучают и используют в своей работе такие состояния личности и называют их измененными состояниями сознания. В английском языке для обозначения субъективно реальных миров существует даже специальный термин - surplus reality. На русский язык это можно перевести как дополнительная или символическая реальность. Часто в том же смысле используют понятие виртуальной реальности. Не следует абсолютно все, что связано с дополнительной реальностью, приписывать дьявольскому наваждению или рассматривать как признаки шизофрении. Это присуще человеку. Без способностей воспринимать и ощущать иную реальность, по-видимому, не могли бы творить художники, поэты, композиторы. Мы были бы лишены возможности наслаждаться их творчеством. Придя в храм и творя молитву, человек оказывался бы просто внутри творения рук человеческих, а не в особом, горнем мире. И вместе с тем, при определенных условиях, иная реальность может быть смертельно опасной. И когда в ней оказываются при помощи наркотиков - это тот самый случай. Постепенно, наш мир начинает восприниматься, как ирреальный, в котором время от времени приходится прибывать (например, когда нет под рукой наркотика). Настоящая же жизнь, протекает в той, другой реальности. Так, постепенно, человек погибает. Личность в буквальном смысле слова переходит в мир иной, растворяется в наркотическом бреду. Если у вашего сына или дочери сформировалась зависимость, то это не тот случай, когда можно заниматься самодеятельностью и самолечением. Необходимо тут же обратиться к специалисту. Очевиден вопрос: А как быть. Ведь сын или дочь не хотят лечиться? Правильно! Конечно не хотят! И, не факт что когда-нибудь захотят. Обратиться необходимо Вам. Только таким способом выработать действительно новые формы поведения. Польза будет тройная: Во-первых, это поможет Вам переносить экстремальные условия в которых Вы оказались и избежать шагов, могущих усугубить ситуацию. Во-вторых, изменение собственного поведение - это единственное, что Вы реально можете сделать на данном этапе для изменения поведения Вашего ребенка. Любые, даже самые деструктивные отношения представляют собой систему, элементы которой, связаны друг с другом. Поэтому изменение в поведении одного из их участников неизбежно влекут за собой изменения в поведении другого. Эти изменения могут быть более или менее явными, но они имеют место всегда. В-третьих, Вы будете готовы к тому моменту, когда страдающий зависимостью все же решит бороться со своим недугом, и сможете оказать ему действенную поддержку. Стать активным участником процесса психологической реабилитации. Но, конечно же, лучше не доводить дело до крайности и принимать меры как можно раньше, до того как зависимость полностью сформируется и проявится явным образом. Валерий Ильин Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай.. 1 470 Опубликовано: 27 мая, 2014 На заседании Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей президент В.В.Путин заявил, что считает необходимым подготовить на федеральном уровне документ, обьединяющий в себе все направления государственной деятельности по защите интересов детей и подростков. Думаю, что на этом заседании поднимались вопросы и ювенальной юстиции, которая считает, образно говоря, отнятие у ребёнка, скажем шоколадной конфетки злом. Такие вещи, как страстная зависимость от беса чревоугодия конечно же ювенальной юстицией не рассматриваются. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 27 мая, 2014 Николай, все намного проще. Единственной творческой силой, над которой можно получить власть, являются люди. Только они что-то творят (создают). Поэтому главной ценностью являются люди. Те, кто думает, что главное - это деньги, очень сильно ошибаются. Поэтому многие олигархи, понявшие, что деньги не дают власти, идут в политику. Власть - это способность приказать другому человеку что ему делать, то есть, направить его творческий процесс (хотя он не всегда творческий) в нужное себе русло. А для этого нужно как можно раньше получить контроль над человеком. "Кто кем побежден - тот тому и раб". Страсти лишь делают человека рабом. Алкоголику пообещай выпивку, и у него уже появится энтузиазм к каким-то действиям. Поэтому тем, кто хочет порабощения людей, нужны рабы, то есть, страстные люди. А чем они будут болеть - это уже детали. Ювенальная юстиция - лишь инструмент, при помощи которого можно официально ( с позиции власти) получить контроль над ребенком. Но в идеале лучше "не париццо", а переложить всю работу на "идеологически подкованных" родителей. Ну приносили же они в Ветхом Завете собственных первенцев в жерву идолам - а тут более рациональное использование человеческих ресурсов. Так что "промывание мозгов" идет и для взрослых. Но все-таки взрослые люди уже имеют достаточно окрепший мозг, поэтому реклама и прочие инструменты массовой промывки мозгов все больше и больше сползает на более молодое поколение, которое гораздо проще попадает под влияние всяких тлетворных идей. Так что не надо делать из ювенальной юстиции козла отпущения, это всего лишь инструмент по перераспределению уже созданных ресурсов (детей, то есть, потенциальных творцов) на более "правильной" основе. И, как любой инструмент, она (ЮЮ) может использоваться как во благо, так и во вред. Все будет зависеть от того, кто будет контролировать ее деятельность. Грубо говоря, местный начальник ЮЮ. Но тут уже начинается тема человеческого суда (в виде ЮЮ), а это уже другая, и более сложная тема. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 27 мая, 2014 Зависимости это не что иное, как те же страсти, и не только у детей, но и у взрослых. Вообще, если взять как яркий пример наркоманию, любые другие страсти, гнев, блуд, чревоугодие и тд. действуют абсолютно по такому же сценарию, только задействуют разные силы души и тела человека. Поэтому и борьба с зависимостями это борьба со страстями, а не что-то отдельное. А о духовной жизни у нас масса материалов, Писание и св. отцы. Если родители ведут правильную духовную жизнь, то и дети будут такие же. А если нет, то вероятность этого мала... Вышеприведенная статья она какая-то слишком уж психологическая, на мой взгляд. Отдельные моменты подмечены, а основная суть вроде как и не обозначена... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 27 мая, 2014 Хотела задать вопрос в чате, но решила здесь. Отец Иоанн (Крестьянкин) очень часто ссылается в своих письмах мирянам на родительское благословение. Вот, например, "без родительского благословения ни в монастырь, ни замуж, ни дружить нельзя. Так повелел Господь. Родительское благословение созидает дома детей." Поясните, пжл, под таким благословением понимается лишь одобрение родителем выбора сына (дочери) или еще как-то внешне это выглядит? И как быть, а сейчас это не редкость, когда дети пришли к Богу и стремятся жить жизнью духовной, а родители от этого далеки? А еще бывает и далеко... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 28 мая, 2014 (изменено) Иулиания, есть слова о том, что "будьте совершенны, как совершенен ваш Отец Небесный". И еще о том, что Господь пришел для того, чтобы закон (Ветхий) исполнить. Вы немного зациклились на внешнем только человеческом действии "лишь одобрение родителем выбора сына (дочери)", но это не только не столько внешнее межчеловеческое, сколько благословение Бога за соблюдение заповеди. Поэтому нужно исполнять все (без исключения) заповеди, а не только те, которые выполнить легко, напрмер, частному человеку, так как ему дан талант определенный. Грубо говоря, если ты не жадный, то тебе легко выполнить обет нестяжания. Но тут есть и обратная сторона, о которой преподобный Амвросий говорил "Свят, но неискусен". Поэтому чтить родителей и их волю - это заповедь, и ее нужно исполнить. Поэтому о. Иоанн и не давал, например, о.Тихону благословения на монашество до тех пор, пока не будет либо получено благословение родителей, либо уже оно перейдет автоматически, или, говоря современным англо-языком, по дефолту. Он хотел, чтобы о. Тихон произнес свои обеты перед Богом как можно более совершенно. В Библии в Ветхом Завете, например, на примере Исава и Иакова показывается что такое дефолт - это передача благословения от Бога, (индивидуального), данного определенному родителю, его первенцу, то есть, старшему. Поэтому и первенцев Богу посвящали, как имеющих полноту талантов и благословений (при отсутствии своеволия родителя, который волен передать свое благословение не старшему). Но этот механизм действует не только снизу-вверх, то есть, что ребенок должен исполнить заповедь по отношению к родителю, но и слова Бога о том, что личное благословение на человеке и "в род рода", то есть, оно переходит на потомков. В этом смысле очень интересен случай, рассказанный игуменом Лукой (Степановым), который ведет молодежную программу на телеканале Союз "Душевная вечеря", но был приглашен на вечернюю передачу "Беседа с батюшкой". Он рассказал об одной молодой монахине, девушке, в принципе, замечательной, но все равно в течении какого-то довольно длительного срока бывшей весьма нервной и без прогресса в духовном росте. Выяснилось, что ее родители были не венчаны. После того, как они повенчались (а она уже была монахиней), то у нее пропала нервозность и начался духовный рост. И игумен Лука явно это связывает с благословением Бога, которое не только было дано родителям, но и перешло на ребенка. Поэтому нужно собственным ростом и совершенством заниматься, это не игра "в одни ворота", ее результаты перейдут и на детей, хотя они в текущий момент вообще этого могут не осознавать и не понимать. Даже если дети уже взрослые, и способные понимать, но это не человеческое действие, а Бога, и поэтому оно все равно будет вне зависимости от того, понимает ребенок это или нет, и вообще способен ли в текущий момент это понимать. Так что пока крышка гроба не закрыта, нужно продолжать работать над собой, это вовсе не пустое занятие, по крайней мере, для собственных потомков. Изменено 28 мая, 2014 пользователем Alexey GK Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 мая, 2014 Алексей, спасибо.. Все очень в поколениях взаимосвязано, но вы рассмотрели ситуации на примере родителей, живущих жизнью духовной, или к ней пришедших, то есть тех, кто все-таки однажды обвенчался. Если бы каждый отец и мать понимали, что своей верой и молитвой облегчат жизнь своих собственных детей... Но нет этого в жизни многих! Мои вообще развелись, а для отчима Бог - кусок мяса на тарелке. Пойдут ли результаты детей на родителей?..) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай.. 1 470 Опубликовано: 28 мая, 2014 (изменено) Родителей надо слушаться, чего тут скажешь. Если родители говорят например: не бери шоколадки и конфетки у посторонних - значит так и надо поступать. Родители отвечают за своих детей перед Богом, а порой и перед людьми, вот например вчера в новостях была информации об убийстве 13 мая 8-ми летней девочки из Петербурга в Тунисе, так власти Туниса обвинили в этом мать девочки, мы дескать чистенькие. Каждый конкретный случай требует рассмотрения с позиций заповедей Божиих. Бывают конечно случаи, когда родители проклинают своих детей, юродивого Прокопия Егутовского например прокляла мать, а он это проклятие нёс как крест. Феофил Киево-Печерский только Силой Промысла Божьего был неоднократно спасаем от смерти, когда родная мать хотела его убить. Изменено 28 мая, 2014 пользователем Николай.. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 28 мая, 2014 На сколько я понял и разобрался в этом вопросе, автоматически наш опыт передается потомкам. Но у нас есть право "своевольничать", и просить Бога изменить "дефолт", и передать часть наших накопленных нетленных сокровищ предкам. На этом принципе и основываются практики молебнов и панихид. Но "своеволие" нужно совершить, то есть, довести до дейтсвия, то есть, молитвенно просить об этом Бога. Если человек бездействует, то включается правило "дефолта". Но я, как человек не имеющий духовного образования, могу очень даже сильно в этом ошибаться. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай.. 1 470 Опубликовано: 28 мая, 2014 Многое ведь ещё зависит от политической ситуации, вот я например воспитывался в советское время и больше доверял неверующим учителям в школе, чем даже родной матери, которая посещала храм, потом уж с возрастом разобрался в ситуации. Воспитывался я на таких фильмах военно-патриотической тематики, как "Девочка ищет отца", "Ижорский батальон", и т.п. По радио постоянно передавали такие песни как "Там вдали за рекой", "Стоит над горою Алёша".... Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: "Дети до 17-18 лет, а потом "шапку" одевай, да за них и мать отвечать не будет". (шапку одевай - имеется ввиду принимай постриг в монашество, т.к. дети выросли). Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 28 мая, 2014 (изменено) Алексей, спасибо.. Все очень в поколениях взаимосвязано, но вы рассмотрели ситуации на примере родителей, живущих жизнью духовной, или к ней пришедших, то есть тех, кто все-таки однажды обвенчался. Если бы каждый отец и мать понимали, что своей верой и молитвой облегчат жизнь своих собственных детей... Но нет этого в жизни многих! Мои вообще развелись, а для отчима Бог - кусок мяса на тарелке. Пойдут ли результаты детей на родителей?..)Из моего скудного опыта: много слышала высказываний священнослужителей, в частности протоиерея Дмитрия Смирнова,что во - первых родительское благословение только тогда полезно, когда родители сами наставлены духовно и видят духовными очами пользу или вред при вступлении в брак своим чадам. Но бывают родители, которых вообще не нужно слушать, а делать с точностью наоборот, потому как они руководствуются, исключительно своими понятиями, своей выгодой и эгоизмом. А в наше время, при 70 летнем безбожном периоде, ждать от родителей духовной мудрости не приходится, и эту духовную родительскую мудрость заменяет священнослужитель, который и благословляет или не благословляет молодых на брак. Во-вторых, если брак совершается в сознательном возрасте и вам уже за 30, то вы вполне можете обойтись и без родительского благословения. В - третьих брак дело серьёзное тем более венчание, венцы которого соразмерны с венцами мучеников, ведь в течении жизни каких только "браней" в браке не бывает, и совет от духовника более важен, чем совет родителей. В моём случае родительского благословения не было, т.к. венчание совершалось, когда мне было за 40, матушка моя, протестантка, баптистка не смогла бы мне дать духовного совета по ряду причин, в том числе и религиозных, а с отцом они развелись, когда мне было лет 10-12, да он к тому времени уже умер, благословлял священник, который и венчал нас. Изменено 28 мая, 2014 пользователем Anastasia Hairova Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 28 мая, 2014 (изменено) Вопрос не в том кто отвечает за грехи. Человек сам несет ответственность за свои грехи, и в практике нашего Православия, делать это человек начинает уже со своего отрочества. Хотя у послепотопного человека режим снисходительного отношения Бога к человеку продолжается до полужизни, то есть, до 40 лет. Только здесь пролегает та черта, которая может вызвать смерть человека. Если он, прожив полжизни, так и не понял как нужно жить, то его жизнь, как совершенно неправильная и неполезная, может быть прекращена (грешные и беззаконные не доживают до преполовения жизни). Вопрос в том, что свое духовное наследие человек также передает своим потомкам. И, если оно благое, то оно может улучшить жизнь потомков, а если плохое, то ухудшить. Вообще "взрослость" не определяется физическим возрастом. По большому счету, это способность думать не только о себе, но и о других, видеть, прогнозировать и не допускать собственных действий, которые могут негативно подействовать на других. То есть. это избавление от самости и эгоизма. И оно может у кого-то наступить в младенчестве, а кто-то и с седыми волосами может быть по-прежнему эгоистичным ребенком. Отвечая на реплику Анастасии: Случаи бывают разные. Не слушать родителей и поступать наоборот - это нарушение заповеди, я к такому совету, даже из уст священника, прислушиваться не могу. Я не зря начал свой первый ответ с совершенства - нужно стараться сделать свою жизнь совершенной, исполнить все, что возможно. Но, конечно, если это не противоречит заповедям. Благословение священника является благословением Бога. Испрашивая его, мы испрашиваем себе благословение от Бога. Но, испрашивая благословения родителей, мы тоже испрашиваем благословения у Бога. А еще лучше и то, и другое - нет предела совершенству. Но если мы не у Бога испрашиваем благословения, а у людей (родных или церковных), то это совсем другая история, и про это говорить вообще неинтересно и даже упоминать печально. Изменено 28 мая, 2014 пользователем Alexey GK Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 28 мая, 2014 (изменено) Вопрос не в том кто отвечает за грехи. Человек сам несет ответственность за свои грехи, и в практике нашего Православия, делать это человек начинает уже со своего отрочества. Хотя у послепотопного человека режим снисходительного отношения Бога к человеку продолжается до полужизни, то есть, до 40 лет. Только здесь пролегает та черта, которая может вызвать смерть человека. Если он, прожив полжизни, так и не понял как нужно жить, то его жизнь, как совершенно неправильная и неполезная, может быть прекращена (грешные и беззаконные не доживают до преполовения жизни). Вопрос в том, что свое духовное наследие человек также передает своим потомкам. И, если оно благое, то оно может улучшить жизнь потомков, а если плохое, то ухудшить. Вообще "взрослость" не определяется физическим возрастом. По большому счету, это способность думать не только о себе, но и о других, видеть, прогнозировать и не допускать собственных действий, которые могут негативно подействовать на других. То есть. это избавление от самости и эгоизма. И оно может у кого-то наступить в младенчестве, а кто-то и с седыми волосами может быть по-прежнему эгоистичным ребенком. Отвечая на реплику Анастасии: Случаи бывают разные. Не слушать родителей и поступать наоборот - это нарушение заповеди, я к такому совету, даже из уст священника, прислушиваться не могу. Я не зря начал свой первый ответ с совершенства - нужно стараться сделать свою жизнь совершенной, исполнить все, что возможно. Но, конечно, если это не противоречит заповедям. Благословение священника является благословением Бога. Испрашивая его, мы испрашиваем себе благословение от Бога. Но, испрашивая благословения родителей, мы тоже испрашиваем благословения у Бога. А еще лучше и то, и другое - нет предела совершенству. Но если мы не у Бога испрашиваем благословения, а у людей (родных или церковных), то это совсем другая история, и про это говорить вообще неинтересно и даже упоминать печально. Священники как и врачи поступают из принципа не навреди, а тем более те, которые хорошо знают ситуацию в семье, и "лечение" назначают не всем одинаковое, а которое полезно для спасение души. А до идеалов нам так всем далеко, что у всех свои конкретные, далеко не идеальные ситуации, родители могут быть даже психически не полноценными и Бог некоторых родителей может быть-ЧРЕВО. И такое ЧРЕВО, если попадётся хороший, православный парень или девушка, но не имеющие определённого достатка и положения в обществе, становятся костью поперёк этого ЧРЕВА. Не зря же написано и враги человеку домашние его. Но, возможно, моё видение не совсем верное, я считаю, что этот вопрос не для форума, и тем более не для чата, а всё-таки для духовника. Хорошо бы прочитать ответ модераторов. Изменено 28 мая, 2014 пользователем Anastasia Hairova Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 28 мая, 2014 Пропаганда безответственности и легкомысленного отношения к своей жизни на основании того, что мы далеки от совершенства, совершенно неуместна. Мы к совершенству призваны. И ответим за те действия, которые сделали для его достижения. За те, которые не сделали - тоже ответим. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 28 мая, 2014 Отвечая на реплику Анастасии: Случаи бывают разные. Не слушать родителей и поступать наоборот - это нарушение заповеди, я к такому совету, даже из уст священника, прислушиваться не могу. Если бы я слушала свою матушку, я бы до сих пор находилась среди баптистов, иконы были бы для меня деревянными идолами, Богородица, просто женщина, которая родила Христа обычным путём с нарушением девственности. К "Причастию", которое у них происходит, просто как воспоминание о Христе, я бы допускала себя сама без исповеди, исследовав свою совесть сама. А все наши святые угодники Божии были бы для многочисленными непонятными языческими Богами. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 мая, 2014 Пропаганда безответственности и легкомысленного отношения к своей жизни на основании того, что мы далеки от совершенства, совершенно неуместна. Мы к совершенству призваны. И ответим за те действия, которые сделали для его достижения. За те, которые не сделали - тоже ответим. Алексей, вот ВЫ это понимаете, а многие родители НЕ понимают. Понимаете? Те советы, которые до сих пор нет-нет да дает родной человек, идут вразрез с тем совершенством, к которому стремиться нас призывает Господь. Если "колокольня" разрушена, то с нее несется не благовест, а скорее карканье... Понимаете? Много вы знаете семей, в которых Бог на первом месте? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 28 мая, 2014 У великомученицы Варвары отец был ярый язычник, он ее в конце концов сам и казнил. Не думаю, что ей стоило слушать его касательно отречения от христианства. Поэтому какие-то пределы послушания родителям безусловно есть. И кстати, заповедь говорит не слушать беспрекословно родителей, а почитать их. Получается, это не всегда одно и то же. Родители также постоянно забывают продолжение этой заповеди - не раздражать чад своих. ) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ирина8 1 673 Опубликовано: 28 мая, 2014 У нас тоже были проблемы... Моя мама начиталась старцев и " началось"... Упреки 5 заповедью и неукоснительным послушанием... Как она скажет, так я должна делать! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 28 мая, 2014 Алексей, вот ВЫ это понимаете, а многие родители НЕ понимают. Понимаете? Те советы, которые до сих пор нет-нет да дает родной человек, идут вразрез с тем совершенством, к которому стремиться нас призывает Господь. Если "колокольня" разрушена, то с нее несется не благовест, а скорее карканье... Понимаете? Много вы знаете семей, в которых Бог на первом месте? Иулиания, я понимаю о чем Вы говорите. Я же не говорил "каждый должен быть совершенным". То есть, всех в шеренгу построить, выдать по нимбу - и пусть сияет. Да и Господь подобного от нас не ждет, на самом деле. Он же сказал "могущий вместить - да вместит". Так что отчаиваться, да и просто расстраиваться нельзя. "Всегда радуйтесь". Хотя и это уже подвиг. Главное - не бездельничать. И не остатавливаться в делании. А то начинается падение, но оно часто сопряжено с прелестью зацикливания на прошлых своих каких-то успехах, подъемах в духовной жизни. Сам уже рухнул давно, а сознание все еще себя на постаменте великого делателя наблюдает. Конечно, чаще всего это не состояние закостенения в гордыне, но такой искус почти сразу следует за малюсеньким шажком вверх, чтобы его тут же изгадить и отменить. Бог в помошь, а нам трезвения и побольше реальности в нашем видении себя и окружающего мiра. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 29 мая, 2014 Вопрос не в том кто отвечает за грехи. Хотя у послепотопного человека режим снисходительного отношения Бога к человеку продолжается до полужизни, то есть, до 40 лет. Только здесь пролегает та черта, которая может вызвать смерть человека. Если он, прожив полжизни, так и не понял как нужно жить, то его жизнь, как совершенно неправильная и неполезная, может быть прекращена (грешные и беззаконные не доживают до преполовн Как интересно.. На памяти много людей, интересных, добрых, да, возможно, ведших неправедную жизнь (кто из нас праведник?..), которых Господь забрал до 40, а вот им противоположности могут до глубокой старости трепать другим нервы. Как говорится: такое чмо не нужно Богу там. И как же тут рассудить?. Нам вообще не дано понять до конца Божий промысел о себе. И кто-то уходит раньше, а кто-то позже. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ElenaSh 93 Опубликовано: 29 мая, 2014 Простите, что вклиниваюсь. Многое мной пережито. Мама коммунистка, папа крестившийся в 70 лет. Муж сейчас богоборец - сам в церковь не ходит и детей не пускает. Надо положиться на волю Бога, тогда все потихоньку наладится. Когда пытаемся жить своим умом, ошибаемся. Только Бог знает, как кого и когда привести в царство небесное. Когда я в 26 лет первый раз постилась мама охала - кто тебя этому учил, я никогда тебе такого не говорила. При этом мама очень властная, добивалась послушания от нас всеми способами - могла и заболеть по настоящему для этого. Очень тяжело было вопреки ее желаниям поститься, детей рожать. Когда я вторым, третьим забеременела, ругалась очень, не общались с ней до родов. Но все забылось и внуков любит и балует. Четвертого уже спокойно рожала, Мама смирилась. И даже пошла в церковь и первый раз исповедовалась. Папу потихоньку настроила на крещение. Прошло 20 лет прежде чем мама меня стала понимать. Я за эти годы поняла одно - не надо ничего доказывать неверующим родственникам, надо молиться за них, Бог вразумит и нас и их. А послушание должно быть разумным - в моем случае послушание Богу (рожать) было важнее чем послушание маме (идти на аборт). Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иерей Алексей 832 Опубликовано: 29 мая, 2014 ... И как же тут рассудить?. Нам вообще не дано понять до конца Божий промысел о себе. И кто-то уходит раньше, а кто-то позже. Данное правило (как и множество заповедей) - это очень большое обобщение. При этом случаи, которые не вписываются в правило - отсекаются. Но это не говорит о том, что их не бывает. Другое дело, что человек часто пытается лукавить, начиная рассказывать о том, что "это исключение, и оно правило не отменяет, а лишь подтверждает", не желая (или не имея возможности) увидеть мир столь многогранным, каким он на самом деле и является. В Библии есть такой частный случай - Енох. Он прожил около 250 лет в эпоху "тысячников" (Адам и его ближайшие потомки жили где-то в районе от 1000 до 750 лет), и его 250 лет составляют либо треть (от 750), либо четверть (от 1000) той жизни. Мы, послепотопные, живем 70 без болезней, и до 80 со скорбями. Ограничимся одной цифрой 80 (хотя это тоже обобщение). Четверть от нее это 20, треть - почти 27. Значит, Енох был взят в возрасте от 20 до 27, и он не грешник и не беззаконник, а его земная жизнь закончилась. Тем не менее, в 40 лет период снисхождения к человеку заканчивается. И этот срок указан не для того, чтобы мы по букве (как фарисеи) какие-то суды над другими творили, а чтобы к себе внимательнее относились. Один из святых отцов (не помню кто именно, давно эту мысль прочитал) сказал, что человек вторую часть жизни живет теми привычками, которую приобретает в первой. То есть, исправление человека во второй части жизни идет гораздо тяжелее, почти буквально кровавым пОтом. Это не говорит о том, что человек становится закоренелым грешником, а лишь указывает, что тяжко там все дается. Опять же эта информация - еще один повод не унывать. ... Я за эти годы поняла одно - не надо ничего доказывать неверующим родственникам, надо молиться за них, Бог вразумит и нас и их. А послушание должно быть разумным - в моем случае послушание Богу (рожать) было важнее чем послушание маме (идти на аборт). Совершенно верно. И Сапситель юноше то же самое сказал - весь закон и пророки на двух заповедях стоят: 1) Возлюби Бога всем сердцем, всем своим существом 2) Возлюби ближнего, как самого себя Да, в жизни встречаются ситуации, когда исполнение этих заповедей одновременно невозможно, так как взаимоисключает одна другую. Поэтому в этом случае мы всегда должны иметь приоритет на первую заповедь, и соблюдать ее, а неисполнение второй перекладывать на волю Божию, чтоб Он сам вразумил другого человека и привел его к истине. А любовь к Богу, как известно, состоит в исполнении заповедей Его. ...Да и Господь подобного от нас не ждет, на самом деле. Он же сказал "могущий вместить - да вместит"... Шутки, возможно, дело неплохое, но внимание рассеивает. Я ошибся. Господь ждет от нас совершенства, но Он его не требует от нас, принимая нас такими, какие мы есть. Простите. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Anastasia Hairova 681 Опубликовано: 29 мая, 2014 (изменено) ... есть слова о том, что "будьте совершенны, как совершенен ваш Отец Небесный". И еще о том, что Господь пришел для того, чтобы закон (Ветхий) исполнить.Спаситель, неоднократно исцелял больных в субботу, ел с мытарями и грешниками, не просил от учеников исполнения постов. Придя исполнить закон он в то же время посрамлял и обличал фарисеев, которые выполняли закон по букве, а не по духу. Соборное послание святого апостола Иакова во 2-ой гл. 13-19 ст: "Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Чтó пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут". Изменено 29 мая, 2014 пользователем Anastasia Hairova Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 29 мая, 2014 Юля, подумалось, что есть еще духовный отец))). Которого мы тоже почитаем (должны). И вот он-то в полной мере и пояснит про благословение. Он, который знает про свое чадо многое. Он, а не кто либо еще. А от наших советов голова совсем кругом пойдет)). Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение