Jump to content
Andrei†

"Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников"

Recommended Posts

7 минут назад, Andrei† сказал:

нам всем — воздержаться от осуждения!

Когда в семье ребенок болен с рождения, то действительно вся тяжесть ложится на плечи жены. Это значит, что мужу уделяется мало внимания. И если муж не понимает этого, то и уходит из семьи. Причин много и других для ухода. И проблем много. Помоги им, Господи, исправить жизнь свою. 

Share this post


Link to post
42 минуты назад, Andrei† сказал:

а нам всем — воздержаться от осуждения!

и нам самим не впасть в такие искушения...

Кстати, всё это произошло, похоже, больше года назад. И инициатором компании  стали посты самого главного действующего лица. 

 

... В неделю мытаря и фарисея и в преддверии недели о блудном сыне... Промысел...

Edited by Юрий Кур
  • Like 1

Share this post


Link to post

С развитием интернета мир становится похож на одну большую деревню, где все всё друг про друга знают.

Вот только зачем каждый день выкладывать на всеобщее обозрение подробности своей личной жизни, своей семьи, детей? Не могу понять.. 

А статья очень грубо написана, мне показалось. Но, одни и те же события можно с разным акцентом и в разном духе изложить. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
7 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

А статья очень грубо написана, мне показалось.

Это я ещё нашёл менее грубый её вариант.

 

10 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Но, одни и те же события можно с разным акцентом и в разном духе изложить. 

Факт остаётся фактом. Опубликовал на форуме для молитвенного сочувствия всем его участникам.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Андрей, конечно, помощи Божией этой семье! 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Пока не читала, что там по ссылке, но посыл Андрея не осуждать напомнил:

"...Николай Васильевич Гоголь - прозаик, которого уже никто и никогда не сможет превзойти. И дело здесь не только в гениальности автора, а в том, что он умел обличать грех не осуждая при этом самого человека. Впоследствии великая русская литература утратила это высоконравственное качество и насквозь пропиталась пагубным духом критицизма...Что уж говорить о нашем времени, когда осуждение превратилось в разменную монету человечесеого общения?..." Это у протоиерея Ярослава Шипова в рассказе "Новый ревизор". 

  • Like 2

Share this post


Link to post

Недавний скандал с православным издателем, психологом и многодетным отцом, который сообщил в фейсбуке о том, что бросил жену с пятью детьми и живет с другой женщиной, потому что “нечестно оставаться с женщиной без любви, только ради долга” прискорбен не только самим фактом - люди всегда впадали в клятвопреступление и блуд, это беда вечная со времен грехопадения - но и реакцией на него. Человек искал сочувствия и поддержки - и у многих его нашел, в самом деле, если нет любви, чего уж длить союз, в котором никому нет радости...

Скрытый текст

 

При этом среди людей, выражавших понимание такому решению, находились и православные - которые находили резкую реакцию на такой грех ничем иным, как “осуждением” и “фарисейством”.

Что же, это симптом того, что некоторые мирские штампы - при этом штампы несомненно ложные, греховные и разрушительные - проникают и в церковную среду. Один из таких штампов - “сердцу не прикажешь”.

По-видимому, филологический отдел ада особенно гордится изобретением этой фразы. Человек объявляет свои решения действием некой не зависящей от его воли и неконтролируемой им инстанции - “сердца”, и уж если это сердце расхотело жену (или мужа), зато захотело другую женщину (или мужчину) то тут уж сопутствующие потери, конечно, печальны, но против сердца не попрешь. Это ж не я - это сердце. Непреодолимая стихия.

В реальности наши чувства к людям вполне зависят от нашей воли. Мы начинаем ненавидеть тех, кого предаем - они приобретают в наших глазах самые отвратительные черты, они невыносимо себя ведут, они отвратительны эмоционально и физически, как мы с ними вообще могли мучаться так долго.

Это верно в любых отношениях - не только в браке. Как сказано в “Хаджи Мурате”, “Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи”. Но в браке это проявляется особенно - потому что речь идет не просто о зле, а именно о предательстве доверившихся.

К счастью, верно и обратное - наше сердце смягчается к тем, с кем мы обращаемся хорошо, проявляем внимание и заботу. Эмоции следуют за действиями. Когда мы поступаем с человеком по заповедям Божиим просто из послушания Богу, независимо от чувств, наши чувства меняются. Поэтому нам не заповедано испытывать чувства - нам заповедано любить ближнего, а это проявляется в соблюдении заповедей. Когда мы храним заповеди, чувства следуют за ними.

Восприятие “сердца” как некой самостоятельной и неподконтрольной нам инстанции в мирской культуре связано с тем, что для человека, не имеющего духовной жизни, романтическая любовь воспринимается как пиковый опыт, замещающий религиозный - в том смысле, что он только и наделяет жизнь смыслом и делает ее достойной того, чтобы быть прожитой.

Отворачиваться от такого опыта воспринимается как несомненный грех, мысль о том, что мы его можем (хотя бы косвенно) сознательно контролировать - как кощунство. Иштар, также известная как Афродита, зовет своего поклонника - и он должен бросить все и побежать, иначе его жизнь окажется пустой, и ему нечего будет вспомнить на пенсии.

Для христианина романтическая любовь прекрасна и хороша на ее законном месте - когда она ведет в браку и в браке проявляется - но она не является чем-то высшим и все определяющим. Как и все остальное, наши гормональные реакции - материал для послушания Богу. Эта энергия должна быть поставлена под контроль и употреблена для выстраивания любящей семьи. “Сердцу” то есть нашим гормональным бурям и романтическим порывам, можно и нужно приказывать.

Другое ложное мирское представление говорит о “честности” и “искренности”. Как эту идею выражает один комментарий в сети, “Самый большой грех врать нелюбимому человеку, что ты его любишь. И врать своим детям, что ты их любишь, и любишь их второго родителя. А в какую обертку ты эту информацию завернешь, уже не так важно”

Но искренность не делает грех чем-то другим - самое искреннее желание совершить кражу, разбой или убийство, самая сердечная неприязнь к жертвам никак не может служить оправданием. Но дело не только в этом.

В нас постоянно сталкиваются различные импульсы. Мы одновременно хотим разного и переживаем разные чувства. На одном уровне можно испытывать раздражение и желание осыпать собеседника язвительными ругательствами; на другом - желание сохранять отношения и беречь репутацию. На одном уровне мы можем испытывать сильный соблазн поправить свои дела жульничеством - на другом ужасаться этой мысли и гнать от себя такое искушение. Даже в семье родной мать может одновременно испытывать усталость и раздражение в отношении детей - и, на более глубоком уровне, непоколебимую материнскую любовь.

Но какие из наших конфликтующих импульсов и переживаний отражают наше подлинное “я”? Это решаем мы сами. Обычно, увы, под "искренностью" понимается следование своим наиболее низменным и животным порывам. В первую очередь, раздражительности и гневу, когда грубость интерпретируется как “прямодушие”, и эгоистичной похоти - когда под “подлинностью” понимается верность своим самым примитивным инстинктивным порывам.

Разумеется, ничего должного и праведного в такой “искренности” нет - и православная, и любая вообще здравая этика требует от человека хранить верность своим нравственным принципам и обязательствам, а не своим переживаниям. Другие люди не виноваты в твоих переживаниях, и ты не должен носиться с ними, как с писанной торбой. Твои обязательства безусловно важнее твоих переживаний.

Но, возможно, самое прискорбное - это проникновение в православную среду представления о любви как о безусловной поддержке и одобрении человека - даже если он делает что-то явно жестокое, несправедливое или пагубное. Причем это принятие греха маскируется под "неосуждение". Интересно, однако, что это "неосуждение" простирается только на сексуальные грехи - никто не призывает явить добродетель неосуждения по отношению, скажем,  к коррупционерам или ворам.

Но неосуждение - это другое; это понимание того, что человек живет довольно долго и он не сводится к тому греху, в котором он пребывает прямо сейчас; история Церкви полна тяжких грешников, которые обратились и сделались святыми. Иначе говоря, неосуждение относится к человеку, а не к поступку. Поступок может быть ужасен - но человек, пока жив, может покаяться - а долг христиан состоит в том, чтобы на это надеяться и в меру сил этому способствовать.

То, что в последние дни часто называют "неосуждением", напротив, ободряет человека пребывать в нераскаянии. И это не добродетель. Это преступление и грех.

Апостол пишет о том, что люди, одобряющие грех, виновнее тех, кто его совершает (Рим.1:32) - это парадоксально на первый взгляд, но при рассмотрении понятно - человек может совершать грех под давлением невыносимых обстоятельств, в минуту помрачения, “ум улетел из его головы, и он стал бесноватым от любви” и иметь еще какие-то смягчающие обстоятельства. Человек немощен и легко проваливается при некотором давлении.

Но чтобы одобрять, надо на холодную голову и не под давлением выбрать грех и зло. То есть одно дело когда человек хочет, скажем, на почве тяжелой душевной болезни отрезать себе гениталии - другое, когда люди вполне здоровые его в этом намерении ободряют, всячески хлопают по плечу и говорят, какой он молодец, вперед мол, главное - не передумай.

Одно дело, когда человек впал в тяжкий грех - другое, когда некий хор как бы доброжелателей изъявляет ему в этом грехе полное понимание и поддержку. Есть ли в таком отношении что-то действительно доброе и любящее? В первый момент может показаться, что да - сам человек, в этом момент, примет такую поддержку с радостью, а пострадавшая сторона... ее можно спокойно оставить за кадром.

Но потом, годы спустя, человек оказывается у сильно разбитого корыта - и поминает тихим недобрым словом людей, которые в момент улетания ума из головы действовали по принципу “падающего - толкни” и выступали в роли Общества Добровольных Помощников Бесов,  которые помогали человеку залезть поглубже в яму.

Потому что ум-то из головы улетает не навсегда. Вы, возможно, и сами видели такие случаи - человек бежит на зов Иштар, уверен, что вот она, любовь всей его жизни, и он будет всю жизнь несчастен, если не воссоединится с ней, а если воссоединится - то, напротив, они будут небесно счастливы и умрут в один день, а что у него уже есть брачные обязательства - так то ошибка молодости. А потом морок и наваждение проходит, новая возлюбленная начинает раздражать не меньше старой, да и сама она не скрывает своего разочарования.

Улетевший было ум прилетает обратно, и человек может обратить горькие упреки к тем, кто его “поддерживал” - что ж вы меня в яму-то пихали, когда я был пьян? Ну я был пьян, но пихать-то зачем?

Это часто происходит (по милости Божией) еще до смерти, человек приходит к финалу в покаянии - но может и не прийти, тогда цель бесов будет вообще достигнута. И вот перед тем как пихать пьяного в яму, надо подумать о том, а стоит ли петь в этом хоре Общества Добровольных Помощников Бесов.

Потому что подлинный человек - это не человек в момент помрачения и дурной страсти, а тот человек, который стоя на пороге вечности, спросит у нас - где вы были, когда я разрушал свою жизнь и жизнь других людей? Почему вы не попытались меня остановить? Почему вы подталкивали меня на пути, на котором я мог обрести только временное и вечное несчастье?

 

 

Сергей Львович Худиев 18.02.2020

Share this post


Link to post
36 минут назад, *"* сказал:

Человек искал сочувствия и поддержки

Начало пронимать? А может, решил просто заработать на хайпе. "Только ведь жить начал", а жить-то на что-то надо. Карьера "православного психолога и писателя" завершилась.

Share this post


Link to post
3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Как легко сатана переворачивает всё с ног на голову

И дальше:

"...Что же, это симптом того, что некоторые мирские штампы - при этом штампы несомненно ложные, греховные и разрушительные - проникают и в церковную среду. Один из таких штампов - “сердцу не прикажешь”..."

 

Вот уверял же брат здесь, что  ничего не поделать, насмотрелись скверны и как нам быть? И все люди, независимо от места присутстаия или еще чего...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...