Jump to content
Sign in to follow this  

Recommended Posts

"Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?"                                        Подскажите пожалуйста, кто были эти два ученика и стали ли они потом апостолами или учениками Христа ? 

Share this post


Link to post
3 часа назад, Vlad сказал:

Подскажите пожалуйста, кто были эти два ученика и стали ли они потом апостолами или учениками Христа ? 

Протоирей Олег Стеняев:

По поводу учеников Иоанна, ставших христианами, в основной своей массе они стали такими только после дня Пятидесятницы.
Но были и те, которые сделали это значительно ранее.
Читаем: "Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)" (Ин.1:40-42).
Получается Андрей и Симон (Петр). - Но при таком решении нарушается хронология событий...
Но есть и другое объяснение: "Умолчал об имени другого, или потому что он не был известен и знаменит, или потому что это был сам пишущий, как говорят некоторые" (Ефимий Зигабен).
"Сам пишущий", то есть Иоанн Богослов. Тогда получается Андрей и Иоанн...
Или второй "не был известен и знаменит".

 

Также в каком-то из серии фильмов "Апостолы" студии "Неофит" говорится об этом, но в каком точно не помню, по любому стоит их все посмотреть)

https://www.youtube.com/playlist?list=PLAmjzYUXOzYW7jxM97gg1WzbzL7PF3tAI

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

У меня сложилось мнение, что это Лука и Клеопа. Искала, но видимо не очень внимательно. Имен не нашла других. А эти два имени у апостола Иоанна  есть, а апостол Лука только Клеопу поминает. Это как бы мое предположение. Они из 70-ти призванных, значит позже. чем Петр и Андрей.

Edited by inna d

Share this post


Link to post
7 часов назад, *Владислав* сказал:

Протоирей Олег Стеняев:

По поводу учеников Иоанна, ставших христианами, в основной своей массе они стали такими только после дня Пятидесятницы.
Но были и те, которые сделали это значительно ранее.
Читаем: "Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)" (Ин.1:40-42).
Получается Андрей и Симон (Петр). - Но при таком решении нарушается хронология событий...
Но есть и другое объяснение: "Умолчал об имени другого, или потому что он не был известен и знаменит, или потому что это был сам пишущий, как говорят некоторые" (Ефимий Зигабен).
"Сам пишущий", то есть Иоанн Богослов. Тогда получается Андрей и Иоанн...
Или второй "не был известен и знаменит".

 

Также в каком-то из серии фильмов "Апостолы" студии "Неофит" говорится об этом, но в каком точно не помню, по любому стоит их все посмотреть)

https://www.youtube.com/playlist?list=PLAmjzYUXOzYW7jxM97gg1WzbzL7PF3tAI

 

Спасибо 

Share this post


Link to post
1 час назад, inna d сказал:

У меня сложилось мнение, что это Лука и Клеопа. Искала, но видимо не очень внимательно. Имен не нашла других. А эти два имени у апостола Иоанна  есть, а апостол Лука только Клеопу поминает. Это как бы мое предположение. Они из 70-ти призванных, значит позже. чем Петр и Андрей.

Спасибо 

Share this post


Link to post

Не знаю, возможен ли точный ответ. Еще  по теме в общем такая версия в интернете:

Ученики Иоанна

Но успехи Иисуса привлекали внимание не только простых людей, которые пришли, чтобы послушать его или последовать за ним, но также и многих религиозных деятелей.

С одной стороны, он привлек внимание Иоанна Крестителя. Иоанн был, конечно, в темнице, но его ученики оставались на свободе и проявляли активность. Возможно даже, что его ученики смотрели с неодобрением на этого нового лидера, который, как это могло им показаться, просто пытался воспользоваться отсутствием сидящего в тюрьме Иоанна.

Они склонны были искать в Иисусе и его учении ошибки и недостатки и придирались ко всему. Особенно их раздражал его отказ твердо придерживаться буквы Закона и традиции, не говоря уже о выходе за его пределы.

Мф., 9: 14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

Иисус ответил, указав на то, что, пока Он был с учениками, у них была причина для радости и поэтому они не постились (пост — это проявление траура).

Возможно, это объяснение было передано Иоанну Крестителю, который размышлял о возможном мессианском смысле такого ответа. Иоанн объявил себя непосредственным предшественником Мессии, и, когда он был заключен в тюрьму, он, должно быть, теперь был уверен, что тотчас же должен появиться Мессия. Можно представить, как он энергично отвечает на любые новости, которые могли бы интерпретироваться как мессианские, и предположение Иисуса, что само Его присутствие было причиной для радости, могло оказаться важным знаком. А не мог ли Он быть Мессией?

Мф., 11: 2–3. Иоанн… послал двоих из учеников своих сказать Ему: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»

Иисус попросил, чтобы Иоанну передали рассказы о его успехах, но сам он прямо и конкретно не утверждал, что он Мессия.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

А вот на форуме сайта "Азбука.ру" 5 лет назад был точно такой же вопрос и ответ отца Олега Стеняева.  Как похоже на современные вопросы без ответа при многих ответах ))

 

"...Они, в подавляющих массах своих, перешли в Христову Церковь.
Читаем: "Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников (т. е. учеников Иоанна Крестителя - О.С.), сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса" (Деян.19:1-5).
 

https://azbyka.ru/forum/threads/ioannovy-ucheniki.13791/

Edited by Olqa
  • Like 1

Share this post


Link to post

Мне ближе толкование св. Иоанна Златоуста, который говорит, что св. Иоанн Креститель послал учеников с этим вопросом ко Христу, чтобы они, завидовавшие Ему, сами убедились, что Он - Мессия и стали Его учениками. Святитель говорит:

 

"Тот, который знал Иисуса еще до чудес, извещен был о Нем от Духа, слышал от Отца, проповедовал о Нем перед всеми, посылает теперь узнать от Самого: Он ли это или нет? ...  Не ты ли говорил: “Недостоин развязать ремень обуви” (Лк. 3:16)? Не ты ли говорил: “Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1:33)? Разве ты не видал Духа в виде голубя? Разве не слыхал гласа? Разве не ты удерживал Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя” (Мф. 3:14)? Разве не ты говорил ученикам: “Ему должно расти, а мне умаляться” (Ин. 3:30)? Разве не ты учил весь народ, что Он будет крестить их Духом Святым и огнем (Лк. 3:16) и что Он есть “Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира” (Ин. 1:29)? Не проповедовал ли ты всего этого о Нем прежде знамений и чудес? Как же теперь... посылаешь ты спрашивать у Него? Что это значило? Ужели все слова Иоанна были какой-нибудь обман, подлог, басня? И какой разумный человек сказал бы это? Не говорю уже об Иоанне, который взыграл во чреве матернем, проповедовал Христа прежде своего рождения, был гражданином пустыни, показал образец ангельской жизни. ...

 

Отсюда видно, что Иоанн посылал не по сомнению, и спрашивал не по неведению. ...

 

Итак, для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, что ученики Иоанна, как всякий приметить может, не расположены были к Иисусу и всегда Ему завидовали...

 

...почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более, нежели человеком, с досадою смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им придти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ. Пока Иоанн находился с ними, он часто их вразумлял и учил, однако не убедил. Когда же приближался уже к смерти, еще больше о том заботился. Он опасался, чтобы не оставить им повода к превратному толкованию, и чтобы они не были навсегда отлученными от Христа. Он и с самого начала старался всех своих учеников обратить ко Христу; но так как не убедил в том, перед смертью оказывает уже большее усердие...."

 

https://verapravoslavnaya.ru/?Ioann_Zlatoust_Evangelie_ot_Matfeya

 

Поэтому я никак не вижу, чтобы это могли быть ближние Апостолы. Но об именах этих учеников Иоанновых нигде не читала у св. отцов. :(

Share this post


Link to post

И Евфимий Зигабен пишет то же:

Послал их Иоанн спросить, Он ли Тот, о пришествии Которого говорят книги пророков, не потому, что не знал этого тот, который проповедовал прежде о Нем, крестил Его своими руками, слышал свыше свидетельство о Нем, и видел сошедшего на Него, в виде голубя, Божественного Духа, но потому, что видел, что ученики его относятся с завистью ко Христу. И прежде они пришли и говорили Иоанну: равви, Иже бе с тобою обонпол Иордана, Емуже ты свидетелствовал еси, се, Сей крещает, и вси грядут к Нему (Ин. 3, 26).

 

Сильно любя своего учителя и желая воспользоваться его славой, ученики Иоанна негодовали, видя, что Христос прославляется. Так как Иоанн, часто наставляя, не мог, однако, убедить их, то ввиду скорой своей смерти, избрав двух, наиболее благоразумных, посылает их ко Христу с вопросом: Он ли Тот, Который должен прийти, имея при этом в виду, чтобы они уверовали, увидев чудеса, которые Христос творил. Он знал, что свидетельство дел — самое убедительное и несомненное. Поэтому и Христос, зная, для чего Иоанн послал их, совершил в это время много чудес, как говорит Лука (7, 12). Если бы Иоанн послал их быть просто зрителями, то они не пошли бы. Поэтому он и представил, как причину, этот вопрос.

 

https://verapravoslavnaya.ru/?Zigaben_evangelie_ot_Matfeya#g11

 

Св. Феофан Затворник относит это событие к 4-му хождению Господа по Галилее - то есть, когда 12 апостолов были давно избраны.

https://verapravoslavnaya.ru/?Sv_Feofan_Evangelmzskaya_istoriya

Share this post


Link to post
Posted (edited)

У кого-то из Св. Отцов (точно не вспомню) написано, что пророк Иоанн, находясь в темнице накануне казни по-человечески тоже боялся. И даже были сомнения! Такой ответ Христа, словами пророчества и был получен для убеждения пр. Иоанна, тоже Пророка, крайнего, последнего из Пророков.

Edited by M.B.
дефис

Share this post


Link to post
19 часов назад, Alentina сказал:

то есть, когда 12 апостолов были давно избраны

Лука и Клеопа не из числа 12. Сомнительно, что один из двоих посланных был Клеопа, так как по преданию Клеопа был младшим братом Иосифа Обручника.

Share this post


Link to post
29 минут назад, Юрий Кур сказал:

Сомнительно, что один из двоих посланных был Клеопа,

Мне вообще не кажется, как я и писала, что это был кто-то из ближних апостолов.  И Луку и Клеопу я именно к таким и отношу, условно выражаясь, конечно.

Share this post


Link to post

Очень интересно почитать о сродниках Господа по Его Матери - Пресвятой Богородицы.

 

епископ Вениамин (Милов)

Чтения по литургическому богословию

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый исторический материал о сказаниях о Рождестве и Введении во храм Пресвятой Богородицы собран св. Димитрием Ростовским из разных святоотеческих творений. Мы излагаем его в двух нижеследующих главах сокращенно, пользуясь Елизаветинским славянским изданием Четьих Миней. Можно допускать, что упоминаемые святителем Димитрием Отцы Церкви при описаниях земной жизни Пресвятой Девы Марии пользовались двумя Апокрифами: «Первоевангелием Иакова Младшего» и «Псевдоевангелием Матфея». Но извлечения их из апокрифических сказаний так взвешены и осторожны, что приводимые ими исторические детали не оставляют никакого сомнения в своей безусловной фактичности.

Стиль святоотеческих речей о Божией Матери носит явные следы приспособления богословских понятий позднего времени к выражению мыслей и чувств современников Пресвятой Девы. Эта особенность, впрочем, не разрушает историчности житийных повествований.

ЖИТИЙНОЕ СКАЗАНИЕ О РОЖДЕСТВЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Пречистая Богородица Мария родилась в Галилейском городе Назарете и по отцу происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского.

Отец Ее, святый и праведный Иоаким, вел свое племя от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Варпафира. Варпафир родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпафира. Варпафир родил Иоакима – отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима – Анна происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана910.

Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, – мать Апостола Иоанна Богослова. Совия по замужеству родила Елизавету, – мать Иоанна Предтечи. Святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы911.

Скрытый текст

 

Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они поступали по всем Господним заповедям беспорочно. На всякий праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.

За редкостное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, – Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада. (Пролог).

В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник того времени Иссахар не хотел принять его даров. Укоряя за неплодие Иоакима, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».

Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить дары, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»

Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. Крайне скорбный, он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше: «Господи, Боже! – молитвенно взывал он, – удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».

К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то. же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом – эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостью Господь Бог Израилев».

Между тем слух об Иерусалимских оскорблениях Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, – воскликнула она, – я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу – о моем вдовстве или о бесчадии; о моем сиротстве или о том, что не достойна была назваться матерью?» И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствии Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?

Однажды Анна, удрученная скорбью, вышла из дома в свой сад и села под лавровым деревом. Вздохнув из глубины сердца и подняв свои очи, полные слез, на небо, она увидела на вершине дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Эта картина еще более растравила ее сердечную рану. «Горе мне, бесчадной, – воскликнула она, с трудом сдерживая рыдания». – «Я одна грешнейшая всех Израильских дочерей и униженная пред всеми женами! Все они на своих руках носят детей, все утешаются своими чадами. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринула от Церкви Бога Моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне, Господи! Одна я грешная обнищала от плодотворения. Адонаи Саваоф! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Призри ныне на меня и услышь мои молитвы. Разреши болезнь моего сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я приведу в дар Тебе912.

Во время плача Анны вдруг предстал пред ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана. Твои воздыхания прошли облака и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя – Мария». – Сказав это, Архангел сделался невидим.

При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».

Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.

Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. Иди в Иерусалим к церкви Божией. Там, у золотых ворот встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено тоже, что и тебе».

Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через небесного посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой Назаретский дом.

Святая Анна в девятый день декабря зачала пречистую Дочь Марию – Богородицу и родила ее 8 сентября следующего года.

Неописанна была радость Иоакима и Анны по случаю рождения преблагословенной Дочери, Которую они нарекли Марией. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес здесь жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.

О Богоданном Младенце – Дочери, Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Ее будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство при Иерусалимском храме.

По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ пресвятой Дочери всего только два года913.

 

Подробнее о Введении во храм Пресвятой Богоотроковицы Марии скажем ниже.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/chtenija-po-liturgicheskomu-bogosloviju/15_1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...