Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Илиодор милостивый. Илиодор солнечный. Проповедь архимандрита Мелхиседека

https://youtu.be/6Ayupzv-4s8

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священник Дмитрий Шишкин (г. Симферополь) вспоминает.

ОТЕЦ ИЛИОДОР 
 
Дорогие друзья, вчера отошел ко Господу архидиакон Илиодор (Гайриянц)! 
 
Публикую (без сокращений) посвященную ему главу из воспоминаний об Оптиной пустыни, относящихся к осени и зиме 1992-93 гг. 
 
…Вот, всплыло ещё одно мимолетное, но важное, как мне кажется воспоминание, относящееся к жизни в скиту. Даже совершенно конкретная зарисовка. Это стоящий посереди двора, оживленно жестикулирующий и разговаривающий с паломниками келейник отца Илия – иеродьякон Феофил. Он сейчас уже убеленный сединами архидиакон и зовут его Илиодором. Но тогда он был ещё достаточно молод, думаю лет около сорока, с характерными, восточными чертами смуглого лица, с черной густой бородой, но самым главным в отце Феофиле была его изумительная манера говорить о духовной жизни так просто, уверенно и задушевно, точно он сам был свидетелем всего, о чём он рассказывал, начиная от событий ветхозаветной давности и заканчивая историями из жизни новозаветных святых отцов. Как будто он вот только что после дружеской, теплой беседы проводил за ворота Апостола Павла, Иоанна Дамаскина или Григория Паламу и, возвращаясь, встретил паломников, с которыми решил поделиться содержанием недавних бесед и встреч. Поверьте, другого такого подобного человека я не встречал. Причем рассказы эти его начинались всегда внезапно и очень просто. Скажем, приехали в воскресный день на автобусах паломники, вошли пестрой гурьбой на скитской двор (тогда такое было возможно), а тут им «случайно» встречается отец Феофил, который безо всяких околичностей и предисловий просто и задушевно начинает рассказывать о духовной жизни и эти паломники стоят, что называется, раскрыв рот, и слушают отца Феофила, потому что рассказывать и говорить с людьми он действительно умел. 
 
Вообще он был личностью яркой, неординарной и в моей судьбе сыграл значительную роль. Он по благословению старца занимался тем, что непрестанно распределял и раздавал всякие приносимые отцу Илию гостинцы, подарки и продукты… Причем распределял по разным адресам, то есть в прямом смысле отправлял бандероли, посылки и письма, но за всей этой видимостью суеты он каким-то непостижимым образом сам никогда не бывал суетлив. Порывист и скор – пожалуй, энергичен – да, но суетлив – никогда. Про него говорили, что в мирской жизни он был директором крупного армянского ресторана, и если об этом можно было догадываться, то только по его решительному и деятельному характеру. Если же говорить о его монашеской жизни… Приведу один типический случай. Я тогда проходил послушание в паломнической трапезной. И вот – обед закончился, паломники ушли, столы ещё хаотично заставлены множеством немытых тарелок с остатками трапезы и тут порывисто с какими-то попутными бодрыми репликами появляется отец Феофил. Он заходит в зал, где трапезничали паломники, что-то рассказывает и – о ужас! – на ходу хватает чуть ли не с тарелок и ест какие-то объедки. Похватал, подкрепился, лег на лавку прямо возле стола, накрыл лицо мантией и моментально уснул. Через пятнадцать минут встал, как ни в чем не бывало и также, с полушутливыми наставлениями отправился дальше. Всё это я видел сам. Позже, когда я узнал, что он был директором ресторана - понял, что отец Феофил во-первых сознательно смирялся, ведя себя таким «странным» образом, во-вторых, спал урывками и, очевидно уставал страшно, просто не подавал виду. 
 
С отцом Феофилом связанно ещё одно воспоминание… А, точнее даже не с одним только отцом Феофилом, но и с монахом, имя которого я, увы, не помню. Этот старенький монах был без ног и в храме всегда сидел на тележке в виде доски… Именно не на коляске, а на доске. Старшее поколение эти доски с колесиками помнит, конечно: тогда, лет 30-40 назад колясок инвалидных не было или почти не было, а инвалиды без ног, в основном ветераны войны, которых тогда ещё было очень много – передвигались на таких досках, причем в руках у инвалидов были обитые резиной бруски, которыми они отталкивались от пола. Вот этот монах-инвалид в храме всегда сидел и молился на такой вот платформе-тележке. 
 
И вот отец Феофил попросил меня однажды помочь переодеть этого монаха в его же келье. И вот, когда он стал его разоблачать – оказалось, что под множеством одежд у этого монаха находятся свинцовые или просто железные, уж я не помню, но самые настоящие - вериги. Помню большой тяжелый крест на цепях и что-то ещё, какой-то пояс… Я просто опешил, честно говоря, ничего такого я никогда не видел. И вот отец Феофил пояснил, что вот-де, монаха этого тяготила мысль, что все на службах стоят, труд какой-то приносят Господу, а он – монах, вроде как не трудится совсем, а сидит на своей тележке… и вот он взял благословение носить вериги. Что бы хоть как-то «отяготить» плоть… 
 
Но вернусь к отцу Феофилу. Он бывал иногда и строг, причем строгостью такой – восточной, я бы сказал, горячей, порывистой, так что многие его и побаивались даже. Был такой эпизод. У нас в общежитии появился паренек, что называется «замолившийся». Бывает такое, особенно в начале, когда человек от безбожия приходит к православной жизни и его осеняет такая благодать, такая ревность, такое желание жить строго по правилам, что эта ревность (ее еще называют «неофитской») порой вредит человеку. Вот таков был этот паренек: лохматый, неопрятный, «смиренно» согбенный, сосредоточенно погруженный в себя, он ни с кем не общался, зато непрестанно молился и по ночам в общежитии иногда можно было услышать стук его лба об пол и увидеть в смутном свете лампады, как он перед нашим «иконостасом» истово кладет земные поклоны. Позже я узнал, что такое состояние может быть (как это не странно звучит) признаком гордости, так что святые отцы говаривали «если видишь юношу, восходящего на небо – сдерни его за ногу на землю». Вот пример такого «сдергивания» (думаю сознательного со стороны отца Феофила) я и наблюдал однажды из окошка сторожки на центральном входе, где в то время нес послушание. Итак, сижу я перед окошком, смотрю во двор и вижу, как отец Феофил на центральной дорожке крошит хлеб и кормит голубей. А в это время идет «смиренно» склонив лохматую голову, весь погруженный в себя тот самый паренек. И вот, ничего не замечая вокруг, он проходит прямиком по этим крошкам. И тут отец Феофил хватает его и начинает трясти со словами: «Ты что не видишь куда идешь? Здесь птичек кормят! Балда стоеросовая…» Ну и всё в таком роде. Словом трясет его, ругает, и, как я понимаю теперь, «выводит из себя» из того опасного состояния самообольщения, вывести из которого порой действительно может только какая-то встряска… Вообще глубинная, монашеская жизнь очень сложна и непонятна большинству обывателей, а в то время, когда народ наш только начинал воцерковляться – это было особенно очевидно. Поэтому эта трепка, мотыляние ни в чем неповинного человека, крик на него и даже как бы гнев – всё это могло вызвать смущение у постороннего вроде меня. Но я как-то интуитивно понимал, что отец Феофил не просто «разошелся», а пытается привести паренька в чувство, а позже мне это прямо объяснил кто-то из монастырской братии. 
 
Помню еще один эпизод, когда отец Феофил задал трепку «бедному человеку», но уже по иному поводу. Если в случае с пареньком батюшка попросту выводил его из состояния прелестного «созерцания», то в этом, втором случае отец Феофил боролся с таким довольно распространенным, но трудно распознаваемом явлением, как «духовное» тунеядство, паразитизм под видом «высокодуховного» странничества. Был у нас в монастыре такой человек. То есть он был не один, их довольно много появлялось периодически, но этот задержался как-то дольше других. Был он одет в какие-то лохмотья, вел себя странно, общим правилам общежития не подчинялся и всё это, как я уже сказал, облекал в тогу высокой и непонятной многим и «непостижимой» духовности. К слову, я сам несколько раз попадался на такие уловки, и, думая, что имею дело с особыми, «божьими» людьми оказывался в неприятных и смутных, расстраивающих душу обстоятельствах и ситуациях. 
 
Вот отец Феофил каким-то непостижимым образом умел отличать подлинных странников, юродивых и Божьих людей (о которых он заботился с какой-то просто материнской нежностью), от всяких проходимцев, кликуш и дармоедов. И я, как уже сказал, был однажды свидетелем разноса, который отец учинил одному из таких «юродивых», когда тот в неурочный час, по заведенному им правилу пришел в трапезную, пообедать по особому «юродивому» распорядку. И попал на отца Феофила. Тот его за грудки не тряс, как юношу, топтавшего голубиные крошки, но речь его была прямой и разящей. И всё, о чем я мог только робко догадываться в отношении нашего «юродивого» отец Феофил выдавал с прямодушием и простотой, на которые совершенно нечего было возразить. Почему не работаешь как все?! – громогласно и гневно вопрошал отец. - Почему не обедаешь в положенное время со всеми паломниками?! Почему не подчиняешься монастырскому распорядку?! Ну и так далее… Надо сказать, что уважая отца Феофила, я сам его маленько побаивался, первое время, думая: А вдруг он и мне такую трепку задаст! И ведь можно было найти за что… И вот тем более изумительным оказалось для меня его отношение, когда я соприкоснулся с ним волею обстоятельств чуть ближе. 
 
Надо сказать, что семья моя тогда была неверующей и даже некрещеной, только я принял крещение самостоятельно в 1988-м году, да и то не по глубокому религиозному убеждению, а скорее по интуитивному влечению к истине и без особых – увы – перемен в своей жизни. Но вот теперь – в Оптиной эта перемена со мной случилась столь явственно, что я непременно хотел, чтобы и мои родные тоже пришли к православию. В монастыре была церковная лавка и вот я вЫрезал в ручную четки из можжевеловых и кипарисовых веточек, привезенных из Крыма, сдал эти четки в церковную лавку, а на вырученные деньги купил какую-то книжицу о православии и решил её отправить домой. Вот в этот момент я и разговорился, уж не помню каким образом, с отцом Феофилом. Помню только, что у меня не было денег на бандероль и отец Феофил повел меня с этой книжицей в храм, зашел в алтарь, где в это время молился отец Илий, посоветовался с ним и, выйдя, попросил у меня книжицу и домашний адрес. А через неделю мои родители получили посылку, где кроме множества православной литературы и сопроводительного, очень теплого и доброжелательного письма, написанного самим отцом Феофилом, оказались рушник и две венчальные иконы, которые пригодились нам через полгода, когда мы с Аленкой (которую я тогда ещё не знал) венчались в Одессе. Вот я сейчас, почти двадцать пять лет спустя пишу эти строки, а иконы эти, из той посылки стоят рядом со мной в святом углу и перед ними теплиться лампада – во многом как знак неизреченной благодарности и отцу Феофилу и его духовнику – схиархимандриту Илию. 
 - - - 
 Царствие Небесное доброму труженику и воину Христову, архидиакону Илиодору! Да дарует ему Господь радость пребывания в сонме святых преподобных отцов Оптинских!

https://vk.com/wall6418994_7318

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте, друзья! хочу поделиться радостью - сегодня меня очень утешил о. Илиодор! мне не довелось попрощаться с ним в день отпевания и похорон, проститься с ним...не смогла приехать в Оптину пустынь, а так сердце рвалось туда!...молюсь, каждый день читаю по нему Канон о усопшем с литией. Вчера вечером мысленно попросила отца Илиодора присниться мне, и как же быстро он откликнулся! В эту же ночь, сегодня, снится мне сон: в храме возле огромной иконы покоится тело о.Илиодора, полностью облаченное в монашеское одеяние. Сначала с ним попрощались несколько священников, потом мужчина с мальчиком лет 5-ти, а за ними я - два земных поклона и, стоя на коленях, приложилась к нему. Отошла радостная! Я конечно же не доверяю снам...но этот сон - это нечто! теперь на душе тихая радость, умиротворение и уверенность, что дорогой наш батюшка у Бога, молится Там за нас! Вечная память!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, Olqa сказал:

А, точнее даже не с одним только отцом Феофилом, но и с монахом, имя которого я, увы, не помню. Этот старенький монах был без ног и в храме всегда сидел на тележке в виде доски…

Макарий его звали, если не ошибаюсь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси Господи, что сообщили об отце Илиодоре. Будем поминать его на службах. Наш батюшка с  ним общался, у них общая болезнь ног была. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, р. Б. Ирина сказал:

Наш батюшка с  ним общался,

Дорогая Ирина, может быть Ваш батюшка оставил какие-то воспоминания об отце Илиодоре? Пожалуйста, напишите! Был рядом, ходил, вроде обычный или, вернее, привычный. Смерть, как всегда, освободила от многих условностей. И такая силища благодатная, такая мощь на протяжении 30-ти лет служения открылась...Как же это мы отдали его?! Райские кущи вечные, а земные нет. Ещё бы рядышком походить с ним, послушать голос его на Богослужениях...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 29.10.2020 в 11:11, Olga_D сказал:

ОТЕЦ ИЛИОДОР
Был он на помощь молитвенно скор,
К трудностям, бедам - участлив.
Оптинский батюшка Илиодор –
Добрый, отзывчивый пастырь!

 

С тихой улыбкою благостный взор
Каждого лаской привет.
Оптинский батюшка Илиодор,
Мы - твои малые дети.

 

Слёзы осушит, потушит раздор,
В руки протянет подарок.
Оптинский батюшка Илиодор,
Как же теперь без тебя нам?

 

Только ведь смерти у Господа нет!
Даже в телесной разлуке
Батюшка там, как и здесь на земле, -
Молится, слышит и любит!

(Ольга Д.)
 

Спаси Господь,за тёплое стихотворения

Вечная Память,Батюшке

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Посиделки с батюшкой)

 

Солнечный батюшка.Как же хочется на него походить.После мученической кончины о.Василия,о.Трофима,о.Ферапонта,многие ушли в монастырь.Я  думаю,что после блаженой кончины о.Илиодора,многие тоже вступят на монашеский путь,чтобы походить на солнечного батюшку)

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

IMG-20201031-WA0018.thumb.jpg.966de4946ce3733f130b0c3283e8943b.jpgIMG-20201031-WA0019.thumb.jpg.e70936de377a6a2b39aed5244204e1fc.jpgСегодня соседка была в Оптине, Прислала фотографии могилы отца Илиодора.  Вторая комментирует: "Сейчас в Оптине каждый день Пасха"

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Илиодор кадил храм по-своему, по-Илиодоровски. Обязательно на Честнейшей, идя по периметру храма,  заходил в середину Казанского, народ расступаются, освобождая дорогу, и отец щедро размахивал кадилом направо и налево. Тихонечко говорил: "С Праздником!" Доходил до отделяющей перегородки и шел обратно. Пройдя весь храм, возвращался к перегородке, но уже со стороны алтаря, и опять щедро кадил всех стоящих перед ней. А это, как правило,  дети, старенькие монахини или паломницы. Думаешь сейчас: ну как у него руки-то не уставали?! Практически каждого, стоящего на его пути, окутывал кадильным дымом. А стоящих-то много-премного всегда...

На Вселенских панихидах, на панихидах Первой недели Великого поста в свою очередь  называл имена усопших. И их числу, казалось, не было конца. Запомнилось, что уже в понедельник Первой недели звучали на панихиде имена расстрелянных в храме  на Прощённое воскресение женщих. Несколько раз повторял отец Илиодор: убиенных в Кизляре Людмилы, Веры, Надежды, Ирины, Веры. И убиенных православных в его списке было множество...

***

Любовь отца Илиодора была настоящая, безпристрастная. Если и были в его любви страсти, так они были по существу. Как-будто Господь исполнил молитву из Вечернего правила  и просветил душу его любовью Креста Своего. То есть сначала Крест Господень и через него, через его призму, любовь. Он спокойно отчитывал при всех тех, кому это надо. А может, это надо было всем, и через одного он доносил многим. На Акафисте в свою очередь, как выше написала Марина, начинает читать молодой парень и ошибается, неверно ставит ударения, путается. И отец Илиодор кратко, внятно спокойно, но страстно начинает горевать: "Как же так?! Акафист Матери Божией прочитать не можете! Вы же - православные! Вы должны знать панихиду, молебен, акафисты должны читать. Вы должны так это знать, чтобы сами могли, если вдруг священника не будет рядом, помолиться на кладбище, проводить в последний путь, канон прочитать о болящем. Какие же вы тогда православные, если не знаете всего этого?!" Честно сказать, текст акафиста Благовещения, который служил отец Илиодор на все Богородичные праздники, долго казался трудным, не очень понятным. Да и в Казанском храме Оптины читать-солировать...Это ж надо дерзновение какое иметь...Не то что слова путались, голос пропадал. Но уроки отца Илиодора не проходили даром. Он учил, исправлял, помогал. При этом никаких сюсю мусю. Цель, задача - это главное, а эмоции тут ни при чем.

***

Под постом отца Дмитрия на его страничке появился комментария:

"Монах на тележке - это схимонах Макарий, они с отцом Илиодором в одной келлии в Оптиной жили. При жизни сподобился получить от Господа много благодатных даров, похоронен в Николо-Одринском монастыре Брянской области. Вериги и тележка до сих пор хранятся в монастыре".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Илиодор ко всем благоволит,

Кого конфетою,

Кого... и апельсином одари́т!

 

Царство Небесное и вечная память, дорогой отец Илиодор!

 

* * *

 

Из оптинской гостевой:

 

Марина (Воронеж)

 

Здравствуйте! Господь сподобил побывать третий раз в Оптиной! Каждое посещение особенное! Новые знакомства с Оптиной, с насельниками, с собой.

Если в прошлый раз самым ярким воспоминанием моим была встреча с о. Илиодором. Кстати, на форуме выясняли, какой национальности батюшка. А я скажу: «Наш он, воронежский! И учился в Воронежском ВУЗе на Кольцовской. Но греческая кровь в нем есть, а как он на греческом поет!

В этот раз о. Илиодора не было, уехал с о. Илием. Напрасно вглядывалась я в лица служащих иеродиаконов. После молебнов батюшке Амвросию и Старцам Оптинским было как-то сиротливо, никто не утешал конфеткой или иконочкой, или всем вместе, как в прошлый раз, когда все подарки о. Илиодора буквально вываливались из моих рук: конфеты, шоколадки, иконочки из разных святых мест, келейная иконочка о. Илия с изображением мч. Илия, одного из 40 мучеников севастийских, фотография убиенных братьев-новомучеников. «А пояс Богородицы у тебя есть?» — спрашивает бодро о.Илиодор. У меня есть дома, даже несколько, знакомые привезли, три пояска прислали с Ватопеда, но этот, от батюшки — самый дорогой. Взяла. Иконочку свт. Тихона Задонского не хотел давать: «Сама оттуда!» Но именно такой, с благословением Патриарха Кирилла, посетившего Задонск, у меня не было. Теперь есть. Уже на улице, увидев меня, кричит: «А апельсин я тебе давал?» В храме он их раздавал детишкам. Говорю, что нет. «Лови!», — и… замахивается апельсином. Расстояние между нами порядочное. Думаю, что не поймаю, а рядом – лужа. «Батюшка, сейчас сама подбегу!». Берегла потом этот апельсин долго, пока он совсем не высох. Но самую дорогую Святыню, которую подарил мне о. Илиодор, храню в Святом углу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 минут назад, M.B. сказал:

«А апельсин я тебе давал?»

Да, точно, он всегда уточнял: а тебе дал ?(или дали, если помощники раздавали утешения), а тебе? А тебе? Крутит головой, спрашивает. Ведь как мог бы огорчиться человек, которого в толпе  пропустили, обделили угощением. Из таких мелочей весь был - забота, забота, забота...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...