Беседа на святой литургии в святой вторник, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет;
"Получив письмо человека, который считает, что каждая религия, в том числе и Православие, всего лишь «продукт человеческой фантазии и ничто иное, дело земного человека и никого иного, что никакая душа не выживает после человеческой смерти» и тому подобное, я отправил ему ответ заказным письмом. Письмо было послано по адресу, на имя и фамилию, которые он указал. Между тем, почта вернула письмо с пометкой «Получатель по данному адресу неизвестен».
Этот ответ я публикую в «Православии» с целью,
«Грешный, порочный, погрязший в страстях человек не в состоянии ощутить сладость вечной жизни, радость спасения, не может почувствовать Бога. Если бы даже грешник и попал в рай, в блаженство, он бы не почувствовал его, потому что привык к греху, и нет у него ни слуха, ни других ощущений для того, чтобы ощутить божественное, небесное и вечное. Это приблизительно то же самое, как если бы мы поместили пьяницу в комнату, где есть только молоко. Он не захотел бы даже понюхать это молоко, а тем бол
"Его святейшество, упокоившегося патриарха Павла я знаю с 1962 года, с тех пор, как я прибыл в монастырь Студеница. Знаю его в большей степени потому, что покойный патриарх Павел был в братстве отца Юлиана (Кнежевича), в братстве которого был и я, позднее, когда отец Павел уже был избран епископом. Меня с Его святейшеством связывает то, что нас постриг в монахи один и тот же духовник – отец Юлиан, его – в монастыре Благовещения, как игумен благовещенский, меня – в монастыре Студеница, как игумен
"То, что должно сохранять единство в браке, - это любовь. Я имею в виду не только телесную любовь, но христианскую, в которой двое соединяются, и это этого союза рождаются дети. Это та любовь, о которой святой апостол Павел говорит: «Любовь никогда не перестаёт» (1 Кор. 13:4-8). Пророчества прекратятся, перейдут в уже осуществившееся. А любовь останется, так как ей не во что перейти! Вера перейдёт в действительность, надежда в исполнение. А любовь ни во что не может перейти, поэтому она останетс
Беседа на Святой Литургии в понедельник тридцать шестой недели по Пятидесятнице, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого.
"Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы
"Поскольку широк путь, ведущий к погибели, его многие находят. Итак, какой путь выбрать – это зависит от нас. А то, что легче идти путём греха, широким путём, нам один умный человек уже объяснил. Если человек идёт в гору, он не может идти без напряжения, без труда. А если он находится на краю обрыва, то ему не нужно прилагать усилий, чтобы упасть – и пропасть. Какова польза для человека, если ему всегда было легко, а потом его ждёт погибель? Если же нам довелось пережить трудности, но мы сделали
"Священник должен, особенно в наших условиях, быть «мудрым, как змея»( Мф. 11:15.), как сказано в Евангелии. Потребность в мудрости объясняется сложностью условий, в которых проповедуется Евангелие. «Спаситель посылает своих проповедников среди волков, а для этого необходимы две вещи: мудрость и верность Евангелию. Между тем, мудрость не означает приспособление к сиюминутной ситуации, желание уцелеть. Овца как символ проповедника Евангелия и вообще евангельской личности не может вместо копытцев
"С точки зрения музыки в Церкви, точнее, ее роли и значения, сербский патриарх Павел буквально придерживается учения Святых отцов Церкви о том, что музыка, то есть пение в церкви нацелено на духовное развитие верующих. Это учение и есть сущность всех текстов патриарха о пении, что лучше всего можно разглядеть в пении на богослужении.
Принцип святого Иеронима о том, что „слуга Христа должен петь так, чтобы приятными были речи, которые он говорит, а не его голос или мелодия в отдельности“, явл
На литургии в соборном храме г. Призрена, которую владыка служил в одно из воскресений в сентябре 1985 года, он совершил два рукоположения в священники и в связи с этим провел беседу не только с рукоположенными, но и с учениками и всеми присутствующими. Вкратце содержание беседы было следующим:
«В старые времена стоявшим на страже воинам давали трубы. В случае нападения врага стражник звуками трубы предупреждал войско об опасности. Сам стражник, если оставался жив, представал перед военным с
Беседа на Святой Литургии в день Святого Иоанна Дамаскина, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, - услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас
Вспоминают, как много лет тому назад, когда Владыка только вводил расписание служб в призренской церкви, один новенький ученик, еще не привыкший к молитвенной дисциплине, спросил: «Сколько еще я должен вставать так рано по утрам и идти в церковь?» На что Владыка ему ответил: «До тех пор, пока не полюбишь службу так, что сам захочешь пойти на нее».
"Беседа на Святой Литургии в родительскую субботу, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явл
"Павле начал с вопроса: «Зачем мы читаем Святое писание и Жития святых?» И когда один из учеников ответил, что делаем это ради получения знаний, патриарх продолжил: «Не хлебом одним живет человек, но каждым словом, исходящим из уст Божьих», – сказал Спаситель. Человеку нужны еда и питье. Ему необходима энергия для работы, это чистая механика. Голод неприятен. Органы расходуют энергию для своей работы. Сердцу, почкам, печени – всем нужна энергия. Почему нам приятна пища, когда мы голодны? Потому
"Святой Василий Великий объяснил, что такое грех. Он говорил о грехе, пороке и добродетели. Слово грех используется для одного конкретного согрешения. Порочность постоянна, представляет собой хроническое пленение воли каким-то грехом, привычку к греху. Говоря богословским языком, порок и грех означают употребление даров Божьих, которые являются благом, во зло, а добродетель – употребление даров Божьих на добро.
Не позволяйте греху завладеть вами, иначе вы станете его рабами, и
Эти воспоминания написал мой друг, Сергей, очевидец событий:
Так случилось, что в Белград я попал на следующий день после кончины 44-го Патриарха Сербской православной церкви Павла. Узнал я об этом событии накануне вечером, Патриарх скончался 15-го ноября 2009, а вылетал я 16-го. Если честно масштаб события я недооценил. Понятно, что люди рождаются, умирают. Некоторые оставляют больший след в жизни, некоторые меньший. Умирают артисты, деятели науки, культуры, политики. Некоторые собирают бол
Тернистые годы в Косово
Доклады из Косово власть игнорировала. Албанские злодеи его били, оскорбляли, чинили ему препятствия. Он терпел и служил.
В Косово и Метохии, в Рашко-Призренской епархии он провёл 34 года. Он постоянно извещал Архиерейский собор СПЦ и Священный синод о нападениях на сербов и владения Сербской церкви в Косово и Метохии.
— Я получал указания следить за своими регулярными докладами Священному синоду, поскольку они доходили и до светских властей. Но становилось всё более о
Беседа на святой литургии на Благовещение,в монастыреВведения во храмПресвятой Богородицыв Белграде
«После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: Итак сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,
Никогда не забуду его благой и тёплый взгляд, с которым он обращался к простым людям, в то время как на священников вокруг себя он смотрел строго, особенно, когда он видел, что они что-то делают не так. Ни перед кем другим я до тех пор не испытывала такого благоговения. Он действительно был «особенным».
Павел рассказывал ученикам много раз о случае, описанным Марко Миляновым.
"Юноша выстрелил в спину старику, чтобы убить и ограбить его. Ему не удалось убить его, а только тяжело ранить. На суде старик прощает его, говоря, что молодой человек причинил больший вред самому себе, чем ему, старику. Подумайте только, как старый человек заботился о спасении чужой души! На таких примерах нужно учиться."
По случаю начала учебного года состоялся урок. Павел сначала задал вопрос:
«Описывается ли в Евангелии случай, когда человек продает все, что имеет, чтобы купить что-то новое?»
Один третьеклассник поднял руку и правильно ответил на вопрос. Тогда Павел продолжил: «Самое главное для христианина, а особенно для священника, - научиться молиться. Молитва имеет существенное значение в жизни человека. Ее действие не механическое, оно происходит в союзе со свободной волей человека..."
Умени
"Всем известно, каким молитвенником был Владыка Павел. Среди учеников семинарии бытует мнение, что никто в Сербской церкви не молится так, как он. В Призрене рассказывают, что каждое утро он вставал в четыре часа или еще раньше, совершал свое длинное молитвенное правило, убирал двор, подметал вокруг него, а затем шел в церковь к утрене. Но его молитва на этом не заканчивалась. Она продолжалась постоянно... "
"Владыка Павел и пение на клиросе превратил в духовную школу. Он стоял на клиросе за каждой утренней и вечерней службой, тихо следил за пением учеников и, если они ошибались, исправлял их. На клиросе царил порядок, ученики заранее учили песнопения и во время службы редко допускали ошибки. А после службы начинался настоящий духовный урок: все певчие собирались на правом клиросе, и Владыка объяснял им порядок очередной службы. Сначала он предлагал кому-нибудь из учеников самостоятельно рассказать
"НА СВЯТОГО ЛУКУ
Беседа на Святой Литургии и Славе, в праздник Святого Евангелиста и Апостола Луки, в капелле Святого Луки при больнице "Святой Савва" в Белграде.
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имeние его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня упра
Беседа на святой литургии перед Великим постом, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чт