Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 07.10.2011 во всех областях
-
5 балловГлавным устроителем скита св. Иоанна Предтечи при Оптиной пустыни был свт. Филарет (Амфитеатров), в то время епископ Калужский (1819-1825) – «любитель монашеского жития». Это человек совершенно необыкновенный во всех отношениях. Под атласом, шелком, бархатом его облачения билось сердце великого аскета, великого молитвенника, нищелюбца, богослова, человека, обладавшего многими христианскими добродетелями. Служение его Церкви было беспримерным, богослужения величественными, жизнь безукоризненной. Это был поистине Апостол – в своей неусыпной энергии, в молитве – Серафим, в делах – Херувим, в обхождении – Ангел, как заповедал свт. Димитрий Ростовский. Великий воздержник и постник, великий чудотворец. Один из самых величайших подвижников за всю историю Русской Православной Церкви. Чтобы обеспечить духовный рост Оптиной Пустыни, свт. Филарет решил основать при ней скит. Скит есть маленькое общежитие с более строгим уставом и с меньшей регламентацией жизни инока и потому с большими средствами для его самовоспитания и с большими удобствами для его руководства со стороны старца; вследствие этого, скит является хорошим средством для воспитания иноков на строгих началах монашеской жизни. Для этого Преосвященный Филарет приглашает на жительство в скит известных пустынников, обитавших в рославльских лесах Брянской губернии. Почти все эти отшельники были учениками прп. Паисия (Величковского), либо учениками его учеников. Первым настоятелем скита стал рославльский пустынник, впоследствии знаменитый настоятель Оптиной Пустыни прп. Моисей (Путилов; 16/29 июня 1862). Не только прп. Моисей, но и все другие оптинские старцы середины XIX века были учениками ближайших учеников прп. Паисия (Величковского) и являлись продолжателями того дела, начало которому положил великий старец; это и есть плод его деятельности на почве русского монашества. Основой внутренней жизни Оптиной Пустыни становится строгое соблюдение требований монастырского устава и сосредоточение внимания на внутренней стороне иноческой жизни, на началах духовного подвижничества, указанных великими аскетами христианства, на усовершенствовании духа инока, чтобы по достижении его служить ближним. Старчество становится основной чертой Оптиной Пустыни. Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в нее старца прп. Льва (Наголкина; 11/24 окт. 1841) в 1829 г. До этого времени почти все оптинские монахи в основном обращали внимание на внешнюю сторону монашества: псалмопение, пост, бдение, молитву с поклонами – и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону – выработку духа, оставляли в забвении: каждый жил по своим понятиям, подвизался, как умел. О старчестве в Оптиной Пустыни никто не знал, кроме прпп. Моисея и Антония, которые были хорошо знакомы с творениями отцов-подвижников, знали о необходимости духовного руководства как важного условия иноческой жизни и желали ввести его в Оптиной Пустыни. Но при тогдашних духовных силах оптинской братии не было лиц, которые могли бы положить начало старчеству: сам прп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а прп. Антоний (Путилов), настоятель Скита, не имел достаточно энергии и был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества, обычая для многих братии совершенно незнакомого и притом несколько тяжелого, неприятного, так как оно требовало постоянного внимания к самым малейшим движениям мысли и сердца. Для этого дела необходим был человек энергичный, твердый, смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению, – такой человек и явился в лице прп. Льва. Прп. Моисей поручил старчествовать прп. Льву и вручил ему всех желающих идти по этому пути, а также всех новоначальных. Многие, кто привык за долгие годы монашества только к внешнему деланию, не понимали, что значит совершенствование духа, очищение сердца от дурных наклонностей путем откровения помыслов, послушание, внутреннее делание под руководством старца. Для некоторых же введение старчества казалось даже пустым делом и чуть ли не ересью. Старчество в самом начале своего появления в Оптиной Пустыни вызвало протест. Последовали жалобы правящему архиерею в Калугу. Но желающих руководствоваться старческими советами становилось все больше и больше. Калужские преосвященные не доверяли жалобам, но новый Калужский архипастырь Николай (Соколов; 17/30 сент. 1851), не разобравшись в сути дела, запретил прп. Льву принимать мирян и приказал перевести его со скитской пасеки в монастырь. Но у прп. Льва было достаточно силы характера, достаточно сознания высоты и правоты совершаемого им дела, чтобы перенести все эти преследования. Необходимо было вмешательство таких лиц, как свт. Игнатий (Брянчанинов), тогда еще архимандрит и настоятель Троице-Сергиевой пустыни под С.-Петербургом; свт. Филарет, митрополит Московский; свт. Филарет, митрополит Киевский, чтобы положить конец всяким стеснениям старчества. Вскоре и архиеп. Николай Калужский сожалел о том, что поверил слухам, говорил, что ошибся, и подал мысль о составлении жизнеописания уже почившего старца Льва. С этих пор (после 1842 г.) оптинское дело уже никого не смущало, и епархиальная власть успокаивается. Поэтому временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х годов. Старчество, насажденное решительным, безбоязненным, смелым и энергичным, непоколебимо уверенным в правоте своего дела старцем Львом (не без содействия митрополитов Московского и Киевского), еще более расцвело, еще более укрепилось, благодаря деятельности мягкого, сердечного, кроткого, смиренного старца прп. Макария, и продолжало процветать и при последующих великих преемниках по старчеству вплоть до закрытия обители после революции 1917 г. Источник
-
1 баллБеседа на Святой Литургии на праздник Святых Иоакима и Анны, в церкви Святого Георгия в Бежании. "Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое; и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро Господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов." (Матфей 25, 14-30; Зач. 105) Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Помолимся же Богу единому во Святой Троице, братья и сестры, на этой святой Литургии и в этом святом храме, где до нас молились наши благочестивые и набожные предки и отслужим святую Литургию Тела и Крови Господа Иисуса, самое большое Святое Таинство нашей веры. Потому как во всяком Святом Таинстве и молитвословии каждый из нас принимает благодать Божью, Его помощь для возрастания всего добра, а в Святом Таинстве Причастия мы принимаем Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа, в облике хлеба и вина. Потому что Он сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре¬бывает во Мне, и Я в нем, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоанн, 6, 56). Все это дает нам Святое Таинство причастия – то самое Святое Таинство, которое нас связывает и объединяет с Сыном Божьим и всем православными в мире. С другой стороны, Святой апостол Павел напоминает нам, чтобы мы с вниманием относились к Святому Таинству Причастия:"Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе". Он говорит:"Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы." (1-е послание Кор. 11, 29, 30, 31). Если бы мы судили сами себя, тогда бы мы были достойны Святого Причастия. Итак, мы все между двумя неизбежностями: если не причащаемся на Святом Причастии, тогда не имеем в себе духа: то же самое случается, если мы причащаемся недостойно. Никто из нас не достоин этого великого таинства. И святые не считали себя достойными, однако трудились быть достойными, борясь с грехом, со злом в себе, а это самое важное. Сегодня мы принимаем нового собрата, нового дьякона на службе Богу, Святой Церкви и православному народу. Слово "дьякон" на греческом означает "служитель". А Господь Иисус Христос говорит:"и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом", то есть, Он "не для того при¬шел, чтобы Ему служили, но чтобы по¬служить и отдать душу Свою для искупле¬ния многих" (Матфей, 20, 27,28). В нынешнем Святом Евангелии вы слышали притчу Христа о талантах, как Бог дал одному пять талантов, другому два, а третьему - один. Каждому по его силам, с тем, чтобы они с этим богатством работали и его приумножали, а когда Он придет, держали бы перед ним ответ и отдали доход. Вы знаете и слышали, что сделали первые двое: тот, что получил пять талантов, трудился и заработал еще пять, тот, что получил два, заработал два. И оба услышали от властелина самые важные слова:"Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Хотя тот, первый, заработал пять, а второй всего два, однако он работал по мере своих сил и по мере того, сколько ему было даровано; и первый, и второй приумножили богатство вдвое. А тот, третий, который получил один талант, закопал деньги властелина с мыслью: я знаю, что мой господин - человек жестокий: жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. И когда пришел властелин и заставил его держать пред ним ответ, тот ответил: "Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле". И вот что сказал господин: "лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью". И сказал он:"Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, а негодного раба разрубите пополам". Речь идет обо всех нас, братья и сестры. Бог даровал нам дары, одному больше, другому меньше. Но каждый может своим трудом заработать ту же награду и услышать те же слова от Властелина, если будет трудиться. Труд – это то, что нас возвышает пред Богом. Именно об этом и напоминают нам слова Господа, и мне, и всем священникам, и дьяконам (тем более, что их название и означает «служитель»). Служением ближним нашим мы получим от Него награду и признание того, что мы достойные и мудрые Его правители. Пусть же эти слова, брат Владимир (новорукоположенный дьякон), будут всегда перед твоими духовными очами, и ты служением своим в качестве дьякона, а если удостоишься - то и в более высоком чине, возвысишься пред Богом; и я, и ты, и каждый православный христианин. Это самое важное. И еще, если мы все – рабы Божьи, мы должны делать все, что можем и что сможем, потому как Бог одарил нас теми талантами, что у нас есть, для того, чтобы мы их приумножали и приносили пользу ближним. Наше время приносит нам то, что превосходит наши силы, но по словам Господа, которые мы сегодня читали на этом рукоположении, как и на любом другом рукоположении каждого священника, Божья благодать всегда лечит немощное и дополняет недостаточное. Это утешение и для нас, священников, и для пастырей - Бог ожидает от нас больше, чем мы можем, но Он дает нам и силы, зная, каковы они, ведь Он ставит перед нами задачи нашего времени, Он знает, каковы они и превосходят ли наши силы. Если они выше наших сил, Он, по этим словам, даст от Себя все, чего нам не хватает. Это для нас утешение, успокоение, чтобы мы не поддавались, как говорит Святой Василий Великий, тому, что выше наших сил, но и не довольствовались, не оправдывались тем, что ниже наших сил. Сделаем же то, что можем, ни больше, ни меньше. Больше, если это нужно, сделает Всесильный Бог, так же, как он делал это и для наших предков. Пусть Господь поможет и нам, тем, кто сегодня представляет сербский народ и православную веру, чтобы мы были достойны православного имени сербов православных. 22 сентября 1996г." PS Бежания - это район Нового Белграда Краткая информация об этом районе на сербском языке: http://sr.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%98%D0%B0 Текст на кирилице более или менее легко читается. Хотя в Сербии используется и латиница.
-
1 балл