Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 08.05.2019 в Сообщения

  1. 3 балла
    Каприянский монастырь Свято-Успенский Каприянский мужской монастырь - один из старейших в Молдове. Первые сведения об этом монашеском поселении датируются 1429 годом. Датой образования монастыря обычно считается XVI век. Монастырский комплекс объединяет церковь Святого Николая, церковь Успения Богородицы и церковь Святого Георгия. Наиболее древний храм комплекса - Летняя Успенская церковь, возведенная Петру Рарешем в 1545 году. Это центр монастырского комплекса. А самый ценный храм - церковь Святого Георгия, построенный в стиле позднего барокко в 1840 году. Церковь Святого Николая - относительно новая, была построена в 1903 году стиле средневековых молдавских храмов. Архитектурный комплекс, конечно, не единожды перестраивался, в том числе после землетрясения 1820 года. Но даже восстанавливая руины, здесь постарались сохранить в архитектуре прежние средневековые черты. Одной из безусловных ценностей монастыря является могила митрополита Гавриила (в миру известного как Бэнулеску-Бодони), выдающегося представителя православной культуры. В Молдавии состоялась канонизация митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони) 3 сентября 2016 года митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил Божественную литургию в Каприянском Успенском мужском монастыре. За богослужением, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года (журнал № 68), состоялось прославление в лике местночтимых святых митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бэнулеску-Бодони; †1821). Память святителю Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, Синод постановил совершать 30 марта (12 апреля) в день его преставления ко Господу. Его Высокопреосвященству сослужил сонм архиереев и духовенства из Молдавии, России и Украины, сообщает сайт Православной Церкви Молдовы. Вместе с тысячами верующими за Литургией молились представители правительства Республики Молдовы. Прямую трансляцию праздничного богослужения вели десятки телевизионных каналов Молдавии. В ходе Божественной литургии была совершена последняя панихида перед мощами митрополита Гавриила, после чего был торжественно зачитан Томос о канонизации и краткое житие прославляемого святого. После того как впервые были пропеты тропарь, кондак и величание святителю Гавриилу, глава Православной Церкви Молдовы вместе с собором архиереев совершил славление перед ракой с его мощами. *** Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Бистрице в Трансильвании, которая в то время входила в Австро-Венгерскую империю. Григорий Бэнулеску-Бодони учился в Семиградской учительской семинарии, затем в духовных школах Греции. В 1779 году он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1781 году рукоположен Молдавским митрополитом Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил в Ясской митрополии. В 1782 году по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переехал в Полтаву, был преподавателем, затем инспектором в Славянской духовной семинарии. Затем по причине болезни пребывал в Яссах. В 1788 году стал ректором Екатеринославской духовной семинарии. В 1791 году архимандрит Гавриил рукоположен во епископа Бендерского и Белоградского. В 1792 году был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В том же году митрополит Гавриил был арестован по приказу турецкого султана и за верность Русской Церкви претерпел заключение, из которого был освобожден лишь по требованию русского посла. В 1799 году Преосвященный Гавриил был назначен митрополитом Киевским, затем — членом Святейшего Синода. В 1803 году по собственному прошению был почислен на покой, однако в 1808 году вновь вступил в обязанности экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. После 1812 года митрополит Гавриил избрал местом своего пребывания город Кишинев. В 1813 году была образована Кишиневская и Хотинская епархия, архиереем которой был назначен митрополит Гавриил. Митрополит Гавриил активно трудился над развитием церковной жизни в Молдавии. По его инициативе открылась Кишиневская духовная семинария, были восстановлены и построены около 200 храмов, основана экзаршеская типография, сыгравшая большую роль в распространении церковной литературы, в том числе, на молдавском языке. Митрополит Гавриил поддерживал введение в молдавских монастырях общежития, ориентируясь на опыт преподобного Паисия (Величковского), с которым был лично знаком. В период правления митрополита Гавриила была проведена справа молдавских богослужебных книг и основано бессарабское отделение Российского библейского общества, которое издало исправленный текст Библии на молдавском языке. Скончался митрополит Гавриил 30 марта 1821 года в возрасте 75-ти лет. Погребен при большом стечении народа в Каприянском Успенском монастыре. Память о митрополите Гаврииле окружена почитанием верующих. К месту его упокоения стекается множество паломников. Имеются свидетельства об исцелениях по его молитвам. В окрестностях Каприяну до сих пор сохранился древний дуб, названный дубом Штефана Великого. Также здесь имеется смотровая площадка, открывающая безупречный вид на живописные окрестности. Как и другие, Каприянский монастырь был закрыт и разрушен в советское время. Для духовной жизни он вновь открылся в 1989 году и очень скоро стал одним из символов национального возрождения. Интересный факт - долгое время здесь находилась резиденция митрополита Молдовы. Монастырь Хынку Монастырь Хынку один из наиболее посещаемых монастырей Молдовы. Основан более 300 лет назад. Один из самых интересных исторических памятников Молдовы, расположен в живописных местах Кодр, примерно, 40 км к западу от Кишинева на берегу реки Когылник. История этого монастыря, как и всех монастырей, окружена множеством легенд и тайн. Одна из них гласит, что в конце 17 века, Молдова постоянно подвергалась татарским набегам. Будущей основатель монастыря Михалча Хынку проживал тогда со своей дочерью Иляной в окрестности Лэпушна. И когда враг наступал, и силы были не равны, спасения ждать было неоткуда. Михалча Хынку принимает единственное верное решение спасаться бегством. Не теряя времени, отец с дочерью отправились в нелегкий путь. Силы Хынку были на исходе и в этом момент они увидели перед собой спасательную реку и решили немного передохнуть на его берегу. В этот день Хынку поклялся, что, если останется жив, построит в этом месте церковь. Бог миловал Хынку, а боярин слово держит. Уже в 1678 году на месте спасения рода Хынку, благодаря дарственной на землю, было утверждено создание скита. Одной из первых служителей обители стала дочь боярина, принявшая в монашестве имя Параскева. Этот монастырь с нелегкой судьбой и богатой историей. Его посещение не оставить никого равнодушным. Гиды монастыря помогут Вам почувствовать дух того времени, перенестись в те тяжелые и интересные времена. Монастырь открыт для посещения ежедневно. Здания гостиного двора ухоженное и красивое Летом много цветов Монастырь Пештере Скальный монастырь Пештере находится на территории музея-заповедника Старый Орхей в Молдавии. Музейный комплекс представляет собой целую систему исторических памятников. Он состоит из нескольких скал, центральная из которых носит название - скала Пештере. Пещерный монастырь находится на высоте более 60 метров над уровнем реки Реут. Скальный монастырь Пештере сохранился в своем первозданном виде. Это первый на пути монастырь в музее-заповеднике Старый Орхей. Со скального балкона открывается прекрасный вид на реку и местные пейзажи. На протяжении 6-ти км вдоль русла речки Реут высечено более 30 пещер в скалах. В древности их использовали для языческих культовых нужд, а в бронзовом веке здесь был некрополь. С появлением христиан были оборудованы скальные храмы. Над монастырем установлена каменная колокольня. Помещение монастыря небольшое по размеру - рассчитано всего на 10-12 монахов. Изначально вход был со стороны речки, но в 1820 году был пробит двадцатиметровый туннель и сделан новый вход со стороны села. Пещерный храм утратил свое значение после того, как неподалеку в 1915 году построили новую церковь.
  2. 3 балла
    Божией милостью побывала на Молдавской земле. Впревые довелось посетить святые места. За короткое время всего не охватить, хотя Молдавия и небольшая, монастырей и храмов очень много. В каждом селе восстановлены церкви, порушенные во время советской власти. Побывала в 4 монастырях и главном кафедральном соборе Рождества Христова в городе Кишинев. В соборе находится главная святыня Молдавии - Гербовецкая икона Божией Матери. Также большие иконы Собор Молдавских святых, святых Царственных Страстотерпцев, Песчанской иконы Божией Матери, Порт-Артуровской иконы Божией Матери, святителя Николая Мирликийского, несколько небольших икон с частицами святых мощей: Феодора Тирона, Святителя Игнатия Брянчанинова, мученицы Агафии и большой ларец-мощевик с частицами мощей, но не смогла прочитать чьи . Плохо было видно. Кафедральный собор Рождества Христова Кишинев является столицей Молдавии и по праву носит название зеленой европейской столицы. Самым восхитительным для поездки временем является лето и ранняя осень, когда весь город утопает в пышной зелени. Город расположен на семи холмах, которые растянулись вдоль реки Бык. Территория, которую он занимает, сравнительно небольшая, всего 120 квадратных километров, однако здесь прекрасно умещаются 23 озера и множество красивейших парков. Благой перезвон колоколов Одной из самых прекрасных и величественных достопримечательностей Кишинева считается Собор Рождества Христова. Храм стоит в самом центре города в соборном сквере. Он был возведен в 30-х годах 19 века по проекту, разработанному архитектором А. Мельниковым. Инициаторами строительства выступили генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии М. Воронцов и митрополит Бессарабский Гавриил Бэнулеску-Бодони. Первоначально храм планировали сделать главным собором Кишинева, выполнен он в стиле русского классицизма. Строение венчает великолепный купол, который покоится на круглом барабане. Перед центральным входом стоит массивный порт с шестью колоннами, а само здание по периметру декорировано фризом. Рядом с основным зданием, была построена колокольня. Преданный забвению Во время Второй мировой войны собор пострадал от бомбардировки, однако его практически сразу начали восстанавливать. В связи с тяжелым военным положением работы продолжались много лет. В декабре 1962 года, была взорвана колокольня, сделано это было по распоряжению городской администрации. В Кафедральном соборе Рождества Христова были остановлены богослужения, а строение отдано под выставочные залы. Спустя годы на месте взорванной колокольни появился фонтан. Лишь в 89-ом году собор был передан церкви, а в 1991 году в нем начались масштабные реконструкционные работы, которые продолжались вплоть до открытия храма. В 1996 году он был освещен и увенчан крестом Кафедрального собора, приступили к восстановлению колокольни. Оформление внутреннего интерьера церкви продолжается и по сей день. Великолепный собор Рождества Христова является украшением и популярной достопримечательностью Молдавии. Гербовецкая икона Божией Матери Празднование 1 октября по ст. ст.(14) по н.ст. Чудотворный образ, принесенный в Гербовецкий Успенский мужской монастырь Кишинёвской епархии около 1790 года. По преданию, игумен монастыря Пахомий был дружен с полковником Николаем Алексеевичем Албадуевым из Москвы. В 1790 году, накануне Рождества, Албадуев приехал в монастырь, где скончался после падения с лошади. Его похоронили 17 декабря "в старой церкви у иконы Николая Чудотворца". В дар монастырю жена (по другой версии, мать) покойного принесла икону, бывшую фамильной святыней. Вскоре от образа были явлены многочисленные исцеления больных и он стал почитаться окрестными жителями. Монастырь трижды разоряли и сжигали турки, но каждый раз монахи находили Гербовецкую икону в пепле неповрежденной, обращенной лицом к земле. Холст обгорел лишь по краям, а краски на одеждах Богоматери и Младенца Христа потемнели и вскипели, однако лики и руки остались «совершенно чисты и прекрасного письма», что было отмечено в описи 1817 г., составленной при архим. Серафиме. Насельники неоднократно получали подтверждение тому, что Божия Матерь покровительствовала монастырю, особенно во время моровой язвы и холерной эпидемии. Гербовецкая икона Божией Матери (начало XX в.) Официальное признание Кишинёвской епархией Гербовецкой иконы чудотворной произошло в 1859 году. По многочисленным просьбам жителей города и по ходатайству Антония (Шокотова), архиеп. Кишинёвского и Хотинского, 17 января 1859 г. было принято постановление Святейшего Синода о ежегодном перенесении святыни из Гербовецкого монастыря на зимнее время в г. Кишинёв. С тех пор ежегодно к 1 октября чудотворный образ приносили крестным ходом из обители в Кишинёв, в Крестовую церковь, а 23 апреля возвращали в монастырь. В эти дни собиралось множество богомольцев из различных мест; отмечены случаи исцеления. Известно, что перед Гербовецкой иконой молился сщмч. Серафим (Чичагов), назначенный в Кишинёвскую епархию в 1908 году. Каждую неделю он совершал перед иконой службу с чтением акафиста. В настоящее время Гербовецкая икона зимой и весной (до Пасхи) пребывает в Гербовецком Успенском монастыре (вновь открыт 5 мая 1995), в остальное время - в церквах Кишинёва и окрестных сел. Даты переноса устанавливаются с благословения правящего архиерея. В 2004 г. состоялся крестный ход с Гербовецкой иконой вдоль границ Молдавии, организованный по благословению митр. Владимира стараниями Молдавской митрополии. Иконография Богородица представлена поколенно, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукой и держащим в др. руке свиток. Изображение восходит к иконографическому типу «Одигитрия». Икона написана на холсте, наклеенном позднее на липовую доску. Икона была украшена серебряной ризой Стефаном Лупу (впосл. схим. Серапион) и его женой Еленой Ивановой, принявшей постриг с именем Елпидия в тамбовском Успенском скиту. На ризе была сделана надпись: «1816 г. март 31». В 1858 г. при настоятеле архим. Иерониме, этот оклад усердием кишинёвских граждан был вызолочен, украшен драгоценными камнями, а для иконы был выполнен киот. Со­бор Мол­дав­ских свя­тых – празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых, про­си­яв­ших в Мол­дав­ской зем­ле, уста­нов­ле­нное в 2004 го­ду со­глас­но про­ше­нию мит­ро­по­ли­та Ки­ши­нёв­ско­го Вла­ди­ми­ра к пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Ру­си Алек­сию II. Днём празд­ни­ка бы­ло из­бра­но 1 ок­тяб­ря – сов­мест­но с По­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Гер­бо­вец­кой ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, глав­ной свя­ты­ней Мол­да­вии. 25 мая 2011 го­да Си­нод Мол­дав­ской Церк­ви при­нял ре­ше­ние о со­зда­нии ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых Мол­дав­ской зем­ли для вы­яв­ле­ния по­стра­дав­ших за Хри­ста во вре­мя пред­во­ен­но­го го­ло­да в Мол­до­ве, ко­гда нело­яль­ных со­вет­ской вла­сти ссы­ла­ли в конц­ла­ге­ря в Си­бирь. Празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых, про­си­яв­ших в Мол­дав­ской зем­ле, вне­се­но в ме­ся­це­слов по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла 20 мая 2013 го­да. В ли­ке Мол­дав­ских свя­тых чтут­ся: Прп. Ан­ти­па Ва­ла­ам­ский (Афон­ский): † 1882; Ян. 10 Митр. До­си­фей Мол­дав­ский: † 1693; Д. 13 Прп. Иоанн Но­вый Хо­зе­вит: † 1960; Ав. 5 Сщ­мч. Ни­ко­дим (Крот­ков), ар­хи­еп. Ко­стром­ской: † 1938; Ав. 8 || Костр.; Но­во­муч.; Ро­стов. Прп. Па­и­сий Ве­лич­ков­ский: † 1794; Н. 15 Митр. Петр (Мо­ги­ла), Ки­ев­ский: † 1646; Д. 31 || Во­лын. Сщ­мч. Се­ра­фим (Чи­ча­гов), митр.: † 1937; Н. 28 || Брянск.; Див.; Моск.; Но­во­муч. Бут.; Пе­терб. Бл­гв. Сте­фан Ве­ли­кий, гос­по­дарь Мол­дав­ский: † 1504; Ил. 2 Прп. Фе­о­до­ра Си­хл­ская: † XVIII; Ав. 7 · преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794) · День памяти: 15(28) ноября · · Паисий (Петр Иванович Величковский), инок Киево-Печерской Лавры, пустынножитель на Афоне, основатель Нямецкого мон. в Молдавии. Род. 1722 г. в ІІолтаве, ум. 15 нояб. 1794 в Валахии, где жил с 1764. · Сын соборного протоиерея Успенской церкви, он начал книжное учение под руководством старшего брата, заступившего место отца после его смерти. Когда же умер и тот, мать их, желая удержать в своем роде протоиерейское место, постоянно занимавшееся Величковскими, отправилась в Киев с меньшим сыном, которому было в то время всего 13 лет (1734), хлопотать о сохранении за ним той же должности. Приветствованный юным Петром заранее приготовленною речью, митрополита Рафаил определил его наперед в Киевскую Духовную Академию. Однако, юноша оставался там не долго и, влекомый к иноческой жизни, пошел сперва в Любечский мон. в послушание к игум. Никифору, а затем в Медведовский, где и был пострижен в рясофор на 19-м году под именем Платона. Но самым большим желанием его было идти в Молдавию: поэтому, пробыв некоторое время после разорения названного монастыря католиками и униатами в Киево-Печерской Лавре при ее типографии, для изучения резьбы на меди у иеромон. Макария, он отправился, лишь только нашел попутчика, в Молдавский скит Трейстены. Переходя потом из одного скита в другой, он получил на св. горе Афонской мантию, вместе с именем Паисия, после чего возвратился в Валахию, в скит Мернополяну, где, уступая просьбам других пустынножителей, принял священство, будучи 25 лет от роду (1747). Испросив затем себе келью в мон. Пантократора, он приступил к основанию скита во имя святого пророка Илии, а после нападения на него Турок, получил в Яссах от господаря и митрополита монастыря Драгомирн и принял там схиму. Там же занялся он и переводом на молдавский и славянский языки – отеческих и богословских книг, которые и читал своей братии, а когда монастырь его, по заключении мира между Россиею и Турцией в 1774, отошел к Австрии, помогавшей Порте, Паисий переселился сперва в монастырь Секул, потом, по повелению князя Конст. Мурузи, в Нямец (1779), где принял наконец сан архимандрита в 1790. · Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов святитель Петр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647) День памяти: 31 декабря (13 января) Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. священномученик Серафим (Чичагов) (январь 1856–11 декабря 1937) День памяти: 28 ноября (11 декабря) Святитель Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович) происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями, в том числе военными, среди которых было два адмирала. Леонид появился на свет 9 января 1856 года, в городе Санкт-Петербурге. Его отец, Михаил Никифорович, был полковником артиллерии, и по понятным соображениям желал сыну аналогичной карьеры. Между тем, когда Леониду было всего десять лет, отец умер, и все обязанности по содержанию и воспитанию сына (и трех его братьев) взяла на себя мать, Мария Николаевна. Через какое-то время, движимая желанием устройства военной карьеры для своих сыновей, она определила Леонида и двух его братьев в Пажеский корпус – известное в то время в России военно-воспитательное заведение. За год до окончания обучения в Пажеском Корпусе Леонид получил звание камер-пажа, а окончив его в возрасте 18 лет, поступил в Артиллерийскую академию, после чего отправился на военную службу. В 1877 году он оказался на Балканах, где участвовал в кровопролитных русско-турецких боях – на Шипкинском перевале, а также во взятии Телеша и Плевны. Мужество и героизм, проявленные Леонидом на войне, были отмечены боевыми наградами. Промысел Божий уберёг его от возможной смерти. По возвращении с фронта в мирный Петербург он находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти. Кроме того, глубоко тронутый виденными им страданиями раненных бойцов, он приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы». Прп. Ан­ти­па Ва­ла­ам­ский (Афон­ский): † 1882; Ян. 10(23), 1(14) октября Иерос­хи­мо­нах Ан­ти­па ро­дил­ся в Мол­да­вии, в се­ле Ка­ла­по­де­ш­ти Те­кунч­ско­го уез­да в 1816 го­ду. Ро­ди­те­ли его бы­ли лю­ди пра­во­слав­ные и весь­ма бла­го­че­сти­вые. Жи­ли они в боль­шой бед­но­сти. Отец его, Ге­ор­гий Кон­стан­ти­но­вич Лу­ки­ан, слу­жил дья­ко­ном в убо­гой церк­ви се­ла Ка­ла­по­де­ш­ти; мать его, Ека­те­ри­на Афа­на­сьев­на, впо­след­ствии по­сту­пи­ла в жен­ский мо­на­стырь и с име­нем Ели­са­ве­та скон­ча­лась в схи­ме. Дол­го у Лу­ки­а­нов не бы­ло де­тей; на­ко­нец по мо­лит­вам же­ны у них ро­дил­ся сын Алек­сандр, впо­след­ствии в схи­ме по­лу­чив­ший имя Ан­ти­пы. Рож­де­ние бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка озна­ме­но­ва­лось осо­бен­ным бла­го­во­ле­ни­ем Бо­жи­им: мать ро­ди­ла его без бо­лез­ни; за­тем до кон­ца жиз­ни осе­ня­ла его чуд­ная бла­го­дать Бо­жия. Еще в дет­стве, ко­гда он пас овец сво­е­го от­ца в глу­хом ле­су, где во­ди­лось мно­же­ство ядо­ви­тых змей, брал он их жи­вых без ма­лей­ше­го вре­да в свои ру­ки и тем при­во­дил в ужас сто­рон­них зри­те­лей. Раз он по­шел в ого­род к сво­е­му со­се­ду, се­мей­но­му че­ло­ве­ку, у них за­шел раз­го­вор о зме­ях, то­гда маль­чик уве­рял, что он не бо­ит­ся змей и да­же бе­рет их на ру­ки жи­вых; со­сед не ве­рил ему и да­же сме­ял­ся над ним, как вдруг, по смот­ре­нию Бо­жию, очу­ти­лась в том са­мом ого­ро­де од­на змея, ко­то­рую маль­чик без бо­яз­ни взял на свои ру­ки; со­сед же, ис­пу­гав­шись, за­кри­чал на всю мочь и пу­стил­ся бе­жать. Так Бог хра­нил от юно­сти се­го от­ро­ка. Ода­рен­ный от Бо­га вы­со­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, в от­ро­че­стве о. Ан­ти­па был как бы ли­шен обык­но­вен­ных, есте­ствен­ных спо­соб­но­стей: от при­ро­ды он был очень про­сто­ват и крайне непо­нят­лив. Эта двой­ствен­ность о. Ан­ти­пы про­из­во­ди­ла со­от­вет­ству­ю­щее впе­чат­ле­ние на его сверст­ни­ков. Ино­гда они, по­ра­жа­е­мые про­яв­ле­ни­ем в нем че­го-то див­но­го, необы­чай­но­го, па­да­ли пред ним со стра­хом на ко­ле­ни и на­зы­ва­ли его сво­им вла­ды­кой; ино­гда же – ру­га­ли и би­ли его за его про­сто­ва­тые вы­ход­ки. Досифей (Барилэ) (Dosoftei (Barilă); 1624 - 1693), митрополит Сочавский и Молдавский (1671 - 1673 и 1675 - 1691), зачинатель румынского стихосложения и книжности [1], святитель, почитается как один из величайших православных архиереев Молдавии Память 13(26) декабря, в Соборах Галицких и Молдавских святых В миру Димитрий Барилэ (Dimitrie Barilă [2]), родился в Сочавском краю у благочестивых родителей 26 октября 1624 года. Отец его Нектарий был чиновником или купцом, а под старость поступил в монастырь. С детства учился у лучших наставников какие могли быть найдены в Молдавии. После этого он обучался в школе при монастыре Трех Святителей, основанной Яссах господарем Василием Лупу при содействии Киевского митрополита Петра (Могилы), а затем направился в школу Львовского православного братства, где изучал богословие и вполне усвоил еврейский, греческий, латынь, церковно-славянский, румынский и польский языки. Будучи скромным и кротким, он с ранних лет обладал мудростью и ревностью о Боге. В добавок к образованию книжному, он прошел монашескую школу в монастыре Побрата (или Пробота), где обучался молитве, послушанию, смирению и тщанию. В 1649 году он принял здесь монашеский постриг, вскоре был возведен во иеродиакона и иеромонаха. Он так быстро преуспевал в любви и молитве, что скоро сделался духовником и настоятелем обители. Укрепляя братию в аскетизме и знании Священного Писания, Досифей значительно улучшил монастырскую школу, которая взрастила многих образованных монахов ожививших духовную жизнь обители. Досифей также занимался книжными трудами, интересовался древними господарскими хрисовулами. В 1658 году был избран епископом Хушским, а с 16 декабря 1659 по 1671 год был епископом Романским. святитель Досифей Молдавский Труды митрополита Досифея в духовном образовании всего церковного народа и в развитии румынского языка, его роль как церковного и государственного деятеля, утвердили его память в потомках и сделали его имя одним из важнейших как в церковной так и в светской истории Молдавии и всей Румынии. Он оставался знаменитым архиереем и в XIX веке, и в XX, приобретя репутацию национального героя-просветителя. Многочисленные исследователи обращались к его работам и деятельности, оценивая их значение. Ряд городов Республики Молдова, начиная с Кишинева, имеют улицы названные именем митрополита Досифея. Его прославление в лике святых было совершено решением Священным Синодом Румынской Православной Церкви торжественно объявленным 14 октября 2005 года. Память его была установлена 13 декабря. На заседании от 21 августа 2007 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено включить его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования памяти в тот же день, что и в Румынской Церкви [14]. Преподобный Иоанн Новый Хозевит 5(18) августа 3 июля 1913 году в семье глубоко верующих крестьян Максима и Екатерины Якоб из села Крайничень, что лежит на берегу Прута (ныне это уезд Ботошани), родился мальчик. Он был крещен с именем Илья, поскольку вскоре предстоял день празднования святого пророка Илии Фесвитянина. Радость молодых супругов была недолгой – вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. В этих печальных обстоятельствах бабушка маленького Илии по имени Мария Якоб, будучи уже много лет вдовой, взяла на себя воспитание сироты. Как родная мать воспитывала она его, приучая с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь. В 1914 году отец был призван на военные сборы. Вернувшись, он вторично женился. Спустя два года, в августе 1916 года, Максим Якоб был вновь призван и отправлен на фронт, где он сражался за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Он пал на поле битвы, став одним из героев, отдавших свою жизнь борьбе за объединение нации. Вскоре вторая его жена оставила пасынка свекрови, вернувшись к своим родителям. Илья снова остался на попечении бабушки, старой и не имевшей ни от кого поддержки. Сщ­мч. Ни­ко­дим (Крот­ков), ар­хи­еп. Ко­стром­ской: † 1938; Август 8(21) 14 октября Полное житие священномученника Никодима, архиепископа КостромскогоВ го­ды ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны по-раз­но­му сло­жи­лась судь­ба рус­ских иерар­хов, ду­хо­вен­ства, луч­ших пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. Мно­гие из них по­ки­ну­ли то­гда пре­де­лы Оте­че­ства, не ви­дя воз­мож­но­сти при­ме­нить здесь свои спо­соб­но­сти и спа­са­ясь от неми­ну­е­мых ре­прес­сий. Дру­гие же при­нес­ли все свои си­лы, зна­ния и спо­соб­но­сти в жерт­ву Бо­гу, идя пу­тем ис­по­вед­ни­ков и му­че­ни­ков. Их кро­вию и стра­да­ни­я­ми утвер­жда­ет­ся и ныне Цер­ковь Рус­ская. Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Крот­ков, бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник, ро­дил­ся 29 но­яб­ря 1868 г. в с. По­гре­ши­но Се­ред­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии, в се­мье свя­щен­ни­ка. Се­мья бы­ла на­столь­ко бед­на, что в го­ды уче­ния в ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в се­ми­на­рии ро­ди­те­ли от­прав­ля­ли Ни­ко­лая в Ко­стро­му без еди­ной ко­пей­ки. Но Гос­подь не остав­лял Сво­е­го из­бран­ни­ка без по­мо­щи. По окон­ча­нии се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич об­вен­чал­ся с де­ви­цей Апо­ли­на­ри­ей Ан­дре­ев­ной Успен­ской, а 25 фев­ра­ля 1890 г. был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Пет­ро-Пав­лов­ской церк­ви с. Те­зи­но Ки­не­шем­ско­го уез­да. Этот при­ход со­став­ля­ли ра­бо­чие трех боль­ших фаб­рик, око­ло де­ся­ти ты­сяч че­ло­век. Бо­го­слу­же­ние в хра­ме со­вер­ша­лось еже­днев­но. Отец Ни­ко­лай за­вел в церк­ви ду­хов­ные чте­ния с по­уче­ни­я­ми, пе­ред ко­то­ры­ми обык­но­вен­но слу­жил ака­фист. Толь­ко се­мей­ная жизнь у от­ца Ни­ко­лая не сло­жи­лась: умер ре­бе­нок, а за ним – лю­би­мая же­на. Из глу­би­ны пе­ре­жи­ва­ний, про­свет­лен­ных сер­деч­ной мо­лит­вой, ро­ди­лось ре­ше­ние при­нять мо­на­ше­ство и оста­вить при­ход. Он про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние, по­сту­пив в Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. На чет­вер­том кур­се при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни в честь пра­вед­но­го Ни­ко­ди­ма. Преподобная Феодора Сихлская Память 7/20 августа Святая Феодора[1] родилась в середине XVII столетия в поселке Винаторь Нямецкой области в Молдове. Она вышла замуж, но поскольку у супругов не было детей, они оба ушли в монастырь. Феодора постриглась в монашество в Варзарестском скиту, в области Бузэу, но вскоре турки заняли этот край и разрушили обитель. Тогда Феодора вместе с духовной матерью Паисией укрылась в горах, где провела много лет, мужественно перенося непогоду и защищаясь молитвой от нападений бесов. По смерти Паисии Феодора получила от Бога повеление поселиться на горе Сихла, недалеко от знаменитой Нямецкой лавры. 30 лет она жила, подобно Марии Египетской, в келье, оставленной неким отшельником. В начале монашеской жизни Феодора получила от Бога дар сердечной молитвы и все ночи проводила в молитве с воздетыми к небу руками до тех пор, пока на ее лицо не падали солнечные лучи. Тогда она позволяла себе два часа отдыха, а затем возобновляла духовную брань. Ела монахиня лишь раз в два дня немного сухарей и диких трав, а пила дождевую воду, набиравшуюся в расщелину скалы, которую потом стали называть источником святой Феодоры. Никогда не спускаясь из своего убежища к людям и лишенная человеческого утешения, святая жила, поддерживаемая Божественной благодатью. Лишь отец Павел, духовник Сихастрийского скита, приходил иногда причастить подвижницу и подать ей духовные наставления. Когда отец Павел упокоился в Господе, Феодора осталась совсем одна, предоставленная Промыслу. Однажды к убежищу святой Феодоры подошли монахини, вынужденные скрываться в горах от преследований турок. Святая сразу же уступила им келью и перебралась в пещеру, чтобы там продолжить подвиги, неизвестная людям и безразличная к телесным нуждам и нападениям бесов, бессильных против нее. В другой раз пришедшие на гору турки набросились на святую. Она, упав на колени, стала молиться. Тогда стена, закрывавшая пещеру, чудесным образом раскрылась – и Феодора спряталась в лесу. Там она вела равноангельную жизнь, непрерывно молясь и возводя разум к Богу. От времени и непогоды ее одежда превратилась в лохмотья. Прилетавшие к ней птицы приносили крошки хлеба из трапезной обители Сихастрия. Однажды игумен, заметив этих птиц, послал двух монахов проследить за ними. Ведомые ночью огненным столпом, два инока добрались до жилища святой, которая пребывала в молитве. Ее тело было приподнято над землей, а лицо светилось как солнце. Она успокоила их, сказав, что она женщина, а не призрак, и попросила бросить ей плащ, чтобы прикрыть наготу. Затем Феодора велела им приблизиться и рассказала о своей жизни, попросив прислать священника со святым Причастием. На следующий день явился священник с двумя братиями. Святая, причастившись, тихо предала душу Богу, при этом от ее тела исходило небесное благоухание. Весть о смерти великой подвижницы быстро распространилась по округе, и многие верующие стали приходить к пещере. В 1830 году ее честные мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру. Места подвигов преподобной также освящены благодатью, и до наших дней многие больные получают исцеление, выпив воды из источника святой Феодоры в Сихлском скиту.
  3. 3 балла
    Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь. Молитва преподобного Нектария Оптинского Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь. https://www.optina.ru/prayers/
  4. 2 балла
    Если человек редко и только в субботу-воскресенье бывает в Оптине, ему действительно может показаться, что там толкаются (что и на самом деле имеет место быть, но только лишь в силу большого количества людей, движущихся в одном направлении - например на помазание: вольно-невольно друг друга "продвигаем"). На том же помазании, если говорим о месте в центре храма (есть ещё два места справа и слева ближе к выходу, у икон "Державная" и "Креститель Христов Иоанн Предтеча" - кстати, здесь без очереди в основном никто не подходит), после насельников монастыря подходят монахини, инокини, послушницы. Для них открывается калитка в центре храма, чтобы они могли подойти, минуя очередь, и, действительно, может показаться, что некоторое число людей подходит вне очереди. Но это лишь от незнания правил. Далее могут без очереди подойти послушающиеся в трапезных. Помазание в районе 19 часов, а то и позже, у них как раз время вечерней смены. Не стоять же и им в очереди. Бывают группы, отъезжающие по назначенному времени. Как уехать, не подойдя ко Кресту, например, в конце Литургии?! И т.д. У Оптины есть свой постоянный приход, но и приезжаюших во Святую обитель всегдадостаточное количество. Первой группе бывает иногда непросто - сравниваю, например, с приходом в поселке, где, за исключением нескольких больших праздников, количество людей постоянно, у каждого свое место, свои особенности, известные всем. В Оптине не так. Если приезжать периодически - постоянно, то все особенности быстро узнаются и становятся привычными. ))
  5. 1 балл
    Биограф старца Макария архимандрит Агапит рассказывает следующий случай: «Оптинский Скит окружен деревьями громадной величины и внутри засажен разными плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и множеством разнородных и разновидных цветов, так что все здания его в летнее время утопают в зелени и цветах. А известно что роскошная растительность – излюбленное место для птичек Здесь порхают и чирикают разных пород мелкие пташки. Но из всех них выделяются, как и всегда выделялись, своим приятным пением соловьи. Любили (да и теперь, вероятно, любят) некоторые из монахов в вечернюю летнюю прохладу послушать пернатых певцов. Но вот несчастье – соловьи мало-помалу стали исчезать. Причиною же сего оказались кошки, которые усердно ловили их для своей потребности, не различая соловьев от мышей. Между прочим, старец Макарий любил держать в своих келлиях кошек как полезных домашних зверьков, способных истреблять известных вредных грызунов, только отнюдь не любил ласкать их. Павел Степанович, как любитель соловьиного пения, возревновал против этих неразборчивых истребителей. В досаде на них и, вероятно, надеясь на обычную снисходительность старца, он пришел к нему и бесцеремонно начал говорить: "Благословите, батюшка, побить кошек". Озадаченный такой неожиданной просьбой и видя в просителе настойчивость и несмиренное расположение духа (что в монашестве считается нестерпимым злом), старец, со своей стороны, спрашивает: "За что же, за что их побить?" – "Да как же, – отвечает тот, – они всех соловьев поели". – "Ну так что ж? – продолжал старец. – Это их естественное свойство". Да как затопочет ногами, зашумит на Павла Степановича: "Ах ты, сякой такой! Ишь затеял что!" Павел Степанович повернулся было к двери уходить, как старец начал поддавать ему подзатыльники. И стучит, и шумит, и под затылок поддает. Хотел было Павел Степанович поскорее выбежать вон, но так растерялся, что ощупывает руками дверь и никак не может ее найти, а старец продолжает штурмовать. Наконец он кое-как выбрался на дорожку и от сильного огорчения тут же дал себе слово непременно хоть куда-нибудь уйти из Оптиной Пустыни, говоря, что тут каторжная жизнь. Сложившись с таким помыслом, он уже и от старца отшатнулся: дня два или три ходит мимо старца, не кланяется ему, ни под благословение не подходит и даже не смотрит на него. Видит старец, что Павел огорчился до крайности. Пришел как-то сам к его келлии и сотворил по обычаю монастырскому молитву. Послышался внутри келлии ответный «аминь». "Благослови, брате, войти", – сказал старец. Был ответ: "Бог благословит". Вошел старец, помолился на святые иконы и затем с краткою речью обратился к Павлу Степановичу: "Павел Павел! Ты обиделся на меня? Обиделся? Ну, прости меня". И вдруг кланяется ему в ноги. При воспоминании о сем о. Платон сказывал: «Это глубочайшее смирение великого старца, имя которого в свое время славно было не только по всей России, но и за пределами ее, поразило меня до глубины души. Весь в слезах, мгновенно и сам я бросился к старцу в ноги, прося простить меня, малодушного, неразумного грешника. А любвеобильный старец тихо продолжал свою речь: "Что же ты уж и от меня-то ничего не хочешь понести? И если от меня не терпишь, то от кого же возможешь потерпеть что-либо?" Далее старец говорил о том, что терпеть скорби необходимо, что необходимы нам душевные потрясения для нашего же спасения. Так поучив меня, он удалился из моей келлии. Обуреваемый доселе разными сопротивными помыслами, я почувствовал в душе невозмутимый мир и тишину. И после такого случая, – прибавлял о. Платон, – еще более, бывало, полюбишь старца, а о выходе из обители и забудешь совершенно". Впрочем, это едва ли не единственный был случай во все время пребывания о. Платона в Скиту при старце Макарии в продолжение лет десяти. Вообще же старец всегда относился к нему с любовью и снисходительностью».
  6. 1 балл
    Господи,возлюбленный Боже мой,Пресвятая Богородица с всеми святыми Угодниками, спасибо что могу обратиться к Вам и благодарить вас за все. Прошу у Вас здравия и крепости Духа для возлюбленного мужа моего Сергея. Да пошлет ему Господь многие лета и укрепит его дух на пути служения Господу. Прошу с низким поклоном,помолиться за него. Алла
  7. 1 балл
    В Оптиной Пустыни разные категории прихожан. Монашествующие всегда пропускаются впереди всех. Будь то к Чаше со Причастием, буть то на помазание,будь то к мощам, будь то в очереди. Каждый день их жизни, без исключений, наполнен правилами, тоже без исключений. Они в ангельском чине и незачем им толкаться среди нас. Насколько мирен их дух в тот или другой момент - нам непросто совсем понять что, как и почему с ними, разное бывает. Они только в чине, но пока ещё не Ангелы)). Далее есть трудники и трудницы, некоторые из них живут и трудятся при монастыре много много лет. Здесь разное устроение, как и у всех нас в миру живущих, они обычно следуют за монашествующими, они живут по правилам, установленным монастырем. Опаздывать на послушание они не должны. Ещё много приезжающих на день-два. Бывают разные группы, видимо, связано с традициями на приходе. Кто-то пропускает всех и везде впереди себя, кто-то наоборот. Трудники - особая категория, с ними проводятся беседы, как мы видим в роликах. Мужчины в наших храмах проходят впереди женщин. В миру малоосведомленные об этом мужчины норовят теточек галантно пропускать вперёд. В Оптине бывает грань, когда молодые и здоровые трудники не пропустят с ног падающих бабулек. Как уж там их воспитывают - не понятно. Иногда это как раз граничит с отсутствием воспитания. В прошлом году впервые за мои примерно 7 лет в Оптине на рассвете Великой Субботы, после многочасовой ночной службы дежурные монахи у Плащаницы вмешались в труднический "напролом" и разбавляли их первоочередность сестрами. Из правил должны быть исключения. Заповедь о почитании родителей, к которым относятся и старшие по возрасту люди, никто не отменял.
  8. 1 балл
    Ответы появляются тогда, когда мы становимся готовы их понять и принять. А до готовности нужно "повариться". Помоги Господи.
  9. 1 балл
    Житие святого священномученика Иоанна Архиепископа Рижскаго и Латвийскаго (Поммера) Дивен Промысел Божий в Его Святой Церкви. «Не вы Меня избрали, говорит Христос ученикам, но Я вас избрал». От Самого Спасителя получает наше священноначалие благодатную силу и власть учить и священнодействовать, вязать и решить, пасти стадо Его, и так от Апостолов до наших дней. Избранником Божиим на святительское служение стал святой священномученик архиепископ Иоанн, призванный в трагическое и суровое время быть светильником Латвийской Православной Церкви. Против современных врагов, гонителей Церкви, соединивших в себе все коварство и нечестие прежних, стал он на путь исповеднического и мученического подвига. Янис (Иоанн) Поммерс родился 6(19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане. Святое православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на сильное сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в этой семье начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. И вообще, в этой семье любили петь церковные песнопения. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер зачисляется в Рижскую Духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую Духовную семинарию. Иоанн часто уединяется, его можно было встретить в конце отдаленного коридора с книгой в руках. Товарищи к этому привыкли и без необходимости его не беспокоили. И только когда в свободное время группа воспитанников, увлеченная пением и музыкой, собиралась в каком-нибудь классе и импровизировала, тогда Иоанн отказывался от своего одиночества, садился где-нибудь в уголок и тихо слушал выступления товарищей. Иногда по субботам, после вечерних богослужений, приглашали в зал лучших певцов из всех классов и хор пел на разных языках церковные и светские песнопения. Среди приглашенных всегда был Иоанн, обладавший прекрасным голосом и музыкальным слухом. По воле Божией Владыка возвращается в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретенным на предшествовавших кафедрах. На всех этапах своего служения он руководствовался прежде всего идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям. Годы служения Святой Церкви и стояния за веру обогатили святого мудростью и рассудительностью. Он вырос в духовном отношении в мужа совершенна, могущего и других наставлять на путь спасения, и явил собой редкий пример самоотречения и преданности воле Божией. В величайшем смирении проходя стезёй архипастырского служения, владыка Иоанн во всем полагался на Господа, ничего не приписывая лично себе, но во всем сообразовывался с волей Божией. Со смирением принял святитель латвийскую паству под свой омофор. В Риге Архиепископ был встречен своей новой паствой на вокзале и с крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор. Окруженный любовью пасомых, Владыка предпринял поездку по приходам, укрепляя веру и побуждая всех быть твердыми в вере. Он испытывал притеснения властей, но это было ничто в сравнении с пережитым от большевиков в России. Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Только благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица. Только сердцеведец Господь знает, сколько страданий пришлось пережить Владыке, совершая это важнейшее дело. Плодами этого труда мы пользуемся и по сей день. Для достижения этого архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Сейм. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь Святую. Так был положен конец уничтожению Православия в Латвии. Как никто, он знал, что нельзя будет защитить Церковь от страшных кровавых гонений, если к власти придут последователи безбожного учения. Святитель понимал, что неукротимая злоба гонителей поразит не только Церковь Христову, но многих и многих жителей Латвии, находящихся вне лона Святой Православной Церкви. И он бесстрашно обличал нечестивцев, открывая правду и прекрасно осознавая, какие последствия могут его ожидать. Но другого пути сохранения Церкви не было. И святой архиепископ Иоанн осознанно вступил на стезю мученического пути, как добрый пастырь, полагая душу за овцы. Владыка Иоанн свято чтил каноны Святой Православной Церкви и считал важнейшим для самостоятельной Латвийской Православной Церкви духовно находиться в лоне Матери Церкви Московского Патриархата. Он отвергал все потуги Константинопольского Патриархата и Карловацких раскольников заставить Латвийскую Церковь порвать с Матерью Церковью, единство с которой является для нас завещанием святого архипастыря. Не менее тяжелым бременем были текущие повседневные заботы о благолепии храмов, совершении богослужений, восстановлении духовного образования. И этот тяжкий труд принес богатые плоды. Храмы наполнились молящимися. Церковь ожила. Но это были только первые шаги. Вся жизнь и подвижнические труды святителя Иоанна, как архиепископа и депутата, были направлены на служение Церкви, своей Родине Латвии и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях другой национальности. Для него не было своих и чужих, все были братья. Защитник и покровитель обездоленных и беднейших слоев населения, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем, темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора, с зарешеченным окошечком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости. Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. В подвале собора побывали эстонский, финский и английский епископы. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви». Обстановка в келье Владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Нам неведомо, сколько слез было пролито здесь святым исповедником перед святыми иконами. Владыка любовно называл свой подвал «моя пещера» и на проявления сочувствия к своему положению только отшучивался. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении. Владыка очень любил детей, и дети любили его. Как часто с целой ватагой ребят являлся он в книжный магазин и покупал всем книжки, иногда на несколько десятков латов. И радостная толпа детей, часто забыв поблагодарить, рассыпалась по домам, а он с тихой радостью смотрел им вслед. После Пасхальной заутрени, по древнему обычаю, Архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя точно в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было все равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко Владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святым. Добрый к добрым и кающимся, Архиепископ был строг к себе, противостоя упорствующим в заблуждении и врагам Церкви. Охраняя Церковь, он не щадил себя. Результатом неустанных трудов святого стало разрешение открыть духовные школы и семинарию. 1 декабря 1926 года, вопреки всем препятствиям, была открыта Духовная семинария Латвийской Православной Церкви. Это стало радостным событием для всех православных христиан Латвии. Неустанной заботой и трудами молитвенника земли Латвийской с 1921 по 1930 год было построено и освящено десять новых православных храмов, четыре новых храма находились в стадии построения, а нескольким приходам были выданы разрешения на строительство храмов. Благолепием некоторые храмы превзошли довоенное свое состояние. Церкви вновь обзавелись колоколами, огласились прекрасным пением. Но преуспеяние в созидании Церкви Божией вызывало ненависть и нападки врага рода человеческого. Отец лжи обрушил на Церковь и на исповедника потоки злобной клеветы. На что только не было нападок: и на архитектуру храмов, и на колокольный звон, не нравилось и совершение богослужения на церковно-славянском языке. Призывая свою паству к терпению, смирению, любви, к готовности беззлобно перенести посылаемые Господом страдания, святой Архиепископ согревает любовью сердца всей своей многонациональной паствы, следуя словам Апостола Павла о том, что во Христе «несть иудей, ни еллин» (Гал.3,28). Владыке удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви стало сплачивать и мирское общество. Трудами святого Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полнейшем единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой. Это живой пример для нас объединения во Христе всех языков, что делает верного христианина «новой тварью». Защищая интересы простого латышского трудового народа и крестьянства, Владыка вместе с тем выступал и в защиту православного русского меньшинства в Латвии. Был принят ряд законов, предусматривающих открытие русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки и улучшено положение в дошкольном образовании. Защищая в парламенте государства Церковь Православную, архиепископ Иоанн отчетливо представлял, какую страшную опасность таит для всего общества безбожное учение, которого придерживались люди, рвущиеся к власти. Они обрушивали на святого потоки клеветы. Уповая на Господа, памятуя, что «боящийся несовершенен в любви» (1Ин. 4, 18), святой не знал страха, совершая свое исповедническое святительское служение. Святой Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать его проповеди собиралась чуть ли не вся православная Рига. Владыка пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за ее пределами. Добродетель - солнце; зависть подобна тени: она следует за праведником повсюду. С особой жестокостью и яростью дух злобы восстает на верующих во Христа и преуспевших в добродетели. Таков удел истинных рабов Царя Небесного. По этому тесному пути прошли неисчислимые сонмы святых исповедников, мучеников, святителей, преподобных. Козни врагов окружали их отовсюду, ужасная пропасть зияла перед ними, но они оставались непоколебимы, со смирением и терпением перенося Христа ради поношения, клеветы, заушения и иные скорби, притеснения и удары, изобретаемые врагом рода человеческого. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества». Мир всем оружием неправды и злобы ополчается на верных рабов Христовых, все, что мир может изобрести льстивого, несправедливого, жестокого, старается он обратить в средство борьбы с провозвестниками Христовой истины. Святитель Иоанн говорил, что наступает время, когда не только гонения, а деньги и блага мира сего, клевета, лукавство, неправда, распространяемые в печати, через радио и другими способами, отвратят людей от Бога и погибнет много больше людей, чем от открытого богоборчества. В полной мере познал силу этой ненависти князя мира сего Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн. Прошло немногим более полувека, и женщина, оклеветавшая святого, готовясь предстать пред лицем Праведнаго Судии, желая очистить душу свою, написала покаянное письмо, принося исповедь в своем грехе многолетней клеветы. «Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, говорил Архиепископ, приходите со своими угрозами, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля" »(Лк. 2,29-32). Гонения на святого воздвигали не только внешние. Среди гонителей были и клирики Рижского кафедрального собора, обличенные Архиепископом в обмане. Несмотря на усиливающиеся нападки, любовь народа Божия к святителю только возрастала. Архиепископ мужественно противостоял всем обрушившимся на него невзгодам. Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера - место своей мученической кончины. Полагаясь на Господа, Владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Здесь отдыхала душа его от мирской суеты. Свободное время Владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям. Восхождение к горнему Иерусалиму продолжалось, и большая часть пути была уже пройдена. О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года. Никто не знает, кто и каким мучениям подверг Владыку. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню. На похороны архиепископа Иоанна собрались все, кто мог. Кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. И уже на похоронах святого было явлено первое чудо. Это было чудесное видение благочестивому рабу Божию М.И. Добротворскому, который рассказывает: «Вознеся молитвы за усопшего и положив венок у изголовья гроба, я и мои коллеги заняли место на левой стороне собора у арки. Уже шло заупокойное богослужение, но делегации все прибывали и прибывали... Радио-громкоговоритель снаружи собора время от времени сообщал известия о том, как продвигается дело расследования убийства Архиепископа, а потому вновь прибывающие делегации делились с нами последними новостями. Я невольно прислушивался к их шепоту, в ожидании узнать тайну убийства. Но вдруг, когда я прислушивался к очередным новостям, через мое тело прошла как бы дрожь, и, повернув голову направо, я увидел правее гроба с останками Архиепископа его самого, стоящего в полном облачении на кафедре, лицом к алтарю в состоянии молитвы. В правой руке его колыхалось кадило, и при движении его руки слышался звук как бы звонцов саккоса. Я обратил внимание, что митра и облачение были того же цвета, что и у облачений в гробу. Вокруг кафедры стояли богомольцы в светском одеянии, но лица их были мне незнакомы. Как долго продолжалось это видение, я не могу определить, но думаю, что всего несколько секунд, в течение которых у меня было ощущение, что я нахожусь в контакте с Архиепископом, и я знал, что он знает, что я вижу, я знал, что это не проекция моих мыслей, не галлюцинация, это что-то внешнее, не я, что заставило обратить на себя внимание, оторвав меня от внешнего мира и приоткрыв мне завесу мира иного... Чувство спокойствия, истинно духовной радости и удовлетворения за судьбу Архиепископа охватило меня. Когда видение исчезло, я вызвал моих коллег Чернецкого и Магнуса и поделился с ними моим видением. Однако на мой вопрос, не видели ли они Архиепископа, оба дали отрицательный ответ, но оба подтвердили, что видели мой взгляд, устремленный в сторону, показавшийся им странным». Другое видение в конце 50-х годов было человеку, который захотел остаться неизвестным. Он увидел владыку Иоанна в ветхом, истертом, как бы замшелом облачении, но в остальном таким, каким он был в последние годы своей жизни: с первой пробивающейся сединой в густых волосах и бороде и с первыми глубокими морщинами на лице. Облачение до того древнее, что даже невозможно сказать, какого оно цвета, какое-то буро-зеленое с совершенно потускневшим золотом. Но вот Владыка поворачивается спиной, и тут становится заметным, что омофор Владыки начинает немного светлеть. Сначала по нему начинают мелькать искорки, потом они сливаются в змейки, потом вырастают в пятна, которые разрастаются и увеличиваются, так что весь нарамник начинает сиять таким ослепительным, таким нездешним светом, а лик Богоматери на нем выступает так рельефно, так выпукло и в таком ярком сиянии, что приходится зажмуриться. Тут Владыка снова поворачивается лицом, и теперь видно, что омофор посветлел и спереди, и только остальное облачение еще темное, и теперь, по контрасту, кажется прямо-таки черным. И владыка произносит: «Ты все хочешь, чтобы я облачился в новое одеяние, а по мне и это хорошо!». Это видение длилось одну минуту... Память о святом хранилась в сердцах православных и ничто, даже страх преследований, не могло изгладить ее. И мы тако воззовем сице: «Святый священномучениче святителю отче Иоанне, моли Бога о нас. Аминь». 3 и 4 октября 2003 года в Риге состоялось торжественное перенесение святых мощей святого священномученика Иоанна Архиепископа Рижского и Латвийского (Поммера) из храма Покрова Пресвятой Богородицы в собор Рождества Христова.
  10. 1 балл
    19 сентября/2 октября прп. Алексий Зосимовский "...30 но­яб­ря 1898 го­да отец Фе­о­дор был по­стри­жен игу­ме­ном Зо­си­мо­вой Пу­сты­ни от­цом Гер­ма­ном (Гом­зи­ным, † 1923 г.), учре­див­шим в оби­те­ли стар­че­ское окорм­ле­ние и позд­нее став­шим ду­хов­ни­ком пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны в иеро­мо­на­ха с име­нем Алек­сий, в честь свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го. День его Ан­ге­ла празд­ну­ет­ся 12 фев­ра­ля. Отец Гер­ман, при­ни­мая в свою оби­тель про­то­пре­сви­те­ра Успен­ско­го со­бо­ра /Московского Кремля/, все­ми ува­жа­е­мо­го от­ца Фе­о­до­ра, очень опа­сал­ся, что у то­го мог­ли по­явить­ся рост­ки гор­до­сти и са­мо­мне­ния. И он на­чал сми­рять от­ца Алек­сия. Пер­вы­ми по­слу­ша­ни­я­ми его бы­ли кли­рос­ное пе­ние и со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний. Об­ра­ща­лись с ним су­ро­во, ста­ви­ли во вре­мя служ­бы ни­же бра­тии, об­ла­че­ния да­ва­ли са­мые пло­хие. Прав­да, его опре­де­ли­ли ду­хов­ни­ком и осво­бо­ди­ли от тя­жё­лых физи­че­ских ра­бот. Ре­ген­том хо­ра то­гда был иеро­мо­нах На­фа­наил, быв­ший ар­тист опе­ры, окон­чив­ший кон­сер­ва­то­рию и Си­но­даль­ное учи­ли­ще, хо­ро­ший му­зы­кант, но нерв­ный и бес­по­кой­ный че­ло­век. Отец Алек­сий стал петь на кли­рос по-со­бор­но­му. Отец На­фа­наил пре­рвал его и рез­ким то­ном стал вы­го­ва­ри­вать: «Это не Успен­ский со­бор, вы не за­бы­вай­тесь, здесь ре­веть нель­зя». «У ме­ня был хо­ро­ший го­лос, – рас­ска­зы­вал отец Алек­сий об этом слу­чае, – и мне хо­те­лось его по­ка­зать, но я дол­жен был слу­шать­ся сво­е­го ду­хов­но­го сы­на, ко­то­рый был мо­им на­став­ни­ком в этом де­ле». Отец Алек­сий стал сми­рен­но, от всей ду­ши про­сить про­ще­ния у от­ца На­фа­наи­ла. Тот дол­гие го­ды вспо­ми­нал это сми­ре­ние с уми­ле­ни­ем. Раз­молв­ки с от­цом На­фа­наи­лом по­вто­ря­лись и до­став­ля­ли от­цу Алек­сию ис­тин­ное му­че­ние. По­сле од­ной та­кой раз­молв­ки отец Алек­сий был на­столь­ко неспо­ко­ен ду­хом, что но­чью при­шёл бу­дить от­ца На­фа­наи­ла, чтобы про­сить у него про­ще­ния". P.S. всем клиросным посвящается...)
×
×
  • Создать...