Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 19.01.2024 в Сообщения
-
6 баллов
-
5 балловСо Святым Богоявлением, с Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
-
1 балл
-
1 баллГлава 7, стихи 16-18: И далее блудница продолжает речь, стремясь сделать для своей жертвы привлекательным путь греха: «коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью» (Притч. 7:16-18). Здесь блудница показывает привлекательность пути греха с помощью отсылки к разным телесным удовольствиям, и тут не только грубая похоть, но и эстетическая красота обстановки для глаза и приятный запах для обоняния, — в общем, все красиво и богато. После религиозной мотивации ею используется другой способ привлечения на путь греха — плотские наслаждения, красота, удовольствие, роскошь. И доныне блуд в искусстве живописуется как нечто эстетичное — красивые женщины, красивые мужчины, красивая одежда, красивые украшения, красивая обстановка, в общем, все, чтобы представить простой физиологический акт чуть ли не как квинтессенцию всевозможной красоты. Это, разумеется, обман. В реальности же и партнер зачастую отнюдь не красавец, и обстановка далека от роскоши, и сам половой акт не всегда оправдывает ожидания, но даже если бы все было как на рекламной картинке, здесь все равно обман, потому что грех привносит в человека разлад и разъедает его душу, делает в конце концов несчастным. Но точно так же завлекает христианина на путь духовного блуда лжеучение. За многими ложными религиями и ересями стоят многовековые культуры, в которых есть выдающиеся произведения архитектуры и искусства. Нередко с увлечения ими начинается падение в духовное прелюбодеяние — предательство Христа и Его Церкви.
-
1 баллС НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ! Новый русский перевод: 9. В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус и тоже был крещен Иоанном в Иордане. 10. И когда Иисус выходил из воды, Он тотчас увидел раскрывшиеся небеса и Духа, спускающегося на Него в образе голубя. 11. И с небес прозвучал голос: – Ты Мой любимый Сын! В Тебе Моя радость! Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 19-26. "...Рассказ о крещении - текст не реалистический, а богословский и пророческий, использующий библейскую символику. Иными словами, евангелист Марк (как и другие евангелисты) следует здесь не живым рассказам апостола Петра, который, кстати, и не был свидетелем этой истории, живописует не реалистическую картину, но, используя символы, библейские цитаты и намеки, пишет для нас словесную «икону». Скорее всего, Марк в рассказе о крещении Иисуса (равно как и в предыдущем повествовании о явлении Иоанна Крестителя) использовал уже сложившееся в церковной среде устойчивое предание. В нескольких скупых словах описывается не физическая реальность, но эсхатологическое событие. Ведь «отверзание небес» для древнего читателя, знакомого с библейской традицией и убеждениями того времени, означало наступление мессианского времени, означало наступление конца века сего. Дело в том, что в представлениях иудеев той поры небеса закрыты и молчат после смерти последнего из «малых библейских пророков». Они откроются только пришедшему на землю Мессии. И вот небеса отверзаются, как отверзается завеса небесного Храма. И оттуда, от престола Божьего, нисходит Дух Святой и раздается Божественный голос. Молчание небес прервано! Здесь надо сделать несколько комментариев к тексту. Во-первых, следует заметить, что Синодальный перевод пытается «подправить» оригинальный текст евангелиста Марка, у которого в предложении «и когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса...» нет упоминания о Иоанне. Курсив, которым напечатано имя Иоанна, - так называемая конъектура, сознательная вставка переводчика из стремления «объективировать» событие, для чего потребовался его свидетель - Иоанн. Но у Марка (как, кстати, и Матфея) только Иисус видел отверстое небо, сходящий на Него Дух и слышал небесный голос. То есть перевод стихов Мк 1:10-11 должен звучать так: когда Иисус «выходил из воды, Он тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иоанн не был очевидцем этого события. Иначе откуда бы у него взялись впоследствии сомнениявтом, что Иисус-Мессия (Мф 11:2-3; Лк 7:19-20)? То, что изображено в евангельской сцене крещения, происходило только между Иисусом и небесами, то есть миром Божьим. (Небольшое замечание к лексике: в оригинальном тексте отмечено встречное движение Иисуса и Духа - Иисус не просто «выходит», а «поднимается, восходит» из воды, Дух не просто «сходит», а «опускается, нисходит» с небес на Иисуса.) Во-вторых, следует заметить, что в тексте Марка Дух как голубь сходит с разверстых небес не «на Него», а «в Него», в Иисуса, то есть внутренне соединяется с Ним. Возможно, это выражение - просто особенность языка евангелиста Марка. Но возможно также, что речь идет о некоем противопоставлении Иисуса прежним пророкам. Дух временно нисходил «на пророков», а «в Иисуса» вошел навсегда. То, что Дух Божий представлен как голубь (точнее, горлица), отвечает библейской образности. Дух и ветер по-еврейски - одно и то же слово «руах». Ветер и Дух в библейской поэзии подобны птице. Уже в самом начале Книги Бытия, в истории Творения, Дух Божий как птица «носился», как ветер веял над пустынной бездной вод (Быт 1:2), и далее в разных книгах Писания говорится о том, что Бог «воссел на Херувимов, и полешел, и понесся на крыльях ветра» (2 Цар 22:11; Пс 17:11; 103:3). У ветра-Духа есть «крылья», как у птицы. Символическое уподобление Духа (ветра) птице - обычный библейский мотив. Святоотеческая интерпретация этого места... склонна подчеркивать уподобительно-символическую функцию образа горлицы, возражая против его чувственной буквализации. По характерной формуле блаж. Иеронима, здесь “показуется не истина, но уподобление” (In Matth. 3:16). В-третьих, самое важное наблюдение над текстом касается «небесного гласа». Небесный голос произнес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тому, кто хорошо знает Священное Писание Ветхого Завета, слова небесного голоса «Ты Сын Мой» напоминают о знаменитых личностях из истории избранного народа, а именно о царях из дома Давида, которые точно во время церемонии своей интронизации и помазания елеем как символом Духа Божьего слышали пение Второго Псалма: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7). На Востоке цари традиционно назывались Сынами Божьими. Теперь, во время Крещения, с небес снова звучат те же слова Второго Псалма, псалма интронизации, провозглашая Иисуса помазанным Царем, объявляя Его Мессией. Однако Божественный голос с небес произносит не просто «Ты Сын Мой», но «Ты Сын Мой возлюбленный». Грамотным читателям, знакомым с греческим переводом Библии (LXX), это напоминало выражение «сын возлюбленный», которое появляется в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил» (Быт 22:2). И ниже: «Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня. <...> Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя» (Быт 22:12, 16-17). Иначе говоря, слова «Ты Сын Мой возлюбленный» намекают на жертвенный характер мессианского служения Иисуса Христа. Еще важнее продолжение «небесного гласа»: слова «в Котором Мое благоволение». Ведь эти слова должны были напомнить об Отроке Господнем, о котором у пророка Исаии сказано: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него» (Ис 42:1). Но ведь тот же Исаия пророчествует об этом Отроке, что Он будет страдающим Искупителем, который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5). Важно то, что такое представление о страдающем Мессии полностью расходилось с иудейским пониманием Мессии того времени. Конечно, Мессия мыслился человеком смертным, как и все. Но его не представляли себе страдающим за чужие грехи искупителем. Напротив, Он ожидался как величественный и победительный царь и воитель. А здесь - пророчество о Мессии страдающем, о невинной жертве за человеческие грехи. Иудеям это было непонятно и чуждо. Именно по этой причине данное пророчество Исаии в иудейской традиции никогда не относилось к Мессии. Итак, принимая все это во внимание, мы делаем следующий вывод: используя символы, библейские цитаты и намеки, евангелист Марк пишет для нас словесную «икону», а не протоколирует событие крещения. Он уже в самом начале своего Евангелия открывает нам глаза на то, кем был (и кто есть) Иисус из Назарета. Он - помазанный Мессия, Царь. Он - не такой мессия, какого ожидали иудеи, но Мессия, подобный Отроку, или Рабу Господню из пророчества Исаии, т.е. Мессия, страдающий за людей. Он - возлюбленный Сын Божий, приносимый в жертву, о чем напоминает история Авраама и Исаака. Сцена крещения у евангелиста Марка (и у других евангелистов) отвечает не на вопрос, как все происходило, а на вопрос, что по глубинной сути произошло в крещении Иисуса. Марк с самого начала желает открыть читателю глаза на то, кем был (и пребывает) Иисус: возлюбленным Сыном Божьим, который все дальнейшее, о чем пойдет речь в Евангелии, совершил в силе Святого Духа. История толкования данного текста показывает, насколько жгучим в древности и в Новое время был вопрос о крещении Иисуса Христа от Иоанна и о сошествии на Него Духа Святого. Сцена Крещения часто повергала в смущение. Поскольку в христианском вероучении утвердилась идея о безгрешности Иисуса Христа, само Его крещение с целью очищения от грехов становилось непонятным. Непонятным оказывалось и нисхождение Святого Духа на Сына Божьего, воплощенное Слово Божье. Павел Самосатский (III век): «Помазание требуется человеку, Слово в помазании не нуждается». Жан Кальвин (XVI век): «Почему Дух сошел на Христа, если Он всегда покоился на Нем?» Отголосок проблематичности для христианского сознания факта Крещения Иисуса звучит уже в Евангелии от Матфея. Там рассказано, что Иоанн противился желанию Иисуса креститься у него, но Иисус убедил его в необходимости этого шага, «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:14-15). Последующим богословским изобретениям, объяснявшим факт крещения и сошествия Духа на Христа, не было предела. Так, для гностиков в Крещении пришедший свыше «духовный Христос» внешне соединился с «телесным Иисусом» (так называемый докетизм). Существовал адаптационистский взгляд, в соответствии с которым Христос был человеком, которого Бог усыновил в Крещении, после чего Иисус стал Сыном Божьим. Православные же полагали, что Иисус был вечным Словом Божьим, воплощение которого произошло задолго до Крещения, и который не имел нужды в даровании Духа. Так что для них вопрос приобретал особую остроту и разрешался различными путями в более поздней «высокой христологии». Вот лишь некоторые подходы к вопросу о Крещении: A. Акт Крещения рассматривался как свидетельство Троицы: глас Отца, послушание Сына и помазание Духом. Это так называемая «гипотеза манифестации». Известный представитель такого взгляда - Феодор Мопсуэстский (IV-V вв.) . Провозглашение Иисуса Сыном Божьим происходит «не столькоради Него, сколько ради других» (Жан Кальвин). Б. Акт Крещения - материальное обоснование христианскогомтаинства крещения. В древней церкви с глубокой древностимсуществовало мнение, что Иисус своим Крещением очистилмстихию воды: «Он... крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду» (священномученик Игнатий Богоносец, Послание к Ефесянам XVIII). Крещение Христа - прообраз христианского крещения (Феодор Мопсуэстский).мВ восточной традиции главным содержанием праздника Богоявления стало Крещение, и в этот день, как в Пасху, происходило массовое крещение оглашенных. B. Многочисленными уже в древней церкви были попытки понимать Крещение в связи с искупительной смертью или с воплощением. В Крещении Иисус по своей милости солидаризировался с грешниками: «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. <...> То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого» (свт. Иоанн Златоуст). Г. Распространен был также историко-сотериологический тип толкования: «Преслушание ветхого Адама затворило для нас рай, послушание же нового открыло нам небо» (Евфимий Зигабен, XI-XII вв.). Все эти толкования пытались объяснить смысл Крещения Иисуса, нисхождения на Него Святого Духа и небесного провозглашения Его Сыном Божьим, исходя из развитой христологии церкви. В самом же тексте Марка мы, - в отличие, скажем, от посланий апостола Павла или от писаний евангелиста Иоанна, - прямых ответов на вопросы христологии еще не встречаем."
-
1 балл