Jump to content
Георгий Скитской

Следует ли в общественных заведениях крестить пищу?

Recommended Posts

Наверное каждый из нас сталкивался с подобным вопросом: следует ли осенять крестным знамением пищу,находясь в каком либо кафе,где большинство людей, не только не только недоуменно будут смотреть в вашу сторону,но и (как сказал один знакомый моей знакомой),смутившись некоторые могут совершить хулу на Духа Святого . Всегда ли правильно так поступать? Так ли это?

Share this post


Link to post
Guest Анна

Хотелось бы знать четко,как поступать!Тоже пока не нашла ответа.Но в общественных местах читаю соответствующую молитву и крещу пищу мысленно.

Share this post


Link to post

Определенных установленных правил по этому поводу,я думаю,нет.Но, наверное, лучше поступать так,чтобы не смутить окружающих и себя тоже, да и не быть фарисеями.Молитву от сердца мысленно Господь тоже слышит,а для нас она может быть более сокровенна,чем внешние действия.(может я и ошибаюсь)

Share this post


Link to post

Определенных установленных правил по этому поводу,я думаю,нет.Но, наверное, лучше поступать так,чтобы не смутить окружающих и себя тоже, да и не быть фарисеями.Молитву от сердца мысленно Господь тоже слышит,а для нас она может быть более сокровенна,чем внешние действия.(может я и ошибаюсь)

Мысленно,осмелюсь предположить,мы православные христиане безусловно все это делаем , но вопрос мне был задан о внешнем и по сему хотелось бы как раз таки обо всём объективно поразмыслить )

Share this post


Link to post

Я знаю,что перед приемом пищи надо читать молитвы и после тоже, что я и стараюсь делать дома за завтраком или ужином, а вот как быть в общественном месте, я ,например, очень стесняюсь креститься где то в столовой? как быть с этим?

на вопрос отвечает:

 

Протоиерей АНДРЕЙ ЕФАНОВ

 

Доброго дня! Надо молиться перед едой всегда, а вот делать это открыто или же просто помолиться в уме, не привлекая внимания - зависит от обстоятельств. Если это полезно для окружающих, можно и помолиться открыто, если вызовет соблазн - этого лучше не делать, весь вопрос в ситуации. В любом случае нельзя стесняться исповедовать свою веру.

 

Еще добавлю не много от себя,мне батюшка говорил так:- если реакция других людей на молитву отрицательная, лучше помолиться в уме,в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

Share this post


Link to post

Это предельно понятно, спаси Вас Господи! А насчёт осенения крестным знамением непосредственно пищи мирянином? Польза от этого ,как приводится в нижеприведённой ссылке конечно просматривается ,но есть ли в этом необходимость или всё же это делание благословляется только священнослужителям? http://forum.sobor.k...opic.php?p=1245

Share this post


Link to post

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

 

Должно нам помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «…всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 33 – 34), но также и вполне применимые к осенению себя крестным знамением слова Его о том, что являться постящимися, следует «не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. Матф.6: 18). Итак, осенять себя крестным знамением христианину всегда добро, однако же не следует делать это напоказ, из похвальбы, уподобляясь лицемерам, а еще того хуже - с вызовом для окружающих, соблазняя их на грех кощунства и хулы. В иных случаях бывает уместнее про себя прочесть молитву и не демонстративно перекрестить еду в своей тарелке. Если же речь идет о предстоящей трапезе в обществе людей явно чуждого духа, то не мешает вспомнить, а иногда и применить слова, изреченные через святого царя Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс. 1: 1). Стоит также подумать, не соблазните ли Вы кого другим образом: если слишком открыто одетая и слишком ярко накрашенная девушка с оранжево-синими волосами и бутылкой пива в руках будет демонстративно креститься, это будет соблазн, а не проповедь о Христе, а если благообразно одетый, скромно ведущий себя человек не скрывает свою веру – это и свидетельство о Христе, и основание для уважения к самому человеку. Ответы на подобные вопросы других читателей читайте здесь.

Share this post


Link to post

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

Прекрасный и полноценный ответ ! Спаси Вас Господи , Татьана ! )

Share this post


Link to post

Надо молиться перед едой всегда, а вот делать это открыто или же просто помолиться в уме, не привлекая внимания - зависит от обстоятельств. Если это полезно для окружающих, можно и помолиться открыто, если вызовет соблазн - этого лучше не делать, весь вопрос в ситуации. В любом случае нельзя стесняться исповедовать свою веру.

Спасибо за исчерпывающий ответ! Успокоили Вы меня, Татьяна! Спаси Вас Господи!

Мне по долгу службы иногда приходится ездить по городу с сотрудником, который воинствующий атеист. Он знает, что я верующий человек, поэтому при каждом удобном случае обязательно скажет какую-нибудь пакость. Но я к этому уже привыкла. А вот когда в городе приходится бывать и проезжать мимо храма с ним , то у меня рука не поднимается перекреститься. Крещусь мысленно. Всегда очень переживаю, что так поступаю , но как представлю, что всю дорогу человек будет исходить ненавистью и злобой, так руки опускаются сами....

Share this post


Link to post

Любое действие или бездействие предопределяет помысел. И вот по этим самым помыслам человек сам про себя должен определять порочность или добродетельность поступка. Ситуации бывают разные. Я считаю, что если человек не перекрестил пищу, или не перекрестился сам, потому, что в данной ситуации это просто не целесообразно или может кого то подтолкнуть к отрицательной реакции, то этот не что иное как маловерие и лицемерие. Я не знаю таких ситуаций в которых было бы не целесообразно осенять себя крёстным знамением, если руки свободны и время позволяет. Мы всё делаем с Богом и по Его помыслу, даже, простите, в туалет ходим, и ни чего мы без Него сделать не сможем, и во всём абсолютно нуждаемся в его поддержке. К имеющимся цитатам из Святых писаний приведу ещё одну -

"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами." (Мар.8:38)

Если человек не крестится в обществе, например перед приёмом пищи, и при этом ссылается на не соответствие ситуации или возможное искушение осуждения в окружающих, то он просто стыдится и трусит. Разве подобает так поступать христианину? Все эти отговорки про искушение других это попытки оправдания и только. Все мы прекрасно знаем, что элементарная культура и порядочность предписывает "смотреть в свою тарелку". Мы свою пищу крестим, а не соседа по столовой и себя знамением осиняем, а не его. Вы верите в Бога и не стыдясь поклоняетесь ему, при этом ни кому не причиняете ни каких неудобств или стеснений, а если кто не согласен с православной верой, то это его проблемы. У Остера есть такой стишок для детей из "Вредных советов" - "... а кому это противно, тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, пусть и он не пристаёт." Кого мы искушаем на брань, не сатану ли, который в искушаемом сидит? Так на то он и бес, что бы бесится.

Ирина н., а если Ваш сотрудник начнёт Бога хулить и осквернять веру, Вы будете смиренно и кротко молчать, что бы не возбуждать в нём негативных эмоций? Почему Вы с этим миритесь и с чёртом из одного котелка щи хлебаете? Если не можете сменить сотрудника, то смените работу. Христос за нас мученически страдал до смерти, а мы за него боимся слегка пострадать.

Share this post


Link to post

У меня поэтому поводу вообще никаких комплексов нет , я об этом как-то не задумываюсь )) перекрестить пищу уже получается просто по привычке ))

если кто-то при этом искушается , то ко мне пока с претензиями не подходили ) ухмылялись , да , и только )

как говориться , - ... у каждого свои тараканы в голове )

здесь каждый сам для себя делает выбор , у меня уже на автомате не которые движения : перекреститься , пищу перекрестить , кто на машине уезжает перекрестить ... главное чтобы это не было каким-нибудь выпячиванием своей принадлежности к церкви , а то у нас и такое к сожалению бывает ((

были конечно вопросы по поводу того зачем я все это делаю , можно и обьяснить )) в основном люди отворачиваются и дальше занимаются своими делами .

Share this post


Link to post

Согласна с Вами Еремин ))

Share this post


Link to post

Я тоже считаю, что каждый здесь решает для себя сам. Если человек задается таким вопросом: крестить пищу при всех или не крестить, значит он пока не готов к такой публичности. Тогда ему лучше все делать "про себя", в своей душе. Может, придет время и человек изменит к этому свое отношение. Лично я стараюсь креститься мысленно, чтобы молясь не отвлекаться потом на странные взгляды и недоумения разных людей.

Share this post


Link to post

Ерёмин Андрей, спаси Господи! 5-ть баллов :clapping:

Share this post


Link to post

А я в некоторых ситуациях осеняю себя Крестным Знамением со словами:"...и благослови, Господи, пищу, которую ты мне послал." Правильно ли я делаю?

Share this post


Link to post
Guest Юлия

Если почитать книжки,то многие монахи и поклоны делали тайно от своих келейников.Поэтому если вас смущают такие мысли,то лучше не делать явно,а сделать мыслено но только для Бога,чем смущаться и тем самым в падать в грех.

Share this post


Link to post

Во всем нужен разумный подход.Я однажды по не знанию стала читать молитву перед едой в присутствии родных и такой скандал был,ужас.А священник сказал,что я не правильно поступила.

Посоветовавшись со священником и следуя их рекомендациям,сейчас уже могу со спокойной душой перекрестить пищу,а вот молюсь мысленно.От того как мы сами приступаем к молитве или как крестимся может повлиять на окружающих людей.Будет это сделано с любовью к Богу,или по фарисейки.

Share this post


Link to post
Guest Гость

Читал один рассказ в котором описывалась ситуация на станции, где, в былые времена, люди отдыхали и меняли лошадей. Там один из путников в трактире, получив заказанный обед, не взирая на разгоряченных алкоголем присутствующих, стал истово молиться, осеняя и себя и трапезу крестным знамением. Присутствующие, не мало, посмеявшись над благочестивым путником, с сарказмом, спросили его:"Что, мужик, у вас в деревне все такие набожные и молятся перед едой?" На что путник спокойно ответил:"Нет-не все, у нас в деревне перед едой не молятся свиньи, коровы, лошади и прочая скотина..."

Share this post


Link to post

Хочется верить,что в недалеком будущем,и молитва и крестное знамение в общественных местах людьми будет восприниматься адекватно,и как необходимое в нашей жизни.

Share this post


Link to post

Святитель Василий,

Епископ Кинешемский

 

Исповедание и отречение

 

...Великое значение в жизни Церкви имеет иногда открытое исповедание веры или смелое слово обличения неправды даже одним мужественным человеком.

В 1439 году римско-католический папа составил план так называемой унии, или объединения с Восточно-Православной Церковью, стремясь подчинить ее своему влиянию и господству. С этой целью созван был Собор во Флоренции, на который приглашены были представители Православной Церкви. Немало нашлось среди них предателей, которые согласились принять унию, предоставлявшую папству власть над Православием. Но один отец Восточной Церкви, св. Марк Ефесский, человек всеми уважаемый за свою искренность, честность и преданность вере, отказался подписать акт о соединении церквей. И таково было влияние и уважение, которым он пользовался, что римский папа, узнав, что в соборных протоколах нет подписи св. Марка, воскликнул: "Ну, так мы ничего не сделали!" Он был прав: флорентийская уния не привела ни к чему.

Вот что значит иногда стойкость одного человека! Особенно важны примеры стойкой веры и открытого исповедания для молодежи, которая часто ищет и не находит опоры в своих религиозных устремлениях. Представьте себе молодого человека, заброшенного в неверующую среду. Быть может, в его душе и есть правильные устои веры, заложенные еще в семье, но ведь все это, все его духовное мировоззрение находится только в состоянии формирования и потому неустойчиво. Отрицательные впечатления полного безразличия к вере или легкомысленной критики лезут со всех сторон на неокрепший мозг, и капля по капле исчезает детская вера. Для такого юноши найти опору для борьбы с окружающей религиозной холодностью в примере сознательно верующего человека - великое счастье. Некоторые, хотя, к сожалению, немногие верующие, понимают это и не скрывают своих религиозных убеждений.

"Перед молодежью, - говорил как-то известный профессор философ Астафьев, - я не скрываю, но сознательно подчеркиваю свои религиозные верования. Если под вечер, в холодную погоду случится проехать мимо Иверской, когда там пустынно, то случается - перекрещусь маленьким крестом, не снимая шапки. Но если я вижу студента-ученика, то, невзирая ни на какую погоду, снимаю шапку и крещусь широким крестом".

Если от этих образов великих и малых исповедников мы перенесем внимание на свою жизнь, то, наверное, найдем иную картину. Мы не только не считаем нужным открыто исповедовать свою веру, но, напротив, часто тщательно скрываем свои христианские убеждения, как будто стесняясь и стыдясь их. Многие, привыкшие осенять себя крестным знамением, проходя мимо храма, иногда боятся снять шапку и перекреститься, если на них смотрят или если вблизи они заметят знакомого неверующего насмешника. Какая-то странная трусость, навеянная несомненно духом лукавым, овладевает ими иногда! Показаться смешным в глазах этого скептика-недоучки, щеголяющего модным либерализмом воззрений, - это ужасно! Подумайте, что скажут:

"В XX веке веровать! Век пара и электричества - и вера в Бога, как в средние века! Какая отсталость! Да еще по-православному, по-старушечьи! Лютеранство - это еще куда ни шло с его рациональным подходом к религии!.. Но православие! Фи, как смешно!" И православный человек, сжавшись комочком и боязливо оглядываясь на насмешника, старается поскорее проскользнуть мимо храма не крестясь, хотя на сердце скребут кошки, а рука так и просится к шапке.

Так велика эта боязнь насмешки и опасение показаться отсталым, что иногда искренно верующие люди, особенно городского интеллигентного круга, вместо хорошей иконы с лампадой на видном месте вешают маленький, едва заметный образок где-нибудь в углу, да еще под цвет обоев, чтобы сразу и разглядеть было невозможно. Помилуйте! Придут гости, знакомые, интеллигенция... осудят!

Разве это не отречение? - Не знаю Человека Сего!

Share this post


Link to post

Да...Если мы будем остерегаться творить Крестное Знамение из опасений "как на это посмотрят окружающие нас люди", грош нам цена как православным.

Share this post


Link to post

Здравствуйте. Еще три года назад я не могла перекреститься, проезжая мимо храма. Стеснялась ? Наверное, нет. Потому что веру православную исповедовала открыто среди знакомых, коллег, соседей и ,когда приходилось, чужих людей.

 

А здесь - парадокс. Чужие люди, проехали и больше я не увижу их, а они меня. Я не понимала сама себя.

 

Однажды на исповеди открыла свое смущение. Батюшка сказал : " Возможно, кто-то из проезжающих мимо Вас около церкви тоже хотели бы перекреститься, да стесняются. А увидят Ваше крестное знамение и последуют за Вами ".

 

С тех пор мое смущение "как рукой сняло". Стараюсь, наоборот, чтоб побольше проезжающих было перекреститься.

 

Возможно, мой опыт кому-то поможет .

Share this post


Link to post

Арина, согласна с Вами. На днях в автобусе ехала, и молодой мужчина, впереди меня стоявший, перекрестился, когда проезжали мимо храма. Как же радостно стало! Нас уже двое было! А потом на улице, сразу. как вышли из автобуса, бабулечки две - по всем правилам, чинно. В автобусе им в силу немощи (трясет, качает) трудно, видимо. Ну они на улице. Тогда праздник прямо - нас уже четверо!

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...