Перейти к публикации
Лариса Larissa

В современной Церкви большинство - женщины, как тогда мужчинам выполнять свой долг и «быть головой всему»?

Рекомендованные сообщения

 

 Наверное, неплохо бы уточнить, что именно отрицательного стоит за этим словом "эмансипация".

В чем отрицательный момент.

.

О женской эмансипации
 
Монахиня Нина (Крыгина)

 

"Ева" – в переводе значит "жизнь". Такое имя, раскрывающее сущность её обладательницы, было дано первой женщине. Оно запечатлело в себе замысел Творца о предназначении всех женщин, имеющих общую прародительницу, независимо от того, помнят они об этом или нет. Это предназначение касается не только и не столько физического продолжения рода, деторождения, сколько участи в вечности самой женщины и тех, кто должен от неё родиться, кого она совместно с мужем должна воспитать для жизни в Царствии Небесном.

 

Столь высокое предназначение можно выполнить только тогда, когда сами потенциальные носители жизни живут в соответствии с заповедями Божьими, а не противоборствуют им. "На кого воззрю, - говорит Господь, - только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих" (Исх.66,2). Всегда ли современные Евы соответствуют этим характеристикам?

 

К сожалению, нет. Более того, в настоящее время существуют разнообразные общественные движения, деятельность которых направлена на "разрушение до основания" в сознании людей представлений о Богоустановленном миропорядке. К их числу относится и феминистское движение, призывающее женщин к эмансипации, под которой понимается раскрепощение от традиционной системы ценностей.

 

Семья – это малая Церковь. Смысловой удар разработчиков идей феминизма направлен на ценностный, духовный выбор тех, кто находится в самом центре "домашней Церкви" (Рим.16,4), кто является связующим звеном между мужем (главой семьи) и детьми (будущими создателями "малых Церквей").

 

В Православии предусматривается четкая семейная иерархия: мужчина является главой, кормильцем и защитником семьи. Он, находясь в послушании Богу, обладает безусловным духовным, нравственным авторитетом. Женщина должна находиться в подчинении мужу, ибо сказано: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви" (Еф.5,22-23). Ожидается, что женщина будет заботливой супругой ("помощницей ему" (Быт.2,18)), нежной матерью, воспитывающей совместно с супругом своих детей в соответствии с заповедями Божьими, и добросовестной хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как дар Божий и растут в послушании и уважении к старшим. Так должно быть по замыслу Творца.

 

Но что предлагают современные поборники эмансипации? Они призывают сделать всё наоборот. Приведем несколько выдержек из публикаций убеждённых сторонниц эмансипации. Философ и культуролог из Чехии Иржина Смейкалова-Стрикланд считает, что за словом ""феминизм" кроются заявления о женской угнетенности в патриархальной культуре"[1,381-382], с которой и предлагается бороться всеми доступными способами. Её американская единомышленница Барбара Берг в своей работе "Врата памяти: истоки американского феминизма" главное внимание уделяет достижению женщинами большей индивидуальной свободы. Она заявляет: "Это свобода решать свою собственную судьбу; свобода от детерминированной полом роли; свобода от подавляющих ограничений со стороны общества; свобода полного выражения своих мыслей и превращение их в действие. Феминизм требует признания права женщин на индивидуальную совесть и суждение". И всё вышесказанное понимается "как борьба за прекращение угнетения по половому признаку" [1,245].

 

Богоборческая суть женской эмансипации заключается, на наш взгляд, в том, что грех как преступление заповедей Божиих возводится в ранг добродетели. Прежде всего, это касается греха гордости. Современные Евы снова стремятся стать "как боги, знающие добро и зло" (Быт.3,5).

 

Изменяется вектор направленности в духовном становлении женщины. Современной Еве предлагается перевёрнутая система ценностей. Вместо подчинения мужу и помощи ему - горделивое, самодовольное равенство с ним (а на деле – нередко стремление к главенству над ним). Вместо рождения и воспитания детей, ибо сказано, что "женщина спасается чадородием" (1 Тим. 2, 15), - безудержное желание заняться личностным и профессиональным самореализацией, которое при более пристальном рассмотрении чаще всего оказывается примитивным эгоистичным желанием пожить для себя. А ведь "деторождение есть не только исполнение Божия Завета "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"(Быт. 1, 28), но и вид служения Богу, неотъемлемого от брачной жизни" [5, 110]. А как же заповедь Христа: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 24)?!

 

Призыв"пожить для себя", "думать, прежде всего, о себе", так широко растиражированный сторонниками эмансипации, на самом деле является ловушкой, приводящей к "публичному одиночеству", когда наличие других людей вокруг субъективно воспринимается как пустыня. Когда никто, кроме себя, по большому счёту и не интересен. Когда главной целью жизни становится достижение иллюзорного равенства с представителями другого пола. Когда на всё вокруг предлагается смотреть через амбразуру собственного больного самолюбия.

 

Тем не менее, воинственные представительницы "прекрасной половины человечества", увлеченные идеей эмансипации, тоже хотят быть счастливыми в своей жизни. Они искренне верят, что, действуя в жизни как мужчины, будут иметь от неё всё то, что имеют "представители сильного пола" и, добавочно к этому, то, что полагается им как женщинам. Они ожидают, а порой буквально требуют к себе уважительного и бережного отношения со стороны окружающих. Демонстрируя на работе и дома мужской стиль поведения, включающий в себя такие характеристики как "властность", "решительность", "жёсткость" и др., они буквально требуют к себе отношения как к представительнице "слабого пола". "Раскрепощенные" женщины так же настроены на проявление любви и внимания со стороны мужа, заботы и послушания - со стороны детей в собственной семье.

 

Когда убежденные современные "эмансипэ", внешне состоявшиеся в жизни, рассказывают о себе, то обычно приходится слышать одно и тот же: "У меня всё есть". А потом выясняется, что есть всё, кроме счастья.

 

И такой итог неизбежен. Счастье человека зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души. "Страсти" и "страдания" – это однокоренные слова. Вскармливая и взращивая собственные страсти, человек любого пола тем самым увеличивает и меру собственных страданий; обезличивается, обезображивается в той мере, в какой отходит от того, что задумано Творцом.

 

Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге "В поисках истины" описывает свои диалоги со старой дворянкой. В одной из приведённых бесед есть, на наш взгляд, очень точный образ феминисток, который возник у собеседницы архимандрита ещё тогда, когда эмансипация в России и в мире только начинала набирать свои обороты. Умудренная жизненным опытом женщина, в частности, сказала: "Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины из моего круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния – высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать, мужчина это или женщина; их называли "каменные бабы". Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, бесформенные существа. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки,которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами" [2, 64-65]. Это довольно жёсткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц, и, тем ни менее, такой узнаваемый в наши дни.

 

Но почему эмансипация вообще стала возможна? Что является духовной первопричиной столь широкого распространения изуродованного, карикатурного женского образа?

 

С точки зрения русского философа А.И. Ильина, "жизнь без святыни есть первое большое бедствие нашего времени. … Ведь наша земная жизнь имеет свой сокровенный, высший смысл. Он – не на поверхности повседневности мелочной суеты. … Он требует от нас непринужденного признания и решительного предпочтения… Если же мы не удовлетворим этому требованию…, тогда ускользнёт от нас высший смысл жизни и наступит незаметно осквернение её. И не потому, что она станет бессмысленной сама по себе, а потому, что мы начнём жить так, как если бы она была бессмысленной"[4, 7-8]. "Эта лишенная святого пошлость может ко всему примазываться, во всем укореняться; а там, где она проникает и ширится, вырождается всё – как в отдельном человеке, так и в жизни целых поколений" [там же, 11]. На наш взгляд, всё вышесказанное напрямую относиться и к эмансипации женщин.

 

Мнение русского философа И.А. Ильина во многом согласуется с исследованиями психологов. Анализируя образ женщины в истории, американский исследователь Дж. Хантер, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности прямо связывался с распадом морали, с деструктивными социальными последствиями, разрушением семьи [3, 72].

 

Будучи психологом, мне неоднократно приходилось консультировать "раскрепощенных" женщин, обращавшихся с просьбой помочь разрешить серьёзные семейные проблемы. Некоторые из них, привыкшие всю жизнь "пробиваться" и "рассчитывать только на себя", в личной беседе с болью признавались: "Ну, что я могу сделать. Я не умею любить. Я не испытываю чувство благодарности. Я не знала, что такое материнская любовь. Я ничего не могу дать своим детям и мужу. Мне просто плохо". Страшно и больно! В доме без любви и благодарности всегда ощущается могильный холод. А выход только один – впустить в сердце и в свой дом Бога, начать жить по Его заповедям, а не вопреки им.

 

Современным сторонницам эмансипации следует задуматься над тем, что жизнь, посвященная борьбе с Творцом, с тем, что Он заповедал своему творению, больше напоминает смерть. Это путь самоуничтожения. Господь говорит: "Жизнь и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь" (Втор.30.15).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо за такую информативную выдержку.

Только читаешь реплики мужчин, и невозможно отделаться от ощущения, что они все равно считают, что "все зависит от бабы", как сказал когда-то мой однокурсник. Если женщина будет такой-то, то тогда и мы, мужчины, будем растакими-то. Получается, что мужчины сами ставят себя в зависимость от женщин, не решаясь самим определять развитие ситуации. Те же феминистки этим не страдали)) Все равно получается, что кто сильнее и решительнее, тот и глава.

Может, это идет от материнского воспитания. Но ведь и женщина часто берет на себя функции мужа потому, что уже разочаровалась и разуверилась в его способности и готовности быть главой семьи. А инфантилизм сына культивирует потому, что не знает, как по-другому вырастить сына, который соблюдал бы хоть какие-то нравственные нормы. Ведь часто стоит вопрос, воспитать ли "маменькиного сынка" или шалопая-хулигана с непредсказуемым будущим.

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо за такую информативную выдержку.

Только читаешь реплики мужчин, и невозможно отделаться от ощущения, что они все равно считают, что "все зависит от бабы", как сказал когда-то мой однокурсник. Если женщина будет такой-то, то тогда и мы, мужчины, будем растакими-то. Получается, что мужчины сами ставят себя в зависимость от женщин, не решаясь самим определять развитие ситуации. Те же феминистки этим не страдали)) Все равно получается, что кто сильнее и решительнее, тот и глава.

Я не разделяю мнения, что все зависит от женщины. Глубоко убежден, что семья -  сфера обоюдной ответственности в равной мере. Если муж будет думать и заботиться всегда о жене и детях, а не о себе, жена, в свою очередь, будет думать и заботиться о муже и детях, а не о себе, вполне возможно, что в этой семье будет мир, любовь и согласие. Любое стремление к неоправданному главенству, путь не христианский, если же кто-то и является главой семьи, то это не по какому-то сомнительному праву, а естественным образом, в результате образа жизни и устроения семьи, через доверие.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Светлана, Вы удивительно упрямо гнёте свою линию. Читаю все Ваши комменты. Вы хотите остаться "вечно в пути"?

о. "Апрель" чётко, не от себя, от женщины (пусть монахини) привел хорошую выдержку. Женщинам надо научиться смирять себя для начала не перед мужем, а просто смирять гордость житейскую. Как Вам кажется, если священство следит за этой темой форума, значит вопрос рассматриваем принципиальный, насущный и болезненный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О женской эмансипации

 

В Православии предусматривается четкая семейная иерархия: мужчина является главой, кормильцем и защитником семьи. Он, находясь в послушании Богу, обладает безусловным духовным, нравственным авторитетом.

Это в идеале, но в реальности таких мужчин в России очень мало. Где эти послушные Богу мужчины? Есть ли смысл впадать в мечтательность? Нужно как-то жить в той реальной ситуации, которая есть.

Так то все очень хорошо написано, правильно..., только на практике все по другому. Если мужчина действительно такой - послушный Богу, кормилец и защитник, то думаю, что у него не будет проблем найти послушную жену.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Светлана, Вы удивительно упрямо гнёте свою линию. Читаю все Ваши комменты. Вы хотите остаться "вечно в пути"?

о. "Апрель" чётко, не от себя, от женщины (пусть монахини) привел хорошую выдержку. Женщинам надо научиться смирять себя для начала не перед мужем, а просто смирять гордость житейскую. Как Вам кажется, если священство следит за этой темой форума, значит вопрос рассматриваем принципиальный, насущный и болезненный.

Уважаемый ненайденный пользователь, мы тут все обсуждаем животрепещущую тему. 

Я все время выставляю для рассмотрения один очень важный аспект. Потому как главенство мужчин часто срывается именно по этой причине. Я на собственной шкуре хорошо знаю, что такое стремление мужчины быть главой только на том основании, что он мужчина. Хотя человек вполне себе мужчина.

Могу добавить, что беспрекословное мое послушание привело к тяжелейшим последствиям для обоих. Пришлось все перестраивать))

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это в идеале, но в реальности таких мужчин в России очень мало. Где эти послушные Богу мужчины? Есть ли смысл впадать в мечтательность? Нужно как-то жить в той реальной ситуации, которая есть.

Так то все очень хорошо написано, правильно..., только на практике все по другому. Если мужчина действительно такой - послушный Богу, кормилец и защитник, то думаю, что у него не будет проблем найти послушную жену.

Маша, есть опасность, оправдываясь современной ситуацией, нажить очень серьезные духовные проблемы, а главное, через это утерять главный смысл христианского бытия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это в идеале, но в реальности таких мужчин в России очень мало. Где эти послушные Богу мужчины? Есть ли смысл впадать в мечтательность? Нужно как-то жить в той реальной ситуации, которая есть.

Так то все очень хорошо написано, правильно..., только на практике все по другому. Если мужчина действительно такой - послушный Богу, кормилец и защитник, то думаю, что у него не будет проблем найти послушную жену.

Проблемы найти такую, думаю, будут. Если говорить от 18 до 27 лет, к примеру, то при всем изобилии выбор невелик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Женщинам надо научиться смирять себя для начала не перед мужем, а просто смирять гордость житейскую.

Думается, что нам всем необходимо этому учиться и помнить, что сначала мы христиане, а все остальное потом. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошо бы мирянам научиться быть "белой вороной" в миру. Моя 13-ти летняя дочь не может этого вместить. Я в свое время вмещал. Но я шел путем неососзнанного крестоношения в школе. Было нечто вроде дедовщины со стороны хулиганов (кои уже на кладбище). Мой отец прошел еще более худшую школу ( школа, военные и послевоенные годы). Наверное мир должен "надавить" на человека, чтобы он выработал некий иммунитет.


Думается, что нам всем необходимо этому учиться и помнить, что сначала мы христиане, а все остальное потом. 

О да! Себя я тоже имею в виду. Смирение у меня в дефиците. Чуть что- секир башка)

Изменено пользователем user not found

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Апрель

Я пишу из личного негативного опыта в период, когда мы с мужем только пришли в храм. Там священник, все говорил о послушании жен, очень жестко гнул эту линию. Муж мой стал ожидать от меня послушания по типу, как в патериках пишут. Как там старцы послушникам велели сажать растения к верху корнями. Но муж не старец, а я не послушник.)) Или даже хуже... стал ожидать, что как в кино у мусульман показывают послушание жен мужьям, так и у нас должно быть. Уважения в отношениях не было, только иерархия. В общем я была в унынии(еще и физически заболела), а муж в недовольстве. Сначала все же Бога надо хоть немного научится послушаться и людей любить, а уж потом применять все это. Потом я прочитала книги о. Павла Гумерова и о. Максима Первозванского о семье, муж тоже прочитал книгу "Мужской разговор" о. Максима. Как-то здравомыслие стало приходить. А ведь мы чуть было не развелись. Так что духовным младенцем осторожнее надо со всякими этими советами о послушании.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Женщина не вырабатывает "иммунитет", она "прогибается" под давление мiра. Это - норма. Если это не так, то это уже не совсем женщина.

 

Так что не дай Бог Вашей дочери "приобрести" такой "иммунитет".

 

А на самом деле это возрастное, в отрочестве и молодости человек социально ориентирован, он начинает искать соприкосновения с другими людьми и поиска своей второй половины. Если, конечно, в этом его смысл жизни.

 

Не должен отрок бороться с другими людьми в этом возрасте. А синдромы "белой вороны" - это проявление маловерия. Оно и взрослым свойственно, как и прочие проявления самости и какой-то псевдо-рассудительности.

 

В вере важно принять и сохранить традицию, а не рассуждать о том какова она, подходит ли "лично" мне, а может, и пора и диверсию "модернизма" внедрять в нее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Апрель

Я пишу из личного негативного опыта в период, когда мы с мужем только пришли в храм. Там священник, все говорил о послушании жен, очень жестко гнул эту линию. Муж мой стал ожидать от меня послушания по типу, как в патериках пишут. Как там старцы послушникам велели сажать растения к верху корнями. Но муж не старец, а я не послушник.)) Или даже хуже... стал ожидать, что как в кино у мусульман показывают послушание жен мужьям, так и у нас должно быть. Уважения в отношениях не было, только иерархия. В общем я была в унынии(еще и физически заболела), а муж в недовольстве. Сначала все же Бога надо хоть немного научится послушаться и людей любить, а уж потом применять все это. Потом я прочитала книги о. Павла Гумерова и о. Максима Первозванского о семье, муж тоже прочитал книгу "Мужской разговор" о. Максима. Как-то здравомыслие стало приходить. А ведь мы чуть было не развелись. Так что духовным младенцем осторожнее надо со всякими этими советами о послушании.

Послушание, как я уже писал, это результат личного желания человека быть послушником, это личное решение, принятое на основе веры и стремлении ко спасению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но я шел путем неососзнанного крестоношения в школе. 

Это как?Мы вроде все свой крест несём,кто осознанно ,кто нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Послушание, как я уже писал, это результат личного желания человека быть послушником, это личное решение, принятое на основе веры и стремлении ко спасению.

Вот именно на основе веры. Сначала нужно основы заложить. Проблема в том, что у большинства нет этой основы. Послушание может быть только следствием веры обоих супругов. А если нет этой основы, то идея о послушании принимает уродливые формы, потакающие эгоизму, тщеславию и безответственности. Это все равно что к младостарцу в послушание попасть. Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошо бы мирянам научиться быть "белой вороной" в миру. Моя 13-ти летняя дочь не может этого вместить. Я в свое время вмещал.

 

Вот если бы вы попытались не быть "белой вороной" ,это было бы крестоношение для вас,а так в беловороности большого мученичества нет,только услада для собственной гордыньки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здесь палка о двух концах. Женщина вроде и рада положиться на мужчину и смириться перед ним, да порой не правильно воспринимается это смирение. " Ты всего лишь моё ребро" и начинается.... А женщина в силу того, что смиренна, вроде и перечить то особо не должна...

Любви нет в людях и элементарного уважения друг к другу. Виноватых всегда двое. Но что именно и когда в отношениях пошло не так, разобраться очень тяжело. А в последствии уже ничего и не хочется. Поэтому семьи разваливаются, много одиноких людей, и увеличилось число гражданских браков, другим словом простых сожительств. Никто никому ничего не должен. Малейшая трудность, непонимание-все разбежались. Дети варятся во всей этой каше, и вырастают не понятно с какими мыслями в голове.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это как?Мы вроде все свой крест несём,кто осознанно ,кто нет.

Акцент не на слове "крест", а на слове "неосознанное". Это я к тому, что тогда-неосознанное, а теперь осознанное. Речь шла о детстве. Хочется добавить, что никому не пожелал бы такое пройти, хотя многим достаётсе побольше моего. Мой духовник сказал, что если бы меня в школе не согнули, то сейчас я бы выпрямился во весь рост. Речь о гордыне.

Вот если бы вы попытались не быть "белой вороной" ,это было бы крестоношение для вас,а так в беловороности большого мученичества нет,только услада для собственной гордыньки

Не понял. Нет логики. Живите как все- это советуете? Тему всю от начала прочли? Или из контекста вырываете?

Изменено пользователем user not found

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот именно на основе веры. Сначала нужно основы заложить. Проблема в том, что у большинства нет этой основы. Послушание может быть только следствием веры обоих супругов. А если нет этой основы, то идея о послушании принимает уродливые формы, потакающие эгоизму, тщеславию и безответственности. Это все равно что к младостарцу в послушание попасть.

Потому, самое главное,это возрождение духовности. Не в мужском или женском начале заложен успех возрождения, а в возвращении к Богу и жизни по Евангелию. Это и есть основная задача и обязанность каждого в отдельности и всех вместе взятых.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Акцент не на слове "крест", а на слове "неосознанное". Это я к тому, что тогда-неосознанное, а теперь осознанное. Речь шла о детстве. Хочется добавить, что никому не пожелал бы такое пройти, хотя многим достаётсе побольше моего. Мой духовник сказал, что если бы меня в школе не согнули, то сейчас я бы выпрямился во весь рост. Речь о гордыне.

Не понял. Нет логики. Живите как все- это советуете?

Как все сложно,тем более все по-разному.Но упоение своим мученичеством тоже ни к чему.Нас белых ворон много,настолько много,что уже и обычного раскраса никого не осталось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как все сложно,тем более все по-разному.Но упоение своим мученичеством тоже ни к чему.Нас белых ворон много,настолько много,что уже и обычного раскраса никого не осталось.

Упоение мученичеством? Как интересно. Комментировать не стану. Вы как-то стихийно подключились к ветке. Подожду, пока "Апрель" Вам ответит. Я не въезжаю, когда нет логики. Надо сменить "user not found" на "упоённый мученичеством". Звучит !!! :i-m_so_h: Сам упоён и других готов упоить.

Изменено пользователем user not found

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Упоение мученичеством? Как интересно. Комментировать не стану. Вы как-то стихийно подключились к ветке. Подожду, пока "Апрель" Вам ответит. Я не въезжаю, когда нет логики. Надо сменить "user not found" на "упоённый мученичеством". Звучит !!! :i-m_so_h: Сам упоён и других готов упоить.

Что-то не понял, при чем здесь Апрель, если на дворе октябрь))) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...