Перейти к публикации
Ерёмин Андрей

Наши крещеные, но невоцерковленные ближние: как правильно молиться о них (живых и мертвых)?

Рекомендованные сообщения

Любой священник может ошибаться. И поэтому формула: "Как скажите, так и поступлю" не всегда бывает уместна. Особенно, если мнение священника идет вразрез с церковными правилами и словами святых отцов. Если, к примеру, преподобный Лев Оптинский говорит, что «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... ,а кто-то говорит, что это делать не только "можно, но и нужно", то самое время задуматься о правильности такого мнения или хотя бы спросить, на каких основаниях оно выдвигается. Поэтому надо быть всегда осторожным и сравнивать все, что говорит священник с тем, чему учит церковь устами святых.

 

 

Так разве речь идет о том, чтобы делить на достойных и недостойных? Речь идет о том, что человек, отвергавший церковь в своей жизни, просто не может быть причислен к ней посмертно. За него можно и обязательно надо молиться, но самовольно причислять его к церкви только потому, что мы его любим и нам его жаль, неправильно.

Конечно, если человек при жизни не питал в своей душе ненависти к церкви, был крещеным, то за него вполне можно подавать на проскомидию. Тут уж ничего не сделаешь, и остается все предать в волю Божию.

Лично я всегда поминаю своих умерших дедушек и бабушек, зная, что они не были церковными людьми, но на душе всегда после такого поминовения остается тяжкое чувство. И это не просто психологическое субъективное ощущение. Совсем по-другому себя чувствуешь, когда поминаешь родственников, бывших при жизни людьми воцерковленными.

Отец Даниил, из обсуждений выше очевидно, что многие даже и воцерковлённые люди не совсем узнали и разобрались, а иные и не придают должного значения некоторым особенностям и требованиям в молитвах, обрядах и таинствах. По этому хотелось бы более конкретно уточнить, что важно помнить и соблюдать при таких самых распространённых действиях православного мирянина как подача записок о поминании, заказывания панихиды, отпевания, сорокауста, молебна.

 

С первым - подачей записок о поминании на Проскомидии вроде разобрались - можно подавать о крещённых воцерковлённых людях. Можно и о крещённых и невоцерковлённых но обязательно ведущих Богоугодный образ жизни, но не желательно и с пониманием очень большой ответственности и нагрузки за это. Нельзя подавать записки о не крещённых людях или о крещённых, но находящихся в противоборстве с верой, в неприятии её, осуждении, или в ереси. Вроде так?

 

Но где то здесь в теме промелькнула фраза и о панихиде, что нужно руководствоваться этими же соображениями, что и при подаче записок на Проскомидию. Так ли это? Ведь сейчас везде и всегда люди заказывают панихиды всем крещёным усопшим, не зависимо от предрасположения их к вере и к Богоугодной жизни. И священники при служении панихиды не спрашивают о жизненном предрасположении человека. Как здесь быть? И при отпевании?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кажется мне, что одно из самых тяжких искушений - это принимать удары судьбы человеку воцерковленному. Кажется, ведет он благочестивую жизнь, и думается ему, что и наказывать его Господь не будет. А тут: получите. И ведь не все и не сразу понимают, что это крест спасительный. Сказано: "Сыне, даждь мне сердце". Вот как должен человек прилепить все свое сердце к Господу, чтобы принять от него чашу страдания. Тут возлюбить Господа нужно больше, чем и отца, и мать, и ребнка, и самого себя.

Может, борясь с мелкими искушениями, мы постпенно привыкаем к борьбе с ними, ищем путь к Господу. Они нам как маленькие задачки, чтобы найти способ, как к Господу обратиться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В том, что тот, кому он делает зло, может за него помолиться (а по заповеди просто обязан). И по этой молитве Бог его может спасти от зла.

Не верится мне в это. Большенство из тех, кому злой человек делает зло будут ненавидить или злиться в ответ, что только усугубит распростронение зла. Вот например злой человек обидел ближнего, ближний на него разозлился, другой ближний обидил другого ближнего, просто потому что от злости первого сам стал злым и раздражительным, найдеться может 1 из 10 который будет молитсья за злого, но стоит ли из за этого погибать другим десяти? А если бы злой не совершил первого зла, то и молитвы были бы не к чему. Значит в этом смысл? Чтобы у людей было горе и может кто то из них да начнет молиться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не верится мне в это. Большенство из тех, кому злой человек делает зло будут ненавидить или злиться в ответ, что только усугубит распростронение зла.

Что не верится, так чьи это проблемы... Помните притчу о плевелах, там тоже Господь не благословляет ангелам выдергивать плевелы (истреблять грешников) до поры до времени, ради того, чтобы хоть кто-то из злых покаялся. А для тех, кто верует, наличие зла - не великая проблема. Да и вообще, действия Промысла Божия не нам обсуждать, у нас есть всё необходимое для спасения, наша задача - исполнять заповеди, "стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся".

 

 

А если бы злой не совершил первого зла, то и молитвы были бы не к чему.

Вот, Вы сами это видите. Молиться это обязанность и долг христианина, это общение с Богом, проявление нашего произволения, это вообще единственное, что у нас есть для спасения. Спасает нас сила Божия, но желание нашего свободного богоподобного разума это то без чего даже Бог не может нас в рай насильно затащить. И вот, как это ни печально, если бы не было зла, то это произволение в большинстве случаев оставалось бы в нас бездейственным.

 

Значит в этом смысл? Чтобы у людей было горе и может кто то из них да начнет молиться?

Ну да, типа того, гром не грянет - мужик не перекрестится. Я только хочу обратить внимание, что горе это здесь, временно. А если бы его не было, то мы бы прожили жизнь благостно и не вспоминая даже о Боге, а потом загремели в ад навечно. Никакое земное горе с этим не сравнится, так что делаем выводы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мы христиане, а не просто прихожане. Мы по мере сил пытаемся подражать Богу, который есть любовь.

 

Сергей, я полагаю, что вы уже достаточно обрисовали психологический портрет раскольника-старовера. Судя по вашим ответам, вряд ли мы здесь услышим от вас что-либо вразумительное, поэтому предлагаю вам больше не тратить здесь на форуме свое и наше время.

 

Ваши сообщения будут перенесены в соответствующий раздел в качестве иллюстрации к теме о расколе.

 

Если будет желание, заходите сюда недельки через две, если будет что сказать по существу.

Простите, отец Даниил, я вот тут давеча спрашивал правильно ли мне панихиду о крещёном, но не воцерковлённом родственнике заказывать, если не трудно пост № 260 прочтите. Но Вы сильно расколом заняты были... Но видимо теперь освободились.... Или мне то же недельки через две... со своими вопросами не в ту тему? Может ответите, раз уж вопрос этот разбирался здесь не мельком? Вообще это тема какая то получилась "ассорти" и про борьбу с искушениями и про записки на Проскомидию и сами искушения (трубящий ангел удалил) и про раскол... и всё так живо обсуждаемо...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

я вот тут давеча спрашивал правильно ли мне панихиду о крещёном, но не воцерковлённом родственнике заказывать

С панихидой несколько проще дела обстоят. Тут мы в отличие от Проскомидии, просто испрашиваем от Бога милости усопшим. Но при этом надо все же понимать, что во всех прошениях на панихиде говорится о "рабах Божиих", поэтому откровенных богоборцев, сознательно всей своей жизнью противившихся Христу, поминать в этом случае неестественно. Согласитесь, что довольно странно будет звучать прошение о упокоении раба Божия Владимира Ильича Ленина. Церковная молитва подобным людям будет скорее прибавлять им мучений за гробом, чем давать облегчение.

 

При возникающих вопросах о возможности поминовения неверующих людей надо опять же искать всякие зацепки. Если, например, умирающий крещеный атеист изъявил желание, чтобы его отпевали в церкви, то это уже может быть поводом для того, чтобы отпевание над ним совершилось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С панихидой несколько проще дела обстоят. Тут мы в отличие от Проскомидии, просто испрашиваем от Бога милости усопшим. Но при этом надо все же понимать, что во всех прошениях на панихиде говорится о "рабах Божиих", поэтому откровенных богоборцев, сознательно всей своей жизнью противившихся Христу, поминать в этом случае неестественно. Согласитесь, что довольно странно будет звучать прошение о упокоении раба Божия Владимира Ильича Ленина. Церковная молитва подобным людям будет скорее прибавлять им мучений за гробом, чем давать облегчение.

 

При возникающих вопросах о возможности поминовения неверующих людей надо опять же искать всякие зацепки. Если, например, умирающий крещеный атеист изъявил желание, чтобы его отпевали в церкви, то это уже может быть поводом для того, чтобы отпевание над ним совершилось.

"...это уже может быть поводом для того, чтобы отпевание над ним совершилось." - получается, что определённого ответа быть не может?

 

Сколько раз приходилось присутствовать на отпевании дома или на кладбище человека не хулящего устами Бога, но делами своей жизни - ведшего далеко непристойный образ жизни, скончавшихся от упития. Но я же не просто стою и смотрю, а молюсь Господу за усопшего с батюшкой... Вот в литии например - "...Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец...", а я стою и думаю - "Да, что же это я Бога прошу? Безумие какое то ведь. Нельзя же так." Что же уйти в сторону, пусть батюшка один молится? Так тогда где же моё христианство - любовь же превыше поста и молитвы?

 

Родственники мои на кладбище у могилы своих родителей просят меня помолится о них. Молюсь молитвой об усопших родителях и читаю - "...воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии...", а родители их были коммунистами не из страха, а по совести. Молюсь, а на меня глаза всех смотрят вопрошающе - "Ты чего читаешь то?" Молитва какая то лицемерная получается, но ведь отказать в молитве по причине того, что человек в церковь не ходил - не поймут, а разъяснять на могиле, что человек в Бога не верил, грешником был не раскаивавшимся, в аду ему от наших молитв только хуже будет - совсем негоже - побить могут, я то стерплю, но людей искушать нельзя.

 

Но почему то совесть подсказывает, что молится нужно за всех одинаково - не мне же судить о праведности человека, брать на себя Господни власти определять годность людей для ада или рая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"...это уже может быть поводом для того, чтобы отпевание над ним совершилось." - получается, что определённого ответа быть не может?

Есть определенные границы, а рамках которых отпевание может совершаться.

 

Так тогда где же моё христианство - любовь же превыше поста и молитвы?

 

Нельзя оправдывать свое самочиние ссылкой на христианскую любовь, о которой говорит апостол, что она не бесчинствует (1Кор. гл.13). Мы не можем быть любвеобильней Святого Духа, который установил в Церкви пределы и правила.

 

Но почему то совесть подсказывает, что молится нужно за всех одинаково - не мне же судить о праведности человека, брать на себя Господни власти определять годность людей для ада или рая.

В данном случае мы судим не о праведности человека, душу которого знает один Господь, а о том, был ли он в своей жизни членом Церкви или нет. Тут мы судить можем и даже обязаны это делать. Господь пришел к нам как раз для этого: "Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее". Отрицание подобного разделения между последователями Христа и теми, кто своей жизнью Его отрицает, означает отвержение самой идеи спасения через пришествия Христа в мир.

 

В церковном последовании над усопшими мы поем: аще бо и согреших, но не отступи от Тебе... и Троицу... православно даже до последнего своего издыхания исповеда. Как можно эти слова относить к тем, кто до последнего своего издыхания отрицал бытие Божие и учил этому других? Если у человека не возникает никаких внутренних смущений от этого противоречия во время отпевания и панихиды над атеистами, то это скорее свидетельствует не о переполняющей его любви, а о том, что привязанность к умершему человеку превыше его любви к Богу. Человек незаметно привыкает ко лжи и эта ложь впоследствии будет проглядывать во всех его отношениях с Богом.

 

Сейчас издаются чинопоследования молебных пений над самоубийцами и людьми нецерковными. Это именно те варианты сердечной молитвы, которой церковь молится об облегчении участи тех, кто жил и скончался вне ее. В этих чинопоследованиях все названы своими именами и именно это дает возможность без лукавства от всего сердца помолиться о дорогих сердцу отшедших в мир иной людях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сейчас издаются чинопоследования молебных пений над самоубийцами и людьми нецерковными. Это именно те варианты сердечной молитвы, которой церковь молится об облегчении участи тех, кто жил и скончался вне ее. В этих чинопоследованиях все названы своими именами и именно это дает возможность без лукавства от всего сердца помолиться о дорогих сердцу отшедших в мир иной людях.

Если возможно, укажите, пожалуйста каким издательством они издаются. Есть ли там литии или другие поминальные молитвы о почивших не воцерковлённых? Самочинно исключать слова из молитв или изменять их нельзя. Своими словами Господу келейно можно помолитЬся, но не по просьбе же других и вместе с ними. Притом ещё сейчас издаются много молитвословов, о которых часты нелестные отзывы священников, особенно о "толстых" где молитвы на все случаи которые могут возникнуть при родах, на рыбалке, у фрезерного станка..., например "Молитвенный щит" часто нерекомендательно упоминают, на проповеди даже слова Фамусова вспоминают - "Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь." Но вот у меня есть "Православный молитвослов на всякую потребу" - 690 страниц. На отдельном титульном листе аршинными буквами напечатана лишь одна фраза - "По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II". Там есть, например, молитва об умерших без крещения... причём не о мёртворождённых младенцах - это есть отдельная молитва, а именно почивших взрослых не крещённых, это молитва мученику Урару. В ней есть такие слова - "...и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление.." Не понимаю я какое может быть избавление от вечной тьмы некрещёных, из рода неверных, елицы противобожне погребенных? На сайте Ростовского Свято-Михайло-Архангельского храма эта молитва рекомендована как "Молитвы за умерших некрещёных и за самоубийц". Не понимаю, что это? Эдак ведь можно и "дописаться" и до молитв о помиловании и избавлении от муки вечныя бесов и их начальника... Можно ли нам просить Бога от избавления самоубийц от адских мук, не невежество ли это и проявление не понимания Бога? Может правильно всё таки келейно молитЬся о проявлении милости к самоубийцам, а не помиловании их и избавлении? О снисхождении к ним и умягчению страданий, причём с пониманием величины своего дерзновения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я конечно мало, что понимаю в проскомидии и в других обрядах церкви нашей, однако чувствую сердцем, что то обстоятельство, что за некоторых людей не разрешается молится в церкви, не умаляет той молитвы, которая возносится за тех людей келейно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Даниил с Праздником Вас!А если мой папа был атеистом и не признавал Церковь.но перед смертью он попросил икону Богородицы,и не расставался с ней нигде,когда были боли он молча смотрел на нее и просил помощи,к сожалению мы с мамой тогда были не верующие,папа начинал разговор о Боге и смерти,но мы переводили тему разговора(((,он ушел без исповеди и причастия,тихо и спокойно.После его смерти я пришла к Богу через год,мы молимся о нем,заказываем неусыпаемую псалтырь,сорокоуст,обедни,панихиды и дома молимся.У меня вопрос,правильно ли мы делаем?Ведь у него было покояние,но мы ничего для этого не сделали,батюшку не позвали и не кому было подсказать.Как теперь быть,считать его хуляшим Церковь или нет?Простите может и глупый вопрос,ну раз подняли эту тему,стала задумываться,а до этого молилась и заказывала не думая....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Не понимаю я какое может быть избавление от вечной тьмы некрещёных, из рода неверных, елицы противобожне погребенных? На сайте Ростовского Свято-Михайло-Архангельского храма эта молитва рекомендована как "Молитвы за умерших некрещёных и за самоубийц". Не понимаю, что это? Эдак ведь можно и "дописаться" и до молитв о помиловании и избавлении от муки вечныя бесов и их начальника... Можно ли нам просить Бога от избавления самоубийц от адских мук, не невежество ли это и проявление не понимания Бога? Может правильно всё таки келейно молитЬся о проявлении милости к самоубийцам, а не помиловании их и избавлении? О снисхождении к ним и умягчению страданий, причём с пониманием величины своего дерзновения?

 

Буквально вчера или позавчера по нашему местному телеканалу шла проповедь нашего влыдыки и она касалась как раз темы про самоубийц.

Из его слов я понял, что самоубийство, тем и является страшным грехом, что человек совершивший его: лишает самого себя возможности раскаяться в содеянном. Если человек убил другого человека, то он совершает не менее тяжкий грех, но в отличии самоубийцы у него есть шанс покаяться в содеянном.

Далее влыдыка поведал, что если родственники изменят свой образ жизни и посвятят свою жизнь вымаливанию самоубийцы то Бог видя, что смерть того человека привела других в церковь может и простит человека совершившего грех смертный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Буквально вчера или позавчера по нашему местному телеканалу шла проповедь нашего влыдыки и она касалась как раз темы про самоубийц.

Далее влыдыка поведал, что если родственники изменят свой образ жизни и посвятят свою жизнь вымаливанию самоубийцы то Бог видя, что смерть того человека привела других в церковь может и простит человека совершившего грех смертный.

 

Т. е. Ваш владыка прямо призывал молиться родственникам за самоубийцу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Света, в начале проповеди владыка выразил тревогу по поводу слишком частого обращения к нему с просьбой помолится за самоубийц. И он сказал, что церковь не молится за людей совершивших сей грех, но он вселил надежду в сердца людей, что не все еще потеряно! Да, он призывал молится за них и велел изменить жизнь родственников на церковный лад.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И он сказал, что церковь не молится за людей совершивших сей грех,

Раз он сказал, что церковь не молится - значит дома.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Он призывал молиться келейно, т.е. дома?

Вот это я не запомнил, может можно молится и в церкви только нельзя записки подавать или как там не знаю даже. Но могу поинтересоваться на днях если Бог даст!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот послушайте отца Венедикта, по счетчику времени вопрос на эту тему - 1 час 34 секунды и след.вопрос тоже )) (простите, повторяюсь уже в который раз, но там именно ответ на этот вопрос, оень вразумительный)))

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Даниил с Праздником Вас!А если мой папа был атеистом и не признавал Церковь.но перед смертью он попросил икону Богородицы,и не расставался с ней нигде,когда были боли он молча смотрел на нее и просил помощи..

Это как раз из разряда тех случаев, когда человек видимым образом явил сердечное расположение к вере. В вашем случае нет никаких сомнений в возможности поминовений его имени на Проскомидии. То, что происходило в душе вашего папы знает один Господь. И что душа его перед смертью искала помощи у Бога, было очевидно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Батюшка Спаси Вас Господь!Я иногда думаю если бы папа не умер,я так и не пришла бы к Господу,ведь папочка для меня был всем на свете,он очень меня баловал и любил.И теперь единственное что я могу для него сделать,это молиться и заказывать требы.Я год после смерти папы не жила,а существовала,но зайдя в Храм я поняла что это мое спасение.Слава Богу за Все!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой»

О молитве за ближних и их поминовении на проскомидии

 

Как молиться, чтобы обратить человека к Богу? И можно ли подавать записки за нецерковных людей на проскомидию? Отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный за миссионерское служение в Сергиево-Посадском благочинии.

 

Господь создал человека разумным, свободным и хочет, чтобы человек сам осознал, кто он, для чего он живет; проникся всем тем величием дара, который Бог нам даровал, – свободной волей. Конечно, если кто-то из моих близких далек от веры, смеется над Матерью-Церковью, попирает заповеди Божии, я переживаю за него. Если мне этот человек дорог, мои мысли постоянно возвращаются к нему. Мне его не выкинуть из головы – живи как знаешь. Сердце болит за него. И что делать? Мудрый совет дает святитель Николай Сербский в книге «Миссионерские письма».

Скрытый текст

 

Он пишет девушке, которая заменила в свое время младшему брату умершую мать и переживала о том, что он вырос и объявил себя безбожником (ответ 37). Он приводит пример, как одна мать переживала за аморально живущего сына. Что бы она ему ни говорила, он только смеялся и даже на нее руку стал поднимать. И вот тут она замолчала. Больше ничего ему не стала говорить. Взяла на себя по благословению священника – вероятно, самого святителя Николая (Велимировича) – еще один день поста (обычно в таких случаях «понедельничают»: постятся, как монахи, еще и по понедельникам. – О.О.), обильно подавала за сына милостыню, со слезами молилась Богу. Не просто записочку написала, и пусть там батюшки молятся в алтаре, – она сама постоянно утруждала свое сердце молитвой, с болью молилась. Причем молилась так, что это, может быть, кому-то и сложно понять: «Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой».

Святитель рассказывал, что она сама говорила ему:

«Я поняла, что никто под небом не может спасти его, только один Бог, и только каким-то страданием. Поэтому я и молилась о том, чтобы Он послал сыну испытание».

Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство

Нам более известна подобная молитва: «Имиже веси судьбами (т.е. какими угодно путями, Ты Сам знаешь как; это я доверяю Тебе) – спаси его». То есть мать не вымаливала ему благоденствия, здоровья, победы над всеми недругами и врагами, она не желала ему стать начальником и т.д. Нет, она думала прежде всего о спасении его души и молилась Богу с полным доверием: как Тебе, Господи, угодно, так и действуй, но только спаси его. И Господь послал ее сыну болезнь, но именно этот недуг и привел его в чувство.

В этом письме святитель описывает, как мать заботливо ухаживала за ним, когда он уже был повержен на одр болезни, но о вере ничего ему так и не говорила, пока он сам не взмолился: «Мама, помолись Господу, чтобы я не умер». Она говорит: «Сынок, я помолюсь, и Господь тебя исцелит, но ты пообещай, что исправишь свою жизнь». У него – слезы: «Обещаю, мама». И Господь его исцелил. Это один из примеров.

 

Если мы действительно хотим, чтобы что-то изменилось, надо пойти на жертвы, тем самым как бы предоставляя Господу право действовать в жизни наших близких, о которых мы молимся. Вот наш близкий вырвался, как тот блудный сын из притчи, «на страну далече». Он не хочет идти к Богу. И Господь не будет насиловать его волю. Но я, зная, чем для него весь этот выверт обернется, могу молиться за него – уделять свое время, поститься – ограничивать себя в еде, в развлечениях, в каких-то атрибутах достатка, комфорта. А из тех средств, которые я таким образом сэкономлю, подавать милостыню.

«Чтобы наша молитва была услышана, мы обязательно должны жертвовать чем-то», – говорил преподобный Паисий Святогорец, быть готовы понести тяготу брани своего ближнего (Гал. 6: 2). Известно же, что те бесы, которые атаковали душу того, за кого мы молимся, могут – если Господь попустит, а Он нам ничего выше наших сил не попускает, – перекинуться на нас. Но если мы живем духовной жизнью, регулярно исповедуемся, причащаемся, молимся, блюдем свою совесть, нас это не должно страшить. «Ибо Тот, Кто в вас, – говорит апостол Иоанн, – больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). А преподобный Паисий Святогорец потом даже явился одному человеку, который, сжалившись над больной раком девочкой, взял на себя подвиг вкушать пищу через день, и то понемногу, то есть наложил на себя строжайший пост и стал молиться за нее. Когда через 20 дней он уже изнемогал, ему и явился старец Паисий и радостно возвестил: «У Кристины (так звали болящую) ничего нет». Кто-то должен молиться, брать на себя подвиги, обеты. Но, к сожалению, часто мы хотим магическим путем, не прилагая никаких усилий со своей стороны, всё вдруг заполучить да исправить всех вокруг по своему усмотрению.

Часто спрашивают: можно ли подавать за своих неверующих близких на проскомидию, чтобы священник в алтаре, вынимая за это имя частичку, опустил ее в Кровь Христову с молитвой: «Омый, Господи, греси поминавшихся зде честною Твоею Кровию». Правильно ли это будет? Если некто хулит Церковь Божию, смеется над верой, как его можно заочно и против его произволения приобщать к величайшей святыне? Понятно, что если этот нравственно, скажем прямо, мертвый человек близок тебе по крови, то ты себе просто места не находишь, сердце твое переживает за него. Как же тут быть?

 

Обычно на вопрос о поминовении таковых за литургией священники отвечают уклончиво. Это как если бы кто спросил, ни разу не бывав в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как туда добраться, а ему бы ответили: двигайтесь к северу от Москвы. Вроде бы и правильно, а общо. Если будешь двигаться в этом направлении, в лавру, может быть, и попадешь, но точных ориентиров не дано. Как правило, на все эти стенания воцерковленных сродников священники отвечают: «Надо молиться». Но вопрос-то ставится конкретно: можно ли за литургией о таком человеке записочку подавать? Будет ли это ему полезно? И не принесет ли это вред тебе, вписывающему его имя в заказную, как это принято называть, записку? И прямой ответ на этот вопрос вовсе не означает, что Бог кого-то не любит или не желает кому-то из людей спасения. У апостола прямо сказано: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Тут дело только в том, полезно ли такое поминание самому человеку, если он попирает веру? Не зря же Церковь учит: «Бог не спасает нас без нас».

Меня этот вопрос о поминовении не признающих веры и самого очень интересовал, когда я еще только окончил Московскую духовную академию и готовился к принятию сана. Я тогда решил найти письменное подтверждение того, как все-таки именно святоотеческая традиция отвечает на данный вопрос. Один из наших замечательных литургистов Иван Дмитриевский в своей книге «Догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию», в которой кроме изъяснения Божественной литургии помещена переведенная на русский язык книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV–XV веков), дает четкий ответ: частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, поэтому если человек живет по-христиански, то эта частичка подобна жертве за человека, который, по крайней мере, кается в своих грехах и по молитве Церкви получает Благодать Духа Святаго. Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, кто сознательно попирает христианскую веру. Так разъясняет преподобный Симеон Солунский.

Нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение

В доказательство вопрошающим я еще постоянно вожу с собою небольшую книжечку «Всенощное бдение и литургия» издательства Московской Патриархии, вышедшую по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2004 году. В приложении здесь приведены поучения многих святых отцов: преподобного Максима Исповедника из его «Мистагогии», святителя Геннадия Константинопольского, святителя Германа Константинопольского, преподобного Симеона Нового Богослова, святого праведного Николая Кавасилы, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др. Они, изъясняя проскомидию (а это как раз та часть литургии, на которой священник вынимает частички за живых и усопших), прямо свидетельствуют: иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение, как во осуждение будет причащение и тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как учил об этом святой апостол Павел (1 Кор. 11: 28–30).

Протоиерей Димитрий Беженарь
Записала Ольга Орлова

12 мая 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/146086.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, inna d сказал:

Нельзя вынимать частицы за тех, кто живет нераскаянно, потому что это приношение служит им во осуждение

А родители за детей всё равно подадут. И дети за родителей (правда, последнее чаще "об упокоении")...

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...