Jump to content
Мария*******

Мечтательность, фантазия: чем вредны и как с ними бороться?

Recommended Posts

Одна женщина, чье мнение я уважаю, сказала мне о том, что видит во мне такой грех как мечтательность. В принципе я с ней согласна, что есть это во мне. Действительно иногда так размечтаюсь..., а в реальности ничего не сделаю. Но чем еще опасна мечтательность и фантазии? Хотелось бы цитат из Святых Отцов. Ведь раньше(при советском воспитании) не виделось в этом ничего плохого, а скорее даже склонность к творчеству. При осознании греховности мечтательности естественно возникнет вопрос, а как с ней бороться...?

Share this post


Link to post

МарьяМ , вы знаете мы по моему все из фильма "Женитьба БАЛЬЗАМИНОВА ",всё мечтаем как бы нам было приятно и хорошо если .....Самое главное ,что МНЕ приятно . Вот что я нашла на этот счёт : "Дозволение себе мечтательности есть отверстая дверь в область лжи – этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности есть отступление от истины и произвольное самообольщение. Но при особенном нашествии блудных помыслов, когда демоны усиливаются запечатлеть нас образами сладострастия, допускается воображение адских мук и ужасов: тьмы вечной, вечного горького молчания и вечных бесплодных стонов, огня геенского, в котором, как в море, тонут грешники. Образами адских ужасов могущественно изглаждаются сладострастные образы. "

Cвятитель Игнатий Брянчанинов ,Отечник , гл. 25 http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/otechnik=25

Share this post


Link to post

Мне кажется, что мечтательность - это то же самое согласие с помыслами, та же самая борьба с ними.

"Под борьбой с помыслами в православной аскетической литературе принято понимать молитвенное усилие христианского подвижника по противостоянию греховным мыслям (помыслам, образам, мечтаниям)......

Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного (внутреннего) подвига христианина. У христианских подвижников (прежде всего в монастырях) эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной молитвой Иисусовой."

Вот здесь хорошо изложено об этом: http://azbyka.ru/dic...slami-all.shtml

Share this post


Link to post

Но чем еще опасна мечтательность и фантазии?

суть та же, что и у телевизора и прочих штук... человек перестаёт наблюдать за собой, за своими грехами, а только мечтает... причём мечтает всего скорее тоже о чём-то греховном, например, о машине, квартире и т.д. в этом в принципе плохово-то нету ничего т.к. жить-то тоже где-то надо, но плохо когда человек в погоне за квартирой забывает Бога, начинает нарушать заповеди (к примеру не укради), по сути делает себе кумира именуемого "квартира" или "машина" или "муж богатый и красивый который будет исполнять все мои прихоти..."

Бог отходит на второй, третий... план...

святые отцы говорят, что нужно держать свой ум в аду и при этом не отчаиваться спасения... вот это получается полезный тип мечтаний... он отрезвляет и заставляет подумать о том, что нужно в себе изменить чтобы во ад не сойти...

но и даже если мечты "нейтральные" то это просто потеря времени которое можно использовать на что-то душеспасительное... к примеру почитать Евангелие...

При осознании греховности мечтательности естественно возникнет вопрос, а как с ней бороться...?

Призыванием имени Господа... молитвой в общем...

т.е. вредны не сами по себе фантазия и мечтательность, но вредным может быть то о чём человек мечтает и фантазирует... поэтому не в том суть, что надо с ними бороться, но в том как их правильно использовать или не использовать вообще, а всё больше молиться...

Edited by mlsha

Share this post


Link to post

Могу поделиться собственным опытом.Когда приходят мечтательные мысли,я стараюсь на пару секунд остановиться в уме и подумать,,Стоп,от Бога ли они,благословляет ли Бог,чтобы я предавался этим мечтаниям?"Здесь главное-внимательность,это и есть, кстати,пост.А пост неразлучен с оружием-молитвой.Т.е. я поступаю так:останавливаю мысль,как бы держу ее на расстоянии и молюсь Богу.Мечтательность уходит.Проверено.

Share this post


Link to post

Марьям,не знаю может и не стоило мне писать ,но если в спросить об этом священника,возможно он, по воле Божией откроет вам то,что будет полезно.Простите.

Share this post


Link to post

Вот мне первую мысль враг задаёт: стань на паперти,собирай жертвы - дорога далёкая, денег много надо, где возьмёшь; то помолись, чтобы тебя взяли обедать, да накормили послаще. Хвать безумной головой, уже херувимский стих поют, а я ещё не был, не предстоял, не соединялся с Господом! Дай я не буду больше! Так мне пришлось бороться с этими помыслами целые года. (Г.Е.Распутин."Житие опытного странника").

Share this post


Link to post

Спасибо всем за ответы.

Про греховные мечты все ясно. А вот если я, например, мечтаю (и вспоминаю) о море, о лесе, о природе. В этом году не было возможности никуда выбраться из города. Так что часто возникают подобные мечты- воспоминания. Это плохо?

 

Татьяна

К сожалению задать вопрос священнику для меня проблема. Когда и как можно было бы это сделать? Наши священники все очень заняты. Исповедь и то всегда по-быстрому. Ездила я в другие храмы, но за каждым вопросом же не наездишься, да и в других приходах свои прихожане есть, а я в них получается захожанка. Это тогда надо искать просто другой приход... В общем ваш совет мне лично не подходит.

Share this post


Link to post

Николай

 

Какого это Вы Распутина цитируете? Того самого? :wacko: Нет, уж, спасибо, таких цитат мне не надо...

Share this post


Link to post

Но чем еще опасна мечтательность и фантазии?Хотелось бы цитат из Святых Отцов.

 

"Да не увлекут нас мечты и мнения века сего; ничем не различны они с тенью. Многие, уснув богатыми, встали бедными..." (прп. Ефрем Сирин).

"Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет" (прп. Иоанн Лествичник).

"Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния Божественной истины..." (свт. Игнатий Брянчанинов).

"Мечты текут вереницею... а враг сбоку стоит и подбрасывает свои намеки... " (свт. Феофан Затворник Вышенский).

 

по изданию Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни "Сокровищница духовной мудрости", том IV

Share this post


Link to post

...да будет воля Твоя яко на небеси и на земли...

 

какая тут может быть мечтательность?

 

а с личностью Распутина говорят, что не всё так однозначно... много лжи, клеветы... столько много, что теперь вроде как и настоящих концов не отыскать...

Share this post


Link to post

Мечтательность - верная примета праздности. Праздность - мать всех грехов и пороков, верная гибель души.

Share this post


Link to post

«Перестань витать в облаках!», «Спустись с небес на землю!», «Сними розовые очки, на мечтах далеко не уедешь!» - эти бесконечные прось­бы я слышала с детства. Их повторяли на все лады родители и учителя в школе. В университете все радикально изменилось. «Отпусти свое воображение на волю, не бойся мечтать и выдумывать», - твердил мне преподаватель, читавший у нас курс на факультете «Литературное мастер­ство журналиста». Как далеко можно уехать на мечтах? В каком направле­нии? Вредно ли много мечтать? Я отправилась выяс­нять это у протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ им. Ломоно­сова.

 

Мечтатель в себе

 

- Сталкивались ли Вы с тем, что иногда меч­тательность бывает полезной? Одна моя по­друга-мечтательница начиталась английских романов, и у нее появилась мечта учиться в Великобритании. И она выиграла стипендию на обучение, учится сейчас в Лондоне. Ее меч­та привела ее к этому. Это же явная польза!

 

- Здесь, скорее, можно говорить о целеполагании. Мечта тоже была, но не только мечта. Одно дело, если бы она мечтала: «А хорошо бы мне в Англии оказаться!» - и ничего для этого не делала. Другое дело - когда высокая цель побуждает человека к тому, чтобы жизнь свою соответствующим образом строить. Сколько же труда нужно было на это положить! Дур­ная мечтательность приводит к пассивности, а добрая мечтательность, которую я назвал вы­соким целеполаганием, побуждает человека к усилию.

 

- Почему святые отцы считают мечтательность грехом?

 

- Мечтательность в двух случаях оказывает­ся препятствием и опасностью в нашей духов­ной жизни. Первое - это в молитвенной жизни, когда человек начинает фантазировать вместо того, чтобы вести разговор с Богом. Льюис очень резонно говорит в «Письмах Баламута» о том, что можно вместо Бога молиться тому, кого мы выдумали, в том числе - картинке, которую мы нарисовали в своем воображении. И этот выду­манный нами мечтательный, фантазийный об­раз будет замещать Единого Христа Спасителя. Вспомните «Детство» Горького. Алеша Пешков довольно точно заметил, что у бабушки и дедуш­ки было два разных Бога - добрый Бог бабушки, который всех за все всегда прощал, и строгий и жестокий Бог дедушки, который только всех на­казывал. Но ведь и тот, и другой были в какой-то степени выдуманы и не соответствовали тому, о чем мы знаем из Евангелия. Это первая опасная область мечтательности.

 

 

Вторая опасность связана с тем, что человек может уходить в мечту, закрываясь от принятия той жизни, которую ему Бог дает. Он переста­ет жить настоящим, теми людьми, которые его окружают, принятием тех жизненных обстоя­тельств, которые Бог дает, уходя в бесплодную мечтательность о том, что будет когда-нибудь или - еще хуже - что было бы, если бы... Если бы я женился не на той девушке, если бы я ро­дился не в то время, не в той стране, если бы у меня были другие друзья и другие способно­сти, если бы у меня были другие материальные ресурсы - тогда-то я бы уж... И это, конечно, бесплодное и пагубное для души времяпре­провождение.

 

- Мечтательность в духовной жизни. Где критерий, что все, уже заносит, пора остано­виться?

 

- - Можно применить евангельский критерий: по плодам их узнаете их. Если мне кажется, что я хорошо молюсь, но стук в дверь и просьба от близких вынести помойное ведро вводят меня в состояние гневного аффекта, то это иллюзия, а не молитва. Если дивная, светлая картина мира, созданная в моем воображении, пре­рванная необходимостью навестить больную бабушку, вызывает во мне либо уныние от того, что это нужно сделать, либо приступ ненависти к той самой бабушке, из-за которой я вынуж­ден прерваться, то это дурная вещь. Если из-за виртуального, фантазийного, мечтательного страдает ближний, это можно заметить, и не нужно быть гигантом духовной жизни, чтобы понять, что нам те, кого мы выдумали, дороже тех, кто есть.

 

- Вы отнесли к отрицательным свойствам мечтательности уход от реальной жизни. Но ведь в определенных ситуациях это тоже бы­вает полезно? Приведу пример: у меня есть подруга, талантливый дизайнер, женщина, которой за тридцать, всегда очень активная, приятная, но одинокая. И хотя она переживает, что одинока, тем не менее, она - источник по­зитива, никогда никакой депрессии. И как-то она призналась, что - да, ей не хватает второй половинки, но раз так сложились обстоятель­ства - она научилась жить, не впадая в уныние. Она замещает то, чего ей недостает в жизни, просмотром фильмов про красивую любовь. Да, мечтает об этом, подпитывается от героев, но от жизни не ухо­дит, не прячется за фильмами, а таким образом спасается от уныния или гре­хов пострашнее...

 

- Да, человек по-всякому может спа­саться от депрессии, от уныния. Иной вы­пьет - это ведь тоже способ ухода от дей­ствительности. Иной уйдет в мир хобби, и для него кактусы, марки или еще что-то будет такой лазейкой. Еще большее коли­чество людей сейчас бегут в виртуальный мир. По сути дела, ведь то, о чем Вы ска­зали, - это не столько мечта, сколько бегс­тво, хотя бы нена­долго, из тяжелого огорчающего мира в тот мир, где можно забыться.

 

Но как временное обезболивающее та­кие способы, навер­ное, могут быть при­менены и допустимы,

 

если они каким-то образом выручают людей. Они ведь не кардинальны, потому что, условно гово­ря, если мужа нет, к примеру, а годы идут- смот­ри не смотри фильмы про любовь, а квартира-то будет оставаться пустой. И разочарование, кото­рое придет, все равно будет, только более тяжким и более болезненным со временем. Что делать? В идеальном смысле сказать легко - только пусть не подумают читатели, что я становлюсь на котурн и даю им этот совет оттого, что сам сумел бы так поступить. В идеальном смысле мы знаем: для христианина нет конечного оди­ночества, нет конечного разочарования и, в общем-то, мы должны помнить о том, что есть жизнь вечная, ради которой мы созданы. И, мо­жет быть, самое главное, что в этой земной жиз­ни рядом с нами всегда есть Христос, которого мы склонны забывать.

 

И часто бывает так, что наша основная жизнь -с разочарованиями, болезнями, одиночеством -сама по себе, а Бог - где-то отдельно, как некая сфера, область, сектор.

 

«Бог мне прибежище и сила. В Тебе только серд­це мое упокоится», - пишет блаженный Августин. А мы часто не верим, что оно в Нем может упо­коиться. И что в Нем действительно разрешение наших проблем.

 

- А если человек - мечтатель именно по своей натуре? У него богатое воображение, не может он не мечтать. И всю жизнь наступает на одни и те же грабли, шишки набивает, но все равно продолжает наступать, потому что он таким родился, Господь ему дал такой дар - вот так все восторженно видеть сквозь розовые очки. Это данность от Бога, что такие люди большую часть времени проводят в мечтах?

 

Мы твердо должны помнить, что нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению - это слова препо­добного Максима Исповедника. Тем более это относится к свойствам человеческой личности. Каждый человек рождается со свойствами ха­рактера, которые могут быть обращены на бла­го или на зло. Более того: человек не должен пытаться сломать себя, в том смысле, чтобы превратиться в другого. Мягкий - в твердого, деятельный -- в созерцательного, созерца­тельный - в лидера и вождя. Сама по себе со­зерцательность - другое наименование того, что светским языком называется мечтательно­стью, - не есть нечто дурное.

 

Делание и созерцание возво­дят душу человека к Богу. Один идет путем волевого аскетиче­ского усилия. И через делание приходит к созерцанию. Под­линная молитва - тоже опыт созерцания. Поэтому не ломать себя нужно, не запрещать, а об­ращать на благо те черты харак­тера, натуры, личности, которые тебе Богом изначально даны.

 

Мечтатель в жизни

 

- Как Вы считаете, если че­ловек очень приземленный, скептик, может быть, в какой-то степени циничный, без во­ображения, без какой-либо мечты, - ему тяжелее живется в этом мире или, наоборот, он более приспособлен, чем че­ловек-мечтатель?

 

- В этом мире, может быть, ему живется и легче. Потому что кто не очаровывается, тот и не разочаровывается. Как ни крути, а человеку мечта­тельному свойственно имен­но приходить в это состояние очарования, за которым почти неизбежно то или иное разо­чарование последует. С дру­гой стороны, человеку жестко прагматичному непросто найти свое место в Церкви. Пережить ее опыт не как опыт человече­ской организации, потому что тут он очень скоро увидит мно­жество недостатков, и, соот­ветственно, реалистически это оценит: да, в обществе филателистов, может быть, даже интереснее и там все устроено луч­ше, а у иных сектантов еще лучше все устроено. Поэтому у каждого типа характера свои возмож­ности и свои опасности.

 

- В общем, получается, что мечтать - не вредно, главное - мечтать правильно...

 

- В некотором смысле, с какими-то ограни­чениями. Теперь о том, что «правильно». Я бы

 

заменил «мечтательность» другим словом - со­зерцание. Ведь у каждой вещи есть оборотная сторона. Та же самая деятельность может пре­вращаться в суетливость, своего рода растасканность на труды, даже положительные, цер­ковные, благотворительные, семейные, когда человеку сначала некогда голову к небу поднять, а потом и не хочется, а потом - и не можется. По­тому что он все время как белка в колесе, он все время чем-то занят. Нужно уметь остановиться. Нужно уметь побыть одному. Вот у митрополита Антония Сурожского есть целый ряд очень глу­боких рассуждений на эту тему: как трудно нам часто бывает остаться наедине с самими собой. Вот тут, казалось бы, опыт глубины души, опыт созерцания может возникнуть, но нам часто свойственно бежать от этого одиночества - к другим людям, к звонкам, к чтению, к компьютеру, к какому-то общению, просто к шумовой завесе.

 

Уметь вглядываться в себя - это бывает труд­но, потому что то, что можно увидеть в глубине самого себя, не всегда приятно. А иногда больно туда входить. И мы от этого убегаем. Один из пу­тей для правильного развития этой стороны на­шей личности - умение отсечь внешние раздра­жители и вот так побыть наедине с самим собой перед Богом, Даже наш обычный молитвослов говорит: «Перед молитвой побудь несколько ми­нут в тишине, встань перед иконами, пока душа твоя утишится». Это не просто дисциплинарные замечания. Нужно пересечь черту, до которой ты как личность разъят на рефлекторные реак­ции, на необходимость сделать это, подумать о том. Перед тем, как Богу начать молиться, нужно с самим собой сначала встретиться. И тогда это будет не дурная мечтательность, а состояние созерцания, которое человека ведет к встрече с Богом.

 

- Можно ли поставить знак равенства между воображением и мечтательностью?

 

- Думаю, нет. Воображение - это, в каком-то смысле, свойство образа и подобия в нас, то, что, среди прочего, отличает нас от тварей бессловесных. Вообра­жение - это неотъемлемая часть абстрактного мышления, не будь воображения, человек не смог бы заниматься теоретической математикой, физикой, вообще иметь понятие о том, что нельзя пощупать, нельзя конкретно представить. И в этом смысле человека без воображения нет. Есть воображение развитое, как и мускулатура, есть неразвитое. Мечтательность - это другое. Мы определили ее как позитив­ное полагание высокой цели или пассивный уход из жизни. Это уже некая особо развитая часть натуры, которую либо туда, либо сюда мы можем обратить. А во­ображение дано каждому чело­веку.

 

- Значит, человек с богато развитым воображением еще не обязательно мечтатель?

 

- Перельман, решивший тео­рему, которую не могли решить около века - мечтатель или нет? Сложно сказать. Но несомненно, что без очень развитого воображения решение этой задачи невозможно. То же самое, я думаю, - в таких областях, как архитектура. Изобразительное искусство. Нет воображения - не будет результата.

 

Мечтатель в семье

 

- Как уживаются в одной семье муж-скептик и жена-мечта­тельница?

 

- Я сейчас банальности буду го­ворить: скорее, трудно уживать­ся людям очень похожим, просто потому что скучно в какой-то мо­мент становится. Должно быть некое притягивание и отталки­вание для того, чтобы искра вы­секалась на протяжении долгого времени.

 

Два великих русских писателя: Толстой и Достоевский. По­жалуйста, очень развитое во­ображение, и не скажешь, что мечтательность отсутствовала. Две очень реалистические жен­щины рядом: Анна Григорьевна Достоевская и Софья Андреев­на Толстая. Очень реалистиче­ские, совершенно не склонные ни к фантазийноеTM, ни к уходу от практической реальности. У Достоевского счастливый брак, второй, но счастливый. И очень непростая и драматическая исто­рия Софьи Андреевны Толстой и вообще их брака, о котором мы знаем по ее дневникам, - когда две правды столкнулись и не сошлись, хотя она героически положила жизнь на служение творчеству своего мужа. Изначально ничто, никакой набор качеств не гарантирует семейного счастья или не обе­щает заранее крушения. В этом и риск, и счастье жизни, так, как нам дал ее Бог, -что ничто нельзя заранее сказать наверняка. Свобода в самом глубоком смысле слова, данная нам Богом, здесь сохраняется. И это - надежда.

 

- Есть у меня знакомая пара, собирающаяся пожениться. Парень говорит про себя: «У меня натура романтика, я мечтатель», - и действи­тельно постоянно в облаках витает, за него все девушке решать приходится. Что делать, если такой человек рядом? Его никак уже не пере­делать?

 

- Если говорить об устроении семейной жиз­ни, то надо очень твердо взвешивать, готовы ли мы такого человека рядом с собой потерпеть? Хватит ли нашей любви и терпения? В особен­ности если речь идет о том, что романтик - это юноша, а решение должна принимать более крепко стоящая на ногах девушка. Муж-мечта­тель (да такой, что нет особенной надежды на его исправление) - это очень большое испыта­ние для женщины, которой нужно приготовить­ся к тому, что вся или почти вся практическая составляющая жизни семьи будет на ней. И ре­шать - девушке. Вот недавно беседовал я с од­ной женщиной, муж которой - очень необычный человек. Несомненно, очень талантливый, знает множество языков, яркий преподаватель, но аб­солютно неприспособленный к этой жизни. Его обманывают, его нещадно эксплуатируют, не платя за его работу те деньги, которых он заслу­живает, и, как бывает в таких ситуациях, супруга от этого страдает. Вот я ей говорю: «Представь­те, что бы было, если бы Ваш муж сказал: "Нет, я не соглашусь на такое расписание, чтобы мне по паре ставили раз в три дня, чтобы я ездил по полтора часа, преподавал полтора часа и до дому добирался. Не буду я писать эту статью в сборник, потому что неизвестно, поставят ли ее и заплатят ли мне"». Сначала она загорелась: да, вот как было бы хорошо! А потом сказала: «А тогда бы это был не тот человек. А я полюбила своего мужа». Вот оно! И вот если полюбишь, примешь человека таким, какой он есть... Но принимай до конца, не пытайся сломать и пе­ределать. Что-то корректируй, конечно, не дай растечься кляксой, не дай, чтобы он, как улитка в ракушке, прятался. Но не переделывай, ведь ты его приняла когда-то именно таким. Неси та­ким, какой он есть.

 

Share this post


Link to post

"Бойтесь своих желаний, ибо они могут сбыться".:)

 

Отцы как всегда более точны в своих рассуждениях. Мечты сбываются - это факт. Но не без промысла Божьего. И если мечта вполне благая и досегаемая, то это уже цель, которая заставляет двигаться вперед. Главное, не потерять Бога в своем целепологании.

Share this post


Link to post

Тут вот на главной странице сайта-то ответ на вопрос топика в принципе-то опубликован :)

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ПОГИБЕЛЬЮ ДВИЖЕТ НЕЗАМЕТНЫЙ ПОМЫСЛ

 

Охранять свою душу от помыслов – это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: да зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла – что же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении.

 

Святые Отцы говорят, что есть помыслы от Бога, помыслы от себя, т.е. своего естества, и помыслы от бесов. Для того чтобы различить, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость.

 

Послужившие Христу воцарятся с Ним. Он им тоже «Свой». Теперь же особенно легко отпасть от Христа и подпасть под власть темной силы. Идешь по улице и видишь: в окне выставлена книга, трактующая, ну, хотя бы о Божественности Христа. Помысл говорит: зайди, купи книгу, прочти. Хорошо, если человек не поверил этому помыслу, если сообразил, что внушается ему эта мысль сатаной, что книга эта враждебна учению Св. Церкви. А другой, смотришь, зашел, купил книгу, прочел – да и повернул в другую сторону, отпал от Христа. Где начало его падения? В помысле лукавом.

 

Будем стараться исправить свою жизнь и непрестанно каяться в грехах своих. Но является вопрос: а как стяжать покаянное чувство? Единственно – непрестанною Иисусовой молитвою. Будем творить эту молитву по силе своей, и Господь не оставит нас. Он будет нашим Помощником и Утешителем, и введет нас в Свое Царство.

 

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского

 

ПОМЫСЛЫ, СОМНЕНИЯ, МЕЧТАНИЯ - ещё на эту тему от старцев оптинских

Share this post


Link to post

ПОМЫСЛЫ, СОМНЕНИЯ, МЕЧТАНИЯ - ещё на эту тему от старцев оптинских

 

Я только не понимаю вот этого " Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять – в вашей"

 

В чем разница когда "отгоняешь" и "не принимаешь"? Когда приходит помысел, особенно явно нечистый и нехороший, то если ты в трезвом, ясном уме, то и не соглашаешься, не слушаешь, прочь отметаешь и т.п. Это значит "не принимаешь" помысел? А что значит тогда "отгонять"?

Share this post


Link to post

Я только не понимаю вот этого " Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять – в вашей"

помыслы бывают от Бога и ангелов, от себя самого, от падших духов

не знаю как на счёт отогнать помыслы которые от себя... но полагаю даже и это не возможно падшему человеку...

а прочие помыслы тут просто :) пойди попробуй отгони от себя того или иного духа :) хотя справедливости ради стоит сказать, что, к примеру, ангела-хранителя от себя отогнать человек может легко своими злыми делами т.е. вымазаться "грязью", ну да думаю это и так понятно... а вот аналогичным способом чтобы отогнать от себя духа падшего уже посложнее будет т.к. надо облечься в благодать Божию...

В чем разница когда "отгоняешь" и "не принимаешь"? Когда приходит помысел, особенно явно нечистый и нехороший, то если ты в трезвом, ясном уме, то и не соглашаешься, не слушаешь, прочь отметаешь и т.п. Это значит "не принимаешь" помысел? А что значит тогда "отгонять"?

понимаю так, что "отогнать" значит сделать так чтобы помысел не пришёл вовсе... но наш выбор принять его или не принять...

не всегда помысел приходящий сразу можно трактовать как плохой... Вы сами понимаете и пишите, что явный злой помысл человек сразу отметёт... так и падшие духи это прекрасно понимают и потому могут зайти "из далека" довольно хитро и коварно... собственно, выше, в примере про книгу с ересью этот вариант развития событий и описан...

Share this post


Link to post

Мы не можем запретить вовсе появляться каким либо определённым мыслям в нашем сознании. Не можем выбирать и устанавливать себе - "Вот об этом буду вспоминать и думать, а об этом ни когда больше не помяну ни разу. Это буду хотеть, а это не буду." Мы рождены по воли Божьей и должны пройти испытание и становление души в этом земном мире, где по попустительству Бога правит сатана, и слуги его подступают к нам с соблазнами на совершения грехов. Греховные помыслы это способ обращения бесов к нам из воздУхов - призыв и совращение на грех. Мы должны услышать этот призыв, понять его и отвергнуть - в этом смысл исправления повреждения человека первородным грехом. Ева услышала соблазны змея - искусителя, приняла их и впала в грех и с Адамом отпала от единения с Богом. Потому и низвергнул сам себя человек из рая на землю, что бы на земле, как в послеродовом карантине, проходить множественные испытания соблазнами змея - искусителя. Не отвергать их и не бороться с ними - гибель, а противостоять и отвергать прилоги и искушения - достойно готовить себя для жизни после "карантина", оправдывать себя перед Богом. По этому помыслы греховные, си речь - домогания бесов, к нам приходить неприменно будут, испытывая нас по воли Божьей. А если не приходят помыслы вовсе так, что и не принимать нам нечего, значит отступили от нас бесы - Господь им запретил, так как стали мы святыми и делать нам здесь на Земле больше нечего.

Share this post


Link to post

Как получить праведное мышление?

 

 

 

Начало праведного образа мыслей — слушание и чтение Слова Божия и [творений] святых отцов (преп. Ефрем Сирин).

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...