Перейти к публикации
OptinaRU

Expert Online: История оранжевого подризника

Рекомендованные сообщения

Ленты информационных агентств что ни день приносят сведения о всё новых вызывающих, провокационных, а в самое последнее время - открыто враждебных акциях нынешней киевской власти против Русского Православия. Последний по времени, но не по значению эпизод в этом ряду - демонстративный отказ украинских пограничников во въезде в страну председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Илариону, прибывшему с Патриаршим посланием на торжества по случаю 75-летия митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.
 
То, что историческую Украину невозможно отделить от исторической России, не разорвав предварительно надвое «церковную светлую катапетасму» православного единства Святой Руси, - это во все времена и очень ясно понимали как друзья, так и враги русского мира. Последние как раз и руководствуются этим сознанием, ныне осуществляя всё более активное и решительное наступление на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и её твёрдый выбор в пользу судьбоносных приоритетов общей Киевской купели восточного славянства.
 
Однако вот парадокс: то, что плохо для традиционной русской духовной общности по обе стороны Днепра, отнюдь не обязательно будет хорошо для националистической этноконфессиональной химеры, в случае если таковая воровским или насильственным образом попытается утвердиться на чужом святом месте. И даже более того. К прискорбию, сегодня очень и очень немногие трезвомыслящие головы отдают себе отчёт в том, что именно духовное единство православных верующих в России и на Украине является залогом и гарантией государственной целостности Украины в её нынешнем кризисном состоянии. Ибо любая попытка светской власти в союзе с поддерживаемыми ею раскольниками и самосвятами решительно атаковать каноническую Церковь Украины с куда большей вероятностью привела бы к окончательному распаду соседней страны, чем любой другой из ныне действующих факторов её дезинтеграции.
 
Пытаясь в противовес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата механическим способом слепить «незалежну церкву» из трёх других не признаваемых Вселенским Православием местных юрисдикций, сторонники и проводники этого курса либо не знают недавней истории взаимоотношений между ними, либо предпочитают не вспоминать о ней. И о той малодостойной роли, которую ещё недавно играл в этом деле Михаил Антонович Денисенко, после извержения из сана митрополита Русской Православной Церкви придумавший для себя забавную опереточную титулатуру «патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет». Впрочем, для украинских верующих, знакомых с удивительными пророчествами преподобного Лаврентия Черниговского, такое чудо отнюдь не стало новостью: «В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
 
Это уже в наши дни среди антиправительственных, антироссийских и шовинистических лозунгов на баррикадах киевского Майдана можно было видеть броский плакат: «Філарет - це годний патріарх!». Это уже в наши дни Филарет на пару с предстоятелем Украинской греко-католической церкви архиепископом Святославом (Шевчуком) приезжал в Вашингтон к вице-президенту США Джозефу Байдену, чтобы доложить ему и американским сенаторам о положении дел на Украине. Это совсем недавно в пасхальном послании Филарет называл Россию «врагом украинского народа, обречённым на поражение» («ворог українського народу приречений на поразку»).
 
А ведь были времена, когда местоблюститель русского Патриаршего престола Филарет обличал украинских автокефалистов и униатов как ненавистных раскольников, действующих по прямым инструкциям подрывных националистических центров, окопавшихся на Западе. Правда, в те поры - то есть ещё до вице-президента Байдена и заокеанских конгрессменов - тогдашний митрополит Филарет со всем вниманием прислушивался к своему тогдашнему куратору от КГБ и личному другу полковнику Томашевскому, который умел ценить правильных людей и активно лоббировал кандидатуру Филарета как наиболее желательную при предстоящем избрании Патриарха.
 
А ещё раньше, при жизни митрополита Никодима, именно этот выдающийся архипастырь Русской Церкви был тем центром силы, которая провидела будущие беды от Филарета. И выступала, в частности, против планов разгрома униатских приходов в Западной Украине, которые тот стремился уничтожить подчистую. «Форма определяет содержание!», - в полном согласии с известным постулатом, тиражируемым диалектическим материализмом, заявлял тогда Филарет. Линию Владыки Никодима деятельно поддерживал его ближайший ученик и будущий Святейший Патриарх Кирилл, а в те времена - архиепископ и ректор Ленинградских Духовных академии и семинарии. Мало кто знает, что, несмотря на запрет светских властей и реально рискуя своим положением, он принимал на обучение хлопцев, приезжавших с Западной Украины в северную столицу, потому что получить духовное образование в другом месте у них шансов не было. В то время это было чревато очень нехорошим обвинением в «тайной поддержке униатов», на что не упускали случая обратить внимание филаретовцы. Однако теперь на Западе Украины живут и служат в разных общинах десятки, если не сотни бывших воспитанников нынешнего Патриарха Кирилла, которые до сих пор сохраняют добрую память о своем ректоре.
 
Внутренне связана с этой историей и очень острая для своего времени проблема легализации запрещённой в СССР Украинской греко-католической церкви (1989). И тогда тоже позиции митрополитов Кирилла и Филарета в отношении судеб православия на Украине кардинально разнились. Филарет тогда настаивал на проведении максимально жёсткой линии в отношении греко-католиков, постоянно ссылаясь при этом на позицию Верховного Совета УССР, которая была сформулирована в одном кратком, но вполне исчерпывающем тезисе: «Униатская церковь никогда не будет легализована на территории Украины». Возглавляя на тот момент Украинский экзархата Русской Православной Церкви, Филарет неоднократно публично заявлял, что никакой проблемы греко-католиков на Украине не существует и никаких репрессий по отношению к ним никогда не было.
 
При обсуждении в лоне Православной Церкви вопроса об униатах митрополит Кирилл выдвигал свои контраргументы позиции Филарета, исходя из вероятных сценариев развития позднесоветского общества уже в ближайшем будущем. Это приводило Филарета в ярость, которую он не считал нужным скрывать. Между двумя митрополитами постоянно происходили открытые конфликты на заседаниях Священного Синода.
 
Таким образом, один из оппонентов олицетворял собою идеологию «партии войны», всецело отвечающую отношению Компартии Украины и КГБ УССР к униатскому подполью. Другой выступал за необходимость диалога с греко-католиками, за предотвращение актов насилия на религиозной почве, за политику замирения сторон, втягиваемых в конфликты, - во имя сохранения «духа мирна» в украинском обществе. В практическом плане это означало: митрополит Кирилл предлагал разделить храмы, имеющиеся в трёх западноукраинских епархиях, между православными и униатами с учётом существующих реалий, а также интересов каждой из сторон. Филарет, напротив, всячески форсировал конфронтацию и отвергал возможность какого-либо компромисса с греко-католиками.
 
Все эти вопросы обсуждались в том числе и в рамках «Четырёхсторонней комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине» (в составе представителей Московского Патриархата, Римской курии, Украинского экзархата Русской Православной Церкви и Украинской греко-католической церкви). Заседания её проходили в московском Даниловом монастыре. В тот момент на переговорах возобладала установка на противоборство, и перспективы урегулирования на Западной Украине разгорающегося православно-униатского конфликта автоматически переместились в плоскость силовых решений. Тех самых, за которые ратовал Филарет, активно участвовавший в переговорном процессе. Как говорят теперь на Украине, героям слава.
 
Впрочем, все эти события происходили ровно два десятка лет тому назад. Но разве же мог тогда знать Филарет, что ему придётся вместе с главным украинским униатом совершать политические паломничества в Вашингтон, выступать от имени «незалежной церквы» перед радикалами бандеровского Майдана, проклинать со своего самосвятского амвона страну и Церковь, с которым была неразрывно связана его судьба на протяжении многих десятилетий? Такое даже полковнику Томашевскому и в страшном сне не могло привидеться.
 
Зато теперь Филарет верно служит новой власти и всецело соответствует новой генеральной линии светской власти. Так, комментируя нынешние события в Малороссии для 5 телеканала, киевский лжепатриарх не постеснялся выступить фактически с призывом к убийствам: «Церковь благословляет защищать свою Родину. И призывает к этому нашу власть, чтобы она была более решительной. Потому что время уже пришло, когда нам надо показать свою силу и свои возможности». И силы, и возможности, как всем известно, были продемонстрированы в полной мере. Тех сограждан и единоверцев Филарета, которых это трагически и напрямую коснулось, он не отпевал.
 
А 3 мая 2014 года Филаретом обнародовано специальное «Заявление по поводу эскалации насилия в Украине». Из этого документа можно узнать много ненового и неинтересного. Например, что «Славянск Донецкой области фактически захвачен террористами, которые берут в плен заложников, пытают и зверски убивают людей». Или что «за этой вспышкой насилия и террористическими акциями стоят специальные службы Российской Федерации». А за ними - «политическое руководство России и лично ее Президент». Ну, и без своих предателей в таком всенародном деле тоже не обойтись, и поэтому «служащие российских специальных подразделений, завербованные ими агенты среди украинских граждан, наемники из России делают все для того, чтобы раздувать противостояние, делать провокации, приумножать жертвы». В общем, вполне государственная украинская риторика. Как прежде - государственная советская.
 
Вот только напрасно теперешняя украинская власть в своей бесперспективной «боротьбе» с каноническим украинским Православием делает ставку на подобных персонажей. Ведь очевидно, что в первую очередь для неё же самой это неизбежно окажется худшим выбором из всех возможных. Впрочем, если именно такой выбор нынешние киевские руководители с удручающей регулярностью делают во всех других вопросах государственно-общественного бытия современной Украины, то почему только церковные дела должны здесь стать исключением?
 
 
Автор: Виктор Малухин, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
 
Expert Online

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда смотришь на Филарета, такое впечатление, что он будет жить вечно при всех украинских правительствах )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Во всем видно проявление человеческой греховной натуры.Явно виден промысел Божий, но нам трудно пока его понять. Но то,что православные увидели истинное лицо корыстного человека,который,не по вере,а по властолюбию,адаптируется к так называемой новой власти  - очевидно. БОГ ему Судья,за его попытку,потстрикать людей на кровопролитие,,с него и спросится.А вера православная и милость Божья да поможет православным христианам Украины,нужно молится за них.Спаси Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
 Новороссия!русский люд с тобой

  не чужда нам всем, твоя скорбь и боль

  народ-мученник,с злом сражается

  кровь невинная проливается

  Русь Святая вся,в храмах молится

  да погибнет зло,вражда сломится.

  мира,здравия БОГ ГОСПОДЬ пошли!

  и от жертв народ,БОГ-убереги!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да.. Печальные новости... Явно одно: за украинского Филарета нужно молиться... Только Бог поможет!

Такое ощущение создается, что многие просто зомбированы ненавистью к России и Президенту нашему! Да еще в такой момент... В такие события... Я про Олимпиаду! Стали подниматься чуток, тАкой спортивный комплекс отгрохали, весь мир удивили и на тебе... Тут же нападки! Помоги Господи! Нашей стране, нашему Президенту, нашему Патриарху!

Чуть что в мире- Путин виноват, его рук дело... Вот вражина сработал то как... Но как говорят святые: при подобных напраслинах- нападках, венцы просто сыплются! Дай Бог только ВВПутину мудрости!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Явно одно: за украинского Филарета нужно молиться...

Только учтите, что он отлучен от Церкви, так что молиться можно только своими словами. Записки в храм уже нельзя подавать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Понятно! Жалко что он не смирился! А может успели и прочипировать? Вот лезут такие мысли что то мне! Американцы очень хитрые, способны и на это в своих целях!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Блаженная Алипия Авдеева называла Филарета Денисенко раскольником ещё в те времена, когда по ТВ показывали фильмы типа "Четыре танкиста и собака". Герои этой ленты известны:  Ярош - командир танка, Саакашвили - водитель. Узнаёте фамилии? Только с другим знаком и все рвутся в президенты. Остались только Янек с собакой и Гуслик, такая вот история.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уже явно видно как бесятся " министры" " патриархи" " президенты".. Ничего же не получается... Доходят до посмешища.. Господи помилуй! Открыто матерятся крупные чиновники на нашего ВВПутина... А попробуй сказать все напрямую в лицо? Ведь не смогут... Смотреть даже больно по человечески на них... Господи помилуй! Жалость вызывают.. А как нашего Патриарха выставили... Жалкие трусишки!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У Филарета Денисенко уже похоже совем "крыша поехала". Такие агрессивные заявления выдаёт, что похоже готовится он уже к своей посмертной славе. Сам идёт в ад и таких же слепых за собой тянет. Недолго уж ему осталось на этом свете. Может ещё покается. Господь милостив, а чудеса и сейчас не редкость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Сегодня встретили приехавшую с Украины  близкую знакомую. Очень вас всех прошу - по возможности воздержитесь от ваших любых комментариев. Любых. Дело совсем непростое. Там великая боль, много обмана, заблуждений. Можете себе представить как хотелось расспросить, узнать - что? как? Почти ничего не получилось. Настолько все непросто. Много слез. Я только встретив ее поняла насколько людям там тяжело. Она не с Юго-Востока.  Не подливайте масла в огонь - пожар и так велик. Жизнь продолжается. Она должна продолжаться. Людям надо как-то жить. Я даже как-бы вынужденно спросила - так может не надо молиться за Украину? Раз все хорошо, а в обмане мы..Не знаю, где правда...Поняла только одно - любое наше слово может сильно ранить, может добавить боли. Тысячу раз правы те, кто считает, что только Божией милостью, нашими молитвами можно помочь - больше наверное уже ничем. Простите меня!

 

Какое утешение было слышать в Оптине за каждой Литургией ( а их ежедневно две, а в праздничные и воскресные дни - три) и во время молебнов (их также несколько ежедневно)  молитвы за Землю Украинскую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Павла римлянам 1.28-32:

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,

так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены

зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

 

Сколько 20 лет там раскол? 30? откуда считать начать... а что сделаешь? конечно только молится теперь... делать надо было раньше...

а так простого, часто - обманутого человека - по человеческим меркам, конечно, жаль... только вот всё время забывается Бог и то, что помимо этой жизни ещё жизнь будет другая... 

забывается, что помимо этой смерти - первой, земной, есть ещё и смерть вторая: 

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Откровение 20.14

 

в по земным меркам жалко много кого... вон и птичку, кошку, собачку, ближнего тоже иногда жалко... но эта я не знаю какая жалость, едва ли это жалость любви Божией...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: "уходят в раскол и ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать:"Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!"  Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, не церкви, а плевелы диавола". Батюшка при этих словах помолился обо всех заблудших и отступивших от правоверия, заплакал и сказал:"Нет, не призовёт их Господь к покаянию, не спасутся, ибо не достойны милости Божией. Сие мне открыто Царицей Небесной и святым Ангелом-Хранителем."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не знаю, где правда...

 

Тоже не знаю. Зайдешь на мирские форумы, так там такое пишут друг другу... мрак. Правда осталась у Бога.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Форумы - это форумы. Отрываются все, кому не лень. А там - живые люди. В начале 90-х в легкой форме мы все испытали то, что сейчас там - менялось все. И надо жить. У меня тогда дочка только родилась вторая. Прикладывались немалые усилия, чтобы найти еду для меня, чтобы я могла покормить ее. И стреляли один раз всего у нас под окнами. Но мне хватило того, чтобы вчера понять по-настоящему как там тем, кто далек от политики, кто просто живет и растит детей, у кого на руках немощные старики, кто не хотел ничего менять в своей жизни.

 

Миша - жалеть людей - это не грех. Просто уверена в этом. Знакомая наша - воцерковленный человек. Была в Оптине. Много раз была в Почаеве. Это конечно не  самый главный показатель, просто поясняю, что человек не без Бога. Исповедуется и причащается. Мы сидя у себя дома на теплых стульчиках позволяем себе язвительно отзываться о том, о чем, возможно,  неверно осведомлены, высказывать свое мнение... Верно сказано - правду знает один Господь. Так тогда куда же мы ? О чем? Хотя бы надо о своей душе позаботиться, чтобы не покрыть ее еще большим количеством грехов, являя своими словами вопиющее немилосердие. Простите!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Оля, при чем здесь теплые стульчики? Людей убивают... Свои своих... Бог мой.. Какое может быть спокойствие?

Как думать о своей душе, когда такое происходит? Убивают! Господи, защити людей, дай разума новому президенту о правильном решении! Собрать всех за стол переговоров и разрешить мирным путем все насущные проблемы! Вразуми Господи! Ведь одевал стихарь и ходил с иконой новый президент Украины, может не все потеряно!?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Миша - жалеть людей - это не грех. Просто уверена в этом. Знакомая наша - воцерковленный человек. Была в Оптине. Много раз была в Почаеве. Это конечно не  самый главный показатель, просто поясняю, что человек не без Бога. Исповедуется и причащается. Мы сидя у себя дома на теплых стульчиках позволяем себе язвительно отзываться о том, о чем, возможно,  неверно осведомлены, высказывать свое мнение... Верно сказано - правду знает один Господь. Так тогда куда же мы ? О чем? Хотя бы надо о своей душе позаботиться, чтобы не покрыть ее еще большим количеством грехов, являя своими словами вопиющее немилосердие. Простите!

Пустой разговор - про то как в жизни бывает вообще - писать нет смысла, а конкретно каждого будет судить Бог.

Виноват не один человек - виноват народ. В Украине есть и Киевская и Почаевская и Святогорская лавры и Бог знает, что ещё. Но там есть и раскол. И дело не человеков - то что происходит сейчас там.

Мы не должны бывать в Оптине, Почаеве... не должны быть "не без Бога"... исповедоваться и причащаться... а должны быть святыми, должны жаждать быть с Богом и стенать не от того, что опять пост (голодно,холодно), а от того, что мы от Бога далеки. И надо на эту (высокую) планку мериться.

И то что происходит сейчас там - это для всех напоминание, что нельзя почивать в видимом спокойствии в восстанавливающейся России, потому что строится она на костях многих мучеников и исповедников которые своё слово уже сказали, а нам ещё только предстоит что-то сказать...

 Ведь одевал стихарь и ходил с иконой новый президент Украины, может не все потеряно!?

то что кто-то носил стихарь и ходил с иконой в общем-то не говорит вообще ни о чём, конечно, хочется надеяться... ведь как ни крути, а даже с самыми благими намереними попав на место президента Украины вывести уже расколанную на две части страну за пару дней/недель/месяцев - да просто невозможно потому что уже есть целые поколения людей воспитанных на фашистских ценностях и их просто так вот не расстреляешь (хотя может быть и надо)...

а если ещё ко всему прочему добавить колоссальное внешнее давление когда саму Украину хотят просто разорвать, натолкнуть на войну с Россией... 

когда даже если ты один (может с кем-то) с благими намерениями, а вокруг тебя полно врагов (вспомните, Николай второй оставил престол)...

 

тут не то, что про переговоры и остановку войны говорить не приходится, а думаю, что если удержать конфликт от всё большего роста - уже только это может быть великой заслугой... не надо думать, что там всё так просто - издал приказ и сразу мирные переговоры и остановка боевых действий - да даже если он приказ издаст - едва ли кто подчинится... вон в Киеве майдан до сих пор стоит, уже власть сменили, а разобрать новая власть его не может

 

как Путин говорил, что мол Вы тут, в России, живёте плюётесь, что у нас всё плохо, а в Украине всё хуже в десять раз... и это он говорил ещё задолго до начала войны, тогда был ещё только Майдан и Януковича только выгоняли... там народ не на пустом месте бунтует...

 

а ещё кроме это надо помнить слова святого Иоанна:

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. 1 соборное послание Иоанна 2.18-19

 

а каков теперь президент Украины - Бог знает...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне просто очень хочется чтобы у него, нового президента Украины преобладал разум! Хотя бы о приостановке на территории всех военных действий! А он это может! Это и есть начало элементарной мудрости! Да вразумит его Бог!

И все что в церкви или в церковных облачениях для меня лично свято! Хорошо это или плохо, но по другому не могу!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну с Филаретом Денисенко всё ясно: тут уже можно безошибочно прогнозировать его плен у сатаны в аду. Можно даже предположить, что сатана может запросить и обмен на кого нибудь из своих. Ну а Божья Матерь соответственно ответит, что Она солдата Филарета на фельдмаршала Киприана не меняет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про Денисенко я ничего не знаю, но раз он существует и творит недостойное уставу православной церкви, значит Господь его терпит и может быть дает время на раздумье?! На покаяние??

Кстати: перед нашим ВВПутиным так и не извинился никто... Был бы порядочный през. Укр., извинился хотя бы... Приобрел бы себе плюсы хотя бы у Бога! Дурачок, если этого не сделает или не попросит того министра, который " высказался".. глупец!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ирина, хамство, как и многие другие отвратительные черты в человеке искореняются покаянием... Правда, до того момента человек может другим нагадить в жизнь сполна и помереть нераскаявшимся. Увы, примеров этому много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да это не хамство... Это чистые проделки тангалашки... "Запудрил" мозги..выход должен быть!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень хорошо сказал в проповеди на день" Всех святых" наместник о. Венедикт: кто не стоит в истине, тот друг сатаны...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Миш, как хорошо Вы знаете, что мы должны, чего не должны...Видимо богатый жизненный опыт научил... (((((((

 

Почему-то пришло на ум слово - демагогия...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тысячу раз правы те, кто считает, что только Божией милостью, нашими молитвами можно помочь - больше наверное уже ничем. 

Священники из Донбасса очень просят наших молитв. Благословение читать акафисты - кому как по силам. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: OptinaRU
      Официальный комментарий председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В. Р. Легойды в связи с призывом министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна подключить религиозные общины к урегулированию конфликта на Украине
       
      Москва, 16 мая. Русская Православная Церковь и ее Предстоятель последовательно предлагали и предлагают свое миротворческое содействие сторонам украинского конфликта с целью налаживания прямого и открытого диалога, направленного на скорейшее прекращение братоубийственной распри. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви постоянно совершается молитва о мире на Украине, о прекращении противостояния и умиротворении злых сердец.
       
      Подчеркиваем, что Русская Церковь находится над политическим конфликтом. Убеждены, что миротворческая роль Церкви морально несовместима с ассоциированием с одной из сторон конфликта, а тем более — с попытками беззастенчиво использовать гражданские нестроения для извлечения политических дивидендов. Эти условия, неукоснительно соблюдаемые Московским Патриархатом в своей деятельности, к сожалению, были неоднократно нарушены некоторыми религиозными общинами Украины. Мы призываем их остановиться и прекратить использовать искреннее религиозное чувство глубоко верующего украинского народа как средства политической борьбы.
       
      Несмотря на постоянное давление, оказываемое на Русскую Церковь, несмотря на угрозы неприкосновенности храмов и безопасности священников Украинского Православной Церкви Московского Патриархата, необоснованный запрет въезда на Украину митрополиту Волоколамскому Илариону, вопиющий факт убийства заштатного клирика Горловской епархии протоиерея Павла Жученко, Церковь никогда не поддастся искушению и не заговорит языком ненависти и разделений, ставя мир на Украине превыше преходящих политических интересов и человеческих амбиций.
       
      Сегодня недостаточно уже просто призывать к миру. Мы готовы в любой момент, с согласия всех политических сил, перейти к многотрудному делу примирения украинского общества на основе традиционных ценностей, которые для подавляющего большинства украинцев неотделимы от православного наследия. Обращаем свой призыв в первую очередь к тем, кто взял на себя ответственность за осуществление властных полномочий на Украине, и подтверждаем свою готовность к практическим шагам по изменению ситуации в сторону установления мира и согласия на украинской земле.
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 4 апреля. О том, как политика влияет на Украинскую православную церковь, рассказал в интервью РИА Новости председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
       
      Последние события на Украине, связанные с победой "евромайдана", все чаще дают повод политикам и экспертам говорить о скором расколе некогда единой страны, во всяком случае, о невозможности дальнейшего сосуществования Запада и Юго-Востока в рамках ныне существующего государственного образования. Зачастую различные политические расклады в "украинском вопросе" проецируются и на церковь. О том, как политика влияет на Украинскую православную церковь, рассказал в интервью РИА Новости председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Беседовали Ольга Липич и Сергей Стефанов.
       
      — Насколько едина в сложившейся ситуации Украинская православная церковь Московского патриархата, насколько сильна в ней тенденция к отделению от Русской православной церкви, к образованию автокефалии?
       
      — Начну с того, что единство Церкви есть единство ее верных чад во Христе, их верность Евангелию, преданию Церкви, канонам — нормам жизни церковного человека. Нарушение подобного единства всегда наносит раны церковному телу, как это имело место на Украине в начале 90-х годов прошлого века. Тогда, в угоду личным амбициям и политическим интересам, были принесены в жертву и верность Христу и Церкви и, соответственно, подлинная пастырская забота о людях. Эти раны не исцелены до сих пор. И те, кто сегодня, пользуясь существующим политическим кризисом, пытается вновь разорвать единое тело Церкви, поступает не по-христиански. Уверен, что если такие люди и есть в нашей Церкви на Украине, их там абсолютное меньшинство.
       
      Если же говорить о различии политических предпочтений чад Украинской православной церкви, а таковые (различия) вполне могут быть, то хочется еще раз вспомнить февральское послание Священного Синода Русской православной церкви: "…Украинская Православная Церковь последовательно призывала и призывает к миру и к молитве, не отождествляясь (в отличие от ряда других религиозных организаций) с той или иной стороной политического противостояния. Ее верные чада проживают во всех областях Украины, она — крупнейшая религиозная община страны, которая живее одной жизнью со своим народом, находится рядом с ним в минуты трудностей и скорбей. В этом и заключается уникальный характер ее общественного служения, ибо на Украине живут люди, принадлежащие к разным этническим, языковым и культурным сообществам, имеющие различные политические взгляды. Некоторые пекутся о максимальной интеграции в политические структуры, созданные западноевропейскими государствами. Другие, напротив, стремятся к развитию отношений с народами исторической Руси, к сохранению своей самобытной культуры.
       
      Противоположные общественные тенденции, попеременно берущие верх одна над другой, поляризуют украинское общество. Церковь, возвышаясь над этими разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения. Напротив, каноническая Православная церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений".
       
      — Как на настроениях клира и мирян Украинской православной церкви сказывались и сказываются события после победы в Киеве "евромайдана", последовавшее за этим воссоединение Крыма с Россией?
       
      — Сложно судить обо всех сразу. Для этого потребовалось бы изучение мнения большого количества людей, которое невозможно в настоящий момент.
       
      Политические оценки могут быть разными, но они не должны проецироваться на религиозную жизнь, протекающую по своим законам. Наша молитва сегодня — о том, чтобы на Украине настроения паствы формировались не под воздействием насилия и угроз святыням, о которых мы, к сожалению, периодически слышим.
       
      Иногда говорят, что данные о не безопасной атмосфере преувеличены. Но, например, недавний обыск у украинского священника Олега Мокряка в Одессе, проведенный СБУ, вызывает недоумение. Что это, если не запугивание? Можно ли в этих условиях говорить о том, что священники, которые, как правило, имеют семьи и детей, вообще могут свободно и не опасаясь за будущее родных говорить о своем отношении к России иначе, чем "рекомендуется" пропагандистскими силами?
       
      — В интернете разошлось обращение митрополита Черкасского и Каневского Софрония к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе Минкультуры Владимиру Мединскому, в котором он жестко отзывается о Владимире Путине и нынешней политике российского руководства. Вы знакомы с текстом этого послания, можете это прокомментировать?
       
      — К сожалению, знаком. Увы, подобная тональность, чем бы она ни была продиктована, может только удручающе действовать на паству Русской церкви — и в России, и на Украине. Люди ожидают слышать от архипастырей слова любви и наставления в вере, особенно в непростые времена, которые мы все переживаем теперь. Печально, когда вместо этого звучат слова неприязни.
       
      — Вскоре после победы "евромайдана" в Киеве, в феврале Священный Синод Украинской церкви создал комиссию по диалогу УПЦ Московского патриархата с УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). На ваш взгляд, может быть какой-то практический результат от деятельности подобной комиссии? О чем может свидетельствовать факт ее появления?
       
      — Мы приветствуем любые находящиеся в рамках церковной традиции шаги, которые в конечном итоге могут привести наших братьев из раскола в лоно канонической Церкви, вернуть их в отчий дом. Надеемся, что и работа данной комиссии принесет свои положительные плоды. При этом важно помнить, что преодоление раскола на Украине — проблема, которая возникла не вчера. И ее решение безальтернативно лежит в канонической области, что недавно еще раз соборно подтвердили главы и представители всех поместных Православных церквей на совещании, прошедшем в начале марта в Стамбуле. Еще раз напомню, что в принятом по итогам совещания послании предстоятелей говорится: "Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви".
       
      — Радикальные политические силы на Украине часто заявляют о том, что стране нужна "единая Поместная церковь". На ваш взгляд, существует вероятность того, что эти заявления рано или поздно воплотятся в жизнь?
       
      — Как неоднократно говорил святейший патриарх, у украинцев есть своя поместная Православная церковь — Украинская православная церковь Московского патриархата. Она настолько же российская, насколько украинская или белорусская, или молдавская. Церковь существует поверх границ и политической вражды. Радикалы на Украине хотят "создать" не единую Церковь, а религиозную партию, которая бы оправдывала их действия, давала бы духовную индульгенцию их политическим фантазиям. Создание подобной Церкви иначе, чем предательством Христа, надругательством над благочестием украинцев назвать нельзя.
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 3 апреля. Мы, главы и представители традиционных религиозных общин России, выражаем глубокую озабоченность в связи с происходящими в Украине событиями. Украинский и российский народы объединены многовековой совместной историей, неразрывными духовными, культурными и родственными связями. Наши братские народы должны трепетно охранять эту общность и трудиться над ее развитием. Мы решительно осуждаем разжигание межэтнических конфликтов, извлечение политических дивидендов из страданий людей.
       
      Надеемся, что никому и никогда не удастся превратить Украину во враждебное России государство. Также убеждены, что мудрый и свободолюбивый народ Украины должен сохранить право самостоятельного выбора своего исторического пути, своих ценностей, которые не оторвать от многовековой истории, своих нравственных норм, своей модели устроения экономики, общественной и государственной жизни. Важно сохранить и общее культурное, духовное пространство авраамических религий.
       
      Уважая право всех жителей Украины и различных общественных групп на свободный выбор пути своего развития, мы обращаемся с призывом сделать все возможное для мирного и взаимоприемлемого разрешения существующих споров и разногласий. Мы считаем недопустимым любую дискриминацию по языковому, этническому, религиозному или политическому признаку. Только признание всего объема законных прав разных этнических, региональных и религиозных сообществ, в том числе права на участие в определении судеб всего государства, при одновременном уважении традиционных ценностей большинства народа способно предотвратить возникновение новых источников нестабильности. Как собственную рану воспринимаем гибель людей, появление беженцев, повышение в украинском обществе уровня нетерпимости и взаимного отчуждения, притеснение некоторых религиозно-общественных деятелей, угрозы нормальному функционированию монастырей, храмов, мечетей и синагог.
       
      Призываем всех духовных и политических лидеров, представителей интеллигенции и других общественных слоев сделать все возможное, чтобы предотвратить умножение жертв и страданий, обеспечить отказ от агрессивного применения силы как инструмента решения возникающих проблем. Только в условиях справедливого мира, который должен быть основан на взаимном согласии, народ может свободно устроять свою жизнь. Высоко оцениваем миротворческую деятельность православного духовенства, религиозных лидеров крымских татар, мусульман России и представителей ряда других религиозных общин двух стран. Готовы сделать все, чтобы содействовать мирному урегулированию всех противоречий на Украине и в ее отношениях с Россией.
    • Автор: OptinaRU
      Документ принят на заседании Священного Синода от 19 марта 2014 года (журнал № 3).   Внимание всего православного мира приковано к трагическим событиям, происходящим на земле Украины. В Киеве пролилась кровь. Беспорядки происходят по всей стране.   Откликаясь на эту острую ситуацию и звучавшие угрозы насильственного захвата храмов и монастырей Украинской Православной Церкви, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся 6-9 марта этого года в Стамбуле, совместно обратились с призывом о мирном преодолении гражданского противостояния и невмешательстве политических сил в церковные дела. Предстоятели также засвидетельствовали, что молятся о возвращении тех, кто находится сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви.   Собравшись сегодня на заседание Священного Синода, мы вновь обращаемся к дорогой нашему сердцу Украине и свидетельствуем о том, что Украинская Православная Церковь последовательно призывала и призывает к миру и к молитве, не отождествляясь (в отличие от ряда других религиозных организаций) с той или иной стороной политического противостояния. Ее верные чада проживают во всех областях Украины, она — крупнейшая религиозная община страны, которая живет одной жизнью со своим народом, находится рядом с ним в минуты трудностей и скорбей. В этом и заключается уникальный характер ее общественного служения, ибо на Украине живут люди, принадлежащие к разным этническим, языковым и культурным сообществам, имеющие различные политические взгляды. Некоторые пекутся о максимальной интеграции в политические структуры, созданные западноевропейскими государствами. Другие, напротив, стремятся к развитию отношений с народами исторической Руси, к сохранению своей самобытной культуры.   Противоположные общественные тенденции, попеременно берущие верх одна над другой, поляризуют украинское общество. Церковь, возвышаясь над этими разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения. Напротив, каноническая Православная Церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений.   Миссия Церкви, священный долг всех ее чад — стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды. Что бы ни происходило в сфере межгосударственных отношений, как бы ни развивалось политическое противостояние — единство веры и братство людей, вышедших из единой крещальной купели, не вычеркнуть из общего прошлого. Верим, что не вычеркнуть его и из нашего общего будущего, в котором братские белорусский, русский, украинский и иные народы должны жить в мире, любви и солидарности.   Русская Православная Церковь неоднократно призывала не допустить насилия, кровопролития и братоубийственного противостояния на земле Украины. К сожалению, избежать трагических событий не удалось: погибли люди, многие пострадали. Поэтому сегодня вновь и вновь призываем всех, кому дорог украинский народ и мир на Украине: насилие не должно повториться.   Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства. При этом для нее принципиально важно, смогут ли народы исторической Руси уберечь те ценности, на которых зиждется христианская цивилизация, ценности, позволившие нам построить славное прошлое и, верим, делающие возможным достойное будущее.   Важно быть верными ценностному основанию, положенному Христовым Евангелием, и осуществлять вечный Божий закон не только в своей частной жизни, но и в жизни наших народов, в отношениях между ними, которые должны оставаться братскими даже во времена тяжелых испытаний. Пусть суд Божий, который осуществляется над каждым человеком и народом в истории, явит нас достойными тружениками виноградника Христова, верными Его истине и совершающими дела Его любви.   Вознося едиными устами молитвы ко Господу, мы призваны поступать, по слову святого апостола Павла, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1-3).  
×
×
  • Создать...