Jump to content
Наталья Калинина

Как правильно читать Псалтирь?

Recommended Posts

Наташа,  в Александро-Свирском монастыре так бывает - вдруг открывают мощи в неназначенное время. Конечно, лучше всего ответы  на подобные серьезные достаточно вопросы искать не на форуме, а у батюшек. У вас же в Питере Оптинское Подворье. Там - Оптинские отцы. И весь свой сумбур тащите на исповедь. Ее нельзя оставлять. Потом - не очень много вслух рассказывайте о своей брани...Это только ей на пользу - брани этой.

 

"...Существует духовный закон: что открыто, то ослабевает. Причем это касается как дурных, так и добрых дел. Поэтому добрые дела нужно было бы делать в тайне, а злое открывать на исповеди духовнику. Мы же обычно поступаем наоборот: открываем  окружающим то, что сделано нами хорошего, и добро наше от этого исчезает, съедаемое тщеславием. Злое же мы стараемся утаить, вместо того, чтобы вскрыть на исповеди. И оно в нас укрепляется..." (Протоиерей Константин Островский  "Вечность - у дверей")

Share this post


Link to post

http://www.sretenie.su/attachment.aspx?id=796

...Так, молитвы на церковнославянском языке, как известно, препятствуют внушению извне, являются преградой, надежной защитой на пути нейролингвистического программирования, одного из грозных психологических орудий нового века....

 

Наташа, в этом номере газеты статья на 3-ей странице - "Язык Бога и человека".

 

А это не удержалась скопировать сюда из темы форума "Проект документа "Церковно-славянский язык..." (стр.4) из статьи иеромонаха Никона:

 

Словесная икона Русской Православной Церкви

Церковнославянский язык – словесная икона Русской Православной Церкви. Самое поверхностное знакомство с азбукой церковнославянского языка убеждает в сакральности его природы.
Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живете, Земля, Иже, Како, Людие, Мыслете, Наш, Он, Покой, Рцы, Слово, Твердо... Одно название этих букв переносит нас в область Евангельского Благовествования. При создании славянской азбуки святой Кирилл заботился о том, чтобы каждая буква ее до скончания времени постоянно возвещала славянским народам и славу Господа, и силу, и чудеса Его. Эта особенность наименования букв славянской азбуки отмечена многими исследователями. (Древне-славянские азбучные молитвы. Аз сим словом молюся Богу. ЖМП. 1986. №1. С. 71). Известно, что славяне всегда с величайшим благоговением относились к своей «буквице», т. е. азбуке. «Представления об особых достоинствах славянского письма, противопоставляющегося системам письма других народов, становилось в IX в. уже частью самосознания славян, восприявших “свет разумения книжного”. К тому же к IX веку следует относить и зарождение представлений о сакральности славянского алфавита, которые затем стали очень популярны у славян, о чем свидетельствует ряд фактов. К ним следует отнести наличие азбучной молитвы у славян, возникновение которой, вероятно, можно связывать с появлением славянской письменности, затем наличие определенного числа граффити, представляющих собой начало алфавита на развалинах церкви в Преславе, в Софии Киевской, в Софии Новгородской, писавшихся обычно под титлом, наряду со словами “Господи, помози и спаси, Господи”» (Толстой Н. И. История и струкрура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988. С. 136.).
То же можно сказать при визуальном исследовании славянского алфавита. Смысл слова отображается графически. Одно и то же слово может иметь два различных значения, когда в нем заменяется написание одной буквы. Такой парадокс был еще возможен в русском языке XX-го века, когда в орфографии использовали букву i. Речь идет о словах «миръ» и «мiръ». Первое слово обозначает спокойствие и тишину и отождествляется с миром горним. А второе слово обозначает вселенную, мiръ людей. В аскетической письменности мiръ обозначал совокупность страстей. Таким образом при простом взгляде на слово «мир» смысл его обнаруживался в зависимости от того, какая буква в нем написана.... (часть статьи)

Share this post


Link to post

У нас на даче осы свили гнездо в доме между 1и 2этажами.Муж с Сыном попытались залить его монтажной пеной,но не получилось у них.Только ос разозлили.Вылетели и покусали их.Сейчас взяла псалтырь,есть псалом 123от укус змей.Я думаю что осы тоже относятся к жалящим,поэтому можно читать этот пасалом?Кто опытен в чтении псалтыри,подскажите пожалуйста.

Share this post


Link to post

 

 

Как раз у меня Псалтирь с русскими буквами, но звучание церковно-словянское. Текст церковно-славянскими буквами практически не читаю. приходится разбирать каждое слово, понимание написанного теряю вообще.

Мне подарил Валаамский монах книжицу с акафистом Иисусу Сладчайшему на церковно-славянском, расшифровывать написанное научилась только после неоднократного чтения русскобуквенного аналога. Так и лежит его подарок.....

 

Что касается понимая псалмов. Чем больше и чаще читаешь, тем больше осознаешь смысл написанного. Некоторые слова остаются загадкой. Еще заметила, читаешь например раз 30 один и тот же псалом, начинаешь понимать что сие означает, на 31 раз - как будто в первые открыл. Не прочитать вообще. ???

 

Акафисты. Хорошо идет акафист Серафиму Саровскому, но видимо уже зачитанный... Оптинским старцам и Спасителю. Но вот Богородице - совсем не идет, ни один. Пыталась неоднократно.

С покаянными канонами вообще - беда.

 

Пыталась читать Ветхий завет. Дочиталась до Числел, перестала понимать у кого чего сколько, кто кого родил и прочее.....Бросила.  Второзаконие начала, ели-ели.... Хотя Бытие и Исход пошли на ура...

 

 

 

 

 

Edited by Наталья Калинина

Share this post


Link to post

"В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове. Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял: «Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления». Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно".

Share this post


Link to post

Простите, это было небольшое оступление от темы.

 

Будучи в Оптиной, тоже было все не совсем гладко, как написано в мем отклике. Помимо благодати. которую я там ощущала, были и искушения нехорошего воздействия. То ладони свои обожгла после восторга от того, что восхищалась батюшкой у которого руки ладоном пахнут. Соседка у меня была на одну ночь, которая пыталась меня убедить в том, что в Оптина - "цирк, и ничего особенного в этом месте нет, и что если бы нее батюшка, ноги бы ее здесь не было...) , еще много чего, что должно было склонить меня к скорейшему отъезду из этой великолепной обители.

Одна женщина мне подсказала, что чтение псалтири бесов отгоняет. Заказала я тогда себе за здравие псалтирь на 40 дней. Теперь думаю, а может не отпугивает, и, наоборот, дразнит и притягивает?  40 дней с подачи записки еще не прошло.

Во что я вляпалась?

Мой горячо любимый Серафим Саровский, всегда помогал даже по мелочам. Сейчас через день/два читаю ему акафисты, после чего молю его о помощи в  своих невзгодах. Меня как будто не слышит никто...... Может просто наблюдает, что я делать дальше буду. Или у меня все так запущено, что не достойна я никакого внимания, и возиться со мной бесполезно....

Вообще, до смешного. Дома одна, читаю псалтирь перед иконами, свеча горит. Время около 11 часов вечера. становиться как-то не посебе. Не то чтобы страшно, но как то неприятно. Будто кто-то на меня смотрит сзаде. Оборачиваюсь - никого. Бросаю псалтырь, хватаю четки, на коленях читаю Иисусову молитву. Понимаю, что путаюсь в словах! Никак не могу поймать нужный такт. Потом вроде отошло.....

Может я схожу с ума?

По поводу что кто-то смотрит) было у меня такое месяц назад может) Духовнику говорил, он говорит что это искушение) Не ты первый не ты последний) У меня говорит тоже было такое) Не нужно бояться. Это по нашему маловерию “Волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал” (1Цар.14:45)  

После где-то вычитал что, это бесы должны нас бояться а не мы их) с нами Христос, который нас любит и чтобы мы не творили он нас охраняет и никогда не попустит сверх меры бесам нас терзать. Так что всё сердце Христу и забыть о страхе) 

С Богом!

Share this post


Link to post

 

 

 

Как раз у меня Псалтирь с русскими буквами, но звучание церковно-словянское. Текст церковно-славянскими буквами практически не читаю. приходится разбирать каждое слово, понимание написанного теряю вообще.

Мне подарил Валаамский монах книжицу с акафистом Иисусу Сладчайшему на церковно-славянском, расшифровывать написанное научилась только после неоднократного чтения русскобуквенного аналога. Так и лежит его подарок.....

 

Что касается понимая псалмов. Чем больше и чаще читаешь, тем больше осознаешь смысл написанного. Некоторые слова остаются загадкой. Еще заметила, читаешь например раз 30 один и тот же псалом, начинаешь понимать что сие означает, на 31 раз - как будто в первые открыл. Не прочитать вообще. ???

 

Акафисты. Хорошо идет акафист Серафиму Саровскому, но видимо уже зачитанный... Оптинским старцам и Спасителю. Но вот Богородице - совсем не идет, ни один. Пыталась неоднократно.

С покаянными канонами вообще - беда.

 

Пыталась читать Ветхий завет. Дочиталась до Числел, перестала понимать у кого чего сколько, кто кого родил и прочее.....Бросила.  Второзаконие начала, ели-ели.... Хотя Бытие и Исход пошли на ура...

 

 

 

 

 

 

Наталья, подобные вопросы нужно задавать духовнику.

 

Человек сам по себе спастись не может, он спасается в Церкви, и должен быть руководим. Как говорится, от большего к меньшему. Так что нужен для духовного роста духовник.

 

Я могу только из своего опыта что-то говорить. а это запрещено.

 

Скажу лишь по церковно-славянскому языку, и, конечно, и личного опыта.

 

Чтобы начать на нем читать, достаточно пары страничек из Закона Божия, где детям объясняется какие символы каким звукам соответствуют. Все. Остальное - дело опыта.

 

Сейчас подобные таблички стало модным печатать в конце любой книги на церковно-славянском языке. Так что любая современная книга на церковно-славянском языке (а это Священное Писание и Богослужебные книги) эту табличку содержит.

 

Если же встречаются непонятные слова (а они встречаются), то я в свое время решал это через Евангелие. Было у меня Святое Евангелие, изданное в издательстве Молодая Гвардия в 90-х годах, репринт, где в два столбика было напечатано на церковно-славянском и царском (дореволюционном с ятями). Читалось все, конечно, на церковно-славянском, но если что-то было непонятно, то прочитывалось и на царском, так что никакие словари были не нужны.

 

Если говогить про Псалтирь, то есть подобные издания.

 

Остальное... К духовнику. :)

Share this post


Link to post

Не знаю, может кому пригодится :) Сам давно поглядываю на эту группу.

 

http://vk.com/curssing

Share this post


Link to post

Не знаю, может кому пригодится :) Сам давно поглядываю на эту группу.

 

http://vk.com/curssing

Вы на что намекаете, что в "этой группе" лучше, чем на форуме в Оптиной Пустыни? Или что все разговоры мимо темы туда, хотя у нас есть и складовка и личка? или у меня с юмором плохо? :)

Edited by Anastasia Hairova

Share this post


Link to post

 

или у меня с юмором плохо?

Видимо  Вы правы...

 

А ссылку давал как раз в ответ на это сообщение Наташи :

 

 

Текст церковно-славянскими буквами практически не читаю. приходится разбирать каждое слово, понимание написанного теряю вообще. 

Мне подарил Валаамский монах книжицу с акафистом Иисусу Сладчайшему на церковно-славянском, расшифровывать написанное научилась только после неоднократного чтения русскобуквенного аналога. Так и лежит его подарок.....

 

Если пройти по ссылке. то там группа:

 

Курсы Церковного Чтения и Пения "Глаголь"

 

 

что в "этой группе" лучше, чем на форуме в Оптиной Пустыни?

На форуме Оптиной пустыни обучают церковно - славянскому? :black_ey:

А у меня не открывается...

 

А так? http://vk.com/lectorsinger

Share this post


Link to post

Точно, точно у Арсения Каппадакийского каждый псалом расписан соответственно с людскими нуждами. 123 псалом нужно  читать, чтобы Господь защитил от змеиных укусов.

post-2119-0-87969600-1406568535_thumb.jpg

У нас на даче осы свили гнездо в доме между 1и 2этажами.Муж с Сыном попытались залить его монтажной пеной,но не получилось у них.Только ос разозлили.Вылетели и покусали их.Сейчас взяла псалтырь,есть псалом 123от укус змей.Я думаю что осы тоже относятся к жалящим,поэтому можно читать этот пасалом?Кто опытен в чтении псалтыри,подскажите пожалуйста.

Share this post


Link to post

Видимо  Вы правы...

 

А ссылку давал как раз в ответ на это сообщение Наташи :

 

 

Если пройти по ссылке. то там группа:

 

Курсы Церковного Чтения и Пения "Глаголь"

 

На форуме Оптиной пустыни обучают церковно - славянскому? :black_ey:

 

А так? http://vk.com/lectorsinger

Да, оказывается я ничего не поняла из-за того, что у меня тоже, открылась только  регистрация" в контакте", поэтому и подумала, что вы нас туда посылаете для общения. Ну а со второй ссылкой стало гораздо понятнее :mosking0:

Share this post


Link to post

Понятно, простите меня.. По первой я зашел со своей страницы в группу, вторая это как бы офф ссылка на обучение.

Share this post


Link to post

Простите меня грешную,но чтение Псалтыря-самое утешительное для души.Что интересно,,и некоторые читаются,а не которые ,буквально идут на распев.и особенно нравятся  последние-прославление БОГА!!! ;Хвалите ГОСПОДА с Небес,Хвалите Его свыше...Так с духовной радостью читается,что не передать.Однако,вот чтение Евангелия ,у меня совсем не идет.Я раньше читала Его все и в храме слушаю проповеди и разъяснения,вроде все понятно,со всем согласна,но грех большой-читаю крайне редко,вот Псалтырь,хоть в захлеб и многие молитвы наизусть знаю, Самое мое любимое занятие.По моему грешному разумению,думается,Что Псалтырь нужно учится читать,чем больше ты посвятишь себя чтению его,тем больше будешь осознавать ,написанное в нем и потом будешь нуждаться в чтении его,в любых обстоятельствах.Простите меня грешную,я не навязываю свое мнение и не утверждаю,что я права,но меня всегда утешает и помогает чтение Псалтыри.

Share this post


Link to post

Натали, мелочи, но все же: Псалт(и)ырь - женского рода и "в вышних", а не свыше).

Текст местами тёмен, поскольку он архаичен и поэтичен. Но душу всегда настраивает на верный лад, даже если не все понятно. Поэтому на первый вопрос "не будет ли хуже" ответ простой - будет лучше. Духам злобы это не нравится и они продолжат свои немощные дерзости.

наша задача - не увязнуть в смущении. Ведь как это мощно - до РХ  иметь такое упование на Бога, как у Давида. Его основной акцент- не на жестких реалиях жизни ветхозаветного пусть и царя, а на главном, на Главном. Мне даже "мелочи" помогают: вот в душе, как правило, полный Untergang, а в тексте про "убежище заяцем" и вспомнишь о творении мира, что хорошо весьма, и отступят (какие уж там) проблемы куда следует - на 25 план. Благодать!

Помимо молитвенного чтения по-цс можно читать переводы. Будет яснее.  может кто-нибудь выразить ясно по-русски слова псалма 142 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; ?  в русском переводе просто "втоптал меня в землю"  Подскажите какого-нибудь достойного современного исследователя текстов Псалтири

Share this post


Link to post

может кто-нибудь выразить ясно по-русски слова псалма 142 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; ?  в русском переводе просто "втоптал меня в землю"

Слова означают лишение творческого (деятельного) начала, несмотря на отчаянное желание это действие произвести. Иными словами "Без Тебя, Господи, не могу творити ничесоже". Превратился живот в тленную персть земную, и даже росточек маленький из нее не пробивается - полная беспомощность и трепет потерять свою жизнь (душу).

 

Пришлось написать целых три строки. В Псалтири гораздо лаконичнее.

Share this post


Link to post

Слова означают лишение творческого (деятельного) начала, несмотря на отчаянное желание это действие произвести. Иными словами "Без Тебя, Господи, не могу творити ничесоже". Превратился живот в тленную персть земную, и даже росточек маленький из нее не пробивается - полная беспомощность и трепет потерять свою жизнь (душу).

 

Пришлось написать целых три строки. В Псалтири гораздо лаконичнее.

спасибо. Учитывая то, что это было написано тогда, когда (плоды творчества) собственный сын Авессалом, решил силой взять престол. - не до творчества, да. я когда-то для себя так объяснила примерно: ранил и приблизил меня к смерти. Ведь душа в крови. А плоть из земли и в землю. Много емких мест в Псалтири!

Share this post


Link to post

 

  может кто-нибудь выразить ясно по-русски слова псалма 142 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; ?  в русском переводе просто "втоптал меня в землю"  Подскажите какого-нибудь достойного современного исследователя текстов Псалтири

iam, хорошо бы по имени, но простите не знаю. Я уже рекомендовала Наталье приобрести" Псалтирь в святоотеческом изъяснении", очень хорошо растолкованы почти все стихи в этом (142) говориться " Об уничижении Давида свидетельствует история: Давид идяше босыми ногама, покрыв голову и плачася (2Цар.15,30). Врагом здесь Давид повествовательно называет Авессалома, а в высшем значении диавола. Ибо диавол непрестанно преследует. освободится от него возможно, по слову Павла, переселением ума на небеса...."

"Весь этот псалом относится ко всему человечеству притесняемому и гонимому сатаной, и приличен тем, которые угнетены скорбями и искушениями..." и т.д. Приобретите эту книгу не пожалеете и не нужно ничего самим фантазировать всё объяснено.

Кстати есть в интернете, но у меня не всегда получается с сылками.

Edited by Anastasia Hairova

Share this post


Link to post

Простите меня грешную,но чтение Псалтыря-самое утешительное для души.Что интересно,,и некоторые читаются,а не которые ,буквально идут на распев.и особенно нравятся  последние-прославление БОГА!!! ;Хвалите ГОСПОДА с Небес,Хвалите Его свыше...Так с духовной радостью читается,что не передать.Однако,вот чтение Евангелия ,у меня совсем не идет.Я раньше читала Его все и в храме слушаю проповеди и разъяснения,вроде все понятно,со всем согласна,но грех большой-читаю крайне редко,вот Псалтырь,хоть в захлеб и многие молитвы наизусть знаю, Самое мое любимое занятие.По моему грешному разумению,думается,Что Псалтырь нужно учится читать,чем больше ты посвятишь себя чтению его,тем больше будешь осознавать ,написанное в нем и потом будешь нуждаться в чтении его,в любых обстоятельствах.Простите меня грешную,я не навязываю свое мнение и не утверждаю,что я права,но меня всегда утешает и помогает чтение Псалтыри.

По поводу понимания и усвоения Евангелия можно сказать то же самое, что Вы говорите о Псалтири - чем больше и чаще читаешь со вниманием и старанием постичь, тем более и глубже открывается.

Share this post


Link to post

Милые братья и сестры! я грешная раба читаю с  пониманием и мне не нужно перевода, как  пояснил мне Ереми(и он кстати прав) Действительно каждая мысль ,становится ясна ,и порой спасительна -Необходимо чаще читать.И не в коем случае не боятся,вдруг не так получится.  Самое главное,что у вас уже поБОГ вам в помощьявилось-это спасительное желание  и 

Share this post


Link to post

Понимание Евангелия и Псалтири это- дар Христов, по словам Святых отцов, и я рада, что на форуме много людей обладающих этим ДАРОМ. Помоги Господи!

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...