Перейти к публикации
Мария Ш

Зачем в храме зелень на Троицу? И зачем обливают водой крест на Крестовоздвижение?

Рекомендованные сообщения

1. зачем поливают из чайников обрамляющие крест цветы в праздник Крестовоэдвиженья?

2. зачем в храме зелень на Троицу?

Домыслы есть, но кто точно знает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По поводу первого могу ответить: это не обряд а необходимость- во многих храмах крест украшают флористы и цветы вставляются в специальные губки, смоченные водой, для поддержания свежести цветов (т.к. крест лежит до отдания праздника) губки необходимо смачивать водой,т.к. воду через время впитывают цветы, и она просто испаряется. Эта процедура необходима цветам для поддержания их внешнего вида. Кстати, таким же образом украшают иконы к праздникам, так что не удивляйтесь, если увидите, что кто- поливает из чайника цветы вокруг иконы.

Это ответ из моего личного опыта, т.к. самой, по послушанию, приходилось "заказывать" флористов для этих целей, и выполнять их рекомендации по поливке цветов.

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По поводу второго нашла ответ в интернете:

 

«Когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит»

 

– Троица имеет несколько названий, в том числе в Украине этот праздник называют «Зелені свята» — и храмы, и квартиры украшаются зеленью. Скажите, откуда идет эта традиция, и будет ли украшаться храм в вашем монастыре?

 

– К сожалению, многие церковные традиции, которые сложились на протяжении веков существования Церкви, перекрывают догматическое содержание праздника. Практически каждый человек скажет, что нужно делать на первый, на второй Спас, когда освящается мак, а когда мед или зелень, когда еще что-либо, но не может сказать, с чем связаны все эти традиции.

 

Меня всегда коробит, когда, скажем, Преображение Господне называется «Яблочным Спасом». Ведь это праздник, когда Господь явил, приоткрыл апостолам свою Божественную славу. Ведь Господь не стал иным в праздник Преображения – Он чуть-чуть только показал им, насколько они смогли воспринять, славу Своего Божества. И когда праздник связывается только с освящением каких-то продуктов питания и прочее, меня это очень сильно напрягает.

 

Действительно, есть старинная традиция украшать свои жилища, храмы зелеными побегами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека. В знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать, имеет возможность принести плоды ко Христу.

 

Да, это очень хорошее символическое сравнение. Но когда идет перевес в сторону украшения храмов и домов зеленью, когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда коробит.

 

Нужно помнить, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью."

 

"Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

 

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна — и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью — и наше сердце расцвело."

Обе цитаты с сайта Православие и мир

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1. зачем поливают из чайников обрамляющие крест цветы в праздник Крестовоэдвиженья?

2. зачем в храме зелень на Троицу?

Домыслы есть, но кто точно знает?

но может вы об этом, тогда не знаю, что это могло бы значить?

https://vk.com/video-55031486_169944606?list=c90040cfe846d47948

 

 

Вот нашла, что крест поливают благовонной водой, именно крест, а не цветы вокруг него, что видно на видео по ссылке, но смысл не знаю, стоит спросить у модераторов

 

Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию.

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я поняла что это обряд, сама никогда не видела, хотя постоянно бываю на этом празднике в храме, если бы iam не задала этот вопрос, я бы так и не знала ничего об этом, т.к. в храме куда я хожу ничего подобного не было, увидела обряд только на видео,  которое скопировала в предыдущем посте, это часть Богослужения на Крестовоздвижение в Казанской Духовной семинарии. На нём чётко видно, что поливают крест, а из текста видно, что поливают крест благовонной водой, которую потом раздают, но для чего это делают я не знаю, написала тоже выше. А первый мой пост относится просто к украшению креста, это не обряд, а просто полив цветов вокруг креста, прошу прощения если кого-то ввела в заблуждение своим незнанием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1. зачем поливают из чайников обрамляющие крест цветы в праздник Крестовоэдвиженья?

В этом году была в одном монастыре на богослужении в праздник Крестовоздвижения и тоже задалась этим вопросом.  До этого в приходском храме бывала на этот праздник, но там такого не было. Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я поняла что это обряд, сама никогда не видела, хотя постоянно бываю на этом празднике в храме, если бы iam не задала этот вопрос, я бы так и не знала ничего об этом, т.к. в храме куда я хожу ничего подобного не было, увидела обряд только на видео,  которое скопировала в предыдущем посте, это часть Богослужения на Крестовоздвижение в Казанской Духовной семинарии. На нём чётко видно, что поливают крест, а из текста видно, что поливают крест благовонной водой, которую потом раздают, но для чего это делают я не знаю, написала тоже выше. А первый мой пост относится просто к украшению креста, это не обряд, а просто полив цветов вокруг креста, прошу прощения если кого-то ввела в заблуждение своим незнанием.

https://pp.vk.me/c540106/c634206/u25574825/video/l_67c7bf88.jpg

Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения, во время этого чина повторяются все сопутствующие исторические события, вот что нашла :

"Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями, и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине воздвижения."

 

Не знаю только на сколько это соответствует действительности? Вопрос открыт.

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С чином воздвижения понятно: реконструкция события. Патриарх Макарий поднял Крест над всем народом. По поводу полива цветов вокруг креста приходится фантазировать. Древо срублено и давно засохло, но при этом является животворящим. Священники как прообраз Первосвященника Христа трудятся на ниве Его (вспомним и образ садовника), чтобы мы могли перейти от смерти в жизнь.

 По поводу зелени тоже ушла в размышлизмы, поскольку батюшка сказал, что это просто красивая традиция. Со времени отступления человека от Бога сама природа изменилась. Земля произрастила тернии, появилиись хищнки. Кроме того, будучи во власти духов злобы, идолопоклонствуя  по рощам и дубравам, применяя всякую прочую растительность (лаврушку, укроп, хвою) и проливая идоложертвенную кровь, грешник осквернил не только самого себя, но и дом свой - землю. И вся тварь страждет. Может быть зелень в храме - "воцерковление" природы, натуры, очищение и воэвращение мира к славе Божьей и под Его покров.

 

и еще: название темы на мой взгляд изменено не совсем удачно. Вопросы подобного типа могут возникать и дальше. мб "Смысл некоторых элементов богослужения?" . не настаиаю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

и еще: название темы на мой взгляд изменено не совсем удачно. Вопросы подобного типа могут возникать и дальше. мб "Смысл некоторых элементов богослужения?" . не настаиаю.

Не знаю кто называл, но изменить можно. Голосуйте)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Можно предположить, что обретенный крест (поднятый из земли) благоговейно омыли и от этого пошла такая традиция. Еще, в той местности, с омовением связанны некоторые религиозные обряды, в которых  использовались ароматы, особенно, когда хотели подчеркнуть, святость или значимость момента. Еще можно предположить, что это символ того, что весь род человеческий омыт Крестной Жертвой от скверны греха. Возможно, это символ омытия позорного орудия казни и перерождения его в инструмент спасения, а так же, что Крест Христов освящает все концы земли и все источники водные земные и небесные и все прочее вкупе.

Изменено пользователем Апрель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священники как прообраз Первосвященника Христа трудятся на ниве Его (вспомним и образ садовника), чтобы мы могли перейти от смерти в жизнь..

 

Спасибо за вопрос и ответ:)..Сама задавалась этим вопросом Думаю, это именно то, верное толкование..)..Все службы - это воспоминание евангельских событий..

 

P.S. Каждый год, в Оптиной, по окончании службы на Крестовоздвижение, умиляюсь скоплением в одном месте счастливых мужчин с цветами))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В Сретенском монастыре однажды на Троицу (возможно так всегда там?) весь пол был устлан хорошим таким слоем душистого травяного сена. Сильное впечатление, учитывая каменный район, в котором находится монастырь. Почему-то подумалось тогда, что так и должно быть на Троицу. Интересно было бы услышать, что вкладывали в такое украшение, какой посыл...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В Сретенском монастыре однажды на Троицу (возможно так всегда там?) весь пол был устлан хорошим таким слоем душистого травяного сена. Сильное впечатление, учитывая каменный район, в котором находится монастырь. Почему-то подумалось тогда, что так и должно быть на Троицу. Интересно было бы услышать, что вкладывали в такое украшение, какой посыл...

У нас тоже во многих храмах сеном пол застилают. Особенно в сельских приходах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Лариса, не только в сельских, Первый раз я была на Троице в храме в 2003 г. открыла дверь и остолбенела: первое, что сразило, это аромат, свежескошенной травы, которая плотным ковром покрывала весь пол, почти у каждой иконы берёзовые ветви, там, где не было икон, ветви огромные, как небольшие берёзы. Но такое изобилие зелени было только в храме св. вм. Параскевы Пятницы, а сейчас уже всё не так...

Изменено пользователем Anastasia Hairova

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

оказывается: зелень в храме по 2м мотивам 1) воссоздание Мамврийской рощи, где Троица явилась Аврааму 2) в день иудейской пятидесятницы Шавуот, совпадающий с Пятид. Нового завета, принято было украшать жилища и храм начатками урожая. А в первое время христианство не отделилоь еще от иудаизма. Горница, возможно, была украшена. Ну и бонус) 3 - это день рождения Церкви, вот и цветы! Юные березки - это чем богаты) Это местный обычай не утановл церковно.

апрельские предположения радуют простотой, но недолго) - все источники освящены погружением Господа в Иордан (прообраз смерти), а сам Крест освящен истекшими из ран Спасителя кровью и водои  В наших глазах  не мб высшего освящения. Крест опознали по чуду воскрешения умершего. Люди были конечно потрясены и не стали бы сразу мыть его. Тем более тогда, когда он был поднят над народом. Весил он приблизительно 78 кг (по мнению протестантских ученых). Омовение, может , было позже. Почистить..(все же 300 лет под спудом капища) Почтение воздать... Венок из цветов показался мне не просто украшением святыни, а символом цвета мученичества, которым началось и подтверждается христианство. Вода же символизирует учение. Преподается это через священников. просто воображение? простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...