Jump to content
AndreyVKh

"Осиповцам" посвящается

Recommended Posts

Митрополит Вениамин Федченков:

(На "Азбуке" " О празднике Обрезания Господня")

... 

Теперь мне хочется немного возвратиться к вопросу об установлении самого обряда обрезания в Ветхом Завете, к его истории, смыслу, форме... Все это ведь богоустановлено,следовательно, чрезвычайно важно...

Точно золотые россыпи открываешь. Зерно за зерном...

Вот как впервые говорится об этом в Слове Божием, в Библии(Быт. 17 гл.): Господь явился Аврааму и обещает ему, бездетному, произвести от него «многие народы.» И потому переменяет ему и имя из «Аврама» в «Авраама». И заключает с ним завет; и со всем потомством его, в завет вечен «да буду тебе Бог" (Быт. 17:7) то есть буду твоим Богом, Близким. «Дам тeбе... землю и потомкам... и буду им Бог» (Быт. 17:8); А ты завет Мой соблюди: «благоугождай... Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

И вот знамение этого завета: «Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам... И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та oт рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 – 14).

И 99-летний старец Авраам со всею семьею обрезался в тот же день.

И этот завет так строго исполнялся, что из-за нарушения его едва не погиб сам «друг Божий» Моисей.

Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном (а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене), тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью. В чем это выразилось – в Библии не говорится... Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего... И Господь пощадил Моисея (Исх. 4, 24 – 26). Так строго исполнялся Божий завет!

Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти...

Крайняя плоть – путь жизни человеческой. В то же время – средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «обрежитеся Богу вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины, ... да не изыдет, яко огнь, ярость Моя, и возгориться, и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших» (Иерем. 4, 4. То же св. Моисей говорит: Втор. 10, 16).

Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради, Или: принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога.

Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению.

Обрезание и Искупление

Идея обрезания – идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога...

А язычники и внешнего не творили. За это грозила гибель человечеству. И тогда Господь Иисус Христос «взял крест человеческий на Себя – и предал Себя за людей смерти.

Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением.

Другая связь – с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там – обрезание плоти, здесь – обрезание сердца; там – рукодельное; здесь – нерукотворенное; но и там, и здесь – связь с Богом.

Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает (как бы в гробе опускается) для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской.

Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Как и на Тайной Вечери вкушение ветхозаветного агнца Он перевел в Таинство Тела и Крови.

Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божиювступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест, своего искупления всю жизнь: "пить Чашу, которую Он пил, и креститься крещением, которым Он крестился» (Лк. 12, 50; Мк. 10, 38, 39). Таков глубокий смысл обрезания.

И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому когда апостолы объявили обрезание ненужным (после Крещения и Искупления), то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься

(что и есть уже во Франции, России и других странах) ...

  • Like 4

Share this post


Link to post

Подражая отцу с  ником ЛостШип))

Имиже веси путями Господь приводит к Себе.  И бабушкиными увещеваниями "чтоб не болел/ не плакал/ не сглазили". Человек предполагает только, а дела делаются с ведома Владыки. Если бабушка так считает, это не обязательно будет и необязательно не будет. Много свидетельств приведут и невоцерковленные родители, что после Крещения и участия в таинстве Причастия некоторые детки становятся более спокойными, умиротворенными. Наши дети-прихожане  отличаются от деток, редко бывающих в храме. Они такие же баловники, шумные, быстрые, но они отличаются! 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Что говорить о младенцах, которые ничего не понимают, когда и сами апостолы были сначала младенцами во Христе? Много ли они понимали о Царстве, для достижения которого трудились? А первое Причастие, понимали разве ученики то, что именно происходит? Они сначала чувствовали Его власть, заботу, любовь и в ответ - "не горело ли сердце наше?".. Так что это нормально, когда религиозная жизнь начинается раньше, чем возможность дать ответ в своем уповании. Младенец испытывает голод раньше, чем может произнести "я голоден" или тем паче накормить голодного. Абсолютно нормально, когда родители с рождения питают дитя не только земной пищей, но и Небесной, подаваемой через Таинства.

  • Like 3

Share this post


Link to post

Вот именно, если окинуть взглядом весь этот широкий смысловой пласт, то насколько должен быть узкомыслящим ум, в котором вообще мог возникнуть такой вопрос о необязательности крещения младенцев.

  • Like 1

Share this post


Link to post

С днем Воскресным, Православные!

Да, отче, а если еще почитать о том, как дОлжно воспитывать детей ( ведь есть же благочестивые семьи с православным христианским укладом)... На сайте "Лампада" встретились  несколько статей, которые вроде косвенно относятся к вопросу крещения младенцев. Они больше о жизни после Крещения. Например (частично):

 

Применимы ли для современных детей – таких продвинутых, субкультурных, онлайновых и фастфудовых – советы по воспитанию, которые давали святые, пусть не отцы древних времен, а те, что «поближе» к нам? Возможно ли сейчас, например, воспитание детей согласно учению святителя Феофана Затворника, день памяти которого мы празднуем 23 января? Давайте посмотрим.

Сегодня можно часто услышать о нравственности, но очень редко говорится о её зависимости от греховных страстей, живущих в человеке с момента его рождения. Много можно услышать и о «духовно-нравственном» воспитании детей. Но редко можно услышать то, как родители могут влиять на погашение в детях страстных наклонностей. В своём труде «Путь ко спасению» святитель Феофан посвящает целый отдел раскрытию темы воспитания крещеного чада, показывая то, какими способами родители должны помочь чаду сохранить благодать, полученную в святом крещении. Сочинение святого довольно глубокое по смысловой нагрузке, поэтому попробуем остановиться на основных моментах, конспектируя важные тезисы и анализируя учение святителя с точки зрения его применения к современной жизни.

Цель воспитания

Прежде всего святитель напоминает о цели воспитания. Она заключается не в том, чтобы ребёнок получил хорошее образование, вырос, построил семью и «продолжил свой род». Цель православного воспитания – в том, чтобы ребёнок, придя в «сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но, вместе, лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Которым соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по этому обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение».

Задача родителей крещёных младенцев – не допустить над своим чадом возобладания греха, направить свое дитя к Богу. Задача взрослых – сделать все от себя возможное, чтобы их чадо осознало себя христианином. Причем не с лозунгами «меня в детстве крестили, поэтому я православный», а с полным осознанием того, что без Христа никак нельзя, что в соединении с Ним и состоит смысл всей человеческой жизни. К сожалению, многие взрослые, принося своих детей к святой купели или становясь крёстными, не понимают этих основополагающих вещей. Как учил святитель Тихон Задонский, Бог не спросит родителей, имели ли их дети высшее образование, знали ли они французский язык, но спросит, все ли от себя зависящее они сделали для того, чтобы ребёнок стал настоящим христианином.

I этап

МЛАДЕНЕЦ В КОЛЫБЕЛИ

Если младенец живет, значит, на его жизнь можно влиять, пишет святитель. Положительное влияние, помогающее сохранить и раскрыть дары, полученные в Таинстве крещения, оказывается созданием вокруг малыша церковной атмосферы вокруг него, а, главным к этому средство – частое причащение Святых Христовых Таин.

Охранение ребёнка от влияния нечистых сил есть 1) видимое: «частое ношение в церковь, прикладывание ко Святому Кресту, Евангелию, иконам…» и 2) невидимое: Ангел-Хранитель, приставленный к чаду с момента святого крещения, внушающий родителям, «что надо сделать с находящимся в крайности детищем».

Могущественнейшее средство к сохранению и укреплению благодатной жизни в детях – «дух веры и благочестия самих родителей». И этот дух можно передать ребёнку через взор: «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом – взор». Учитывая то, что через взор открывается человеческая душа, святитель говорит, что в глазах родителей должна сиять не только их любовь к детям (это чувство естественное), но и вера в то, «что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере».

II этап

У МЛАДЕНЦА ПРОБУЖДАЮТСЯ СИЛЫ

Младенец крещён, из глубин его сердца изгнан злой дух, который теперь не может действовать изнутри. Но страсти, остающиеся и в крещёном человеке, постепенно начинают проявляться. Когда у малыша пробуждаются силы, нужно особое внимание родителей. Ребёнок ещё не может вести внутреннюю брань, и она должна вестись родителями: «Должно не допускать до сего и как бы вырывать силы из рук греха и передавать Богу».

Основные возбудители, влекущие ко греху:

1) в уме – пытливость;

2) в воле – своеволие;

3) в чувстве – самоуслаждение;

Задача родителей на данном этапе – «так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, – ибо это будет плен греховный, – а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало». Православные родители и сами должны не только знать, и практиковать основы духовной брани.

Читайте также:  Неделя 18-я по Пятидесятнице. Апогей Нагорной проповеди

Разберем главные воздействия на тело, душу и дух младенца.

Телесное воспитание

Телесная жизнь тесно связана с питанием. «В нравственном отношении оно есть седалище страсти к греховному услаждению плоти или поприще его развития и питания. Поэтому должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия».

Важный совет святителя: «Не должно смотреть, что дитя мало, – надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью».

а) Питание:

– избирать здоровую пищу;

– подчинить употребление пищи известным правилам (возможно, имеется ввиду распорядок питания);

– не отступать от правил.

Внешний порядок влияет на внутреннее состояние человека. К примеру, монастырская строгость в распорядке дня создана для того, чтобы монашествующие имели правильный духовный настрой. Применение определенного порядка в приеме пищи воспитывает в ребёнке порядок внутренний. Если ребёнок постоянно ест, когда ему захочется (имеется в виду подойти, схватить что-то из еды и убежать), то он привыкает к этой беспорядочности....

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Воспитание души 
(впечатлительности)

Святитель говорит о том, что особое внимание нужно уделить на впечатление малыша, так как «первые впечатления глубоко остаются памятными». Как первая пища влияет на темперамент тела, так и предметы, занимающие внимание души, сильно влияют на «характер души или тон её жизни». Для воспитания христианина нужно сделать так, чтобы первые впечатления получались от священных предметов: «Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же могущее развратить в примерах, изображениях и вещах, – удаляют».

Святой также предлагает сделать упор на предотвращение излишней пытливости. При познавании окружающего мира нужно следить за тем, чтобы ребёнок имел меру и порядок в этом познавании. Пытливостью в этом контексте можно назвать бесцельное, беспорядочное впитывание окружающего без различения того, что полезно, а что нет. Неупорядоченность и быстрый переход с одного предмета на другой может привести к тому, что ребёнок начнёт «мечтать и развлекаться образами и тем не давать покоя душе, мутя её приливом и отливом своих беспутных видений. Не умеющий владеть чувствами и воображением необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостию, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода».

 

III этап

 

В МЛАДЕНЦЕ НАЧИНАЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ СТРАСТИ


Одновременно с вышесказанными способностями в ребёнке начинают проявляться страсти, которые тревожат его. Нужно противоборствовать этим движениям с раннего детства. Но как пресекать движение страстей? «Как это сделать – определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Можно, впрочем, постановить следующее: 1) предупреждать всячески их [страстей] возникновение; 2) потом, если проявилась какая страсть, надобно спешить погасить ее продуманными и испытанными средствами. Этим предотвратится укоренение их, или предрасположение к ним».

Далее святитель предлагает обратиться к следующим средствам против страстей. Первое – это молитва, второе – использование успешного опыта пресекания действия страстей чада (у каждого этот опыт индивидуальный).

Если будет соблюдено всё вышеперечисленное, то душа ребёнка получит от этого прекрасную подготовку к истинному настроению. Но это – только подготовление к доброму настроению. Само же доброе устроение созидается действием на ум, волю и чувства.

Действие на ум


Образование ума ребёнка нужно начинать с момента начала произнесения им первых слов, так как умственные способности, по мнению святителя Феофана Затворника, начинают развиваться с началом говорения. Главное, в чем надо наставлять ребёнка в здравых понятиях и суждениях – «что добро и зло, что хорошо и что худо». Кстати, подмечено, что относительно священных тем ребёнок все понимает подчас не хуже взрослого. Поэтому, когда спрашиваешь двух-трехлетнего ребёнка о том, что находится в Чаше с Причастием, он отвечает «Кровь Бога». А взрослые, отвечая на этот вопрос, часто начинают колебаться. Это свидетельствует о том, что в вопросах истины не нужно придумывать что-то, а надо говорить прямо, как есть. Есть Господь, есть смерть и так далее. Святитель Феофан говорит, что не стоит смущаться тем, что дитя ещё мало, – истина доступна всякому. Он же пишет: «истина связывает ум и насыщает его. Мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость».

Также родители должны помнить о том, что когда они разговаривают, дети слышат и всё это впитывают. Поэтому, родители всегда должны называть «вещи своими именами. Например: что значит настоящая жизнь, чем она кончится, от кого все получается, что такое удовольствие, какое достоинство имеют те или другие обычаи и прочее».

Действие на волю

Здесь главная задача заключается в том, чтобы «убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли». Естественное следствие этого – послушание и покорность родителям. Приобретенный навык послушания поможет поможет уже во взрослой жизни искать не своей, а Божией воли.
«Вместе с тем и самих детей надо вызывать на добрые дела и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали. Самые обыкновенные при этом дела суть: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно приучить». Пример: проходя мимо нуждающегося, можно дать копеечку ребёнку, чтобы он сам положил просящему. Есть примеры, когда дети, привыкши к этому, находили мелочь и отдавали её своим младшим, предлагая, чтобы те дали нуждающемуся. Хорошо развивать привычку делать дела тайно. Приучить ребёнка в ответ на похвалу отвечать: не меня хвали, а Бога».

Действие на сердце

«Под таким действованием ума, воли и низших сил само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные…» Автор «Пути ко спасению» утверждает, что мощнейшее средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность (храм, иконы, пение, тишина). «Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан» – пишет святой подвижник.

От души – к духу


Воспитанная выше показанным образом душа не будет препятствовать развитию духа. «Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность». К нему относятся 1) страх Божий [к уму], 2) совесть [к воле], 3) молитва [к чувствам]. «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть»....

А это из статьи о детской исповеди :
... Безгрешны ли дети?

Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому, что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы. Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся к благу, он есть образ и подобие Божие. Но апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями.

О родительском «духовничестве»

Первые навыки духовной борьбы в человека вкладывают родители. Родители объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», как можно поступать и как нельзя, как надо правильно молиться и как поститься. Своим духовным опытом они ведут детей. Другими словами, осуществляют то духовное руководство, которое взрослый человек ищет у духовника. Отец с матерью объясняют ребенку, что такое грех, учат его исповедоваться, рассказывают ему, что такое совесть и что такое страх Божий. Например, все, что написано у аввы Дорофея для взрослых, можно пересказывать и детям, даже самым маленьким. Эта замечательная книга душеполезных поучений необходима любому педагогу и, конечно же, родителям. Там есть главы поучения «О том, что не должно лгать», «О том, чтобы не судить ближнего», «О совести», «О смиренномудрии»… Все это – составляющие воспитательного процесса. Эти духовные понятия должны быть преподаны ребенку родителями в самом раннем возрасте. А это и есть духовное руководство. Если отец с матерью сами живут духовной жизнью, хорошо понимают, что оставил нам авва Дорофей, то они смогут передать это и детям.

Иногда родители не знают ответа на какой-то сложный вопрос, но ведь такое бывает и в пасторской практике. Если священник не знает ответа на вопрос своего духовного чада, он говорит: «Давай с тобой помолимся вместе, а я спрошу кого-то из более опытных людей, как тебе помочь». Так же поступают и родители, когда не могут правильно ответить. Здесь нет ничего зазорного. Тем более, когда над вами и вашим ребенком стоит человек более высокой духовной жизни, которого слушают в вашей семье. Ваше собственное благоговейное отношение к духовничеству и в ребенке воспитывает чувство смирения и благоговения перед святыней, перед священным саном....
********
Надо ли сравнивать возможную духовную жизнь крещенного во младенчестве и не  крещенного?

 

 


 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By ~*~Иринушка~*~
      Являются ли ересью слова С.Есенина - 

      Из письма Г. А. Панфилову  (ноябрь 1912 г. Москва):  "Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему." (читать полный текст письма)
×
×
  • Create New...