Jump to content
Prince

Памятник царю Иоанну IV в Орле

Recommended Posts

Olga

 

То что Ваш знакомый прожил много в монастыре еще ни о чем не говорит, и не делает его автоматически авторитетом в области истории(для меня во всяком случае). Хотя ведь он и из монастыря ушел, Вы не написали принял он постриг, или был мирянином, но все же ушел. Так что ссылка на его монастырскую жизнь вообще не аргумент. Да и мало ли было ересиархов имеющих высокое звание, вспомнить хоть архиепископа Нестория. Мало ли что там Ваш знакомый себе насочинял.

 

Аргумент, что переврали историю (подтвержденный с Вашей стороны лишь ссылкой на мирт. Иоанна Снычева) не убедителен. Преподаватели МГУ и члены соборной комиссии по канонизации(которые подтверждают факт злодеяний и прелюбодеяний Ивана Грозного) для меня более авторитетны. Ведь какие-нибудь приверженцы Гитлера тоже могут сказать, что историю переврали, а Гитлер не был таким уж злодеем.

 

Любить Россию можно с открытыми глазами, не идеализируя ее историю. А розовые очки отнюдь не являются признаком патриотизма. За что и люблю Достоевского, он мог показать все язвы России, но с любовью, он мог описать всю грязь и все темные глубины души человека, но при том с сочувствием к нему. Для меня человек которому нужные розовые очки для того, что б любить, не надежен.

 

И вот видите, Ольга, мы то тут уже разделились. Политика разделяет. А история в таком разрезе - это именно политика.

Наверно надо прекратить. Каждый ведь все равно будет при своем мнении, как Вы выше написали.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Бывают простодушные почитатели Грозного, которые особо ни во что не вникали и просто поверили в сказку про доброго царя, которого оболгали злые "западники-евреи-либералы". Для них, а также и для всех интересующихся и сомневающихся даю ссылки по теме: "О массовых репрессиях при Иване IV" и "Роль Ивана IV Грозного в российской истории". Писал это не западник, не еврей, не либерал и не профан, а православный русский историк, специалист по этой теме. Добавлю еще одну ссылку на текст другого православного исследователя: "Иван Грозный не был великим правителем". И на статью третьего: "Иван IV Грозный: миф и реальность". Поскольку в интернете сейчас большие тексты не читают, специально даю ссылку на маленькие, где все в сжатом и доступном виде, но вообще у обоих авторов есть опубликованные тома по Ивану Грозному, кому хочется разобраться более основательно, тот может это сделать: 12
Гораздо более, чем упомянутые простодушные, меня печалят те православные почитатели Грозного, которые все знают о нем - и оправдывают. Когда я слышал в Сербии о том, что покойный патриарх Павел во время войны отвечая на вопрос, можно ли нарушить заповеди ради спасения народа, сказал: "Даже если все сербы погибнут, включая меня, и ради спасения народа нужно будет нарушить заповедь Божию, то лучше нам умереть, чем нарушить даже одну заповедь" - я в этом вижу евангельский дух. А когда я слышу от наших православных: ну, подумаешь, что оболгал, сместил и убил святого предстоятеля Русской Церкви, зато границы страны расширил! Подумаешь, что массово пытал и убивал, в том числе и младенцев, зато подавил "пятую колонну" внутри страны! Подумаешь, что шесть раз женат был, зато стихиры писал! - когда я такое слышу, то вижу в этом крайне болезненное и опасное извращение Православия. Которое выразилось теперь в установке памятника и в его освящении. 
Всех православных призываю беречь себя от этого извращения, провозглашающего допустимым нарушение заповедей Божиих ради достижения неких благих мирских целей.

__________________________

Источник: священник Георгий (Максимов) http://yurij-maximov.livejournal.com/412498.html

Share this post


Link to post

Дворкин свои работы пишет по Карамзину, тут все сразу ясно, человек себя не утруждал. Вспомнить еще и фильм, в котором он снимался, жуть просто.

 

Махнач... кратко пробежал, списка источников нет вообще, сплошные "может быть" и "думается". Странные выводы человек делает: да, про царя все западные писатели писали плохо, но ведь нельзя же предположить наличие заговора... Почему нельзя, собственно? ) Я как раз читал, что после репрессий (весьма заслуженных) в отношении известных лиц, те поклялись смешать имя царя Иоанна с грязью  и завещали это дело это всем потомкам. Что вроде как и происходит.

 

Володихина будем изучать...

Share this post


Link to post

. Ну и вдобавок, в костях и царя, и царевича концентрация ртути превышала предельную в 5 раз. Это документально подтверждено. Их обоих долго травили примерно в одно и то же время.

 Медленное отравление ртутью ведет к психическим расстройствам.

Share this post


Link to post

Друзья, на просторах фейсбука есть ссылка на статью:http://orel.riasv.ru/news/pamyatnik_groznomu__eto_koshchunstvo/1370426/

 

Мы продолжаем публиковать мнения российских историков о личности Ивана IV (Грозного) и их позицию по отношению к идее установки ему памятника в Орле. В этом номере представляем статью доктора исторических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал), главного научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Евгения Анисимова, написанную специально для «ОВ».

Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России. Когда 1850-х годах, при императоре Александре II, обсуждались кандидатуры исторических государственных и общественных деятелей, которых нужно отразить на памятнике «Тысячелетие России» (его предполагали установить в Великом Новгороде), в кругах интеллигенции и в придворной среде развернулись жаркие споры о многих исторических персонажах. И только в одном все были единодушны: персона Ивана Грозного не должна ни в каком виде быть на памятнике, ибо это позор и несчастье России. В ее истории никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России. И это было сказано при самодержавии!

Можно говорить о реках крови, которые пролил Иван в собственной стране, о чудовищных, жесточайших репрессиях, которым он подвергал своих подданных. Речь идет о тысячах и тысячах людей. Напомню лишь одну абсолютно достоверную историю боярина и главы Боярской думы, авторитетнейшего Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Грозный обвинил его в несуществовавшем заговоре с целью захвата власти, заставил боярина надеть царские одежды, посадил на свой трон и, глумясь над стариком… вырезал у него ножом сердце. Тело несчастного было брошено в навозную кучу, и его раздирали бездомные собаки.

Но царю этого было мало: началась дикая расправа с родственниками и слугами Федорова. Как писал современник, «умертвив таким образом Иоанна, его семейство и всех граждан, тиран, сев на коня, почти год объезжал с толпой убийц его поместья, деревни (Федоров был богат), производя повсюду истребление, опустошение и убийства. Захватив в плен его воинов и данников, тиран велел обнажить их, запереть в клетку и, насыпав туда серы и пороху, зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой взрыва, казались летающими в воздухе. Тиран очень забавлялся этим обстоятельством. Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так что он не пожелал оставить живым в каком-либо месте даже и маленького зверька. Поместья и скирды хлеба он зажигал и обращал в пепел. Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жен крестьян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем там тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших по лесам. Таким образом уничтожил он род и все семейство столь великого мужа, не оставляя в живых совершенно ни одного его свойственника или родственника…».

Во время зверств в вотчинах Федорова царь особенно издевался над женщинами: «Женщин и девушек раздевали донага и в таком виде заставляли ловить по полю кур». Воспоминания подтверждаются записями самого Грозного, который в преклонные годы, чтобы вымолить у Бога прощение, завел «Синодик (поминальник) опальных» – убитых и замученных им лично людей за всю свою жизнь. К самым жестоким расправам применялся весьма любопытный глагол – «отделать» (о людях Федорова там сказано: «В Бежецком Верху отделано Ивановых 65 человек, да 12 человек ручным сечением»). Значит, последние 12 человек из людей Ивана Петровича приняли еще легкую смерть от меча или топора, в сравнении с первыми, которые были как-то особо «отделаны» – сожжены, утоплены, распилены и т.д. Всего было казнено таким образом более трехсот людей Федорова.

«Синодик опальных», который вел сам Грозный, включал только за пять лет около 3,5 тысячи человек, начиная с ближних родственников царя, выдающихся полководцев, иерархов церкви и кончая простыми крестьянами и пленными крепостей, взятых его армией. Сам царь задумывал зверские казни и сидел, наслаждаясь тем, как живых людей варили в котле, взрывали на бочке с порохом, устраивали из них «шашлык», вращая на вертеле над медленным огнем, сдирали кожу, сажали на кол, причем – чтобы усугубить мучения – на глазах медленно умиравших людей опричники Грозного насиловали жен, дочерей, матерей казнимых. И все это не басни, не сказки, а реальные истории, зафиксированные во множестве документов и признаний порой самого впадавшего иногда в раскаяние царя.

Неслучайно РПЦ даже не рассматривала недавно внесенное предложение о канонизации Грозного – он безжалостно приказал убить сотни монахов и священников. Посмотрите в Интернете информацию о трагической судьбе главы церкви того времени Филиппа Колычева, задушенного подручным царя Малютой Скуратовым. Новгородского архиепископа царь приказал зашить в медвежью шкуру и затравил собаками. Великий Новгород особенно пострадал от злодея в 1570 году. Тысячи его жителей, включая женщин и детей, были казнены страшными казнями, утоплены в Волхове. И опричники Грозного на лодках добивали топорами тех, кто всплывал на поверхность. Он совершил страшное святотатство: разграбил величайшую русскую святыню – Святую Софию – храм, который до него стоял нетронутым 500 лет. Следующими грабителями храма были в 1941 году немецкие и испанские фашисты. Грозный был настоящий насильник и садист – он сам хвастался, что изнасиловал за свою жизнь тысячу девушек. Важно заметить, что он не был больным, сумасшедшим – он прекрасно осознавал, что он творит, и порой ужас божеской кары пугал его, и тогда царь начинал каяться, записывать свои грехи и преступления, чтобы потом опять убивать и насиловать.

Если же все сказанное мало волнует читателя-державника, то подчеркну, что как государственный деятель он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения. Его царствование закончилось полным крахом: военным, политическим, экономическим. Прежде цветущая страна запустела – до сих пор археологи на северо-западе России находят множество навсегда погибших, запустевших именно во времена Грозного деревень и починков.

То, что нам известно как Смута, когда Россия подверглась нападению врагов и гражданской войне, было прямым результатом правления Грозного. Тогда на какое-то время Россия погрузилась в небытие и даже исчезла с карты мира, и только простые люди, пережившие ад Иванова царствования, под знаменем Минина и Пожарского спасли Россию и для нас тоже. При этом можно поражаться покорности и терпению русского народа-мученика. Как писал историк начала XIX века Н.М. Карамзин, Россия «двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением… В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Фермопилах за Отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте… Тигр упивался кровию агнцев – и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умильного воспоминания от современников и потомков».

Это мы – их потомки! Что же получается – их жертва была напрасна? Что же – их кровь не такая, как наша, а водица? Если мы живем, значит цепочка наших предков уходит и в эпоху Ивана. А сколько таких цепочек царь-убийца прервал! Убиенные Грозным – такие же люди, как и мы. И мы должны уважать их память. Памятник Грозному – это кощунство над их безымянными могилами. Все эти невинные жертвы злодея, несомненно, взыщут с нас когда-нибудь за это кощунство – установку памятника величайшему злодею русской истории. Орлу это не пройдет даром!

Известно, что к концу жизни царь гнил заживо, издавая отвратительный запах. Бесспорно, Господь не допустил, чтобы Грозный избежал ада: в последнюю минуту его пытались постричь в монахи – тогда считали, что это верный способ спасти душу. Но нет! Иноческий убор возложили уже на коченеющий труп злодея, и нет сомнений, что он – в преисподней, там, где ему и место, а не на площади чудесного, замечательного, светлого города России.

Биография

Евгений Викторович Анисимов – доктор исторических наук, профессор.

Родился

4 октября 1947 года в городе Александрове Владимирской области.

Образование

В 1970 году окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. В 1985-м защитил докторскую диссертацию.

Карьера

С 1970 года работает в Ленинградском отделении института истории СССР (ЛОИИ АН СССР, ныне – Санкт-Петербургский институт истории РАН). Главный научный сотрудник. Специалист по политической истории России XVII–XVIII веков. Автор первых в России научных биографий императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. С 2012 года преподает в НИУ ВШЭ на факультете истории. Участвует в просветительской деятельности на телевидении. Автор и ведущий программ по истории «Дворцовые тайны» (50 передач, 2000–2003) и «Кабинет истории» (с 2005) на телеканале «Культура».

Награды

Лауреат премии митрополита Макария за книгу «Государственные реформы Петра Великого»; Анциферовской премии за совокупность исследований по истории Петербурга; серебряной медали имени княгини Дашковой.

Евгений Анисимов

Edited by SergNata

Share this post


Link to post

В достоверности приведенных историком Е.В.Анисимовым примерах пусть разбираются историки. Город Орел и его современные жители не могут нести ответственность за чье-то решение установить памятник,мне кажется. Суд над рабом Иоанном тоже выносить не нам, и кто в аду нам не известно. Но нельзя устанавливать памятник неправедному человеку,о преступлениях которого сохранились свидетельства очевидцев. Хочу спросить у схиархимандрита Илия, не обманули ли его,пригласив на открытие памятника? Он старенький и доверчивый,ведь многим хочется притянуть его имя к благословению своих решений. А так ли это? Мы вряд ли узнаем.

Share this post


Link to post

Нет другой такой науки, столь же фальсифицируемой, как история. Поэтому, наличие исторического образования и карьеры это еще не факт. Профессиональный историк как раз и может с легкостью манипулировать фактами, принимая во внимание одни и игнорируя другие, выстраивая нужную ему картину. Если бы наличие научного образования гарантировало порядочность, тогда другое дело. А в реальности часто приходится констатировать противоположный эффект. Лично я считаю, что это главная беда всей науки - уверенность, что нравственные вопросы всегда остаются за скобками "чистого знания"...

Share this post


Link to post

Интересно взглянуть на девятый том и в источниковедческом аспекте. Карамзин приступил к сбору материалов для описания царствования Иоанна 4-го в начале 1812 года, накануне наполеоновского вторжения. В знаменитом московском пожаре, ставшем кульминацией Отечественной войны, погибли все столичные библиотеки и архивы, в том числе и обширное собрание книг и рукописей сочинителя. Уцелело лишь синодальное книгохранилище… Источниковедческая база новых томов расширялась также и благодаря появлению мемуарных свидетельств вроде записок Андрея Курбского и Палицина и свидетельств осведомленных иностранцев. Последние несли важную, часто уникальную, неповторимую информацию, но отличались односторонностью, субъективизмом, а иногда и явной тенденциозностью, принимавшей подчас форму русофобии. Каково?! Русская история пишется на материалах, пропитанных нелюбовью, а зачастую и ненавистью ко всему русскому.

 

В СВОЕМ ПРЕДИСЛОВИИ К «ИСТОРИИ» КАРАМЗИН ЗАМЕЧАЕТ: «И ВЫМЫСЛЫ НРАВЯТСЯ. НО ДЛЯ ПОЛНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЛЖНО ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И ДУМАТЬ, ЧТО ОНИ ИСТИНА». ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ФРАЗА, КОТОРАЯ МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ.

 

Как же мы, православные, можем давать веру явным нелепостям распоясавшегося якобинца? Полагаю, что одна из причин этого — чтение «Истории» без должной вдумчивости и здравой критики.

 

В этой связи я вспоминаю дивную святоотеческую мудрость «лучше ошибиться в любви, чем в ее отсутствии». Это означает, что если о каком-то человеке высказываются прямо противоположные суждения, то христианин должен предпочесть сторону оправдания, любви и снисхождения…

 

Начавшаяся общественная дискуссия, да к тому же и столь ожесточенная, позволяет высказаться по поводу установки монумента царю Иоанну Васильевичу в Орле. Прежде всего, обращает внимание попытка политизировать любую страницу нашей истории. Да, история — это продолжение политики. Но, все же, следует немного успокоиться, Иван Грозный умер полтысячелетия назад. И он был великий царь, но зачем же стулья ломать. Жители замечательного города Орла установили памятник основателю своего города. Установили так, как захотели, и там, где захотели. Путем опроса и большинством голосов. Давайте научимся уважать волю наших сограждан. И, если орловчане захотели увековечить память Грозного, то не надо им навязывать свое мнение из Москвы, Петербурга и т.д.

 

Я далек от мысли считать Ивана Васильевича святым. Мне трудно понять логику тех, кто считает «своевременной» смерть честных и порядочных людей (даже впоследствии канонизированных, как игумен Корнилий Псково-Печерский и митрополит Филипп). Мол, если бы Иван Грозный насильственным образом не завершил их земной путь, то, де, в будущем они могли бы нагрешить и лишиться Царства небесного. Зверства Ивана Грозного, которого историки считали даже сумасшедшим в конце его царствования, не должны забываться.

 

Однако, масштабы жестокости на Руси при Грозном на порядок (или даже на порядки) меньше, чем в бесновавшейся инквизиционной Европе или сатрапской Азии. Это не оправдание Грозного и не обеление его тяжкого правления. Но не будет уж слишком смелым предположение, что Иван Васильевич сохранял Русь почти все свое царствование островком законности (какая могла быть в средневековье) посреди всего беззаконного мира. При нем создали знаменитый Судебник (прообраз всех будущих российских кодексов и уложений), упорядочена налоговая система, создан централизованный государственный аппарат. Иван Грозный — отечественный автор системы разделения властей. При нем получила поддержку и законодательная власть (Земские соборы), развивалось местное самоуправление. Грозный — создатель системы государственной безопасности, реформатор вооруженных сил.

 

Если говорить о репрессиях, то они касались, как правило, политических противников и заподозренных в измене боярах (к сожалению, далеко не всегда обоснованно). При этом Грозный не поощрял карательный зуд иных своих подчиненных. При нем государство и церковь без ненужной жестокости нашли достойное место и для нестяжателей, и для иосифлян, и даже для церковных еретиков. Русь при Грозном избежала страшной и кровавой Реформации, которая, поощряемая европейскими властителями, в те же годы в религиозных войнах унесла миллионы жизней.

 

Мы почитаем (и заслуженно) великим военачальником и государственным деятелем Александра Невского. Но даже он не мог биться на два фронта. А Иван Грозный наотмашь бил и вечно агрессивный и мечтающий поработить нашу страну Запад и беззаконный и не менее агрессивный Восток. Взятый из Византии двуглавый орел (напомним, Грозный внук Софии Палеолог из рода византийских императоров) при Грозном неплохо клевал и на запад, и на восток! И если на Западе Иван Грозный не смог выйти к морю (военные походы не принесли очевидной победы, в том числе и из-за внутренней измены), то на Востоке врагам Руси было нанесено окончательное и бесповоротное положение. На Западе не удалось присоединить исконно русские земли (теперь почему-то называемые Прибалтикой)? Ничего, прошло сто лет и грозный для внешних и внутренних врагов Петр Первый взял то, что было предназначено нашей стране самой Историей. Крушение изуверских ордынских деспотий на Востоке не просто открыло путь к богатствам Урала и Сибири, не только вовлекло в русский культурный код многие народы. Иван Грозный на столетия ликвидировал восточную опасность. Не было бы походов Грозного, сейчас к востоку от Московии был бы сплошной ИГИЛ (делаю обязательную приписку — запрещенный в нашей стране).

 

Эту опасность Грозный не проспал, как проспали опасность с Запада его преемники по шапке Мономаха. При Грозном «украинные-окраинные» земли никогда не допустились бы до звериной ненависти к матери-Москве. Этим государственным и военным служением Иван Грозный и ненавистен как современным ливонцам-либералам, так и мечтателям о разных ордах-халифатах на обломках Руси.

 

Иван Грозный — противоречивая, но мощная фигура. Его памятник занял достойное место в центре древнего Орла. Возможно, это событие даст новый толчок в публикации исторических трудов о времени Грозного, широком общественном и экспертном обсуждении его жизни и деятельности по всей стране.

Share this post


Link to post

 

Олег Молчанов: «Иван Васильевич был 100 % старообрядцем»

Интервью с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым.

 

14 октября в г. Орле прошла церемония открытия первого памятника русскому царю Ивану IV, более известному как Иван Грозный. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. К сожалению, как это часто бывает, большинство комментаторов, несмотря на свои громкие заявления, совершенно не в курсе событий, как говорится, не владеют темой. Редакция нашего сайта побеседовала с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым.Скажите, с чем связана установка памятника Ивану IV именно в Орле?

 

В этом году исполняется 450 лет со времени основания Орла Иваном Васильевичем Грозным. Отмечу, что царь Иван Васильевич основал более 150 городов и крепостей, среди них Орел, Курск, Белгород, Липецк, Архангельск. Памятник изображает царя сидящим на коне. В правой руке он держит крест и лестовку, а в левой — меч. Когда шло проектирование памятника, мне долго не разрешали, чтобы в руках царя была лестовка.

 

 

А какие могли быть претензии к лестовке?

 

Ну как какие? Все-таки в господствующей, синодальной церкви лестовка не используется. Лестовка у большинства ассоциируется со старообрядчествомНеужели им до такой степени лестовка глаза мозолила?

 

Конечно. Помощник губернатора даже снял лестовку с памятника, не уведомляя меня. Потом все-таки с боями мне удалось ее вернуть обратно.

 

Но лестовка в данном памятнике имеет особый смысл. Дело в том, что одним из символических значений лестовки является лестница с земли на небо. Читая молитвы, человек как бы поднимается по ступеням лестницы. Так вот тут, в памятнике, в этой же руке у царя изображен крест. Это означает, что по лестнице в своей вере надо подниматься до креста. Изображено главенство креста, вознесение креста, сила креста.

 

Таким образом, кроме наперсного креста, который есть у царя, есть еще такой крест, вознесенный в руке. Поэтому сегодня мы можем говорить о царе Иване Васильевиче как о великом государе, к сожалению, врагами оболганным. Лишь по невежеству многие повторяют эту ложь, разрушительную для нас.

 

Мне бы не хотелось, чтобы старообрядцы также подпевали в общем хоре эту ложь, потому что кто как не Иван Васильевич был 100 % старообрядцем. Кто как не старообрядцы должны понимать, что государь смог в стране веру укрепить. Если вы на Рогожском сегодня покупаете сборник канонических постановлений стоглавого Собора (Стоглав), то должны понимать, что такой документ не мог появиться без воли царя. Иначе выходит, что вы одну часть человека принимаете, а другую стыдливо замалчиваете. Это неправильно, это кривда. Нечестно, даже не по духовным понятиям, а просто по человеческим.Поэтому мы должны знать свою историю и разбираться в ней. Если вы посмотрите, кто ополчился против Ивана Грозного, то это антипатриотические, антирусские силы: всякие Соловьевы, Сванидзе, Ардовы, разные правозащитники из «Парнаса», из других либеральных группировок. Почему-то они считают, что могут давать совет, кого в России мы имеем право почитать, а кого нет.

 

Предполагалось, что установка памятника состоится возле театра «Свободное пространство». Так в этом театре худрук Александр Михайлов затеял протесты и был поддержан различными другими силами. Сейчас место изменено, оно будет у Богоявленского собора г. Орла. Хотя я считаю, место не очень удачное, памятник там неудобно рассматривать. Но меня, к сожалению, не спрашивают, там есть местный архитектор, который на свое усмотрение проводит какие-то работы по установке памятника.

 

Предполагалась, что установка памятника состоится возле театра «Свободное пространство»Но тем не менее памятник есть, это будет первый памятник в стране и мире царю Ивану Васильевичу. Я надеюсь, что в ближайшее время подобный памятник будет и в Архангельске.А сколько времени потребовалось, чтобы изготовить памятник Ивану Грозному?

 

Я его начал делать в феврале. Этой работе предшествовали эскизы с глубокой исторической проработкой темы. Там нет ничего случайного: на царе казанская шапка, а не шапка Мономаха. Именно казанская, которая после взятия Казани у него была. Нужно было изучить одеяние, саккос, поручи, раньше они на пуговицы застегивались, а сегодня шнуруются. Сапоги с загнутыми носами. Опять же это было связано с коленопреклоненными молитвами, земными поклонами, их творить легче, когда сапоги с загнутыми носами. Мало кто об этом знает, в сознании людей это признак какого-то мусульманства. Хотя мусульмане тоже молятся на ковриках.

 

Эти сапоги, как ни странно, связаны с верой. После реформ Никона земные поклоны были отменены, соответственно и сапоги с загнутыми носами ушли в небытие. Все одеяние, вплоть до мантии, плаща реконструировали по документам, очень много материалов было изучено. К сожалению, проект не полностью реализован, как он был задуман.

 

 

А почему не получилось что-то реализовать?

 

Во-первых, не было должного финансирования. Я начал делать на свои деньги, потому что область вообще отказалась помогать деньгами. Вместе с Международным фондом славянской культуры и письменности мы заключили договор с областью на передачу памятника в дар. Но фонд не обладает деньгами. Некоторые пожертвования, которые потом стали приходить, мало поправляли ситуацию, поэтому полтора месяца я вообще один работал. Потом мне удалось привлечь помощников. Сроки были сжатые, потому что нужно было успеть к 3 августа. 5 августа отмечался день города. (Первоначально открытие памятника было намечено на 3 августа, но из-за протестной компании было перенесено на октябрь — прим. ред. ).

 

Пришлось взять трех скульпторов в качестве помощников. Под моим руководством они выступили лишь как исполнители. У меня на заводе сделан молитвенный угол с иконами и лампадой, есть ладан. Во время работы над памятником все время горела лампада. Сам памятник делался на заводе электромеханической аппаратуры, что на Авиамоторной, 55.А как коллектив завода относился к тому, что создается такой памятник? Люди задавали вопросы?

 

Относились нормально, с пониманием. Там много памятников было уже сделано. На моей площадке делался памятник Александру I. Есть и другие предприятия, где можно делать такие памятники. В частности, барельеф для царской часовни в Костроме я делал в Жуковском.

 

Сегодня нет проблемы с производством памятника, есть проблема финансирования. Поэтому статьи в СМИ лгут, что на строительство памятника были выделены огромные деньги. Будто бюджет памятника составил 25 миллионов рублей, и над ним работали шесть скульпторов. Лжи настолько много, что не хочется даже в это погружаться. Кто-то это пишет, переписывает, делает фотографии с нелепыми ракурсами для того, чтобы рассмешить. Начинают гениталии у коня рассматривать и комментировать.

 

В основном это говорит о том, что эти комментаторы не только люди низкой культуры, а о том, что они бесопомраченные. Вот это печаль. К сожалению, сегодня есть такое понятие вседозволенности, когда каждый может свою гадость инкогнито разместить в Интернете. Бороться с Интернетом бессмысленно, поэтому я предпочитаю отвечать поступками и делами. На первого царя нашего это был памятник, на последнего — часовня. Вот это мой ответ врагам страны, которые пытаются разрушить наше Отечество, наше духовное пространство. И первый царь укреплял веру, и последний укреплял веру. Поэтому мы должны быть достойны своих предков. И смотреть в будущее с поднятой головой, а не помраченными взглядами рабов, которым что-то дают и они на эти три копейки должны работать.

 

Царь Иван Васильевич освободил не только Казань, но и Астрахань, которая была центром работорговли. Это акт, который нигде широко не озвучивается. И то, что Волга, русская река, стала русской только после того, как были освобождены Казань и Астрахань. Также от Хазарского каганата освобождал Святослав, потом освобождал Андрей Боголюбский, а затем освобождал Иван Васильевич Грозный.

 

Я верю в силу искусства. Сила искусства велика. Вот художник Илья Репин-то давно скончался, а картина его до сих пор убивает. (Имеется в виду картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — прим. ред.).

 

Однако в пику старообрядцу Третьякову, который купил этот художественный пасквиль за деньги, другой старообрядец Балашов, сын мебельного фабриканта, порезал эту картину в трех местах. Он порезал ее со словами: «Достаточно лжи, крови и насилия». Таким образом старообрядец Балашов привлек внимание зрителей к обману, остановил ложь другого человека.

Share this post


Link to post

В советское время было, если царь(император, князь), то обязательно кровопийца, а теперь в другую крайность впали, если царь(царица), то обязательно благочестивый - это как минимум, но для многих они все теперь святые. То с пеной у рта за партию и комсомол, а теперь с такой же пеной у рта за монархию. Немало и царебожников даже. Похоже мало сейчас православных людей способных идти срединным путем и сохранять трезвение. И есть ли такие вообще? У меня сомнения.( Если в этих вопросах нет золотой середины и трезвения, то можно ли доверять в вопросах более серьезных, касающихся спасения души? И как тут и с кем советоваться? Все больше склоняюсь к тому, что свят. Игнатий Брянчанинов был прав, надо быть очень осторожным, изучать Евангелие и Святых Отцов и ответы современников принимать взвешенно.

 

Олег Молчанов видно решил сделать хитрый ход - перевести все на никого не интересующий и ничего не значащий вопрос о лестовке.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Ну как какие? Все-таки в господствующей, синодальной церкви лестовка не используется.

Как это не используется? В Оптиной половина народу с лестовками ходит, да и в лавке, кажется, они продаются )

Share this post


Link to post

Даже я в Оптиной с лестовками видела, хоть и не часто бываю.))

И видела их в продаже в Дивеево(3 года назад) и еще в некоторых монастырях и храмах.

 

Вообще путанное какое-то изложение и странная аргументация в интервью. Во времена Иоанна Грозного не было старообрядцев вообще )), т.к. никакого нового обряда еще не было.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Крушение изуверских ордынских деспотий на Востоке не просто открыло путь к богатствам Урала и Сибири, не только вовлекло в русский культурный код многие народы. Иван Грозный на столетия ликвидировал восточную опасность. Не было бы походов Грозного, сейчас к востоку от Московии был бы сплошной ИГИЛ (делаю обязательную приписку — запрещенный в нашей стране).

 

М-да, все так идеологически выверено((

Share this post


Link to post

Как это не используется? В Оптиной половина народу с лестовками ходит, да и в лавке, кажется, они продаются )

Отче, Оптина - это Оптина! Не все же в ней бывают. Как сказал мне один батюшка на Подворье Валаамском: четки - это костюм монаха. Остальным не след их пользовать. А монахов где увидеть? ))

Share this post


Link to post

Была на подворье Валаамском. Дух коммерции витает там во всю.(

Трудно всерьез воспринимать современников. Доверия нет ни к кому уже.(

Share this post


Link to post

Давно были, Маша? Там вроде как место для заседаний Комиссии должны организовать. Для этого, наверное, коммерция

Share this post


Link to post

Несколько месяцев назад. На собеседовании. Они даже уже хотели меня взять на работу, но я не пошла.

Нужны были активные продажи. Меня попросили продемонстрировать, как я буду это делать. Знаете, что такое активные продажи?

Я им ничего не сказала, но подумала, а как я буду впаривать книжки и иконы своим сестрам и братьям по вере? А если пенсионерка (каких в храмах большинство) со скудным доходом? Совесть ведь мучать будет. А там нужно делать план и быть активным, а значит продавать даже тогда, когда человеку это не нужно.

Про воскресные и праздничные богослужения можно забыть, надо продавать, такой график.

Вопрос в том, зачем они ищут верующих сотрудников?

Им как раз надо неверующих, таким сотрудникам и на богослужение не надо, они и впривать смогут спокойно.))

Однажды, когда я только начинала ходить в храм, мне вот так вот впарили. Я пришла за одной книжкой, а купила в итоге то, что мне было не нужно. Есть такой активный продавец в "Православном слове на Пятницкой". Было неприятно. Хотя и постаралась воспринять это как урок, что думать нужно было самой.

Сама так не хочу.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Ну вот. Были бы у нас свои люди на Подворье ))

 

А про батюшку Илия хотела бы сказать - город Орел его родная земля. Село "Становой колодец", где он родился, совсем рядом с Орлом. И он там бывает нередко, думаю, знаком хорошо со всей этой ситуацией и с местными властями. Предполагаю.

Share this post


Link to post

Ну, да.) Не стоит страдать такой щепетильностью.))

Share this post


Link to post

На телеканале "Союз" засл.художник России Олег Молчанов ведет цикл передач "Мысли о прекрасном". Из этого цикла: Встреча со схимонахиней Николаей (Гроян)- многолетней келейницей старца Никоая Гурьянова. Часть 1, часть 2, часть 3 http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-vstrecha-so-shimonahiney-nikolaey-groyan-chast-1-22-03

 

http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-shimonahinya-nikolaya-groyan-07-04

 

http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-vstrecha-so-shimonahiney-nikolaey-groyan-chast-3

 

Мысли о прекрасном. Создание памятника царю Ивану Грозному http://tv-soyuz.ru/peredachi/mysli-o-prekrasnom-20-10-2016

Share this post


Link to post

4 ноября Церковь будет праздновать память святого.

 

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси — Успенском соборе Московского Кремля.

Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния.

Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их» (см. Ин. 10, 11-13).

Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

Что, собственно говоря, имел в виду Господь, говоря о пастыре добром, который душу свою полагает за овцы? В каком смысле пастырь должен полагать душу за овец? Душа — это синоним жизни. От какого волка пастырь должен ограждать овец? Ведь в обществе бывают разные конфликты, иногда кровавые, и, конечно, пастырь не может относиться ко всему этому безразлично. Но не во всяком конфликте похищается душа человеческая. В первую очередь пастырь призван защищать человеческие души от соблазнов греха, от растления, от того самого волка-диавола, который проникает в сознание, сердце, душу человека, соблазняет его на грех, растлевает его душу, губит его для Царствия Небесного. Ведь именно такими были поступки Иоанна Грозного. Это не было справедливым пролитием крови, и беззаконие растлевало души людей, давая пример того, как можно беззаконно и жестоко решать свои собственные проблемы.

Все то, что произошло в далеком XVI веке, является примером и для нас — в первую очередь, конечно, для пастырей. Но деяния Иоанна Грозного несопоставимы с тем, что происходит в современном мире: огромное количество человеческих страданий и несправедливости, голода и болезней; войн, непонятно во имя чего ведущихся; уничтожение огромного количества мирных, ни в чем не повинных людей. Разве это не соблазн? Разве все это не раскрепощает человеческий инстинкт жестокости и готовность во имя своих интересов идти на все?

Несопоставимо со временами Иоанна Грозного и то, что происходит сегодня в духовной жизни человека. Какие огромные силы работают для того, чтобы растлить душу, растлить разум, смешать добро со злом, исключить из человеческого общежития понятие греха! И мы видим, что это удается, — достаточно посмотреть наши телевизионные дискуссии, особенно касающиеся вопросов нравственности. Кажется уже удивительным, когда кто-то оценивает ту или иную ситуацию с точки зрения морали, тем более с христианской точки зрения, — такой человек выглядит как белая ворона. И все то, что происходит, вырабатывает некие стандарты жизни, некие стереотипы мысли, которые позволяют людям принимать грех без всяких угрызений совести.

А что же пастыри? Ведь они должны выйти навстречу волку и защитить души людей. С благодарением Богу можем сказать, что Церковь наша сегодня делает это мужественно и смело. Ну, а волк нападает на паству, как и полагается по законам борьбы. Если бы пастыри поддерживали все то, что происходит, если бы они скромно молчали, то они были бы в глазах тех самых волков людьми современными, продвинутыми, открытыми. Если же они обличают грех, они становятся людьми старомодными, отставшими от жизни, консерваторами…

Мы видим, что сегодня происходит в нашем обществе, в том числе в средствах массовой информации. Перед Церковью стоит выбор, точно такой же, какой стоял перед митрополитом Филиппом: может быть, благословить, чтобы не ссориться с волками; может быть, скромно отвернуться; может быть, сделать вид, что ничего не происходит; может быть, где-то даже и поддержать? Что уж говорить, современные люди не такие, как те, кто жил прежде, — у них другие требования, другие идеалы; почему же мешать им раскрепощать свою собственную природу так, как они сами того хотят?

Возможно, митрополит Филипп остался бы на кафедре, продолжал быть митрополитом Московским, носить священные ризы. Но каково было бы его место в тогдашней жизни Руси и в истории Церкви нашей? Так и сегодня перед каждым пастырем стоит та же дилемма — благословлять или не дать благословения, промолчать или сказать правду. Но если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? О проблемах у нас говорят только тогда, когда приводят страшные статистические данные о преступности, о коррупции, о разрушенных семьях. Мы еще способны удивляться, иногда даже ужасаться, когда в нашей жизни случаются страшные события, переходящие всякий предел нравственности. Так почему все это происходит? И Церковь говорит: надо смотреть в корень; никакими полумерами мы не решим задач, которые перед нами стоят; мы не изменим человека к лучшему, если мы забудем, что такое грех и если мы откажемся от борьбы с грехом. В конце концов, то служение, которое Церковь несет, несмотря на поношения и скорби, исполнено внутренней радости и силы, потому что это служение митрополита Филиппа, это служение святых мучеников и исповедников Российских, а именно на крови мучеников созидалась Церковь.

И обращаясь сегодня к нашим священникам, я призываю их быть дерзновенными, сильными в вере, мужественными и одновременно добрыми пастырями. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Мы не должны быть просто участниками общественной дискуссии, мы не должны выступать со злыми глазами, вцепляться в горло противнику, участвовать в публичной полемике недостойным для христианина образом. Со смирением и в простоте сердца мы должны нести свое свидетельство и нашему обществу, и всему миру. Некоторым может показаться, что это заранее проигрышная позиция, это позиция слабого. Но это не позиция слабого — это следование за Христом, ибо Он спас род человеческий не силой власти и не силой человеческого могущества, но крестом и любовью. Именно на крест взошел в этом храме святитель Филипп, память которого мы совершаем. И только исполненная крестоношения и любви миссия Церкви в современном мире и способна изменить людей к лучшему и открыть многим дверь Царствия Небесного.

Молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, память которого ныне совершаем, да укрепит Господь пастырей Церкви в неленостном, дерзновенном и смиренном служении спасению рода человеческого. Аминь."

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/1578058.html

Edited by SergNata

Share this post


Link to post

А вот что Патриарх Кирилл сказал спустя пять лет после предыдущего выступления в 2011 году. 26 октября 2016 года, отвечая на вопросы на фестивале "Вера и слово" http://www.patriarchia.ru/db/text/4650924.html:

 

— Пелагея Тюренкова, телеканал «Царьград». светских программ, но в основном для ежедневной часовой православной передачи, которую мы запустили буквально вчера. Просим Вашего благословения для новорожденной передачи. А вопрос такой. Сейчас в обществе возобновились очень жесткие дискуссии относительно исторических персонажей. Когда им устанавливают памятники или мемориальные доски, начинаются баталии, в ходе которых очерняется наше прошлое, наша история. И вопрос заключается в том, можем ли мы что-то сделать, чтобы добиться общественного согласия в понимании русской истории или же, говоря Вашими словами, разграничить шумы и сигналы.

 

— Да, шумы уж больно громкие. И вот что удивительно: Советский Союз, казалось бы, тоталитарный режим, жесткая идеология, при этом в центре Петербурга стоят памятники царям. С точки зрения советской власти все они были эксплуататоры, исчадия ада, — у нас же о царях ничего хорошего не говорили. Разве что о Петре чуть-чуть. А Екатерина? Хуже не бывает. А Николай I и так далее? И вот стоят памятники, и в советское время стояли. Понимали, что это эксплуататоры, что они наш народ терзали, но памятники им стояли. Когда я учился в школе, нам рассказывали, сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга. Невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в наше время так могли строить города. А Петр строил, и памятник ему стоит…

 

Не понимаю, почему у нас возникло столь обостренное отношение к таким персонам. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Кто-то пьет чай с сахаром и лимоном, кто-то со сливками, но мы же живем в свободном обществе. Ну, не приноси цветы к этому памятнику, пиши статьи, что этот человек вообще памятника не заслуживает. Мол, раз большинство проголосовало, мы принимаем их мнение, но это не исключает моего критического отношения к этой личности.

 

Мы должны научиться цивилизованно жить. Сейчас многие критически относятся к советскому прошлому, тем более к революции. Но ведь стоят же памятники, многие без всяких симпатий на них взирают, но ведь никому в голову не приходит их спиливать, как где-то неподалеку от России. Думаю, отношение к такого рода явлениям должно свидетельствовать об определенной зрелости людей, об их, в хорошем смысле слова, толерантности. Очень не люблю это слово, но оно вполне уместно, когда мы терпимо относимся к иной точке зрения, пусть ошибочной, пусть странной для нас. Не надо перенапрягать межличностные, общественные отношения, поднимать градус полемики, которая вообще не заслуживает того, чтобы слишком сильно влиять на умы людей. Полагаю, нам надо научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, ведь история вся соткана из различных точек зрения. И за границей стоят памятники кровавым королям, но никому в голову не придет сказать: давайте спилим, потому что они столько людей загубили. А вот в учебниках истории нужно говорить правду, нужно говорить и о хорошем, и о плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю, а самое главное, история должна перестать разделять наш народ. Не разделяют же наш народ экспонаты в музее — почему же история нас сейчас так разделяет?

 

Мы должны пройти через этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся и скажем: то, что с нами было, — было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были. Но мы устремляемся вперед как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой.

Share this post


Link to post

"И за границей стоят памятники кровавым королям, но никому в голову не придет сказать: давайте спилим, потому что они столько людей загубили." У меня вопрос: "За границей устанавливают сейчас,в наше время памятники "кровавым королям"? Разрушать памятники плохо, но устанавливать новые возможно?

Share this post


Link to post

"Но мы устремляемся вперед как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой."- может ли быть в данном случае памятник "скрепой",объединяющей православных? Пока только этот памятник разъединение побудил и недоумение у многих. Я вот подумала,что о.Илий присутствовал не на освящении этого мероприятия. О.Илий приверженцев такой "радикальной " исторической государственности личной кротостью поворачивал к Евангелию, в котором нет про "цель оправдывает средства",но есть про " да любите друг друга". "Мы вас любимо", - а в ответ:"Мы знаемо!" Все хотят "любви и ласки", и у губернатора, и Хирурга "от этого бывают другие глазки", если применить к данной встрече слова преп.Амвросия. Поправьте,если ошибаюсь. А рядом с памятником можно для исторической верности установить синодик с именами жертв того далекого времени. "Лес рубят - щепки летят" - но скажите мне,друзья,почему все думают ,что при этом он сам и его близкие будут или "топором",или в сторонке постоят,покурят? А если сами,дети,мамы,папы - под пилу или топор? 

Edited by SergNata

Share this post


Link to post

Я тут пообщалась с человеком, который в день открытия памятника был рядом с батюшкой. Инициатива - не его. Повод - установить памятник основателю города Орла, а это как раз Иоанн 4. Благословения не испрашивалось Батюшка не отклонил приглашения поприсутствовать, но и не торопился, прибыл с большим опозданием. Организаторы до этого не раз оказывали содействие в восстановлении святынь Орла. Фотография, которая могла смутить кого-то - не повод смущаться. Нормальный христианский подход - быть всем для всех, чтобы приобрести хоть некоторых. Это так апостол Павел говорил о своем служении. Цитата мб не совсем точная.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...