Jump to content
Andrei†

Патриарх Варфоломей и "украинский вопрос"

Recommended Posts

 

Интервью о церковных событиях. Но, на украинском. Какие моменты не ясны, переведу, ну, кому интересно, конечно. 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

О попытках втянуть Церковь в геополитику и глубоком подрыве единства Вселенского Православия

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Источник: Портал «Православная жизнь»

    

Интервью с Управделами УПЦ митрополитом Антонием (Паканичем) по поводу кризисной ситуации в мировом Православии, легализации «ПЦУ», духовных причинах раскола.

– Владыко, мы наблюдаем усугубление раскола: Александрийский Патриарх примкнул к числу поминающих «предстоятеля» раскольнической ПЦУ. Верующие встревожены, некоторые восклицают, что рушится их мир. Чего нам ожидать далее?

– С земной точки зрения ситуация действительно критична: на наших глазах пытаются легализовать раскольническую группировку. И в этой коварной затее, к прискорбию, участвуют наши братья из Поместных Церквей. Мы являемся свидетелями внедрения новых принципов экклезиологии, которых Православная Церковь еще не знала. Папство в любых видах чуждо православному сознанию. Кроме того, такого давления на православных иерархов со стороны властных структур различных государств трудно припомнить. Как-будто все в одночасье забыли, что свобода вероисповедания и невмешательство государства в религиозные дела являются одними из основных принципов демократии. Хотя здесь мы имеем дело не с забывчивостью, а с двойными стандартами: сильный «имеет право» диктовать свою волю более слабым и зависимым. Православную Церковь пытаются втянуть в свои большие геополитические планы. И кто-то из наших православных братьев воспринял эту политическую логику в ущерб сохранению единства Вселенского Православия. В результате, для многих рушится общее представление о правде, истине.

Скрытый текст

 

Но это взгляд человеческий, приземленный. Есть другое видение – евангельское.

Вспомним историю со смоковницей, которую проклял Христос по дороге в Иерусалим: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18, 19).

На смоковнице не было плодов, она была пуста, бесполезна и только вводила в заблуждение путников своей красотой.

Нечто подобное, судя по всему, происходит и в церковной жизни: внешнее благолепие, красивые и сладкие слова некоторых служителей скрывали под собой отсутствие духовных плодов, главным из которых является самозабвенная любовь ко Христу.

Проклятие смоковницы символизирует отвержение Христом тех, кто отвергает Его. Он и поныне встречает на своем пути бесплодные смоковницы, прикрытые листьями внешнего формального благочестия, а не внутреннего, сердечного раскаяния, которые Он обличает и отсекает от Себя: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7:21).

По поводу того, что мир рушится у некоторых… Если мир человека в основании своем имеет веру во Христа и покорность Его воле и заповедям, то он ни при каких обстоятельствах разрушиться не может. Он не то что на века, он – навеки.

Разрушение мира свидетельствует о том, что не на тех ценностях этот мир построен. Нужно честно себе в таком случае признаться, что Христос не является центром нашей жизни, Ему нет в ней соответственного места, возможно, где-то в уголке и отведено местечко, так, для проформы.

В целом данная ситуация – проверка всем нам. Она демонстрирует, что каждый из нас построил: дом на камне, подобно человеку благоразумному, который слушает слова Спасителя и исполняет их, поэтому никакие ветра и бури не разрушат его дом, или дом на песке, подобно человеку безрассудному, слушающему слова Христа, но не исполняющему их, и его дом при первом же порыве ветра и наводнении будет разрушен.

Так что в любой кризисной ситуации есть свои положительные стороны. Церковь самоочищается.

Владыко, как следует относиться к примкнувшим к раскольникам?

– По-христиански. Вы думаете, что человек, предавший Христа, Церковь, людей, которые ему доверяли, хорошо и мирно себя чувствует? Сомневаюсь. Думаю, свою Голгофу (муки совести) многие из них проходят во всей полноте. Будем молиться, чтобы Господь вывел заблудших к свету.

Те, кто пошел на такой проступок или пойдет, под давлением или по своей воле, уже наказали себя, отрезав себя от Бога и Его милостей. А это самое ужасные наказание и участь. Нам же нужно только пожалеть этих несчастных безумцев. «Вражда и злопамятство уничтожают благодать Божию в человеке», – говорил прп. Нил Мироточивый.

Среди узкого круга верующих наблюдаются панические настроения, кто-то обвиняет Священноначалие в бездействии. Что бы Вы могли ответить на это?

– К сожалению, многие не знают церковной истории. Многие осведомлены о Церкви в основном из адаптированных житий святых. В их представлении существует сусальная картинка о Церкви и Ее жизни.

Но это далеко не вся история. На протяжении всего существования Церкви было большое количество сложных и даже критических ситуаций, в том числе и схизмы между разными Церквями.

Проходил не один год, а порой десятилетия, столетия, прежде чем кризис был преодолен. Мы хотим, чтобы все происходило так, как мы хотим, здесь и сейчас, но все зависит не от нашего желания, а от Господа и Его воли.

Все испытания нужны нам, нашей душе в первую очередь. Они всегда являются проверкой на человечность, верность, честность, мужество.

Не стоит ждать быстрых решений, не нужно рубить с плеча. Много разных людей трудится на ниве церковной дипломатии, и сложно себе даже представить, каких усилий все это стоит. Легко критиковать и обвинять других, труднее набраться терпения и работать со своими недостатками и грехами.

Важно осознать: сегодняшняя борьба ведется на духовном уровне, а не на политическом. И эта борьба с диаволом, который искушает простых людей и Патриархов. Некие проигрывают в этом сражении.

Обличать зло нужно и называть вещи своими именами нужно, но не менее необходимо бороться со злом в себе и не судить, не разобравшись до конца в предмете.

Чего нам ждать далее? Что следует предпринимать верующим?

– Нужно идти за Христом, объединяться во Христе. «Не увлекайся общим потоком, но следуй по узкой стези вслед за святыми отцами», – советовал свт. Игнатий Брянчанинов.

Христос – высший Путеводитель жизни. Следует заниматься внутренним самовоспитанием, не строить иллюзий относительно других людей, больше погружаться в себя, исследовать свою душу, тогда меньше будет болезненных разочарований. Сказано: «всяк же человек ложь», следовательно, справедливости нужно искать только у Бога, а не в людях. Любой человек слаб и искушаем даже на самой высокой степени духовного развития.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий практически в каждом своем интервью советует верующим уходить во внутреннюю пустыню. Когда мы освобождаем душу от духовных болезней, она становится духовной пустыней. И туда человек должен восходить умом своим: хоть и не всегда там жить, но время от времени туда заходить и творить молитву, там примиряться с Богом, там просить благодать, чтобы Господь дал силу любить ближних, даже своих врагов и ненавидящих нас. Это очень важный и ценный духовный совет. Если мы, христиане, не научимся внутренне дистанцироваться от мира, не будем предпочитать Божественное человеческому, не выстроим своих личных отношений с Богом, то мир нас поглотит со своими страстями и новостями.

 

Учитесь внутреннему деланию – молитве! Это и есть жизнь с Богом и в Церкви.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Портал «Православная жизнь»

18 ноября 2019 г

 

http://pravoslavie.ru/125620.html

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Об отказе в участии в общецерковном обсуждении действий Константинопольского патриарха в Украине, что недавно предложил Иерусалимский Патриарх Феофил, заявил Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним сразу же после своей закрытой встречи с послом США в Греции Джеффри Пайеттом, состоявшейся 22 ноября 2019 года. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на «Оrthodoxostypos.gr».

Как сообщили греческие информационные издания, во время закрытой для прессы встречи архиепископа Иеронима с американским чиновником, стороны обсуждали украинский церковный вопрос.

Сразу после завершения встречи Предстоятель Элладской Церкви сделал заявление по поводу инициативы Иерусалимского Патриарха Феофила собраться всем Предстоятелям в Иордании для поиска путей урегулирования кризиса в украинском Православии.

В частности, Архиепископ Иероним сказал: «Я не могу четко ответить, потому что не знаю критериев и откуда они берутся. Мы не знаем, это позиция Патриарха (то есть Иерусалима), или Вселенский Патриарх знает об этом или нет. Далеко не каждый может созвать панортодоксальную встречу. Это прерогатива Вселенского Патриарха. Если Вселенский Патриарх пригласит нас, мы не скажем “нет”, но если кто-то, кто управляет любой другой Церковью, пригласит нас, я скажу “нет”».

В свою очередь Пайетт передал Архиепископу Иерониму письмо от Сэма Браунбэка, Посла по делам международной религиозной свободе. Также господин Дж. Пайетт назвал признание Архиепископа Иеронима так называемой «ПЦУ» «историческим решением», и недвусмысленно дипломатично заметил, что «США признают мудрость Архиепископа Иеронима».

Это обстоятельство, как, собственно, и комментарии американского чиновника, красноречиво доказывает факт грубого шантажа и давления американских политиков на Поместные Православные Церкви, Предстоятели которых принимают общецерковные решения после получения указаний от второстепенных чиновников правительства США.

 

http://www.pravoslavie.ru/125801.html

Share this post


Link to post

Работа подворья Александрийского Патриархата в Москве приостановлена

 

"Действие представительства Александрийского Патриархата в Москве временно приостановлено", – сказал секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, передает агентство «Интерфакс-религия».

По словам отца Игоря, окончательное решение о перспективах работы Александрийского подворья предположительно примет Священный Синод Русской Православной Церкви, заседание которого намечено на конец декабря.


https://filin-dimitry.livejournal.com/1890528.html

Share this post


Link to post

Интересно, если Фанар официально об этом единении объявит, что будут делать Элладская и Александрийская Церкви? Тоже последуют за своим, скажем так, "Папой"?

Share this post


Link to post
22 часа назад, ВадимД сказал:

Интересно, если Фанар официально об этом единении объявит

Когда такое случится, тогда и посмотрим. Да убережёт всех Господь от подобного отступничества!

 

Пока же архиерей Александрийской Церкви выступил в поддержку Собора по вопросу ПЦУ.

Share this post


Link to post
1 час назад, AndreyVKh сказал:

Пока же архиерей Александрийской Церкви выступил в поддержку Собора по вопросу ПЦУ.

По-моему, поддержка Собора - только в заголовке СПЖ.

Иероним ведь тоже "не против Собора", если Варфоломей созовет. 

И здесь мы видим:

Цитата

Владыка уверен, что «сохранение православного единства Поместных Православных Церквей и, следовательно, всех православных христиан зависит от смирения и любви к Церкви со стороны двух людей – нашего Вселенского Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

В связи с этим митрополит Серафим предлагает:

«1. Совместно предложить создание Объединенного комитета двух Церквей для рассмотрения украинского вопроса в период нескольких месяцев или в течении года.

2. Если Объединенный комитет не придет к совместному предложению, то нужно возобновление работы специального православного комитета Святых и Великих Синодов, чтобы продолжить разбор темы автокефалии, которая была прекращена (на Критском Соборе – Ред.)».

Если Албанский предстоятель действительно говорит о Соборном решении, то этот говорит о том, что все зависит только от двух человек, которые должны  между собой договориться либо в одном комитете, либо в другом. 

Share this post


Link to post
23 часа назад, ВадимД сказал:

Интересно, если Фанар официально об этом единении объявит, что будут делать Элладская и Александрийская Церкви? Тоже последуют за своим, скажем так, "Папой"?

зато какая власть и деньги))

Share this post


Link to post
29 минут назад, Юрий Кур сказал:

По-моему, поддержка Собора - только в заголовке СПЖ.

Согласен с вашей оценкой, тем более что решению своего патриарха митрополит Серафим не возражает:

Цитата

Митрополит подчеркнул, что «эти мысли являются личными. Позиция Александрийского патриархата по этому вопросу выражена Александрийским Патриархом Феодором II в Синоде».

 

Share this post


Link to post

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА

 

Русскому богословию, веками воспитывавшемуся в смирении и благоговении перед фигурой Константинопольского патриарха и последовательно декларировавшему его верховенство в церковной иерархии, психологически очень трудно признать, что первенство Константинопольского патриарха в Церкви является пустым и бессодержательным и что между Московским и Константинопольским патриархами нет никакой разницы ни в правах, ни даже в чести. Но канонические бесчинства патриарха Варфоломея и поддерживающих его епископов вынуждают нас сделать давно обоснованный шаг — решительно и окончательно отказаться признавать за Константинопольским патриархом какие бы то ни было особые права и преимущества. И решающим основанием для такого шага является александрийская традиция, хранителем которой отныне призвана быть Русская Православная Церковь.

http://pstgu.ru/news/university/2019/11/20/83232/

Share this post


Link to post
2 часа назад, *Владислав* сказал:

александрийская традиция,

Действительно ли нам нужна эта александрийская традиция? В том докладе, в частности, говорится:

 

Цитата

Получается, что в текущей ситуации неоправданной агрессии против Русской Церкви мы имеем на своей стороне не только сонм святых новомучеников во главе со святителями Тихоном и Петром, которые были вынуждены давать отпор вторжению Фанара во внутренние дела нашей Церкви. Русская Церковь в трагедии нового разделения православного мира обретает опору и в лице святителя Мелетия Пигаса и всей его богословской школы, которая выковывалась в трудное время исповедничества самих восточных христиан.

Но судя по православной энциклопедии, деятельность свт. Мелетия вылилась в  то, что фактически александрийский патриарх руководил всей православной ойкуменой:

Цитата

В условиях смут и нестроений, сотрясавших в кон. XVI в. Вселенский престол, Мелетий Пигас, глава второго по диптиху Патриархата, в какой-то мере взял на себя духовно-политическое лидерство на правосл. Востоке. Его деятельность простиралась на все страны восточнохрист. мира - от России до Эфиопии. Известно ок. 300 его писем и посланий, посвященных различным церковным и политическим вопросам и адресованных на Украину, Крит, в Молдавию, Сирию, Венецию и т. д. Особое внимание Патриарх уделял положению в Юго-Зап. Руси, где иезуиты активно насаждали унию. В 1593 г. он отправил туда в качестве экзарха своего племянника и буд. преемника на Александрийском престоле Кирилла III Лукариса, ставшего ректором Острожской академии и едва избежавшего ареста, когда после принятия Брестской унии (1596) начались преследования православных. В 1597 г. Мелетий поддержал решения правосл. Брестского Собора (см. Брестские Соборы) и долгие годы вел активную переписку с вождями Православия на Украине, особенно с кн. К. К. Острожским. Патриарх занимался вопросом объединения с коптами и эфиопами, среди к-рых также активно вели пропаганду иезуиты. Мелетий сумел убедить копт. патриарха Гавриила отойти от пролатинской ориентации.

После кончины Иеремии II (1595) православные К-поля с согласия османских властей обратились к Патриарху Мелетию с просьбой возглавить Вселенский престол, однако александрийцы грозили силой удержать его в Египте, и Мелетий вынужден был уступить просьбам своей паствы. Однако он все же согласился на временное окормление К-польской Церкви, к-рую оставил после избрания на Вселенский престол Матфея II (1598-1602). Чрезмерные труды подорвали здоровье Патриарха, и он скончался в возрасте 52 лет.

http://www.pravenc.ru/text/82070.html

Судя по комментариям в ВК тех православных, которые "со смущением" относятся к разрыву общения с КП, их больше затрагивает не богословская, а каноническая сторона вопроса. Есть, конечно, те, кто выстроил у себя в воображении стройную картину Церкви со Вселенским патриархом во главе, но таких меньшинство; а большинство "условно не вполне согласных" с разрывом боится  того, что полное пренебрежение каноническим правом приведет к разрушению церковного организма; и поэтому они хотели бы решений, которые как-то вписывались бы в каноны. Подчас эти усилия приводят к формализму. 

Share this post


Link to post
12 минут назад, Юрий Кур сказал:

Действительно ли нам нужна эта александрийская традиция?

Полагаю, что приведённый доклад сделан "в пику" текущей ситуации с Александрийским патриархатом, чтобы показать, как его предстоятель отступил от своих же наставников.

 

14 минут назад, Юрий Кур сказал:

Судя по комментариям в ВК тех православных, которые "со смущением" относятся к разрыву общения с КП, их больше затрагивает не богословская, а каноническая сторона вопроса.

А мне непонятно, откуда взялся следующий тезис доклада:

Цитата

Русскому богословию, веками воспитывавшемуся в смирении и благоговении перед фигурой Константинопольского патриарха и последовательно декларировавшему его верховенство в церковной иерархии

В содержании доклада обоснование этому отсутствует.

Share this post


Link to post
2 часа назад, Юрий Кур сказал:

Действительно ли нам нужна эта александрийская традиция? 

Я в данном вопросе, хоть сочувствующий и пристрастный, но все-таки больше наблюдатель.))

Моих знаний и разумений не достаточно для дискуссий по этому вопросу.

Уверен, Господь даст необходимую силу и меру разумения нашими иерархам. 

  • Like 2

Share this post


Link to post

«Нам надлежит оставаться верными и Церкви, и ее Кормчему»

Беседа с митрополитом Владимиром (Морозом), наместником Свято-Успенской Почаевской лавры

 

http://pravoslavie.ru/125926.html

Share this post


Link to post
1 час назад, AndreyVKh сказал:

Да откроются помышления многих сердец (Лк.2:35). 

 

Митрополит Пловдивский Николай в свое время прогремел радикальным обличением экуменизма, представлял себя как столп православия, противостоящий конформизму.

И как красиво говорил:

Цитата

Что бы ни говорили украинские раскольники о своём возможном признании со стороны мирового Православия и, в частности, со стороны Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, этого никогда не будет, и никто на Украине не должен обманываться на сей счёт. Об этом в интервью Информационно-просветительскому отделу УПЦ заявил представитель Болгарской Православной Церкви митрополит Пловдивский Николай.

...

«Это и наша боль, говорю искренно. Потому что, как сказано, Церковь — есть Тело Христово, и когда страдает один Её член, страдает весь организм. Мы знаем и чувствуем страдания канонической Украинской Православной Церкви. Страдает от этого организм всего Православия. Так что молимся, чтобы Господь вылечил эту боль в церковной жизни Православия», — отметил представитель Болгарской Православной Церкви.

Комментируя в связи с этим недавние контакты представителей «Киевского Патриарата» с Константинопольским Патриархом, митрополит Николай отметил: «Я думаю, что Вселенский Патриарх им посоветует покаяться вовремя и возвратиться в лоно канонической Православной Церкви. Патриарх, который хорошо знает каноны Церкви, не может им что-то другое посоветовать».

По словам владыки, признание украинских раскольников со стороны Поместных Православных Церквей невозможно «не потому что мы не хотим, а потому что каноны Церкви не позволяют признать некое формирование, которое себя называет Церковью».

 

И вот результат - сначала демарш по отношению к визиту митрополита Иллариона в Болгарию, а теперь вступление в общение с раскольниками. Урок всем желающим быть "правее папы римского". Гордыня безнаказанной не остается.  

Share this post


Link to post
19 минут назад, Юрий Кур сказал:

Урок всем желающим быть "правее папы римского". Гордыня безнаказанной не остается.  

"Пример" апостола Петра известен:

Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

Мф. 26:33-34

 

Укрепи, Господи, всех стоящих в вере Твоей и убереги от падений!

  • Like 2

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...