Перейти к публикации
inna d

С наступающим праздником Богоявления и Крещения Господня!

Рекомендованные сообщения

Песнопения праздника Богоявления развивают несколько богословских тем.


Первая — собственно Богоявление, то есть явление Бога людям как таковое. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим 3. 16). Бог явил Себя людям уже в Рождестве — недаром Рождество и Богоявление столь тесно связаны между собой, — но начинает говорить к ним только спустя целых три (!) десятилетия, когда приходит ко Крещению. С этого времени Он уже не скрывает Свое пришествие в мир от ангелов и людей:

Днесь всяка тварь просвеща‌ется, днесь вся‌чeская веселя‌тся, Небе‌сная вку‌пе и земна‌я — а‌нгели и челове‌цы смеша‌ются, — иде‌же бо Царе‌во прише‌ствие, и чин прихо‌дит. 
Теце‌м у‌бо на Иoрда‌н и ви‌дим вси Иоа‌нна —  ка‌ко креща‌ет Верх Нерукотворе‌нный и Безгре‌шный?
Те‌мже, апо‌стольский глас припева‌юще, согла‌сно возопие‌м: «яви‌ся благода‌ть Бо‌жия спаси‌тельная всем челове‌ком», озаря‌ющи и подаю‌щи ве‌рным ве‌лию ми‌лость.

(Стихира на литии).

 

Другая тема — свет. Сам наступивший праздник в древности назывался также праздником Светов. Слово святителя Григория Богослова, которое положено читать сегодня на всенощной, начинающееся со слов «Опять Иисус мой, и опять таинство...» (ср. начало стихиры в первый день предпразднства), надписано: «На святые Светы Явлений Господних (https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/39)». Свет — это и просвещение, то есть таинство Крещения, но это и огонь, о котором говорит Иоанн Предтеча: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3. 16).

Яви‌лся еси‌ днесь вселе‌нней, и свет Твой, Го‌споди, зна‌менася на нас, в ра‌зуме пою‌щих Тя: прише‌л еси‌ и яви‌лся еси‌, Свет Непристу‌пный.

(Кондак).


Многие песнопения развивают тему удивления Иоанна, смутившегося, когда Господь пришел, чтобы креститься от него: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3. 14). Склонив голову перед Своим же творением, Господь не только явил образ смирения, но и показал, что Он принял на Себя все стороны человеческой природы и исполнит все то же, что «надлежит исполнить» (Мф 3. 15) всякому верующему.

Бог Сло‌во яви‌ся пло‌тию ро‌ду челове‌ческому, стоя‌ше крести‌тися во Иорда‌не, и глаго‌лаше к Нему‌ Предте‌ча: «Ка‌ко простру‌ ру‌ку и прикосну‌ся верху‌ Держа‌щаго вся‌ческая?.. А‌ще и от Мари‌и еси‌ Младе‌нец, но вем Тя, Бо‌га Преве‌чнаго... По земли‌ хо‌диши, пева‌емый от серафи‌м, — и раб Влады‌ку креща‌ти не научи‌хся...»
Непостижи‌ме Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

(стихира по 50 псалме)

 

Ещё одна, и очень важная, тема — откровение Бога как Троицы. В Ветхом Завете о Боге говорится как о Сущем, Едином, Господе, но о Троичности Лиц упоминается лишь прикровенно: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс 32. 6). Но в событии Крещения Троичность Лиц становится явной: Сын предстоит, Дух сходит, Отец свидетельствует:

Тро‌ицы явле‌ние во Иорда‌не бысть — са‌мое бо Пребоже‌ственное Естество‌, Оте‌ц, возгласи‌: «Сей креща‌емый – Сын возлю‌бленный Мой!», Дух же прии‌де к Подо‌бному, Его‌же благословя‌т лю‌дие и превозно‌сят во вся ве‌ки.

(Тропарь 8-й песни первого канона праздника, он же читается во время архиерейской литургии на Трисвятом).

 

Так Крещение Господне становится не только началом земной проповеди Спасителя, но и событием космологического значения, когда состоялось откровение главной тайны о Боге:

Во Иoрда‌не креща‌ющуся Тебе‌, Го‌споди, Тро‌йческое яви‌ся поклоне‌ние: Роди‌телев бо глас свиде‌тельствоваше Тебе‌, возлю‌бленнаго Тя Сы‌на имену‌я,/ и Дух в ви‌де голуби‌не изве‌ствоваше словесе‌ утвержде‌ние.
Явле‌йся Христе‌ Бо‌же и мир просвеще‌й, сла‌ва Тебе‌!

(Отпустительный тропарь).


На этом откровении основана вся жизнь Церкви. Вступающий в нее должен принять Крещение, совершаемое со словами: «Крещается N во имя Отца и Сына и Св. Духа», то есть «Такой-то погружается (= буквальный смысл слова "крещается") во Имя» Бога-Троицы. Погрузившись в это Имя одновременно с видимым погружением в воду, человек уже всегда — почему и невозможно повторить истинное Крещение — пребудет в Боге. Иоанново Крещение ещё не было христианским таинством, но Крещение Господа Иисуса, в котором явилась Пресвятая Троица, котором в воде предстоял сам Христос, в котором на человеческую природу явно нисходил Дух Святой, лежит в основе таинства Крещения всякого христианина.

И‌стинный Свет яви‌ся и всем просвеще‌ние да‌рует.
Креща‌ется Христо‌с с на‌ми, И‌же вся‌кия вы‌шши чистоты‌.
Влага‌ет свяще‌ние воде‌, и душа‌м сие‌ очище‌ние быва‌ет.
Земно‌е — явля‌емое, и вы‌ше Небе‌с —  разумева‌емое. 
Ба‌нею – спасе‌ние, водо‌ю же – Дух. 
Погруже‌ния ра‌ди, и‌же к Бо‌гу наш восхо‌д быва‌ет. 
Чудéсна дела‌ Твоя‌, Го‌споди, сла‌ва Тебе‌!

(стихира на хвалитех)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С наступающим праздником всех!

 

Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице? На эти вопросы отвечает о. Оле́г Ви́кторович Стеня́ев 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...